Чем больше слез тем больше облегченье в слезах и заключается леченье
Новые похождения Кота в сапогах (1958)
Регистрация >>
В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.
Вы хотите зарегистрироваться?
новое сообщение
отзывы
Игорь, так я и пишу: мне старый фильм больше нравится. Но мой фаворит в нём безусловно Милляр. Пожалуй, с этим фильмом в детстве пришло и понимание того, что шут может быть грустным.
«Чем больше слёз, тем больше облегченья // В слезах и заключается леченье».
Но тётя, конечно, эффектна, кто спорит. Кстати. Вы заметили здесь «привет» «Золушке»? Фея (правда, злая) здесь тоже стареет и молодеет по настроению.
Чем больше слез тем больше облегченье в слезах и заключается леченье
«Несмеяна ржет как конь». Это особенно понравилось)). Совсем недавно в одном из сказочных квестов у меня была роль Несмеяны).
А вообще вспомнился рецепт лечения принца в одном из старых фильмов:
😉 надо же. Не знала)))
вощьму на заметку, принцы таки попадаюются)
а Несмеяна да, она такая)
спасибо большое, Ирин))
🙂 Зачем же ругаться, если человек заметил что-то не очень толковое?)
подумаю, как поправить, и за название фильма спасибо
Доброго Вам дня, Татьяна.
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Чем больше слез тем больше облегченье в слезах и заключается леченье
ЦЕЛЕБНАЯ СИЛА СЛЁЗ
Способностью плакать мы наделены от рождения, но, повзрослев, считаем слезы проявлением слабости. Нужно ли сдерживать слезы, или, может быть, наоборот – поплакать иногда полезно? Ведь бывают моменты, когда сдержать слезы очень трудно.
Какие бывают слезы?
Ежедневно наши глаза вырабатывают немногим более 14 граммов слезной жидкости. Образуется она в железах, расположенных вокруг каждого глаза. При моргании слезная влага распределяется по поверхности глаза, а ее избыток попадает в слезные канальцы. Канальцев два. Каждый расположен во внутреннем углу глаза и соединяется со слезным мешком, выходящим в полость носа. Именно поэтому при плаче у нас не только глаза на мокром месте, но и нос.
Так зачем же мы все-таки плачем?
1. Слезы на 98 процентов состоят из воды. Но не только. Механические слезы, например, содержат в себе жировые элементы, слизь, протеины и антибактериальные вещества. Они необходимы для увлажнения глаза, его чистоты и защиты от инфекций. Механические слезы вырабатываются в железах все время, но мы практически не замечаем их, потому что эти слезы не вытекают из глазниц.
2. Рефлекторные слезы выделяются в ответ на раздражители. Именно рефлекторными слезами мы плачем, когда режем едкий лук. Они почти целиком состоят из воды, потому что необходимы, прежде всего, для того, чтобы интенсивно промыть глаз.
3. Грусть и тяжелые переживания, а также состояние эйфории, как известно, легко вызывают слезы. Самые плотные среди эмоциональных слез – те, что вызываются страданиями. Такие горькие слезы насыщены гормонами стресса. Большинство людей после них чувствуют облегчение, потому что слезы как бы вымывают стресс из организма.
Полезно ли плакать?
Почему женщины – плаксы?
Женщины действительно плачут чаще в сравнении с мужчинами. «Виноват» в этом гормон пролактин, который отвечает не только за выделение слез, но и за выработку молока при грудном вскармливании. Мужская сдержанность объясняется отчасти тестотероном. Этот мужской гормон препятствует накоплению слезной жидкости в достаточном количестве.
Отчасти эмоциональная скупость у мужчин обуславливается социальными стереотипами. Что внушают мальчикам родители? Правильно. «Плакать стыдно, ты же мужчина!»
Вредные привычки, вызывающие дефицит слёз
— Сидеть подолгу за компьютером и находится в плохо проветриваемых прокуренных помещениях.
— Неправильно питаться, не есть рыбу, богатую полезными жирными кислотами омега-3.
— Злоупотреблять глазными каплями из разряда «освежают и быстро снимают покраснение глаз».
— Мало пить обычной воды.
И самое главное! Слёзы, как и всякое лекарство, полезны в нужной дозировке. Злоупотреблять ими противопоказано!
У Норбекова есть упражнения по слезотерапии…
«Физиология утверждает, что при формировании зародыша первыми появляются глаза, а зрачки на 12 дней позднее. Анатомия говорит, что слёзы образуются из жидкости, омывающей глазные яблоки, и что под носовой полостью имеется проход, проводящий слёзы и выделения в носу, соединяющийся с внутренними органами. Именно через этот проход изгоняются внутренние, скрытые болезни. Других каналов, пригодных для этой цели, в теле нет».
Сокровищница духовной мудрости
Слезы
Горе нам, что так окаменены сердца наши, что часто, напряженно ища сокрушения слез, не успеваем в этом по причине крайнего нерадения и разленения (прп. авва Исаия, 89, 437).
. Плач требует соразмерности с разумом касательно того, о ком, сколько, когда и как должно проливать слезы (свт. Василий Великий, 8, 50).
Моли Господа и проливай слезы перед Его благостию; тогда памятозлобие не водворится в душе твоей, и молитва твоя будет яко кадило (Пс. 140, 2) перед Ним (прп. Ефрем Сирин, 30, 188).
Вода угашает пламень в доме, а слезы во время молитвы угашают злые вожделения (прп. Ефрем Сирин, 30, 214).
. У людей бывают трех различных родов слезы. Бывают слезы о вещах видимых, и они очень горьки и суетны. Бывают слезы покаяния, когда душа возжелает вечных благ, и они весьма сладки и полезны. И бывают слезы раскаяния там, где плачь и скрежет зубом (Мф. 8, 12), и эти слезы горьки и бесполезны, потому что вовсе безуспешны. (прп. Ефрем Сирин, 30, 217).
. Угодно Небесному Врачу, чтобы каждый собственными своими слезами врачевал себя и спасался (прп. Ефрем Сирин, 30, 294).
Приступи, грешник, к Доброму Врачу, принеси слезы — это наилучшее врачевство (прп. Ефрем Сирин, 30, 294).
Прольем слезы, пока еще время принятию слез, чтобы, отшедши в тамошний век, не плакать бесполезно: ибо там ни во что вменяются слезы (прп. Ефрем Сирин, 30, 297).
О, сила слез! До чего простерлась ты? — С великим дерзновением невозбранно входишь ты в самое небо (прп. Ефрем Сирин, 30, 305).
Слезами просветляется душа по дару Господню, как в зеркале отражая в себе небесное (прп. Ефрем Сирин, 30, 600).
Святые и чистые слезы по Богу всегда омывают душу от грехов, очищают ее от беззаконий. Слезы по Богу во всякое время дают дерзновение перед Богом (прп. Ефрем Сирин, 31, 97).
Слезами оросите, кающиеся, дверь дома примирения; потому что там найдете Иисуса, Которого лобызала блудница; и Он готов оставлять долги бедному человеческому роду (прп. Ефрем Сирин, 33, 180).
. Блажен, кто сколько-нибудь времени плакал здесь; потому что слезы его прекратились, и их уже нет, и наслаждается он непреходящим блаженством (прп. Ефрем Сирин, 33, 200).
Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе золота, и серебра, и драгоценных камней. Приими же, Господи, слезы очей моих, да благоугодны Тебе будут слова моления моего, и, по щедротам благодати Твоей, прости мне долги мои (прп. Ефрем Сирин, 33, 276).
Да не иссякнут слезы в очах у тебя, исполненный грехов и неправд. Проси щедрот у Бога, чтобы в день праведного Суда простил тебе долги твои. (прп. Ефрем Сирин, 33, 302).
Ежечасно проливай перед Судиею слезы сокрушения о гнусных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои. Сугубо плачь о себе, чтобы Правдивый и услышал тебя, и примирил с тобою (прп. Ефрем Сирин, 33, 321).
Слезы, льющиеся на мертвую плоть, не возвращают ее к жизни; а если они пролиты о душе — воскрешают и возвращают ее к жизни (прп. Ефрем Сирин, 34, 51).
Не ради плоти даны тебе слезы, скорбь и печаль, но ради души дал тебе их Бог, чтобы ее возвращал ты ими к жизни (прп. Ефрем Сирин, 34, 51).
. В дар Богу принеси плач, источи слезы из очей своих; твоими слезами и Божиею благостию мертвая душа твоя возвращена будет к жизни. (прп. Ефрем Сирин, 34, 51).
Не презирай слез ты, который сам претерпел достойное многих слез, и потом помилован (свт. Григорий Богослов, 15, 147).
Христиане имеют у себя утешение Духа, слезы, плач и воздыхание, и самые слезы составляют для них наслаждение (прп. Макарий Египетский, 67, 123).
Слеза, проливаемая действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении истины и с разжжением внутренности есть пища души. (прп. Макарий Египетский, 67, 189).
Слезы — тщательный страж для спасающихся добродетелию (свт. Григорий Нисский, 18, 261).
Тяжела печаль, и неудобоносно уныние; но слезы к Господу сильнее их (авва Евагрий, 89, 616).
. Твои глаза пусть прольют слезы; и слезы могут погасить костер грехов (свт. Иоанн Златоуст, 45, 695).
. Будем омывать нечистоты свои слезами; велик плод этих рыданий, велико назидание и утешение (свт. Иоанн Златоуст, 45, 695).
Не так источники вод делают сады цветущими, как потоки слез напояют плод молитвы, содействуя ему достигнуть наибольшей высоты (свт. Иоанн Златоуст, 47, 801).
. Как семена имеют нужду в дожде, так мы — в слезах (свт. Иоанн Златоуст, 48, 392).
Я требую слез, проливаемых не напоказ, а из сокрушения, проливаемых тайно, в уединенной комнате, без свидетелей, в тишине и в безмолвии, слез из глубины сердца, от внутренней скорби и печали, проливаемых единственно для Бога (свт. Иоанн Златоуст, 50, 67).
Как мирская радость бывает смешана с печалью, так слезы по Боге произращают всегдашнюю и неувядающую радость (свт. Иоанн Златоуст, 50, 67).
Незначительные ручейки от дождя уносят легкие стебельки: значительной же глубины реки и речки, бурные горные потоки бывают в состоянии увлекать с собой глубокосидящие в воде пни и тяжелые камни. Взвесь свои грехи. Если прегрешение твое незначительно, достаточно и немногих слез; если грех велик, то больше должен быть и поток слез. Если же у тебя есть и уверенность в жизни, и готовность плакать, и сердце сокрушенное, и еще не все слезы ты выплакал о себе самом, то удели и мне часть слез: плачь о грехах брата (свт. Иоанн Златоуст, 51, 984).
Не тогда должно плакать, когда мы бедны, но когда грешим. Только это одно достойно слез, а все прочее достойно даже смеха (свт. Иоанн Златоуст, 53, 587).
Когда мы уговариваем брата, живущего во грехе, — следует плакать, если только мы соболезнуем и вздыхаем о нем. Когда кого убеждаем, а тот не слушает и идет на погибель — нужно плакать. Это слезы разумные. Но если кто сделался беден, или заболел телесно, или умер — плакать не следует, потому что это не стоит слез (свт. Иоанн Златоуст, 54, 462).
Не всякое излияние слез происходит от одного расположения или одною силою. Иначе плач бывает от уязвления нашего сердца сознанием грехов, о чем говорится: Утомлен я воздыханиями моими; каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постелю мою (Пс. 6, 7). Еще: проливай ручьем слезы день и ночь, не давай себе покоя, пусть не умолкает зеница ока твоего (ср.: Плач. 2, 18). Иначе происходит от созерцания вечных благ и от желания будущей славы, ради которой истекают обильные источники слез, от несдержимой радости и безмерной живости, когда душа наша жаждет к Богу — Источнику Живому, говоря: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь (Пс. 41, 3—4), с плачем и сетованием ежедневно взывая: горе мне, что пршелствие мое продолжилось, много пришелствовала душа моя (ср.: Пс. 119, 5—6). Иначе текут слезы, хотя без представления своих грехов, но от страха геенны и от воспоминания о Страшном Суде, страхом которого пораженный Пророк молится Богу, говоря: не вниди в суд с рабом Твоим, потому что не оправдается пред Тобой ни один из живущих (ср.: Пс. 142, 2). Есть также и другой род слез, который происходит не от сознания своих грехов, а от сожаления об ожесточении и грехах других, как плакал Самуил о Сауле, пророк Иеремия и Господь Иисус Христос об Иерусалиме (см.: 1 Цар. 15, 35; Лк. 19, 41). Пророк Иеремия говорит: Кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез, и я буду плакать день и ночь об убитых дщери народа моего (ср.: Иер. 9, 1). Таковы же и те слезы, о которых говорит: Я ем пепел, как хлеб, и питие мое с плачем растворяю слезами (ср.: Пс. 101, 10). Ясно, что эти слезы происходят не от того расположения духа, от какого текут у Псалмопевца, когда он от лица кающегося говорит: утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою (Пс. 6, 7); но от скорбей этой жизни, от тесноты и горестей, какими праведники угнетаются в этом мире. Это ясно доказывает не только содержанием псалма, но и надписание, которое от лица нищего. так пишется: молитва нищего, когда он унывает, и изливает пред Господом печаль свою (ср.: Пс. 101, 1). Итак, от этих слез много отличаются те, которые при ожесточении сердца выжимаются из сухих глаз и которые не считаем совсем бесплодными, ибо они происходят от доброго намерения, особенно у тех, которые не могли еще достигнуть совершенного знания, или вполне очиститься от скверны прежних или настоящих пороков (прп. авва Исаак, 56, 342—343).
Те, которые уже утвердились в расположении к добродетелям, не должны (насильственным) образом исторгать течение слез, и не очень много надобно домогаться плача по внешнему человеку; да если бы он как-нибудь был произведен, то никогда не может достигнуть до плодовитости самопроизвольных слез. Ибо своими усилиями более развлекая душу молящуюся, он будет понижать, погружать вниз, низведет с небесной высоты, на которой изумительный дух молящегося неуклонно должен быть утвержден, и по ослаблении внимания к молитве заставит его скорбеть о бесплодных каплях слез (прп. авва Исаак, 56, 343).
. Слезы покаяния не только не укоризненны, но и приятны Богу, как фимиам (прп. Исидор Пелусиот, 60, 128).
Пользуйся слезами к успешности всякого твоего прошения, потому что Владыка с великою радостью приемлет молитву, принесенную в слезах. (прп. Нил Синайский, 71, 175).
Прекрасная баня для души — слезы во время молитвы; но после молитвы помни, о чем ты плакал (прп. Нил Синайский, 72, 252).
Нет порока, которого бы не истребляли спасительные слезы покаяния (прп. Нил Синайский, 73, 322).
Ковда во время молитвы своей изливаешь потоки слез, отнюдь не возносись тем сам в себе, как будто ты выше многих. Это помощь свыше прияла молитва твоя, чтобы ты, усердно исповедовав грехи свои, слезами умилостивил Владыку (прп. Нил Синайский, 90, 224).
Бывают слезы сожигающие и бывают слезы утучняющие. Посему все те слезы, которые исходят из сущности сердца от сокрушения о грехах, иссушают и сожигают тело, а нередко и самое владычественное в душе, во время излияния слез, ощущает от них вред. И сперва человек по принуждению вступает на эту степень слез, и ими отверзается ему дверь войти на вторую ступень, лучшую первой; и это есть страна радости, в которой человек приемлет милость. Это уже слезы, проливаемые по благоразумию: они и укращают, и утучняют тело, и исходят непринужденно сами собою; и не только, как сказано, утучняют тело человеческое, но и вид человека изменяется. Ибо сказано: сердцу веселящуся, лице цветет: в печалех же сущу, сетует (Притч. 15, 13) (прп. Исаак Сирин, 58, 93-94).
, положены уму как бы некиим пределом между телесным и духовным, между состоянием страстным и чистотою (прп. Исаак Сирин, 58, 100).
. Когда ум совершенно бывает в сем мире, тогда совершенно лишается он. слез. И это есть признак, что человек погребен в страстях (прп. Исаак Сирин, 58, 100).
. Слезы, проливаемые по благоразумию: они и украшают, и утучняют тело, и исходят непринужденно, сами собою. (прп. Исаак Сирин, 58, 101).
. Если приобретем сию благодать слез, лучшую и превосходнейшую прочих дарований, то, при помощи ее, достигнем чистоты (прп. Исаак Сирин, 58, 105).
. Никто не знает помощи, бывающей от плача, кроме тех одних, которые предали души свои делу сему (прп. Исаак Сирин, 58, 106).
Проливать слезы и плакать — это дарование бесстрастных (прп. Исаак Сирин, 58, 106).
Слезы во время молитвы — признак Божией милости, которой сподобилась душа в покаянии своем, — признак того, что молитва принята и слезами начала входить на поле чистоты. Ибо, если не будут отъяты в людях помыслы о преходящем, и не отринут они от себя мирской надежды, и не возбудится в них пренебрежение к миру, и не начнут они уготовлять доброго напутствия к исшествию своему, не начнут в душе восставать помыслы о том, что будет там, то глаза не могут проливать слез, потому что слезы суть следствие беспримесного и невысокопарного размышления, многих, частых и неуклонно пребывающих помыслов, памятования о чем-то тонком, совершающемся в уме, и памятованием сим приводящем сердце в печаль. От сего-то слезы умножаются и наиболее усиливаются (прп. Исаак Сирин, 58, 138).
Когда достигнешь области слез, тогда знай, что ум твой вышел из темницы мира сего. (прп. Исаак Сирин, 58, 339).
. Крещение очищает нас от прежде бывших зол, а слезы очищают грехи, сделанные и после крещения. Если бы человеколюбие Божие не даровало нам оных, то поистине редки были бы и едва обретались бы спасающиеся (прп. Иоанн Лествичник, 57, 76—77).
Когда душа и без нашего страдания и попечения бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умилением, тогда поспешим, ибо Господь пришел к нам и без нашего зова и дал нам губу боголюбезной печали и прохладную воду благочестивых слез на изглаждение рукописания согрешений. Храни сей плач как зеницу ока, пока он мало-помалу от тебя не отойдет, ибо велика сила оного, и далеко превосходит силу того плача, который приходит от нашего тщания и умышления (прп. Иоанн Лествичник, 57, 79).
. Ибо в них нет ни окрадения, ни возношения, но очищение, преуспеяние в любви к Богу, омовение от грехов и освобождение от страстей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 80).
Как огонь пожигает хворост, так и чистые слезы истребляют всякие внешние и внутренние скверны (прп. Иоанн Лествичник, 57, 80).
Не верь слезам твоим прежде совершенного очищения от страстей, ибо то вино еще не надежно, которое прямо из точила заключают в сосуд (прп. Иоанн Лествичник, 57, 81).
. Тот — поистине предохранен от падения, который, вследствие памятования смерти и грехов своих, всегда орошает ланиты свои живыми водами чувственных очей (прп. Иоанн Лествичник, 57, 81—82).
Бог не требует. и не желает, чтобы человек плакал от болезни сердца, но чтобы от любви к Нему радовался душевным смехом (прп. Иоанн Лествичник, 57, 82).
Отними грех, и излишни будут болезненные слезы чувственным очам; ибо когда нет раны, то не нужен и пластырь (прп. Иоанн Лествичник, 57, 82).
Часто случается, что и слезы надмевают легкомысленных; потому и не даются некоторым. Таковые, стараясь снискать и не находя их, окаявают себя, осуждают и мучают себя воздыханиями и сетованием, печатаю души, глубоким сокрушением и недоумением. Все сие безопасно заменяют для них слезы, хотя они ко благу своему вменяют это ни во что (прп. Иоанн Лествичник, 57, 82).
Слезы от страха сами в себе имеют трепет и хранение; слезы же от любви прежде совершенной любви в некоторых людях бывают окрадываемы; разве только великий оный и приснопамятный огонь возжжет сердце во время действия. И поистине удивительно, как смиреннейшее в свое время бывает тверже (прп. Иоанн Лествичник, 57, 86-87).
Как вода, мало-помалу выливаемая на огонь, совершенно угашает его, так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева (прп. Иоанн Лествичник, 57, 87).
Есть вещи, которые иссушают источники наших слез; и есть другие, которые рождают в них тину и гады. Через первые Лот беззаконно совокупился с дочерьми; а через вторые диавол пал с неба (прп. Иоанн Лествичник, 57, 87).
. Добры слезы, потому что омывают сердце от грехов и чистым его представляют Богу. (прп. Феодор Студит, 92, 536).
Стяжем очистительные слезы, кои рождают сокрушенное сердце и смиренное мудрование (прп. Феодор Студит, 92, 649).
Как невозможно без воды вымыть загрязненное платье, так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 263).
. Человек долг имеет ни единого дня в продолжение всей своей жизни не пропускать без слез, насколько это зависит от него самого; и если не имеет их, долг имеет, пока жив, искать их от всей души; ибо никаким другим способом невозможно очиститься от грехов и стать чистым сердцем (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 273—274).
. Слезы. от сердца источаемые, суть благоприятная жертва, Богу приносимая, в очищение скверны и срамоты оной страстной сласти (прп. Симеон Новый Богослов, 77, 276).
Слезы, проливаемые от покаянного сокрушения. как река, потопляют и разрушают все твердыни греха (прп. Никита Стифат, 93, 109).
Не вкусившие сладости слез умиления и не ведающие, какова благодать их и каково действо, думают, что они ничем не разнятся от тех, кои проливаются по умершим, придумывая при сем многие виды предположений пустых и недоуменных умозаключений. Но они естественно прирождены; и когда гордость ума склонится к смирению, и душа смежит очи свои от прелести видимых благ и устремит их к одному видению первого невещественного света, отрясет всякое к миру чувство, и свыше утешения Духа сподобится, — тогда слезы, как воды источника, исторгаются из нее, услаждают чувства ее и исполняют мысли ее всякого радования и света Божественного; и не это только, но и сокрушают сердце, и ум в видении лучшего соделывают смиренномудрым. Всему этому невозможно быть в тех, которые плачут и рыдают по иным причинам (прп. Никита Стифат, 93, 133—134).
Невозможно открыть источник слез без глубочайшего смиренномудрия, ни опять смиренномудрым быть без умиления, производимого наитием Духа, ибо умиление от смиренномудрия, и смиренномудрие от умиления Святым порождаются Духом. Они, как звенья цепи, держась друг за друга и единою благодатию связуясь, составляют неразрывный союз духовный (прп. Никита Стифат, 93, 134).
Лицо тела и души должно умывать слезами. Они тогда появятся на глазах молящегося и постящегося, когда сердце его преисполнится милости к ближним, сострадания ко всему человечеству без исключения (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 160).
Слезы, как свойство падшего естества, заражены недугом падения подобно всем прочим свойствам. Иной бывает особенно склонен к слезам по природе и при всяком удобном случае проливает слезы: такие слезы называются естественными. Есть и греховные слезы. Греховными слезами называются слезы, проливаемые по греховным побуждениям.
И естественные, и греховные слезы, немедленно по появлении их, повелевается нам святыми отцами прелагать на богоугодные, т. е. изменять побуждения слез: приводить себе на память согрешения наши. суд Божий, — и плакать по этим причинам (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 194).
Причина слез — зрение и сознание своей греховности. Причина слез — нищета, будучи сама собою блаженство, она рождает другое блаженство — плач, питает, поддерживает и усиливает его (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 194-195).
Труд, предваряющий слезы, заключается в благоразумном воздержании от пищи и пития, в благоразумном бдении, в нестяжании, в отвлечении внимания от всего окружающего нас, в сосредоточении его к самим себе (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 196).
Слезы, проливаемые о грехах, сначала бывают горьки, изливаются при болезни и томлении духа, которые дух сообщает и телу. Мало-помалу начинает соединяться со слезами утешение, состоящее в особенном спокойствии в ощущении кротости и смирения. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 198—199).
Когда же дар слезный усилится в нас Божиею милостию, тогда укрощается внутренняя борьба, утихают помыслы, начинает действовать в особенном развитии умная молитва духа, насыщая и увеселяя внутреннего человека (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 199).
Горькими слезами должно оплакивать утраченную непорочность; горькими слезами должно омыть с души нечистоту. (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 399).
Купель слезная дана для очищения грехов, соделанных после омовения в купели крещения (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 416).
— это Маргариты духовные. но от показывания они тускнеют. и теряют свой блеск и цену свою (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 159).
Слезы во время молитвы и в церкви, и дома благотворны. но показывать их не надо (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 159).
. Лучше дома слезить, а в церкви прятать слезы, оставляя в сердце слезливое настроение. или дух сокрушен и сердце сокрушенное и смиренное. Сие всегда иметь старайтесь (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 159).
скрывать надо. Ибо тщеславие около них увивается, как пес около сытого корма (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 219).
Если после слез ваших бывает движение самодовольства, хоть маленькое, то слезы ваши не на добро (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 82, 233).
Братия спросили одного старца: «Как нам спасаться?» «Мы должны постоянно плакать, — отвечал старец. — Так, одному авве случилось некогда потерять сознание, и, по прошествии многого времени, опять прийти в себя».
Братия спросили его: «Что ты видел там, авва?» Он сказал нам со слезами: «Я слышал там плач говорящих непрестанно: «Горе мне! горе мне!» Так и мы должны взывать непрестанно» (98, 42).
Авва Арсений, сидя за рукоделием, всегда вешал платок на грудь, из-за слез, падавших из его очей.
Авва Пимен, когда услышал, что авва Арсений почил, прослезившись, сказал: «Блажен ты, авва Арсений, что оплакал себя в здешнем мире! Ибо кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там». Итак, необходимо плакать либо здесь — добровольно, либо там — от мучений (97, 26).
Авва Диоскор, безмолвствуя в келье, оплакивал себя. Когда ученик приходил к старцу и заставал его плачущим, то спрашивал: «Отец! О чем ты плачешь?» Старец отвечал: «Плачу о грехах моих». Ученик возражал: «Ты не имеешь грехов». Старец отвечал: «Будь уверен, сын мой, если б я видел все мои грехи, то мой собственный плач оказался бы недостаточным, я нуждался бы во многих помощниках, чтобы оплакать их, как должно» (106, 106).
Однажды авва Пимен вместе с аввой Анувом проходил в окрестностях города Диолка. Увидев там женщину, горько плачущую над могилой, они остановились послушать ее. Потом немного отойдя, встретили прохожего, и спросил его авва Пимен: «Что случилось с этой женщиной, отчего она так горько плачет?» Прохожий отвечал: «У нее умерли муж, сын и брат». Тогда авва Пимен, обратись к авве Ануву, сказал: «Говорю тебе, если человек не умертвит всех плотских пожеланий своих и не стяжает такого плача, то он не может быть монахом. Все житие монаха— плач» (106, 331).
Некий брат-подвижник совершал молитвенное правило вместе с другим братом и, побеждаемый слезами, оставлял пение псалмов, и предавался плачу. Однажды второй брат спросил первого: «По причине какого помышления, приходящего тебе на правиле, ты плачешь так горько?» Первый отвечал: «Прости меня, брат! Когда встану на правило, всегда стою как бы перед моим Судией, а себя вижу обвиненным и истязуемым Судией, который говорит: «Зачем ты согрешил?» Заграждаются уста мои, я не нахожу слов для ответа, оставляю стихословие и предаюсь плачу. Прости меня! Я смущаю тебя, и, если хочешь, будем совершать правило порознь». Второй брат отвечал: «Нет, отец! Если я и не плачу, но, смотря на тебя, окаяваю себя».
Бог, видя смирение второго брата, даровал и ему слезы и плач (106, 437-438).
Авва Феодор Енатский рассказывал: «Жил некий брат, имевший дар умиления и слез. Однажды, молясь, он пришел в особое умиление и от сердечного сокрушения пролил множество слез. Увидев это, брат сказал сам себе: «Поистине это знак — видно, близок день моей смерти». Когда он помышлял это, слезы умножались. Он опять говорил себе: «Точно! Приблизилось время моего переселения», и плач его усиливался с каждым днем (106, 366).
Братия спросили у аввы Феодора Енатского: «Отчего слезы не всегда приходят сами собою, но иногда добываются с большим трудом?» Старец отвечал: «Слезы подобны ненастью и дождю, а монах подобен делателю. Когда он увидит дождь, то должен позаботиться, чтобы ни малейшая часть его не погибла, но чтобы он весь взошел в сад и напоил его. Истину говорю вам, дети мои, нередко выпадает во все лето один дождливый день, и действует благотворнее всех прочих дней, и спасает все: и потому, когда заметим пришествие его, воспрянем, сохраним особенное трезвение, упразднимся в прилежных молитвах к Богу, потому что не знаем, придет ли еще когда слезный дождь». «Как возможет человек сохранить слезы, когда они придут?» — спросили его братия. Старец же ответил: «Прежде всего, он должен в тот день и в то время не выходить к иному брату, должен избегать излишнего употребления пищи, а сердцем отнюдь не помыслить, что он плачет, — должен прилежать молитве и чтению: впрочем, когда плач придет к нам, тогда он сам укажет на то, что возбуждает, и на то, что препятствует пришествию его» (106, 366—367).
При царе Маврикии во Фракии наводил на всех страх свирепый и жестокий разбойник. Не находя возможности взять его силой, царь решил для его усмирения употребить противоположное средство — милость, и послал ему свой крест со словами: «Не бойся». Этот необыкновенный поступок тронул сердце разбойника. Он сам явился к царю, пал к его ногам, раскаялся и обещал исправиться. Царь простил разбойника, и он остался жить в городе.
Вскоре бывший разбойник тяжко заболел и однажды, во время болезни, увидел во сне Страшный Суд. Пробудившись, он почувствовал приближение смерти и, ужаснувшись своих грехов, стал с горькими слезами просить прощения. С плачем исповедовав грехи свои, он скончался.
В час его смерти врач, живший в том же доме, увидел во сне следующее: многожество бесов явились к одру разбойника, держа в руках рукописание его грехов, и за ними два Ангела с весами. На одну сторону весов бесы положили хартии грехов умершего. «Что мы положим на свою сторону? — сказали Ангелы. — Нет у нас ничего, ибо только десять дней прошло, как он отошел от злых дел! Разве вот только плат, смоченный слезами, которые он проливал перед смертью?» — и положили плат. И, о бездна милосердия Божия! Плат перетянул все грехи разбойника, и хартии бесов исчезли. Ангелы взяли душу умершего, а бесы бежали посрамленными. Вот что значит плакать и сокрушаться о своих грехах (112, 116—118).
Однажды преподобный Нифонт увидел двух Ангелов, несущих душу человека на небо, не допуская бесам истязать ее на воздушных мытарствах. Бесы, воздушные мытари, начали утверждать: «Зачем вы эту душу не отдаете нам? Ведь она наша». Ангелы сказали: «А чем вы докажете, что она ваша?» «Да она, — отвечали бесы, — до смерти только одно зло делала, и нет греха, которого бы она не сотворила; она была порабощена страстями и без покаяния разлучилась с телом. А кто умер рабом греху, тот наш». Один из Ангелов отвечал им: «Так как вы всегда лжете, то вам не верим; пусть будет призван Ангел-хранитель этой души, ему и поверим, ибо он лжи не скажет».
Ангел-хранитель явился, и его спросили: «Что, душа эта покаялась или в грехах оставила тело?» «Подлинно, человек сей грешник был, — отвечал Ангел-хранитель, — но когда стал болеть, тогда со слезами исповедовал Богу грехи свои и с воздетыми на небо руками усердно просил Бога о помиловании». Тогда Ангелы удержали у себя душу, а бесы были посрамлены. Но они не успокоились и снова возопили: «Уж если этот человек мог быть помилован, то, значит, спасется и весь мир, и всуе мы трудимся?» «Да, — отвечали Ангелы, — все грешники, исповедующие грехи свои смиренно и со слезами, от Бога получат прощение, а кто умирает без покаяния, тем Бог Судья». И с этими словами они подошли ко вратам небесным, и спасена была душа та (112, 323—324).
Авва Моисей сказал: «Слезами человек достигает добродетелей; слезами получается оставление грехов. Потому, когда ты плачешь, не возвышай голоса воздыхания, и да не ведает шуйца твоя, что творит десница. Шуйца означает тщеславие» (98, 36).
Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать с грехами своими?» Старец отвечал: «Кто хочет очиститься от грехов, очищает их слезами, и желающий стяжать добродетели приобретает их слезами, так как плач есть путь, указанный нам Писанием и отцами нашими, которые говорили: плачьте, кроме этого, иного нет пути» (97, 194).
Брат спросил авву Пимена: «Что мне делать? Меня тревожат сильные возмущения». «Во всякой скорби, — отвечал старец, — будем плакать перед Богом, пока он не сотворит с нами милость Свою» (97, 194).
Мать Синклитикия говорила: «Много подвигов и трудов сначала предстоит приходящим к Богу, но за ними — неизреченная радость. Ибо как желающие воспламенить огонь сперва задыхаются от дыма и испускают слезы, а потом уже достигают, чего ищут; так и мы должны воспламенять в себе Божественный огонь со слезами и трудами. Ибо Писание говорит: Бог наш огнь поядай есть (Евр. 12, 29)» (98, 39).
Некий брат, приняв монашество, поселился в Нитрийской горе. По соседству с его кельей была келья другого брата, и слышал этот брат, что сосед его ежедневно оплакивал грехи свои. Когда долго не приходили ему слезы, он обличал душу свою, говоря ей: «Что не плачешь ты, окаянная, и не рыдаешь? Если ты не хочешь плакать, то я заставлю тебя плакать». С этими словами он брал лозу и бил себя ею по обнаженному телу, доколе не появлялись слезы.
Живший близ его брат удивлялся этому и молил Бога открыть ему, хорошо ли поступает так мучающий себя. В одну ночь он увидел во сне брата, увенчанного венцом и стоящего в лике мучеников, причем некоторый муж приблизился к видевшему сон и сказал: «Насладись зрением доблестного мученика. И ты пострадай ради Христа, и сподобишься одного венца с мучениками» (106, 437)
Два брата отреклись от мира и, уйдя в Нитрийскую гору, пребывали в послушании. Бог дал им дарование слез. Однажды один святой старец увидел в видении обоих братьев: они стояли на молитве, держали в руках написанные бумаги и поливали их слезами. У одного из них написанное удобно измывалось, — у другого с трудом, и виделось написанным как бы бледными чернилами. Старец помолился Богу, чтобы видение было объяснено ему. Ангел Господень предстал старцу и сказал: «Написанное на бумагах, которое ты видел, это — грехи их. Один согрешил по естеству, и потому написанное измывается удобно; другой же впал в грехи нечестия и осквернился через естество, почему и нуждается в большем труде для покаяния». С того времени старец постоянно говаривал этому брату: «Потрудись, брат! Бледное измывается с трудом». Впрочем, старец не открывал ему видения до смерти его, чтобы не охладить усердия его, а только говорил: «Потрудись, брат! Бледное измывается с трудом» (106, 438).
Некий старец пребывал с учеником в горе Антония Великого. Однажды, по своим делам, он пошел в Египет, взяв с собою и ученика. Придя в город и пробыв там неделю, они увидели, что жители того города, мужчины и женщины, рано утром выходят на кладбище к гробам и оплакивают мертвецов своих даже до третьего часа (т. е. до девяти утра). Смотря на это, старец сказал ученику своему: «Брат! видишь ли, как рано они начинают плач свой? Поверь мне: если и мы не будем поступать так, то наследуем вечную погибель».
Возвратившись в келью, они устроили себе пещеры на значительном расстоянии один от другого, ежедневно выходили к гробам, и, сидя возле них, каждый оплакивал душу свою, как оплакивают мертвеца. Если когда после утрени ученик засыпал, то старец будил его, говоря: «Брат, встань: уже с час времени, как те, которых мы видели, плачут на гробах».
Брат постоянно жаловался старцу: «Отец, у меня жестокая душа: не могу плакать». Старец отвечал ему: «Понуждай себя, чадо, потерпи некоторое время в труде над собою; Бог, видя труд твой, пошлет благодать Свою и поможет тебе, тогда уже будешь плакать без труда. Говорю тебе, сын мой, когда сердце будет уязвлено стрелою, то уже нет для него исцеления. Точно так, когда Бог уязвит сердце слезами и плачем, то болезненное чувство уже не отступает от сердца: сердце пребывает болезнующим до наступления смерти. Имеющий сердце, уязвленное плачем, куда бы он ни пошел, всюду носит с собою плач и болезнь. Делает ли он какое дело, ест, или пьет, или спит, и при всем этом душа его непрестанно занята плачем» (106, 438—439).
В одном из египетских общежитий был юноша-грек, который не мог погасить пламени плотского вожделения никаким воздержанием, никаким усиленным подвигом. Когда было рассказано об этом искушении отцу монастыря, то он поступил следующим образом: старец приказал одному из братий, мужу важному и суровому, чтобы тот затеял с юношею ссору, осыпал его ругательствами и, по нанесении оскорблений, пришел жаловаться на него. Все это было исполнено; были призваны свидетели, которые дали свидетельство в пользу мужа.
Юноша, видя, что он невинно поруган, начал плакать. Ежедневно он воздыхал, ежедневно проливал слезы; будучи преисполнен огорчения, он пребывал один; лишенный всякой помощи, он лежал у ног Иисуса. В таком положении юноша провел целый год. По прошествии года старец спросил юношу о помышлениях, которые прежде беспокоили его, не стужают ли они его сейчас? Юноша отвечал: «Отец! Мне жития нет! До блуда ли мне?» Таким образом юноша плачем и слезами преодолел страсть любодеяния и спасся (106, 475).
Некий брат спросил старца: «Душа моя желает слез, когда вижу старцев, проливающих слезы, но слезы не приходят, и смущается душа моя: отчего это?» Старец ответил: «Сыны Израилевы после путешествия, продолжавшегося сорок лет, вошли в обетованную землю. Слезы — земля обетованная. Если войдем в нее, не будем страшиться браней. Но Богу благоугодно удручать душу скорбями, чтобы она непрестанно желала войти в эту землю» (106, 373).
Один брат усильно просил авву Сисоя сказать ему назидательное слово, и авва сказал: «Пребывай трезвенно, бодрствуя над собою в келье твоей, и мысленно предстань Богу, ощутив Его присутствие, со многими слезами, в сокрушении духа, и найдешь покой» (106, 351).
Глинский схимонах Евфимий перед своей кончиной просил напутствовать его Святыми Таинствами. Просьба была исполнена: над ним совершили Таинство Елеосвящения и Святого Причащения. По принятии Тела и Крови Христовых он сидел на постеле, мирно ожидая своего переселения в иной мир. При светлой улыбке из его глаз лились слезы. Один из братии по простоте своей спросил старца: «Батюшка, что вы плачете, разве и вы боитесь умирать?» Старец, не переставая улыбаться, посмотрел на него и сказал: «Чего мне бояться? Идти к Отцу Небесному и бояться! Нет, брат, я, по благости Божией, не боюсь, а слезы, что ты видишь, — это слезы радости. Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь я скоро предстану Тому, к Кому всю мою жизнь стремилась моя душа, вот слезы и текут». Мирно пребывая в сердце с любимым Господом Иисусом, он скоро испустил последний тихий вздох, с которым его блаженная душа оставила земное многотрудное тело и потекла к любимому Господу со страхом и радостью (107, 186—187).