Государство | Год установления дипломатических отношений с СССР (РСФСР) | Руководитель в СССР (РСФСР) | Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
В) США в 1933 г. (Сталин).
Г)−Д) КНДР в 1948 г. (Сталин).
Е) Афганистан в 1921 г. (Ленин).
Прочтите отрывок из статьи И. С. Аксакова.
«Страна раздвоилась: в одном стане обособленные от земли люди, т. е. вся служилая, в сущности правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста, отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были, к тому же, обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады
2) автор считает одним из результатов преобразований отчуждение правящего меньшинства от народа
3) реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII — начале XVIII в.
4) одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России
5) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах»
6) одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы
2) автор считает одним из результатов преобразований отчуждение правящего меньшинства от народа — ДА, верно.
3) реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII — начале XVIII в. — ДА, верно.
4) одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России — НЕТ, неверно.
5) одной из реформ, проведённых в этот период, было создание «Табели о рангах» — ДА, верно.
6) одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы — НЕТ, неверно.
Напишите имя русского правителя, к годам правления которого относятся события, указанные на схеме. Имя указывается с порядковым номером правителя (например, Александр Первый), или с официальным прозванием (например, Александр Благословенный).
Ответ: Иван Грозный.
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой 1.
Напишите название средневекового государства, в результате распада которого образовалось ханство, завоёванное в ходе событий, обозначенных на схеме.
Ответ: Золотая Орда.
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Победа в обозначенном на схеме походе была одержана за счёт недавно организованных на европейский лад «полков нового строя».
2) Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам.
3) К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой «2».
4) Обозначенный на схеме цифрой «1» город сдался русскому войску без сопротивления.
5) В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири.
6) Народы, обозначенные на схеме под цифрами «4» и «5», относятся к славянской языковой группе.
2) Значение похода, обозначенного на схеме, заключалось в частности в присоединении плодородных земель, необходимых для раздачи дворянам — ДА, верно, часть земель была роздана дворянам.
3) К финно-угорской группе относится народ, указанный на схеме под цифрой «2» — ДА, верно, мари относятся к финно-угорской группе.
4) Обозначенный на схеме цифрой «1» город сдался русскому войску без сопротивления — НЕТ, неверно, Казань пришлось штурмовать и осаждать, никто не сдался.
5) В правление российского государя, при котором произошли события, обозначенные на схеме, началось завоевание Сибири — ДА, верно, при Иване Грозном произошел поход Ермака в Сибирь, который и положил начало её завоеванию.
6) Народы, обозначенные на схеме под цифрами «4» и «5», относятся к славянской языковой группе — НЕТ, неверно, ногайцы и чуваши не относятся к славянской языковой группе.
Источник
Чем больше я играл бориса годунова
Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны
1) международной поддержкой Германии
2) кризисом в снабжении армии
3) договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией
4) созданием Тройственного союза
Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают. »
Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.
«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу. Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».
Прочтите отрывок из документа и напишите название периода, к началу которого этот документ относится.
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.
«. 17 октября. под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать. манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите имя председателя Государственной Думы, о котором в нем говорится.
«Получив телеграмму о том, что государь отрекся от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, в Ставке стало ясно, что на этом дело не кончится. Председатель Государственной Думы прислал телеграмму, что надо задержать приказ, объявляющий о вступлении на престол великого князя Михаила Александровича, чтобы не произошло путаницы».
Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.
«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
1) Съезд рабочих и солдатских депутатов
2) Комитет министров
3) Государственная дума
4) Учредительное собрание
Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.
«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношении между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своём посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию».
2) К. П. Победоносцев
3) М. Т. Лорис-Меликов
Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в «Майской ночи», тем более я убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».
Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.
«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.
С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».
1) Съезд рабочих и солдатских депутатов
3) Государственная дума
4) Учредительное собрание
Прочтите отрывок из дневника Е. В. Богданович и определите год, к которому он относится.
«16 мая. Сегодня пришли ужасные вести, писать их страшно: 12 русских военных судов погибло. Не вспомню все имена, называли: «Ослябя», «Наварин», «Уралец», «Камчатка». Погибли также два контрминоносца и два транспорта.
17 мая. В каком тяжёлом положении в эту минуту находишься. Никаких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатое в плену; называли суда береговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев».
Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.
«Вслед за Москвой и Петербург принял мою сценическую новизну, как живую театральную правду. Я искренно торжествовал. Но не только за себя. Вместе со мной торжествовала на концертных эстрадах моя любимая «Блоха». Мусоргского я уже одолел, его песни и романсы не звучали уже у меня тускло — я нашёл их единственную интонацию. Когда меня скоро опять позвали на императорскую сцену. вместе с моим репертуаром вступила в императорские театры, торжествуя, и русская музыка».
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.
«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
Прочтите отрывок из радиограммы А. Ф. Керенского и укажите фамилию генерала, о котором идет речь.
«26 августа генерал прислал ко мне члена Государственной. думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным Правительством генералу… всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной… Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан».
Прочтите отрывок из исторического текста о событиях августа 1917 г. и укажите, кто выступил с этим заявлением.
«Великая родина умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто, (…) заявляю, что Временное правительство (…) убивает армию и потрясает страну изнутри (…) Я (…) заявляю (…) что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ — путем победы над врагом — до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.»
Прочтите фрагмент из заявления партии кадетов и укажите событие, в связи с которым оно было сделано.
«Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг – сохранить родину единой и неделимой (…) Отклоним же внутренние споры, не дадим ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия (…)»
1) русско-японская война
2) первая российская революция
3) Первая мировая война
4) Февральская революция
Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный – солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»
Прочтите отрывок из манифеста и укажите год его обнародования.
«…выработанные правительством нашим обширные мероприятия Государственная дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках… Всё это побудило нас указом, данным правительствующему сенату 3 сего июня, Государственную думу…распустить…».
Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора.
4) К. П. Победоносцев
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.
«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»
Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.
«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своём посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привёл Россию».
2) К. П. Победоносцев
4) М. Т. Лорис-Меликов
Прочтите отрывок из договора и укажите фамилию государственного деятеля, его подписавшего.
«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору».
2) К. П. Победоносцев
4) М. Т. Лорис-Меликов
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите событие, в связи с которым появился упоминаемый в отрывке манифест.
«. 17 октября. под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать. манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
1) русско-японская война
2) первая российская революция
3) Первая мировая война
4) Февральская революция
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, который был инициатором реформы, о которой говорится в отрывке.
«Во-первых, реформа не была кабинетной выдумкой, она исходила из практики наших народов. Во-вторых, несмотря на расхожее утверждение, что реформа потерпела крах, оно несостоятельно. Реформа не была закончена из-за войны и революции, но тем не менее за 10 лет выявились определённые, правда, не столь заметные, сдвиги к лучшему. В-третьих, не следует идеализировать реформу. Это капиталистическое развитие с его неизбежным расслоением, пауперизацией. Реформа вела к техническому подъёму земледелия».
3) М. Т. Лорис-Меликов
Прочтите отрывок из дневника Е. В. Богданович и укажите год, когда была сделана эта запись.
17 мая. В каком тяжёлом положении в эту минуту находишься. Никаких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатов в плену; называли суда береговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев».
Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.
«. 17 октября под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».
Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и укажите его фамилию.
«Бодрый оптимизм, наблюдаемый в нашей провинции, совпадает с проведением в жизнь земельной реформы. Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина, крестьянина-собственника и мелкого землевладельца, а когда эта задача будет осуществлена — гражданственность сама воцарится на Руси. Эта великая задача наша — создание крепкого единоличного собственника, надёжнейшего оплота государственности и культуры — неуклонно проводится Правительством».
3) К. П. Победоносцев
4) М. Т. Лорис-Меликов
Прочтите отрывок из исторического источника и назовите государственного деятеля, являвшегося инициатором издания закона, о котором идёт речь.
«Закон не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли.
Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, может, наконец, продать её. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении: он в полном смысле слова кузнец своего счастья. Но вместе с тем ни закон, ни государство не могут гарантировать его от известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности, и ни одно государство не может обещать обывателю такого рода страховку, погашающую его самодеятельность».
Прочтите отрывок из воспоминаний генерала и назовите его.
«Если бы я гнался только за своей собственной славой, то я должен был бы быть спокойным и довольным таким оборотом действий 1916 года, ибо по всему миру пронеслась весть о «[моём] наступлении». Вся Россия ликовала. Что касается меня, то я как воин, всю свою жизнь изучавший военную науку, мучился тем, что грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена».
Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Своими реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины («мира») и приобрести, и возделывать с помощью правительства собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и с помощью достаточных государственных кредитов продавать его за выгодную цену».
1) К. П. Победоносцев
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.
«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году.
Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».
Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.
«Своими реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины («мира») и приобрести, и возделывать с помощью правительства собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и с помощью достаточных государственных кредитов продавать его за выгодную цену».
2) К. П. Победоносцев
Прочтите отрывок из партийной программы и укажите партию, которой она принадлежала.
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.
«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году.
Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».
Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и назовите его фамилию.
«Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину. освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть она будет наследственная».
1) К. П. Победоносцев
2) М. Т. Лорис-Меликов
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.
«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.
Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. »
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.
«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.
Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров. »
Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.
«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный − солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»
Прочтите отрывок из письма императора Николая II и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.
«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским.
Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».
К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И. Е. Репин?
1) Товарищество передвижных художественных выставок
3) «Серапионовы братья»
4) Ассоциация художников революционной России
Прочтите отрывок из статьи историка М. Ф. Флоринского и определите год, пропущенный в тексте.
«Политический кризис, разразившийся в России летом _________ г., в самый разгар австро-германского наступления на Восточном фронте, стал провозвестником ожидавших страну в недалёком будущем мощных социальных катаклизмов. Важнейшими слагаемыми кризиса явились достигший предельной остроты конфликт между властью и обществом,
усиление разброда в верхах, прежде всего – внутри правительства. Во имя обеспечения спокойствия в тылу большинство членов правительства считало необходимым пойти навстречу требованиям объединившейся в «прогрессивный блок» оппозиционной общественности и вело открытую борьбу с тогдашним премьером И. Л. Горемыкиным, не желавшим прислушиваться к этим требованиям. Ощутимый отпечаток на развитие внутриполитической ситуации в стране летом ________ г. наложило принятое Николаем II к началу августа решение сместить с поста верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и взять управление войсками на себя…»
Прочтите отрывок из дневника политического деятеля и укажите год, когда была сделана эта дневниковая запись.
«Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно моё отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2 1/2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого.
Кто из перечисленных учёных в начале ХХ в. был основоположником ракетостроения?
Источник
---|