Чем больше законов создает государство тем ближе оно к краху кто сказал
Корнелию Тациту нередко приписывают фразу «чем ближе крах империи, тем безумнее её законы»
Корнелию Тациту нередко приписывают фразу «чем ближе крах империи, тем безумнее её законы». Неизвестно, произносил ли он её на самом деле, тем не менее, она всё чаще приходит в голову, когда читаешь новости об очередных законопроектах и предложениях Совета Федерации. Ведь чем сильнее страна погружается в экономический кризис – тем жестче становится законодательство.
Так, в среду в Госдуму были внесены сразу два законопроекта, касающихся поправок в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Обе поправки презентовал член «Единой России» Дмитрий Вяткин.
Судя по первой инициативе, власти России чрезвычайно боятся посменных пикетов, поэтому предлагается приравнять их к митингам и шествиям (со всеми вытекающими). Похоже, прав был Мао Цзэдун, выведя формулу «Одиночные пикеты рождают власть». Вдобавок, если законопроект будет принят, власти смогут запрещать проведение акций в связи с «ЧС либо угрозой её возникновения». Также будут запрещены публичные мероприятия рядом со зданиями экстренных оперативных служб.
Второй законопроект в каком-то смысле ещё веселее: это запрет на проведение митингов «на иностранные средства». В нём предлагается дополнять уведомление о проведении мероприятия пунктом с реквизитами банковского счета, используемого для сбора средств на организацию мероприятия. И дописать 11 статью того же самого ФЗ пунктом о запрете на перечисление и получение денег от иностранных государств, организаций, граждан, международных организаций, лиц младше 16 лет, анонимных жертвователей и т.п. То есть, с одной стороны, это рассчитано исключительно против согласованных мероприятий (вряд ли мерзкие и коварные рептилоиды из Госдепа будут подавать заявку на проведение митинга), с другой стороны – похоже, даст возможность анонимно скинуть на указанный в заявке счет рублей 50, и по этой причине запретить его проведение.
И это ещё не все законопроекты, внесенные в прошедшую среду. Так, например, известный сенатор Клишас внес в Госдуму поправки о требованиях к кандидату в президенты РФ – у них, так же как у сенаторов, не должно быть гражданства других стран (или вида на жительство), они должны быть старше 35 лет и постоянно проживать в РФ не менее 25 лет. Ну и, конечно, серьезное ограничение: «не имеет права быть избранным президентом РФ гражданин, занимавший указанную должность два срока или занимающий её на день официального опубликования о назначении выборов второй срок». С маленькой оговорочкой – «данное положение не применяется к президенту РФ, который занимает эту должность на момент вступления поправки… и не исключает для него возможность занимать должность президента РФ в течение сроков, допустимых указанным положением». Странно, что «него» написали с маленькой буквы, как-то неуважительно по отношению к Владимир Владимировичу.
Вдобавок, первое чтение прошел совершенно адовый законопроект о гарантиях для экс-президентов, по которому бывшие президенты смогут рассчитывать на «уровень защиты и правовых гарантий не ниже тех, которые были им представлены при осуществлении президентских полномочий». Другими словами – бывший президент не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу или личному досмотру.
Впрочем, туманная возможность привлечь экс-президента к ответственности всё же останется – по особому порядку, предполагающему снятие иммунитета: треть депутатов должна будет выступить с обвинением, а две трети – проголосовать за, после чего обвинение должен подтвердить Верховный суд, а Конституционный суд – выдать заключение о соблюдении порядка выдвижения обвинения. И вот после этого Совет Федерации (в случае согласия не менее двух третей сенаторов) сможет принять решение о снятии неприкосновенности. Ах да, всё это только в случае серьезного обвинения – например, в Госизмене.
Законопроект не понравился некоторым представителям парламентской оппозиции, из числа депутатов от КПРФ и, внезапно, ЛДПР. Однако, их резко осадил полпред президента РФ в Госдуме Гарри Минх, выступивший с интересным предложением:
«Я вам предлагаю, не нравится Конституция – закрывайте вы эту работу, идите на улицы, там вы найдете себе соратников, только это уже совсем другие люди будут. Я не говорю о выборах, я говорю о добровольном сложении полномочий. Вы обязаны Конституцию соблюдать, вы обязаны принимать решения в рамках Конституции»
Поддержал Минха и спикер Госдумы, «единоросс» Вячеслав Володин, сказавший что если в Госдуме дискредитируют институты власти, то на это надо отвечать, иначе «вот так начинается распад страны», припомнив «огромные жертвы и расстрел царской семьи» в 1917 году.
В общем, здравствуй, диктатура страха перед массами. Власть уже совершенно без стеснения показывает так называемой парламентской оппозиции, кто в доме хозяин. Управляемая «демократия» в действии.
На фоне всего этого, ещё один законопроект – об увольнении педагогов за призывы к нарушению Конституции – выглядит вполне невинно. Сенаторы считают, что необходимо «предусмотреть возможность увольнения педагога в случае использования им образовательной или просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой или религиозной розни, а также побуждения к иным действиям, противоречащим Конституции РФ». Интересно, входит ли сюда, скажем, пропаганда прямой демократии, совершенно очевидно противоречащей новой Конституции.
Характерно, что господин Володин вспомнил 1917 год. Ведь в своде основных государственных законов Российской Империи, как ни странно, было четко указано: «особа Государя Императора священна и неприкосновенна». Удивительно, но это не помогло царю ни в феврале семнадцатого, ни в июле восемнадцатого года.
Говорил ли Цицерон: «Чем ближе крах империи, тем безумнее её законы»?
Древнеримскому философу зачастую приписывают фразу о том, что судьбу государства можно предсказать по развитию его законодательства. Мы проверили, корректна ли такая атрибуция.
Хотя эту цитату можно встретить и на нескольких сайтах с коллекциями афоризмов (например, «Жемчужины мысли» и Socratify.net), особую популярность она снискала в соцсетях и на блог-платформах. Отдельные пользователи и целые паблики нередко приводят якобы изречение Цицерона в публикациях с критикой той или иной законодательной инициативы. Подобные примеры можно с лёгкостью найти во «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», Twitter и Instagram, на Pikabu, LiveJournal и Reddit.
Судя по поисковой выдаче Google, это «высказывание Цицерона» известно не так давно. Его самые ранние упоминания можно обнаружить в 2017 году, причём на ресурсах, которые сложно назвать специализирующимися на античной философии. Вероятно, впервые, эту фразу приписал философу некий Геннадий Бей в сочинении «Межконкурентный узел» на сайте Proza.ru. Активно же её начали распространять уже в следующем году, когда появились многочисленные публикации в Facebook, «ВКонтакте» и Twitter.
В сочинениях Цицерона цитату про зависимость между качеством законов и близким разрушением государства мы обнаружить не смогли. Её не упоминают авторитетные учёные, занимающееся Античностью, или авторы комментариев к текстам философа. При поиске похожих фраз на английском языке упоминания в серьёзных источниках также найти не удалось — в основном она встречается на сайтах с коллекциями цитат, форумах и в социальных сетях.
Не исключено, что приписываемая Цицерону фраза — это искажённая цитата из сочинения другого античного автора, историка Тацита. В его «Анналах» встречается выражение Corruptissima re publica plurimae leges. Его переводят по-разному, среди вариантов: «Больше всего законов было издано в дни наибольшей смуты в республике», «В самом испорченном государстве больше всего законов» и «Чем ближе государство к падению, тем больше в нём законов».
Фото на обложке: Ч. Маккари. Цицерон произносит речь против Катилины (1888)
Публий Корнелий Тацит
Точность | Выборочно проверено |
Пу́блий или Гай Корне́лий Та́цит [1] (Publius или Gaius Cornelius Tacitus; 56—117) — древнеримский историк.
Цитаты [ править ]
…simul veritas pluribus modis infracta, primum inscitia rei publicae ut alienae, mox libidine adsentandi aut rursus odio adversus dominantis… [2]
Без источников [ править ]
Чем реже удовольствие, тем оно приятнее.
Даже мудрецы избавляются от страсти к славе после всего остального.
Каждому свою честь воздаёт потомство.
Насмешки оставляют в душе смертельные уколы, когда они основаны на правде.
Упражнения рождают мастерство.
Редкостно счастливое время, когда можно думать, что хочешь, и говорить, что думаешь.
Плохой мир даже хуже войны.
Война между близкими бывает особенно непримирима.
Как часто бывает в несчастливые времена, благое решение было принято уже тогда, когда время было упущено.
Благодеяния приятны только тогда, когда знаешь, что можешь за них отплатить, когда же они непомерны, то вместо благодарности воздаёшь за них независимостью.
Относительно деяний богов благочестивее и почтительнее верить, чем знать.
Вожделение власти — самая вопиющая из всех страстей.
Великая общая ненависть создаёт крепкую дружбу.
Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилияТацит, Вольтер, Лао Цзы и космическое Дао России
Источник Я тут не так давно, не помню, правда, на какую тему и в каком посте написал, что чем больше появляется запретительных законов в государстве, тем оно ближе к своему концу. Как бы можно считать таким характерным и явным признаком.
Мысль мне эта показалась любопытной, и я решил углубиться в тему. И оказалось, что её уже и до меня не раз рыли – оказывается, есть ещё пара ребят, выведших точно такую же зависимость.
«Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы»
Тацит Публий Корнелий
«Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия»
Вольтер
Так что зря они со своими санкциями на нас идут – это жестоко. Нельзя так с больными – недолго им уже.
Нет, Тациту с Вольтером, можно, конечно, не верить – всё-таки загнивающая Европа. Она, видать, ещё во времена Рима начала гнить. Но, к сожалению, и столь нынче уважаемая нами мудрость Востока говорит о том же самом. Причём, мудрость основополагающая – Дао Дэ Цзин. Книга пути и достоинства – то есть практически Библия Востока. Авторство которой приписывается самому Лао Цзы.
«…когда в стране много запретительных законов, народ становится бедным, …когда растут законы и приказы, увеличивается число воров и разбойников»
Что ж, если три совершенно вроде бы непохожих друг на друга государства привели к одним и тем же выводам трёх таких разных людей, описавших один и тот же симптом как однозначный признак тягчайшей болезни государства, мне кажется, их единодушный вывод следует признать за истину.
И она, конечно, не радует.
Так что же делать нам?
И Тацит, и Вольтер просто констатируют факт. А Лао Цзы предлагает не делать ничего. Вообще.
Я приведу главу 57, из которой взял цитату, полностью:
Поэтому совершенномудрый говорит:
«Если я не действую, народ будет находиться в самоизменении.
Если я спокоен, народ сам будет исправляться.
Если я пассивен, народ сам становится богатым; если я не имею страстей, народ становится простодушным».
Я взял классический русский перевод, а он, к сожалению, весьма неточен – и можно только предполагать, что на самом деле хотел сказать китайский мудрец. Но основной посыл всё же понятен: чем меньше правитель принимает участия в делах государства, тем для государства лучше.
Нет. Не получится. Мы пока ещё не люди, чтобы без аппарата насилия обойтись. Мы ещё звери, пытающиеся отказаться от своей зверской сущности. Кто-то уже смог отрешиться от неё, а кто-то наоборот – продолжает её в себе холить и получать выгоду от существования зверем среди людей – свободой от неприятия их нравственного кодекса.
Так что те из нас, которые уже почти люди, её – сущность свою звериную делегировали собственной культурной надстройке – государству. И государство, увы, таким почти людям необходимо – иначе звери порвут. Тем более что человеческие звери вооружены сейчас не только когтями и клыками. Я ведь, хоть и природный анархист, понимаю, что без государства люди пока ещё не выживут – для начала им нужно зверей приручить.
Так что кроме Лао Цзы нам ещё и Конфуций пока нужен. Увы. Главное – без Макиавелли обойтись.
Но вот в глобальном сысле…
Я вот подумал, как эти слова о недеянии соотносятся с современными тенденциями научно-технического прогресса?
И вы знаете, очень соотносятся. Оно ведь, будущее наше, такое: как бы мы ни виляли, а направление всё равно навстречу Солнцу. Типа как у Форда: Любой клиент может получить автомобиль, выкрашенный в тот цвет, в который он хочет – при условии, что этот цвет – чёрный.
Ну, я думаю, одним цветом будущее не ограничится и раскрашивать его будем мы сами – кто во что горазд, но одно понятно: контуры нашего будущего прорисовываем совсем не мы.
Космическое Дао: мы можем идти навстречу друг другу, но всё равно оба вместе с планетой Земля будем вращаться вокруг Солнца.
И да, «мы стоим на пороге Мира Изобилия и должны быть готовы принять решение, как к этому миру относиться». Вот только решение мы принимать не будем. И не только потому что «»если я не действую, народ будет находиться в самоизменении. Если я спокоен, народ сам будет исправляться».
Поэтому так-то, в принципе, всё верно – иди путём Дао и Дэ отдастся тебе сама.
И я бы перевёл строчки мудрейшего Лао немного по-своему – а он это в силу мудрости позволяет:
Такие четыре признака, по которым можно определить состояние дел в государстве. К сожалению, наше современное состояние дел характеризуют лишь два: первый и последний. По-моему, некие товарищи решили, что лучшей координатой Z для России будет И краткое.
Ну вот скажите, господа? Вы вообще тупые? Куда собрались? По каким координатам? Всё равно ведь: куда ж мы с планеты Земля-то денемся?
Э-э. я же вроде закон о запрете нецензурной лексики в интернете вроде как не нарушил, да?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
komitetzaprava
komitetzaprava
Чем ближе крах империи тем безумнее ее законы.
Марк Туллий Цицерон
Материал из Викицитатника
Перейти к навигацииПерейти к поиску
Статья в Википедии
Значения в Викисловаре
Медиафайлы на Викискладе
Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicerō; 106 до н. э. — 43 до н. э.) — древнеримский политик и философ, считающийся одним из величайших ораторов Древнего Рима.
Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. — Из речи в защиту Клуенция.
Legum … servi sumus ut liberi esse possimus[1].
О времена, о нравы! — Из «Первой речи против Катилины».
O tempora, o mores![2]
Письмо ведь не краснеет[3]. — В письме Луцию Лукцею.
Epistula enim non erubescit[4]
Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore I).
Etenim ex rerum cognitione efflorescat et redundet oportet oratio. Quae, nisi res est ab oratore percepta et cognita, inanem quandam habet elocutionem et paene puerilem[5].
История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни, вестница старины. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore II).
Historia vero testis temporum, lux veritatis, vita memoriae, magistra vitae, nuntia vetustatis, qua voce alia nisi oratoris immortalitati commendatur?[6]
Каждому своё. — В трактате «Об обязанностях» из книги «Тускуланские беседы»
Первый закон истории — ни под каким видом не допускать лжи; затем — ни в коем случае не бояться правды; не допускать ни тени пристрастия, ни тени злобы. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore II).
Nam quis nescit primam esse historiae legem, ne quid falsi dicere audeat? Deinde ne quid veri non audeat? Ne quae suspicio gratiae sit in scribendo? Ne quae simultatis?[6]
Судья — это говорящий закон, а закон — это немой судья. — В сочинении «О законах» (De Legibus).
Magistratum esse legem loquentem, legem autem mutum magistratum[7].
Высшим законом да будет для них благо народа[8]. — В сочинении «О законах» (De Legibus).
Salus populi suprema lex esto[7].
Законы молчат среди лязга оружия[9]. — Из речи в защиту Милона.
Silent enim leges inter arma[10].
Лицо — зеркало души. — В трактате «Об ораторе» (Orator ad M. Brutum).
Imago est animi vultus[11].
Не знать истории — значит всегда быть ребёнком. — В трактате «Об ораторе» (Orator ad M. Brutum).
Nescire autem quid ante quam natus sis acciderit, id est semper esse puerum[11].
Мы, едва явившись на свет, уже оказываемся в хаосе ложных мнений и чуть ли не с молоком кормилицы, можно сказать, впиваем заблуждения[12]. — В сочинении «Тускуланские беседы» (Tusculan Disputations).
Simul atque editi in lucem et suscepti sumus, in omni continuo pravitate et in summa opinionum perversitate versamur, ut paene cum lacte nutricis errorem suxisse videamur[13].
Можно ли сказать, что старость делает нас неспособными к делам? К каким именно? К тем, которые свойственны юношеству и требуют силы. Но разве не существует ничего, к чему был бы способен старик, что можно было бы делать при здравом уме и ослабленном теле? — В трактате «О старости» (Cato Maior de Senectute).
A rebus gerendis senectus abstrahit. Quibus? An eis, quae iuventute geruntur et viribus? Nullaene igitur res sunt seniles quae, vel infirmis corporibus, animo tamen administrentur?[14].
O miserum senem qui mortem contemnendam esse in tam longa aetate non viderit![14]
Любовь следует измерять не так, как измеряют её молодые, то есть по силе страсти, но по её верности и прочности. — В трактате «Об обязанностях» (De Officiis).
…sed benivolentiam non adulescentulorum more ardore quodam amoris, sed stabilitate potius et constantia iudicemus[16].
Презренны те, которые, как говорится, «ни себе, ни другим», в ком нет ни трудолюбия, ни усердия, ни заботливости. — В трактате «Об обязанностях» (De Officiis II).
…contemnuntur ii, qui ‘nec sibi nec alteri’, ut dicitur, in quibus nullus labor, nulla industria, nulla cura est.[17].
Найдётся ли кто-то, кто, бросая целый день дротик, не попадёт однажды в цель? — В трактате «О дивинации» (De Divinatione).
Quis est enim, qui totum diem iaculans non aliquando conliniet?[18]
Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой. — В трактате «О дружбе» (De Amicitia).
Itaque non aqua, non igni, ut aiunt, locis pluribus utimur quam amicitia[19].
Когда мы взираем на небо, когда созерцаем небесные явления, разве не становится вполне ясным, вполне очевидным, что есть некое божество превосходнейшего ума, которое всем этим управляет? — «О природе богов». Кн. II. 4
Quid enim potest esse tam apertum tamque perspicuum, cum caelum suspeximus caelestiaque contemplati sumus, quam esse aliquod numen praestantissimae mentis, quo haec regantur?
Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный болван.[20]:85
Природа довольствуется малым.[21] — парафраз принципа Эпикура «Довольствоваться малым»
Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.
Ведь нужно не только овладеть мудростью, но и уметь пользоваться ею. — «О высшем благе и высшем зле», I,1.
Non enim paranda nobis solum, sed fruenda sapientia est[22].
Смерти никто не избежит.
Mortem effugere nemo potest
Примечания
Cicero: pro Cluentio
Cicero: In Catilinam I
Марк Туллий Цицерон Письма Марка Туллия Цицерона. Письмо CXII. / Перевод: В. О. Горенштейн
Cicero: ad Familiares V
Cicero: de Oratore I
Cicero: de Oratore II
Cicero: de Legibus III
Марк Туллий Цицерон О законах / Перевод: В. О. Горенштейн
Марк Туллий Цицерон Речь в защиту Тита Анния Милона / Перевод: В. О. Горенштейн
Cicero: pro Milone
Cicero: Orator ad M. Brutum
Марк Туллий Цицерон Тускуланские беседы / Перевод: М. Л. Гаспаров
Cicero: Tusculan Disputations III
Cicero: de Senectute
Марк Туллий Цицерон О старости / Перевод: В. О. Горенштейн
Cicero: de Officiis I
Cicero: de Officiis II
Cicero: de Divinatione II
Cicero: de Amicitia
Е.С.Лихтенштейн (составитель) Слово о науке. Книга вторая.. — М.: Знание, 1981. — 272 с. — (817728). — 100 000 экз.
Афоризмы. Золотой фонд мудрости / сост. О. Еремишин — М.: Просвещение, 2006.
Латинско-русский и русско-латинский словарь крылатых слов и выражений
Викицитатник Это незавершённая статья.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
ПОХОЖИЕ ЦИТАТЫ
Чем дешевле духи, тем сильнее запах.
Габриэль Лауб (50+)
Чем меньше ящерица, тем больше надеется стать крокодилом.
Африканские пословицы и поговорки (20+)
Чем меньше рассудка, тем больше предрассудков.
Леонид Крайнов-Рытов (9)
Чем тише ты становишься, тем больше слышишь.
Рам Дасс (10+)
Чем счастливее настоящее, тем меньше мы вспоминаем прошлое!
Олеся Эверт (10+)
Чем темнее, тем легче быть звездой.
Станислав Ежи Лец (500+)
Чем совершеннее техника передачи информации, тем более заурядным, пошлым, серым становится ее содержание.
Артур Кларк (10+)
Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.
Сократ (100+)
Кто для других законы составляет,
Пусть те законы первым соблюдает.
Джеффри Чосер (10+)
Все человеческие беды происходят от того, что мы наслаждаемся тем, чем следует пользоваться, и пользуемся тем, чем следует наслаждаться.