Чем больше знаешь тем больше сомневаешься
Эффект Даннинга – Крюгера: почему мы переоцениваем свои знания
«Чужая работа всегда кажется легкой», «Чем больше я знаю, тем меньше я знаю» (или, как говорил Сократ, «Я знаю, что ничего не знаю»). Эти и многие другие подобные фразы отражают такую особенность нашего восприятия, которая по-научному называется эффект Даннинга – Крюгера.
Эта когнитивная ошибка была описана в 1999 году американскими социальными психологами Дэвидом Даннингом (David Dunning) и Джастином Крюгером (Justin Kruger).
В чем же заключается этот парадокс, как он работает и почему о нем полезно помнить?
В чем эффект Даннинга-Крюгера?
Эффект Даннинга-Крюгера — это искаженное восприятие собственных способностей и знаний в той или иной области, при котором люди, обладающие низким уровнем знаний и/или способностей по теме, склонны их переоценивать. И наоборот, чьи знания, умения и навыки значительны, напротив, принижают их.
Конечно, сам по себе закон Даннинга – Крюгера был известен задолго до этих двух ученых. Подтверждением служит уже то, что отражающие данный парадокс фразы можно найти в очень древних трудах и учениях, включая не только Сократа, но и, например, Конфуция. Однако именно Даннинг и Крюгер провели несколько социологических исследований, представили выводы и описали эффект с научной точки зрения.
Чем объясняется этот парадокс?
С одной стороны, парадокс Даннинга – Крюгера можно объяснить тем, что если вы не знаете обсуждаемую тему, вы представляете ее в общих чертах и в общих же чертах оцениваете свои знания. Но чем больше вы погружаетесь в ту или иную область, тем больше деталей вам открывается и тем отчетливее вы понимаете, как мало знаете. Упрощенный пример: разведение костра. Казалось бы, дрова положил, спичку поднес – готово. Однако когда вы сами пытаетесь разжечь его, то узнаете, что газеты, тонкие и толстые ветки надо сложить в определенном порядке, и поджигать костер нужно не абы как, а чтобы веточки схватились. Да и подкладывать дрова тоже надо правильно.
Даннинг и Крюгер также отмечали, что люди, не сведущие в рассматриваемой теме, в силу низкого уровня знаний не могут осознавать свои ошибки (подробнее об этом мы говорим чуть ниже). Следовательно, они не могут давать профессиональные оценки своим суждениям, и это также мешает соотнести собственный уровень с уровнем профессионалов.
С другой стороны, если вы профессионал и с легкостью решаете различные задачки из вашей области, то можете просто не понять, почему у кого-то они вызывают затруднения – для вас это очень легко. Вот одна из причин, почему профессионал склонен преуменьшать свои знания и навыки – он не видит в них ничего особенного. Часто это становится побудительным мотивом к самосовершенствованию, дальнейшему обучению, расширению знаний и т.д., что в результате делает компетентного человека еще более компетентным. И это очень позитивное следствие парадокса Даннинга – Крюгера. Другие следствия мы рассмотрим ниже.
Несколько важных выводов из эффекта Даннинга – Крюгера
Помимо стремления компетентных людей к совершенствованию, самые главные практические выводы, которые можно сделать из исследований Даннинга и Крюгера, касаются людей некомпетентных. Так, лица с низким уровнем знаний по теме:
Последний пункт стоит того, чтобы разобрать его подробнее.
Эффект Даннинга – Крюгера: оценка ошибок и результатов
Вроде все логично: чтобы понять, где закралась ошибка и насколько хорош результат, нужно обладать соответствующим уровнем знаний. На практике же такая логика не работает. Представим, что вы поклеили обои, совершенно не разбираясь в вопросе, а они отвалились через день. Почему? Вы вряд ли сможете понять, в чем проблема – в некачественном клее, в плохих обоях или же в том, что вы нарушили технологический процесс. Из-за того что люди с низким уровнем знаний/компетенций переоценивают их, они не сомневаются в том, что все сделали правильно. Как следствие, они часто сваливают все на некачественные материалы и инструменты (из перечисленных в нашем примере вариантов остаются некачественный клей и плохие обои). То есть перед нами наглядный пример народной мудрости «У плохого танцора всегда пол виноват».
Другая часть той же проблемы – оценка результата. Она становится особенно актуальной в тех вопросах, где допустимы необъективные оценки. Например, доступность фототехники (в том числе профессиональной) обусловила появление множества «профессиональных фотографов», не знающих понятий «выдержка» и «экспозиция». При этом в силу низкой компетентности они не видят композиционных просчетов или плохую работу со светом, считая свои снимки гениальными.
То же самое касается некачественного дизайна, текстов, образовательных программ и многих других вопросов, когда несведущие люди пытаются влезть в чуждую им область. Страдают из-за этого не только те, кто получает некачественный результат (и возможно также не способен оценить его), но и мастера данной области – их труд обесценивается как в финансовом, так и в профессиональном планах. И это не говоря об «авторитетных» обсуждениях диагнозов в очереди в поликлинике или иных проявлениях данного парадокса, которые могут затрагивать важные вопросы здоровья, благополучия и т.д.
Применение закона Даннинга – Крюгера на практике
Синдром Даннинга – Крюгера касается практически всех сторон нашей жизни, когда мы сталкиваемся с областями, в которых не сильны. Это могут быть как многочисленные рабочие вопросы, так и нерабочие – готовка, изучение языков и др. Помнить о данном эффекте стоит во всех случаях: когда кто-то оценивает вашу работу, когда вы сами погружаетесь в малознакомую область или когда пытаетесь оценить чужое «погружение».
В первую очередь важно всегда вооружаться здравым смыслом и помнить, что этот эффект распространяется и на вас тоже. Вы можете подтянуть уровень знаний в нужной теме, но задавайте себе вопрос: достаточно ли их, чтобы давать верные оценки. Если нет, обратитесь к тому, у кого достаточно. Например, не объясняйте врачу, как именно ему вас лечить, если ваша подготовка ограничивается только несколькими статьями, прочитанными на ресурсах сомнительной авторитетности. Если вы не уверены в диагнозе или терапии, лучше попросите второе мнение у другого специалиста.
Важно также не поддаваться на чужие «провокации». Под ними мы понимаем ситуации, когда кто-то яро заверяет вас в своем высоком профессионализме. Это особенно важно в ситуациях, когда вы ищите исполнителей или нанимаете кого-то на работу. Вы можете столкнуться с людьми, которые искренне, но совершенно безосновательно считают себя специалистами, не говоря уже об обманщиках или обладателей безмерного эго. Однако также перед вами может быть и профессионал, которого не стоит упускать. Если сами вы не в состоянии дать верную оценку, лучше обратиться к эксперту в соответствующей сфере.
И в заключение забавная лекция TedEx от Дэвида Даннинга «Почему некомпетентные люди думают, что они потрясающие» (David Dunning «Why incompetent people think they’re amazing»). Видео представлено на английском языке с русскими субтитрами.
Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость
Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это довольно свежее понятие — сам феномен в такой форме был описан современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером только в 1999 году, которое уже набрало большую популярность в кругах образованных людей.
Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — художественная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии
Ирония популярности эффекта Даннинга-Крюгера, описывающего когнитивное искажение (bias) в том, что его упоминание само по себе выражает куда более старое когнитивное искажение — склонность людей, обладающих выраженной компетентностью в какой-либо области, к интеллектуальной сегрегации — делению людей на две категории: умных и глупых (себя, разумеется, относя к первой). Основанием для распределения других по корзинкам дураков и умников они считают собственную компетентность — и активно прибегают к упоминанию «эффекта Даннинга-Крюгера», чтобы записать кого-то в невежи, не замечая, что сами при этом, используя его таким образом, демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.
Чего не знают даже сами Даннинг и Крюгер — что их эффект вовсе не эффект, характеризующий каких-то отдельных людей (aka глупцов), а общий принцип определения границ человеческой компетентности. Иными словами, суждения каждого человека без исключения подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в той или иной мере в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своей компетентности. Даже у самых образованных людей большая часть сторон их жизни находится за пределами круга их экспертизы. И тяжелее всего подвержены эффекту Даннинга-Крюгера люди, которые считают, что этот эффект их не касается, и используют его для выделения себя в отдельную от «дураков» интеллектуальную касту.
Даннинг и Крюгер недооценили важность своего открытия. Слово эффект подразумевает некое действие или реакцию. То, что описывает «эффект Даннинга-Крюгера» — это объёмный принцип разграничения пределов познания. А уже в рамках этого принципа возникают разные эффекты.
«Эффект» означает, что это изолированное явление, встречающееся у тех или иных людей в отношении тех или иных сфер знания и опыта. Тогда как Даннинг и Крюгер описали универсальный принцип определения пределов компетентности во всех сферах знания и опыта, с которыми человек осознанно взаимодействует. В нынешней трактовке, этим эффектом называется само по себе заблуждение человека об уровне собственной компетентности. Это — не эффект, это тоже констатация положения.
На самом деле, деление людей на умных и дураков само по себе — одно из самых старых и недооцениваемых когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть ресурсы и уровень образования для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — точнее, почему все люди дураки в той или иной степени, и люди, которые считают себя умнее других — сами себя оставляют в дураках, потому что не видят собственного предрассудка, демонстрируя эффект Даннинга-Крюгера в представлении о пределах собственной компетентности:
Зона не осознаваемой некомпетентности.
То, что они называют Unskilled and Unaware of it — то есть, неосознаваемая некомпетентность — гораздо коварнее. Unskilled and Unaware of it — это любая область, о которой человек не знает и, как следствие, не может не иметь ни скиллов в ней, ни знать об этом.
То, что они подразумевают под ней, на самом деле — зона, в которой человек считает себя компетентным, не подозревая об обратном. Это зона ложной компетентности.
Тупость. Зона ложной компетентности
Человек некомпетентен, но не знает о своём невежестве, поэтому у него нет повода учиться.И уверен в своей компетентности — поэтому у него и мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона неосознаваемой некомпетентности — это зона тупости.
То есть, порядок другой: не 1) компетентность в центре круга навыков, затем 2) область осознанной некомпетентности, а затем, на периферии — 3) неосознанной некомпетентности, а:
То есть, зона ложной компетентности aka зона тупости, на самом деле, вовсе не на периферии области знаний и опыта, а гораздо ближе к центру, являясь частью зоны предполагаемой компетентности человека.
При этом человек не знает о своей тупости и не знает границ своей тупости — иначе это была бы уже зона осознанной некомпетентности.
И в этом коварство тупости: она находится не где-то на периферии человеческого опыта и знания, а прямо у них «под носом», где они не испытывают никаких сомнений и уверенно себя чувствуют, при этом оставаясь совершенно невидимой и незаметной. Это значит, что процент зоны ложной компетентности может быть совершенно любым от 0 до 100, в каких-то случаях занимая почти всю зону предполагаемой компетентности или даже полностью её целиком: то есть, человек могут полностью не разбираться в вопросе, в котором, как они считают, они разбираются полностью.
Иными словами, человек не просто туп — он туп внезапно, и в тех областях, где, как они считают, они разбираются.
Проще говоря, всё или значительная часть того, что человек знает и умеет, может оказаться заблуждением, масштабы которого человек не узнает, пока не узнает, что заблуждался.
Более того, этот принцип может распространяться на огромное количество людей или даже всё человечество, как нередко бывало в истории с масштабными научными или идеологическими заблуждениями. Целое просвещённое человечество, уверенное в своей просвещённости, просто не подозревало о своём заблуждении.
Более того, этот принцип действует прямо сейчас на всё человечество в областях знания, считаемых людьми освоенными и изученными. Любая из них может оказаться зоной ложной компетентности, которую люди не смогут даже предположить (иначе это была бы уже зона осознаваемой некомпетентности), узнав о том, какая часть существующих сегодня представлений о мире является ошибочной, только когда откроют верные.
До 99% человеческих представлений о любой области, и по определению зоны ложной компетентности люди об этом не знают и не узнают, пока не узнают.
Этим принципом описываются границы компетентности человека в любой из областей знания и сфер взаимодействия с другими людьми. Всё, чем человек интересуется или с чем осознанно взаимодействует, описывается категориями границ компетентности.
Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, возникающий при столкновении представлений человека о собственной компетентности с объективными границами знания в конкретной области.
Нетупых людей не бывает. Зона тупости — это область знания или опыта, осведомлённость о которой человек принимает за компетентность как раз в силу своей некомпетентности. Если предположить, что каждый человек осознанно взаимодействует с десятками или сотнями сферами знания и опыта, то в каждой из них у него будут зоны компетентности, зоны неосознаваемой некомпетентности и зоны осознаваемой некомпетентности. При этом коварство зоны ложной компетентности, зоны невежества aka тупости — в её неосознаваемости.
Зона невежества относится к сфере опыта и знания человека, которую человек считает зоной своей компетентности, в которой он «разбирается».
Однако на самом деле зона предполагаемой компетентности делится на две части: зону компетентности и зону ложной компетентности — то есть, зону невежества, которую человек относит к зоне компетентности в силу заблуждения, обусловленного его некомпетентностью. То есть, сама суть зоны невежества в том, что человек не знает, что она является зоной его невежества — иначе она перешла бы в зону осознанной некомпетентности.
Вот это боль, приоткрыть на которую я хочу людям глаза. Что люди по отдельности и человечество в целом тупы, страшно тупы и даже не подозревают, насколько тупы в масштабах до 100% ошибаются в областях, в которых уверены в абсолютной, подтверждённой и доказанной своей научной правоте — как я в экономике. На моей стороне ведь были не только логические доводы, но и научные концепции, книги, статьи, учёные.
В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:
Потому что их не замечает и будет уверен в своей правоте, пока не узнает, что ошибался.
Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция ложной компетентности, препятствует пониманию своих ошибок, даже если они очевидны другим людям вокруг.
Абсолютно естественно будет предположить, что зона ложной компетентности в общем объёме знаний и опыта каждого человека не менее 50%. То есть, более чем в половине всего, что, в среднем, знает или умеет человек, он заблуждается.
При том, что зона осознанной компетентности относительно общего масштаба знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должна ограничиваться единицами процентов в лучшем случае.
В результате, это приводит к когнитивному искажению, когда каждый человек, обладая относительно узкой областью осознанной компетентности, замечает заблуждения на её счёт всех остальных людей, при этом не подозревая об огромных масштабах своей ложной компетентности, игнорируя или отражая все попытки окружающих указать хотя бы на некоторые их заблуждения.
В результате, люди, знающие о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, применяя его в своей области осознанной компетентности, формируют представление о некой доле тупости окружающих людей, не замечая, защищённые эффектом Даннинга-Крюгера, масштаба собственных собственной тупости, общий масштаб которой в зонах ложной компетенции человека может на порядки превышать чужую тупость, которую он может обнаружить в зоне своей осознанной компетентности.
Иными словами, в реальности, степень заблуждений, ложной компетентности каждого человека превышает степень его осознанной компетентности. Условно говоря, каждый человек из всего, что думает, что знает, заблуждается в 70% и прав в 30%. Процент может отличаться от человека к человеку, как и области экспертизы, но, в целом, у каждого человека общая доля тупости будет перевешивать долю его компетентности. То есть, каждый человек в чём-то компетентен, в чём-то туп, причём, в сумме, туп больше, чем компетентен. Иными словами:
Каждый человек компетентен гораздо в меньшем количестве областей, чем сам считает, будучи в большей части вопрос туп и не осознавая свою тупость. Однако, в силу когнитивного искажения, он будет замечать чужие заблуждения в своей области экспертизы, не замечая, игнорируя или отбиваясь в силу эффекта Даннинга-Крюгера от указаний на куда больший объём собственных заблуждений. В результате у каждого человека, знающего об эффекте Даннинга-Крюгера будет складываться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех вопросах, в которых, как он считает, он разбирается, на фоне которого он будет постоянно замечать чужую ложную компетентность в узкой сфере его осознанной компетентности. В результате это ведёт у людей, пользующихся понятием эффекта Даннинга-Крюгера в нынешнем виде, ложной картины мира, в которой есть:
Умные люди — они и эксперты в их же сферах знания, которые на 100% правы в своих представлениях (потому что, в силу эффекта Даннинга-Крюгера, не замечают, что, минимум 50% из них ошибочны),
Глупые люди, ошибки которых они видят, но эти люди сами не замечают и отказываются признавать.
Таким образом, в массовом сознании эффект Даннинга-Крюгера стал инструментом интеллектуального классового расслоения — люди, видящие в силу собственной узкой компетентности заблуждения и упрямство других, но не замечая, в силу такого же упрямства, свои, формируют ложное представление о двух типах людей — таких, как они сами, которые умеют признавать свои ошибки, просто в данный момент ни в чём не заблуждаются, и второй категории, которые точно ошибаются, но свои ошибки признать не в состоянии. Иными словами, знание об эффекте Даннинга-Крюгера в глазах многих людей формирует разделение на «умных» (обучаемых, признававших свои ошибки в прошлом, но не имеющих никаких заблуждений, включая себя) и «тупых» (необучаемых, заблуждающихся сейчас, но отказывающихся или неспособных это признать).
При этом это разделение является абсолютно ложным, основанным на том же эффекте Даннинга-Крюгера, не позволяющем человеку, видящему чужие заблуждения и упрямство, замечать и признавать свои.
Людей нельзя разделить на умных и глупых по одному критерию, любая попытка будет заблуждением, основанном на эффекте Даннинга-Крюгера. Иными словами, популярное представление «есть люди умнее, а есть глупее, и я вижу, кто глупее, потому что я среди умных и знаю про эффект Даннинга-Крюгера» — само по себе когнитивное искажение, как раз эффектом Даннинга-Крюгера и обеспеченное.
Эффект Даннинга-Крюгера — объяснение простыми словами, а также примеры из жизни
Эффект Даннинга-Крюгера — что же это такое и какие последствия ожидают человека, подверженному этому психологическому парадоксу? Прежде чем мы начнем детальный разбор закона Даннига-Крюгера (ДК), давайте освежим в памяти цитаты известных философов, а также бизнесменов:
Все вышеуказанные цитаты имеют косвенное отношение к синдрому Даннинга-Крюгера и, по большому счету, основная проблема данного явления заключается в том, что большое количество людей не в состоянии осознать глубину вышесказанных слов и применить их на себе.
Другими словами, далеко не все могут объективно и непредвзято произвести оценку своих компетенций в какой-либо области. Но, чем больше мы познаем выбранную отрасль, тем яснее мы начинаем осознавать, насколько поверхностно и скудно мы разбираемся в соответствующем вопросе.
Человек, имеющий низкую квалификацию, как правило, дает более высокую оценку своим способностям. Подобная завышенная самооценка была названа, как «эффект Даннинга-Крюгера».
В данной статье мы объясним, что такое эффект Даннинга-Крюгера простыми словами, рассмотрим историю его возникновения и в чем заключается смысл этого парадокса. А также попробуем разобраться чем же грозит эффект Даннинга-Крюгера на повседневных примерах из жизни и почему мы с ним начинаем сталкиваться все чаще. Более того, все желающие смогут пройти онлайн-тест на эффект Даннинга-Крюгера: подвержены ли вы данному симптому и если да, то насколько сильно.
Эффект Даннинга-Крюгера — что это такое простыми словами
Трактуя эффект Даннинга-Крюгера простыми словами — это мнимая и обманчивая самоуверенность в собственной экспертности по отношению к любой области. Людей, подверженных подобному явлению, называют лжеэкспертами или дилетантами. Но, все-же, давайте разберем закон Даннига-Крюгера более детально, чтобы понять его истинный смысл.
Эффект Даннинга-Крюгера — это один из типов когнитивного искажения, сталкиваясь с которым, человек имеющий невысокую степень квалификации, делает неправильные заключения и принимает неразумные решения. При этом он не в состоянии увидеть и понять всю глубину своих заблуждений в силу низкой компетенции в вопросе.
Что, в результате, приводит к появлению иллюзорных и завышенных представлениях у человека о его возможностях, при том, что по-настоящему высококлассные специалисты, наоборот, предрасположены к приуменьшению своих сил и возможностей.
Отсюда следует вывод, что люди с низкой квалификацией в общем имеют более завышенное мнение о своих возможностях, нежели чем эксперты своего дела.
Каков-же смысл синдрома Даннига-Крюгера? Существует ряд людей, не способных тщательно разобраться в тонкостях своей сферы деятельности. Причин тому может быть несколько:
Иногда причиной может стать элементарное отсутствие опыта. Подобные личности могут гордиться и кичиться тем, что получили диплом о высшем образовании или сертификат о прохождении каких-нибудь курсов. Они начинают искренне верить в то, что им нет равных в выбранной ими области по реализации поставленных задач.
Однако, в один прекрасный момент, в процессе принятия важного решения, они допускают ошибку. Примеров может быть бесчисленное количество, здесь все зависит от области и обстоятельств:
Увы, но здесь можно продолжать бесконечно и основная проблема в том, что люди, находящиеся под воздействием эффекта ДК остаются несокрушимы в своей правоте и убеждены в том, что не допустили ошибок где-либо.
Помимо этого, профессора в области психологии акцентируют свое внимание на том, что есть и неявная сторона, присущая гипотезе Даннинга-Крюгера. Некоторые расценивают данный эффект очень однобоко и полагают, что этот парадокс свойственен только для недалеких людей. Но, на деле с ним довольно часто сталкиваются даже «великие умы».
К примеру, человек может быть потрясающим специалистом в области SEO-продвижения сайтов, который добился немалых высот и более чем рационально способен оценить свои возможности в этой области. Другими словами, всегда перепроверяет выполненную работу, прислушивается к советам коллег и не прекращает развиваться.
Но, в тоже время, он с малых лет занимается боксом не покидая пределы своего зала. Родители и тренер (уровня дворовой секции) с самого детства убеждали боксера, что у него талант в данном боевом единоборстве. Также несколько побед на районных соревнованиях сыграли свою роль в том, чтобы подогреть самомнение «будущего чемпиона».
По факту его уровень далек от боксеров сборной России или даже мастеров спорта. Следовательно, при первом столкновении с серьезным соперником и очевидном поражении, человек, скорее всего, будет искать причину в плохом самочувствии, неудачном стечении времени, качестве перчаток или количестве унций в них, но он не сможет признаться себе в собственной неудаче.
После пары тройки аналогичных попыток к человеку начинает приходить некое понимание действительности и перед ним встанет очень простой выбор, разделенный на 2 составляющие:
Однако большинство людей склоняются ко 2-му варианту, поскольку 1-й означает признать свою слабость и некомпетентность, то есть, своего рода, переступить через себя. Данный шаг очень трудно сделать любому из нас и поэтому, если человек решается на него, то в отношении действительно важного и значимого направления, которому он планирует посвятить часть своей жизни.
Следовательно, одно и то же лицо может являться высококлассным экспертом в определенной сфере, но в другой (мене важной) быть обладателем эффекта Даннинга-Крюгера.
Вот перечень характерных особенностей, присущих для людей, находящихся под воздействием этого парадокса:
Но, при этом у многих людей прослеживается тенденция к признанию собственных неудач, в процессе полноценного обучения.
И все-таки, почему же люди с меньшей степенью компетенции склонны к завышению оценки уровня собственных знаний? На самом деле ответ лежит на поверхности. Как мы уже говорили, чем больше человек обучается, тем проще ему понять всю глубину собственной некомпетентности и оценить компетенцию других. Что не в состоянии сделать человек, находящийся под воздействием синдрома Даннинга-Крюгера. То есть он не просто не «не хочет» дальше развиваться в выбранной области, а искренне пытается убедить себя в том, что ему это более не требуется. Наверняка, сейчас кто-то мог подумать: «это точно не про меня» — это и является одним из возможных симптомов данного парадокса.
Для того, чтобы понять, почему именно так происходит, прежде чем рассматривать эффект Даннига-Крюгера на различных примерах из жизни, следует абстрагироваться от «конкретики» и разобрать данное явление на некой модели, которая не имеет персонализированного назначения, а является универсальной для каждого.
Представьте, что вы стакнулись с любой областью, о которой вы совершенно ничего не знаете — перед вами чистый лист, разбитый на так называемые разделы, которые необходимо открывать и складывать как пазлы. И, разумеется, вы понятия не имеете, что находится в каждом из них.
Следовательно, чем больше разделов вы открывайте, тем больше у вас возникает вопросов, что к тому же, сопутствуется ростом меры беспорядка и непонимания всех процессов в вашей в голове. Весь этот хаос происходит до момента пока вы не увидели всю картинку целиком, но беда заключается в том, что очень маленький процент людей доходит «до конца пути».
И истинная причина далеко не всегда заключается в лени. Очень часто происходит таким образом, что в определенный момент, когда вы сложили 15 – 20% так называемой мозаики, у вас складывается ощущение, что вы уже знаете всю картину. Однако, как правило, на деле — это далеко не так. Но проблема в том, что большинство людей останавливаются именно на этих 15 – 20% с полной уверенностью того, что мозаика уже собрана.
То есть, эффект Даннинга-Крюгера заключается в том, что очень мало людей собирают «пазл» до конца, чтобы начать обладать максимальными компетенциями. А дальше в силу вступает теория массового влияния окон Овертона, поскольку то большинство «экспертов», которые не обладают достаточным опытом, начинают делиться своими неполноценными знаниями с другими, менее компетентными людьми, тем самым «заражая» их симптомом Данннга-Крюгера.
Более того, псевдоэксперты, приблизительно с одинаковым уровнем знаний, натыкаются друг на друга в повседневной жизни и обмениваясь недостоверной информацией между собой, еще больше «вгоняют» себя в воронку Даннинга-Крюгера.
Заключая все вышесказанное, хочется отметить: самая большая проблема вовсе не в том, что человек обладает поверхностными знаниями в каком-либо вопросе. Беда в том, что человек питает себя иллюзией, мол он является абсолютным экспертом и уверен в этом на 100%, поскольку ему достаточно получить небольшую дозу психологического комфорта — видимость того, что он является специалистом.
То есть на начальной стадии воздействия он еще не упал вниз, как начинающий специалист, столкнувшийся с рядом нерешаемых сложностей, в результате которых приходит понимание того, что он еще не «достаточно спец», чтобы принимать правильные решения в любом вопросе, связанным с его областью. Соответственно, пока этого не произойдет он не начнет обладать достаточными знаниями для того, чтобы оценить весь уровень своей не компетенции.
Мы постарались по-простому растолковать, что означает эффект Крюгера и Даннинга. А теперь мы окунемся в краткую историю образования данной гипотезы.
История возникновения феномена
Как же зародилась гипотеза Даннинга и Крюгера? В 1999 году профессор по психологии и преподаватель Корнеллского университета в США Дэвид Даннинг прочитал историю о Макартуре Уиллере и трюке с лимонной кислотой, которую мы расскажем чуть ниже. Дэвид решил понять, по каким причинам грабитель оказался в подобной ситуации.
Совместно со своим помощником Джастином Крюгером профессор пришел к заключению: фактически каждый человек может быть подвержен переоценке своих возможностей в различных интеллектуальных и общественных отраслях. Однако некоторые от простых «амбиций» переходят к осуществлению задуманного, ошибочно полагаясь на свои возможности.
История возникновения эффекта Даннинга-Крюгера
С целью подтверждения своей теории Данниг и Крюгер приняли решение провести несколько экспериментов.
Ученикам Корнеллского института, принимающим участие в одном из них, был задан перечень вопросов о логике, лингвистике и философии. После чего, каждому из студентов была поставлена задача: произвести оценку собственных результатов, а также выявить свое место в рейтинге среди других участников.
Результаты оказались ожидаемыми: 80% опрошенных из всех участников, набравших небольшое количество балов, переоценили свои способности. Однако 20% учеников, которые успешно выполнили задачу, поставили заниженную оценку своим возможностям.
Заключительный эксперимент также подтвердил теорию феномена Даннинга-Крюгера. Итоги теста, проведенного последователями ученых, показали, что приблизительно 80% переоценивают свои способности в первые 2 года вождения, в результате чего, совершают необдуманные, иррациональные поступки на дорогах.
По завершению проведенных тестов, Даннинг и Крюгер распределили так называемых специалистов в какой-либо области на 3 категории:
Кривая Даннинга-Крюгера
В скором времени после возникновения теории, был создан график Даннинга-Крюгера, демонстрирующей соотношение уровня компетенции к самоуверенности. Вертикальная ось отображает уровень самоуверенности. Горизонтальная — степень компетенции. Для наглядной ясности эффекта ДК мы отобразили данный график со всеми составляющими этапами.
Кривая даннинга крюгера
Исходя из данной диаграммы синдром ДК проявляется непосредственно в самом начале пути, когда начинающий специалист ослеплен чрезмерной уверенностью в своих силах. Но после того, как он начинает познавать все тонкости своего дела, его уверенность в способностях начинает падать, соразмерно с повышением его компетенций.
На диаграмме отображены следующие этапы:
Если присмотреться, то данный путь очень схож по своей структуре со стадиями принятия неизбежного горя. То есть человек, испытывает гамму различных чувств, не свойственных ему в повседневной жизни, чтобы, в результате, осознать все свои ошибки и сделать соответствующие выводы, другими словами, прозреть. Давайте рассмотрим каждый этап кривой Даннинга-Крюгера более детально.
Эйфория первых успехов
В самом начале графика отображено, как человек из полного нуля превратился в новичка и начинает себя ощущать специалистом еще в одной области. Он узнает что-то новое, чего не знал раньше и начинает применять свои знания на практике, за счет чего у мнимого «специалиста» сформировывается самоуверенность в своих возможностях.
Вершина самоуверенности
На данном этапе человек обладает очень маленьким уровнем компетенций в выбранной области, однако максимально уверен в своих силах. Как правило, на вершину глупости люди попадают после поры-тройки попыток, реализации своих способностей на практике, обвенчавшихся успехом.
Можно сказать, что подобная слепая уверенность затмевает рациональную работу всех органов чувств человека и даже мозг: он не слышит советы окружающих и даже не пытается прислушаться к их мнению, не замечает очевидных вещей, что он не знает еще многих тонкостей и не осознает, как он нелепо выглядит на фоне настоящих профессионалов в выбранной им области. Именно это и есть пик самоуверенности.
График Даннинга-Крюгера: пик глупости
Отсюда есть лишь 2 пути:
Яма разочарований
На данном отрезке диаграммы люди съедают себя изнутри сожалениями и стыдом о былых временах, когда они допускали бесчисленное количество ошибок в своей отрасли из-за слепой и чрезмерной уверенности в своих силах.
Стыд и сожаления идеально справляются со своей работой, расшатывая человека как личность и все больше формируя самокритику и неуверенность в себе. Эмоции, которые мы переживаем, сроки данного временного периода и способы выйти из него, зависят от большого количества факторов, вот самые основные из них:
Некоторые «застревают» в яме на очень долгий срок, а кто-то навсегда, в следствии того, что у людей просто опускаются руки и пропадет желание совершать какие-либо попытки повысить свой уровень знаний, а также продвинуться дальше.
Причиной тому может быть банальная усталость от бесконечного обучения или сформировавшаяся неуверенность в каждом своем шаге. Продвинуться вперед многим помогает их руководитель или старший (более опытный) товарищ в данном деле. Поэтому, если вы заметили, что ваш подчиненный оказался в подобной ситуации, не бросайте его на произвол судьбы, а помогите советом или банальной поддержкой.
После того, как человек преодолевает один из самых сложных этапов в своем обучении, он планомерно выбирается на тропу просветления.
Тропа просветления
Люди, прошедшие яму разочарований, собираются с силами, преодолевают свой комплекс неполноценности и начинают углубленно изучать выбранную область: проходят курсы, прислушиваются к советам более опытных коллег, через «не могу» принимаются за выполнение тяжелых задач, после неудачных попыток разбирают ошибки и приступают по новой.
К ним приходит осознание, что только таким путем можно добиться поставленной цели. Тропа просветления является одним из самых главных этапов, который нужно пройти для того, чтобы действительно стать тем самым «гуру» в желаемой отрасли.
Самооценка человека постепенно начинает возвращаться в рациональный режим. Подчеркиваем: в рациональный, а не завышенный. В процессе выполнения трудных задач появляется опыт и соответствующие компетенции, следовательно, ошибок становится значительно меньше. Однако любая из них также болезненно влияет на восприятие человека, но при этом происходит моментальный анализ и выводы.
Плато силы
Данный отрезок пути — заключительный. Человек становится экспертом своего дела и качественное выполнение работы доводится почти до автоматизма. Всю необходимую информацию для того, чтобы быть достаточно осведомленным в своей области он уже получил, а вместе с этим набрался опыта в процессе бесчисленного выполнения задач.
На данном отрезке количество ошибок сведено на минимум. Вышестоящее руководство начинает прислушиваться к мнению этого специалиста и, в результате, не исключен быстрый карьерный рост.
Именно тут может проявляться явление, противоположное закону Даннинга-Крюгера. Человек приходит к осознанию того, что ему еще предстоит многое узнать и барьера в получении знаний нет.
Мы рассмотрели график ДК. Следует разобрать эффект Даннинга-Крюгера на примерах из жизни, чтобы понять, чем же он опасен на самом деле и к каким негативным последствиям может привести.
Разбор теории на примерах из жизни
Мы дали простое объяснение такому явлению, как эффект Даннинга-Крюгера, а также разобрали все этапы его прохождения. Сейчас мы рассмотрим 5 различных примеров — некоторые из них являются обобщенными, другие более персонализированными, но подобные истории могут произойти практически с любым человеком, будут отличаться только обстоятельства и ресурсы, однако суть одна: при воздействии синдрома Даннинга-Крюгера на наше сознание, мы начинаем мыслить иррационально и не можем принимать объективных решений.
Покорители дорог
Все мы прекрасно знаем, что в первые 2 – 3 года вождения, каждый водитель наиболее склонен к тому, чтобы попасть в аварию, и, как правило, по его вине.
Однако, причина далеко не только в отсутствии опыта. Вы все правильно поняли — парадокс Даннинга-Крюгера. Все водители прекрасно знают, что мы имеем ввиду. Я сам водитель с 7-и летним стажем и как многие из новоиспеченных «гонщиков» в начале своей практике за рулем, попадался на удочку ДК.
Как правило, когда человек впервые самостоятельно садится за руль после получения прав, он испытывает мандраж и неуверенность в своих способностях. Однако с каждым новым днем вождения авто, данные чувства проходят и, более того, перерастают в переоценку своих способностей и завышенное самомнение в отношении своих компетенций, знаний габаритов и возможностей автомобиля.
Уверенность сопутствуется новыми агрессивными маневрами, на которые водители ранее не решались. Обычно, после пары тройки недель удачной реализации подобных маневров, новоиспеченный водитель начинает ошибочно полагать, что уже знает все тонкости вождения. Например:
На самом деле продолжать можно до бесконечности, однако по факту — это далеко не так. Лишь единицам начинающих водителей удается с первых дней вождения продумывать и анализировать вышеуказанные обстоятельства. Остальные, как бы то ни было прискорбно, подвержены воздействию эффекта ДК.
Так как большинство новичков свято верят в то, что действительно способны спрогнозировать все подобные случаи. Но находятся и уникальные личности, которые даже не задумываются в принципе о возможных чрезвычайных обстоятельствах на дорогах, а просто убеждены в том, что они не попадут в них, так как они хорошо водят машину.
Как я уже сказал, я сам был в подобной ситуации, за первые 2 года вождения я трижды попадал в аварии, которые и послужили неким триггером для возвращения в нормальное состояние. После того, как я начал оценивать рационально свои силы и возможности, я перестал попадать в аварии, на данный момент прошло уже почти 5 лет после моего последнего несчастного случая за рулем.
Макартур Уиллер и лимонная кислота
В 1995-м году житель США Макартур Уиллер совершил одно из самых необыкновенных преступлений. В самый пик рабочего дня в Питтсбурге он ворвался без маски в банк и совершил вооруженное ограбление, затем, спустя один час, он ограбил еще одну денежно-кредитную организацию, также не скрывая своего лица.
Разумеется, по камерам наблюдения преступника моментально разоблачили. В процессе допроса он был искренне удивлен и недоумевал каким образом его вычислили. Он же все предусмотрел и нанес лимонную жидкость на лицо.
На самом деле, Уиллер прочитал на каком-то из форумов информацию о том, что лимонный сок по своим свойствам очень схож с невидимыми чернилами. После прочитанного он провел тест: намазал лицо лимонной кислотой и сделал фотографию.
Каким-то волшебным образом пленка засветилась, в следствии чего Макартур не увидел своего лица на фото. В результате чего, он взялся за дело, устойчиво пологая, что его не разоблачат.
Корпораций Газпром
Да, да друзья, в заголовке нет опечатки — именно «Корпораций Газпром». В 2012 году в Москве сотрудниками правоохранительных органов было задержено 9 выходцев из Западной Африки, имеющих гражданство Нигерии и Камеруна.
Данные личности промышляли мошенническими махинациями, обманывая предпринимателей и крупные компании по всему миру, за счет довольно интересных имен и фамилий: «Роснефть» «РЖД» и «Корпораций Газпром». Разумеется, данные имена и фамилии были сфабрикованы.
13 декабря 2010 года сотрудники китайского предприятия договорились с аферистами на покупку угольного сырья с предоплатой за его перевозку. В результате чего, мошенники отправили китайцам реквизиты их расчетного счета, зарегистрированного на ИП. Имя и фамилия частного предпринимателя звучали как JSC Railways, что в переводе обозначало «ОАО РЖД».
На этом злоумышленники не остановились. Следует отметить, что в процессе проведения всех махинаций они ни разу не сменили место дислокации, а продолжали работу в одной и той же съемной квартире в Москве. Более того они начали размещать предложения в интернете по продаже различного сырья и прочих дорогостоящих товаров. Разумеется, после получения предоплаты мошенники прекращали коммуникацию в одностороннем порядке.
В результате они были задержаны правоохранительными органами именно в этой квартире. На момент задержания на их счетах находилось около 900 000 млн рублей.
В процессе допроса аферисты признались, что их первоначальная задача состояла только в махинации с китайскими партнерами. Однако после удачной аферы, они приняли решение продолжить свою деятельность, переоценив свои способности. Уверенные в себе мошенники были также подвержены принципу Даннинга-Крюгера.
Причина в том, что после ряда удачных попыток они ощутили иллюзию безнаказанности, в следствии чего не уделяли должного внимания элементу безопасности всего процесса и были пойманы.
Наполеон Бонапарт
Довольно показательным примером эффекта Даннинга-Крюгера был Наполеон. Он был очень хорошим полководцем, однако не безупречным. Его ошибка заключалась в том, что он не дооценил способности своего соперника, то есть войск России, в силу своей завышенной самооценки и большого количества предыдущих побед.
В следствии чего, он потерпел сокрушительное поражение в войне. К тому же, узурпатор так и не признал свою вину в проигрыше, перекладывая ответственность на случайную череду событий.
Следует отметить, что далеко не только эффект ДК послужил триггером в фиаско Бонапарта. В процессе наступления на Россию, он проживал стадии принятия расставания в отношениях с Жозефиной, что также смутило его рассудок и помешало взвешенному принятию решений. Но, все-таки, основной причиной была именно переоценка своих ресурсов и возможностей войска.
Личный опыт столкновения с правилом Даннинга-Крюгера
Как и все простые смертные, попавшие под влияние Даннинга-Крюгера, я не стал исключением. Если пройтись по моей биографии, можно отметить несколько случаев, когда мне пришлось испытать на себе «волшебное» воздействие данного эффекта. Но, пожалуй, остановимся на самом ярком случае в моей жизни — это обучение SEO-копирайтингу.
Личный опыт столкновения с эффектом Даннинга-Крюгера
После первой недели обучения я узнал, что такое ключевые запросы, поверхностно понял, что из себя представляет семантическое ядро и через какие инструменты можно проводить его сбор.
В процессе получения данных сведений я сразу-же пытался применить новые знания на практике. И как мне казалось на первый взгляд, ничего сложного в этом нет. В тот момент я почувствовал себя уникальным специалистом в новой для себя области, в следствии чего, начал кичиться и хвастаться полученными «скудными» знаниями со своим окружением. Я был на самом пике своего самомнения и фонтанировал заумными словами перед знакомыми, которые не понимали их значений (в скором времени я понял, что на тот момент я и сам не до конца понимал их истинного смысла).
Вскоре наступил тот самый долгожданный день — возможность реализовать свои знания на практике: мне была поставлена задача написать SEO-оптимизированную статью таким образом, чтобы она попала в ТОП 10 выдачи в поисковой системе Яндекс по самым высокочастотным запросам.
Каково-же было мое удивление, когда в результате написания, она даже не вошла в ТОП 50. Я был разгневан и начал искать виноватых в моей неудаче и, разумеется, я их нашел. В начале я обвинил своего педагога — человека с 10-летним опытом работы в области комплексного продвижения сайтов, построения digital-стратегий и SEO-оптимизации ресурсов, который на момент моего обучения подготовил более 100 высококлассных специалистов в данном направлении.
После еще 2-х недель занятий я пополнил свой багаж знаний новыми терминами, такими как:
Теперь я был еще больше уверен в своих силах. Однако моя повторная попытка «загнать» статью в ТОП 10 вновь оказалась не успешной. Новая статья не попала даже в ТОП 100 выдачи. На этот раз я во всем винил алгоритмы поисковой системы, поскольку не единожды читал на форумах не лестные комментарии от старших коллег «по цеху» в адрес небезупречного функционала краулеров, а также невнимательности асессоров. «Вот оно» — подумал я, во всем виноваты поисковые машины и невнимательные сотрудники ПС. Я ведь все уже знаю, не может быть, чтобы я делал что-то не так. В следующий раз все точно получится — ошиблись с оценкой 2-х статей, но 3-ю явно не «проворонят».
В результате, после неудачного написания 6-й или 7-й статьи, до меня постепенно начало доходить, что видимо, все-таки, дело во мне. Вместе с озарением, появилось желание все бросить и вернуться на свое прежнее поприще. Еще раз хочется поблагодарить своего наставника, который убедил меня не бросать начатое на пол пути и настроил на нужный, продуктивный лад дальнейшего обучения.
Я не стану углубляться в детали своего дальнейшего познания данной области, поскольку, сомневаюсь, что подробные детали кому-то будут интересны. Однако, если я ошибаюсь, и вы хотите окунуться в мир SEO-продвижения, рекомендую вам начать свой путь с познания того, что такое семантическое ядро сайта. Именно с этого следует начать любому человеку, желающему стать экспертом в области поискового продвижения ресурсов. В данной статье, указаны все необходимые инструменты для работы с ключевыми запросами, а также ссылки на подробные инструкции по их эксплуатации.
Возвращаясь к моей истории — я преодолел свою неуверенность (не без помощи своего руководителя) и учился еще около одного года, прежде чем ощутил первые плоды своих трудов. На сегодняшний день мною написано более 100 различных SEO-оптимизированных статей. Из них практически 95% находятся в ТОП 10 выдачи ПС Яндекс по самым высокочастотным запросам — многие статьи расположены в журнале Prostudio.
В случае, если вы хотите убедиться в моих словах и компетенциях, можете ввести самый высокочастотный запрос в ПС Яндекс по любой из статей, находящихся в журнале (если не знаете, как это сделать, рекомендую прочитать статью про семантическое ядро), и вы увидите сниппет с ресурсом нашего digital-agency Prostudio на первой странице. Хотя, по результатам поисковой выдачи данной статьи, которую вы сейчас читаете, думаю вы уже частично убедились в достоверности вышесказанных слов.
Однако несмотря на продуктивные результаты своей работы, я не перестаю периодически пополнять свой багаж знаний. Поскольку, во-первых, я до сих пор знаю далеко не все в данной области. А во-вторых, правила ранжирования ПС довольно часто корректируются и подвергаются изменениям, иногда очень значительным, а иногда, нет.
Как не попасться в ловушку синдрома Даннинга-Крюгера
Симптом Даннинга-Крюгера не дает нормально жить не только человеку, попавшему под его влияние, но и людям, которым приходится с ним сталкиваться в выбранной им области. Как же противостоять эффекту ДК?