Чем брились при петре 1
История бритья. Часть 1
Как ни странно, но наши суровые предки следили за собой чуть ли не сильнее, чем мы сейчас. Были века, когда мужчины следили за собой в разы больше женщин, пудрили лица, парики, избавлялись от растительности и подкрашивали губы. Фу, скажешь, наверное ты. Но накрашенные губы и пудра нисколько не мешали графьям и маркизам сражаться с другими графьями и маркизами за дам, земли и прочие ресурсы.
Удалять волосы на лице — было одной из важнейших черт цивилизации. Варвары как-то не особенно стремились к удалению бород, впрочем, как и русские дворяне до определенного момента. Удаление волос на лице было очень хорошим делом с точки зрения банальной гигиены. В волосах заводились паразиты, размножались болезнетворные бактерии и застревали кусочки пищи. Поэтому удалять волосы на лице и как-то облагораживать бороденку начали… 100 000 лет назад. Почти все время существования человека разумного. А ты побриться не хочешь лишний раз, ходишь, как бомж.
Пещерный человек и обсидиановый скребок
Пещерных людей представляют чаще всего волосатыми и заросшими, но это лишь частично соответствует истине. Волосы удерживали влагу на лице, увеличивая риск обморожения, именно по этой причине древние люди задумались над тем, чтобы как-то уменьшить свои волосяные «резервуары». Древние люди использовали для удаления полос острые ракушки и куски кремния. К этому пришли ученые, разглядывая наскальные рисунки. Ближе к нашему времени, 60 000 лет назад, древние люди открыли для себя легко подвергающийся обработке обсидиан. Обсидиановыми скребками они удаляли лицевую растительность.
Первый крема для бритья, которыми чаще всего пользовались женщины, состояли из… мышьяка, гашенной извести или крахмала. Их измельчали с водой или жиром, такая консистенция размягчала волосы и немного сокращала жизнь. Зато красиво. Такие смеси появились 3000 лет до нашей эры. Когда люди открыли металлургию, они начали делать скребки из металлов.
Египетское бритье
Несмотря на то, что египтяне предстают перед нами с длинными волосами, на деле это либо парики из чужих волос, либо забавные шапки. Египтяне брились полностью, даже на телах устраняли всякую растительность. Греческий историк Геродот и подобные ему сильно издевались над египтянами, считая, что они слишком заботятся о своей внешности и излишне чистоплотны. К сожалению, Геродот абсолютно не задумывался, что мытье несколько раз в день и удаление волос — это ответ на нереальную жару, царящую в Египте. Только варвары, крестьяне, наемники из других стран и рабы носили волосы на голове, отсутствие волос было принадлежностью к высшей касте.
Археологи находили в огромном количестве в захоронениях бронзовые бритвы, ванночки для кремов из пемзы и глины. Волосы на лице, на теле и на голове считались признаком пренебрежения к гигиене, что было абсолютно логично. Но по какой-то нелогичной причине, появляться лысым или без шапки на публике считалось очень вульгарно. Парики и шапки были сделаны так, чтобы воздух циркулировал лучше и охлаждал царственную голову. Бороды также удалялись, но при этом фараоны носили… ложные бороды. Причем даже фараоны-женщины. Мастерство брадобрея высоко ценилось среди египтян.
Шумеры, как и некоторые народы использовали кремниевые скребки. Первые же металлические бритвы были немного изогнутыми для большего удобства бритья.
Александр Македонский и бритье
Модой Древней Греции на бритье обязаны в первую очередь Александру Македонскому, который повелел своим воинам сбрить бороды и отстричь волосы, чтобы врагам не за что было уцепиться во время боя. Харизматичная личность Александра быстро сделала бритье дичайше популярной темой. Бритвы из Египта проникли в жизнь греков, но были немного улучшены, а материал их был заменен на более достойное железо и кость.
Оливковое масло, которое греки совали везде, сыграло хорошую службу в изготовлении кремов. Его смешивали с тальком, глиной, паутиной и изготавливали что-то, что помогает брить щетину.
Любящие заимствовать все подряд у греков римляне забрали и стремление бриться, доведя его до абсолютной моды. Римлян представляешь только с синими, бритыми подбородками. Римляне считали, что бриться — признак цивилизованного человека, а не еврея там или варвара какого. Брились и солдаты, таская с собой походные бритвы, брились и сенаторы, пользуясь услугами личного брадобрея. Чем меньше волос было на теле, тем более цивилизованным считался гражданин. Это касалось даже волос на лобке. И развратность всяких там Неронов и Калигул к делу не относится — гигиена прежде всего. К слову, римские бритвы были прямыми, что надолго закрепило подобный вид бритв в истории.
Средние века и бритье
Не всегда хватало времени на побриться в Средние века: чума, крестовые походы, набеги одних стран на другие. Но все равно бритье считалось хорошим делом. Сказать спасибо следует благому влиянию Византии и все той же Римской империи. После церковного раскола на две ветви церквей бритье среди служителей бога стало обязательным — так отличали католических священников от мусульманских, еврейских и прочих. Эта тенденция была введена в каноническое право в 1096. Запретили брить бороды всем, за исключением крестоносцев на Святой Земле. Женщины тоже не отставали и полностью удаляли себе брови, чтобы увеличить лоб.
Использовались стальные бритвы, а в качестве крема использовали смесь из масла грецкого ореха (или оливкового), аммиака и уксуса.
Стоит отметить, что в эпоху Возрождения бороды также растили, но не забывали за ними ухаживать. В целом, механика удаления волос не изменилась: соскребали чем попало и мазали тоже чем попало, часто ядовитым. Женщины решили пойти еще дальше — выбривали себе волосы, чтобы увеличить лбы. Есть мнение, что у многих представительницы высшего сословия волосы сами вылазили из-за недостатка железа в еде и чистого воздуха, глупые горожанки, будучи уверенными в новой моде, брили волосы самостоятельно, чтобы сделать красивые огромные лбы. Также появились крайне опасные бритвы, которыми могли пользоваться только специально обученные люди. В это же время появилось более-менее безопасное средство для бритья и даже какое-то подобие мыла для бритья
Более-менее безопасная бритва
Бритвами умели пользоваться только специально обученные люди потому, как до определенного момента они были крайне опасными и срезать можно было себе пальцы, кожу до зубов и все подряд. Но в 18 веке появилось то, что по недоразумению до сих пор называется «опасной бритвой». Французский изобретатель Жан-Жак Перре хотел, чтобы люди перестали тратить время и деньги на брадобреев и придумал натуральную такую бритву для каждого. А всего-то и делов, установил Перре на бритву деревянный кожух, за который было удобно держаться. Но бриться ей все равно было как-то не особо круто и сцыкотно, хотя относительно других бритв она была куда более безопасна. Правильное название такой бритвы — клинковая. Просуществовала она практически 200 лет.
История бороды: почему на Руси ее нельзя было брить, а при Петре от нее избавлялись
Как вы относитесь к моде на бороды? Что это, возрождение давних обычаев?
В Древней Руси увидеть мужика без бороды было дико. Это как в наше время даму с бородой. Безбородые мужчины на Руси считались несерьезными, ненадежными, неспособными к деторождению. В общем, девушки старались обходить их стороной. А если и попадался им такой на свою беду, они смеялись ему вслед: «Босое рыло, уходи!».
Так было в допетровские времена. Злые языки говорили, что у царя Петра Первого борода не росла. Максимум усики. Когда он вернулся из заграничного турне, им овладела идея европеизации страны. И первое, что попало под санкции — это раздражавшая его борода. В 1698 году вышел указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольников в указанном для них одеянии». Это было шокирующей новостью.
Ввели четыре разряда государственной пошлины. К первому относились государственные служащие и городская знать. С них брали по 600 рублей. Ко второму причисляли торговцев. Они отдавали в казну по 100 целковых. Жители городских окраин — по 60 руб. и прислуга, кучера — по 30 руб. Для сравнения — 30 рублей составляло ежегодное жалованье пехотинца.
Крестьяне налоги не платили, но должны были при въезде в город отдавать в казну по копейке за каждый приезд с бородой.
На Руси к бороде относились как к святыне. В Псковской судной грамоте за надругательство над бородой наказание было хуже, чем за убийство. За убийство по штрафу нужно было заплатить один рубль, а за нанесение ущерба бороде — 2 рубля.
Хуже не было наказания, чем бритье. Когда к князю прибывали послы с неподобающими предложениями, им молча срезали бороды и отправляли домой. И слова не нужны.
Так вот, почему русских нельзя было лишать бород:
Так было у нас. Вообще, борода имела много применений в истории человечества.
Доисторические люди отращивали бороды для тепла, запугивания и защиты. Волосы на лице сохраняли температуру тела древнего человека, а также защищали от песка, грязи и многих других элементов, способных проникнуть в организм через рот. Кроме того, она придавала пугающий вид, как бы визуально увеличивая челюсть.
С 3000 г. до н.э. до 1580 г. до н.э. египтяне использовали фальшивую бороду, сделанную из золота. Эту фальшивую бороду они привязывали, закрепляя узелком на затылке.
Представители месопотамских цивилизаций очень заботились о своих бородках. Они первыми начали употреблять такие продукты, как масло для бороды, чтобы их растительность выглядела здоровой и шелковистой. Они также формировали свои бородки с помощью древних щипцов для завивки — создавали локоны, кудри, придавали волосам волнистость. Ассирийцы красили их в черный цвет, а персы — в оранжево-красный. В древние времена, в Турции и Индии, когда у кого-то была длинная борода, это считалось символом мудрости и достоинства.
В Греции борода была знаком чести. Древние греки обычно обрабатывали бороды щипцами, чтобы создать завитки. Стрижка бороды использовалась только как наказание.
Около 345 г. до н. э. Александр Великий постановил, что у солдат не может быть бороды. Он боялся, что враги схватятся за бороды греков и будут использовать их против них во время битвы.
Древние римляне предпочитали, чтобы их бороды были пострижены и ухожены.
Римлянин по имени Луций Тарквиний Приск поощрял использование бритв, чтобы провести в городе гигиеническую реформу в 616-579 годах до нашей эры. Несмотря на то, что Приск пытался поощрить бритье, оно все еще не было общепринятым до 454 года до нашей эры. В 454 г. до н.э. группа греков-парикмахеров отправилась из Сицилии в основную Италию. Они открыли парикмахерские, которые были расположены на главных улицах Рима. Эти парикмахерские обычно использовались только теми людьми, у которых не было рабов. Если у человека был раб, то он своего хозяина стриг и брил. Со временем бритье стало тенденцией в Древнем Риме, но философы сохраняли свои бороды независимо от тренда.
Англосаксонские племена не брили бороды до появления христианства в седьмом веке.
В Англии титулованные особы носили усы до 1066-1087 гг. н.э. пока закон Уильяма Первого не потребовал, чтобы они брились по норманнской моде.
Как только начались крестовые походы, бороды вернулись в обиход. В течение четырех столетий допускалась любая растительность. Как и в наше время, мужчины могли свободно выбирать, что им носить на лице: бороды, усы или чисто бриться. В 1535 году борода снова вошла в европейскую моду. Появились разные стили и длина бород. В 1560 году английские дворяне свои бороды крахмалили, чтобы они были острыми и аккуратными.
Для предания формы своим бородам мужчины использовали помаду и воск. Каждый уважающий себя сэр всегда имел при себе специальную щеточку или расческу для бороды. Кроме того, использовались специальные закрепители для бороды и усов, пока мужчиныспали.
На протяжении веков человечеством было придумано множество стилей ношения бороды. Например, стиль Авраама Линкольна называют «ширмой (занавесом) подбородка». Волосы на бороде настолько длинные, что свисают.
У писателя и эссеиста Генри Дэвида Торо на лице «Странствующий Джим».
У писателя Генри Лонгфелло — «Удлиненная голландка».
«Борода лопатой» у художника Василия Верещагина.
По результатам социологического интервью, проведенного специалистами из Новой Зеландии и Канады, обнаружилось, что основной массе девушек нравится не борода, а легкая небритость на лице того паренька с которым ей доведется целоваться.
Указ ПетраI о бороде. Зачем? Кто остался с бородой
Указ Петра I о бритии бород и усов. Зачем? Кто остался с бородой?
1. Эпоха правления русского царя Петра 1 была наполнена не только грандиозными, но и весьма одиозными реформами.
Казалось бы, указ Петра I от 1689 года о запрете ношении бороды и усов («О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии»), а тем более, установление солидного налога на бороду (для тех, кто не пожелает её сбрить) – это лишь предмет для насмешек, иронии и памфлетов. Но подобный налог существовал и в некоторых европейских странах, например, во Франции.
Однако, учитывая особый уклад жизни и традиции средневековой Руси, вопрос ношения бороды был крайне важным для всего населения Российского Государства, ибо борода искони считалась символом приверженности вере, свидетельством чести и предметом гордости. Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось. Некоторые почтенные мужи, особенно старообрядцы, насильственно лишенные бороды, совершали самосожжение.
Какие цели преследовал Пётр I этим указом? Во-первых, он пытался провести всестороннюю «европеизацию» всей Руси, насильственно прививая «европейские ценности», в том числе, заставляя сбривать бороды, и носить «немецкое платье», чтобы быть «похожими на европейцев», поощрял курение, танцы, увеселения и безмерное винопитие. Каждое в отдельности нововведение кажется вздорным пустяком, курьёзом, но они привели множество людей к самоубийству (от невозможности переступить через освящённую веками традицию), и к смерти от поощряемого чрезмерного винопития и курения (от которых и сейчас страдает наш народ).
Все указы и реформы Петра 1 задавали новый вектор развития России и оказывали влияние на дальнейшую судьбу Отечества. Эти изменения в образе жизни были противны патриархальному складу и строгому благочестию русского народа, но наказания за неповиновение Царю были не шуточными. Постепенно западнические настроения и подражание европейцем, практически во всём, проникло в высшее общество, оно потеряло связь с благочестивой традицией народа. Пропасть между ним и патриархальным крестьянством всё более увеличивалось, духовное единство нации утрачивалось. Всё это аукнулось в 1917г. непримиримой классовой борьбой, и миллионами жертв революции и гражданской войны.
Вторая причина появления Указа в том, что Петру очень нужны были деньги: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого. Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Пошлина за год ношения бороды для обеспеченных людей была весьма значительной. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.
Итак: Результатом этого Указа «О бороде» стали многочисленные акты самосожжения старообрядцев (раскольников), расценивших этот насильственный акт как покушение на основы благочестия и патриархального уклада. Кроме того этот Указ был частью плана насильственной европеизации части российского общества, что привело в конечном итоге к расколу нации.
2. Надо отметить то, что Пётр 1, давая право носить бороду крестьянам и церковнослужителям, при этом отнял у Церкви все остальные права, имущество и лишил возможность Церковь исполнять многие очень важные функции, в том числе – обучение грамоте и просвещение населения. Было закрыто множество церковно-приходских школ. А.С.Пушкин писал по этому поводу, что церковная реформа Петра 1 нанесла огромный вред просвещению России.
3. Однако вернёмся к нашей бороде.) Дочь Петра1, Елизавета Петровна, подтвердила «антибородное» законодательство, что вызывало в обществе сарказм и раздражение, особенно (как ни странно!) среди либеральной интеллигенции. Впрочем, к тому времени практически все были «безбородыми», и молодые маргиналы-либералинтеллигенты, конечно же, как всегда, хотели отличаться от всех. К тому же во второй половине 18 века в Европе начала появляться мода на бороду.
В 1757 году Михаил Васильевич Ломоносов, иронизируя по поводу указа «О бороде» и налога на бороду, а также над языческим идольским поклонением бороде, создал сатирическое произведение «Гимн бороде», http://www.proza.ru/2017/10/22/1712, где также весьма иронично описал «бородачей», хорошо известных в высших кругах и обласканным Царским двором.
После эпохи Петра I первым монархом, носившим бороду, стал симпатизирующий славянофилам Александр III. В его царствование мода на бороду прочно закрепилась как при дворе, так и в военно-чиновничьей среде. С окладистыми бородами a la mujik теперь щеголяли не только военные, но и служащие министерств, статские чиновники государственных ведомств, учителя, врачи, студенты.
С воцарением Николая II бороды военных и чиновников заметно укоротились и обрели более аккуратные формы. Представители низких сословий (мещане и вчерашние крестьяне городские пролетарии) напротив, всё чаще делали добровольный выбор в сторону бритья. И это не удивительно: борода городского жителя, стремящегося отличаться от мужика-«деревенщины», требовала постоянного ухода. Кроме того, длинная борода представляла неудобство, а то и опасность для ремесленника или рабочего на производстве.
Как видим, общество без всяких революционных новшеств, без подражание Западу, без насилия само выберет то, что практично и необходимо в данный момент времени.
Как Пётр выводил русских на «правильную дорогу»
320 лет назад, 5 сентября 1698 года, царь Пётр Алексеевич установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в Западной Европе.
В Европе, в частности, в Англии и Франции, налог на бороду ввели в XVI столетии. Пётр проводил политику вестернизации России, особенно это касалось дворянства. По его мнению, русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение государя Петра в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Бояре были шокированы выходкой царя, но протестовать не смели. Позже Петр несколько раз повторил эту операцию.
Новые порядки приживались с трудом. Русское общество было консервативным и с трудом принимало новое. Царя осуждали, его новшество не принимали. Бывало, люди, расставшись с бородой, кончали жизнь самоубийством. По всей Руси роптали, ведь считалось, что бритье бороды – грех, а священники отказывали в благословении безбородому. В действиях царя усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород.
В результате Петр решил законодательно закрепить свою инициативу. 5 сентября 1698 года государь установил налог на бороды, чтобы привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон – бородовой знак, представлявший своего рода знак об уплате денег за ношение бороды. Уже к концу этого же года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения; была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. А согласно указу 1705 года всё мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян (в целом это было большинство населения, которое не стало «европейцами»), было обязано брить бороды и усы.
Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды». С 1715 года действовала единая пошлина — 50 рублей с человека в год. Отменена пошлина была лишь в 1772 году. Кроме того, в декабре 1713 года был принят указ которым было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца).
Новый налог имел два основных значения. Во-первых, при Петре резко возросло налогообложение. Реформирование и модернизация страны на европейский лад, война и резкий рост бюрократического аппарата требовали больших денег. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Затем стал придумывать и вводить новые налоги. Появилась даже категория лиц, на которых была возложена задача нахождения новых источников поступления средств в казну. В самом начале царствования Петра этим занимались его личные друзья. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». В их обязанности входило придумывать новые объекты обложения.
Так, первый известный государевый прибыльщик А. Курбатов предложил использование «орленой» (гербовой) бумаги (указ от 23 январе 1699 года). В дальнейшем государевы прибыльщики были подчинены Семеновской приказной палате, затем — Ижорской канцелярии. Наиболее известными прибыльщиками были Ершов, Нестеров, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и др. В результате начиная с 1704 года один за другим вводились самые разнообразные налоги: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный — от клеймения хомутов, шапок и сапог; с извозчиков — десятая доля найма, посаженный, покосовщиный, пчельный, банный, кожный — с конных и яловочных кож, мельничный — с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный — с печей, привальный и отвальный — с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов и орехов, а также многие другие мелочные сборы. Причем для каждого из этих налогов сразу же учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе. То есть часто прибыльщики назначались руководителями канцелярий, создаваемых в результате внедрения их проектов — Медовой, Банной, Рыбной, Постоялой и т. д.
Во-вторых, Пётр проводил политику жесткой вестернизации России. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом, одеждой должны напоминать жителей Западной Европы.
Пётр не был первым западником на русском троне. Поворот к Западу начался ещё при Борисе Годунове, в Смуту, оформился при Романовых. Предшественник Петра, царевна Софья и её фаворит князь Василий Голицын также были западниками. Но именно при Петре вестернизация стала необратимой, что ив итоге и привело Россию Романовых к катастрофе 1917 года.
Пётр сознательно расколол народ на дворян-«европейцев», господ и остальной народ, который в целом сохранил русскую культуру. Пётр и государство пыталось «цивилизовать» русских на западный манер, изменить, перекодировать их «матрицу» на европейский лад. По мнению западников, Русь – это часть европейской цивилизации, её периферия, которая была оторвана от Европы нашествие Батыя и длительным «рабством» в составе Золотой Орды. Пётр пытался произвести не просто модернизацию в военном деле, государственном аппарате, экономике и т. д. Он целенаправленно вторгся в святая святых нашего народа, русской цивилизации – в её код-матрицу, культуру, основанную на русской вере.
Именно в культурной революции и кроется суть и тайна петровских преобразований. Пётр не бороды брил и запрещал носить русскую одежду (это всё видимые знаки коренного слома прежней культуры), стремился железным кулаком, огнем и мечом (трагедия стрельцов) насадить новую, европейскую культуру. Он буквально вбивал в русский народ западную культуру. Даже сына своего не пожалел. С этой целью Пётр добил русскую церковь, лишив её самоуправления и низведя до положения одной из частей госаппарата. Пётр пытался вывести Россию, русских на «правильную дорогу», сделать Русь частью Европы.