Чем брились в средневековье
Страшнее не придумаешь или как брились мужчины в древности
Бритвенный станок – поистине революционное изобретение, которое помогает современным мужчинам легко и безболезненно избавляться от нежелательных волос на лице. Напрасно мужчины удивляются и шутят по поводу выносливости женщин при эпиляции. Ведь когда-то сильному полу приходилось терпеть и не такие муки.
Участь мужчин облегчил американский изобретатель-любитель Кинг Кэмп Жиллетт, запатентовав в 1895 году свое изобретение – «safety razоr», первую безопасную бритву. А до этого у мужчин все шло не так уж и гладко…
Каменные ножи для бритья
Процедура бритья известна человечеству еще с каменного века. Уже тогда мужчины активно боролись с растительностью на лице, массово сдирая, в прямом смысле этого слова, бороды и усы. При этом в ход шли не самые гуманные методы и инструменты: эпиляция глиной, каменные ножи, кремневые скребки, раковины моллюсков (используемые как в качестве пинцета, так и в качестве заточенных лезвий).
Что в тот момент испытывали настоящие герои, жутко представить.
Причину общечеловеческой навязчивой идеи избавиться от лишних волос антропологи объясняют желанием наших предков отделить себя от мира животных. Некоторые ученые предполагают, что наличие бороды было небезопасно в первобытных условиях: в ней поселялись различные патогенные насекомые, она могла запутаться в кустах, в схватке была одним из уязвимых мест и т. д.
Поэтому в борьбе с бородой представители древнего мира не щадили себя, применяя природные «опаски» и прочие леденящие душу бритвенные приборы.
Кстати, женщины, глядя на старания своих мужчин, тоже не оставались в стороне. Пятьдесят веков назад ими был придуман первый «крем» для депиляции, включающий в себя опаснейшие ингредиенты: мышьяк (Arsenicum), известь и крахмал. О последствиях использования такой гремучей смеси можно только догадываться.
Невероятно, но факт остается фактом: представители даже самых примитивных культур яростно истребляли шерсть на своем лице. А длинные пышные бороды, как стильное решение или жизненная позиция, появились гораздо позднее.
Первые бритвы, судя по дошедшим до нас артефактам, были даже не из бронзы, а из кремния. До появления качественно обработанных кремниевых бритвенных станков, древние люди использовали зубы животных и раковины с острыми краями. Подобные инструменты для бритья до сих пор применяются жителями некоторых первобытных племен в Полинезии.
Бритвы древних египтян
Бритвами древние египтяне брили в основном головы, а с бородами они разделывались иначе – они их выщипывали. Широко применялась такая процедура, как эпиляция воском и глиной: смесь из этих веществ наносилась толстым слоем на отросшую щетину. Когда глиняно-восковой компресс высыхал на лице, его отдирали вместе с волосами.
Раковина с заточенными краями
Борода у египтян была прерогативой лишь одного человека — фараона. Даже если это была женщина. Накладная борода, используемая для ритуалов, подвязывалась царицам и мальчикам-царям.
Следует отметить, что нешуточная борьба древних иудеев за право и обязанность отращивать и носить бороду хранит в себе следы старого конфликта: евреи в Египте настаивали на выделении им преференций ввиду особенностей их веры. Они утверждали, что по религиозным канонам им запрещено бриться, а также трудиться каждый седьмой день недели (в то время, как египтяне отдыхали один раз в десять дней).
Сохранившиеся рецепты жителей Месопотамии, свидетельствуют о частом применении смесей для эпиляции лица. В частности речь идет о таких ингредиентах, как меда и различные смолы.
Другие древние приспособление
В Древнем Риме волосы на лице и на теле выжигали. Специально обученные рабы-косметологи умели быстро и аккуратно выжигать волоски, водя над поверхностью кожи зажженной свечей. В ходе такой депиляции волоски удалялись практически до самых корней. При этом отмечалось полное отсутствие ожогов. Хотя иногда слуги все же обжигали своих хозяев, за что им нередко доставалось.
В Японии использовали для удаления нежелательных волос металлические щипчики. Смотрясь часами в бронзовые зеркала, мужчины по волоску выщипывали свои бороды и усы, а женщины – брови. Описание этой процедуры можно встретить в романах и дневниках периода Хэйан, а Сэй-Сёнагон в знаменитых «Записках у изголовья» негодовала по поводу того, что найти хорошие щипчики, которые бы легко захватывали волоски, — задача не из легких.
Индейцы Америки к бородам относились беспощадно: волосы с лица они соскребали ракушками и выдергивали пинцетами примитивных моделей. В некоторых племенах Северной Америки мальчикам, достигшим подросткового возраста, лица обжигали смоченными в кипящей воде тряпками. Таким образом, племенные жители пытались остановить рост волос.
Что касается славян, во времена Ивана Грозного они избавлялись от волос с помощью настоев, приготовленных на основе жгучих трав и ядовитых растений, в том числе и дурмана (Datura).
На Руси волосы на лице также удаляли при помощи эпиляции. На кожу лица лепили разжеванный или размоченный в воде ржаной хлеб, отличающийся сильной липкостью в мокром виде и такой же твердостью – в сухом.
Мусульманам бороды брить запрещено, а вот волосяной покров на теле — в области подмышек и паха — удалять, согласно священным преданиям (хадисам), рекомендуется не реже одного раза в сорок дней. Причем как мужчинам, так и женщинам. В мусульманском мире с этой целью использовали горячую пасту, приготовленную из сахара и всяких ароматических смол.
Согласитесь, некоторые современные изобретения и технологии стоят нашей глубокой признательности.
История бритья. Часть 1
Как ни странно, но наши суровые предки следили за собой чуть ли не сильнее, чем мы сейчас. Были века, когда мужчины следили за собой в разы больше женщин, пудрили лица, парики, избавлялись от растительности и подкрашивали губы. Фу, скажешь, наверное ты. Но накрашенные губы и пудра нисколько не мешали графьям и маркизам сражаться с другими графьями и маркизами за дам, земли и прочие ресурсы.
Удалять волосы на лице — было одной из важнейших черт цивилизации. Варвары как-то не особенно стремились к удалению бород, впрочем, как и русские дворяне до определенного момента. Удаление волос на лице было очень хорошим делом с точки зрения банальной гигиены. В волосах заводились паразиты, размножались болезнетворные бактерии и застревали кусочки пищи. Поэтому удалять волосы на лице и как-то облагораживать бороденку начали… 100 000 лет назад. Почти все время существования человека разумного. А ты побриться не хочешь лишний раз, ходишь, как бомж.
Пещерный человек и обсидиановый скребок
Пещерных людей представляют чаще всего волосатыми и заросшими, но это лишь частично соответствует истине. Волосы удерживали влагу на лице, увеличивая риск обморожения, именно по этой причине древние люди задумались над тем, чтобы как-то уменьшить свои волосяные «резервуары». Древние люди использовали для удаления полос острые ракушки и куски кремния. К этому пришли ученые, разглядывая наскальные рисунки. Ближе к нашему времени, 60 000 лет назад, древние люди открыли для себя легко подвергающийся обработке обсидиан. Обсидиановыми скребками они удаляли лицевую растительность.
Первый крема для бритья, которыми чаще всего пользовались женщины, состояли из… мышьяка, гашенной извести или крахмала. Их измельчали с водой или жиром, такая консистенция размягчала волосы и немного сокращала жизнь. Зато красиво. Такие смеси появились 3000 лет до нашей эры. Когда люди открыли металлургию, они начали делать скребки из металлов.
Египетское бритье
Несмотря на то, что египтяне предстают перед нами с длинными волосами, на деле это либо парики из чужих волос, либо забавные шапки. Египтяне брились полностью, даже на телах устраняли всякую растительность. Греческий историк Геродот и подобные ему сильно издевались над египтянами, считая, что они слишком заботятся о своей внешности и излишне чистоплотны. К сожалению, Геродот абсолютно не задумывался, что мытье несколько раз в день и удаление волос — это ответ на нереальную жару, царящую в Египте. Только варвары, крестьяне, наемники из других стран и рабы носили волосы на голове, отсутствие волос было принадлежностью к высшей касте.
Археологи находили в огромном количестве в захоронениях бронзовые бритвы, ванночки для кремов из пемзы и глины. Волосы на лице, на теле и на голове считались признаком пренебрежения к гигиене, что было абсолютно логично. Но по какой-то нелогичной причине, появляться лысым или без шапки на публике считалось очень вульгарно. Парики и шапки были сделаны так, чтобы воздух циркулировал лучше и охлаждал царственную голову. Бороды также удалялись, но при этом фараоны носили… ложные бороды. Причем даже фараоны-женщины. Мастерство брадобрея высоко ценилось среди египтян.
Шумеры, как и некоторые народы использовали кремниевые скребки. Первые же металлические бритвы были немного изогнутыми для большего удобства бритья.
Александр Македонский и бритье
Модой Древней Греции на бритье обязаны в первую очередь Александру Македонскому, который повелел своим воинам сбрить бороды и отстричь волосы, чтобы врагам не за что было уцепиться во время боя. Харизматичная личность Александра быстро сделала бритье дичайше популярной темой. Бритвы из Египта проникли в жизнь греков, но были немного улучшены, а материал их был заменен на более достойное железо и кость.
Оливковое масло, которое греки совали везде, сыграло хорошую службу в изготовлении кремов. Его смешивали с тальком, глиной, паутиной и изготавливали что-то, что помогает брить щетину.
Любящие заимствовать все подряд у греков римляне забрали и стремление бриться, доведя его до абсолютной моды. Римлян представляешь только с синими, бритыми подбородками. Римляне считали, что бриться — признак цивилизованного человека, а не еврея там или варвара какого. Брились и солдаты, таская с собой походные бритвы, брились и сенаторы, пользуясь услугами личного брадобрея. Чем меньше волос было на теле, тем более цивилизованным считался гражданин. Это касалось даже волос на лобке. И развратность всяких там Неронов и Калигул к делу не относится — гигиена прежде всего. К слову, римские бритвы были прямыми, что надолго закрепило подобный вид бритв в истории.
Средние века и бритье
Не всегда хватало времени на побриться в Средние века: чума, крестовые походы, набеги одних стран на другие. Но все равно бритье считалось хорошим делом. Сказать спасибо следует благому влиянию Византии и все той же Римской империи. После церковного раскола на две ветви церквей бритье среди служителей бога стало обязательным — так отличали католических священников от мусульманских, еврейских и прочих. Эта тенденция была введена в каноническое право в 1096. Запретили брить бороды всем, за исключением крестоносцев на Святой Земле. Женщины тоже не отставали и полностью удаляли себе брови, чтобы увеличить лоб.
Использовались стальные бритвы, а в качестве крема использовали смесь из масла грецкого ореха (или оливкового), аммиака и уксуса.
Стоит отметить, что в эпоху Возрождения бороды также растили, но не забывали за ними ухаживать. В целом, механика удаления волос не изменилась: соскребали чем попало и мазали тоже чем попало, часто ядовитым. Женщины решили пойти еще дальше — выбривали себе волосы, чтобы увеличить лбы. Есть мнение, что у многих представительницы высшего сословия волосы сами вылазили из-за недостатка железа в еде и чистого воздуха, глупые горожанки, будучи уверенными в новой моде, брили волосы самостоятельно, чтобы сделать красивые огромные лбы. Также появились крайне опасные бритвы, которыми могли пользоваться только специально обученные люди. В это же время появилось более-менее безопасное средство для бритья и даже какое-то подобие мыла для бритья
Более-менее безопасная бритва
Бритвами умели пользоваться только специально обученные люди потому, как до определенного момента они были крайне опасными и срезать можно было себе пальцы, кожу до зубов и все подряд. Но в 18 веке появилось то, что по недоразумению до сих пор называется «опасной бритвой». Французский изобретатель Жан-Жак Перре хотел, чтобы люди перестали тратить время и деньги на брадобреев и придумал натуральную такую бритву для каждого. А всего-то и делов, установил Перре на бритву деревянный кожух, за который было удобно держаться. Но бриться ей все равно было как-то не особо круто и сцыкотно, хотя относительно других бритв она была куда более безопасна. Правильное название такой бритвы — клинковая. Просуществовала она практически 200 лет.
История бритья Как и почему брились мужчины в разные эпохи
Растительность на лице в разные периоды истории могла означать принадлежность как к элите, так и к самым низшим слоям, как мужественность, так и варварство. Поэтому бритье и уход за усами и бородой всегда были неотъемлемой частью жизни мужчины. «Лента.ру» разобралась в том, как и чем брились мужчины в разные эпохи.
Бородачи против любителей бриться
Мы не знаем даже примерной даты первого в истории человечества бритья, но историки сходятся во мнении, что бриться мужчины начали еще в доисторические времена. Судя по всему, первоначально первобытные люди использовали в качестве бритв ракушки, но около 60 тысяч лет до нашей эры на смену им пришли обсидиановые лезвия. Этот камень легко поддавался обработке, поэтому сделать из него острое лезвие труда не составляло.
Причина, по которой брились древние люди, неизвестна, а вот приход цивилизации сделал бороду или ее отсутствие статусным символом. Так, древние египтяне стали настоящими фанатами бритья и вывели бритвенные технологии на новый уровень. Они придумали первые кремы для бритья, которые состояли из мышьяка, гашеной извести и крахмала, а вместо каменных и костяных бритв использовали бронзовые.
В Греции борода считалась символом мужественности и взросления, поэтому бритые египтяне казались грекам слишком изнеженными. Брить бороды греки стали лишь после завоеваний Александра Македонского. Немаловажно было и то, что с распространением железа в качестве основного материала для клинков изготовление бритв стало проще и дешевле.
Но по-настоящему всеобщей мода на бритые лица стала уже во времена Рима. Создателем тренда стал разгромивший карфагенское войско во главе с Ганнибалом полководец Сципион Африканский, который брился каждый день и запрещал отращивать бороды своим солдатам.
Римляне внесли в искусство бритья ставший на долгие годы классическим рецепт крема для бритья: смесь оливкового масла, аммиака и уксуса. Иногда оливковое масло заменяли на масло грецкого ореха. Последний рецепт был популярен в провинциях, где оливковое дерево не росло.
Лишь с падением Римской империи в 476 году нашей эры настал реванш бород: у варваров, захвативших власть на большей части Европы, усы и борода были символом мужественности. С наступлением эпохи Возрождения борода вновь вышла из моды в Италии, а затем и в остальной Европе. С приходом моды на парики и мужскую косметику о бородах и усах забыли на 300 лет.
Вновь отращивать усы начали лишь во второй четверти XIX века. Зато XIX век принес настоящую техническую революцию, которая произошла в 1847 году. Английский ученый Уильям Хенсон изобрел бритву, в которой двустороннее лезвие зажималось перпендикулярно ручке. Изобретатель тут же назвал свою бритву безопасной, а за бритвой с открытым лезвием закрепилось название опасной. Спустя несколько десятилетий патент на производство безопасной бритвы купил предприниматель Кинг Камп Жилетт, который придумал зарабатывать на сменных лезвиях. В 1901 году они с Уильямом Никерсоном изобрели бритву со сменным лезвием.
В веке XX мода на растительность на лице приходит в среднем раз в 40 лет. Мода на усы приходила в 1920-1930-е годы, затем в 1970-е, а в 2010-е в тренде уже были и густые бороды, которые становятся модными реже — раз в 80 лет. Зато за последние 100 лет бритвенные технологии совершили настоящий скачок в своем развитии.
При этом инженеры Braun постоянно совершенствуют изобретение Макса Брауна: лезвия становятся острее, питание от розетки заменили аккумуляторы, а конструкция бритвенных сетки и головки была улучшена — на последней разместили до пяти элементов. Не отставали и дизайнеры, которые не раз заново изобретали электробритву, переосмысливая ее внешний вид. Неудивительно, что стилисты Braun получили множество наград в области дизайна, а их классические изделия не раз вдохновляли дизайнеров из самых разных областей.
Современные электробритвы Braun — настоящий шедевр дизайна и триумф инженерии. Например, у Braun Series 5 мотор Autosensing самостоятельно регулирует мощность, а плавающая бритвенная головка с независимой подвеской элементов гарантирует идеальное прилегание лезвий к коже даже в самых сложных местах. Электробритва Series 7 благодаря технологии Sonic совершает 30 000 режущих движений в минуту. Ну, а топовая бритва Braun Series 9 обеспечивает беспрецедентную эффективность и комфорт при бритье.
Мощный мотор с линейным приводом генерирует 10 000 ультразвуковых микровибраций и 40 000 режущих движений в минуту; две режущие сетки OptiFoil срезают волоски максимально близко к коже для идеально чистого бритья; а триммер Direct & Cut бреет и подравнивает волоски, растущие в разных направлениях.
Все бритвы этих трех премиальных линеек на 100 процентов водонепроницаемые, что позволяет использовать их в душе, а также подходят для чувствительной кожи. Некоторые модели идут в комплекте с блоком clean & charge, который одновременно очищает, смазывает и подзаряжает бритву.
Создание своего образа
На протяжении большей части истории мужчины или полностью сбривали волосы на лице, или отращивали густые усы и бороды. К счастью, сейчас у них есть возможность разгуляться: в тренде совершенно разнообразные варианты моделирования растительности на лице. Помимо гладко выбритого подбородка главных трендов несколько: окладистая борода, как у дровосека, достаточно короткая хипстерская борода и небольшие бородки с четко очерченными контурами.
«Бритвенные истории»
Средневековая Европа
Эпоха расцвета брадобреев-хирургов началась! Они были врачами своего времени, и к ним приходили и члены королевской семьи, и мирное население, чтобы вылечить свои болезни, или просто постричься-побриться.
Но впрочем, мы отвлеклись от темы. Что же насчёт самого средневекового бритья, как такого?
Почти 13 веков, начиная от Рождества Христова, в Европе властвовала так называемая прямая или римская бритва. Её делали в виде прямого клинка с закругленным концом и хвостовиком, на который насаживалась рукоятка. Клинок из прокованных полос мягкого и твердого железа закаливали и затачивали на брусках из песчаника, а затем правили острие на толстой коже. Наружные слои из мягкого железа придавали клинку упругость и гибкость, твердые слои — остроту. Так что уже тогда технология изготовления бритв была весьма качественной и продуманной. И только ближе к 15 веку появляются «опаски», которые без опаски можно было положить в свою дорожную сумку: лезвие раскладывается и вкладывается обратно в рукоятку бритвы.
К счастью, плохое тоже не длится вечно и тоже когда-нибудь да заканчивается. Так, в 19 столетии произошли несколько ключевых моментов, которые кардинально изменили отношение общества к профессии парикмахера. Но об этом в нашей следующей «Бритвенной истории».
История бороды в Европе и России
Борода в древнем мире
У всех древних народов волосы были частью культовых верований. Отсечение волос на голове или теле имело мистическое значение: волосы стригли при инициации юношей, пряди волос были частью погребального обряда, а насильственное лишение волос — знак победы и унижения соперника: например, скальпирование у индейцев, принудительное бритье рабов в древнем Вавилоне.
Борода в традиционном обществе служила признаком красоты, мужества и благородства. У народов азиатского Востока борода однозначно трактовалась как атрибут мужской силы: так, в Месопотамии чиновники и солдаты обязаны были носить бороду. Сохраняла борода культовое значение и у северных европейцев.
Немецкие язычники клялись волосами и бородой; все боги скандивавов бородаты, при этом Один прозывался «пышноволосым», а Тор «пышнобородым».
Бороды побежденных собирали как знаки одержанных побед и превосходства. Гигант Рето в «Истории королей Британии» имел плащ, сотканный из бород убитых им королей.
В Древнем Египте ношение бороды было дозволено только фараону: остальные — от жрецов и чиновников до простолюдинов — брили лицо. В полисах Древней Греции борода была знаком принадлежности к государственной власти или философской школе, ассоциировалась с мужской силой и привлекательностью.
Первым известным историческим лицом, брившим бороду, был Александр Македонский. Существует легенда, что перед индийским походом Александр узнал, что тактика тамошних воинов заключается в том, чтобы хватать противника за бороду во время ближнего боя, и приказал своему войску сбрить бороды. Так, со времени Александра (IV в. до н. э.) в Средиземноморском мире господствовал обычай брить (или выщипывать) бороду. Бриться «до кожи» было необязательно, да и не все могли себе это позволить — можно было обстригать бороду ножницами, оставляя небольшую щетину.
В Древней Месопотамии применялась эпиляция с помощью глины или воска. В Древнем Египте, где бритье было насущной необходимостью из-за жары, применяли выщипывание и эпиляцию глиной, но отсюда же пошли первые бритвы. Бритвы — медные, бронзовые и стальные — впоследствии используются в Греции и Древнем Риме.
Излишние волосы души моей
Со времен Александра мода на бритье бород появилась в Греции, затем ее переняли римляне, у которых бритое лицо стало обязательным признаком цивилизованного человека. И после падения Римской империи в V веке короли и правители Европы, подражая первым Каролингам и самому Карлу Великому, брили бороды и иногда носили усы. Согласно обряду коронации императоров первой половины XII века, они должны были «быть бриты», когда папа римский целует коронуемого в лоб, щеки и уста.
В древности и Средневековье бритье было медленной и болезненной процедурой, к тому же требовавшей средств. Вряд ли большинство простых мирян брились часто.
Тем не менее господствовали разные моды. Солдаты на средневековых миниатюрах изображаются безбородыми, особым образом были обриты факиры и комедианты.
К XII веку относят трактат Бурхарда Беллевосского «Апология бороды», в котором автор дает описание разных «стилей» бород и усов:
“barbae funiculatae” («как веревки»), “corniculatae” («маленькими рожками»), “furcate” («вилами», то есть разлапистые бороды), “calanistratae” (завитые с помощью железа, как волосы женщин)… Бороды заостренные, длинные, ниспадающие на живот и бороды «как птичьи хвосты».
В Англии в англосаксонскую эпоху (V–IX века) любой, кто отрезал человеку бороду, должен был заплатить вергельд в 20 шиллингов. В «Русской правде» (X–XI века) за вырванный клок бороды полагалась пеня в 12 гривен (тогда как за отсеченный палец на руке — всего 3 гривны). К русской бороде мы еще вернемся, но как же Европа в итоге осталась безбородой? Всему виной католические священники.
В XI веке мирянин, вступавший в монастырь, произносил обет: «Я предаю излишние волосы души моей на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье…» в качестве символа послушания. Действительно, духовенство и монахи в средневековой Европе все были бритыми.
Уже в XII–XIII веках моралисты и ханжи считали, что пышная борода указывает на греховность человека, а небольшая ухоженная бородка — на сладострастие.
Преследовались и длинные волосы: «Христос и Его апостолы изображаются с длинными волосами не потому, что они носили их в действительности, но из соображений святости», — путано писал богослов XII века Петр Коместор (Едок). Крестоносцам епископы рекомендовали сбривать бороды, чтобы их нельзя было спутать в битве с бородатыми противниками.
Словом, бритое лицо стало явной принадлежностью высшего общества — и осталось ею в дальнейшем, в века Возрождения и Новое время. (Заметим, что европейские крестьяне и бедняки при этом носили бороды.) Элита же отпускала волосы и бороду в трауре, ссылке, отшельничестве. Ну а тем временем в России бороду носили все мужчины независимо от социального статуса.
Усы на Руси
Брились или нет восточные славяне в языческую эпоху — вопрос, на котором сломано не одно копьё. Не будем в него вдаваться — скорее всего, южные славяне брились, а северные — нет — чисто по климатическим причинам. Но в X веке между Западной и Восточной церковью по вопросу стрижки бород происходит серьезный раскол. Русь в этой ситуации — на стороне византийского христианства, где священники носили бороду.
«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» — это цитата из Библии (Левит, 19:27). В средневековой Руси этот принцип свято соблюдался.
Один из первых больших скандалов с бородой случился с Василием III, отцом Ивана Грозного. Чтобы понравиться Елене Глинской, будущей матери Ивана и литовской княжне, Василий сбрил, по западному обычаю, бороду. Когда бояре стали пытаться ему подражать, на них ополчилось духовенство, и мода не прижилась. Сам Иван Васильевич впоследствии запрещал брить бороды «и попу и мирским людем», а в 1551 году по его инициативе собрался церковный Стоглавый собор, который прямо табуировал брадобритие: «Безбородому невозможно в царствие небесное внити», — говорит Стоглав. Согласно его текстам, бритого даже нельзя отпевать.
Бородой на Руси гордились и клялись. Путешественник Адам Олеарий говорит о московских боярах, что «те из них, которые имеют большую бороду и толстое брюхо, пользуются большим уважением. Его царское величество (имеется в виду Михаил Федорович. — Прим. авт.) выставляет таких людей на торжественных аудиенциях, думая этим вселить в иноземцах большее к своей особе уваженье». Григорий Котошихин писал о времени царя Алексея Михайловича, что «иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвещают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, а по великой породе». Именно при царе Алексее усилились гонения на бритых мужчин и даже у заслуженных бояр отнимались чины за подрезывание волос. Но почему это вообще началось?
Бритвенный станок цивилизации
Ксенофобия в России XVII века существовала не только на словах. Как писал историк Николай Костомаров, «все западные христиане являлись в понятии русского под именем немцев; их признавали некрещеными. По понятию строгого благочестия, не только дружба с немцами, но само прикосновенье к ним оскверняло православного. На этом основании, когда великие князья и цари принимали послов и допускали их к руке, то обмывали руку, чтобы стереть с нее оскверняющее прикосновение еретика». Вот так следовало, по идее, относиться к иностранцам. И царь Алексей Михайлович этот ритуал тоже соблюдал — а сам вовсю интересовался иностранными изобретениями, наукой и культурой, завел у себя придворный театр…
Да и вообще иноземцев кругом становилось все больше. Огромная торговля с Европой шла через Архангельск, где уже привычным делом стали межнациональные браки. Европейские военные (немцы и англичане в основном) обучали и тренировали русские полки. В Россию из Англии ехали купцы и медики.
Через западную моду и светские развлечения в Россию проникал и западный образ светского человека — бритого, то есть с «босым лицом».
В 1675 году выходит указ, чтобы придворные чины (стольники, стряпчие, дворяне и жильцы — придворная элита того времени) «иноземных немецких и иных извычаев не перенимали, волос у себя на голове не подстригали, а также платья, кафтанов и шапок у себя не носили и людям своим тоже носить не велели». Таким образом двор стареющего царя Алексея пытался защититься от «иноземщины» в царских покоях.
Но уже в 1681 году царь Федор приказывает дворянам и приказным (чиновникам) носить короткие «европейские» кафтаны. Кстати, символично, что сам Федор — царь без бороды (по возрасту; она просто не успела вырасти, Федор Алексеевич скончался в 21 год). В Москве начинают брить бороду, что вызывает протест традиционалистов. В качестве последнего средства патриарх Адриан издает специальное послание, в котором убеждает в неизбежности адских кар за брадобритие… Но Адриан был последним патриархом досинодального периода — вскоре институт патриаршества будет отменен Петром Первым. Как, кстати, и бороды.
Царь-брадобрийца
Раз уже выходили царские указы, запрещавшие ходить в иноземном платье при дворе, значит, петровские новации имели хоть какую-то, да почву. Все равно первый день брадобрития был шокирующим. Вернувшись из Великого посольства в европейские земли, царь собрал придворных в Преображенском дворце, ласково говорил с ними, рассказывал о походе — и собственноручно обрезал бороду то одному, то другому царедворцу. То же повторилось и на следующих пирах — у Шеина, у Лефорта… Уже через несколько пиров высшее общество поняло, к чему клонит царь, и начало примерять немецкое платье.
Петр знал, как сторонится русский бритого иностранца в кафтане и треуголке. По его замыслу, для того, чтобы Россия научилась торговать с Европой, русские дельцы должны были стать похожими на европейцев — сначала внешне, а там и все остальное подтянется.
С 1700 года сначала все правительственные чины, дворяне и чиновники, а затем и «все вообще» люди, кроме духовенства, извозчиков и пахотных крестьян, должны были начать носить немецкое платье. А в 1705 году повелено: «Всякого чина людям, кроме церковного (попов и дьяконов), брить бороды и усы». С того, кто не хотел подчиняться, брали ежегодный налог: с чиновников и состоятельных горожан («торговых и посадских») по 60 рублей, с богатых купцов — по 100, с горожан победнее — по 30 рублей, а с крестьян, входящих с бородой в город, каждый раз по 2 деньги (1 копейка).
У городских ворот стояли специальные досмотрщики, другие разыскивали бородачей по улицам и площадям. Особенно тяжко приходилось староверам, которые бороду сбрить просто не могли. В 1722 году было приказано, чтобы носящие бороды платили по 50 рублей в год и «чтобы оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем, ферязи и однорядку с лежачим ожерельем» — в общем, карикатурный «староверский» костюм. Пришедшим в государственное учреждение бородачу не в таком платье отказывали в принятии документов и взыскивали с него штраф. Тому, кто приведет к воеводе одетого «не по форме» бородача, полагалась половина такого штрафа. А в 1724 году царь еще повелел и «женам бородачевым» носить шапки с рогами. Разумеется, такие дикие меры дополнительно способствовали переходу многих раскольников на нелегальное положение.
Можно себе представить, какое — при хаосе в тогдашних государственных учреждениях, неопределенности в порядке взимания «бородовых» денег и пошлин — открывалось поле для злоупотреблений!
«Бедный промышленник из купечества или из крестьян везет в город: харч, бревна, дрова, уголья или какой-нибудь другой товар; у городских ворот: стой! а борода? И вот летит алтын и копейка в карманы заставных — не хочет платить, отправляют в воеводскую канцелярию, а оттуда в тюрьму — и долго, долго просидит в ней: откуда бедному взять 50 рублей? В воеводской канцелярии в Петербурге в 1723 году накопилось так много бородачей из бедных торговцев и промышленников, приехавших в город с самыми ничтожными товарами, что по указу Сената велено выбрить им бороды и выпустить на поруки…»
Г. Есипов. «Русская борода и немецкое платье»
Бритое лицо и немецкое платье стало «пропуском» в новое общество: хочешь жить в городе и зарабатывать — брейся и одевайся по-европейски.
Кстати, умелых брадобреев в то время в России почти не было — поэтому Петр распорядился отправить нескольких московских цирюльников на обучение в Европу, откуда они вернулись, нося гордое звание «барбиров». Получается, что первые барбершопы в России появились еще в начале XVIII века.
«Отмена» бороды далась далеко не просто, но дело было сделано, и вся верхушка общества после Петровской эпохи бород уже не носила. А вот среди пашенного крестьянства уважением к бороде по-прежнему было столь сильным, что брить бороду не осмеливались даже… женщины. О курьезном случае в 1741 году сообщали «Санкт-Петербургские ведомости»:
«В 1739 г. была привезена в Академию наук из Московской губернии „мужицкая жена“ Аксинья Иванова, 45 лет, как замечательный раритет. У нее с двадцатилетнего возраста стала расти мужская борода, с усами, и достигла 4–5 дюймов длины. В академии с нее списали „живописным художеством“ портрет… Росту своих волос не противилась, и как стрижением, так и вырыванием препятствовать оному не хотела, но за грех сие почитала. А и муж ее того делать ей не советовал».
«Высочайше утвержденные усы»
Индустрия взимания «бородовых» денег породила огромное количество злоупотреблений — а главное, оставалась доходной статьей государства. Поэтому после смерти Петра борода на лица русских мещан не вернулась. В 1762 году Екатерина II, только вступив на престол, выпустила указ о разрешении бежавшим за границу раскольникам вернуться в Россию — и велела не преследовать их за ношение бород. Екатерина также отменила бородовую пошлину для гражданских, а военным по-прежнему строго наказывали бриться.
К началу XIX века бритье сделалось для высших сословий в России уже общим местом.
Отпускание дворянином бороды могло означать какое-то несчастье или желание посвятить себя духовной жизни. Александр I говорил, что в случае проигрыша войны Наполеону отрастит бороду и уйдет в Сибирь.
Однако влияние французских мод постепенно возвращает бороды на лица молодых российских дворян — вместе с цилиндрами и стеклышками в глазу. «Борода все еще в большой моде. Да, борода! Кто хочет одеваться совершенно по-парижски, тот должен носить бороду…» — читаем в 1834 году.
Вообще в эпоху Николая I ношение усов и бороды в обществе не приветствовалось и считалось признаком вольнодумства или фатовства. Даже Пушкин, отпустив бороду, вынужден был скрываться от глаз светского общества: «Он никуда не показывался, потому что ехал с бородой, в которой ему хотелось показаться жене».
Сам Николай до восшествия на престол и в первые годы брился начисто; но потом на его верхней губе вскочила досадная бородавка, а Николай I очень щепетильно относился к своему внешнему виду. На престоле оказался первый со времен Петра Великого усач.
С 1832 года воинским чинам было разрешено носить усы и баки (но не бороды). Для гражданских чинов все оставалось строго. 30 марта и 2 апреля 1837 года вышли указы, напоминавшие о строгом запрете носить усы и бороды всем гражданским чинам и чинам придворного ведомства. В указе от 2 апреля говорилось: «император… изволил заметить, что многие гражданские чиновники, в особенности вне столицы, дозволяют себе носить усы и не брить бороды… подражая французским модам». Император находил это «совершенно неприличным» и повелел «всем начальникам гражданского ведомства строго смотреть, чтобы их подчиненные ни бороды, ни усов не носили, ибо сии последние принадлежат одному военному мундиру».
Как пишет А. Фаресов, «один только профессор батальной живописи Богдан Павлович Виллевальде носил „высочайше утвержденные усы“, как он выражался, на том основании, что император Николай Павлович очень часто посещал мастерскую художника, очень любил последнего и, в виде исключения, позволил ему носить усы». В 1848 году, однако, усы разрешили носить также чиновникам одного гражданского ведомства — Корпуса путей сообщения.
В 1850-е годы усы и бакенбарды стали модным аксессуаром викторианского мужчины — возможно, после Крымской (Восточной) войны, откуда британские офицеры возвратились порядком заросшими. Со временем и в России наступило послабление законодательства по этому вопросу: Александр II, сам носивший пышные бакенбарды, в 1874 году разрешил военным носить бороды во всех войсках, кроме гвардии, свиты императора и высших военных и морских чинов. А в 1881 году бородатый царь Александр III «вернул» бороды и гражданским чиновникам. Бороду носили и многие члены царской семьи рубежа веков — Константин Константинович, Николай Михайлович, Сергей Александрович и сам Николай II.
В Советской России законов о растительности на лице уже не было. Борода, конечно, могла восприниматься как характерный атрибут геологов, художников, диссидентов, но денег за ее наличие никто брать не пытался. Обязательным бритье бороды осталось только в армии.