Чем бы не занимался лишь бы
Поиск ответа
Вопрос № 279189 |
Добрый вечер! Нужны ли дополнительные знаки в предложении «Больше чем бы стродействующая эмульсия»? Спасибо!
Ответ справочной службы русского языка
Трудно назвать то, чем бы не увлекался и что не исследовал М.В.Ломоносов.
По какому правилу здесь пишется НЕ или НИ?
Ответ справочной службы русского языка
В данном случае частица не выражает отрицание: «трудно назвать то, чем он не увлекался», «не было того, чем он не увлекался».
проверьте, пожалуйста, правильность расстановки знаков препинания:
Ответ справочной службы русского языка
Чем бы можно было заменить одно из слов «продолжение» в таком контексте:
как наглядное продолжение этого выражения можно продемонстрировать продолжение этой карикатуры, на которой дворянин и священник сброшены с шеи простолюдином
Ответ справочной службы русского языка
Можно сказать: наглядное подтверждение.
Ответ справочной службы русского языка
о чем бы ты НИ мечтал, что бы ты НИ делал, приступай!
пишется с НИ или с НЕ?
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях нужна частица НИ.
Здравствуйте, вы бы не могли помочь мне сделать морфологический разбор слова «связанный»? Чем бы стрее, тем, соответсвенно, лучше.Спасибо
Ответ справочной службы русского языка
Может мой вопрос немного не по теме но всё же.
Перед тем как задать вопрос немного расскажу о себе.
Ответ справочной службы русского языка
Попробуйте начать с Ивана Сергеевича Тургенева и Льва Николаевича Толстого.
В юридическом документы написано: «. в чем бы они НИ заключалось и где бы НИ находилось». Объясните, пожалуйста, правильно ли здесь исользованы частицы НИ.
Заранее благодарю.
Ответ справочной службы русского языка
Скажите, пожалуйста, какая частица «не» или «ни» будет правильна в предложении: где бы ты не работал, чем бы ты не занимался.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: где бы ты ни работал, чем бы ты ни занимался.
Занятия любовью напрягают не более(?) чем бы страя прогулка.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
В обоих случаях следует писать _ни_.
Ответ справочной службы русского языка
Запятая нужна: _Ищешь, чем бы заняться. _
Чем бы не занимался лишь бы
Мы просиживаем часы перед телевизором или компьютером, болтаем по телефону, пьем пятнадцатую чашку чая, просто лежим на диване и глядим в потолок… и все это вместо того, чтобы заниматься делами. Игнорируя повседневные заботы, избегая важных дел, мы запускаем все до появления проблем.
Осознаем ли мы, что надо что-то делать? Да. Понимаем ли, что будут проблемы, если не прекратим бездельничать? Вполне. И все же продолжаем ничего не делать. Некоторые называют это ленью, некоторые используют более модное слово — прокрастинация. Специалисты между этими двумя понятиями видят, конечно, разницу, но нам с вами она не важна. Нам важно, почему это происходит и что делать с постоянным откладыванием на потом. Давайте рассмотрим несколько вариантов.
Предположим, что причиной является лень, Нам банально не хочется ничего делать, не хочется напрягаться. Сюда же относятся варианты с недостаточной мотивацией — ну не видит человек причин откладывать книгу и браться за дела. В этом случае вполне может помочь волевое усилие. Единственное, что надо учитывать, что если у вас нет привычки напрягать силу воли, то надо будет потренироваться.
Другой вариант, это неосознанная практичность. Представьте себе ситуацию: жена просит мужа помыть посуду, он говорит ей, что сделает это чуть позже, а сам принимается смотреть телевизор. После нескольких повторных просьб жена идет на кухню и сама моет посуду. Да, жена недовольна, но результат-то не меняется — ему не пришлось делать то, чего он не хотел. Возможно, муж и не осознает, что сделал, а для того, чтобы осознать, ему надо бы набраться смелости и прямо сказать жене, что делать чего-то не хочет.
Предположим, что мотивация достаточна, но вы все равно ничего не делаете. Может быть, потому что есть более сильная мотивация? Например, для вас важно не быть успешным, или важно быть в глазах других неудачником, на которого не стоит рассчитывать. Зачем бы это кому-нибудь было нужно? Да по той простой причине, что именно это предписывает им жизненный сценарий.
Еще одной причиной, по которой кто-то может стараться ничего не делать, является избегание неудачи. Иногда мы так боимся не преуспеть в чем-то, что даже не начинаем это делать. Можем ли мы знать, что потерпим неудачу? Нам кажется, что да. Можем ли мы преодолеть это? Чаще всего, самостоятельно у нас не получится, как и в случае с жизненным сценарием неудачника, однако, в обоих случаях хороших результатов можно достичь, если обратиться за помощью психолога.
И все же, предположим, что нет лени, есть мотивация, нет страха неудачи, все, казалось бы, достаточно хорошо, но вы все же ничего не можете делать, кроме того, что не требует совсем никаких усилий или доставляет вам удовольствие. Знаете, в этом случае лучше проконсультироваться с врачом, особенно, если ваше состояние сопровождается подавленностью, постоянным снижением настроения, резкими его перепадами. Потому что надо учитывать возможность органического нарушения. Нехватка некоторых витаминов и минералов, гормональный дисбаланс, повреждение лобных долей мозга — все это может сказываться на вашем поведении.
Итак, если вы хотите справиться с прокрастинацией — начните с выяснения причин. После того, как вы определитесь с причинами, вам будет понятен и план действия. И опять же хочу заметить, что самостоятельно выяснять причины бывает сложно, а вот ошибиться без помощи специалиста — довольно легко. Поэтому, пожалуйста, не занимайтесь самодиагностикой.
Где бы ни работать, лишь бы не работать
Чем бы вы занялись, если бы у вас была возможность не работать и при этом сохранить вполне приличный доход? Логично предположить, что развитая личность, получив такую прорву свободного времени, некоторое время покричит «ура!», а затем займется саморазвитием, творчеством и так далее. То есть тем, на что раньше не хватало времени. Но… Не тут-то было.
Согласно известному мифу, русские ленивы испокон веков, а предел их мечтаний — это обзавестись щукой, как у Емели.
Самое обычное передергивание: мол, русский человек любит отдыхать, значит, он не любит работать. Кривая «логика». Выходит, если некто любит поспать, то он что — не любит бодрствовать?
Наше родное «по щучьему велению» — не от лени, а от того, что в России, образно говоря, бананы с пальмы в рот не падают. Климат не тот: даже чтобы просто выжить, надо много трудиться…
Да и, в конце концов, покажите хоть одну сказку любого народа, в которой герой мечтал бы работать днями напролет!
Это я все к чему — недавно на глаза попалось весьма интересное исследование портала SuperJob. Его сотрудники опросили тысячу «представителей экономически активного населения страны» с целью выяснить: чем бы те занимались, если бы имели возможность не работать.
Ответы интересно проанализировать именно с точки зрения полезной деятельности, которая предпринимается индивидом самостоятельно, без принуждения.
Картина получилась весьма прозаической и характерной исключительно для общества потребления.
Самое большое количество народа заявило, что посвятило бы время туризму и путешествиям — 35 процентов. Разумеется, не очень-то корректно зачислять в одну категорию, скажем, поход на байдарках и «самоподжаривание» на пляже где-нибудь в Турции. Но, увы, такова специфика опроса.
Однако думаю, что подразумевался все же, скорее, второй вариант — некоторые ответы цитировались, наиболее впечатлил этот: «Ездила бы шесть раз в год на море». А вот про туризм с палатками и комарами ответов не привели.
Правда, возможно, есть объяснение такой высокой доли любителей туристических поездок. Дело в том, что путешествия сейчас весьма дороги. Если не брать в расчет узкую прослойку живущих в Москве или Питере, то люди крайне редко могут позволить себе поехать куда-либо на отдых. Причем даже в упомянутой «элитной» группе большинство богачей работает на износ, и банально не может позволить себе классический отпуск типа «месяц подряд».
Так что понятно, почему так много людей хотят попутешествовать. Мысль о том, что это надоест, просто не приходит в голову — не хочется разрушать мечты.
Но даже если сделатьтакое послабление, картина все равно выходит грустная.
Такое слово, как «самосовершенствование», вспомнило лишь 3 процента опрошенных. «Образование, науку» упомянули еще 5% (это опять к тому, как странно составляются опросы — ведь образование вполне относится к самосовершенствованию). Занятие «любимым делом» назвали 4%.
При этом 6% откровенно заявили, что не собирались бы делать вообще ничего. «Бездельничала бы», «Валялся на диване…», «Да ничем…» и так далее.
Тем не менее, 9% признаются, что «От безделья можно свихнуться»; «Без работы не могу. Все равно искал бы работу!»; и т. д.
Кое-кто в этой связи может сказать о «внутренней несвободе», а то вообще о какой-нибудь «рабской привычке к труду». Чем всего лишь выдаст себя — такое отношение показывает, что имярек через силу трудится на нелюбимой работе.
Современное общество все больше становится обществом потребления. Это выражается не только в «шопоголизме», стремлении менять мобильники пару раз в год и вешать на себя ярмо кредитов. Другая сторона — это восприятие работы не как творческого труда, а как скучной, нудной обязанности, которую нужно отбывать и за это получать средства на потребление.
Человек, уверенный в завтрашнем дне — каким смешным штампом это казалось четверть века назад! — уверен в том, что он не окажется бездомным на улице, что не останется без медицинской помощи, что заработная плата будет достаточной для жизни, а не выживания. В этом случае он может спокойно получать образование в той области, которая его привлекает, а затем — выбирать работу по вкусу.
Думаю, не имеет смысла подробно расписывать, в каком случае выше КПД — когда работу хочется делать или когда она вызывает отвращение. Как и последствия для психики.
Но обществу потребления не нужны творцы. Помните, у Пелевина, в «Generation П»?
«- …Пойдешь ко мне в штат? …
— Это творцом? — переспросил Татарский. — Если перевести?
Ханин мягко улыбнулся.
— Творцы нам тут на … не нужны, — сказал он. — Криэйтором, Вава, криэйтором.»
Творец не может не творить, кем бы он ни был — ученым или рабочим, а вот «криэйтор» будет работать в указанных рамках.
Современному либеральному обществу нужны работники, которые будут кое-как вертеться свои восемь часов, и которых легко заменить на других в случае «рыночной неэффективности». И такие «винтики», безусловно, готовы променять свою работу на «отдых шесть раз в году», даже если от «безделья предстоит свихнуться»…
Читайте самое интересное в рубрике Жизнь
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Можно делать что угодно, лишь бы не заниматься подготовкой к экзаменам.
Хроники работы на удаленке (часть ностальгическая, сессионная)
Весна! Откуда-то издалека повеяло сессией.
Я всегда жду этот период с трепетом в душе и ужасом в сердце. Готовлюсь к нему заранее. Иду к парикмахеру, чтобы закрасить внезапно появившуюся седину, совершаю ритуальное омовение и надеваю все чистое. В аптеке делаю оптовую закупку успокоительных и средств от дергающего глаза, ибо на экзамене можно услышать такое, что еще полгода спустя у преподавателя могут быть приступы панической атаки, тремор и бессонница.
За мою очень долгую преподавательскую жизнь я вела множество предметов, поэтому накопила целую коллекцию «жемчужин». И сегодня я поделюсь с вами некоторыми «перлами», услышанными в разное время от разных студентов на экзаменах.
История государства и права зарубежных стран
— В Древней Греции жили аристотики. (А еще платоники, сократики и, прости, господи, еврипидики).
— Людовик 16-ый никого не слушался, поэтому его наказали. Отрубили голову. (Дети, будьте послушными и не ходите во Францию гулять!)
История отечественного государства и права
— Кто был последним российским императором? Ленин. (Владимир Ильич, мы все прос. )
— Во время реформы 1861 года у крестьян отменили месячные. (Ага, и ввели полугодовые)
— Когда Милошевичу зачитали весь список обвинений, он предпочел умереть. Судье тоже стало плохо. (Я тоже что-то неважно себя чувствую).
Гражданское право и гражданский процесс
И мое любимое Экологическое право!
— В Российской Федерации действует Закон «О неграх и негропользовании» (No comments. )
— Весь растительный и животный мир работал на появление человечества. А потом пожалел об этом. (Животные и растения, я жалею вместе с вами!)
— Континентальный шлейф тянется по морскому дну, пока не достигнет задней границы другого государства. (Другое государство в истерике: «Уберите от моих задних границ ваш гребаный шлейф!»)
«Золотая коллекция» историй из жизни Aver174. История шестнадцатая. Эф-Эс, Декан и врачебная горка. Часть третья
Вышел в коридор и наконец выдохнул. Для меня все было кончено, если и вылечу из института, то из-за патфиза, а не благодаря Эф-Эс. Радости от победы над стервой не было, лишь странное ощущение спокойствия и удовлетворенности собой. Дамоклов меч рассек пустоту.
Машинально посмотрел на часы – с момента моего захода в аудиторию и до выхода с экзамена прошло чуть больше 25 минут. Отличный результат. Романенко, если бы не проспал свой шанс, наверняка успел бы до пришествия Эф-Эс… Романенко!
Под впечатлением от столь быстрой сдачи ненавистного предмета я совсем забыл о своем товарище. Увидев в очереди одну из своих одногруппниц, спросил:
— Ты Глеба не видела?
— Нет, вроде не приходил еще. Ты отстрелялся, что ли уже?
Кинул дозвон на мобильник – ответа нет. Да где же он?
Спустя 10 минут в коридоре показалась делегация экзаменаторов, среди которых была и Эф-Эс. Проходя мимо меня, змея не удержалась от комментария:
— А, Aver174! Готовы? Буду с нетерпением ждать Вас!
Эф-Эс, увидев на моем лице победоносную усмешку, задумалась и поспешила скрыться в аудитории. Через открытую дверь я наблюдал, как она подошла к дежурному преподавателю и, взяв чью-то зачетку со стола, направилась за свое экзаменаторское место. Спросить о досрочно сдавших Ирина Викторовна не додумалась.
Через несколько минут после того, как экзаменаторы начали прием экзамена, в коридор ворвался Романенко.
— В такси, &%$ть, два раза отменяли машину! Пришлось своим ходом переть! Ты сдал? План прокатил?
— Сдал, по плану, как и рассчитывали.
Сдающих было много, и я смело предположил, что за минимум 4 часа, которые длится экзамен, Эф-Эс наверняка выйдет в туалет. На этом допущении и состряпали новый план. Поставили на шухер одногруппницу – ее задача была оповестить нас, как только Эф-Эс выйдет из аудитории. До ближайшего туалета идти минуты 4, 2 минуты (как минимум) на все дела и 4 обратно. В сумме – 10 минут (мы очень надеялись, что больше) за которые Глеб должен успеть, забив на очередь, зайти, вытянуть билет и так же без подготовки вызваться отвечать. А дальше все зависело от того, освободится ли кто-нибудь из преподавателей до прихода финской суки. План рисковый, но другого не было.
Чтобы своим видом не спровоцировать Эф-Эс на спешку, зашли в соседнюю аудиторию, доверившись нашей подельнице. Нам повезло спустя почти два часа – напарница оповестила, что Ирина Викторовна только что вышла из кабинета и направилась в сторону своего отделения. Если это было действительно так, у нас будет больше времени.
Глеб пулей вылетел в коридор и направился к аудитории, на пороге которой стоял студент-лечебник в ожидании, когда его пригласят внутрь. Из открытой двери раздалось «следующий», но законного претендента на очередной билет подрезал Романенко:
Студент – лечебник решил не связываться и пропустил Романенко вперед. Первая часть плана выполнена. Я посмотрел на часы. С момента выхода Эф-Эс из аудитории прошло две минуты.
В ожидании свободного преподавателя, Глеб уселся за ближайшую к входу парту, и мы встретились взглядами:
«Как билет?» – я невербально задал вопрос, делая вид, что пишу что-то на ладони.
Я понял, что друг вытянул ЭКГ, так как это была единственная тема, в которой Глеб плавал.
Романенко закрыл глаза и принялся ждать.
Спустя пару минут, освободившийся преподаватель пригласила Глеба отвечать. Друг сел за стол и быстро начал свой ответ. Когда в аудиторию вернулась Эф-Эс, Романенко уже заканчивал ответ на второй вопрос. Немая сцена.
Стоит отдать должное мегере, она быстро сориентировалась в ситуации и, подойдя к экзаменатору Глеба, что-то прошептала ей на ухо. Преподаватель нахмурилась, а Романенко как-то сразу сник. Несмотря на это, после недолгой паузы вызванной вмешательством Эф-Эс, ответ на билет продолжился.
— По второму вопросу у меня все, разрешите приступать к третьему?
— Да, пожалуйста. – Экзаменатор была чем-то весьма озадачена и слушала ответ в пол-уха.
Романенко быстро и уверенно затараторил ответ на третий вопрос, и чем дальше он отвечал, тем мрачнее становилось лицо преподавателя, принимающего экзамен. Наконец, ответ был закончен, и экзаменатор обратился к нервничающему студенту:
Глеб понуро кивнул.
Поняв, к чему клонит экзаменатор, Глеб пошел в последнюю атаку:
— Задайте любые дополнительные вопросы. Я могу перетянуть билет, я знаю предмет, за что мне ставить два.
Экзаменатор жестом попросила Глеба замолчать и он, хоть это и было тяжело, послушался.
Соломоново решение. Два быстрых росчерка шариковой ручки в зачетке поставили точку в этой истории. Сердечно поблагодарив экзаменатора, Романенко, пританцовывая и улыбаясь во все 32 зуба, покинул аудиторию. Последнее, что он увидел – зеленое от злости лицо Эф-Эс.
Взяв по литру нашего любимого «Пятницкого», уселись на лавочке в ближайшем дворе.
Романенко с пафосным и довольным лицом курил, я тоже пребывал в наилучшем расположении духа. Победа. Полная и безоговорочная.
Мобильник Глеба ожил, показывая, что звонит староста:
— Глеб, привет еще раз, а ты где?
— Во дворе возле «горки», а что?
— Да, мы тут пьянствуем немного, отмечаем успешную сдачу пропеда…
— Тут Ирина Викторовна собирает группу…
— Зачем? – Романенко напрягся.
— Да у нее традиция делать совместное фото с каждой своей группой после экзамена…
— Тут, около меня стоит…
— Включи громкую связь. Включил?
— Передай Ирине Викторовне что нам глубоко по#@й на нее и ее традиции. Может сама позвонить и позвать нас на совместное фото.
Романенко бросил трубку и разом ополовинил бутылку пенного.
— Aver174, я от нас сказал, не против?
— Я? Нет, конечно. Что-то ты ее пожалел, я думал, будет хуже.
— Да черт с ней, забыть бы эту суку как страшный сон…
Ни староста, ни Эф-Эс не перезвонили.
Была на патфизе особенность – студент тянул не только билет, но и преподавателя, которому будет отвечать. Видимо, чтобы не было соблазна схитрить и избежать встречи с неугодным экзаменатором. Доходило до смешного – одна из моих одногруппниц, вытянув вышеупомянутого доцента, просто собрала вещи ушла с экзамена, получив автоматом «два».
На лестнице перед входом кафедры было не протолкнуться. Почему-то внутрь пускали строго по одному, несмотря на то, что внутри было обилие как места в коридоре, так и пустых аудиторий. В грызне за заход в первой десятке (теоретический шанс списать) я не участвовал – списывать на патфизе бесполезное дело, однако лечебники (а в первой десятке поголовно оказались только они) на что-то надеялись. Заняв очередь даже не в первой двадцатке, я стоял на лестнице и болтал с однокурсницей.
Внезапно дверь открылась, и вышла первая студентка. Пугающе быстро, от начала экзамена прошло от силы десять минут. Ровнодомова спалила со «шпорой». Понятно.
Спустя пять минут – еще один. Два балла, пойман завкаф на списывании.
Практически сразу – еще одна. А затем синхронно еще двое. Профессор сегодня в ударе.
На лестничную клетку вышел лаборант и громким голосом обратился к присутствующим:
— Ребята, что вы творите? Профессор уже пятого человека ловит на списывании! Это пересдача, побойтесь Бога, ваша задача промямлить хоть какую-то видимость ответа на вопрос, троечку вам натянут!
Вместо вылетевших зашли новые студенты, и какое-то время любителей списывать больше не выходило. То ли остались одни профессионалы, то ли испугавшись ретивой заведующей, горе-студенты отказались от шпаргалок и решили сдавать самостоятельно.
Следующая студентка вышла только спустя 30 минут. Дожила до ответа, попала к Ровнодомовой. Оценка – два балла.
Спустя пять минут вышел парень. Отвечал Асипову. Рвет и мечет. Два балла.
Кто-то из толпы задал животрепещущий вопрос:
— Ровнодомова и Асипов. Ровнодомова на билетах.
— И все? – ответ парня поверг в шок присутствующих.
— Пока да. Будут ли другие преподаватели сегодня – непонятно.
Среди присутствующих пробежали панические перешептывания, а я не удержался от шутки:
Присутствующие шутку не оценили, кроме того, очередь перед входной дверью мгновенно рассосалась – никто не хотел заходить на экзамен, чтобы оказаться между Сциллой и Харибдой.
Подумав, что ничего не теряю, я зашел без очереди. Пройдя по пустому коридору до единственной открытой аудитории, зашел внутрь и огляделся. Парень не соврал – на билетах была профессор Ровнодомова собственной персоной, она же принимала экзамен, а кроме нее из преподавателей – доцент Асипов, в противоположном углу терзающий свою очередную жертву. Убойный дуэт.
На стуле рядом с завкаф сидела студентка. Судя по зареванному лицу и размазанной по ее глазам туши, – дела у нее шли не очень. Ровнодомова жестом подозвала меня к себе, молча забрала протянутую зачетку, кивнула на мое приветствие и так же молча показала на билеты. Я взял билет и потянулся к маленьким листочкам с преподавателями, однако профессор вытянула экзаменатора за меня, сунув мне бумажку и чистый лист бумаги, и сказав короткое «идите готовиться», продолжила пытать сидящую перед ней девушку.
Единственная свободная парта была точно напротив стола заведующей, усевшись за неё, я, наконец, посмотрел, кто мне выпал. Профессор Ровнодомова. Именно в этот момент, в голове у себя я повторно открыл аксиому Эскобара.
Посмотрел билет. Два вопроса я знал хорошо, а вот один – не очень. Задача (а кроме трех вопросов решить надо было и ее тоже) была мне понятна, но на очень обширную тему (дыхание), что неминуемо повлечет за собой кучу дополнительных вопросов, в которых я утону. Зная взрывной характер заведующей, я понимал, что любое мое неосторожное слово может стать последним.
Как обычно тезисно начал писать набросок ответа на лист бумаги, то и дело отвлекаясь на громкий голос завкаф, обращенный к сдающей студентке:
— Как этот механизм реализуется? Последний раз спрашиваю.
Бедная девушка в очередной раз заплакала и прошептала какой-то ответ. Видимо, неправильный.
Студентка схватила свою зачетку и пулей вылетела в коридор.
Я испуганно кивнул и послушно застрочил по листу бумаги.
Желающих сдавать экзамен так и не прибавилось, видимо, поэтому следующие претенденты как на подбор были из отчаянных ребят.
Первый вошедший был в сланцах на босую ногу и в голубых шортах с белыми ромашками. А видно их было потому, как на нем был не халат, а белая рубаха от хиркостюма. Глаза заведующей налились кровью, и любитель пляжного стиля одежды отправился назад с двумя баллами.
Второй – явился на экзамен с трехнедельной щетиной и в ужасно мятом халате. Раздраконенная заведующая не прощала даже этого:
— Вы как хоккеисты, не бреетесь на сессии что ли?
— Ага, – весело ответил «хоккеист».
— Еще раз явитесь на МОЙ экзамен в таком виде – не сдадите его никогда. ВОН!
Третий парень превратил экзамен в какой-то неправдоподобный спектакль. На нем был кипельно-белый, отутюженный халат, летние бежевые брюки, светло-коричневая туфля тоже соответствовала строгому духу экзамена. Почему в единственном числе? Да потому что левая нога студента, примерно до середины голени, была густо перемазана жидким цементным раствором. Такое ощущение, что он наступил в цемент, наспех вытер последствия и явился на экзамен, оставляя за собой грязно-серые следы. Надо отдать ему должное, держался он так, будто ничего и не было, и мне вдруг очень остро захотелось услышать его историю.
Ровнодомова даже привстала из-за своего места, чтобы окинуть студента оценивающим взором с ног до головы:
Профессор вернула зачетку странному студенту, а тот, не теряя лица, откланялся и покинул аудиторию, оставляя за собой цементные следы.
Наконец череду рас@#здяев и фриков прервала обычная студентка. Профессор выдала ей билет и вызвала меня для ответа. На ватных ногах я подошел к экзаменатору и занял свое место.
— Отвечайте первый вопрос.
Я последовательно начал рассказывать билет. На какие-то дополнительные вопросы по ходу экзамена я отвечал успешно, на какие-то нет. По лицу профессора было абсолютно непонятно, какая судьба меня ждет. Удостоюсь ли я четверки, получу трояк или выйду вон, присоединившись к сегодняшним двоечникам?
Рассказал задачу. Ожидаемо получил кучу дополнительных вопросов. Наконец, завкаф подвела итог моего ответа:
— Первый вопрос – три балла, слабо. Второй – четыре с минусом. Третий – четыре с плюсом, не плохо. Задачу решил правильно, но в теме плаваешь – поэтому три с минусом. Не знаю, достойны ли вы «хорошо» по моему предмету…
— Может контрольный вопрос? – я немного расслабился, поняв, что речь идет уже о положительной оценке.
Твою ж мать. У меня была ужасная память на фамилии, готовясь к экзамену, я старался уловить суть процесса, но никак не имена… Экспираторно-облегчающий рефлекс… Что-то знакомое… Я окунулся в чертоги разума, позволив мозгу создать ассоциативный ряд. Внезапно оказалось, что данный рефлекс у меня ассоциируется с свастикой, фашистами и Третьим Рейхом… Была не была:
— Рефлекс Геринга, если не ошибаюсь.
Как только я вышел с кафедры, толпа ожидающих студентов набросилась на меня:
И голос какой-то студентки из толпы:
— Господи, дай я за тебя подержусь!
P.S. В сентябре четвертого курса я вошел в учебную аудиторию и, памятуя как многие мои одногруппницы злорадствовали нашим с Глебом неудачам, решил над ними немного пошутить:
— Народ вы в курсе? Вы что не знаете?
Вместо приветствия возбужденно проговорил я и, дождавшись внимания всех присутствующих с ехидной улыбкой добавил:
Смешно было только мне и Наташе с Аней. Благодаря декану, пропуск первого экзамена мне засчитали как «по болезни» и «врачебную горку» я закрыл не только на все четверки, но и со стипендией. Эх, жаль об этом не знает Эф-Эс…
«Золотая коллекция» историй из жизни Aver174. История шестнадцатая. Эф-Эс, Декан и врачебная горка. Часть вторая
Мог бы написать быстрее, но решил добить за раз всю историю. Пожалуй, самый большой мой рассказ. Приглашаю Вас вместе со мной вновь пережить 5 экзаменов «врачебной горки».
Все события, персонажи и локации вымышленны, любое совпадение с реальностью является случайным.
Очень много букв, поехали.
В день экзамена я в числе первых вошел в аудиторию при полном параде. Облаченный в серый летний классический костюм, в белой рубашке, галстуке, чисто выбритый и подмытый во всех возможных местах, благоухающий цитрусовой туалетной водой от Kenzo. Протянул заранее приготовленный букет цветов Лидии Петровне, отчего та растаяла и пригласительным жестом указала на стол с разложенными билетами.
В целом, я рассчитывал свои шансы на успех как средние. Нужно было лишь вытащить удачный билет, которых была добрая половина. Благодаря работе в реанимации, я хорошо знал многие препараты, которые использовали у нас в отделении. Антибиотики, холинолитики, адреномиметики и многие другие лекарственные средства, в которых, из-за постоянной муштры нашей заведующей, я разбирался, вселяли надежду на положительный исход экзамена. И совсем круто вытащить анксиолитики – в них я был словно рыба в воде, а также в этот список можно было смело добавить анальгетики и средства для наркоза.
Подойдя к столу с билетами, я, словно заправский фокусник, закатал рукава и широко развел руки над столом, водя ими из стороны в сторону, будто сканируя листы бумаги. Лидия Петровна, улыбаясь, смотрела на мой перфоманс.
Во рту пересохло. Не веря своим глазам, я хотел перепроверить, но от возбуждения все плыло перед глазами. Лидия Петровна, видя мое состояние, и все поняв, нервно выхватила билет из моих рук, чтобы лично убедиться. Ошибки не было.
— Волшебство, Лидия Петровна.
Возбуждение сменилось чувством эйфории от бешенного везения. Мое лицо светилось, а тревога моментально прошла. Я сдам. По-другому и не может быть.
Поблагодарив благосклонную ко мне Лидию Петровну, я сел готовиться. Первый вопрос из общей фармакологии был простым, второй – основной, мои счастливые анксиолитики, и третий – противоглистные препараты. В третьем вопросе я откровенно плавал, но это было неважно, я уже поймал кураж и был уверен, что вторым вопросом сражу наповал любого преподавателя.
40 минут, отведенные на подготовку, прошли, и в аудиторию зашли экзаменаторы. Я потратил отведенное время, чтобы тезисно накидать ответы на вопросы. Никогда не расписывал билеты на экзамене, а только готовил план из десятка слов. На фармакологии многие безбожно списывали при помощи микронаушника, и развернуто написанный ответ часто смущал преподавателей.
Моя зачетка попала к Анне Владимировне, молодому преподавателю, которая вела у нас этот семестр. Мне она нравилась. Строгая, но позитивная.
— Совершенно верно, и поставлю оценку, на которую ответите, несмотря на текущие успехи или же, как в вашем случае, наоборот (честно сказать, в связи с тем, что все наши силы были брошены на пропедевтику, Анна Владимировна великодушно простила нам последний заваленный коллоквиум и поставила зачет). Приступим?
— Приступим. Вопрос первый – парентеральное введение лекарственных средств, плюсы и минусы, отличия от энтерального…
Я уверенно начал свой ответ по первому вопросу. Анне Владимировне было откровенно скучно, наверно потому, что первый вопрос был очень легким. Выслушав мой ответ, она сказала:
— Ну, Aver174, не удивили. Элементарный вопрос, а вы, кажется, работаете в реанимации. Так что для вас это вообще вульгарная банальщина. Я даже не буду оценивать этот вопрос, вот если второй так же ответите – другое дело.
— Что ж, я думаю, что смогу вас удивить – я все так же уверенно улыбался.
— Удивляйте. – Анна Владимировна улыбнулась и машинально поправила волосы.
Она была молодой и красивой, и я знал, что ей нравятся наглецы. Наклонившись чуть ближе к преподавателю, я все в той же уверенной манере начал свой ответ:
Размеренным тоном я начал повествование. Назвал классификацию, перешел к механизму действия. Достав чистый лист бумаги, – нарисовал нервную клетку, ГАМК-рецепторы и принялся объяснять в режиме онлайн, как различные препараты взаимодействуют с клеткой.
Я закончил ответ на второй вопрос и предложил начать третий. Анна Владимировна кивнула, видимо, все еще находясь в потрясении.
Ответ на третий вопрос выглядел серым утенком на фоне красивого лебедя – второго. Быстро назвав классификацию (уверен, что не совсем полно и правильно) и механизмы действия, замолчал. Ответ на третий вопрос занял у меня от силы 5 минут.
Я ожидал свой вердикт. Анна Владимировна, выждав недолгую паузу, призналась:
— Удивили, Aver174, что тут скрывать. Блестящий ответ, вам хоть сейчас по второму вопросу читать лекции студентам. Это ведь не студенческий уровень, где вы так подготовились?
Анна Владимировна взяла мою зачетку и, занеся над ней ручку, поделилась своими мыслями:
— Что же мне Вам поставить Aver174? Рука так и хочет написать «отлично», но, памятуя о вашем безалаберном отношении к учебе, и том факте, что я вам простила маленький грешок, – не могу. Оценка – «хорошо» и два плюса в уме. Это будет честно, согласны?
— Вы плохо реализуете свой потенциал, у вас такая светлая голова! И дар рассказывать, господи, я прямо заслушивалась вами!
От таких дифирамбов в мою честь мне стало неловко, и я признался:
— Анна Владимировна, мне очень повезло с билетом. Вытащи я другой – удивить вас не получилось бы.
Я встал и, пожав преподавателю руку, на ватных ногах вышел из аудитории, веря с трудом, что это был не сон.
Через пару дней, накануне экзамена по патологической анатомии, предстал перед деканом.
— Молодец! Обещал – сделал. Как успехи с пропедом?
— Глухо Дмитрий Кириллович …
Дмитрий Кириллович усмехнулся:
Романенко, получив по фарме трояк, взял очередной допуск днем ранее. Группа сдала в целом неплохо: всего три двойки, что для такого сложного предмета было приемлемым результатом.
План на патан был предельно простым – зайти на экзамен в первой партии. По давней традиции первой десятке двойки не ставили. Этому обычаю было много лет, еще моя тетя (училась лет на 10 раньше меня) сдавала этот экзамен так же. И хоть все наши одногруппники с пеной у рта говорили, что занимать очередь не собираются, права на ошибку у нас не было.
Я договорился с отцом, чтобы он пригнал и оставил на ночь машину около морфокорпуса (чтобы не сидеть на улице) и мы с Романенко, взяв за компанию двух проверенных одногруппниц, заняли очередь в 11 часов вечера предстоящего дня экзамена. В час ночи все десять мест были заняты.
Бессонная ночь прошла весело, под ругань друг с другом периодически приезжающих однокурсников. В пять утра, на конце аллеи мы увидели двух наших одногруппниц – Надю и Олю, были они «заклятыми» подружками, если среди змей вообще существовала дружба. И, хоть места были давно поделены с резервом 2 добавочных мест (иногда запускали не 10, а 12 человек), Глеб решил их разыграть. Подняв в воздух указательный палец, Романенко во все горло проорал:
Девушки переглянулись и, не произнося ни слова, практически синхронно рванули к морфокорпусу. Надя была на каблуках, да и в неважной физической форме, однако неслась как быстрая лань. Еще бы, на кону стояла минимум тройка по сложнейшему предмету. К финишу пришла первой Оля – она была в кедах и занималась легкой атлетикой, а мотивации у нее было не меньше.
Еле сдерживая злорадную ухмылку и тяжело дыша, Ольга подошла к висящему на двери списку чтобы внести свою фамилию в «счастливую десятку».
Обман вскрылся, и девушки разразились проклятиями в адрес Романенко. Но было смешно. По странной иронии судьбы не сдала экзамен именно Оля.
— Ну, как успехи с патаном?
Декан привычным жестом пригласил меня сесть.
— Сдал на хорошо, Дмитрий Кириллович.
— Молодец. Как экзамен? Студенты все еще стоят всю ночь в очереди?
Дмитрий Кириллович улыбнулся и хитро подмигнул.
— Все еще стоят. Традиция.
— И ей уже много лет. Ну, что там следующее?
На экзамен по хирургии я шел со спокойной душой и, в глубине себя, рассчитывая на пятерку. Во-первых, предмет я знал достаточно хорошо, сказалась, опять-таки, моя работа в реанимации хирургического профиля. Во-вторых, к этому экзамену мы забили на пропедевтику и потратили все время на подготовку, а не хождение по бессмысленным отработкам к Эф-Эс. И в-третьих, я, как и Романенко, искренне верил, что та жопа, с которой мы столкнулись на пропеде, должна компенсироваться удачей на других экзаменах.
1) Анестезиология в хирургии.
2) Мастит. Этиология, классификация, патогенез.
3) Геморрагический шок. Клиника, лечение.
Бинго! Не билет, а мечта. Мысленно, пятерка была уже у меня в кармане.
Сел готовиться. Как обычно – никакой писанины, коротко и по существу. Спустя час подготовки, меня пригласили отвечать к заведующему кафедрой. По слухам – вредный и дотошный дед, чуть ли не единственный неприятный экзаменатор на всей кафедре. Не повезло, профессуре всегда сдавать сложнее. Однако у меня был настолько хороший билет, что я не расстроился.
Бодро начал ответ на первый вопрос с обобщающей фразы «без научного прорыва в анестезиологии, было бы невозможно дальнейшее развитие хирургии». Зря. Профессор недовольно крякнул, и я понял, что он из тех хирургов, которые относятся к анестезиологии как к обслуживающей науке.
Немного запнувшись и поняв, что не стоит показывать мою увлеченность данной темой, я продолжил свой ответ. Начал перечислять теории наркоза:
— Теория водных кристаллов…
— Впервые слышу такое. Вы что, хотите поспорить со мной?
— Прошу прощения, я видимо что-то напутал. Можно мне продолжить ответ?
— Да, пожалуйста. Только без отсебятины.
И хоть я был тысячу раз уверен, что прав, связываться с злопамятным профессором – себе дороже. Продолжил ответ, хотя, стоит признать, от моей уверенности не осталось и следа.
С маститом пришлось попотеть, старый хирург изрядно погонял меня по теме, то и дело сбивая с повествования дополнительными вопросами. Однако до прессинга Эф-Эс ему было далеко. Закончив ответ, я рассчитывал получить за этот вопрос оценку «отлично», однако у профессора было другое мнение:
— Хороший ответ, немного неуверенно в классификации, но в целом хорошо. 4 балла. Дальше.
Геморрагический шок я знал отлично, спасибо (сбился со счета какой раз) заведующей. Рассказал классификацию, степени, принципы лечения. Профессор слушал молча, и я, трактовав это как хороший знак, перешел на кровезаменители и препараты крови. Закончил примерно получасовой ответ по данному вопросу стандартной фразой:
— По данному вопросу у меня все.
— Блестящий ответ. Оценка отлично. Общая – хорошо.
Профессор взял в руки зачетку, намереваясь выставить оценку, я же решил испытать удачу:
— Разрешите дополнительный вопрос на отлично?
— Я ставлю «отлично» в исключительных случаях, молодой человек. Когда у меня нет вопросов к студенту. К вам они были, поэтому вынужден вам отказать. Если вас это утешит, в этом году я пока никому не поставил пятерку. Как, собственно, и в прошлом.
Под мою кислую мину профессор внес зачетку отметку «хорошо» и отдал мне. Сухо пожав его руку, я вышел из аудитории.
Что ж, лучшее – враг хорошего.
— Сдал, Дмитрий Кириллович, на «хорошо»! – Выпалил я декану после приветствия.
— Ну и слава Богу. Но на этом мои полномочия все, без профильного зачета на экзамен по пропедевтике я вас допустить не могу…
— Понятно. – разочарованно проговорил я.
— Верно. И, скорее всего, зачет она в последний момент вам поставит. Так что выше нос!
— А чтобы Вы не расслаблялись. Видите, как хорошо у вас экзамены пошли! Страх перед отчислением – лучший стимул мозговой деятельности.
На следующий день мне наконец-то сняли гипс, и я сразу же поспешил на кафедру пропеда – сдавать опостылевшие практические навыки. Ирина Викторовна, не зная, что я сдал уже почти все экзамены, смотрела на меня как кошка на мышь. Я же всем своим видом ломал комедию, играя вид человека, которого вот-вот отчислят.
Она пригласила больного в аудиторию, чтобы я на нем показал практические навыки. Толком не глядя на то, как я их выполняю и, отпуская привычные ехидные замечания (весьма удивив подобным поведением больного), спустя пять минут все было кончено. Больной был отпущен и я понял, что декан прав – это была формальность.
— Давайте вашу зачетку, Aver174. Как видите, я оказалась права насчет вашего отчисления…
Я принялся рыться в сумке, делая вид что ищу зачетку и дожидаясь, пока она поставит зачет в ведомость – на всякий случай. Эф-Эс же продолжила свой псевдопобедный монолог:
Достав зачетку и открыв на нужной странице, я победоносно сунул синюю книжку под нос преподавателю:
— Мне кажется, разговор об отчислении преждевременен. Я пропустил лишь один экзамен. Не смертельно.
Эф-Эс непонимающе уставилась в книжку, не веря своим глазам. Наконец до нее дошло, и она вскипела от ярости:
— КТО И НА КАКОМ ОСНОВАНИИ ДОПУСТИЛ ВАС ДО ЭКЗАМЕНОВ БЕЗ МОЕГО ЗАЧЕТА.
— Декан Волосников. Мир не без добрых людей, Ирина Викторовна.
Схватив мою зачетку и сжав от злости губы, Эф-Эс расписалась в зачете и швырнула ее мне.
— У Романенко так же?
— Да. Только оценки другие, – не сдерживая уже довольную ухмылку, ответил я. Врать смысла не было.
— Пошел вон. Ты и твой дружок Романенко не сдадите мой экзамен. Так что рано радуетесь!
Я вышел из аудитории, вместо прощания хлопнув дверью. Это был мой триумф.
План по сдаче пропеда был предельно простым. Заходим первыми, тянем билет и вызываемся отвечать без подготовки преподавателю, который будет на билетах. Изи. Полгода мучений с Эф-Эс принесли свои плоды – что я, что Романенко, были готовы отвечать любой билет без подготовки. Договорились с Глебом прийти на кафедру в 7 утра, за час до экзамена, чтобы наверняка зайти первыми по живой очереди.
Пришел в назначенное время – Глеба нет. Позвонил ему на мобильный – не отвечает. Спустя десять минут от него ни слуху, ни духу. Практически постоянно кидаю дозвон на мобильник – тщетно. В двадцать минут восьмого, забив на возможность разбудить всех его родных, набрал домашний. Спустя пару гудков вызов сбросили, а на сотовый мне поступил входящий от Глеба.
— @&ять, Aver174, я проспал!
— Да понял я, одеваюсь уже, не ори! Сейчас в такси прыгну – может успею…
Через сорок минут пришла преподаватель с кафедры и, быстро приготовив аудиторию, пригласила первых 8 человек в порядке очереди заходить.
Я, предупредив всех, что занял место еще и для Глеба, пропускал очередь вперед. Зашел в аудиторию седьмым – так и не дождавшись товарища.
Голос преподавателя вывел меня из ступора. Я взял первый попавшийся билет в руки и бегло пробежался по строчкам вопросов. Надо собраться, Глеб как-нибудь тоже сдаст. Работаем по плану.
— Билет №26, разрешите досрочный ответ?
Преподаватель удивленно посмотрела на меня и ответила:
— Да ради бога, молодой человек, только подождите, последний билет возьмет.
В ожидании, когда пройдет последний студент я даже не стал ничего записывать. Бегло пробежался по вопросам, в голове выстроил ответ и все.
— Молодой человек, вы уверены, что вам не нужно время на подготовку? – не унимался преподаватель.
— Уверен. Разрешите сдавать?
— Да, прошу Вас, садитесь.
Быстро, как из пулемета от тарабанил свой билет. У меня было около сорока минут, пока сюда не явится Эф-Эс и все не испортит. Почему-то я забыл, что Глеба нет, и мне можно не торопиться. Преподаватель вопросов не задавала, будто понимая, что очень спешу, лишь делая пометки в блокноте карандашом. Наконец я закончил:
— По данному билету у меня все.
Преподаватель на секунду задумалась, глядя в свои записи:
— А вы знаете, мне ответ понравился. Лаконично, без лишней воды. Пожалуй, подам Вас на оценку «отлично».
— Что значит подадите на оценку? – не понял я.
— По новым правилам кафедры, оценка «отлично» должна согласовываться с текущим преподавателем, чтобы…
В мои планы встреча с Эф-Эс явно не входила.
— Нет, только «отлично».
— Тогда можете мне поставить «хорошо», и я пойду?
— Тогда поздравляю Вас с успешной сдачей экзамена!
P.S. Превысил ограничение по количеству текста в 30 тыс. знаков. Концовку публикую отдельной, третьей частью.