Чем был известен мономах
Великий князь Владимир Мономах. Жизнь и деятельность
Владимир II Всеволодович Мономах совсем кратко:
Владимир Мономах – выдающийся государственный деятель, одна из известнейших царственных особ в истории Руси. Жил в 1053-1125 гг. Отец — великий князь киевский Всеволод. При жизни отца Владимир княжил в Смоленске и Чернигове. Власть имел большую и фактически считался соправителем родителя.
«Мономах» — прозвище, которое он получил благодаря тому, что мать Владимира была дочерью византийского императора Константину IX Мономаха (1000-1055).
Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Ярославича.
Во времена правления Владимира Мономаха шло объединение Русскойземли. Много сил и времени он посвятил защите своего государства от постоянных набегов половцев. Под таким названием, а также под именем команов (у византийцев), кунов (у венгров), кипчаков (у грузин) этот кочевой народ, живший в южнорусских степях, встречается в древнерусских летописях, в польских, чешских, венгерских, немецких, византийских, грузинских, армянских, арабских и персидских письменных источниках.
Становление
Детские и юношеские годы будущего правителя Киевского прошли при дворе отца в Переяславе-Южном. В 13-ть лет мальчик попал на боевое поприще, куда был взят отцом для постижения военного дела. Тогда же он начал самостоятельно княжить в Ростово-Суздальских землях, приобретая первый опыт государственного управления.
И этот опыт пригодился, когда Владимир Мономах был поставлен княжить в Смоленске в период с 1073 по 1078 годы. Смоленскому князю лишь мирскими делами заниматься не удавалось. То и дело бои с половцами. Мономах помогал соседям, осознавая, что так обезопасит и свои земли.
Военные походы были частыми. В 1076 году Мономах с Олегом Святославичем поддержал поляков, приняв участие в походе против чехов. Позже вместе с отцом и Святополком Изяславичем дважды ходил против Всеслава Полоцкого.
В 1078 году отец — Всеволод Ярославич — начал княжить Киевом. Его 25-летнему сыну Владимиру Мономаху достался Чернигов. Для защиты своей вотчины молодой вельможа и тут был вынужден неоднократно отражать опустошительные набеги половцев. Полтора десятка лет сын был правой рукой отца. Он помогал ему в решении различных политических вопросов и не раз становился во главе великокняжеских дружин, которые совершали походы для усмирения бунтующих князей или уничтожения половецких полчищ.
В 1093 году умер отец Владимира. По праву старшенства престол в Киеве перешел к двоюродному брату Святополку Изяславичу.
Эти два десятка лет, с 1093-го по 1113-ый, Владимир Мономах познал и радость от побед, и горечь поражений. В боях он потерял старшего сына и младшего брата. В 1094 году отдал Черниговские земли Олегу Святославовичу, оставив за собой более «скромное» Переяславское княжество.
Владимир Мономах и половцы
Воевать с половцами Владимир Мономах продолжал и в Переяславле. Переяславльское княжество стояло на краю Дикого поля, или, как его тогда называли на протяжении целого столетия — Половецкой степи.
По подсчётам историка С.М. Соловьёва, ещё в княжение своего отца Владимир Мономах одержал над половцами 12 побед в сражениях. Почти все — на степном порубежье Русской земли.
Начиная с 1103 года Владимир Мономах стал руководителем совместных походов против половцев, так произошли победоносные сражения:
После второго победоносного похода русских дружин в Дикую Степь в 1116 году, половцы откочевали от русских границ.
Русь при Владимире Мономахе
После кончины Святополка Изяславича в 1113 году Владимир Мономах приехал в Киев и был принят как новый Великий князь Киевский.
Мономах оказался реформатором. Он дополнил свод законов «Русская правда», написанный его дедом Ярославом Мудрым. Месть за убийство была запрещена и заменена денежным штрафом. А ещё он запретил обращать холопа в рабство за непогашенные долги. Да и само положение простого народа облегчил. Такова была внутренняя политика Владимира Мономаха.
Положение великого Киевского князя упрочилось настолько, что никто не посмел оспаривать его старшинство. Мономах контролировал три четверти территории государства.
Великий киевский князь Владимир Мономах (1113-1125)
Правление Владимир Мономах в Киев связано с еще одним очень интересным историческом фактом. В Киеве на тот момент была своя междоусобица — евреев громили. Новый князь потребовал немедленно прекратить бунт, а евреев больше не убивать. Киевлянам было обещано решить справедливо вопрос об еврейской общине.
И действительно, на княжеском съезде в Выдобиче этот вопрос был поднят. Мономах заявил, что евреи нажили своё имущество неправедным путём, но конфисковаться оно не будет. Евреям было выдвинуто требование немедленно и под конвоем покинуть земли киевские. Так в 1113 году на Руси исчезло западничество.
В период правления в стольном граде Киеве Владимиру Мономаху удалось объединить вокруг себя большую часть Русской земли. На княжеском съезде в городе Любече, который состоялся осенью 1097 года (по летописи — «в год 6605 от С.М.З.Х.»), Мономах убедил русских князей, обладавших наибольшей властью, объединить дружины для борьбы с половецкой опасностью.
На земле Отчизны было решено «устроить мир», прекратив междоусобицы. Он явился организатором и вдохновителем целого ряда совместных походов русских князей против половцев. Самыми большими из них были походы 1103, 1107, 1111 годов.
Мономах стремился к единению Древней Руси, а для этого надо было в первую очередь покончить с княжескими междоусобицами внутри страны. Это удавалось ему далеко не всегда, а если получалось, то на непродолжительное время. Порой ему приходилось вооружённой рукой, в союзе с другими князьями, наказывать ослушников. Но все это делалось не с целью расширения собственных владений, а для укрепления русских княжеств перед общей опасностью в лице Дикого поля.
Владимир Всеволодович Мономах
Фото Все
Видео Все
Владимир Мономах | Личности | Телеканал «Страна»
Простые истории. Великий князь Киевский Владимир Всеволодович Мономах
Полководцы России. От Древней Руси до ХХ века. Владимир Мономах
Владимир Мономах — биография
Владимира Мономаха историки считают самым мудрым и успешным правителем Киевской Руси. Под его началом княжество испытало настоящий период расцвета. Киевский престол достался Мономаху не сразу, он пришел к нему после наместничества в смоленском, черниговском, переяславльском княжествах. Этого человека называли устроителем земель русских. Он был талантливым полководцем и мыслителем, золотыми буквами вписавшим свое имя в историю Российского государства. Мономах оставил после себя цветущее княжество, а кроме него, письменное наставление сыновьям и грядущим потомкам о том, как нужно жить. «Поучение Владимира Мономаха» представляет собой светский и философский труд, мудрые рекомендации, которые не потеряли актуальности до настоящего времени.
Детство
Владимир Всеволодович Мономах родился в городе Переяславль-Южный в 1053 году. Его отец, Всеволод Ярославович, княжил в этом городе. Дед Мономаха, Ярослав Мудрый, был великим человеком, о его родословной упоминается на страницах «Повести временных лет». В 1054 году, когда его внуку исполнился год, Ярослав скончался. Матерью юного княжича была ближайшая родственница Константина IX Мономаха, византийского императора. Точных сведений нет, но многие историки считают, что княгиня была дочерью императора. В переводе с латинского слово «Мономах» означает «единоборец». Владимир унаследовал это прозвище от своего византийского родственника, и оно очень точно характеризует особенности его личности.
Владимир Мономах
Свое детство и юность будущий правитель провел при княжеском дворе в Переяславле-Южном. Мальчика воспитывали в полном соответствии с законами того времени. К юношескому возрасту он должен был стать настоящим мужчиной — сильным, надежным, выносливым, хорошим охотником и умелым воином. Князь Всеволод с ранних лет брал сына на охоту.
В своих поучениях Мономах вспоминает, что во время охоты на зверя он не раз попадал в сложные ситуации. Ему приходилось бывать в лапах у медведя, на рогах у тура, и только невероятное везение, ловкость и расторопность других охотников позволили юному князю сохранить жизнь и здоровье.
Князь Всеволод был образованным человеком, знал пять языков, приобщал своих детей к книжным знаниям, расширял их кругозор. Владимир не стал исключением, получил прекрасное образование, которое в дальнейшем позволяло ему принимать правильные решения в политике и в жизни. Его готовили к служению отчизне, и умный мальчик впитывал необходимые знания с невероятной скоростью.
Но увлечение охотой и обучение грамоте было лишь легкой разминкой перед настоящим делом. В 13 лет княжича стали обучать военному искусству. В этом же возрасте он стал князем Ростово-Суздальских земель, приобрел первый опыт государственного управления. Когда Мономаху исполнилось 20 лет, он стал князем в Смоленске.
В течение пяти лет Владимир правил смоленскими землями, был активным участником военных походов. Княжеская дружина помогала соседям отбиваться от половцев, участвовала в междоусобных войнах. Вместе с Всеволодом и войском Святополка Изяславича смоленские воины дважды ходили усмирять непокорного Всеслава Полоцкого. В 1076 году Мономах и Олег Святославич вступили во временный союз с поляками, воевали вместе с ними против чешского войска.
Правление
С 1078 года Всеволод Ярославич стал киевским князем. Мономаху в то время было 25 лет, ему досталось черниговское княжество. Богатая вотчина часто подвергалась нападениям кочевников – монголотатар и половцев. Молодой князь не знал покоя, но его сильной дружине удавалось отбиваться от врагов. Мономах был правой рукой своего отца, его надеждой и опорой. В течение пятнадцати лет он оказывал Всеволоду помощь в решении политических вопросов, был главой великокняжеской дружины, усмиряющей князей-бунтовщиков. Он возглавлял русское войско и во время войны с половцами.
Правление Владимира Мономаха
В 1093 году князь Всеволод скончался. Мономах мог бы сразу стать его преемником, у него было все – огромный опыт государственного управления и замечательные человеческие качества. Однако это нарушало существовавший закон, согласно которому Киевский престол должен был занять старший из рода Рюриков. На тот момент им являлся двоюродный брат Мономаха, Святополк Изяславич. Мудрый Владимир Всеволодович, не хотевший нарушать правила, передал бразды правления брату и вернулся в Чернигов.
Жизнь Мономаха в течение последующих 20 лет была очень разной, состояла из многих побед и поражений. В битвах с врагами погиб его старший сын и младший брат. В 1094 году Владимир Всеволодович отдал богатый Чернигов Олегу Святославовичу, сам стал перяславльским князем, закрепив за собой этот скромный удел.
Внешние враги, половцы и печенеги, постоянно устраивали набеги на Киевскую Русь. Жизнь в постоянной опасности очень угнетала людей. Владимир Мономах кардинально изменил стратегию борьбы с кочевниками. Раньше русичи только защищались от их набегов, он же решил нападать на кочевников первым. Мономах стал идейным вдохновителем, объединившим князей для битвы с общим врагом.
В 1111 году русское войско само пошло в поход на кочевников. Вскоре главная цель этого военного предприятия была достигнута – разбитые и развеянные по степи кочевники долго не смели приближаться к границам Киевской Руси. В 1120 году остатки печенежских племен сочли за благо вообще удалиться за пределы русских земель. По этой причине многие исследователи считают главной заслугой Мономаха защиту отчизны от кочевников.
Сыновья Мономаха пошли еще дальше, они не только принимали деятельное участие в битвах с кочевниками, но и ходили в походы на Булгарию и Ливонию.
Слухи о возросшей воинской мощи киевского князя достигли Европы. Большую тревогу по этому поводу испытывал византийский император. Чтобы задобрить сильного князя и выказать ему свое расположение, император одарил Мономаха ценными подношениями.
Так в распоряжении Владимира Всеволодовича появилась держава, бармы, скипетр и шапка. Все это богатое убранство со временем стало считаться символами державной власти на Руси. Головной убор, украшенный драгоценными камнями, назвали «Шапкой Мономаха». Подарки императора Византии в настоящее время размещены в Оружейной палате Кремля. Их можно увидеть и на многих репродукциях, фотографиях с изображением Владимира Мономаха.
Мономах всегда выступал против братоубийственных войн, считая, что они только ослабляют Русь. Он ратовал за создание объединенного сильного войска. Для этого нужна была консолидация князей, достичь которой в тот период было очень трудно. Нужно было забыть старые обиды и думать только о пользе для родины, а не о собственных амбициях. Мономах был большим дипломатом, ему удалось достичь в этом деле немалых успехов.
В 1097 году шесть русских князей собрались на сход. Здесь решались важные проблемы, говорили о разделе территории и создании общей дружины. Это было значительное продвижение вперед в деле укрепления государства. Но объединения сил не произошло, предательство Давыда Игоревича стало поводом для новых распрей.
И только через 13 лет после первого схода Владимиру Мономаху удалось собрать правителей на второй сход, где князья пришли к мирной договоренности.
Великое княжение
Святополк скончался в 1113 году, с этого года Мономах занял место великого князя. С первых дней правления ему пришлось решать злободневные вопросы, народ поднял восстание против ростовщиков. Мономах принял мудрое решение, ограничив взимание процентов. Он провел необходимую реформу и в сфере законодательства. Тогда русичи жили по законам «Русской правды», автором которой был Ярослав Мудрый. Некоторые положения данного свода успели утратить свою актуальность, или были слишком бесчеловечными.
Владимир Мономах на съезде князей
Мономах запретил мстить за убийство, заменив месть денежным штрафом. Раньше за непогашенные долги холопа можно было отдать в рабство. Князь отменил и этот закон. Владимир Всеволодович старался всемерно облегчить положение простого народа, и народ очень ценил это. Среди других князей Мономах пользовался таким высоким авторитетом, что его старшинство никто не рисковал оспаривать.
Три четверти территории Руси находилось под контролем великого князя. На подвластных ему землях Мономах развернул активное строительство. Он возводил крепости и укрепления, соборы и церкви. При Мономахе появилась суздальская крепость, он занимался строительством укреплений в городе Владимир-на-Клязьме. Стараниями Мономаха на русской земле воздвигли Успенский собор, Спасскую церковь, храмы в Ростове, Смоленске, других городах.
Во внешней политике Владимир Мономах тоже проявился себя успешным и мудрым государственным деятелем. Волжские болгары, монголо-татары, половцы прекратили свои набеги на сильное государство.
Берендеев и торков русичи навсегда вытеснили с территории своей страны. Историки не зря называют время правления Мономаха самым безмятежным и счастливым. Сильный и мудрый правитель умел соблюдать баланс во всем, при его правлении государство расцвело.
Сконцентрировав власть в одних руках, прекратив междоусобицы, Мономах создал крепкое государство. Русь, накопившая материальные ценности, перешла к культурному развитию. Ее правитель, Владимир Мономах, прославился не только как мудрый правитель, он был талантливым писателем. До наших дней дошло четыре его работы – знаменитое «Поучение Владимира Мономаха», «Устав Владимира Мономаха», летопись о военных походах, носящая автобиографический характер, письмо к Олегу Святославичу.
Владимир Мономах после охоты
Его литературные труды представляют собой кладезь жизненной мудрости, с помощью которой можно обрести гармонию в общении с близкими и окружающими. Для своих детей и соотечественников князь не поскупился и на рекомендации по управлению государством. К его словам стоит прислушиваться, ведь сам он был мудрым политиком. умеющим выстраивать отношения в семье, в обществе и между государствами.
Все исследователи биографии великого князя считают, что самыми главными достоинствами этого человека была мудрость, политическая интуиция, постоянное стремление к самообразованию.
Личная жизнь
У Мономаха было три жены и много детей. Установить, от какой жены у него родился тот или иной ребенок, не представляется возможным. Первой супругой Мономаха стала Гита Уэссекская, дочь англосаксонского короля Гарольда II. О долгом пути Гиты на Русь, когда она находилась еще в статусе невесты, писал в своей повести В. Иванов.
Владимир Мономах и Гита Уэссекская
У нее рождались только сыновья, по версии разных исследователей, их было семь или шесть. Это Мстислав, Ярополк, Святослав, Вячеслав, Роман, Изяслав. Историки много спорят о Юрии Долгоруком, некоторые склонны считать его седьмым сыном Гиты. Еще одного сына Мономаха звали Андреем. Кроме того, у князя было три дочери – Агафия, Евфимия, Мария (или Марица).
Причина смерти
В мае 1125 года Мономах скончался. О причине его смерти никаких сведений отыскать не удалось. Великого князя похоронили в Киеве, в соборе Святой Софии. Его называют великим воином и настоящим мудрецом, который в трудное время сумел сделать свою отчизну счастливой и процветающей.
ВЛАДИМИР МОНОМАХ
Родился в 1053 или 1054 году в семье Киевского великого князя Всеволода Ярославича и родственницы императора Константина IX Мономаха [1]. Был крещен с именем в честь святителя Василия Великого [2].
Самостоятельное княжение
После 1097 года на Руси установилось соправление Святополка Изяславича и Владимира Всеволодовича. При этом, когда Святополк покусился нарушить любечские соглашения и присвоить себе владения своих двоюродных племянников Ростиславичей, Владимир Всеволодович выступил вместе со Святославичами против него. Характерной чертой этого периода стало исполнение любечких соглашений об общерусском отпоре половецкой опасности. В результате победоносных походов 1103, 1107, 1111 и 1116 годов она была устранена на полвека, и половцы заняли подчиненное место союзников тех или иных русских князей в их междоусобицах. Владимир Всеволодович был главным военным и политическим организатором этих походов. В его глазах они явно имели характер войны за веру: так, во время похода 1111 года, он «пристави попы своя, едучи пред полком пети тропари и коньдакы Хреста Честнаго и канун Святои Богородици» [4].
Великий князь Киевский
После кончины Святополка Изяславича 16 апреля 1113 года, беспрепятственно, по призыву киевлян сел на княжение в Киеве. Поначалу ему пришлось подавлять волнения и беспорядки, вызванные притеснениями администрации Святополка и финансовым гнетом, особенно ростовщическим. Пространная редакция «Русской Правды» сохранила некоторые его законодательные («Устав Володимерь Всеволодича»), направленные прежде всего на ограничение ростовщических доходов [5].
Выступление в поход кн. Владимира Всеволодовича. Барельеф Царского места Иоанна IV. Резьба по дереву. 1551 г. (Успенский собор Московского Кремля) |
Консолидация русских земель
Владимир Всеволодович объединил в своих руках господство над большей частью Руси за исключением Чернигова, Полоцка и поначалу Волыни. Попытки вооруженного протеста против этого господства со стороны Минского князя Глеба Всеславича и Волынского князя Ярослава Святополчича закончились для них неудачно: оба князя утратили свои владения и погибли. Победы над мятежными князьями еще более укрепили положение Мономаха, приобретшего Волынскую землю. Черниговские Святославичи, Давид и Олег, были вынуждены поддерживать с ним тесный союз, скрепленный, впрочем, уступкой Чернигову в Северской земле Курского Посемья. Демонстрацией единства этих трёх сильнейших князей Руси под верховенством Владимира Мономаха стало торжественное перенесение мощей страстотерпцев Бориса и Глеба из деревянной церкви в каменную в Вышгороде под Киевом, в присутствии митрополита Никифора I и сонма духовенства 2 мая 1115 года.
Внешняя политика
Внутренняя стабилизация Руси сопровождалась обострением внешнеполитических противоречий. В 1112 году Мономах выдал свою дочь Евфимию за Венгерского короля Кальмана, но вскоре брак был расторгнут венгерской стороной. Борьба с Ярославом Святополчичем вылилась в конфликт с Венгрией и Польшей, правители которых Иштван II и Болеслав III Кривоустый поддержали Волынского князя. Конфликт завершился гибелью Ярослава в 1123 году.
Печать кн. Владимира Веволодовича с изображением свт. Василия Кесарийского. XI в. (НГОМЗ). Оборотная сторона |
Церковная деятельность
По сказанию Киево-Печерского патерика, еще в юности Владимир Всеволодович был свидетелем огненного знамения при постройке Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Будучи болен, он приехал с отцом в Лавру и был исцелен через золотой пояс преподобного Симона варяга. Впоследствии, уже будучи великим князем, Мономах точно по размерам Киево-Печерского собора создал во всем подобную церковь в городе Ростове [9]. Тот же патерик повествует и другом чудесном исцелении Мономаха, уже во время его княжения в Чернигове около начала 1090-х годов, которое совершилось по молитве преподобного Агапита. По исцелении благодарный князь приходил в монастырь чтобы отблагодарить чудотворца [10].
В посмертной похвале Владимиру Всеволодовичу в Лаврентьевской летописи князь прославлялся как щедрый храмоздатель, который «не щадяше именья своего. цьркви зижа и украшая» [11]. Кроме вышеозначенных Ростовского собора и Киевской Предтеченской церкви сохранились известия о построении им в 1117 году Борисоглебской церкви на реке Льте (Альте) под Переяславлем Русским, на месте гибели святого князя Бориса. Вообще, автор посмертной похвалы вменяет в заслугу Мономаху «велику веру. к Богу и сродникома своима, к святыма мученикама Борису и Глебу.» Известно о том, что по повелению Владимира Всеволодовича в 1102 году раки святых были окованы серебром и золотом. После перенесения мощей святых князей в 1115 году «комары,» в которых были установлены раки, благодаря Мономаху были украшены кованными по золоту и серебру изображениями святых князей Бориса и Глеба, а также драгоценными светильниками, сенью и прочим. В киевское княжение Владимира Всеволодовича и, очевидно, не без его влияния была создана окончательная редакция «Сказания» о святых Борисе и Глебе.
Наконец, по археологическим данным, после 1115 года он вероятно построил каменную церковь Спаса на Берестове под Киевом [12].
Характеристики, труды, кончина
Сохранившиеся писания и переписка Владимира Всеволодовича рисуют его образ как правителя, щедро наделенного достоинствами христианского государя, государственного мыслителя и писателя. Сохранились два послания к нему митрополита Никифора I, содержание которых характеризует их адресата как человека весьма образованного и скромного до аскетизма в быту. В первом послании митрополит излагает князю учение о посте и воздержании. Митрополит Никифор хвалит великого князя за его равнодушие к мирским благам: Владимир Всеволодович спит на голой земле и «сиротину носит одежку» и только, «в град входя, власти деля,» облачается в княжеские одежды; правитель дает своим приближенным богатые пиры «величества ради княжеского,» сам же питается хлебом и водой, «седя и позоруя [13].» Второе послание является ответом на вопрос Владимира Мономаха об уклонениях (латинян от Православия, который, вполне возможно, был вызван желанием князя сообразовать церковное учение с его политическими и семейными связями с римо-католическими правящими домами.
Предположение А. А. Шахматова о создании в 1116 году по инициативе восшедшего на киевский стол Владимира Всеволодовича т. н. 2-й редакции Повести временных лет (именно с этой целью летописание было якобы переведено из Киево-Печерского монастыря в фамильную обитель Мономаха, Выдубицкий Всеволож Архангело-Михайловский монастырь под Киевом), несмотря на свою популярность, остается дискуссионной. Однако, редактирование дошедшего до наших дней текста Повести временных лет в благоприятном для Владимира Всеволодовича духе вряд ли подлежит сомнению.
Отчетливее всего установки Владимира Всеволодовича проявились в его собственных писаниях: Поучении к детям и Послании к князю Олегу Святославичу. Этот корпус текстов, завершенный собранием кратких молитв, сохранился в единственном списке, местами неисправном, в составе Лаврентьевской летописи, под 1096 годом.
Поучение к детям
Послание Олегу Святославичу
Кончина
Владимир Мономах скончался 19 мая 1125 года близ Переяславля Русского в Борисоглебской церкви на Льте, в которой любил бывать. Был погребен в Киевском Софийском соборе рядом с отцом. На начало XXI века погребения были утрачены.
Князья Владимир Всеволодович и Ярослав Всеволодович. Роспись Благовещенского собора Московского Кремля. 1547-1551 гг. |
Память и почитание
Эпохальное значение правления Владимира Всеволодовича твердо запечатлело его фигуру в русской народной в памяти. Как усмиритель степняков он стал героем эпического сказания, которое цитировал в 1-й половине XIII века галицко-волынский летописец: победив половецких ханов Отрока и Сырчана, «Володимер Мономах пил золотом шоломом Дон, приемши землю их всю и загнавши оканьныя агаряны» [19]. Автор созданного, по-видимому, между 1238 и 1246 годами Слова о погибели земли Русской ностальгически замечал, что именем Владимира Всеволодовича половцы «дети своя полошаху в колыбели, а литва из болота на свет не выникываху, а угры твердяху каменые городы железными вороты, абы на них великыи Володимер тамо не вьехал, а немци радовахуся, далече будучи за Синим морем. а кюр Мануил цесарегородскыи опас имея, поне и великыя дары посылаша к нему, абы под ним великыи князь Володимер Цесарягорода не взял.»
В эпоху становления Русского царства
В росписи Благовещенского собора Московского Кремля 1547-1551 годов на южной грани юго-западного столпа был помещен парный портрет князей Владимира Всеволодовича и Ярослава Всеволодовича. Мономах был представлен старцем с пышными волосами и недлинной, окладистой бородой. Он облачен в царские одежды: синее платье с золотым оплечьем и перекинутым через плечо лором и красная шуба-ферязь. Голову князя венчает царская корона городчатого типа, правая рука поднята в благословлении. Парный портрет, вероятно, был призван выразить идею преемственности власти, передаваемой великим князем Киевским князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу, пращуру царя Иоанна.
Серединой XVI века также датируется икона Благословенно воинство Небесного Царя, на которой в центре, среди святого воинства, изображен всадник на вороном коне в императорском платье, с короной закрытого византийского типа и с крестом в руках, в котором некоторые исследователи видят Владимира Мономаха [23].
В 1561 году была выполнена роспись Золотой палаты, парадной залы русских государей, на стенах которой также были воспроизведены иллюстрации к «Сказанию» [24]. Иконография цикла была близка рельефам трона. Согласно описанию, Владимир Всеволодович был изображен: восседающим на троне в палатах, выступающим в поход (в отличие от рельефной композиции был изображен в доспехах) и венчающимся на царство. Парадное изображение его помещалось на стене, «что от Благовещения Пресвятыя Богородицы.» Он представлен был сидящим «под золотым царским местом» в полном императорском облачении: «В правой руке держит скипетр, на главе венец царский. на плещах диадима и крест на персях с чепью златой.» Рядом с нем был написан образ императора Константина Мономаха. Сходство их иконографий (одежды, регалии) подчеркивало «равночестность» русского князя и ромейского василевса. Портрет Владимира Всеволодовича, поясной в медальоне, был расположен на стене, обращенной к Красному крыльцу; он был представлен в ряду других великих князей, сродников первого русского царя, чьи изображения также были заключены в медальоны.
Блгв. вел. кн. Владимир Всеволодович Мономах. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г. |
Закрепление почитания
Изображение Владимира Всеволодовича было помещено в Титулярнике 1672 года [28], где он представлен как средовек с длинной окладистой бородой и короткими кудрявыми волосами, погрудно, в 3/4-ном повороте, на голове княжеская шапка с меховой оторочкой, ворот платья расшит драгоценными камнями и жемчугом. Стилистика портрета характерна для XVII века, а иконография вероятно восходила к изображениям Золотой палаты.
Кайдаловские святцы конца XVII века и Описании о российских святых конца XVII-начала XVIII века отмечена его память: «Святый благоверный князь Владимир Всеволодович Мономах, преставися в лето 6633, а память его месяца маиа в 19 день.» В старообрядческом Месяцеслове Ионы (Керженского) память его как святого указана под 19 марта [29]. В том же сборнике, в Алфавите русских чудотворцев Ионы (Керженского), помещена память с краткой заметкой о житии Владимира Мономаха, где сообщается, что он «в древлеписменных же месяцесловах почитается во святых, памятию марта в 19 день.» Из многих добродетелей святого автор Алфавита особо выделил дар молитвенного умиления.
Владимир Мономах на Памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде |
Семья
Документы, литература
Использованные материалы
[2] Известны многочисленные свинцовые печати Владимира Мономаха с изображением святителя Василия Великого и с греческой или русской молитвенной надписью: ΣΘΡΑΓ[ΙΣ] ΒΑΣΙΛΙΟ[Υ] ΤΟΥ ΠΑΝΕΥΓΕΝΕΣΤΑΤ[Ο]Υ ΑΡΧΟΝΤΟΣ ΡΟΣΙΑΣ ΤΟΥ ΜΟΝΟΜΑΧΟΥ[ΟΥ] («печать Василия, благороднейшего архонта Росии, Мономаха») и «ГИ ПОМОЗИ РАБОУ СВОЕМОУ ВАСИЛЬЕВИ КНАЗОУ РОУСЬСКОГО» или подобное.
[5] Точный объем законодательства Владимира Мономаха «Русской Правде» является предметом научных споров.
[6] По другой версии Марица была сестрой Мономаха. Брак возможно состоялся около 1095 года.
[7] Предположительно за Алексия, старшего сына и соправителя Иоанна II Комнина, а не за Андроника, как часто считается в историографии.
[8] Это событие отразилось в древнерусском проложном сказании о «пренесении честнаго прьста Иоанна Крестителя, десныя его руки, в Русь от Царьграда. при князи Володимере Мономасе.» См. Никольский Н. К., «Материалы для истории древнерусской духовной письменности,» СбОРЯС, 1907, т. 82, № 4, 56-57.
[9] Киево-Печерский патерик, «Слово 4. О приходе иконописцев к игумену Никону из Царьграда,» http://www.sedmitza.ru/text/438035.html
[10] Киево-Печерский патерик, «Слово 27. О святом и блаженном Агапите, бескорыстном враче,» http://www.sedmitza.ru/text/438101.html
[11] ПСРЛ, т. 1, вып. 2, стб. 294.
[12] Раппопорт П. А., Рус. архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников, Л., 1982, 23, № 32.
[15] Как показал Н. В. Шляков.
[17] Макарий, История РЦ, кн. 2, 596.
[19] ПСРЛ, т. 2, стб. 716; сюжет о Мономахе, Отроке и Сырчане отразился затем в балладе А. Н. Майкова «Емшан» и в былине Б. В. Шергина с тем же названием.
[21] БАН. 34. 5. 30, кон. XV в.
[22] Л. 120 об., 123, 130-131 об., 132 об.,142-142 об., 143 об., 147-148, 149 об.- 150, 151, 153, 154, 155, 156-157 об.
[23] Антонова, Мнева, Каталог.
[24] На начало XXI в. не сохранилась. См. Забелин И. Е., «Опись стенописных изображений Государева Дворца, сост. в 1672 г.,» Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы, М., 1884, 1238-1255.
[25] Голицынский том. РНБ. F. IV. Л. 1-9, 70-е гг. XVI в.
[28] РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III. № 7.
[30] Минея (МП), Май, ч. 3, 360.