Чем был полезен золотой петушок царю дадону
Журнал Педагог
Автор: Демихова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «СОШ №1»
Населённый пункт: город Протвино Московская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Викторина по сказкам Пушкина
Раздел: начальное образование
1. Какая сказка не принадлежит перу А.С. Пушкина:
а) «Сказка о рыбаке и рыбке»
в) «Сказка о попе и о работнике его Балде»
г) «Сказка о золотом петушке»
(«Конёк-Горбунок», её автор Пётр Ершов)
2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря. »
3. В «Сказке о Царе Салтане» какое будущее для себя видела каждая из сестриц,
если бы была царицей?
(первая – «То на весь крещёный мир приготовила б я пир…»,
вторая – «То на весь бы мир одна наткала я полотна…»,
третья – «Я б для батюшки-царя родила богатыря…»)
4. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
5. В какой сказке А.С.Пушкина «живёт» Шамаханская царица?
(«Сказка о золотом петушке»)
6. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на
(конюха, повара и плотника)
7. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
8. С какими словами обращалась царица к зеркальцу в «Сказке о мёртвой
царевне и о семи богатырях»?
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее. »
9. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону?
(указывал с какой стороны есть угроза нападения на владения царя)
10. Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (из ветки дуба)
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»
11. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему
сенную девушку звали Чернавка?
(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)
12. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!»
13. В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь?
(в комара, муху, шмеля)
14. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой
«Но царевна молодая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
15. Назовите оптический прибор, с помощью которого князь Гвидон
рассматривал приближающиеся к острову корабли?
16. В «Сказке о золотом петушке», что кричал петушок, сидя на спице»
(«Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку!»)
17. В «Сказке о царе Салтане», какие три чуда были на острове Буяне? (белка, 33
богатыря, царевна Лебедь)
«Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Слуги белку стерегут…»
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…»
«А у князя жёнка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…»
18. Что это были за изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по
19. Какие желания были у старухи в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
— быть столбовою дворянкой
— быть вольною царицей
— быть владычицей морскою
20. Кто дал царю Дадону золотого петушка? (мудрец-звездочёт)
21. В «Сказке о рыбаке и рыбке», из какого меха была на старухе душегрейка,
когда она стала столбовою дворянкой? (Из меха соболя)
«Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке…»)
22. Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»?
23. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты, и кто ему
подсказал, где её искать?
(к солнцу, месяцу и ветру; подсказал ветер)
24. Давая попу щелчки, что приговаривал Балда с укоризной?
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
25. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин оставил старуху у разбитого
корыта?(за непомерную жадность)»Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам
Краткая биографическая информация. Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич
Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года. С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в
литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было
предопределено. Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую
библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели
литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет
вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся
Царскосельский Лицей. Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно
там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в
будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими,
дружба с которыми продлится всю его жизнь.
В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К
другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в
Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин
дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он
уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве
Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество
литературных произведений самых разных жанров.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10
февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет.
Викторина по сказкам Пушкина (55+10 вопросов) для начальной школы (1-4 класс)
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА
Методические указания: викторина может проводиться как в рамках урока по литературному чтению в 1-4 классах (в том числе, вопросы викторины могут быть взяты для письменного тестирования учащихся), так и как внеурочное мероприятие, призванное проверить усвоение знаний детей в игровой соревновательной форме, а также в качестве поддержания интереса к творчеству великого русского классика.
В викторине 55 вопросов по пяти сказкам Пушкина и 10 вопросов по биографии поэта (можно использовать их как финальное испытание или для выявления победителя при равных баллах).
Звездочкой (*)перед номером обозначены те вопросы, которые не касаются собственно текста сказки, а требуют более широкого кругозора учащегося – просмотра мультфильмов, знакомство с музыкальными произведениями по сказкам Пушкина и т.п.
При ответах на вопросы викторины можно просить детей находить в тексте или вспоминать точную цитату – например, за дополнительные баллы.
Вопросы викторины даны вперемешку, чередуются и сказки, и легкие вопросы со сложными. Это сделано намерено, чтобы была возможность «читать с листа» все вопросы по порядку.
Какая сказка НЕ принадлежит перу А.С. Пушкина?
— «Сказка о рыбаке и рыбке»
— «Сказка о попе и работнике его Балде»
— «Сказка о золотом петушке»
2. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря…)
3. В «Сказке о царе Салтане» какая по счету из сестриц хотела приготовить «пир на весь крещеный мир»? (1)
4. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
5. Каких работников искал поп на базаре в «Сказке о попе и работнике его Балде»? (конюха, повара, плотника)
6. В какой сказке Пушкина живет Шамаханская царица? («Сказка о золотом петушке»)
7. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33)
8. С какими словами обращалась царица к своему зеркальцу в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? («Свет мой, зеркальце, скажи…»)
9. Чем был полезен золотой петушок царю Дадону? (указывал, с какой стороны есть угроза нападения на царство)
10. Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (дуб)
11. Как старуха бранила старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (дурачина ты, простофиля)
12. В какого насекомого НЕ превращался князь Гвидон?
13. Как звали жениха мертвой царевны? (Елисей)
14. В какое время года царь Салтан услышал разговор трех сестриц? (зима)
15. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кукареку, царствуй, лежа на боку)
16. Сколько всего богатырей выходило из моря в «Сказке о царе Салтане»? (33+1)
17. Что делали из золотых скорлупок от орехов волшебной белочки? (золотые монеты)
18. Кто дал царю Дадону золотого петушка? (мудрец-звездочет)
*19. Какую песенку пела белочка в мультике по «Сказке о царе Салтане»? (Во саду ли, в огороде девица гуляла)
20. В «Сказке о рыбаке и рыбке» из какого меха была сделана «душегрейка», надетая на старуху, когда она стала «столбовою дворянкой»?
(Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце сидит его старуха
21. Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о золотом петушке»? (Шамаханская царица)
22. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты? (солнце, месяц, ветер)
23. В «Сказке о попе», давая попу щелбаны, что приговаривал Балда с укоризной? (не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
24. Какую птицу князь Гвидон спас от коршуна? (лебедь)
25. Какую оплату попросил Балда за год работы у попа? (три щелчка)
26. Как долго пировал царь Дадон с молодой царицей? (неделю)
27. Как звали пса из «Сказки о мертвой царевне», который умер, попробовав отравленное яблоко? (Соколко)
28. Как ожила мертвая царевна? (Елисей разбил хрустальный гроб)
29. Чем старик из «Сказки о золотой рыбке» ловил рыбу? (невод)
30. Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой? (землянка)
31. Какую из сказок Пушкина напечатали первой? (Сказка о царе Салтане)
32. Из какой сказки Пушкина эти строки:
«В синем море звезды блещут,
В синем море волны хлещут…» (Сказка о царе Салтане)
*33. Кто является автором оперы «Сказка о царе Салтане»? (Римский-Корсаков)
34. Что сделал старик, когда поймал золотую рыбку? (отпустил в море)
35. С кем наперегонки бегал бесенок из «Сказки о попе»? (с зайкой)
36. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? (четыре: корыто, изба, дворянка, царица)
37. Как назывался остров, на котором появился город князя Гвидона? (Буян)
38. Из какой сказки этот волшебный предмет:
— яблоко (Сказка о мертвой царевне)
— веревка (Сказка о попе)
— зеркало (Сказка о мертвой царевне)
-золотой орех (Сказка о царе Салтане)
39. Из чего был сделан гроб мертвой царевны? (хрусталь)
40. Какую кашу любил есть Балда? (полбу)
41. Сколько сыновей было у царя Дадона? (два)
42. Какое животное Балда мог пронести между ног? (лошадь)
43. Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? (140)
44. Что делали три девицы, когда пришел царь Салтан? (пряли)
45. Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? (на восток)
46. Кто были друг другу 7 богатырей из «Сказки о мертвой царевне»? (братья)
47. Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону? (одна)
48. Какой пушкинский сказочный герой веревкой «море морщил»? (Балда)
49. Что умело делать волшебное зеркальце в «Сказке о мертвой царевне»? (говорить)
50. Где князь Гвидон провел свое детство? (в бочке, в море)
51. Как звали начальника 33-х богатырей? (Черномор)
52. Сколько времени была царицей старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»? (2 недели: «Вот неделя, другая проходит…»)
53. Кто из героев сказок Пушкина спал на соломе? (Балда)
54. В какой из сказок Пушкина нет царицы? (Сказка о попе)
55. Куда укусил шмель сватью бабу Бабариху? (в нос)
Загадка сказки о золотом петушке
Из всех пушкинских творений едва ли не самое загадочное – «Сказка о золотом петушке». Даже происхождение ее сюжета долгое время оставалось загадкой. Напрасно было бы искать среди богатейшего разноцветья народных сказок такую, которая хотя бы отдаленно напоминала написанную Пушкиным. И хотя, как и положено в русских сказках, действие ее происходит
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
а среди ее героев есть и царь, и его сыновья-царевичи, других ее персонажей – мудреца-кудесника звездочета, и таинственную обитательницу шелкового шатра – Шамаханскую царицу – скорее можно было бы встретить в своде восточных сказок «Тысячи и одной ночи». Однако и там мы не найдем мотивов, которые указывали бы на связь мотивов с небылицей о золотом петушке.
Только столетие спустя после создания пушкинской сказки удалось установить источник ее сюжета. Это посчастливилось сделать Анне Ахматовой. Оказывается, в основу своей небылицы Пушкин положил «Легенду об арабском звездочете» своего современника – американского писателя Вашингтона Ирвинга (1783–1859), вошедшую в его книгу «Альгамбра». Так звучно и красиво назывался старинный замок – крепость-дворец в испанском городе Гранаде, воздвигнутый в ХIII – ХIV веках, когда в стране властвовали мавры. Спустя столетия Ирвинг, путешествуя по Испании и описывая странствия в своей книге, включил в нее и связанные с замком Альгамброй древние предания. Изданная в 1832 году на французском языке в Париже, эта книга была в пушкинской библиотеке.
Герой легенды – мавританский султан Абен-Габуз провел жизнь в нападениях на соседние государства, а состарившись и одряхлев, возжаждал покоя. Однако столь желанного отдыха ему получить не удалось – теперь уже правители сопредельных стран нападали на него. На помощь султану пришел арабский звездочет, много странствовавший по свету и видевший в Египте чудо, о котором он и поведал престарелому владыке. На горе, возвышающейся над неким городом, стоит баран, а на нем петушок – оба из литой меди – и вращаются на одной оси. Всякий раз, когда городу угрожает опасность, баран поворачивается в сторону неприятеля, петушок кричит, предупреждая жителей об опасности и указывая, откуда она грозит. А для султана астролог изготовляет волшебного медного всадника, указывающего своим копьем в сторону приближающегося вражеского войска. Султан одерживает много побед, но затем сам терпит поражение, оказавшись во власти чар прекрасной готской принцессы, из-за которой и возникает у него спор со звездочетом…
Как выяснилось позднее, в основу изложенной Ирвингом арабской легенды легли предания о великом древнеримском поэте Вергилии, за которым молва упрочила славу мага и чародея. Легенды гласят, что Вергилий воздвиг в Риме роскошный дворец, где были установлены статуи, олицетворявшие все области, подвластные Риму, каждая с деревянным колоколом в руке. Когда в какой-нибудь из областей возникало возмущение, тотчас соответствующая статуя начинала звонить в колокол. Тогда же на вершине дворца появлялся медный всадник и, потрясая копьем, оборачивался в ту сторону, откуда грозила беда…
Богатейшая фантазия Пушкина искусно преобразила старинные легенды, создавая лукавую и причудливую небылицу о золотом петушке. Ее главным персонажем вместо мавританского султана сделался царь Дадон. Не случайно поэт назвал царя этим именем: слово «дадон» означает «неуклюжий, нескладный, несуразный человек»; оно встречается в народной речи и вошло в «Толковый словарь» В.И. Даля. Дадоном назвал Пушкин и злого, жестокого царя-деспота в сказочной поэме «Бова», написанной им еще в лицее:
Царь Дадон со славой царствовал
В Светомире, славном городе.
Царь Дадон венец со скипетром
Не прямой достал дорогою,
Но убив царя законного.
В «Сказке о золотом петушке» царь Дадон изображен ярко и колоритно. Саркастически именуемый «славным», а на деле ленивый и скудоумный, он проводит все время в сладостной дремоте, а с подданными разговаривает зевая.
Монарх, дремлющий на троне! Подобный сатирический образ встречается порой в произведениях русской литературы на рубеже ХVIII и ХIХ столетий.
Но есть безумцы и средь трона:
Сидят и царствуют дремля, –
писал Г.Р. Державин в первоначальной редакции оды «Властителям и судиям».
В «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев с негодованием вывел на суд потомков самодержца, зевающего на троне, описанном в аллегорическом сне. А сатирик начала ХIХ века С.Н. Марин написал басню «Трон и постеля», которая завершается многозначительной строкой:
Но часто трон царям постелею бывает.
Самый загадочный из всех персонажей пушкинской сказки – Шамаханская царица. Почему именно так назвал свою героиню поэт?
Шамаха или Шемаха – древний город в современном Азербайджане, в прошлом столица Ширванского государства, а затем Шемаханского ханства. Издавна Шемаха славилась производством шелка. Современником ее присоединения к России в 1820 году был Пушкин. Однако, как полагают литературоведы, наименование восточной красавицы могло быть подсказано ему и другим источником.
Незадолго до создания «Сказки о золотом петушке» Пушкин получил от другого поэта – Павла Катенина только что вышедшую из печати сказочную поэму последнего «Княжна Милуша», в которой мы встречаем и царицу Шемахи. Герой поэмы – русский витязь Всеслав, странствуя подобно пушкинскому Руслану в поисках своей невесты, также похищенной во время брачного пира колдуньей, помогает воинственной красавице Зюльфире обрести законную власть над Шамаханским царством.
…Как мы убедились, все персонажи пушкинской небылицы имели своих предшественников. Но где же найти прототип ее заглавного «героя» – золотого петушка? В «Легенде об арабском звездочете» Ирвинга упомянут петушок, но не золотой, а медный. А в русских народных сказках встречаются золотые и конь, и свинка, и котик – только не петушок.
Золотого петуха мы находим в основательно забытой сказочной повести немецкого писателя последней четверти ХVIII столетия Фридриха Максимилиана Клингера (1752 – 1831). В молодости бывший другом Гете, он в переселился в 1780 году в Россию и стался в ней навсегда. Уже в ХIХ веке с ним были знакомы Н.М. Карамзин, И.И. Дмитриев, В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, П.А. Вяземский. Лицейский друг Пушкина В.К. Кюхельбекер, путешествуя в 1820 году по Европе, привез Гете письмо от Клингера.
Как предположил академик М.П. Алексеев, Пушкин, знакомый с произведениями Клингера, мог знать и его «Историю о золотом петухе». Она была написана в 1783 году, вскоре после переезда автора в Россию. В некоей сказочной стране трон занимал бездумный и ленивый король; управляли же государством придворные во главе с властной и капризной королевой. Однако страна процветала, поскольку государыня имела своего покровителя – золотого петуха. Для него в королевском дворце были отведены покои, охраняемые стражей. Никто не видел этого петуха, но все знали о нем – защитнике королевства от внешних и внутренних врагов.
Перья у петуха были золотые, гребешок красный, а лапки серебряные. Один лишь недостаток портил его красоту – огромное перо мышиного цвета спускалось с гребня на клюв. От этого пера и зависело благополучие страны. Не ведая об этом, дочь короля юная принцесса Роза и влюбленный в нее паж проникают в дворцовые покои, где находился петух, и похищают его перо. Это открывает дорогу в королевство чужестранным завоевателям…
Неизвестно, как бы сложилась судьба Дадонова государства и самого царя Дадона, если бы на помощь к нему не пришел кудесник-звездочет, подаривший ему верного стража – волшебного золотого петушка. И теперь Дадон может упиваться покоем, отдыхая от ратных дел и повседневных забот, повелевать, возлежа на пуховой перине. Исполнилось его заветное желание, воплотившееся в крике петушка:
Царствуй, лежа на боку!
И невдомек скудоумному царю, что в этом возгласе кроется злая насмешка над ним – ведь петушок кричит так вовсе не тогда, когда безмятежие ничем не нарушается, а как раз тогда, когда желанному спокойствию угрожает опасность, и обленившийся властитель поневоле должен пробуждаться от сладостной дремоты и выполнять указания золотого петушка – ставленника кудесника, по существу говоря, осуществлять повеления мудреца.
В благодарность царь обещает звездочету исполнить первое же его желание как свое собственное. Обещание действительно щедрое: ведь до сих пор Дадон не выполнял ничьих желаний – напротив, выполнялись только его прихоти!
Однако недолго довелось царю наслаждаться покоем. Однажды войско во главе со старшим сыном, устремившееся по зову петушка на восток –навстречу неведомому противнику, бесследно исчезает:
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей:
Было ль, не было ль сраженья, –
Нет Дадону донесенья.
Вновь кричит петушок, и встревоженный царь посылает на восток новую рать, возглавляемую теперь уже младшим сыном:
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого.
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них,
Снова восемь дней проходят…
Когда в третий раз верный страж призывает Дадона царствовать, лежа на боку, царь вынужден расстаться с пуховой постелью и сам вести рать на выручку сыновьям:
Войска идут день и ночь,
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» – мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит…
Восемь дней идут навстречу неведомой опасности войска Дадоновых сыновей и самого царя Дадона. Трижды повторяется в сказке число восемь, обретая какое-то особенное, таинственное значение…
Долгое время для пушкинистов был загадкой найденный среди бумаг поэта незавершенный стихотворный фрагмент, представлявший собой очаровательную поэтическую миниатюру:
Царь увидел пред собою
Столик с шахматной доскою.
Вот на шахматную доску
Рать солдатиков из воску
Он поставил в стройный ряд.
Грозно куколки сидят,
Подбоченясь на лошадках,
В коленкоровых перчатках,
В оперенных шишачках,
С палашами на плечах.
Анна Ахматова установила, что этот незавершенный отрывок должен был войти в «Сказку о золотом петушке». Он напоминает один из эпизодов «Легенды об арабском звездочете» Ирвинга, в котором султан увидел шахматную доску с фигурками – магическими изображениями вражеских воинов. При прикосновении волшебного жезла они или обращались в бегство, или начинали сражаться друг с другом. То же самое происходило и наяву с вражеским войском.
Пушкин отказался от этого эпизода в своей сказке: он слишком усложнял ее сюжет. Однако «шахматный» мотив в небылице все же остался. Как установил пушкинист В.С. Непомнящий, восемь дней походов царя Дадона и его сыновей – это восемь шахматных клеток – такова протяженность шахматной доски, на которой развертывается сражение. И не подозревает Дадон, что он всего лишь фигурка в шахматной партии, искусно разыгранный звездочетом и Шамаханской царицей.
Движимый волей мудреца, царь вместе с войском повторяет путь пропавших сыновей, чтобы найти их убитыми возле таинственного шатра, скрытого в горном ущелье. Пространство возле шатра сделалось полем битвы, в которой погибли и оба царевича, и все их ратники.
Распахнулся… и девица
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась – и с поклоном
И в шатер свой увела.
Далее ясноокая красавица окончательно очаровывает старого царя, полностью подчиняя его своей воле – и без сражений завоевывает и его самого, и все его царство.
… После недельного пиршества Дадон вместе с очаровательной прелестницей отправляется в обратный путь в свое государство. И не догадывается одурманенный ее чарами царь, что он по-прежнему всего лишь жалкая фигурка в шахматной партии, которая все еще продолжается, только теперь им движет воля иноземной царицы. Дадон безмерно счастлив – как он полагает, поход завершился крайне успешно: вместо неведомого врага, против которого посылал его с войском петушок, царь повстречал красавицу-царицу, благосклонно принявшую предложение стать царицей и в его государстве. Привыкнувший к всеобщему рабскому повиновению, он испытывает неизведанное наслаждение, сам повинуясь ей во всем и исполняя все ее прихоти.
Шамаханская царица предстает подлинной победительницей, триумфально въезжая на колеснице вместе с порабощенным ею Дадоном в его столицу. Что для нее все ратные силы дряхлого царя! Они оказались беспомощны против всепобеждающей красоты! Отныне молодой царице принадлежит власть как над самим Дадоном, так и над всем его царством. Можно представить, что теперь она будет повелевать государством – ему останется лишь исполнять ее приказания. Полностью избавиться от всех государственных тягот и забот – это ли не заветная мечта «славного» царя Дадона!
Однако все планы нарушает появление звездочета. Напомнив о царском обещании исполнить его желание как свое собственное, он просит подарить ему Шамаханскую царицу. Мудрец, незримо правящий государством Дадона, видит в царице опасную соперницу, желающую взять власть в свои руки.
Напрасно Дадон пытается отговорить кудесника, предлагая ему взамен
Хоть казну, хоть чин боярский,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть полцарства моего.
Однако мудрецу не нужно полцарства – он и так, с помощью золотого петушка, управляет всем царством. Поэтому звездочет настаивает на своем. Но с царями плохо вздорить,
– замечает Пушкин в первоначальном варианте сказки. Понимая, что такие слова никогда не будут пропущены цензурой, поэт заменил их другими:
Ни с иным накладно вздорить.
Нарушение торжественного обещания не остается безнаказанным – следом за мудрецом, погибшим от руки Дадона, бездыханным подает и сам царь. А Шамаханская девица, не успевшая взойти на престол Дадонова государства и дождаться провозглашения его царицей, исчезает.
Лукавую и затейливую небылицу Пушкин завершил многозначительной концовкой, также запрещенную цензурой при первой ее публикации:
Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок.
Какой же тайный смысл вкладывал в свое творение поэт и на что намекал «добрым молодцам» – читателям?
«Сказка о золотом петушке» писалась осенью 1834 года – последней в жизни Пушкина болдинской осенью. Вопреки обыкновению ему не работалось в болдинском уединении. Вдохновение словно избегало его.
Незадолго до этого тайной полицией было вскрыто одно из писем поэта, адресованных жене. Внимание жандармов привлекли пронизанные горькой иронией строки: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за это мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю: от добра добра не ищут».
Пушкину довелось видеть Павла I и двух его сыновей: Александра I и Николая I (совсем как в сказке, где действует царь Дадон и двое царевичей).
Первый из них оставил по себе печальную память как о деспоте и самодуре. Таким он предстал и при мимолетной встрече с Пушкиным: царь приказал снять картуз с головы ребенка, которому не было еще и года – перед самодержцем должны обнажат ь головы все!
Второй начал царствовать, переступив через труп своего отца. Так мог поступить и любой из сыновей Дадона, плененных чарами Шамаханской девицы и убивших друг друга – под воздействием этих чар царевич не остановился бы и перед тем, чтобы поднять меч на собственного отца и вступить на освободившийся престол самому вместе с красавицей-царицей… В последние годы своего царствования бездеятельный и слабовольный Александр I, как и Дадон, любой ценой жаждал покоя.
Третий из царей – Николай I объявил, что предоставляет Пушкину свободу. Он обещал, что сам будет цензором первого поэта России. «Эта милость поставила Пушкина в самое затруднительное положение», – писал позднее В.А. Жуковский. Царская цензура оказалась гораздо более тягостной,
чем обычная. Пять лет пролежал под спудом «Борис Годунов», прежде чем поэту удалось напечатать трагедию. Целый ряд пушкинских творений, в том числе «Медный всадник», представленных на высочайшее рассмотрение, так и не увидел свет при жизни автора.
Обещанной свободы не было. Даже свободно передвигаться по стране Пушкин был лишен – о каждой своей поездке в Москву или деревню он должен был ставить в известность шефа жандармов графа А.Х. Бенкендрофа. О путешествии первого поэта России за границу не приходилось даже мечтать. Его письма вскрывались и прочитывались. Что же касается еще одной царской милости – пожалования придворного звания камер-юнкера, то она оскорбила Пушкина до глубины души.
Создавая свою лукавую небылицу, поэт давал понять, что и царя может постигнуть заслуженная кара за нарушение собственного обещания. Пушкину не довелось дожить до окончания царствования Николая I, который, подобно сказочному Дадону, много лет «наносил обиды смело» другим государствам, а затем втянул Россию в Крымскую войну и проиграл ее.