Чем был сбит пауэрс

Как сбили американский самолет U-2, пилотируемый Фрэнсисом Пауэрсом

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург).

Это был далеко не первый полет, совершенный U-2 над территорией СССР. Этот самолет, высота полета которого составляла 20-24 километра, идеально подходил для шпионских целей, поскольку был недосягаем ни для истребителей, ни для зенитчиков.

Летая на такой высоте в стратосфере, такие самолеты могли фотографировать интересующие их объекты, причем качество фотографий позволяло разглядеть даже номера на самолетах, стоящих на аэродромах.

Техническое превосходство этого высотного разведчика над всеми другими машинами подобного типа позволило американцам в течение нескольких лет безнаказанно совершать полеты над особо важными объектами на территории СССР. За неуязвимость для средств противовоздушной обороны в Соединенных Штатах U-2 нарекли Dragon Lady («Леди Дракон»).

Пилоты, участвовавшие в разведывательных полетах, выступали в качестве «гражданских» лиц без каких-либо документов, сами же самолеты, отправлявшиеся на «дело», не имели опознавательных знаков.

Попытки перехвата американских высотных разведчиков, нарушавших воздушное пространство СССР, предпринимались неоднократно советскими истребителями МиГ-19, но разница в высоте полета не позволяла им сбить нарушителя.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Ситуация изменилась 1 мая 1960 года. Рано утром в этот праздничный для советских граждан день самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с базы Пешавар (Пакистан) в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием — операция «Оверфлайт» (Overflight — «Перелет»), целью которой была фотосъёмка военных и промышленных объектов и запись сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полета пролегал через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР — Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк — и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.

Чтобы не выдать себя, пилоту строжайше запретили поддерживать радиосвязь и с аэродромом в Пешаваре, и с американской базой в Инджирлике (Турция). Пауэрс пересек советскую границу в 5.36 по московскому времени юго-восточнее города Пянджа (с 1963 года — Кировабад, Таджикистан) и с этого момента постоянно сопровождался радиолокационными станциями (РЛС) войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР. Но раз за разом попытки перехватить U-2 заканчивались неудачей. Пауэрс уже миновал Тюратам (полигон Байконур, Казахстан), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску, с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9, у которого практический потолок до 20 километров. Но у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Поэтому пилоту было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой радиолокационной станции таран не состоялся. Летчик смог сделать только одну попытку из-за нехватки топлива, так как на такую высоту Су-9 мог подняться только на полном форсаже.

После неудачной попытки тарана с аэродрома под Свердловском были подняты на перехват два МиГ-19 под управлением капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Американский самолет-шпион уже пробыл в воздушном пространстве Советского Союза больше трех часов, зайдя на глубину 2,1 тысячи километров от границы. Он сфотографировал закрытый «атомный» город Челябинск-40. На расстоянии 30 километров к юго-востоку от Свердловска Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

В это время U-2 вошел в зону действия ракетного дивизиона, на вооружении которого стояли зенитные ракетные комплексы С-75, принятые на вооружение в конце 1950-х годов и способные поражать цели на высоте более 25 километров.

После того, как U-2 рассыпался в воздухе, оператор РЛС принял отвалившиеся обломки за выпущенные противником радиолокационные помехи. В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у нее сработал самоликвидатор, уничтожен нарушитель или нет, и сколько вообще целей в воздухе. Потому было решено работать по U-2 дальше, и соседний дивизион ЗРК С-75 дал залп по цели. Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9.

Под этот же ракетный залп попали два истребителя МиГ-19, преследовавшие нарушителя. Машину Сергея Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику, успевшему заметить идущую к его самолету ракету, в пикировании удалось выйти из-под удара.

Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.

После распространения информации об уничтожении U-2 американцы, думая, что никаких улик не сохранилось, вообще отрицали сам факт преднамеренного нарушения границы. Затем было заявлено, что пилот заблудился. Но советская сторона опровергла это заявление, предоставив доказательства в виде обломков самолета и показаний самого пилота.

Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате не состоялся саммит в Париже (Франция), на котором планировалось обсудить ситуацию в разделенной Германии, возможность контроля над вооружениями, запрещения ядерных испытаний и ослабление напряженности между СССР и США. Был отменен намеченный на июнь 1960 года визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву.

Военнослужащие, отличившиеся в операции по уничтожению самолета-шпиона, были награждены. Ордена и медали получил 21 человек, ордена Красного Знамени были удостоены старший лейтенант Сергей Сафронов и командиры зенитных ракетных дивизионов.

Военная коллегия Верховного суда СССР в августе 1960 года приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме по статье «шпионаж», но в заключении американский летчик провел всего 108 дней. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер) — согласно достигнутой правительствами СССР и США договоренности.

После возвращения в США пилота подвергли тщательному допросу в следственной комиссии, проверке на детекторе лжи. Он был полностью реабилитирован. В октябре 1962 года Пауэрс закончил свою карьеру в Центральном разведывательном управлении и перешел на работу в фирму Lockheed, где проводил летные испытания U-2. В 1970 году после того, как он написал книгу воспоминаний «Операция «Оверфлайт», вызвавшую неудовольствие многих руководителей разведки США, летчика уволили. После этого он начал летать на вертолете, сначала в качестве «зеленого патруля», а затем в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В августе 1977 года он погиб при крушении пилотируемого им вертолета, когда возвращался со съемок тушения пожара в Санта-Барбаре.

В 2011 году ВВС США посмертно наградили Фрэнсиса Пауэрса Серебряной звездой за «мужество, проявленное им во время жестоких допросов советскими следователями» и несгибаемость перед лицом «обманов, интриг, оскорблений и угрозы смерти». С прошением о рассмотрении возможности награждения Пауэрса в ВВС обратился сын летчика, основатель музея «холодной войны» в штате Виргиния (США).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник

60 лет назад был сбит самолет, который в США называли недосягаемым. История падения Пауэрса

Холодное десятилетие

Риск ядерного конфликта между двумя сверхдержавами был высок как никогда, и обе страны, конечно, пытались знать как можно больше друг о друге. Отрывочная информация, полученная благодаря снимкам с крыш посольств и фото, сделанным над нейтральными водами, представлялась американцам тревожной.

Судя по номерам на фюзеляжах, США начали заметно отставать от главного соперника по количеству стратегических бомбардировщиков. Или же это был блеф, и «комми» просто перед каждым вылетом перекрашивали номера, чтобы ввести оппонентов в заблуждение, — но как это выяснить? Нужен был самолет, летающий на высотах более 21 километра, где его не смогли бы достать, и фотоаппаратура с хорошей разрешающей способностью.

«Общее назначение»

Задача по созданию «недосягаемого» самолета-разведчика была возложена на Кларенса Джонсона, конструктора фирмы Lockheed. Самым известным творением Джонсона на тот момент был истребитель-перехватчик F-104 Starfighter. Этот самолет стал первым в мире, способным развить скорость вдвое выше звуковой, а также впервые преодолел планку высоты в 30 километров. Сама по себе машина была весьма слабой: «ей недостает всего, кроме скорости», — говорили о ней американские пилоты. Но что еще нужно самолету-разведчику, кроме как быть быстрым и подниматься на заоблачные во всех смыслах высоты?

Так и стартовала работа над проектом знаменитого самолета U-2, на котором совершил свой печально знаменитый полет Пауэрс. Кстати, буква U в данном случае — одно из проявлений повышенной секретности: она означала «utility», то есть самолет общего назначения. Самолеты-разведчики же обозначались буквой R (reconnaissance).

Задача подъема на высоту более 21 километра (здесь самолет был бы недосягаем для советских истребителей и ракет) и сверхбыстрого полета была решена за счет снижения веса и увеличения размаха крыла. Благодаря своей конструкции и двигателю U-2 мог экономить топливо на больших высотах, переключая мотор на полетный малый газ и планируя на большие расстояния. Однако легкий корпус самолета мог не выдержать высокой скорости в плотных слоях атмосферы, поэтому пилотам U-2 приходилось соблюдать особый режим подъема и разгона. Самолет очень быстро набирал 19,5 км, а затем поднимался гораздо медленнее. Рабочая высота составляла 21 км: при этом разница между минимальной и максимальной скоростями на данной высоте была чуть больше 10 км/ч.

Инженеры компании Perkin-Elmer создали для самолета-разведчика уникальную камеру. С рабочей высоты U-2 она могла заснять полосу шириной 150 км и длиной 3000 км. Разрешение камеры при этом составляло всего лишь 76 сантиметров — то есть можно было четко различать объекты размером менее одного метра! При одном из тренировочных полетов на пленку попал участок, принадлежащий тогдашнему президенту США Дуайту Эйзенхауэру — и на нем легко можно было сосчитать коров.

Полеты над СССР

Уже в июне-июле 1956 года U-2 совершил первые разведывательные полеты над странами Европы: Польшей и ГДР. Вопреки ожиданиям американцев, радиолокационные приборы обнаруживали самолет. Тем не менее, Эйзенхауэр рискнул и выдал разрешение на пролет самолета над СССР. Символично, что он состоялся в День независимости США, 4 июля.

Президент Соединенных Штатов изначально выступал против разведывательных полетов над территорией СССР, полагая, что это вызовет международный скандал и похолодание и без того не слишком теплых отношений между сверхдержавами. Однако увидев, какие разведданные собирает U-2, Эйзенхауэр не смог устоять: информация, переданная с самолетов-разведчиков, вынуждала рискнуть.

Провал Пауэрса

Самолет, пилотируемый Фрэнсисом Гэри Пауэрсом, должен был вылететь с территории Пакистана — аэропорта города Пешавар. Дата начала миссии была назначена на 28 апреля, однако из-за плохой погоды самолет поднялся в воздух лишь 1 мая. Поднявшись в воздух, U-2 набрал высоту над территорией Афганистана и пересек афганско-советскую границу юго-восточнее Кировабада (сегодня — город Пяндж в Таджикистане), поднявшись на 18 километров над землей.

Пролетев до Аральского моря, самолет повернул на север, в сторону Байконура, где заснял межконтинентальные баллистические ракеты на территории космодрома. Далее маршрут самолета лежал над Сибирью, где Пауэрс должен был пролететь над закрытым городом Челябинск-40, в котором находился завод по производству оружейного плутония. Следующими целями разведчика были космодром в Плесецке и базы ВМФ в Архангельске и Мурманске. Приземлиться Пауэрс должен был на авиабазе Буде в Норвегии.

Силы ПВО в тот день находились в состоянии повышенной готовности, и Пауэрса засекли почти сразу. Однако перехватить или сбить самолет сразу не удалось — до самого Свердловска (ныне Екатеринбург) почти нигде не было зенитных ракет наземного базирования, а потолки высоты советских истребителей-перехватчиков были гораздо ниже, чем у американского самолета.

Возле Свердловска у Пауэрса появился первый действительно опасный противник — советский пилот на Су-9. Этот новейший на то время самолет приняли на вооружение лишь несколько месяцев назад. Он способен был подниматься на высоту до 20 километров. Однако поднятая по тревоге машина к поединку была не очень готова: у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Попытка тарана провалилась из-за ошибки наведения и нестабильной работы бортовой РЛС, а на повторную атаку попросту не хватало топлива.

Но следующая опасность стала для Пауэрса фатальной. Повернув в сторону Плесецка, самолет оказался в зоне действия комплекса ЗРК 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады. Те, кто планировал маршрут, об этом прекрасно знали — но не учли одного очень важного факта. На вооружении у бригады уже были ракеты С-75, способные поражать цели на высоте до 30 километров. Вот такая вот неосмотрительность на высшем уровне.

Сбитый летчик и международный скандал

В то же время на земле не могли понять, поражена ли цель. Мелкие обломки U-2 советские военные приняли за пассивные помехи, выпущенные самолетом-нарушителем. Поэтому ракеты по американскому самолету выпустили еще два дивизиона ПВО. Одна из них сбила МиГ-19, пилотируемый Сергеем Сафроновым, который вылетел на перехват U-2.

Пауэрс в это время уже приземлился возле деревни Косулино, где был задержан местными жителями. Назревал серьезный международный скандал. Госдепартамент США озвучил версию о том, что советские войска ПВО сбили исследовательский самолет, который брал пробы воздуха в районе советско-турецкой границы и залетел на территорию СССР случайно — пилот то ли заблудился, то ли сознание потерял. Но уже через несколько дней Никита Хрущев рассказал о взятом в плен Пауэрсе и представил документальные подтверждения того, что был сбит именно самолет-шпион.

Отпираться американцам было бессмысленно — новый виток Холодной войны стал неизбежен. Инцидент привел к фактическому срыву саммита с участием руководителей СССР, США, Великобритании и Франции. Вдобавок Хрущев отменил приглашение Эйзенхауэру посетить Советский Союз. Американский президент принес неловкие сожаления, а американские ВВС были приведены в повышенную боевую готовность.

Пауэрсу грозил расстрел, но в итоге все для американца обошлось, если можно так сказать. Пилот не стал скрывать целей своего полета, пошел на сотрудничество со следствием и в результате получил лишь 10 лет тюремного заключения. Но провел в тюрьме Пауэрс только 108 дней: уже в феврале 1962 года его обменяли на провалившегося советского разведчика Рудольфа Абеля.

Как ни странно, программу U-2 после этого происшествия не свернули. Пускай над СССР они больше не летали, но слава самолета, несколько лет дерзко летавшего над «одной шестой частью суши» и собравшего неимоверное количество важной информации, сыграла в пользу машины. Самолет подвергся ряду модификаций, в частности крылья удлинились с 76 до 100 м.

Новый турбовентиляторный двигатель поднял практический потолок машины до 22,5 км, а максимальная скорость увеличилась до 800 км/ч. Также стала возможной заправка в воздухе, что повысило радиус действия до 11 000 км. А сам случай со сбитым самолетом был предвестником политического обострения, которое ознаменовалось постройкой Берлинской стены и Карибским кризисом.

Источник

Шестьдесят лет назад, 1 мая 1960 года, в небе над СССР был сбит американский самолет-разведчик U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом. Это был кульминационный момент одной из глав в истории холодной войны: советские военные сумели сбить самолет, который окрестили «всевидящим оком» из-за его невероятных по тем временам разведывательных возможностей. До этого U-2 спокойно летали над советской территорией, добывая ценнейшие сведения для американского ЦРУ. Средства ПВО, стоявшие тогда на вооружении Советской армии, не могли достать такую цель. Но после того как Пауэрс был сбит и взят в плен, Никита Хрущев восторженно заявил, что СССР утерли нос президенту США Дуайту Эйзенхауэру. Подробности той истории вспомнила «Лента.ру».

«Перл-Харбор не должен повториться»

Все началось в 1954 году, когда на военном параде на Красной площади всему миру был продемонстрирован уникальный советский реактивный стратегический бомбардировщик М-4, разработка конструкторского бюро Мясищева. Крылатое детище советских инженеров было встречено ликующим «Ура!».

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Наблюдатели из посольств западных стран в СССР сначала сообщили о двадцати экземплярах «Бизона», стоявших на вооружении советских ВВС, но позже разведка донесла: у Красной армии сотни таких машин. В Пентагоне не понимали: производство М-4 только началось — откуда такая цифра?

Американцев сбили с толку небольшой хитростью. На всех машинах писались порядковые номера. Какой-то хитрец в штабе предложил переправить некоторые двухзначные номера на трехзначные. И в Пентагоне было немало аналитиков, которые, опираясь на данные об экономике, промышленности и другой информации разведки, догадывались, что СССР блефует.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Советский стратегический бомбардировщик М-4

Фото: UAC_Russia_eng / Globallookpress.com

В кратчайшие сроки началась разработка нового самолета-разведчика, невидимого для советских ПВО и способного вести наблюдение за аэродромами противника. Разработка велась в режиме абсолютной секретности.

Чтобы запутать КГБ, в название ввели букву U – это было серийное наименование, которым обозначались военные самолеты «общего назначения», в то время как самолеты-разведчики обозначаются буквой R.

Компания Lockheed, которой поручили проект, торопилась: уж больно выгодным обещал быть контракт. Эта спешка стоила жизни трем летчикам-испытателям, которым достались недоработанные аппараты. Но в кратчайшие сроки, уже в 1955 году — меньше чем через год после парада в Москве — у американцев появился первый экземпляр «всевидящего ока».

Самолет U-2 в каждом испытании бил рекорды, быстро набирал высоту в 19,5 километра — недостижимую для советских средств ПВО и истребителей. Его оборудовали суперсовременной фотоаппаратурой. По сути, он должен был выдавать снимки, сравнимые по качеству с теми, что сегодня дают фотографии со спутника. А самое главное — этот самолет мог совершать дальние многочасовые полеты.

Достигалось это тем, что U-2 поднимался на определенную высоту и фактически планировал. Для демонстрации возможностей самолета американцы сфотографировали коров на участке самого Эйзенхауэра — и он дал немедленное разрешение на эксплуатацию самолета

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Американский самолет-разведчик U-2

Фото: National Aeronautics & Space Adm / Globallookpress.com

«Мы показываем нашему народу, что бессильны»

Будучи в прошлом военным человеком, прошедшим вторую мировую войну, президент США хорошо понимал все возможные последствия. И он вдруг засомневался: а что, если русские воспримут разведывательный полет U-2 как акт агрессии?

Тогда представители компании-разработчика предложили протестировать авиашпиона над советской Европой. Военные базы двух блоков располагались близко друг от друга. Берлин вообще был поделен пополам: в случае обнаружения всегда можно было сказать, что американцы просто сбились с курса и «ошиблись адресом».

4 июля, в День независимости США, президенту Эйзенхауэру преподнесли лучший подарок. U-2 сделал снимки аэродромов возле Ленинграда и Москвы. По фотографиям можно было определить даже тип самолетов на аэродромах.

Разглядывая фотографии стоявших в ряд советских «Бизонов», американцы понимали: Советы блефуют относительно числа крылатых машин. В Пентагоне по случаю успеха и государственного праздника открывали шампанское. Но в СССР воздушного шпиона заметили — его вычислили радиолокационные станции. На перехват даже были подняты перехватчики, но цели они не достигли.

Все попытки МиГов перехватить U-2 оказались безуспешны: истребители отчаянно рвались на высоту, где их двигатели глохли — и они проваливались вниз. Несколько МиГов так и не смогли вновь запустить двигатели и упали на землю

На следующий день американскому послу в Москве была вручена нота протеста. Советское правительство называло полеты «всевидящего ока» провокацией против мира. Но кроме дипломатической составляющей были подробности, предназначавшиеся военному руководству США.

Подробно описывалось, что самолет проник в пространство СССР на глубину 320 километров, находился в пределах страны один час и тридцать две минуты и пролетел над Минском, Вильнюсом, Каунасом и Калининградом. Американские военные «месседж» уловили — оказалось, что СССР видит американские самолеты. Это было неприятно, но радовало, что сбивать их Советам нечем. А значит, можно не только самолеты на аэродроме посчитать, но и выявить расположение других военных объектов.

В отделе аэрофотосъемки ЦРУ совершали одно открытие за другим. Были получены точные и абсолютно свежие данные о военном и промышленном потенциале СССР. То, что рассказывали эмигранты и вернувшиеся из Советского Союза немецкие военнопленные, безнадежно устарело. Сотрудники ЦРУ наслаждались тем, что смогли на деле доказать: аэрофотосъемка по точности информации превосходит все другие источники разведданных

В СССР разведывательные полеты U-2 восприняли как политический шаг и попытку показать свое техническое превосходство. Никита Хрущев — глава советского правительства — считал, что эту ситуацию американцы могут использовать как аргумент в предстоявших переговорах по многим мировым проблемам: от вопроса разделенной Германии до ситуации со стремительным наращиванием ядерного арсенала.

Понимая, что страсти накаляются, президент США приказал временно остановить полеты над СССР во избежание новых скандалов. Советскому правительству заявили, что никакие военные самолеты НАТО над его территорией не летали, — и попросили не нагнетать.

Полеты американского «всевидящего ока» возобновились в январе 1957 года с территории Пакистана. U-2 залетал на территорию СССР не менее 20 раз, фотографируя позиции ПВО и военные объекты на территории Сибири и Казахстана. Радиолокационные системы фиксировали полеты, но огонь не открывали.

Когда годом ранее U-2 пролетал над Киевом, батареи зенитной артиллерии открыли огонь, но это оказалось бесполезно — они не могли сбить самолет, летевший на такой высоте. Хрущев приказал больше огонь не открывать: «Мы только показываем нашему народу, что бессильны и ничего не можем сделать с нарушителем, летающим над нашими городами»

27 июня 1958 года состоялся инцидент, о влиянии которого на дальнейшее развитие событий до сих пор спорят историки, изучающие деятельность спецслужб.

Ранним утром в воздушное пространство СССР непреднамеренно залетел американский военно-транспортный самолет ЦРУ «Дуглас» (C-118). При этом все указывает на то, что представители американской спецслужбы действительно заблудились. Вряд ли бы им пришло в голову проводить разведку на транспортнике. Они летели из Германии на аэродром в Турции, но облачность и плохая погода сыграли свою роль. В итоге американцы залетели в Армению.

Полковник ЦРУ Брэнон велел уходить. Самолет попытался скрыться, и тогда один из МиГов пулеметной очередью повредил двигатель. «Американец» задымил, но благодаря умению пилота в штопор не свалился, а смог сесть на советском аэродроме недалеко от озера Севан.

К удаче советских спецслужб, у Брэнона оказалась папка с маршрутами полета U-2. После 11 дней общения американцев отпустили домой. Полковнику Брэнону пришлось держать ответ перед коллегами. Всех в ЦРУ интересовало только одно — попала ли карта с маршрутами самолета-разведчика к русским. Тот божился, что документы успел уничтожить: что-то разорвал, что-то съел.

Пока в ЦРУ пытались понять, так ли это, советское командование в срочном порядке размещало в южном Таджикистане новейшие радиолокационные станции и завершало переоснащение систем ПВО. На вооружение повсеместно вставали новейшие ракетные комплексы класса «земля-воздух» C-75.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Ракетный комплекс класса «земля-воздух» C-75

Конец 1959 года был ознаменован важным политическим событием. Впервые в истории глава Советского Союза совершил официальный визит в США. За встречами, всеми перемещениями и каждым словом Никиты Хрущева следили около пяти тысяч журналистов со всего мира, что было абсолютным рекордом того времени.
Советский лидер встретился с сенаторами, проехал по нескольким штатам и провел переговоры с Дуайтом Эйзенхауэром, посетил торговые центры и посмотрел, как работает американское производство.
Обсуждали многие проблемы, стоявшие тогда перед лидерами двух стран. Но главное — решали, как сохранить мир. В конце визита Никита Хрущев выступил в ООН, где призвал к разоружению. Впервые после окончания Второй мировой войны заговорили о международной разрядке. Президент США Дуайт Эйзенхауэр получил приглашение совершить ответный визит в СССР. Его предварительно запланировали на новый 1960 год.

«Мне предложили работу, за которую много платили»

Между тем в ЦРУ торопились — необходимо было закрепить успех и собрать данные, пока есть возможность. В рамках операции под кодовым названием Grand Slam («Большой Удар») было решено произвести длительный полет для подробной фотодокументации советской территории.

Новый маршрут U-2 начинался с пакистанской авиабазы Пешавар, далее через Афганистан над советской территорией по маршруту Сталинабад — Аральское море — Челябинск — Свердловск — Киров — Архангельск — Северодвинск — Кандалакша — Мурманск, после чего самолет должен был сесть на авиабазе НАТО в Норвегии.

Пилотировать самолет предстояло 30-летнему уроженцу штата Вирджиния Фрэнсису Гарри Паэурсу. Карьера Фрэнсиса началась за десять лет до описываемых событий. В октябре 1950 года он поступил в военно-воздушные силы США. С отличием окончил летное училище и через два года начал летать на истребителях.

Пауэрс — из простой, небогатой американской семьи. Отец был сапожником. И для него военная карьера была хорошей возможностью вырваться наверх, в лучшую жизнь

Через пять лет службы Фрэнсис женился на стенографистке Барбаре, которая работала на базе морской пехоты. Он получил звание первого лейтенанта, но оклад младшего офицера не позволял чете Пауэрсов жить так, как они мечтали. Супруга не скрывала, что разочарована их уровнем жизни. В 1956 году в штабе части ему и нескольким сослуживцам, имевшим сотни часов налета, предложили поработать на ЦРУ.

Мне предложили работу, за которую много платили. Я подумал, что мне просто повезло. В результате я материально жил хорошо, мы с женой ни в чем себе не отказывали и в то же время имели возможность делать сбережения

Увеличение дохода было серьезным. До того Пауэрсу выплачивали 700 долларов, а тут сразу 2500. Американский пилот осознавал всю опасность работы, которую надо выполнять. Пилотирование самолета на высоте в 20 километров оборачивалось сильными перегрузками организма. Каждый раз перед вылетом пилоту приходилось по два часа дышать кислородом.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Фрэнсис Гарри Пауэрс

Впрочем, беспокойство вызывала и сама операция, в ходе которой предстояло пролететь через половину СССР, но Пауэрс, по его собственным воспоминаниям, был успокоен словами полковника Шелтона, готовившего к полету новичка. Шелтон напомнил, что советские перехватчики на такую высоту не поднимаются, — а значит, волноваться не о чем.

Пауэрс вылетел в ночи, быстро набрал высоту, никем не замеченный, пролетел над Афганистаном и в 5:36 по московскому времени вторгся в воздушное пространство Советского Союза.

Фрэнсис придерживался курса и вел машину в соответствии с маршрутом. Важные для командования объекты были отмечены на его карте красным карандашом. Пролетая над ними, он нажимал на рычаг, включавший специальное разведывательное оборудование — фотокамеру, разработанную компанией Perkin-Elmer. Она была способна с высоты в 20 с лишним километров снять полосу шириной 150 километров и длиной в 3000 километров, причем на снимке были различимы объекты размером меньше метра.

«Мы утерли нос надменному Эйзенхауэру»

Сразу после пересечения границы СССР Паэурса заметили советские радиолокационные системы, установленные в Южном Таджикистане. Доложили командованию. Поступил приказ — сбивать нарушителя. Новейшие системы ПВО еще не успели обкатать, и потому на перехват отправили истребители МиГ-19 и Су-9.

Летчик «сушки» пролетал мимо — находился в воздухе, поскольку перегонял самолет с ремонтного завода. У него даже не было вооружения. Должно быть, он удивился, получив приказ идти на таран, но медлить не стал. Его единственным вариантом было разогнать самолет и попробовать преодолеть предельную высоту, чтобы ударить нарушителя в борт или крыло. Но маневр не удался.

У пилота Игоря Ментюкова возникла проблема с выходом на цель. А на второй заход у него не хватило топлива

Пилот самолета МиГ-19 — старший лейтенант Сергей Сафронов — также шел на перехват. Но его машина технически не могла подняться на высоту в 20 километров. Тогда в дело вступила 57-я зенитно-ракетная бригада, которая была как раз на пути Пауэрса.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Макет повреждений U-2, сбитого советской ракетой

Фото: z03 / ZumaPress / Globallookpress.com

Осколки ракеты оторвали «всевидящему оку» хвост и повредили двигатель. Самолет начал падать. Обломки самолета советские радары приняли за цели. В дело включились и соседние дивизионы. В том числе 4-й дивизион ЗРК: служившие там военные приняли обломки за самолет и также выпустили ракеты.

Эти дополнительные пуски стоили жизни пилоту МиГ-19 Сергею Сафронову, который по-прежнему следовал за U-2 Пауэрса. Одна из ракет поразила его самолет. Позже комиссия будет долго разбираться, почему такое случилось и из-за чего не сработала система распознавания «свой-чужой».

Доношу, что ваш приказ об уничтожении самолета — нарушителя государственной границы Союза ССР, вторгшегося в пределы нашей Родины 1 мая 1960 года, — выполнен в 8.53, время московское. При входе самолета в зону огня на высоте свыше 20 тысяч метров был произведен пуск одной ракеты, разрывом которой цель была уничтожена. Поражение цели наблюдалось при помощи приборов

Фрэнсису Пауэрсу повезло: он выжил и на высоте десяти километров покинул падающий самолет. По его собственным словам, он был зажат между приборной панелью и креслом, из-за чего не мог катапультироваться. Перед тем как покинуть самолет, он должен был нажать на специальный рычаг самоуничтожения, но якобы не успел этого сделать.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Часть полетной карты, обнаруженной на сбитом U-2 Фрэнсиса Пауэрса

Также у него был свернутый шелковый плакат, на котором на нескольких языках мира, в том числе и на русском, были слова: «Я не несу зла вашему народу. Если вы мне поможете, то получите награду». Узнав о пленении американского воздушного шпиона, Никита Хрущев радостно воскликнул: «Мы утерли нос надменному Эйзенхауэру».

«Судить по законам Советского Союза. Закон есть закон»

Как только советское правительство заявило о сбитом шпионе, Дуайт Эйзенхауэр выступил с официальным заявлением. Президент США сообщил, что уничтоженный русскими объект является самолетом метеорологической службы, который брал пробы воздуха в районе советско-турецкой границы, заблудился и случайно пересек границу.

Но вскоре советское телевидение показало живого и здорового Фрэнсиса Пауэрса, который дает показания следственной группе. Обломки его самолета были размещены в московском выставочном комплексе. Там же экспонировались изъятые у Пауэрса вещи и даже карта с отмеченными на ней красным карандашом советскими военными объектами. С результатами работы нового зенитно-ракетного комплекса охотно знакомили и представителей иностранных делегаций.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Вещи, найденные при обыске у Фрэнсиса Пауэрса

Фрэнсис Пауэрс активно сотрудничал со следствием; впрочем, и без его слов по обломкам U-2 и фотооборудованию, которое прекрасно сохранилось, все было понятно. Через десять дней президенту Эйзенхауэру пришлось признать тот факт, что вопреки международному праву над советской территорией, в том числе с его разрешения, велась разведка. Он объяснял произошедшее вопросами национальной безопасности США.

Никита Хрущев в свою очередь сыпал обвинениями в адрес НАТО об агрессии и угрозе мировой безопасности и сделал все, чтобы процесс получился максимально открытым. Он даже послал личную телеграмму с приглашением приехать в СССР отцу подсудимого Оливеру Пауэрсу.

Я должен сообщить вам, что вашего сына будут судить по законам Советского Союза. Закон есть закон, я не в состоянии вмешиваться в дела, находящиеся в полной компетенции суда. Если вы желаете приехать в Советский Союз, чтобы увидеть сына, я готов помочь вам в этом деле

Жена и родные летчика прилетели в СССР. Следователи не отказывали им в свиданиях. Судебные слушания проходили с 17 по 19 августа 1960 года в Колонном зале Дома Союзов. На суд аккредитовались сотни журналистов из разных стран, в том числе США. На этом показательном процессе государственное обвинение лично представлял генеральный прокурор СССР Роман Руденко.

Он был всемирно известной личностью, поскольку поддерживал обвинение со стороны СССР на знаменитом Нюрнбергском процессе, где судили нацистских преступников Третьего рейха. И хотя в Москве судили Пауэрса, в своей речи и вопросах генпрокурор Руденко обвинял правительство США и его союзников по блоку НАТО в разжигании войны.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Судебный процесс над Фрэнсисом Пауэрсом в Колонном зале Дома Союзов

Пауэрс имел все основания опасаться, что приговор будет максимально суровым. Так, по воспоминаниям работавших с ним сотрудников, еще на предварительном следствии пилота знакомили с текстом закона, предусматривающего лишение свободы за шпионаж сроком от 7 до 15 лет, а при особо отягчающих обстоятельствах — и смертную казнь. Прочитав его, Пауэрс заявил: «По-моему, этот максимум [для меня] и будет». В своей заключительной речи он был полон отчаянного раскаяния.

Я обращаюсь к суду с просьбой судить меня не как врага, а как человека, который не является личным врагом русских людей, человека, который никогда еще не представал перед судом ни по каким обвинениям и который глубоко осознал свою вину, сожалеет о ней и глубоко раскаивается

Вопреки ожиданиям, приговор Военной коллегии Верховного суда СССР оказался самым мягким из возможных на тот момент: «Пауэрса Фрэнсиса Гарри на основании статьи Закона Союза ССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления» лишить свободы на десять лет, с отбыванием первых трех лет в тюрьме. Срок отбытия наказания осужденному, с зачетом предварительного заключения, исчислять с 1 мая 1960 года».

«Это была красивая страна… Прямо как Вирджиния»

Через несколько дней после приговора Фрэнсис Пауэрс был этапирован во «Владимирский централ». Его сокамерником стал латвийский националист Зигурдс Круминьш, воевавший на стороне вермахта в Великую Отечественную войну, а позже трудившийся на спецслужбы НАТО. По воспоминаниям Пауэрса, латыш неплохо владел английским и обучал его русскому языку. В централе осужденный летчик коротал время за чтением классической литературы: других книг на английском раздобыть ему не удалось.

Заключение американца было недолгим. В 1962 году его обменяли на знаменитом Глиникском мосту через реку Хафель (он разделяет Берлин и Потсдам) на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля. Реальность была далека от того, что показывал режиссер Стивен Спилберг в картине «Шпионский мост». Пауэрс ехал домой в пыжиковой шапке, теплом пальто и с большим чемоданом типичных гостинцев из СССР: водки, икры и хохломских сувениров.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

На родине он сразу попал под трибунал за нарушение служебных инструкций. Пауэрса обвиняли в провале всей операции, и дело дошло до обвинений в госизмене. Спасением для летчика стал сенатский подкомитет по делам вооруженных сил, который снял с него все обвинения.

Оказавшись не у дел, Пауэрс вскоре поступил на работу в ту самую военную компанию Lockheed, которая создала U-2, на должность летчика-испытателя. Там он проработал около десяти лет, пока не занялся писательством. В 1970 году Пауэрс выпустил книгу «Операция «Перелет»: воспоминания об инциденте с U-2». В нашей стране она издавалась лишь однажды: в 1972 году и ограниченным тиражом.

Это [СССР] была красивая страна… Прямо как Вирджиния

Несмотря на то что холодная война была в самом разгаре, автор вспоминал, что в СССР с ним хорошо обращались и, вопреки его ожиданиям, не подвергали пыткам и не лишали сна. А наоборот, хорошо кормили, доставляли книги и давали достаточно времени на сон. Пауэрс писал о ежедневных допросах, подчеркивая, что они проводились в строго определенное время — и их он вспоминал, как схватку с умным врагом.

Из книги Фрэнсиса Пауэрса «Операция «Перелет»: воспоминания об инциденте с U-2»:

«Во время судебного разбирательства я заявил, что не испытываю никакой враждебности по отношению к русскому народу. Это было правдой. Хотя у меня не было любви к моим следователям на Лубянке и я испытывал презрение к прокурору Руденко и адвокату Гриневу, большинство людей, которых я встретил в России — от фермеров, задержавших меня на поле, до моих надзирателей во Владимире, — были дружелюбны и незлобивы.

Обычные люди, они были так же любопытны ко мне, как я к ним. Разве что несколько охранников были угрюмы, но они были угрюмы ко всем. А офицер, которого я про себя прозвал Маленьким Майором, напротив, был всегда весел. Я мог бы честно сказать, что, став для русских незваным гостем, ни разу не встретил кого-нибудь, кого бы мог возненавидеть».

После издания книги Пауэрс снова попал в опалу: его обвиняли в создании положительного образа врага. Вскоре он уволился из компании. Но без работы сидел недолго. Сначала попробовал себя в роли радиоведущего, но не пошло — и он вернулся к привычному делу, ушел работать в новости, став пилотом вертолета агентства радиотелевизионных новостей KNBC.

Чем был сбит пауэрс. Смотреть фото Чем был сбит пауэрс. Смотреть картинку Чем был сбит пауэрс. Картинка про Чем был сбит пауэрс. Фото Чем был сбит пауэрс

Фрэнсис Пауэрс с женой в Лондоне. Апрель 1971 года

Фото: Len Trievnor / Getty Images

В 1977 году во время съемок пожара в окрестностях Санта-Барбары у его вертолета начало резко заканчиваться топливо. Пауэрс пытался посадить вертолет, но неожиданно увидел детей в месте предполагаемой посадки. Он стал уводить машину, и вскоре она рухнула на землю. Фрэнсис Пауэрс и оператор информационного агентства Джордж Спирс погибли на месте.

Летчика похоронили на знаменитом Арлингтонском кладбище. В 2000 году ему посмертно вручили почетные военные награды США. Его сын открыл в городе Лортон в штате Вирджиния музей холодной войны. Там среди экспонатов находятся летный костюм, шлем, а также коврик, который отец смастерил из картофельного мешка, находясь во «Владимирском централе».

Совсем незаметно для широкой общественности в 1960 году на Егошихинском кладбище Перми прошли похороны советского летчика Сергея Сафронова, сбитого в ходе преследования Пауэрса. Позже в его честь назовут одну из Пермских улиц, а его семье посмертно вручат орден Красного Знамени.

Прерванный полет Пауэрса имел огромные политические и военные последствия. В мае 1960 года планировался саммит лидеров США, СССР, Франции и Великобритании для обсуждения вопросов разделенной Германии и снижения напряженности между странами. Должен был состояться и визит Эйзенхауэра в СССР.

Но все эти мероприятия сорвались из-за шпионского скандала. Степень напряжения и недоверия между лидерами НАТО и советским блоком усилилась. Участились ядерные испытания, в последующие годы были доведены до совершенства средства их доставки.

Что касается самолета U-2, он еще раз скажет свое веское слово в холодной войне, когда обнаружит советские баллистические ракеты на Кубе в 1962 году, после чего человечество окажется как никогда близко к гибели. Зенитно-ракетные системы С-75 встанут на вооружение множества стран советского блока и будут использованы во множестве военных конфликтов как в годы холодной войны, так и после нее.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *