Чем был вызван кризис традиционной политической истории

Чем был вызван кризис традиционной политической истории

Особенности общественного развития. Большое влияние на общественное развитие континента оказали особенности формирования наций. Нации складывались из разнородных расово-этнических групп (коренное индейское население, европейские колонисты, выходцы из Африки, метисы), как правило, в рамках государственных границ. Взаимодействие различных традиций, культур, обычаев создало своеобразный культурно-этнический сплав индейских, негритянских, европейских признаков. Латиноамериканцев отличает свойственная многим южным народам темпераментность, склонность к ярким, эмоциональным сторонам жизни. Эти черты порой весьма бурно проявляются в общественной жизни.

Наследие патриархально-патерналистских отношений, сформировавшихся еще в колониальный период, проявилось в сохранении клановых связей между «патроном» (хозяином), лидером, «вождем» (каудильо) и «клиентелой» (от слова «клиент») над связями классовыми и социальными.

Поэтому так велика роль лидера в политической жизни большинства латиноамериканских стран даже в XX в.

Значительное место в жизни континента занимает католическая церковь. В Латинской Америке живет большинство католиков мира.

Иностранный капитал играл большую роль прежде всего в создании плантационных хозяйств (например, «банановые республики» Карибского бассейна), строительстве железных дорог, а также в банковских займах и иных капиталовложениях. К 1914 г. иностранный капитал (в основном Великобритании, других стран Европы и США) превышал 10 млрд долларов.

С иностранным капиталом и внешними рынками была связана прежде всего земельная олигархия — латифундисты (собственники крупных земельных участков), которые были главным тормозом на пути развития капитализма в странах континента. Они были особо заинтересованы в сохранении сырьевой специализации региона и эксплуатации почти даровой рабочей силы — малоземельных крестьян и батраков.

С начала XX в. социальные движения за прогрессивное развитие Латинской Америки, представленные либеральными и радикальными партиями, выражавшими требования буржуазного, капиталистического развития, выступали против консервативно-олигархических сил.

В ряде стран важную роль в политической борьбе играла армия. Реакционно-консервативные военные перевороты, гражданские войны, восстания, путчи часто упраздняли слабые парламентские режимы. Наоборот, прогрессивная часть армий восставала против диктатур. Периодическая смена режимов и большая роль насилия в политической борьбе были характерны для стран континента практически весь XX век.

Пути развития континента в XX в. Как и на других континентах и в регионах, отстававших в своем развитии от индустриальной Европы, центральной проблемой была модернизация, т. е. двуединая задача: снятие и устранение препятствий в виде традиционных социальных и экономических структур на пути модернизации, выход на путь собственно модернизации, на современный уровень развития и соответственно на этой основе решение давно назревших социальных, общенациональных и иных проблем жизни народов.

Если провести сравнение с европейским историческим опытом, то в XX в. в Латинской Америке шла борьба капитализма против пережитков феодализма, сталкивались интересы, с одной стороны, растущей городской промышленной буржуазии, предпринимателей, интеллигенции, крестьян и рабочих, с другой — плантаторов, реакционной военщины и бюрократии и связанной с ними посреднической торговой буржуазии, иностранного капитала.

Эта борьба заняла весь XX век и шла с переменным успехом. Современный уровень модернизации для ряда стран устойчиво определился только к концу XX в.

Пути и методы борьбы против традиционных политических и экономических структур и за осуществление преобразований были различны, хотя мировая закономерность выступала здесь особенно ясно — эволюция или революция, реформа или революционная ломка. Выбор — «реформа или революция» — решался в каждой стране и в каждый исторический период особо.

Мексика, единственная из латиноамериканских стран, совершила революцию 1910—1917 гг., которая открыла эволюционный путь дальнейшего реформирования экономического и политического строя. И все же и Мексика мучительно долго стояла перед выбором новой революции или реформирования сверху. Возобладала вторая линия, когда авторитарные режимы, обещая «продолжение революции», осуществляли мелкие, «дозированные» реформы.

Только в период президентства Л. Карденаса (1934— 1940) под влиянием тяжелых условий мирового экономического кризиса были проведены масштабная аграрная реформа и другие социальные преобразования. Аграрная реформа передала крестьянам и общинам 18 млн га земли, т. е. столько же, сколько перешло в крестьянскую собственность за предыдущие 17 лет.

Источник

Новая политическая история

Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть картинку Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Картинка про Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории

1. Модернизация политической истории

О новой или современной политической истории в Германии речь идет с начала 70-х годов. В 1972 г. Андреас Хилльгрубер на Регенсбургском историческом конгрессе произнес программную речь, в которой он представил политическую историю „с современной точки зрения» (Хилльгрубер 1973). Понятие „современный» для него означало в первую очередь отказ от старых форм политической истории, например, таких, которые действовали под девизом „Мужчины творят историю». Вместо этого политическая история должна была стать открытой для современных постановок вопросов, использовать систематические категории политологии и стремиться установить тесную связь с социальной и структурной историей.

Современная политическая история? Суждение Велера о Хилъгрубере

Это утверждение, как и следовало ожидать, натолкнулось на сопротивление. К тому же оборонительная модернизация политической истории шла недостаточно далеко для тех, кто в начале семидесятых годов стремился к основополагающему обновлению и переориентации исторической науки в соответствии с духом общества. В первом томе „Гешихте унд гезеллшафт» [История и общество], подзаголовок которого был (и остается) „Журнал исторической социальной науки» Ганс-Ульрих Велер дал оценку Хилльгруберу и представленному им направлению. Он показал политической истории ее теоретические и методические противоречия, критиковал ее слишком узкий взгляд на „политику» и в последней части описал некоторые политологические понятия и концепции, которые могли способствовать выяснению и расширению предмета исследования. Современная политическая история, которая занимает законное место под широкой крышей истории общества, по его мнению, должна радикальнее отделиться от своих традиционных перспектив, подходов к интерпретации и понятийного инструментария, чем это, очевидно, хотели сделать Хилльгрубер и другие. Во всяком случае, до сих пор их программа ничем не отличается от „Большой политики кабинетов» (Велер 1975).

Этот тройной „поворот» (Юрген Кока), к которому призывали на словах, и который был закреплен институционально, казалось, в значительной мере прошел мимо политической истории. Ее модернизация после 1970 г. исчерпывалась тем, чтобы реконструировать более комплексные детали государственной внутренней и внешней политики; Создание новых теоретических концепций политического имело место так же мало, как и основополагающий анализ тех вопросов и требований, которые выдвинула историческая социальная наука. Ни „примат внутренней политики», ни более осторожные теории „ограничительных условий» принятия политических решений, очевидно, не заслуживали интенсивного обсуждения. В связи с этой сдержанностью Велер в девяностые годы по праву мог подвести итог, что „Прорыв в благословенную страну истинно современной политической истории'» в Германии все еще не начался (Велер 1998: с. 178 и далее, 187, 160 и далее).

Общество вместо политики: историческая социальная наука

Однако нельзя утверждать, что историческая социальная наука в целом и социальная история в особенности проявляли большой интерес или тонкое чутье к истории политического. В той мере, в какой они объявляли „общество» центральной „исторической причиной», они не только дистанцировались от традиционной разновидности политической истории, которая отдавала привилегию такой причины „политике» и в особенности внешней политике. Они также склонялись к тому, чтобы растворить „политику» в „обществе» и сделать ее неузнаваемой. Политика на глазах исчезала с арены тех сфер, которые считались важными. Политическая деятельность (в широком или узком смысле), казалось, меньше требовала объяснения, чем социальные или экономические структурные взаимосвязи. Последние считались не только рамочными условиями, в которых принимались политические решения, но и прямо-таки их детерминантами; они как бы приобретали статус независимых переменных, в то время как политика попадала в близость производного.

2. Новая политическая история между государством и повседневностью

Эта склонность отодвигать в сторону политику отличала на только социально-исторические исследования в ФРГ. Во Франции влиятельная школа „анналов» ясно высказывалась против «histoire evenementielle» (истории событий), к которой она относила прежде всего политическую историю; вместо краткосрочных (политических) событий в центре внимания было долгосрочное экономическое, социальное, демографическое развитие (Juillard 1981). В Великобритании и США в шестидесятые и семидесятые годы XX века можно было наблюдать аналогичные тенденции. Здесь «new social history» также заняла тематические поля, которые подчеркнуто дистанцировались от тех классических перспектив и подходов к интерпретации, которые характеризовали политическую историографию (Leff 1995; Mares 1999). По сравнению с развитием в ФРГ именно социальная история в США была гораздо более далекой от политики; поворот к „обществу» здесь совершался гораздо решительнее.

«Bringing the state back in»

В ФРГ в таком возврате к государству как предмету исторических исследований не было необходимости, поскольку здесь никогда не уходили от него так далеко, как в США или в Великобритании (Langewiesche 1986: 19). Этому способствовали с одной стороны проводившиеся в семидесятые годы с большой горячностью дебаты о концепциях государственно-монополистического капитализма, в которых участвовали главным образом историки ГДР (Коска 1974). В качестве ответного хода высказывались аргументы в пользу „относительной автономии» государства и определялась „заинтересованность государства в самом себе» как исходная точка политологического и политико-исторического анализа (Offe 1975: 12 и далее). С другой стороны, как традиционная заостренность немецкой интеллектуальной дискуссии на государстве, так и сильное вмешательство государства в немецкую историю ХIХ и XX веков препятствовали тому, чтобы государство как политическое действующее лицо отошло в сторону в историографии. Скорее здесь существовала опасность растворить политическое в государственном и потерять из поля зрения не-государственных действующих лиц.

Этой опасности противостояла с одной стороны политическая социология, которая уже в понятийном плане пыталась интенсивнее соотнести друг с другом „политику» и „общество». Она обратила внимание на промежуточные группы, которые были посредниками между сферой государства и сферой общества. Объектами исследования семидесятых и восьмидесятых годов были преимущественно (новые) социальные движения, союзы и партии, а также поведение избирателей. Эти исследования были поддержаны исторической социальной наукой, они дали толчок многочисленным специальным исследованиям партий, союзов и объединений с конца XVIII в.

История повседневности: отделение понятия политики от государства

С другой стороны, существующая начиная с восьмидесятых годов история повседневности критиковала ограничение политического пространства государством и его деятельностью. Опираясь на соображения, высказанные американским политологом Theodore Lowi о различных „policy arenas», она предложила проводить различие между ареной формализованной и относящейся к государству политики и „ареной повседневной политики». Обе арены были связаны друг с другом и оказывали взаимное влияние друг на друга, однако также следовали собственной логике и условиям развития. В обеих роль играли как чувства, так и инструментальная ориентация, обе отличались особой степенью интенсивности этих чувств и практик. Если арена формализованной и относящейся к государству политики в основном совпадала с полем деятельности функционеров союзов и профессиональных политиков, то на арене повседневной политики могло раскрываться „собственное сознание» маленьких людей: в мастерских и на фабрике, так же как и в семье и между соседями, в ресторанах и на улице (Ludtke 1982: с. 339 и далее, 1993: с. 390 и далее; Lindenberger 1995).

Без сомнения история повседневности способствовала тому, чтобы отделить понятие политики от государства и видеть политическое также там, где не было речи о принятии решений, обязательных для коллектива. Подобное лишенное ограничений понятие политического может придать новые эвристические импульсы не только исследованиям, посвященным ХIХ и XX векам, но также, и прежде всего, исследованиям периодов до нового времени. Именно для исторических периодов, в которых государство еще не было тем всесильным, мультифункциональным действующим лицом, в какое оно превратилось с XVII в., далекое от государства понятие политики дает больше возможностей идентификации и присоединения, чем то, которое упорно настаивает на реконструкции централизованных действий и процессов принятия решений. Но и в новое время широкое понятие политики, неограниченное деятельностью государства и его персонала, открывает новые перспективы

Оно позволяет, например, исследовать социальные группы, чья свобода действия в классическом смысле была исключительно ограниченной, но которые, тем не менее, имели возможности политической артикуляции в широком смысле. Сюда относятся (до сегодняшнего дня) женщины, но также и молодежь или этнические меньшинства.

3. Политика как коммуникация

„ Согласование интересов » и участие

Тем самым политика состоит не только из речевой деятельности, которая сообщает информацию, интересы, послания, иногда также приказы; она состоит также и в большей мере из усилий определять, контролировать и ограничивать область выбора, внутри которой эти речевые действия воспринимают, наделяют смыслом и дают на них ответ. Как правило, для нее речь идет о том, чтобы создать недвусмысленность. Но в определенных условиях может казаться удобным избегать такой недвусмысленности и намеренно допускать амбивалентность, для чего отлично подходит средство политической речи, оправдавшее себя в истории. Именно потому, что так важно предопределить процесс понимания и держать под контролем его радиус избирательности, политика пользуется бесконечным разнообразием форм речи. Впрочем, это не является спецификой современных демократических обществ, даже если они с помощью стремительно растущего многообразия и плотности средств информации умножили форумы и поводы подобных речей. Также и в политических системах, которые имеют тоталитарный характер и склонны к тому, чтобы организовывать коммуникацию однолинейно, бросается в глаза значение, которое придается политической речи. Очевидно, тоталитарные и автократические режимы также не хотят отказываться от того, чтобы сделать понятными и тем самым одобряемыми свои политические послания. Но в отличие от плюралистски организованных обществ они придают большое значение тому, чтобы сделать область выбора публики как можно более узкой и авторитарно задавать возможности толкования.

Согласно этому, не коммуникация как таковая, а только степень ее открытости и многозначности отличает демократическую политику от недемократической. Это различие характеризует не только современные общества, но и общества до нового времени. В них политика также конституируется посредством коммуникации, они также обладают широким арсеналом коммуникативных форм и инструментов. К ним относятся в первую очередь ритуалы и символические практики, которые с одной стороны отражают существующие или желательные политические отношения, но с другой стороны (и еще более) помогают установить их. Подобные ритуалы включают, например, празднования принесения присяги на верность, на которых монарх представляет себя подданным и требует от них верности. В этом отношении принесение присяги можно интерпретировать как манифестацию государства верховной власти и как доказательство автократического господства, структурированного сверху вниз. В пользу этого говорят точно спланированная хореография принесения присяги, пространственно, позиционно и социально установленные позиции и роли, заранее заданные жесты и формулы, в которых разыгрывается празднование. Если посмотреть точнее, последние приобретают и еще одно политическое измерение: они также ] были мероприятиями подданных, средствами выражения их ожиданий и целей, потенциально критических по отношению к власти. Принесение присяги отличалось присущей ему обоюдностью: в то время как князьпринимал заверения в лояльности своих подданных, он одновременно драл на себя обязательство оказаться достойным этой лояльности, быть для подданных хорошим и справедливым господином или князем и не разочаровывать их ожиданий (Holenstein 1991).

Ритуальная политика также в новое время

Несомненно обоюдная структура принесения присяги в средние века и а раннее новое время выражалась другими знаками и условиями развития, чем взаимность современной политической коммуникации. Именно до нового времени развивалась очень комплексная и плотная сеть ритуальных действий, которые служили посредниками между „верхом» и „низом» и создавали политическое значение. Но это не означает, что новое время отказалось от таких ритуалов и заменило их неформальными образцами политической коммуникации. И в XIX, и в XX веке политика также предстает в форме ритуалов и символических практик. Это особенно видно на уровне международных отношений: государственные визиты до сегодняшнего дня являются определенными протоколом до мельчайших деталей, высоко формализованными встречами, на которых любой жест, любой порядок размещения за столом, любой врученный букет цветов, любое прохождение торжественным маршем имеют четко определенное значение и непосредственно переводятся в знаковую систему политической власти или безвластия. Но также и внутри страны политика конституируется с помощью и посредством ритуальных инсценировок. Они охватывают партийные съезды и похороны, парламентские дебаты и студенческие демонстрации, студенческие политические дискуссии и профсоюзные призывы к забастовке, выборные лозунги и выступления политиков, победивших на выборах.

Политика как „спектакль»: Murray Edelman

Однако указать на этот ритуальный характер политического не означает понимать ритуальную политику как обращенную наружу сторону политических действий, которой соответствует внутренняя, „настоящая» и действительно значительная. Это прочтение в шестидесятые и семидесятые годы пропагандировал американский политолог Murray Edelman, который своими исследованиями о символическом применении политики указал большое влияние на дебаты, критикующие демократию. Для Эдельмана политика носит „ритуализованный характер» в том смысле, что она представляется политиками и их советниками по связям с общественностью как „спектакль», со всеми средствами театрализованной драматургии. Но за этим скрывается уровень важных „процессов принятия политических решений», которые „непосредственно влияют на обстоятельства жизни людей» и которые с полным основанием скрывают от этой публичной инсценировки. Если драматургический уровень обращен к публике и ее чувствам, то на заднем плане действуют рациональные силы и интересы, которые маскируются и скрываются тем, что представляется общественности (Edelman 1990: X и далее; аналогично Voigt 1989: 10 и далее).

Политика как знаковая система

Эта точка зрения на символическую политику как знаковую систему, которая посредством коммуникации конструирует политическую действительность, включается в более широкий культурологический контекст в том, что вслед за Альфредом Шютцем можно было бы назвать „смысловой конструкцией мира». Согласно известному научно-социологическому тезису Петера Бергера и Томаса Лукмана действительность не просто дана, но социально конструируется как таковая; ее усвоение осуществляется через систему объективаций, которые определяют субъективные процессы толкования смысла. Эти объективации являются знаковыми системами, к которым в повседневном мире относятся жесты, мимика, положения тела, но прежде всего язык (Berger/Luckmann 1967: с. 49 и далее). Формы языка, образные представления и жесты маркируют пространство, в котором могут разворачиваться конструкции действительности; в соответствии с этим они являются также центральными векторами, которые раскрывают политическую культуру общества, ее „наполненные смысловыми отношениями политические рамки мышления, действий и дискурса».

4. Политическая история как культурная история

Политика и язык. Gareth Stedman Jones

В своем интересе к семиотике и языку в особенности более старые понятийно-исторические и более новые культурно-исторически ориентированные перспективы встречаются, чтобы исследовать политику как культурную систему. Одним из первых историков, который принял всерьез импульсы истории понятий и рассматривал язык не только как отражение, но и как производитель социальных отношений, был Gareth Stedman Jones. В 1983 г. он представил исследование о „Языке и политике чартизма», которое интерпретировало чартизм в свете его понятийного репертуара как политическое движение из духа радикализма. Stedman Jones сознательно читал речи и статьи чартистов как политические тексты, не ища в них отражения социально-экономических классовых позиций. Декодирование политического языка, согласно его тезису, не раскрывает без всяких условий социальные или экономические интересы; скорее необходимо „самому исследовать производство интересов, идентификаций, жалоб и желаний внутри политических языков». Вокабуляр чартизма является не просто переводом социального опыта, но формой, в которой только и может конституироваться этот опыт. Эта форма придавала вид „политической активности движения; она определяла условия, в которых воспринималось угнетение, и она позволяла увидеть альтернативу. Далее она определяла политический кризис, из которого развивался чартизм, и оформляла политические средства, с помощью которых разрешался этот кризис» (Stedman Jones 1988: с. 21 и далее, 137 и далее).

Этот подход в восьмидесятые годы вызвал ожесточенные дебаты. Если некоторые упрекали автора в том, что он пишет политическую историю как возрождение старой духовной истории и истории идей и остается позади постановок вопросов и методических подходов политической социальной истории, то другим его образ действий казался недостаточно радикальным. Понятие политического, которое дал Stedman Jones, критиковал, например, Joan Scott, считая его слишком узким и ограниченным „state policy»; кроме того, его концепция (политического) языка, по мнению критики, была слишком одномерной и упускала из виду, что значения возникают не посредством стабильных дефиниций, а в дискурсивном поле, которое характеризуется образованием оппозиций и созданием включений и исключений. Это поле, в свою очередь, как можно прочитать у Мишеля Фуко, задается отношениями власти, которые определяют правила включения и исключения (Scott 1988: с. 56 и далее).

Расширение границ понятия политики: опасность и шансы

Уте Фреверт, профессор Билефелъдского университета. Области исследования: политическая коммуникация (скандалы), история доверия, европейская идентичность.

[1]Уте Фреверт, профессор Билефелъдского университета. Области исследования: политическая коммуникация (скандалы), история доверия, европейская идентичность.

[2] In: Joachim Eibach, Gunther Lottes (Hg.) Kompass der Geschichtswissenschaft. Ein Handbuch. Gottingen, 2002. S. 152 – 164.

Источник

Новая политическая история с конца 1960-х гг. (Мишель Поль Фуко и Ж. Ле Гофф).

Тоталитаристы Ревизионисты

Особый путь России, никогда не было Европы как однород

Органичность коммунист идеологии культур целого, противостоящего России

Для России в силу того, что в ней марксизм-ленинизм попытка обогнать запад

Исторически не прижилась путем сознательного отказа от частн соб-ти

Частная соб-ть победа большевиков была обеспеч

Победа большевиков достигнута путем насилия обширн соц базой.

второе поколение «ревизионистов» 1980-х гг. (Ш. Фицпатрик, Дж. Гетти, С. Дэвис, Д. Ширер, Л. Виола, Х. Куромия, Р. Мэннинг).

Истори́ческий ревизиони́зм в академическом смысле — коренной пересмотр (ревизия) сложившихся в какой-либо области исторических концепций. В обиходном словоупотреблении «исторический ревизионизм» часто имеет уничижительный смысл, так как им обычно именуются криптоисторические концепции, носящие более или менее ярко выраженный фальсификаторский характер, — фальсификации истории.

Новая политическая история с конца 1960-х гг. (Мишель Поль Фуко и Ж. Ле Гофф).

• Политическая антропология с конца 1960-х гг. (Жорж Баландье)

Билет № 2.

Принято считать началом Новой истории с конца 1960 гг.

• Новая полит история исходит из трех принципов: государство больше не рассматривается как необходимая форма существования нации;

• государство является не абстрактным единством, а плодом действия некоторых социальных сил;

• рамки национального государства не являются общепринятым форматом для исторического исследования, которое развивается, как минимум, на трех уровнях: локальный или региональный уровень; межнациональный, межгосударственный, когда исторически единый регион пересечен несколькими государственными границами; наднациональный или надгосударственный уровень

Отличия новой политической истории от «событийной» истории:

• история микрополитики (властные отношения в семье, школе и т.п.);

• рассмотрение повседневной практики в политическом контексте (политика повседневности);

• местная политика в ее взаимодействии с Центром;

• политика как реальная практика (включая модели политического поведения) и коммуникация;

• политическое как сфера сакрального;

• антропологические и культурологические методы анализа «политического»;

• особое значение политического языка, не только выражающего, но и конституирующего мир политического, включая политическую риторику;

• категория идентичности как важнейший инструмент анализа;

• представление причинно-следственных связей более сложными, многоплановыми и опосредованными;

• смещение вектора исследований в область дискурсов;

• представление о культурной сконструированности политики и нагруженности культуры политическими смыслами;

• изучение взаимоотношений политической практики и идеологии: подчинение практики идеологии; инкорпорация этих практик (выдвиженчество, борьба с «чуждыми элементами») в систему верований большевиков; отсутствие у практик идеологической нагрузки (защита ведомственных интересов

НПИ в пространстве других наук: политология, полит социология, полит антропология, соц история, архивы революции, лингвистические повороты, культурные повороты.

Можно рассмотреть нпи в международном пространстве. НПИ : геополитика, полит социология, бихевиористская психология, политология. Полит антропология соотносится и с традиционной историей и с новой.

Полит Антропология-изучение символики власти и способов ее репрезентации

• ПА изучает: массовые представления о власти и правителях, символические основы их легитимности и «модели политического поведения» (политическая культура);

• изучение знаков, символов и ритуалов власти;

• реализация «сценария власти» (включая создание соответствующей мифологии и пропагандистские приемы);

• взаимосвязь культурных норм и практики управления;

• образование как власть и инструмент власти;

• искусство как орудие власти;

• связь между религиозными и политическими движениями;

• политическая история структур большой длительности, включающей одновременно аспекты геополитики.

Билет №4

Возникновение первых цивилизаций датируется концом IV – началом III тыс. до н.э.

Первоосновой цивилизации следует считать формирование первичной надообщинной структуры в форме протогосударства. Протогосударство-группа общинных поселений административно подчиненных поселку городского типа, где находилась резиденция вождя. Первые протогосударства появляются на наиболее благоприятных для земледелия территориях. Именно такими были долины великих рек Тигра, Нила и Евфрата.

Черты протогосударства: на смену старейшине или общинному совету приходит стабильный аппарат власти во главе с правителем-правителем первосвященником.

Возрастает роль военной функции (завоевание соседних территорий, расширение территории)

Сакрализация власти правителя. Появление принципа наследования

Усиление социального неравенства.

Происходит объединение протогосударств во вторичное протогосударство. Государство становится деспотией. Земледельцы не имеют права на частную собственность. В нем нет развитых рыночных частнособственнических отношений. Лидер распоряжается собственностью. Господствует принцип власть-собственность. Трехступенчатая система управления: ВЫСШИЙ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ, средний региональный, местный.

Поляризация общества на привилегированные слои и производителей.

Первые цивилизации: древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия, Персидская держава.

Мы рассмотрим Древний Египет.

География

Находился на северо-востоке Африки, вдоль нижнего течения Нила. Сухопутные границы: на западе Ливия, на юге Судан. Формируется вокруг Нила. Берет начало из озера Виктории, впадает в средиземное море. Устье Нила называется Дельта, т.к. напоминает греческую букву алфавита. Государство оформляется в среднем течении Нила к истоку. ( течет сверху вниз). Нил вторая по длине река в мире. Территория пригодная для существования-5%. Опустынивание (осахаривание) 50 тыс км квадратных.

Периодизация.(составил жрец Манефон)

Ø Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть картинку Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Картинка про Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Фото Чем был вызван кризис традиционной политической историиДревнее царство

Ø Среднее царство 30 династий

Ø Додинастический период – IV тыс. до н.э.

Ø Древнее царство (III – VI династии) – XXVIII – XXIII вв. до н.э.

Ø Среднее царство (XI – XIII династии) – XXI – XVIII вв. до н. э.

Ø Новое царство (XVIII – XX династии) – начало XVI – начало XI в. до н.э.

Ø Птолемеевский и Рима

Раннее царство. Фараон династии Мины, Менес. Развитие хозяйства, строительство земляных валов. Менес объединил Верхний и нижний(дельту) Египет.

Древнее царство. Собирание земель вокруг Мемфиса. Мемфис становится столицей. Египет деспотическая централизованная монархия. Период заканчивается распадом. Время самовластия правителей номов.

Среднее царство. Кратковременное объединение Египта. Столица перенесена в Фивы. Упадок государства. Нашествие с севера гиксосов.

Новое царство-время расцвета Египта. Завоевания территорий: в Африке подчинены территории вплоть до 4 порога Нила (совр. Судан), территории Азии., восточн средиземноморье( Палестина, Сирия). Религиозная реформа Эхтанона. Фараон объявил себя сыном и избранником бога Атона. Другие божества отвергались. Борьба светской и религиозной власти. Умер Эхтанон. Взошел Рамсес второй. При нем борьба с Хеттской державой за вост средиземноморье. Поражение Египта, мирный договор.

Позднее царство

Постепенный упадок страны. Страна под властью ливийских, нубийских, эфиопийских династий. Завоевание персами.

Завоевания Египта Македонским. Династия Птолемеев.

Римский Египет при Клеопатре. Расцвет государства. Новые формы хозяйства, залог, продажа земли.

Власть: фараон-жрецы, вельможи-чиновники, воины-крестьяне, ремсленники-рабы. Фараон считался сыном бога, смотреть на него было нельзя. Типы хозяйства: храмовое, царское, общинное. Царское обрабатывают крестьяне. Оно принадлежит фараону и его семье. Общинное: крестьяне общинники платят фараону. Храмовое: жрецы. На полях работают крестьяне. Жрецы платят фараонам. В период среднего царства появляются ниджесы (средний слой). Ниджесы делились на малых и сильных. Сильные: торговцы, растовщики, ремесленники. Новое царство-появляется долговое рабство, земельная аренда, развивается торговля.

Признаки государств восточного типа

1. государства строились по берегам рек

3. развито долговое рабство. В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер. В рабов обращали соплеменников.

4. большая роль жречества, религии

5. единое централизованное государство

7. экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения.

8. Фараон, царь-верховный собственник земли.

Полисный вариант государства.

Для Древней Греции была характерна полисная система. Полис-город-государство ( 5, 6 тыс. граждан).

Коллективы свободных и полноправных граждан. И хотя рядом находились обычно и неполноправные чужаки, прибывшие в данный полис и осевшие в нем, они не теряли свободы.

2. Рабов было мало. Рабами были чужаки, в основном пленники. Рабов могли освободить. Освобожденные рабы назывались метеки.

3. система жестких и строго обязательных норм.

4. развивающаяся институализирующаяся власть народа в полисах. (народное собрание)

5. право частной собственности граждан на землю и имущество.

Население делилось на эвпатридов и геоморов или демос.

Законодательн власть: Архонт, народное собрание (мужчины, достигшие 30 лет), совет четырехсот, который готовил дела для рассмотрения их на народном собрании, избирались представители от четырех фил.

Исполнительная власть: Археопаг

Судебная власть: суд присяжных. Гелиея –коллегия судей, в состав могли избираться все граждане.

Драконт (отмена кровной мести, ограничил произвол суда). Солон (ликвидация кабального рабства, запретил вывоз зерна, разделение граждан на 4 филы в соответствии с имущественным признаком).

Спарта

Население делилось на илотов, периэков и спартиатов. Периэки имели наделы и занимались торговлей. Право на частную собственность.

Спартиаты могли голосовать и управлять (с зо лет).Илоты работали на земле спартиатов. Земля поделена на 10 тыс. участков по числу граждан.

Законодательная власть: народное собрание (предлагали законы или кандидатов) Детское голосование ( за кого больше всего кричали)

Герусия (совет старейшин, 28 человек, рассматривала и подготавливала законопроекты, суд по уголовным делам). Цари члены Герусии.

Коллегия эфоров (5 человек). Занималась внутренней и внешней политикой, следила за исполнением законов, суд по гражданским делам.

Условия формирования очаговых цивилизаций, эволюция государств.

Возникновения государств шло 2 путями: самостоятельный прорыв в цивилизацию некоторых народов и формирование государств под влиянием уже сложившихся государств. Большинство государств сформировалось вторым путем.

Условия возникновения цивилизации.

1. создание производственного хозяйства, рационально организованной экономики.

2. создание института частной собственности

3. появление института государства и права

4. появление города

5. возможность монументального строительства

6. создание письменности

Древнейшие цивилизации-более 5 тысяч лет назад. Территория возникновения – Плодородный полумесяц-от устья тигра и Евфрата до устья Нила, через Месопотамию, Сирию, Палестину и Египет. К северо востоку-горные области, к югу и западу-обширные пустыни Аравии и Ливии.

Месопотамия-первая признанная цивилизация-около 3500 г. до н.э.

Эволюция: Номовые государства (4-3 тыс до н.э)—-Территориальные образования ( объединение номов)———империи (1 тыс до н.э)

Конец 3 тысячилетия- Китай, 1 тысячелетие н.э.-цивилизации южной Америки и юго-восточной Азии. Начало 3 тысячилетия-долина Инда. Начало 2 тысячилетия –митанни, хетты. Митанни попали под власть хеттов. 14-15 век борьба между Египтом и хеттами за обладание вост средиземноморья. 14 в до н.э. государство хеттов становится сильным на ближнем востоке. Приход народов моря ( фригийцев, филистимлян) с Балкан. Они вытесняют хеттов.

В этот период гибнет крито-мекенская цивилизация (15 век) под натиском дорийцев.

На востоке 3-4 тыс до н.э : Египет, Шумер, Древняя Индия-номовые государства, деспотические централизованные, экономика основана на крупных царских хозяйствах. Все это приводит к кризису. Нарушается политическое единство страны.

В северной Месопотамии, Иране, на юге средней Азии, в Малой Азии в восточном средиземноморье возникают города. Развиваются торгово-культурные связи. К концу 1 периода складывается система классовых обществ территорией от средиземноморья до Индостана.

Во 2 тыс до н.э. формируется древний Китай. В восточном средиземноморье складываются города-государства Библ, Угарит, Эбла. Малая Азия-хетская держава. Северная Месопотамия-Асирия. Усиливается соц дифференциация. Возникает элита.

Хронология

Новоассирийская империя сложилась после Египта и Хеттов (Шумер 4 тыс до н.э ( города-государства входившие в Шумер: Ур, Урук. Лагаш, Киш, Умма)———шумеро-акадское царство (распалось в 20 веке)——— Иссин, Эшнунна, Ларса (распались в 18 веке)——Старовавилонское царство (законы хаммураппи)—-Ассирия (при Тиглатпаласаре 3 присоединены Дамаск и Вавилон)—-Нововавилонское царство—-Персия—-держава Македонского).

Маурьев в Индии ( Мохенджадаро и Хараппа—- Индоарии в долине Ганга 2 тыс до н.э.——номы: Кошала, Магадха, государство Нандов——империя Маурьев)

Цинь в Китае ( 3-2 тыс. до н.э Шань-Инь—Чжоу——Цинь (221 год объединение Китая Цинь Шихуанди)—-Хань (Лю бан, Вен Ди У-Ди)

Древняя Греция (Крито-микенский (конец III—II тыс. до н. э., Элладская цивилизация (Балканская Греция. Полисный (XI—IV вв. до н. э. (гомеровский, архаический, классическая Греция. Эллинистический (IV—I вв. до н. э.

Империя Македонского (состав: Македония, Персия, Древний Египет, часть индии. 334 г-поход на Персию.331 г- заложил Александрию. 325 г-Смерть Александра. 215 год разгром Македонии Римом и Македония становится римской провинцией).

Древний Рим (1 тыс до н.э Этруски——Царский Рим——республика (завоевательные подходы Рима и подчинение территорий Италии Пунический войны, Македонские войны)—Империя (диктатура Цезаря, Ранняя Римская империя. Принципат (27/30 г до н. э. — 235 г. н. э. Кризис III века (235—284 гг. Поздняя Римская империя. Доминат (284—476 гг).

Кушанское царство древнее государство на территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана, Северной Индии. Расцвет 105-250 год н.э. В состав входили Согдиана, Хорезм, Бактрия. 3 век н.э распалось.

Билет №7 в тетради.

Билет № 13.Варварские королевства. Франкская держава.

Варварские королевства-государства, созданные в результате распада Западной Римской империи. (5-6 вв)

Созданные королевства: Франкское королевство (территория Франции), королевство Вандалов и Аланов (Тунис, Алжир, Ливия, о-ва Сардиния. Корсика), в южной Галии и Испании создано Вестготское королевство (территория Испании и юг Франции), Остготское королевство (территория Италии, Австрия, Словения, Хорватия), королевство Бургундов (Швейцария), Англосаксонское королевство (Англия).

Франкское королевство

Франкское государство — условное название государства в Западной и Центральной Европе c V по IX века, которое образовалось на территории Западной Римской империи одновременно с другими варварскими королевствами.

На протяжении всего существования королевства выделяют три основные династии Меровингов, Каролингов и Капетингов.

486 г-Северную Галлию (территория Франции) завоевали франки. Во главе стоял Хлодвиг из династии Мировингов. К 510 г. Хлодвиг объединяет земли в единое королевство от Рейна до Пиренеев. Королевство получает название Франкская империя.

Династия Меровингов5-7 вв-династия Меровингов.

В этот период действует Салическая правда (римское право и традиции в письменной форме). Появляется аллод (согласно средневековым законам, выделенное в полную власть феодальное земельное владение.) К 7 веку оформляется представление о феодальной вотчине. Земля феодала-домен. Земля крестьянина-держание.

Политическая структура: во главе король, но его власть распространяется на ограниченное число вопросов. К 6 веку полномочия короля усиливаются. К 8 веку- наследование королевской власти. Приближенные короля-майордом. Майордом-управители дворца. Местная власть- графы. Они имели полицейские, военные функции.

В результате междоусобиц представителей дома правящей династии — Меровингов (противостояние Брунгильды и Фредегонды) власть постепенно переходила в руки майордомов, некогда занимавших должности управляющих королевского двора. Майордомы постепенно узаконивали свои привилегии.

в 751 году майордом Пипин Короткий сместил последнего короля из рода Меровингов (Хильдерик III) и стал королём, основав династию Каролингов.

Династия Каролингов

Вторгшись в Италию, Пипин Короткий разбил лангобардов (754 и 756), после чего передал города Равеннского экзархата и Римскую область во власть папам. При Пипине были подавлены восстания в Алеманнии и Баварии, в 759 году отвоевана у арабов Септимания и вновь подчинена Аквитания, знать которой предпринимала попытки к отделению (760-768). После смерти Пипина Короткого королем стал Карл Великий (743-814 гг). В этот период расцвет королевства. Власть короля опирается на вассалов. Массовая выдача имумунитетов. Рост власти светских и церковных магнатов во франкском государстве привел к широкой практике выдачи им от королей иммунитетных грамот. Такими грамотами светские и церковные магнаты, а также зависимые от них люди и поселенцы, ограждались от полицейской, судебной и финансовой власти графа и других должностных лиц. Связь территорий с помощью гонцов. Держание земли на условиях ренты. существование королевского совета. Без его согласия король не мог принимать решений. Сеньориальная монархия: принцип сюзеренитета и вассалитета. Король первый среди равных. Король выбирается советом феодалов.

843 г- Верденское соглашение. В результате этого соглашения раздел империи между внуками карла Великого. Карл Лысый получил Западную часть, образовано Западно-Франкское королевство (Франция), Людовик-восточная часть, образовано Восточно-франкское королевство (Германия), Лотарь-сев, центральная части, образовано Королевство Лотаря (Италия)

В Западно-Франкское королевство-сеньориальная монархия. существование королевского совета. Без его согласия король не мог принимать решений. Сеньориальная монархия: принцип сюзеренитета и вассалитета. Король первый среди равных. Король выбирается советом феодалов

После распада Франкской империи Каролинги правили: в Италии — до 905 года, в Восточно-Франкском королевстве (Германии) — до 911 года (с 919 года утвердилась Саксонская династия), в Западно-Франкском королевстве (Франции) — с перерывами до 987 года (сменены Капетингами Гуго Капет).

Династия Капетингов

Упадок сеньориальной монархии. Передача власти по наследству.

Феодальная монархия. Господство феодальной собственности на землю, отсутствие рыночных связей. Король является сюзереном всех феодалов. Он издает законы, выполняет судебные функции. Последним представителем прямой ветви Капетингов на французском троне стал Карл IV. Затем к власти пришла династия Валуа, являющаяся младшей ветвью семейства Капетингов. А по пресечении Ангулемской линии династии Валуа, к власти пришла другая ветвь Капетингского дома — Бурбон.

Билет № 14 Арабо-мусульманская цивилизация

Аравийский п-ов самый большой по территории площадью 3 млн км квадратных состоит в основном из сухих степей, пустынь и полупустынь. Незначительная его часть пригодная для земледелия. Моря: с запада Красное море, с востока Персидский залив, юго-восток Северное море. Граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом на севере, Катаром и Объединёнными Арабскими Эмиратами на востоке, Оманом на юго-востоке и Йеменом на юге. ОАЭ федерация состоящая из 7 эмиратов. Горная цепь аль-Хиджаз. Асир горы (Асир, что означает «трудно») является горный район на юго-западе Саудовской Аравии На юге пустыня Руб-эль-Хали. На севере пустыня Эль-Хамад, в сев и центральной части раположены 2 пустыни большой нефуд и малый нефуд. Климат в Саудовской Аравии крайне засушливый. Ресурсы: нефть, газ, артизианские воды. Флора и фауна:газели, волки, лисы, зайцы, страусы, тигры, львы, дикие быки, гиены и множество птиц: орлы, голуби, жаворонки и т.дНа песках местами произрастают белый саксаул, верблюжья колючка, на хамадах — лишайники, на лавовых полях — полыни, астрагалы, по руслам вади — одиночные тополя, акации, а в более засоленных местах — тамариск; по побережьям и солончакам — галофитные кустарники. Значительная часть песчаных и каменистых пустынь почти полностью лишены растительного покрова. Весной и во влажные годы в составе растительности усиливается роль эфемеров. В горах Асира — участки саванн, где произрастают акации, дикие маслины, миндаль. В оазисах — рощи финиковых пальм, цитрусовых, бананов, зерновые и огородные культуры

Периодизация

Аравия до ислама (до7 века)

На территории Аравии сложились первые протогосударства (Сабейское, Минейское). Они представляли собой мелкие протогосударства на племенной основе, состоявшие из центрального богатого города и тяготевшей к нему переферии. Выращивались зерно, виноград, финики, благовония и пряности. Разводили также скот, прежде всего овец и верблюдов. Население делилось на кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев. Возглавяли протогосударства жрецы-эпонимы, а исполнительная власть принадлежала министрам-мукаррибам. Южноаравийские государства торговали со странами Средиземноморья (пряностями, украшениями, благовониями). Развивалась транзитная торговля (товары из Африки и Индии). Транзитные цетры-Мекка, Медина.

Внешняя политика: нашествие Эфиопии. Эфиопы на протяжении десятилетий держали в зависимости южнойеменские территории. Захват Йемена Сасанидским Ираном вызвал кризис транзитной торговли. Кризисное положение вызвало появление в Мекке новой религии – ислама.

Пророк Мухаммед (570-632) происходил из бедной семьи, впоследствии женился на богатой вдове Хадидже, от этого брака родилась дочь Фатима. Проповедь новой религии, выступающей за социальную справедливость, вызвала недовольство правителей Мекки. Мухаммед был вынужден переселиться в Ятриб (Медина). Жители Ятриба встали на сторону Мухаммеда, переименовали в его честь город (Медина – город пророка) и создали общину мусульман (умма). Учитывая возросшее влияние пророка, Мекка также встала на его сторону.

К моменту смерти Мухаммеда в 632 году в ислам был обращён весь Аравийский полуостров. Халифы (преемники Мухаммеда) основали Арабский халифат.

Арабский халифат

(VII – XIII вв.)

Династия Аббассидов середина 8 века. (Багдадский Халифат)

Разделение халифата на 2 части: Халифат Абассидов и Кордовский халифат (где продолжали править Омейяды) (территория современной Испании).

В сер. XIII века Халифат Абассидов был разгромлен монголами. Халифат Омейядов распался на ряд государств. Этим воспользовались христианские гос-ва, начавшие борьбу за освобождение Аравийского п-ова – Реконкисту.

Политическая раздробленность ослабила военную мощь Халифата. В XIII векe Арабский халифат был полностью завоеван. После истребления всех халифов духовное руководство («наследники ислама») перешло к турецкому султану (Османская империя).

Признаки арабского халифата

Икт. Земли чиновников и военных. Условное владение с правом взимания в свою пользу ренты-налога.

Савафи. Владения членов правящего дома и религиозных учреждений. Не облагались налогами и не отчуждались.

Госаппарат из чиновников во главе с визирем

Диваны (военные, налоговые функции)

Билет №16. Основные этапы истории Византии.

География

Византия занимала территории Кипра,Крита, Родоса, часть Армении,территорий Крыма и Херсона, Хорватии, Албании, Боснии и Герцоговины, Македонии, Словении, Сербии, Черногории, Турции, Палестины, Сирии. Большую часть территории Византии занимали горные или гористые области (Греция, включая Пелопоннес, Малая Азия, Сирия, Палестина). Сравнительно обширные равнинные пространства представляли собой некоторые придунайские районы: дельта Дуная, плодородная южнофракийская равнина, покрытое редким кустарником холмистое плоскогорье внутренней Малой Азии, полустепи-полупустыни востока империи. Равнинный рельеф местности преобладал на юге — в Египте и Киренаике. С юга –Средиземное море, северо восток-бухта Золотой рог.

Части Византии: Румелия-западная часть Турции, Киринайка-сев-западный угол Египта.

Вифиния-причерноморье, Анатолия-восточная часть Турции, Кария-юго-запад Турции, Киликия-юго восток Турции, Кападокия-территория Турции.

Илирия-западные Балканы, восточное побережье черного моря

Фракия-Болгария, Турция. Греция

Климат: мягкий средиземноморский, местами субтропический переходящий в континентальный климат. Плодородные почвы. Ресурсы: рыба, лес, глина, песок, железо на Балканах, в Понте, малой Азии, в горах Тавро, в Греции, на Кипре.

Медь-аравия. Свинец, цинк, золото и серебро-балканские провинции, соль из озер Малой Азии и Адриатического моря. Язык: латынь (с 4-7 века), греческий (с 7 до распада). Византию называли ромейской империей. Столица Византии Константинополь (Царь-град). Этнический состав населения Византийской империи, особенно на первом этапе её истории, был крайне пёстрым: греки, сирийцы, копты, армяне, евреи, эллинизированные малоазийские племена, фракийцы, иллирийцы, даки, южные славяне. С сокращением территории Византии (начиная с конца VI века) часть народов осталась вне её пределов — в то же время сюда вторгались и расселялись новые народы (готы в IV—V веках, славяне в VI—VII веках, арабы в VII—IX веках, печенеги, половцы в XI—XIII веках и др.). В VI—XI веках в состав населения Византии входили этнические группы, из которых в дальнейшем сформировалась итальянская народность

Периодизация

В истории Византии выделяют 3 периода.

1. Ранневизантийский ( 4 – ½ 7 вв.)

2. Средневизантийский ( сер. 7 – кон. 12 вв.)

3. Поздневизантийский ( 13 – сер. 15 вв.)

В 330 году был основан императором Константином город Константинополь. Будущая столица византийской империи. Бурный рост Константинополя. Реорганизпция Управления Константином, централизация власти (реорганизации армии, ослабление церкви). Но окончательно Византия сформировалась после распада римской империи в 476 году.

Император Юстиниан. Реформы императора положительно повлияли на развитие империи. Строятся новые церкви и дворцы, Повышение налогов, запрет сановникам приобретать недвижимость, отмена продажи должностей, КОДИФИКАЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА. Христианизация общества.

Экономическое развитие областей: Греция переживала экономический упадок,

· Внешняя политика: Программа отвоеваний Юстиниана: кор – во вандалов ( 533-534), Остготсткое кор-во ( 535 – 555), + Италия, Сицилия, ю.-в. Часть Испании

Вторжение: протоболгары ( с 540 – х), авары ( с 560 – х), славяне ( сер.. 6 в.) Стремление славян у созданию собственных государств увенчалось успехом только на севере Балкан.

· 610 год – взятие Костантинополя Ираклием 1 ( разгромил аваров, персов и славян в 626 г.)

· В 30-х, 40-х новый опасный враг – арабы

Средневизантийский период ( сер. 7 – кон. 12 вв.)

В этот период происходит расцвет византийской империи

I этап( сер. 7 – сер. 9 вв.)

· Период связан правлением Льва Исавра 3. При нем происходит оформление монархии, цетрализация государственной власти. Идолоборчество: в 726 Лев 3 объявляет почитание икон и мощей святых идолопоклонством. 11.3.843 – восстановление иконопочитания. 9 в. – возрождение товарно – денежных отношений. Преодоление кризиса, связанного с варварскими нашествиями.

Внешняя политика: арабы, славяне, протоболгары ( Арабы самые опасные. В 678 году византия успешно применила греческий огонь против них, 717 – 718 – арабы безуспешно пытаются захватить столицу, далее борьба с переменным успехом.

II этап ( сер. 9 – кон. 11 вв.)

В этот период произошло утверждение в Византии феодализма и окончательное оформление византийской средневековой монархии.

· Династия Македонских (867-1056). Быстрое распространение парики ( безземельных крестьян, получивших от землевладельца участок с обязательством поселиться и платить) вело к сокращению налоговых поступлений в казну

· Ремесло было организовано в корпорации. Шло укрепление центр. Власти ( 60 центральных ведомств), распространялось пожалование почетных титулов. С 1030х участили восстания полководцев

· Главными врагами оставались арабы и болгары.

· Был организован ряд церковных миссий по распространению христианства ( 860е), Сербия, Болгария, Моравия

· Рубеж 9-10 вв.: кризис во внешней политике, захват арабами сицилии, Кипра и Крита, разграбление Фесалонников.

· Никифор 2: реформация армии, завоевание Сев. Месопотамии, часть сирии, Крит и Кипр.

· Победы Иоанна Цимисхия упрочили положение, Василий 2 Болгаробоец начал войны за подчинение болгарии ( в 1018 она завоевана)

· Конфликты в правящих и династических кругах после смерти в 1025 Василия. Крупнейшее восстание в столице в 1042.

· 1054 год – разделение церквей. Византию начинают притеснять турки-сельджуки с востока, а на Балканах – печенеги.

· 1071 год – турки сельджуки разбили армию В. И захватили почти всю Армению и Малую Азию

III этап ( кон. 11 – кон. 12)

· 1081 год – основатель новой династии Алексей 1 Комнин, отсрочили гибель Византии

· 1143 – 80 – Мануил 1 Комнин

· Начался подъем ремесла, привел к расцвету городов

· Почти вся малая азия была в руках турок – сельджуков, норманны разорили Македонию, Фессалию, в 1085 их удалось вытеснить с Балкан. Алексей 1 сумел разжечь войну между половцами и печене

Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть картинку Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Картинка про Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть картинку Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Картинка про Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть картинку Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Картинка про Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Смотреть картинку Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Картинка про Чем был вызван кризис традиционной политической истории. Фото Чем был вызван кризис традиционной политической истории

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *