Чем был взаимо выгоден союз короля и христианской церкви
Чем был взаимо выгоден союз короля и христианской церкви
Вопрос:
Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
Подробный ответ:
Во все времена и во всех странах государственная и религиозная власть шли рука об руку. И так уж было принято, что государство владеет людьми, а религия – умами этих людей. Если церковь, как представитель религиозного течения, находится в согласии со светскими властями, то они могут взаимовыгодно сотрудничать, помогая друг другу. Чем выгоден такой союз? Поскольку церковь владеет умами людей, а мы знаем, что чем меньше население образовано, тем большее влияние на него оказывает церковь, она может быть использована для управления этим самым населением. Проще говоря, церковь может помочь «держать народ в узде», доказывая богоугодность государственной власти, а в сложные моменты истории церковь способна сплотить народ. Примеры такого сплочения можно найти в истории любого государства, а особенно нашего. Для церкви же государственная поддержка тоже крайне важна. Несмотря на различные догматы о нестяжательстве, бедности, отречению от всего мирского, «божьим людям» тоже нужно что-то есть, где-то жить и желательно жить хорошо. Церковь не может существовать без поддержки государства. Именно государственный аппарат и правители обеспечивали церковь землями, зависимыми крестьянами, богатыми дарами и прочим, что позволяло церкви увеличивать свое влияние на умы людей. Получается, что без взаимной поддержки успешно не может существовать ни церковь, ни государство.
§ 2. Христианская церковь в раннее Средневековье
Вопрос 1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
Ответ. Вначале церковь помогала первым варварским королям править. Германские вожди были отличными воинами, но не знали как править столь многочисленным тем более городским населением. Именно тогда закрепилась догма, по которой богослужение в католической церкви можно вести только на латыни (отменена только в 1960-е годы): с одной стороны на латыни говорила большая часть верующих, с другой епископам было важно, чтобы варвары не понимали священного языка, потому что тогда прежние церковные служители оказывались им нужны и сохраняли свои привилегии. Позже, когда старая римская и варварская знать перемешались, церковь стала помогать королям по-другому. Христианство стало убеждать людей, что всякая власть от бога, потому её надо повиноваться. Кроме того, служители церкви играли и другие роли. Епископы были самыми образованными людьми королевства, потому часто в основном из них состояло правительство. В обмен на всё это церковь получала от королей защиту и привилегии, а также дорогие подарки и от королей, и от знати. Дарить могли самые разные ценные вещи, а также земли вместе с зависимыми крестьянами.
Вопрос 2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?
Ответ. Белое духовенство – это священники. Они жили в одних деревнях и городах с прихожанами, во многом той же жизнью (правда, не имели права жениться). Чёрное духовенство, то есть монахи, посвящали свою жизнь только служению богу. Они жили отдельно от мирян в монастырях, отгороженных от остального мира высокими стенами. Согласно уставу (документу, который определял, как монахи должны жить), время в монастырях надо было проводить без земных радостей, даже без сытной пищи и в самой простой одежде, и постоянно заниматься служением Господу. В основном это означало молитвы, также труды на пользу монастыря. В число таких занятий входило и переписывание книг.
Вопрос 3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.
Ответ. Рукописная книга, план:
1) как делали пергамент из коровьей шкуры;
2) как обрабатывали гусиное перо, чтобы им можно было писать;
3) из чего делали чернила;
4) рассказ про скрипториумы монастырей, где переписывали книги;
5) рассказ про красивые буквы в средневековых книгах (их писали так, чтобы мог прочитать каждый);
6) рассказ про красивое оформление книг (миниатюры и заглавные буквы);
7) рассказ про то, как писались книги (красиво умели писать тексты одни люди, а сочинять их другие, потому они не писали сами, а диктовали текст).
Вопрос 4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
Ответ. В основном благодаря средневековым монастырям мы знаем об античности то, что знаем. Очень немногие рукописи сохранились от самих древних греков и римлян (в основном на папирусах, которые находят в Египте). Основная часть античных книг, которые мы можем сегодня изучать, переписывались в средневековых монастырях, до нас дошли эти самые средневековые копии.
Вопрос 5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
Ответ. В соборных школах учили на латыни. В основном профессора читали студентам книги (свои студенты купить не могли, так как книги стоили очень дорого), давая свои комментарии, в то время это и называлось «лекция» (от латинского «чтение»). Главным в науке в то время было мнение авторитетов (Платона, Аристотеля, Горация, Галена и т. д.). Образованным считался тот, что знал мнения великих древних авторов по любому поводу. Изучали 7 «свободных искусств»:
1) грамматику (что означало изучение латинского языка, умение правильно его понимать и грамотно на нём говорить);
2) диалектику (умение отстаивать своё мнение во время спора, умение убедить другого человека в своей правоте);
3) риторику (умение красиво говорить, правильно выстраивать свою речь);
4) арифметику (тогда использовали римские цифры, с их помощью считать было сложнее, но сложных вычислений тогда не делали);
5) геометрию (мало отличалась от азов современной);
6) астрономию (использовалась для вычисления дат церковных праздников (особенно сложной научной задачей было вычисление даты пасхи), а также как основа астрологии, а с помощью астрологии уже пытались понять судьбу человека);
7) гармоника (изучалась не музыка, не искусство игры на музыкальных инструментах, а гармония вещей и явлений в мире).
Учебник истории Средних веков. Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. 6 класс. Параграф 2
ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
Вопросы в тексте параграфа
Когда и кем в Римской империи был издан указ о свободе христианского вероисповедания? Каково происхождение и значение слов «епископ», «папа римский»?
Христиане всего мира почитают императора Константина как первого христианского императора, прекратившего гонения на христиан. Однако император Константин не был первым императором, кто прекратил гонения на христиан. За два года до Миланского эдикта Константина, дающего свободу вообще любого вероисповедания, а не только христианского, императором Галерием был подписан Никомедийский эдикт терпимости (311 год), прекращавший все гонения на христианскую религию. Из этого эдикта следовало, что христиане могут открыто исповедовать свою религию при условии, что они должны молить своего Бога о процветании и благополучии Римского государства. Сразу после приятия этого эдикта все находившиеся в тюрьмах христиане были освобождены. При этом христианские авторы обличают Галерия как одного из главных гонителей христиан. Считается, что к концу своей жизни император Галерий изменил свое отношение к христианству, поскольку понял, что гонения на христиан потерпели неудачу. Христиане не только не исчезли, но и укрепились в своей вере, что наносило ущерб национальному единству и гармонии. Кроме того, страдания отдельных христиан не вызывали восторга у языческого населения.
Таким образом, Константин лишь продолжил дело, начатое императором Галерием, подписав Миланский эдикт в 313 году. Кстати, этот эдикт был принят также и еще одним императором — Лицинием. Миланский эдикт не придавал официального государственного статуса какой-либо религии. В соответствии с Миланским эдиктом все религии уравнивались в правах, таким образом, традиционное римское язычество теряло роль официальной религии. Эдикт особенно выделял христиан и предусматривал возвращение христианам и христианским общинам всей собственности, которая была у них отнята во время гонений.
Епископ — священнослужитель в христианской церкви. Само слово «епископ» имеет древнегреческие корни и означает «надзирающий, надсматривающий». В христианских общинах это слово имело вполне конкретное значение – так называли главу христианской общины в поселении.
Папа Римский – термин, обозначающий епископа, главу христианской общины в Риме. Епископов нередко называли словом «Папа», что означало, что он имеет право благословлять. А поскольку главный епископ находился в Риме, то его стали именовать папой Римским. Сегодня папа римский является главой католической церкви.
Обобщение информации параграфа
1. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
Во все времена и во всех странах государственная и религиозная власть шли рука об руку. И так уж было принято, что государство владеет людьми, а религия – умами этих людей. Если церковь, как представитель религиозного течения, находится в согласии со светскими властями, то они могут взаимовыгодно сотрудничать, помогая друг другу. Чем выгоден такой союз? Поскольку церковь владеет умами людей, а мы знаем, что чем меньше население образовано, тем большее влияние на него оказывает церковь, она может быть использована для управления этим самым населением. Проще говоря, церковь может помочь «держать народ в узде», доказывая богоугодность государственной власти, а в сложные моменты истории церковь способна сплотить народ. Примеры такого сплочения можно найти в истории любого государства, а особенно нашего. Для церкви же государственная поддержка тоже крайне важна. Несмотря на различные догматы о нестяжательстве, бедности, отречению от всего мирского, «божьим людям» тоже нужно что-то есть, где-то жить и желательно жить хорошо. Церковь не может существовать без поддержки государства. Именно государственный аппарат и правители обеспечивали церковь землями, зависимыми крестьянами, богатыми дарами и прочим, что позволяло церкви увеличивать свое влияние на умы людей. Получается, что без взаимной поддержки успешно не может существовать ни церковь, ни государство.
2. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?
Традиционно служители церкви делятся на белое и черное духовенство. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую — взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи. До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Белое духовенство наиболее приближено к мирской жизни и руководит духовной жизнью своей паствы. Черное же духовенство старается оградить себя от мирской жизни, монахи отказывались от личного имущества и семьи, давали обет жить в бедности и трудах, посвятив себя лишь служению Богу.
3. На основании текста и иллюстраций составьте план рассказа о средневековых рукописных книгах и предложите своему однокласснику сделать по этому плану сообщение.
4. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
В Европе долгое время письмом владели лишь служители церкви. Монахи в монастырских скрипториях занимались переписыванием книг и рукописей с работами известных богословов и античных мыслителей. Благодаря труду монахов, до наших дней дошли многие произведения античных поэтов и философов.
5. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
В соборных школах не было деления по классам или возрастам. Обучение велось на латинском языке. Ученики изучали «семь свободных искусств»: чтение и письмо на латыни, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Только после изучения этих наук слушатели соборных школ могли начинать изучать богословие.
1. Сохранилось предание о том, что во время обряда принятия христианства Хлодвигом священник сказал: «Твоё крещение — наша победа». Объясните смысл этих слов. Как вы считаете, прав ли был служитель церкви?
В лице Хлодвига христианская церковь нашла то, чего ей не хватало для расширения собственного могущества – поддержку мощного государства. Обращение Хлодвига в христианство сделало его не только союзником папы римского, но и защитником христианской веры от язычества. Кроме того, поддержка правителей франков дало папе римскому земли, богатства, зависимых крестьян и политическое влияние во всех новых государствах Западной Европы.
2. Почему религия, церковь в раннее Средневековье обладала огромной властью над умами людей?
После падения в 476 г. Западной Римской империи духовный авторитет церкви в христианском мире неизмеримо возрастает, так как императорская власть полностью утрачивает влияние на Рим, а установившие власть в Риме германцы-остготы не стремились вмешиваться в церковные дела. В этот период папы как наиболее авторитетные в городе лица фактически сосредоточили в своих руках не только церковную, но и светскую власть.
Религия всегда занимала одно из главных мест в мировоззрении древнего и средневекового человека. Поэтом в период падения империи и неустойчивости светской власти все большее влияние начинает приобретать религия, поскольку она может дать ответы (хотя и своеобразные) на все вопросы. В Риме вся общественная и культурная жизнь людей выстраивается с опорой на христианские идеалы. Всех людей объединяет одна фундаментальная ценность – служение Богу и спасение своей души. Церковь, получив такой подарок, уже не упустила его, получив поддержку правителя франков и обеспечив свою материальную базу для распространения христианства и укрепления власти церкви.
3. Какие перемены произошли в христианской церкви раннего Средневековья по сравнению с Античностью?
В период своего рождения христианская религия была гонимой. Представителям христианской церкви нужно было не только проповедовать, но и скрываться, терпеть лишения и страдания. Античная церковь не обладала богатствами, землями, зависимыми крестьянами и не стремилась к укреплению своего политического значения. Церковь же Средневековья стала серьезной организацией, претендующей не только на религиозное главенство, но и на политическое влияние. Взаимная поддержка церкви и государственной власти принесло церкви огромные земли, богатство, влияние, а также еще большие амбиции.
4. Чем отличается средневековая школа от той, в которой вы учитесь? Выделите сами линии для сравнения. В какой школе вам хотелось бы учиться? Почему?
Средневековая школа занималась подготовкой нужных церкви специалистов, а не образованием. В средневековой школе людей не учили думать, не учили самостоятельно работать с информацией. В современной же школе мы имеем возможность научиться самостоятельно мыслить, а не только заучивать церковные тексты и догматы.
5. Церковь обычно осуждала взимание платы за обучение. Как вы думаете, почему? Согласны ли вы с такой позицией относительно нашего времени? Аргументируйте свой ответ.
Христианская церковь в Западной Европе совершенно не ставила перед собой задачи повышения уровня образования народных масс, это противоречило ее принципам и ставило под угрозу господство церкви. Тем не менее церковь в Средние века стала единственным образовательным центром в Западной Европе. Организуя соборные школы, церковь решала несколько задач: подготовка священников для проповедования церковной догматики, воспитание и передача обучающимся угодного для церкви мировоззрения. В церкви прекрасно понимали, что в школах они должны воспитать религиозную и политическую элиту, верных борцов с ересью, а в крайнем случае – добрых и преданных прихожан. Естественно, взимание платы за такое обучение было бы неправильным.
Я могу понять такие стремления церкви, но не могу одобрить их с позиции нашего времени. Образование предполагает всесторонне обучение и воспитание у обучающегося принципов самостоятельного поиска и обработки информации. Образованный человек умеет работать с информацией и делать собственные выводы, руководствуясь лишь свободой выбора. Средневековая церковь занималась лишь подготовкой «элиты» с нужными ей умениями и качествами. Такое вмешательство в образовательный процесс я считаю вредным.
6. Во всех странах Западной Европы, принявших христианство, богослужение велось на латинском языке. Подумайте, какие последствия могли быть у этого явления.
Почему в качестве языка богослужения в странах Западной Европы применялся и применяется мертвый язык – латынь? Этому есть несколько объяснений.
Во-первых, западноевропейская церковь сохранила мертвый латинский язык в качестве языка богослужения в память о распространении христианского учения в Риме. Мертвый язык также позволял гарантировать неизменность текста службы. Мертвый язык в отличие от живого не меняется. Во-вторых, считалось, что молитва обращена к Богу, а не присутствующим во время мессы прихожанам. Верующим вообще не обязательно слушать и понимать, что говорит священник. В-третьих, язык богослужения должен придавать богослужению торжественный и даже в какой-то степени сакральный характер, отделяющий его от повседневной жизни. Тут в принципе не уместен народный язык. Таинство богослужения не должно быть слишком доступным. В-четвертых, использование латинского языка позволяет служить одну мессу для верующих разных национальностей, в то время как использование живых языков повлекло бы в многонациональных местностях споры, на каком языке служить.
Есть еще много причин для сохранения неизменного языка для богослужения. Кстати, это касается не только богослужения в Западной Европе — в современных православных церквях в России богослужение тоже ведется не на русском языке, а на старославянском.
Теперь обратимся к последствиям у этого явления. Уже в средние века в государствах Западной Европы латынь была мертвым языком. Все государства разговаривали на так называемой «варварской латыни», которая была смесью латыни и языков различных германских племен, захвативших власть на территории Западной Европы. Эти языки, каждый из которых имел собственные особенности, и латынь с течением времени все больше отдалялись друг от друга, и настал момент, когда латынь стала непонятна для широких масс населения. Для того чтобы понимать латинский текст, а тем более писать по-латыни, нужно было длительно учиться; но народ не имел этой возможности. Однако это обстоятельство нисколько не смущало церковь; наоборот, оно как раз вполне отвечало и её специальным церковным интересам, и интересам феодального общества. Действительно, недоступность Библии и других, религиозных книг для широких масс населения необычайно повышала значение всей армии церковников во главе с епископами и самим папой. Церковники становились неизбежными посредниками между богом, его священным писанием, Библией, и всей массой верующих. Только церковникам предоставлялись возможность, право и обязанность читать, пересказывать и толковать Библию. Легко понять, что при господстве религиозного мировоззрения в средневековом обществе священники-посредники, хранители и толкователи библейской истины получали громадную власть над умами людей.
Недоступность Библии на латинском языке для масс привела к появлению многочисленных еретических учений. Дело в том, что как раз в Библии еретики находили идеологические основы для критики церковных догматов и для их отрицания, для обличения церковных деятелей — ведь церковная действительность никак не соответствовала библейским идеалам. Добравшись до Библии, всякий разумный человек тотчас убеждался, что церковь с её богатствами и продажностью, с развратными и жадными священниками — самая нехристианская организация в мире.
Также можно выделить и другие последствия использования латыни в богослужении. Мы видим, что латынь, как язык церкви, стал языком западноевропейской средневековой науки и образованности, языком средневекового просвещения. Отсюда делаем вывод, что сама средневековая наука и образованность оказались недоступными для широких слоёв населения. Средневековая культура оказывалась доступной лишь для господствующего класса. Она стала привилегией господствующего класса феодалов во главе с феодальной церковью. Этот порядок вещей как нельзя лучше соответствовал общественным отношениям средневековья. Чем темнее и невежественнее народ, тем он более раздроблен и неорганизован, тем легче господствовать над ним кучке вооружённых феодалов.
Таким образом, латынь в богослужении в итоге служила лишь инструментом для усиления контроля над широкими массами.
История
Христианская церковь в раннее Средневековье. Докажите, что союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден.
Вначале церковь помогала первым варварским королям править. Германские вожди были отличными воинами, но не знали как править столь многочисленным тем более городским населением. Именно тогда закрепилась догма, по которой богослужение в католической церкви можно вести только на латыни (отменена только в 1960-е годы): с одной стороны на латыни говорила большая часть верующих, с другой епископам было важно, чтобы варвары не понимали священного языка, потому что тогда прежние церковные служители оказывались им нужны и сохраняли свои привилегии. Позже, когда старая римская и варварская знать перемешались, церковь стала помогать королям по-другому. Христианство стало убеждать людей, что всякая власть от бога, потому её надо повиноваться. Кроме того, служители церкви играли и другие роли. Епископы были самыми образованными людьми королевства, потому часто в основном из них состояло правительство. В обмен на всё это церковь получала от королей защиту и привилегии, а также дорогие подарки и от королей, и от знати. Дарить могли самые разные ценные вещи, а также земли вместе с зависимыми крестьянами.
Ещё по теме
Англия в раннее Средневековье. Какие государства в Европе были созданы норманнами?
Христианская церковь в раннее Средневековье. Какую роль в сохранении античного культурного наследия играли монастыри?
Германия и Италия в XII—XV веках. Почему изгнание мавров и евреев из Испании обернулось бедой для страны?
Христианская церковь в раннее Средневековье. Чем различались по положению и образу жизни служители церкви, относившиеся к чёрному и белому духовенству?
Культура Византии. В чём состояла важность контактов других стран и народов с Византией?
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Какой из монашеских орденов особенно помогал папе римскому в борьбе с ересями? В чём это выражалось?
В чём проявлялась слабость королевской власти во Франции в IX-XI веках?
Германия и Италия в XII—XV веках. Почему, в отличие от Англии, Франции и Испании, в Германии и Италии в Средневековье не возникло единых централизованных государств?
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Что такое нищенствующие ордены?
Христианская церковь в раннее Средневековье. Чему учили в соборных школах? Как происходило обучение?
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
Почему союз короля и христианской церкви был взаимно выгоден?
А именно, король гарантировал церкви защиту и привилегии, строительство и содержание храмов беспрепятственно (самых важных вовсе за государственный счёт), повышенный уровень правовых гарантий для священнослужителей. В обмен на это получая проработку своих подданных в смысле преданности королю, в мотивации вооруженных сил. Да и выработка лютой ненависти ко всем и всяческим врагам «внутренним» и «внешним» тоже была сочтена весьма удобной опцией.
Нужно отметить, что христианская церковь становилась все более богатой, однако она имела еще большое влияние, в этом была сила христианской церкви. Было убеждение, что Вера в Бога делала людей ближе, сплачивала их. Это можно было использовать. Например, на борьбу с врагами. Кроме того, церковь делала авторитет правителей среди простых людей выше. Церковь утверждала, что деяния правителей угодны богу. В свою очередь король и его дружина приняли христианство, их примеру последовали все остальные.
Правители оберегали церковь, делали ей дорогие подарки, например, земли или ценные вещи. Церковники были грамотными, они давали советы правителям, как составить послания и указы.
Церкви и власти всегда выгодно поддерживать дружественные отношения. Ведь когда две силы сливаются воедино, они становятся непобедимыми: тут уж никто не осмелиться короля свергнуть, да и в величии земного наместника, коим является Папа Римский, никто не посмеет засомневаться.
Поскольку данный вопрос взят из серии вопросов, посвященных истории Франкского государства, отвечать на него следует, принимая данный факт во внимание.
Когда франки мигрировали на римские земли северной Франции, они все еще были язычниками. В начале 6-го века их король Хлодвиг был крещен в католическую веру. И он, и его преемники поддерживали тесную связь с церковью, которая помогла им завоевать земли всех других варварских королевств в Галлии. Поддержка Церкви была важнейшим фактором, повлиявшем на формирование королевства франков и на превращение его в наиболее могущественное государство в Западной Европе.
Его мощь, в свою очередь, способствовала усилению авторитета католической церкви на территории Западной Европы.
Поэтому можно говорить о том, что союз короля и церкви был взаимовыгоден.
Во времена королевской власти, церковь старалась подчинить себе короля, а король хотел подчинить церковь. Пример вражды королевской власти и церкви красочно описан в романе Дюма «Три мушкетера». Союз короля и церкви был выгоден прежде всего для государства, единая власть укрепляла право короля на престол и не расшатывало королевский трон. Королевская власть и власть церковная имели больше возможностей подавить народные восстания и вооруженные мятежи. Чем сильнее государство, тем более богато оно внутри.
Этот союз всегда будет выгоден обеим сторонам.
Король делал щедрые подарки церкви в виде земель, драгоценных металлов, денег. Церковь же, в свою очередь, всеми силами укрепляла власть самодержца, благословляла его правление.
Во времена средневековья церковь и власть были взаимосвязаны. У церкви в те времена было очень много последователей (большинство населения ходило в церковь), поэтому то, что тогда диктовала церковь одобрялось обществом.
Король же, в свою очередь, давал земли церкви, давал деньги на постройку и содержание церквей, поддерживал другими материальными ценностями (например, драгоценными металлами для отлива куполов)
Если она хорошо воспроизведена в музее, кинофильме. Если остались живые носители этой культуры. Если времена 17-19 века мы еще вполне можем воспроизвести, времена 9 века гораздо сложнее, то быт и уклад жизни времен бронзового века почти невозможно. Если же от прошедшей эпохи ничего не осталось ни в памяти людей, ни в археологических слоях, то воспроизвести её никак не возможно, даже представить что она и себя представляла.
Лук, арбалет, праща, рогатка, силки, перевес, на живца вариантов охоты много как раньше так и сейчас. Кстати есть классическая книга про английский длинный лук, там все описано, даже охота монарших особ причем не только на утку, но и на оленя, лису, кабана и т.д. Есть кадры подготовки охоты на кабана с луком снятые нацистами, они любили делать хроники, доинтернетовские ютюберы. В прошлом году во время сезона видел пару лучников так что и сейчас на утку некоторые с луком охотятся.
И поскольку стразы ярко блестят и сильно выделяются на фоне платья, богословы и делают акцент именно на редких исторических совпадениях.