Чем был знаменит микеланджело
Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.
Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.
Детство Мике
В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.
Отец Мике не долго горевал по своей супруге и, женившись снова, отдал сына на воспитание в приемную семью кормилицы, которая вскармливала Мике в младенчестве. Ее муж был каменотесом, и первые навыки в ваянии будущий гений получил именно от приемного отца.
Становление юного художника
Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.
По истечению года Микеланджело поступает в художественное училище, где его сразу заметил Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, который и взял под свое покровительство юного художника: поселил у себя в доме, обеспечивал дорогими заказами и ввел в неоплатонический кружок философов и литераторов.
Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».
Трагедия творчества гениального мастера
Практически весь свой творческий потенциал Микеланджело положил на сложнейшие и трудоемкие заказы Римских пап, правящих в то время: девять из тринадцати приглашали гениального творца для оформления храмов Рима и Ватикана.
Трагедия мастера заключалась в том, что ему, гениальному скульптору, потрясающе чувствовавшему природу мрамора, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Поэтому множество грандиозных планов и идей он так и не смог воплотить в жизнь.
Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что «хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть».
Единственный шедевр гения с его автографом
В 1499 году 24-летний художник изваял из глыбы розового мрамора композицию «Пьета», после чего о нем заговорили как о гениальном мастере Италии. На этом шедевре в первый и последний раз Буонарроти оставил свой автограф. Он высек на нагрудной ленте Мадонны, держащей на своих коленях умершего Иисуса, надпись, которая гласила: «МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».
Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.
4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы
Изначально было запланировано написать только образы 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему четыре года жизни.
Вначале работ живописец работал еще с двумя художниками и сотней чернорабочих, но потом в приступе гнева разогнал всех подручных и остался один.
Работа над этой росписью была для художника изнурительной и сложной. Даже леса ему приходилось мастерить самому. И лежа на них изо дня в день на протяжении четырех лет, он расписывал потолок Сикстинской капеллы в одиночку.
По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.
Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.
Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.
Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».
Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.
Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.
Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.
Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.
На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.
Известно, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему мужу, маркиза испытывала к художнику лишь теплые дружеские чувства. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась верной памяти своего погибшего мужа и непоколебимой по отношению к новому браку.
Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.
Смерть гения
Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Микеланджело Буонарроти
Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони (Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni) – самый известный живописец из Италии, гений архитектурных и скульптурных работ, мыслитель Высокого Возрождения и раннего периода барокко. 9 из 13-ти Римских пап, побывавших на троне во времена Микеланджело, приглашали мастера для выполнения работ в храмы Рима и Ватикана.
Биография
Маленький Микеланджело увидел свет ранним утром 6 марта 1475 г. в понедельник в семействе обанкротившегося банкира и дворянина Лодовико Буонарроти Симони (Lodovico Buonarroti Simoni) в тосканском местечке Капрезе (Caprese), возле провинции Ареццо (Arezzo), где его отец занимал должность подеста (podestà), главы итальянской средневековой администрации.
Семья и детские годы
Через два дня после рождения, 8 марта 1475 г. мальчика крестили в храме Сан Джованни ди Капрезе (Chiesa di San Giovanni di Caprese). Микеланджело был 2-м ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена (Francesca Neri del Miniato Siena), в 1473 г. родила первенца Лионардо (Lionardo), в 1477 г. на свет появился Буонаррото (Buonarroto), в 1479 г. родился четвертый сын Джовансимоне (Giovansimone), в 1481 г. родился младший Джизмондо (Gismondo). Измученная частыми беременностями, женщина умирает в 1481 г., едва Микеланджело исполнилось 6 лет.
В 1485 г. отец многодетного семейства женился во второй раз на Лукреции Убальдини ди Гальяно (Lucrezia Ubaldini di Galliano), которая не смогла родить собственных детей и воспитывала приемных мальчиков как своих. Не справляясь с большим семейством, отец отдал Микеланджело в приемную семью Тополино (Topolino) в городе Сеттиньяно (Settignano). Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Именно там мальчик начал работать с глиной и первый раз взял в руки резец.
Чтобы дать наследнику образование, отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино (Francesco Galatea da Urbino), находящееся во Флоренции (Firenze). Но ученик из него оказался неважный, мальчику больше нравилось рисовать, копируя иконы и фрески.
Первые работы
В 1488 г. юный живописец добивается своего и отправляется учиться в мастерскую Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), где целый год познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создает несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра (Martin Schongauer) под названием «Мучения святого Антония» («Tormento di Sant’Antonio»).
В 1489 г. юноша зачислен в художественную школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), организованную под покровительством Лоренцо Медичи Великолепного (Lorenzo Medici), правителя Флоренции. Заметив гения Микеланджело, Медичи берет его под свое покровительство, помогая развивать способности и исполнять дорогие заказы.
В 1490 г. Микеланджело продолжает обучение в Академии Гуманизма (Academy of Humanism) при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино (Marsilio Ficino) и Анджело Амброджи́ни (Angelo Ambrogini), будущими Папами Римскими: Львом X (Leo PP. X) и Климентом VII (Clemens PP. VII). За 2 года обучения в Академии Микеланджело создает:
8 апреля 1492 г. влиятельный покровитель талантов, Лоренцо Медичи, умирает, а Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом.
В 1493 г. он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито (Santa Maria del Santo Spirito), изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это мастер изготавливает для священника деревянное «Распятие» («Crocifisso di Santo Spirito») 142 см в высоту, которое сей день выставлено в церкви в боковой капелле.
В Болонье
В 1494 г. Микеланджело покинул Флоренцию не желая участвовать в восстании Савонаролы (Savonarola) и уехал в Болонью (Bologna), где сразу взялся за выполнение заказа из 3-х небольших фигурок для гробницы Святого Доминика (San Domenico) в одноименной церкви «Святого Доминика» («Chiesa di San Domenico»):
В Болонье скульптор учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями Якопо делла Кверча (Jacopo della Quercia) в базилике Сан-Петронио (La Basilica di San Petronio). Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело позже на потолке Сикстинской капеллы («Cappella Sistina»).
Флоренция и Рим
В 1495 г. 20-летний мастер снова приезжает во Флоренцию, где власть находится в руках Джирола́мо Савонаро́ла (Girolamo Savonarola), но не получает от новых правителей никаких заказов. Он возвращается ко дворцу Медичи и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи (Pierfrancesco di Lorenzo de’ Medici), создавая для него ныне утраченные статуи:
Последнюю статую Лоренцо попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства дороже, выдав за старинную находку. Но кардинал Рафаэль Риарио (Raffaele Riario), который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатленный работой автора, не стал предъявлять ему претензии, пригласив на работу в Рим.
25 июня 1496 г. Микеланджело приезжает в Рим, где за 3 года создает величайшие шедевры: мраморные скульптуры бога вина Бахуса (Bacco) и Римской Пьеты (Pietà).
Наследие
В протяжении всей последующей жизни Микеланджело неоднократно работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые трудоемкие заказы Римских пап.
Творчество гениального мастера проявлялось не только в скульптурах, но и в живописи, и в архитектуре, оставив множество непревзойденных шедевров. К сожалению, некоторые произведения не дошли до нашего времени: одни были утеряны, другие уничтожены намеренно. В 1518 г. скульптор впервые уничтожил все наброски для росписи Сикстинской капеллы (Cappella Sistina), а за 2 дня до смерти он вновь приказал сжечь свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не видели его творческих мучений.
Личная жизнь
Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.
Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.
В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.
Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».
Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.
На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.
Смерть
Жизнь Микеланджело прервалась 18 февраля 1564 г. в Риме. Он умер в присутствии слуги, врачей и друзей, успев продиктовать завещание, пообещав Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество. Для скульптора в базилике Святого Петра была построена гробница, но через два дня после смерти тело на некоторое время перевезли в базилику Санти-Апостоли (Santi Apostoli), а в июле его захоронили в базилике Санта-Кроче (Basilica di Santa Croce) в центре Флоренции.
Живопись
Не смотря на то, что основным проявлением гениальности Микеланджело было создание скульптур, у него есть много шедевров живописного исполнения. По мнению автора, качественные картины должны походить на скульптуры и отражать объемность и рельефность представленных образов.
Битва при Кашине
«Битва при Кашине» («Battaglia di Cascina») создана Микеланджело в 1506 г. для росписи одной из стен Большой Залы Совета в Апостольком дворце (Palazzo Apostolico) по заказу гонфалоньера (gonfaloniere) Пьера Содерини (Pier Soderini). Но работа осталась не законченной, так как автора вызвали в Рим.
Мадонна Дони
«Мадонна Дони» или «Святое семейство» (Tondo Doni) – круглая картина диаметром 120 см выставлена в Галерее Уфицци (Galleria degli Uffizi) во Флоренции. Выполнена в 1507 г. в стиле «канджианте», когда кожа изображенных персонажей напоминает мрамор. Большую часть картины занимает фигура Богоматери, за ее спиной находится Иоанн Креститель. Они держат на руках младенца Христа. Работа наполнена сложной символикой, подвергаемой различной трактовке.
Манчестерская Мадонна
Не законченная «Манчестерская Мадонна» (Madonna di Manchester) выполнена в 1497 г. на деревянной доске и хранится в Лондонской национальной галерее (National Gallery). Первое название картины звучало как: «Мадонна с младенцем, Иоанн Креститель и ангелы», но в 1857 г. она была первый раз представлена публике на выставке в Манчестере (Manchester), получив свое второе название, под которым известна сегодня.
Богоматерь автор изобразил с неприкрытой грудью, указывающей на недавнее кормление младенца. Рядом с Мадонной находится Иисус и Иоанн Креститель, позади них два ангела читают грустные вести в свитке.
Положение во гроб
Положение во гроб (Deposizione di Cristo nel sepolcro) исполнена в 1501 г. маслом по дереву. Еще одна не законченная работа Микеланджело, принадлежащая Лондонской национальной галерее. Главной фигурой работы стало тело Иисуса, снятое с креста. Его последователи несут своего учителя к гробу. Предположительно, слева от Христа в красной одежде изображен Иоанн Евангелист. Другими персонажами могут быть: Никодим (Nikodim) и Иосиф Аримафейский (Joseph of Arimathea ). Слева на коленях перед учителем стоит Мария Магдалина (Mary Magdalene), а справа снизу намечен, но не нарисован образ Богоматери.
Мадонна с младенцем
Набросок «Мадонна с младенцем» (Madonna col Bambino) выполнен между 1520 г. и 1525 г. и вполне может превратиться в полноценную картину в руках любого художника. Хранится в музее «Каза (Дом) Буонаротти» (Casa Buonarroti) во Флоренции. Вначале на первом листке бумаги он нарисовал скелеты будущих образов, затем на втором «нарастил» на скелет мускулатуру. В наше время работа с большим успехом выставляется в музеях Америки на протяжении последних трех десятилетий.
Леда и лебедь
Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I д’Эсте (итал. Alfonso I d’Este) сегодня известна благодаря лишь копиям. Но картина герцогу не досталась, направленный за произведением к Микеланджело дворянин отозвался о работе мастера: «О, это пустяки!» Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Антонио Мини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (François Ier). Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Château de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (François Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Клеопатра
Картина «Клеопатра» («Cleopatra») 1534 г. создания – идеал женской красоты. Работа интересна тем, что на другой стороне листа находится еще один эскиз черным мелом, но такой уродливый, что искусствоведы сделали предположение о принадлежности авторства наброска одному из учеников мастера. Портрет египетской царицы Микеланджело подарил Томмазо деи Кавальери. Возможно, Томмазо пытался нарисовать одну из античных статуй, но работа не увенчалась успехом, тогда Микеланджело перевернул лист и превратил убожество в шедевр.
Венера и Амур
Картон «Венера и Амур» («Venere e Amore»), созданный в 1534 г., был использован живописцем Якопо Карруччи (Jacopo Carucci) для создания картины «Венера и Купидон» («Venus and Cupid»). Картина маслом на деревянной панели размером 1 м 28 см на 1 м 97 см находится в Галерее Уфицци во Флоренции. Оригинал работы Микеланджело до наших дней не сохранился.
Пьета
Рисунок «Пьета» («Pietà per Vittoria Colonna») написан в 1546 г. для подруги Микеланджело – поэтессы Витториии Колонны (Vittoria Colonna). Целомудренная женщина не только посвятила свое творчество Богу и церкви, но и заставила художника глубже проникнуться духом религии. Именно ей мастер посвятил серию религиозных рисунков, среди которых была и «Пьета».
Микеланджело неоднократно задавался вопросом: не соперничает ли он с самим Богом, пытаясь достичь совершенства в искусстве. Работа хранится в Музее Изабе́ллы Стю́арт Га́рднер (Isabella Stewart Gardner Museum) в Бостоне (Boston).
Богоявление
Эскиз «Богоявление» («Epifania») – грандиозная работа художника, законченная в 1553 г. Она выполнена на 26 бумажных листах высотой 2 м 32 см 7 мм после долгих раздумий (на бумаге заметны множественные следы изменений наброска). В центре композиции изображена Дева Мария, которая левой рукой отстраняет от себя святого Иосифа. В ногах у Богоматери младенец Иисус, перед Иосифом – младенец Святой Иоанн. По правую руку Марии находится не опознанная искусствоведами фигура мужчины. Работа выставлена в Британском музее (British Museum) в Лондоне (London).
Скульптуры
Сегодня известно 57 работ, принадлежащих Микеланджело, около 10 скульптур оказались утеряны. Мастер не подписывал свое творчество и служители культуры продолжают «находить» все новые работы скульптора.
Бахус
Скульптура пьяного бога вина из мрамора «Бахус» («Bacco») высотой 2 м 3 см изображена в 1497 г. с бокалом вина в руке и с виноградными гроздьями, символизирующими волосы на голове. Его сопровождает козлоногий сатир. Заказчиком одного из первых шедевров Микеланджело был кардинал Рафаэ́ль делла Ро́вере (Raffaele della Rovere), который впоследствии отказался забрать работу. В 1572 г. статую купило семейство Медичи (Medici). Сегодня она выставлена в итальянском музее «Барджелло» («Bargello») во Флоренции.
Римская Пьета
Мраморная Пьета (Pietà vaticana) «Оплакивание Христа» высотой 1 м 74 см является первой из 4-х пьет, созданных мастером. Ее копии выставлены во многих храмах мира, а оригинал находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. Работа предназначалась для гробницы кардинала Жана Билэра де Лагрола (Jan Biler de Lagraulet), который дал Микеланджело год, чтобы уложиться в срок. Но на создание шедевра ушло два года, скульптура была закончена в 1499 г. По проработанности деталей и полноте образов это самая лучшая работа мастера.
Давид
Давид (David) высотой 5 м 17 см впервые представлен не в момент победы над Голиафом, а перед сражением. Мраморный гигант стал символом целой эпохи Ренессанса, его множественные копии и изображения разошлись огромными тиражами по всему свету. Впервые статуя была выставлена на всеобщее обозрение на площади Синьории (Piazza della Signoria) перед палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) во Флоренции 8 сентября 1504 г. Оригинал работы в настоящее время находится в здании флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).
Мадонна Брюгге
Мраморная статуя «Мадонна Брюгге» («Madonna di Bruges») размером 1 м 28 см закончена в 1504 г. Работа стала единственной скульптурой, вывезенной при жизни автора из Италии. Скульптуру перевезли в бельгийский город Брюгге (Brugge) в готическую церковь «Нотр-Дам» («Notre Dame»), где она находится и сейчас.
Статуя не соответствует церковным правилам изображения Мадонны с младенцем. Мария не смотрит на свое дитя и не прижимает к себе. Она готова отпустить Иисуса навстречу судьбе.
Моисей
К работе над статуей пророка Моисея (Mosè) высотой 2 м 35 см Микеланджело возвращался в течение 30 лет, после того как закончил ее в 1515 г. Он постоянно вносил изменения, заключая внутрь любимой скульптуры напряжение и энергию и обрабатывая каждый миллиметр мрамора. Вздувшиеся вены на руке, нахмуренные брови и тревожный взгляд иногда пугают сторонних зрителей.
Мраморная статуя находится в римской базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli), украшая усыпальницу папы Юлия II (Iulius PP. II). На голове Моисея автор изобразил рога, вероятно, неправильно поняв библейские сказания, где говорилось на иврите о наличии у пророка «карнайим». Это слово переводилось на итальянский и как «лучи», и как «рога».
Мадонна Медичи
Работа над намеренно не завершенной мраморной Мадонной Медичи (Madonna Medici) высотой 2 м 26 см шла в течение 13 лет, с 1521 г. по 1534 г. Композиция является одной из первой, созданных мастером для Старой ризницы Капеллы Медичи (Cappelle Medicee) в базилике Святого Лаврентия (Basilica di San Lorenzo) во Флоренции.
Не успев закончить создание скульптуры, Микеланджело уезжает в Рим, а Мадонна переходит в руки скульптора Николо Триболо (Niccolò Tribolo). Скорбный взгляд сидящей Марии полон печали, младенец на ее коленях сидит вполоборота и ищет грудь матери.
Две законченные в 1513 г. фигуры высотой более 2 метров: «Восставший раб» («Schiavo ribelle») и «Умирающий раб» («Schiavo morente») были предназначены для первого варианта надгробия монарха Юлия II в Сан-Пьетро-ин-Винколи (San Pietro in Vincoli).
Два юноши противопоставлены друг другу: один пытается освободиться от веревок, другой сдается и погибает в оковах. Но в окончательном варианте скульптур рабов в эскизе не оказалось и они были подарены автором Роберто Строцци (Roberto Strozzi). Впоследствии Роберто преподнес их в дар королю Франциску I. В 1793 г. они переданы в парижский Лувр (Musée du Louvre) как национальное достояние.
Еще четыре статуи из того же цикла: «Молодой раб» («Schiavo giovane»), «Бородатый раб» («Schiavo barbuto»), «Атлант» («Schiavo detto «Atlante») и «Пробуждающийся раб» («Schiavo che si ridesta») были начаты в 1519 г., но не закончены мастером до отъезда в Рим в 1536 г. Сегодня скульптуры принадлежат флорентийской Академии изящных искусств.
Гробницы Медичи
Четыре скульптуры, объединенные одной идеей, были созданы Микеланджело для часовни Медичи во Флоренции и расположились попарно друг напротив друга. Они представлены в неудобных позах, символизирующих тяжесть земного бремени для богов. Заказчиком работы стал папа Климент VII (Clemens PP. VII), пожелавший увековечить родственников, погибших молодыми.
Надгробие Лоренцо II Медичи
Скульптуры из мрамора «Утро» («Aurora») и «Вечер» («Crepuscolo») высотой по 1 м 55 см и длиной 1 м 80 см и 1 м 70 см соответственно украшают усыпальницу герцога Лоренцо II Медичи (Lorenzo de’ Medici duca di Urbino). Они были закончены в 1534 г. Утро представлено в виде просыпающейся молодой, полулежащей женщины, Вечер изображен засыпающим пожилым мускулистым мужчиной.
Над скульптурами возвышается созерцательная мраморная фигура герцога Лоренцо («Ritratto di Lorenzo de’ Medici duca di Urbino»), не имеющая портретного сходства с оригиналом, но отражающая глубокие, тяжелые мысли величественного военачальника. Она также исполнена Микеланджело в 1534 г.
Надгробие Джулиано де Медичи
Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de’ Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. День размером 1 м 50 см на 1 м 60 см представлен мужчиной, полным активности, живости, внутреннего огня. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de’ Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора.
Пьета Ронданини
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Pietà Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино. Их лица полны скорби, Мария пытается поддержать изможденное тело сына, склоняя голову перед неизбежностью одиночества. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Здесь нет тонких линий и правильных пропорций, но образы дышат и живут, передавая зрителю сильнейшее чувство материнской нежности Богоматери к безвременно погибшему сыну.
Мраморный бюст «Брут» («Bruto») размером 74 см мастеру заказал Донато Джанотти (Donato Giannotti), поклонник убийцы Юлия Цезаря (Iulius Caesar). Работа оказалась настолько прекрасной, что в 1538 г. мастера уговорили прекратить ее. Создателю, прославляющему республиканские настроения, могла грозить большая опасность от власть имущих лиц государства. Сегодня бюст принадлежит музею скульптуры Барджелло (Bargello) во Флоренции.
Скорчившийся мальчик
Скульптура «Скорчившийся мальчик» («Ragazzo accovacciato»), законченная в 1524 г. сегодня принадлежит «Эрмитажу» Санкт-Петербурга. Фигура человека, высеченная из мраморного куба, изначально была предназначена для капеллы Медичи. Это очередная не законченная работа. Юноша сидит на корточках, сжимая левой рукой пальцы правой ноги, возможно, сдерживая вытекающую из раны кровь. Мастер высек статую таким образом, чтобы от нее ничего не откололось даже при падении с горы.
Работы в Ватикане
Чтобы осознать весь гений Микеланджело Буонарроти, нужно посетить Собор Святого Петра (Basilica di San Pietro) и музеи Ватикана.
Сикстинская капелла
Заказ на роспись потолка площадью около 600 кв. м. «Сикстинской капеллы» («Sacellum Sixtinum»), Апостолького дворца папа Юлий II (Iulius PP. II) отдал мастеру после их примирения. До этого Микеланджело жил во Флоренции, он был зол на папу, отказавшегося оплачивать строительство собственной гробницы.
Ранее талантливый скульптор никогда не занимался фресками, но заказ монаршей особы выполнил в кратчайшие сроки, расписав потолок тремя сотнями фигур и девятью сценами из Библии.
Сотворение Адама
«Сотворение Адама» («La creazione di Adamo») является самой известной и красивой фреской капеллы, закончена в 1511 г. Одна из центральных композиций полна символики и скрытого смысла. Бог-отец, окруженный ангелами, изображен летящим в бесконечности. Он протягивает руку навстречу вытянутой руке Адама, вдыхая душу в идеальное человеческое тело.
Страшный суд
Фреска «Страшный суд» («Giudizio universale») – представляет собой самую большую фреску эпохи Микеланджело. Над изображением размером 13 м 70 см на 12 м мастер трудится 6 лет, закончив ее в 1541 г. В центре изображена фигура Христа с поднятой вверх правой рукой. Он уже не посланец мира, а грозный судья. Рядом с Иисусом расположились апостолы: святой Петр, святой Лаврентий, святой Варфоломей, святой Себастьян и другие.
Умершие с ужасом взирают на судью, ожидая приговора. Спасенные Христом воскресают, а грешников уносит сам дьявол.
Всемирный потоп
«Всемирный потоп» («The Universal Flood») – первая фреска, нанесенная Микеланджело на потолок капеллы в 1512 г. Эту работу скульптору помогали выполнять мастера из Флоренции, но вскоре их работа перестала удовлетворять маэстро и он отказался от сторонней помощи. На изображении представлены человеческие страхи в последний момент жизни. Водой уже затоплено все, кроме нескольких высоких холмов, на которых люди в отчаянии стараются избежать смерти.
Ливийская сивилла
«Ливийская сивилла» («Libyan sibyl») – одна из 5-ти, изображенных Микеланджело на потолке капеллы. Грациозная женщина с фолиантом представлена вполоборота. По предположению искусствоведов, образ сивиллы художник срисовывал с позирующего юноши. По преданию, она была темнокожей африканкой среднего роста. Маэстро решил изобразить прорицательницу с белой кожей и светлыми волосами.
Отделение Света от тьмы
Фреска «Отделение света от тьмы» («The Separation of Light From Dark») как и другие фрески в капелле, наполнена буйством красок и эмоций. Высший разум, полный любви ко всему сущему, обладает такой неимоверной силой, что Хаос не в силах помешать ему отделить свет от темноты. Придание Всевышнему человеческого облика говорит о том, что каждый человек в силах создать внутри себя маленькую вселенную, разграничив добро и зло, свет и тьму, знания и невежество.
Собор Святого Петра
В начале XVI века Микеланджело как архитектор участвовал в создании плана Базилики Святого Петра вместе с архитектором Донато Браманте (Donato Bramante). Но последний невзлюбил Буонарроти и постоянно строил козни против соперника.
Спустя сорок лет строительство полностью перешло в руки Микеланджело, который вернулся к плану Браманте, отвергнув план Джулиано Сангалло (Giuliano da Sangallo). В старый план маэстро внес больше монументальности, когда отказался от сложного разделения пространства. Также он нарастил подкупольные пилоны и упростил форму полукуполов. Благодаря нововведениям здание приобрело цельность, как будто оно было вырезано из одного куска материи.
Капелла Паолина
К росписи «Капеллы Паолина» («Cappella Paolina») в Апостольском дворце Микеланджело смог приступить только в 1542 г. в возрасте 67 лет. Долгая работа над фресками Сикстинской капеллы сильно подорвала его здоровье, вдыхаемые пары краски и штукатурки привели к общей слабости и болезням сердца. Краска испортила зрение, мастер почти не ел, не спал и неделями не снимал сапоги. В итоге, дважды Буонарроти прекращал работы и возвращался к ним вновь, создав две изумительные фрески.
Обращение Апостола Павла
«Обращение Апостола Павла» («Conversione di Saulo») – первая фреска Микеланджело в «Капелле Паолина» размером 6 м 25 см на 6 м 62 см, закончена в 1545 г. Апостол Павел считался покровителем папы римского Павла III (Paulus PP III). Автор изобразил момент из Библии, в котором описывается как к непримиримому гонителю христиан – Савлу явился сам Господь, обратив грешника в проповедника.
Распятие Святого Петра
Многие художники, изображая эту сцену, сталкивались с непониманием. Микеланджело решил проблему, представив сцену распятия до воздвижения креста.
Архитектура
Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.
Базилика Святого Лаврентия
В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).
Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.
Ворота Пиа
«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.
Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.
Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири
Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.
Стихи
Последние три десятилетия жизни Микеланджело занимался не только зодчеством, он писал много мадригал и сонет, которые не были опубликованы при жизни автора. В поэзии он воспевал любовь, прославлял гармонию и описывал трагедию одиночества. Впервые стихи Буонарроти были опубликованы в 1623 г. Всего сохранилось около трех сотен его стихов, чуть менее 1500 писем из личной переписки и около трех сотен страниц личных записей.