Чем был знаменит шостакович
Дмитрий Шостакович: биография, творчество, музыкальная карьера. Произведения Шостаковича
Дмитрий Дмитриевич Шостакович — классик и новатор музыки XX века, русский советский композитор, пианист, педагог, народный артист СССР, лауреат восьми государственных премий.
Биография Шостаковича
Композитор родился в Санкт-Петербурге 12 сентября 1906 года в семье химика и пианистки. По семейной традиции мать начинает обучать Дмитрия игре на фортепиано при достижении им девятилетнего возраста.
Музыка и страсть к сочинительству быстро завоевали сердце будущего композитора. По словам самого Шостаковича, в детстве на создание произведений его побуждали разные события: «Будучи совсем маленьким, видел, как горел лес. Это послужило толчком к сочинению какой-то «огненной сонаты» для рояля».
Первая пьеса «Солдат» была написана под впечатлением от Первой мировой войны. Следом за ней появились «Революционная симфония» и «Похоронный марш». Увлекшись творчеством Гоголя, юный композитор попытался написать оперу «Тарас Бульба». Впоследствии он уничтожил все записи своих детских сочинений.
В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Петроградскую государственную консерваторию. Несмотря на суровые условия гражданской войны — здание не отапливалось, а студенты и преподаватели сидели в пальто и перчатках — юноша проявил особое усердие в изучении музыки.
Шостакович окончил учебное заведение по двум специальностям: как пианист в 1923 году и как композитор двумя годами позже. Дипломной работой стала Первая симфония, которая сразу принесла автору известность. День ее премьеры, 12 мая 1926 года, Дмитрий Дмитриевич стал отмечать как свой день рождения. Во время гастролей по СССР симфонию услышал немецкий дирижер Бруно Вальтер, он попросил автора выслать ему партитуру. Зарубежная премьера произведения принесла Шостаковичу международную известность.
В 1932–1934 годах была написана и поставлена опера «Леди Макбет Мценского уезда». Полтора года постановка пользовалась большим успехом, но затем подверглась жесткой критике в советской прессе и была изъята из репертуара. Композитора обвинили в том, что его музыка непонятна народу.
С июня по октябрь 1941 года Дмитрий Шостакович находился в Ленинграде. Там он начинает работу над знаменитой Симфонией №7. В произведении нашли отражение тема вражеского нашествия, контраст сцен мирной жизни и разрушительной силы войны. «Ленинградская» симфония Шостаковича стала символом борьбы советского народа против захватчиков. Композитор заканчивает работу над ней в эвакуации, в городе Куйбышев. В 1942 году происходят две премьеры: в июле симфонию исполняют в Америке, в августе — в блокадном Ленинграде. Для исполнения произведения, рассчитанного на двойной состав оркестра, музыкантов отзывали с фронта.
В 1948 году Политбюро обвинило Шостаковича в «декадентстве» и «буржуазном формализме». Он был объявлен профнепригодным, лишен звания профессора и уволен из консерваторий.
Несмотря на это, в 1949 году Дмитрий Дмитриевич принял участие во Всемирной конференции в защиту мира, а в 1950 году — в конкурсе имени И. С. Баха, проходившем в Лейпциге, в качестве члена жюри. В 1950-е годы происходит сближение композитора с властями. Он становится секретарем Союза композиторов СССР, РСФСР, вынужденно вступает в КПСС.
В 1958 году Д. Шостакович делает собственную оркестровку оперы Мусоргского «Хованщина». Его интерпретация становится самой востребованной на ближайшие десятилетия.
Последние годы жизни композитора были омрачены тяжелой болезнью. Шостакович умер 9 августа 1975 года в Москве от рака легких, похоронен на Новодевичьем кладбище.
Преподавательская деятельность
С 1937 года Шостакович — преподаватель композиции в Ленинградской консерватории. С 1943 по 1948 год обучает инструментовке и композиции еще и в Москве. Среди его учеников были Г. Свиридов и М. Ростропович. После увольнения в 1948 году вернулся к преподавательской деятельности только через 13 лет.
Особенности музыки Шостаковича
Творчество композитора охватывает множество жанров. Первое место занимают 15 симфоний и 15 струнных квартетов. Кроме этого, Дмитрий Шостакович писал оперы, балеты, музыку для кинофильмов, песни, произведения для инструмента с оркестром, фортепианные пьесы, сюиты, увертюры и прочее.
Композитор получил признание не только в Советском Союзе, он являлся почетным членом музыкальных академий Италии, Франции, США, Сербии, а также доктором нескольких иностранных консерваторий.
Самобытная музыка Шостаковича включает новаторские приемы — новые формы, жанры, ладово-интонационные элементы. Но также в ней нашли отражение лучшие традиции классических авторов. Творчество Дмитрия Дмитриевича оказало большое влияние на развитие музыки XX века.
Личная жизнь
Шостакович был трижды женат. От первого брака с Ниной Васильевной Шостакович (урожденной Вазар) имел двоих детей: дочь Галину и сына Максима — известного дирижера.
Дмитрий Шостакович
Биография
Шостакович Дмитрий Дмитриевич – советский пианист, общественный деятель, педагог, доктор искусствоведения, народный артист СССР, один из наиболее плодовитых композиторов XX века.
Детство и юность
Дмитрий Шостакович появился на свет в сентябре 1906 года. У мальчика было две сестры. Старшую дочь Дмитрий Болеславович и Софья Васильевна Шостаковичи назвали Марией, она родилась в октябре 1903 года. Младшая сестра Дмитрия получила при рождении имя Зоя. Любовь к музыке Шостакович унаследовал от родителей. Он и его сестры были очень музыкальны. Дети вместе с родителями с юных лет принимали участие в домашних импровизированных концертах.
Дмитрий Шостакович с 1915 года учился в коммерческой гимназии, в это же время он начал посещать уроки в знаменитой частной музыкальной школе Игнатия Альбертовича Гляссера. Учась у знаменитого музыканта, Шостакович приобрел хорошие навыки пианиста, но наставник не обучал композиции, и юноше приходилось заниматься этим самостоятельно.
Дмитрий вспоминал, что Гляссер был человеком скучным, самовлюбленным и неинтересным. Через три года юноша решил покинуть курс обучения, хотя мать всячески препятствовала этому. Шостакович даже в юном возрасте не менял своих решений и ушел из музыкальной школы.
Образование
В 1920 году Дмитрий Дмитриевич написал «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца» для фортепиано. Этот период жизни молодого композитора связан с появлением в его окружении Бориса Владимировича Асафьева и Владимира Владимировича Щербачева. Музыканты входили в «Кружок Анны Фогт».
Шостакович учился прилежно, хотя испытывал трудности. Время было голодное и сложное. Продуктовый паёк для учащихся консерватории был очень мал, юный композитор голодал, но не оставлял занятий музыкой. Он посещал филармонию и занятия, несмотря на голод и холод. Отопления в консерватории зимой не было, многие студенты заболевали, были и случаи летального исхода.
В своих мемуарах Шостакович писал, что в тот период физическая слабость вынуждала его ходить на занятия пешком. Чтобы доехать до консерватории на трамвае, необходимо было протискиваться сквозь толпу желающих, так как транспорт ходил редко. Дмитрий был слишком слаб для этого, он выходил из дома заранее и долго шел пешком.
Через месяц этой музыкальной каторги Шостакович пошел к владельцу кинотеатра Акиму Львовичу Волынскому, чтобы получить жалование. Ситуация оказалась очень неприятной. Владелец «Светлой ленты» стыдил Дмитрия за его желание получить заработанные гроши, убеждал в том, что люди искусства не должны заботиться о материальной стороне жизни.
Часть суммы семнадцатилетний Шостакович выторговал, остальное можно было получить только по суду. Через некоторое время, когда Дмитрий уже имел некоторую известность в музыкальных кругах, его пригласили на вечер памяти Акима Львовича. Композитор пришел и поделился своими воспоминаниями об опыте работы с Волынским. Организаторы вечера пришли в негодование.
В 1923 году Дмитрий Дмитриевич окончил Петроградскую консерваторию по классу фортепиано, а еще через два года – по классу композиции. Дипломной работой музыканта стала Симфония №1. Произведение было впервые исполнено в 1926 году в Ленинграде. Зарубежная премьера симфонии состоялась годом позже в Берлине.
Творчество
В тридцатые годы прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет Мценского уезда». В этот период он также закончил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Наиболее известным фрагментом этого произведения стал «Вальс №2».
Появление в советской печати критики относительно музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свой взгляд на некоторые работы. По этой причине Четвертая симфония не была представлена публике. Шостакович остановил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятые годы двадцатого века.
После блокады Ленинграда Дмитрий Дмитриевич считал партитуру произведения утерянной и стал заниматься переработкой сохранившихся у него набросков для фортепианного ансамбля. В 1946 году в архивах документов были найдены копии партий Четвертой симфонии для всех инструментов. Через 15 лет произведение было представлено публике.
Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич увозил с собой наброски будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Наиболее широко она известна как «Ленинградская». Симфония была впервые исполнена в Куйбышеве в марте 1942 года.
Окончание войны Шостакович ознаменовал сочинением Девятой Симфонии. Ее премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Через три года композитор оказался в числе музыкантов, попавших в опалу. Его музыка была признана «чужой советскому народу». Шостаковича лишили звания профессора, полученного в 1939 году.
Учитывая тенденции времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Песнь о лесах». Основной задачей произведения было восхваление Советского союза и его триумфального восстановления в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее расположение критиков и властей.
Биография Дмитрия Шостаковича
Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября (12 сентября по старому стилю) 1906 года в Петербурге в семье поверителя Главной палаты мер и весов.
Его отец, выпускник физико-математического факультета Петербургского университета, был сыном сосланного в Сибирь революционера, впоследствии занявшего пост управляющего иркутским отделением Сибирского торгового банка. Мать, урожденная Софья Кокоулина, дочь управляющего золотыми приисками, занималась по классу фортепиано в Петербургской консерватории.
Первоначальное музыкальное образование Дмитрий Шостакович получил дома (уроки фортепиано у матери) и в музыкальной школе в классе Глиссера (1916-1918). К этому времени относятся и первые опыты сочинения музыки. Среди ранних произведений Шостаковича — «Фантастические танцы» и другие пьесы для фортепиано, скерцо для оркестра, «Две басни Крылова» для голоса с оркестром.
В 1919 году 13-летний Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию (ныне Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова), где занимался по двум специальностям: фортепиано — у Леонида Николаева (окончил в 1923 году) и композиции — у Максимилиана Штейнберга (окончил в 1925 году).
Дипломная работа Шостаковича — Первая симфония, премьера которой состоялась в мае 1926 года в Большом зале Ленинградской филармонии, принесла композитору мировую известность.
Во второй половине 1920-х годов Шостакович концертировал как пианист. В 1927 году на первом Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена (Варшава) он был награжден Почетным дипломом. С начала 1930-х годов выступал в концертах реже, главным образом, участвуя в исполнении собственных произведений.
В годы учебы Шостакович также работал пианистом-иллюстратором в ленинградских кинотеатрах. В 1928 году работал в театре Всеволода Мейерхольда как заведующий музыкальной частью и пианист, тогда же написал музыку к спектаклю «Клоп», поставленному Мейерхольдом. В 1930-1933 годах был заведующим музыкальной частью в Ленинградском Театре рабочей молодежи.
В январе 1930 года в ленинградском Малом оперном театре состоялась премьера первой оперы Шостаковича «Нос» (1928) по одноименной повести Николая Гоголя, которая вызвала противоречивые отклики критики и слушателей.
Важнейшим этапом творческой эволюции композитора стало создание оперы «Леди Макбет Мценского уезда» по Николаю Лескову (1932), воспринятой современниками как произведение, по драматизму, эмоциональной силе и виртуозности музыкального языка сравнимое с операми Модеста Мусоргского и «Пиковой дамой» Петра Чайковского. В 1935-1937 годах опера исполнялась в Нью-Йорке, Буэнос-Айресе, Цюрихе, Кливленде, Филадельфии, Любляне, Братиславе, Стокгольме, Копенгагене, Загребе.
После появления в газете «Правда» статьи «Сумбур вместо музыки» (28 января 1936 года), обвинившей композитора в чрезмерном натурализме, формализме и «левацком уродстве», опера была запрещена и снята с репертуара. Под названием «Катерина Измайлова» во второй редакции опера вернулась на сцену лишь в январе 1963 года, премьера состоялась в Академическом музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.
Запрет этого произведения стал причиной психологического кризиса и отказа Шостаковича от работы в оперном жанре. Его опера «Игроки» по Николаю Гоголю (1941-1942) осталась незавершенной.
С этого времени Шостакович сосредоточился на создании произведений инструментальных жанров. Им были написаны 15 симфоний (1925-1971), 15 струнных квартетов (1938-1974), фортепианный квинтет (1940), два фортепианных трио (1923; 1944), инструментальные концерты и другие произведения. Центральное место среди них заняли симфонии, большинство из которых воплощают в себе антитезу сложного личного бытия героя и механистической работы «машины истории».
Широкую известность получила его 7-я симфония, посвященная Ленинграду, над которой композитор работал в первые месяцы блокады в городе. Впервые симфония была исполнена 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде в Большом зале филармонии оркестром радио.
Среди наиболее значительных произведений композитора других жанров — цикл 24 прелюдий и фуг для фортепиано (1951), вокальные циклы «Испанские песни» (1956), пять сатир на слова Саши Черного (1960), шесть стихотворений Марины Цветаевой (1973), сюита «Сонеты Микеланджело Буонарроти» (1974).
Шостакович также написал балеты «Золотой век» (1930), «Болт» (1931), Светлый ручей» (1935), оперетту «Москва, Черемушки» (1959).
Дмитрий Шостакович вел преподавательскую деятельность. В 1937-1941 годах и в 1945-1948 годах он преподавал инструментовку и композицию в Ленинградской консерватории, где с 1939 года занимал должность профессора. Среди его учеников был, в частности, композитор Георгий Свиридов.
С июня 1943 года по приглашению директора Московской консерватории и своего друга Виссариона Шебалина Шостакович переехал в Москву и стал преподавателем композиции и инструментовки Московской консерватории. Из его класса вышли композиторы Герман Галынин, Кара Караев, Карэн Хачатурян, Борис Чайковский. Учеником Шостаковича по классу инструментовки был известный виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович.
Осенью 1948 года Шостакович был лишен звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий. Поводом к этому послужило Постановление ЦК ВКП(б) об опере Вано Мурадели «Великая дружба», в котором музыка крупнейших советских композиторов, в том числе Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, объявлялась «формалистической» и «чуждой советскому народу».
В 1961 году композитор вернулся к педагогической работе в Ленинградской консерватории, где до 1968 года руководил несколькими аспирантами, в числе которых были композиторы Вадим Биберган, Геннадий Белов, Борис Тищенко, Владислав Успенский.
Шостакович создавал музыку для кино. Один из его маленьких шедевров — мелодия «Песни о встречном» для кинофильма «Встречный» («Нас утро встречает прохладой», на стихи ленинградского поэта Бориса Корнилова). Композитор написал музыку к 35 кинофильмам, среди них «Броненосец «Потемкин» (1925), «Юность Максима» (1934), «Человек с ружьем» (1938), «Молодая гвардия» (1948), «Встреча на Эльбе» (1949), «Гамлет» (1964), «Король Лир» (1970).
9 августа 1975 года Дмитрий Шостакович скончался в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Композитор был почетным членом Шведской Королевской академии музыки (1954), Итальянской академии «Санта-Чечилия» (1956), Королевской академии музыки Великобритании (1958), Сербской академии наук и искусств (1965). Являлся членом Национальной академии наук США (1959), членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (1968). Он был почетным доктором Оксфордского университета (1958), Французской академии изящных искусств (1975).
Творчество Дмитрия Шостаковича было отмечено различными наградами. В 1966 году он был удостоен звания Героя социалистического труда. Лауреат Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968), Государственной премии РСФСР (1974). Кавалер орденов Ленина, Трудового Красного Знамени. Командор Ордена искусств и литературы (Франция, 1958). В 1954 году удостоен Международной премии Мира.
В декабре 1975 года имя композитора было присвоено Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) филармонии.
В 1977 году именем Шостаковича в Ленинграде (Санкт-Петербурге) названа улица на Выборгской стороне.
В 1997 году в Петербурге во дворе дома на Кронверкской улице, где жил Шостакович, открыт его бюст.
В 2009 году трехметровый монумент композитора установлен на углу улицы Шостаковича и проспекта Энгельса в Петербурге.
В 2015 году в Москве перед зданием Московского международного Дома музыки был открыт памятник Дмитрию Шостаковичу.
Композитор был трижды женат. Первой его супругой была Нина Варзар, которая скончалась после 20 лет брака. Она родила Шостаковичу сына Максима и дочь Галину.
Непродолжительное время его женой была Маргарита Кайонова. С третьей супругой, редактором издательства «Советский композитор» Ириной Супинской, Шостакович прожил до конца своих дней.
В 1993 году вдова Шостаковича основала издательство DSCH (монограмма), главная цель которого — выпуск полного собрания сочинений Шостаковича в 150 томах.
Сын композитора Максим Шостакович (1938 года рождения) — пианист и дирижер, ученик Александра Гаука и Геннадия Рождественского.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Чем был знаменит шостакович
Дмитрий Шостакович
В его судьбе было все – международное признание и отечественные ордена, голод и травля властей. Его творческое наследие беспрецедентно по жанровому охвату: симфонии и оперы, струнные квартеты и концерты, балеты и музыка к фильмам. Новатор и классик, творчески эмоциональный и человечески скромный – Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Композитор – классик 20 века, великий маэстро и яркий художник, на себе испытавший суровые времена, в которые ему пришлось жить и творить. Он близко к сердцу воспринимал беды своего народа, в его произведениях отчётливо слышится голос борца со злом и защитника против социальной несправедливости.
Краткую биографию Дмитрия Шостаковича и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Шостаковича
В доме, где 12 сентября 1906 года пришел в этот мир Дмитрий Шостакович, сейчас находится школа. А тогда – Городская проверочная палатка, которой заведовал его отец. Из биографии Шостаковича мы узнаём, что в 10 лет, будучи гимназистом, Митя принимает категорическое решение писать музыку и всего 3 годами спустя становится студентом консерватории.
Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. В личной жизни композитор был не склонен принимать поспешных решений. До такой степени, что позволил женщине, с которой его 10 лет связывали близкие отношения, Татьяне Гливенко, выйти замуж за другого из-за своей неготовности решиться на брак. Предложение он сделал астрофизику Нине Варзар, и неоднократно переносившееся бракосочетание наконец состоялось в 1932 году. Через 4 года появилась дочь Галина, еще через 2 – сын Максим. Согласно биографии Шостаковича с 1937 года он становится преподавателем, а затем и профессором консерватории.
Война принесла не только печали и горести, но и новое трагическое вдохновение. Наравне со своими студентами, Дмитрий Дмитриевич хотел идти на фронт. Когда не пустили – хотел остаться в любимом окруженном фашистами Ленинграде. Но его с семьей почти насильно вывезли в Куйбышев (Самару). В родной город композитор уже не вернулся, после эвакуации поселившись в Москве, где продолжил преподавательскую деятельность. Изданное в 1948 году постановление «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели» объявило Шостаковича «формалистом», а его творчество – антинародным. В 1936 его уже пытались поименовать «врагом народа» после критических статей в «Правде» о « Леди Макбет Мценского уезда » и « Светлом ручье ». Та ситуация фактически поставила крест на дальнейших изысканиях композитора в жанрах оперы и балета. Но теперь на него обрушилась не только общественность, но сама государственная машина: его уволили из консерватории, лишили профессорского статуса, перестали публиковать и исполнять сочинения. Однако долго не замечать творца подобного уровня было невозможно. В 1949 Сталин лично попросил его поехать в США с другими деятелями культуры, вернув за согласие все отобранные привилегии, в 1950 он получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах», а в 1954 – становится Народным артистом СССР.
В конце того же года внезапно скончалась Нина Владимировна. Шостакович тяжело переживал эту утрату. Он был силен своей музыкой, но слаб и беспомощен в повседневных вопросах, бремя которых всегда несла его жена. Вероятно, именно желанием вновь упорядочить быт объясняется его новый брак всего полтора года спустя. Маргарита Кайнова не разделяла интересы мужа, не поддерживала его круг общения. Брак был недолгим. В это же время композитор познакомился с Ириной Супинской, которая через 6 лет стала его третьей и последней женой.
Интересные факты о Шостаковиче
Творчество Дмитрия Шостаковича
В 1930 году состоялись премьеры его первых оперы и балета. И «Нос» по повести Гоголя, и «Золотой век» на тему приключений советской футбольной команды на враждебном западе получили плохие отзывы критики и после чуть более десятка представлений на долгие годы покинули сцену. Неудачным оказался и следующий балет, «Болт». В 1933 композитор исполнил партию фортепиано на премьере своего дебютного Концерта для фортепиано с оркестром, в котором вторая солирующая партия была отдана трубе.
В течение двух лет создавалась опера « Леди Макбет Мценского уезда », которая была исполнена в 1934 году почти одновременно в Ленинграде и Москве. Постановщиком столичного спектакля был В.И. Немирович-Данченко. Спустя год «Леди Макбет. » перешагнула границы СССР, покоряя подмостки Европы и Америки. От первой советской классической оперы публика была в восторге. Как и от нового балета композитора « Светлый ручей », имеющего плакатное либретто, но наполненного великолепной танцевальной музыкой. Конец успешной сценической жизни этих спектаклей был положен в 1936 году после посещения оперы Сталиным и последовавшими статьями в газете «Правда» «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь».
Восьмую симфонию, написанную в 1943 году, критиковали за трагическое настроение. А Девятую, премьера которой прошла в 1945 – напротив, за «легковесность». После войны композитор работает над музыкой к кинофильмам, сочинениями для фортепиано и струнных. 1948 год поставил крест на исполнении произведений Шостаковича. Со следующей симфонией слушатели познакомились только в 1953. А Одиннадцатая симфония в 1958 году имела невероятный зрительский успех и была удостоена Ленинской премии, после чего композитора полностью реабилитировала резолюция ЦК об отмене «формалистического» постановления. Двенадцатая симфония посвящалась В.И. Ленину, а последующие две имели необычную форму: они были созданы для солистов, хора и оркестра – Тринадцатая на стихи Е. Евтушенко, Четырнадцатая – на стихи разных поэтов, объединенные темой смерти. Пятнадцатая симфония, ставшая последней, родилась летом 1971 года, ее премьерой дирижировал сын автора, Максим Шостакович.
В 1958 году композитор берется за оркестровку « Хованщины ». Его версии оперы суждено будет стать самой востребованной в последующие десятилетия. Шостакович, опираясь на восстановленный авторский клавир, сумел очистить музыку Мусоргского от наслоений и интерпретаций. Подобная работа была им проведена и двадцатью годами ранее с « Борисом Годуновым ». В 1959 году состоялась премьера единственной оперетты Дмитрия Дмитриевича – «Москва, Черемушки», которая вызвала удивление и принималась восторженно. Через три года по мотивам произведения вышел популярный музыкальный фильм. В 60-70 композитор пишет 9 струнных квартетов, много работает над вокальными произведениями. Последним сочинением советского гения была Соната для альта и фортепиано, впервые исполненная уже после его кончины.
Музыка Шостаковича в кино
Дмитрий Дмитриевич написал музыку к 33 фильмам. «Катерина Измайлова» и «Москва, Черемушки» были экранизированы. Тем не менее он всегда говорил своим ученикам, что писать для кино можно только под угрозой голодной смерти. Несмотря на то что киномузыку он сочинял исключительно ради гонорара, в ней немало удивительных по красоте мелодий.
Современная киноиндустрия часто использует музыку Шостаковича для создания музыкального оформления картин:
Произведение | Фильм |
Сюита для джаз-оркестра № 2 | «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», 2016 |
«Нимфоманка: Часть 1», 2013 | |
«С широко закрытыми глазами», 1999 | |
Концерт для фортепиано с оркестром № 2 | «Шпионский мост», 2015 |
Сюита из музыки к кинофильму «Овод» | «Возмездие», 2013 |
Симфония №10 | «Дитя человеческое», 2006 |
К фигуре Шостаковича и сегодня относятся неоднозначно, называя его то гением, то конъюнктурщиком. Он никогда открыто не высказывался против происходящего, понимая, что тем самым потерял бы возможность писать музыку, которая была главным делом его жизни. Эта музыка даже спустя десятилетия красноречиво говорит как о личности композитора, так и о его отношении к своей страшной эпохе.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Фильм о Шостаковиче