Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19

§ 40. Национальный вопрос и национальная политика России

Что такое национальный вопрос
Что он означал в российских условиях XIX в.

Сравнить национальный вопрос в Российской империи и в Британской империи

Национальный вопрос в многонациональном Российском государстве

По мере становления России как многонационального государства неизбежно вставал национальный вопрос, под которым понимается совокупность политических, экономических, территориальных, правовых, идеологических и культурных отношений между нациями, национальными группами и народностями. Власть должна была считаться с интересами присоединённых народов и одновременно обеспечить государственное единство страны в её новых границах. Власти России решили эту задачу, не только сохраняя существовавшие ранее на присоединяемых территориях порядки и права населения, но и предоставляя, как правило, новым подданным новые права, которых зачастую не имело и население исторического центра страны. В этом смысле Российская империя коренным образом отличалась, к примеру, от Британской империи. Крепостное право, лежавшее тяжким бременем на русском крестьянстве, практически во всех присоединяемых территориях отсутствовало или было отменено.

Документ
Из книги Н.А. Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории»

«Россия была империей в высшем позитивном смысле этого понятия: она вобрала много народов и, в отличие от западных империй, сделала местную аристократию полноправной частью своего правящего класса. Эти люди, в частности остзейское дворянство, были самыми верными слугами Отечества и государя и отличались крайней консервативностью, в отличие от многих русских аристократов. »

Всё это опровергает представление о том, что Российская империя была «тюрьмой народов». Россия выполняла большую цивилизационную миссию, неся многим народам южных и восточных районов империи те блага европейской цивилизации, которыми они к тому времени ещё не обладали. Это способствовало формированию в них современной для того времени экономики, обновлению социальных отношений, трансляции отдельных элементов европейской культуры.

Вместе с тем, по меткому замечанию А.Н. Сахарова, «Россия становилась всё более азиатским государством по мере продвижения на Восток», впитывая в себя многие восточные традиции и обычаи, начало которым было положено ещё во времена ордынского господства.

Особенности национальной политики России в XIX в.

Основным принципом национальной политики на присоединённых территориях было сохранение на них прежнего административного управления, местных законов, религиозных учреждений, отношений собственности, языка, культуры. В случае поддержки местной верхушкой центральной власти права населения могли стать более широкими. В случае оппозиционности они, наоборот, сужались. Другим принципом национальной политики было активное сотрудничество царской власти с местными элитами, привлечение их на свою сторону пожалованиями, наградами, льготами и привилегиями, а главное — сохранением их прежнего статуса на данной территории. Польские, украинские, грузинские, прибалтийские, молдавские и все иные представители знати уравнивались в правах с русским дворянством.

Часть новых территорий освобождалась от рекрутских наборов. Налоговое бремя там было ниже, нежели для жителей центральных губерний. Например, прямой налог на душу населения в конце XIX в. составлял для жителя великороссийских губерний 1 р. 72 к., для украинских губерний — 1 р. 27 к., для литовско-белорусских — 1 р. 14 к., а для кавказских — 79 к.

Ещё один принцип состоял в том, что национальная принадлежность не была определяющей при продвижении по службе. В начале XX в. доля нерусских среди чиновников составляла 15%, среди членов Государственного совета — 12%, в офицерском корпусе российской армии — 23%, среди генералитета — 18%.

Национальная политика в XIX в. прошла в своём развитии три этапа (1801 —1830, 1830—1863, после 1863 г.). На первом она исходила из идеи обеспечения государственного единства с опорой на закон и традиции местного населения.

В рамках этого курса была принята польская конституция, сохранялись конституционные законы в Финляндии. Однако польский вопрос стал вскоре чрезвычайно болезненным для центральной власти. До Польского восстания 1830 г. властям казалось, что можно смириться и с национальными движениями, если они не ставят под угрозу социальную стабильность, внутреннюю и внешнюю безопасность данной территории и империи в целом. Отмена крепостного права в Прибалтике, Молдавии, казалось, готовили почву для таких же шагов в Великороссии.

На втором этапе национальная политика под влиянием Польского восстания 1830—1831 гг. стала более жёсткой. В частности, была отменена польская конституция, что ограничило административно-политическую автономию польских земель.

Серьёзные изменения произошли лишь после Польского восстания 1863—1864 гг., после чего был взят курс на ускоренную интеграцию всех национальных окраин в состав империи, а также на культурно-языковую унификацию, которую часто называют русификацией.

Причины нарастания проблем между Центром и национальными окраинами страны во второй половине XIX в. носили объективный характер.

Во-первых, в условиях начавшейся индустриальной модернизации в России, как и в других многонациональных странах, начинался процесс формирования национальных элит, который неизбежно вёл к оживлению национальных движений, а в перспективе — к росту сепаратистских настроений.

Во-вторых, по мере индустриального роста и формирования основ индустриального общества в различных национальных регионах страны формировались экономические, социальные, политические предпосылки для будущей независимости от Центра.

Всё это не могло не повлиять на ужесточение национальной политики, которое также имело объективную природу.

Во-первых, правительство сочло неверным курс на расширение автономии и прав народов, увидев именно в нём причину обострения национальных отношений. Альтернативой такому курсу было лишь ужесточение политики в данной сфере.

Во-вторых, реформы 60—70-х гг. XIX в., развитие экономики, культуры вызывали подъём национальных движений. Как и в других многонациональных странах, находившихся на этапе индустриальной модернизации, вступил в завершающую фазу процесс формирования национальных элит, возглавивших национальные движения, что вело к требованиям автономии, а затем и национальной независимости. Центральная власть не могла смириться с этим.

В-третьих, процесс реформирования всех сторон жизни российского общества требовал унификации административного управления, правового и социального статуса различных территорий страны.

В-четвёртых, на рост национального движения оказывало своё прямое влияние русское революционное движение, заинтересованное в обретении союзников в национальных районах страны.

В-пятых, важным обстоятельством для роста национальных движений стал рост образовательного уровня населения национальных окраин.

Ужесточение национальной политики воплотилось в денационализации школы, запрещении издания книг на местных языках, переселении русского населения в национальные районы, ужесточении репрессивных мер в отношении непокорных, новых попытках насильственной христианизации.

Последствия перемен в национальной политике были противоречивыми. С одной стороны, национальное движение вплоть до революционного взрыва начала XX в. оказалось в значительной степени приглушённым; с другой — мероприятия правительства в культурно-языковой сфере в ряде случаев больно задевали интересы не столько национальных элит, сколько широких слоёв населения. Это вело к постепенному вызреванию предпосылок для нового подъёма национального движения в самых разных регионах страны.

Источник

Национальная политика Александра 1

В эпоху правления императора Александра 1 Россия уже была крупнейшей страной мира по размерам, поэтому на ее территории проживало огромное количество различных народов и наций. Постоянное присоединение новых земель приводило к тому, что в Российскую империю входили территории со своей культурой, традициями и обычаями. Всё это нужно было учитывать при проведении внутренней политики страны. Поэтому национальная политика Александра 1 это очень важная тема, которая позволяет понять процессы, происходившие в России первой четверти 19 века, а также продемонстрировать позицию власти в отношении присоединенных земель и народов.

Применение категории национальной политики осуществлялось в следующих регионах:

Каждый из этих регионов уникален, у каждого свои традиции и обычаи. Поэтому изучим особенности внутренней политики Российской империи эпохи Александра 1, направленной на национальные окраины страны.

Великое княжество Финляндское

Финские земли долгое время входили в состав Швеции. Ситуация изменилась в 1809 года, когда шведы проиграли русско-шведскую войну. Условия мира получились довольно умеренными, но шведы потеряли Финляндию. На новой земле России нужно было проводить нацполитику, поскольку в состав империи вошли земли с народами, которых раньше не было. В Финляндии в основном жили 2 народности: шведы и финны. Александр 1 избрал для этого региона весьма сдержанную политику, наделив эти земли большой самостоятельностью.

Отличительные особенности национальной политики России в Финляндии эпохи Александра 1 следующие:

Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть картинку Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Картинка про Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19

Финляндия в статусе отдельного княжества Российской Империи получала статус государства в государстве. Да, российский император назначал генерал-губернатора и других чиновников, но, как правило, изначально эта кандидатура согласовывалась с финляндским сеймом. В остальных же аспектах развития княжества никаких ограничений и никаких попыток задавить национальное движение или полностью подчинить России народы Финляндии или Швеции не предпринимались. Поэтому Финляндия очень уверенно развивалась в России и жила без каких-либо потрясений.

Польское царство

Национальная политика Александра 1 в отношении Польши предполагала:

Сравнительное положение Польши и Финляндии

Для детальной характеристики национальной политики России эпохи Александра 1 предлагаю сравнить положение Финляндии и Польши в составе Российской Империи, найти общие и отличительные особенности в управлении каждым из этих регионов. Для этого приготовим специальную таблицу.

Таблица: Общее и отличия в национальной политике в Польше и в Финляндии

Элемент национальной политикиВ ПольшеВ Финляндии
Официальный язык и язык делопроизводстваПольскийШведский
Право принимать законыИмператорМестный сейм
Система образованияЗависимаяПолностью независимая
Глава регионаИмператорГенерал-губернатор. Его часто выбирали из Прибалтики.
На ключевых должностях былиПолякиФинны и шведы

Сравнивая положение двух регионов Российской империи важно отметить, что Финляндское княжество обладало большей самостоятельностью, чем Польское царство. Во многом этому способствовало то, что у поляков были разногласия исторического плана с Российской империей, и предоставление им полной самостоятельности могло создать большие проблемы.

Прибалтийские земли

В западной национальной окраине России, Прибалтике, очень остро стоял национальный вопрос. В основном этот вопрос касался земли. Начать следует с того, что Прибалтика на момент царствования Александра 1 состояло из 3-х губерний:

Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть картинку Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Картинка про Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19

Прибалтика не обладала такими широкими национальными привилегиями, какие были у Польши или у Финляндии. Основной вопрос в этом регионе касался земли. Вопрос был очень острым, поскольку крестьяне в основном были эстонцами и латышами, а помещики, в силу исторических причин, были германцами. Поэтому национальные конфликты в данном регионе носили не русский характер, а исключительно немецко-прибалтийский. Для решения этой проблемы в 1804 году Александр фактически отменяет крепостное право в Прибалтике. По Указу, изданному императором, каждый крестьянин получал в распоряжение землю, которую имел право передавать по наследству. Помещики утратили право продавать или обменивать крестьян без земли. Вместе с этим были значительно сокращены земельные и иные повинности крестьян перед помещиками.

Проведение такой национальной политики со стороны Александра 1 привело к противоречиям с прибалтийскими помещиками. Для их устранения в 1816-1819 годах на территории всех 3-х прибалтийских губерний осуществили частичные контрреформы, которая частично откатила то, что было сделано ранее. Крестьяне сохранились независимость от помещиков, однако утратили право на землю даже личную, не говоря уже о наследуемой. Вся земля вернулась к помещикам. Крестьяне получили только право арендовать эту землю. Все органы управления и исполнения для крестьян были своими, но контролировали теперь их помещики.

Территория Кавказа

Кавказ всегда был сложным регионом для России. В начале XIX века здесь проживало порядка 50 народностей, каждая из которых обладала своим языком, своей культурой и религией. Основные языковые группы Кавказа этого периода следующие:

Все народы обладали своим языком. У них была различная религия. У них была различная культура и обычаи. Они занимались разными вещами и разными промыслами. Российская Империя расширяла свои владения на Кавказе. Национальная политика здесь была довольно мягкой и регионы не утратили свой статус и свое право на религию, язык и традиции. Для самой же Российской империи присоединение регионов Кавказа портило отношения прежде всего с Ираном и Турцией. Эти страны также заявлялись свои права на данный регион.

Присоединение различных народов проходило по-разному. Многие из них, спасаясь от Турции и Ирана, сами добровольно вступали в Российскую империю, а некоторые народы приходилось подчинять силой.

Сибирь

Национальный вопрос в Сибири стоял для Российской империи не менее остро. Достаточно сказать, что в начале 19 века здесь проживало 200 тысяч человек, а к середине столетия здесь проживало уже более 600 тысяч человек. Такой рост связан не только с демографическими факторами, но и с переселением людей из западной части Империи на восток. В это время все сибирские народы назывались инородцы. Таких инородных народов было достаточно много и Российская Империя ставила своей задачей сохранения национальной самобытности каждого из этих народов. Вторая задача заключалась в том, чтобы плавно и постепенно вписать эти народы в жизнь империи. Для решения этих задач в 1822 году был принят Устав об управлении инородцев. Его автором выступил Сперанский, который по состоянию на этот год занимал должность генерал-губернатора Сибири. Устав был очень прогрессивным и делил всех инородцев на три большие группы:

Устав Сперанского предполагал, что бродячие и кочевые народы со временем должны перейти в статус оседлых, и также получить права государственных крестьян. Важно отметить только факт, что все инородцы Сибири освобождались от военной службы. Даже оседлые народы, которые были приравнены к государственным крестьянам, от воинской службы освобождались, и к ней не допускались. Устав Сперанского с точки зрения истории интересен тем, что подобного документа в отношении национальных окраин и национальностей не было ни в одной другой стране мира. В этом отношении национальная политика Александра 1 была очень гибкой и очень прогрессивной. Он не стремился подчинить и уничтожить присоединенные народы, а стремился наоборот сохранить их самобытность.

Источник

«Национальная политика России XIX-XX веков»

Актуализировать необходимые знания из курса истории России 19 век. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале 20 века среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.

Сформировать представление об основных особенностях и проблемах в национальной политике Российской империи на рубеже 19-20 веков.

Выразить свое отношение к ситуации, в которой оказалась Россия в конце 19 начале 20 века; пробудить интерес к самостоятельному решению исторических задач.

Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. Формировать толерантное отношение к представителям различных конфессий, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Удерживать цель деятельности до получения ее результата; корректировать деятельность: вносить изменения в процессе с учетом возникших трудностей и ошибок;

Выявлять особенности разных объектов в процессе их рассмотрения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы для получения информации.

Находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; воспроизводить текст с учетом поставленной учебной задачи.

Уметь: раскрывать причинно-следственные связи существования России как многоконфессиональной страны; выделять особенности положения представителей различных религий; анализировать различные источники информации; объяснять события, происходившие в церковном мире

Способствовать саморазвитию и личностному самоопределению учащихся, их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Способствовать самостоятельно определять цели своей деятельности; решать творческие задачи; сравнивать однотипные явления; организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками; аргументировать свое мнение; задавать вопросы; слушать мнение других учащихся. Формировать ИКТ-компетенции

Этнос, народность, нация, национализм, русификация.

Карта «Российская империя в начале 20 века».

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

(название, время, цели)

Цель: психологический настрой на урок (1 мин)

Подготовка к изучению нового материала

Цель: обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

Вступительное слово учителя.

Ну что мы знаем о мире-

О древнем? О средних веках.

Что правда горит на кострах?

А в сущности, что же мы знаем о дедах?

Беспамятство сила презлая,

Об этом сегодня и речь.

Годы плетут свои сети,

Как сыплет безвременья снег!

… А меньше всего на свете

Мы знаем наш собственный век…

Объявление темы урока. Запись на доске темы урока:

Обратите внимание на доску, прочитайте внимательно текст, проанализируйте его, в результате анализа вы должны заполнить таблицу следующего содержания: (Приложение 2)

Отвечают на вопрос.

Изучение нового материала

Работа над понятиями.

Приведите различные определения этноса

— Раскройте содержание термина национальность. (принадлежность человека к той или иной нации либо его гос.принадлежность)

Национализм. Психология, идеология и политическое течение, основывающиеся на признании превосходства одной нации над другой, национальной исключительности того или иного народа.

Теперь перейдем к решению нескольких задач :

1. В Польше ставились задачи деколонизации и русификации. Польское национальное движение было связано с российскими революционными движениями и правительство боялось проявить слабость в этом вопросе. Основными требованиями польского национального движения были: территориальная автономия, восстановление польского языка. В 1905г. Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы). Однако с 1905 года усиливается контроль генерал-губернатором Варшавы над польской католической церковью. Разрешается преподавание ряда предметов на польском языке. Запрет о замещении поляками более 50% мест на государственной службе остается в силе. С 1906 г. полякам разрешается покупать землю у поляков (крах надежд на скупку всех земель русскими помещиками).

Происходит: 1. Восстановление выборов предводителей дворянства; 2. Введение польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском).

Какие изменения произошли на национальных окраинах России, если основываться только на этих фактах?

2. Национальная самобытность Украины и Белоруссии официально не признавалась. В 1905 году крестьянам- католикам разрешили покупать земли в Западном крае. В этом же году разрешили издавать Евангелие на украинском языке. Поскольку белорусы и украинцы не являлись инородцами, то преподавание в школах происходило только на русском языке.

Национальная политика в отношении Прибалтики носила двойственный характер: поощрение высших образованных классов за приверженность твердой и законной власти (открытие дворянских немецких гимназий в Риге, других частных учебных заведений с немецким языком);восстановление преподавания на латышском и эстонском языках в начальных школах, чтобы не допустить влияния немецкого языка и культуры.

Можно ли на основании прочитанного утверждать, что царское правительство не поддерживало национальные окраины? Ответ обоснуйте.

3. В начале ХХ века антисемитизм имел следующие проявления:

— выселение евреев в черту оседлости;

— более жесткие ограничения численности евреев в учебных заведениях;

— меры по вытеснению евреев из хлебной промышленности;

— запрещение евреям быть директорами крупных предприятий, связанных с недвижимым имуществом. Суд над Бейлисом, обвиненным в ритуальном убийстве. Провал суда.

В 1890 г. евреи были лишены права на проживание во внутренних губерниях, а в 1907 году это решение было приостановлено. В 1906 году Совет министров выступил за отмену процентной нормы для высшей школы.

Чем можно объяснить предпринимаемые российским правительством меры?

4. На территориях Закавказье, Степного края, Поволжья происходило следующее:

Почему же оно встречал сопротивление представителей и целых этнических групп?

Какие изменения еще нужно было провести, чтобы решить финский вопрос?

Основная нация – русские, а население Средней Азии, Восточной Сибири, Астраханской и Архангельской губерний. Кавказ называли инородцами. Проводилась политика русификации.

В этническом отношении численность же других народов и народностей достигало 64 млн. человек, что составляло одну треть населения империи.

Политика русификации- идеология, что русские основная нация.

Уровень развития народов был различен. Одним из самых острых в России был еврейский вопрос. Для евреев в некоторой степени сохранялась черта оседлости, евреям запрещались покупки и аренда земли, жизнь вне города. Евреи требовали равноправия?

В начале XX в. в Российской империи не было крупных волнений на национальной почве. Правда, по-прежнему демонстрировали сепаратистские настроения поляки, болезненно реагировали на малейшие попытки посягательства на свою конституцию финны, не прекращались внутренние трения среди кавказских народов.

Уровень развития народов Российской империи был различен.

Первый подход: нация – это этническая общность, второй подход: нация – это сообщество граждан данного государства, в которой на первый план выходят общегражданские качества, но вместе с тем сохраняются особенности входящих в нее этносов – язык, культура, традиции, обычаи.

Этот термин означает осознание своей принадлежности к определенной этнической общности.

Источник

ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § Национальная политика Александра I

Стр. 44. Что такое национальная политика? В чем состояли ее особенности при Александре I?

Национальная политика – комплекс мер в отношении народов Российской империи. Главной особенностью было проведение национальной политики с учетом интересов не только наиболее крупных, но и малых народов. Российская империя представляла собой многонациональное государство, населенное представителями разных народов. Особый статус имела Прибалтика, Финляндия, Царство Польское. Были предприняты меры с целью упорядочить управление инородцами, для чего в 1822 г. был принят Устав об управлении инородцев.

Стр. 48. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Используя текст параграфа, докажите, что Великое княжество Финляндское имело особые условия управления и самостоятельность в рамках Российской империи.

Финляндия была наделена довольно большой самостоятельностью в управлении, имела свой сейм (собрание представителей всех сословий), без согласия которого не мог быть издан, изменен или отменен ни один закон. Для управления Великим княжеством Финляндским царь назначал генерал-губернатора (им становился выходец из прибалтийских дворян). Он в свою очередь возглавлял Комитет главного управления (высшее административное учреждение из 12 местных жителей – 6 дворян и 6 недворян). Все делопроизводство велось на шведском языке. Создавался Правительственный совет, управлявший судом и государственным хозяйством. Автономными оставались система образования и система местного самоуправления.

2. Сравните национальную ситуацию в Финляндии и на Кавказе. Какое главное различие вы можете назвать?

Кавказ населяло более 50 народов, которые являлись представителями самых разных языковых семей, исповедовали разные религии, у большинства из них господствовали родоплеменные отношения. Межнациональные и родовые споры делали регион крайне сложным. В Финляндии проживали два близких друг другу народа – финны и шведы. В регионе не существовало острых проблем, разрешение которых требовало больших сил и расходов казны.

3. Кого в XIX в. называли инородцами?

Инородцами называли все нерусские народы Сибири, которые представляли разные племена и сохраняли остатки родоплеменных отношений.

4. Какие особенности управления Сибирью существовали в первой четверти XIX в.? Чем они были обусловлены?

Многие народы Сибири активно перемещались по огромным просторам. Активно шел процесс формирования новых народов. Все это требовало от властей, с одной стороны, бережного отношения к народам Сибири, а с другой – включение всех ее коренных жителей в хозяйственную и культурную жизнь российского общества. С целью упорядочить управление инородцами в 1822 г. был принят Устав об управлении инородцев. Коренные народы делились на три разряда – бродячие, кочевые и оседлые. Оседлые инородцы были полностью приравнены в своих правах к государственным крестьянам, они несли все те же повинности. Бродячими инородцами управляли «князья» из числа местной родоплеменной верхушки. Похожее управление получили и кочевые инородцы. Устав предусматривал постепенный переход бродячих и кочевых народов в оседлые и в итоге – уравнивание их в правах с русским крестьянством.

5. Расскажите об особенностях положения Прибалтики в составе Российской империи.

В Прибалтике Александр I пытался смягчить ситуацию, вызванную ярко выраженными национальными противоречиями, которые заключались в том, что большинство помещиков имело немецкое происхождение, а крестьяне были предками современных эстонцев и латышей. В 1804 г. прибалтийские крестьяне признавались прикрепленными к земле, а не к помещику. Был ослаблен произвол помещиков. Таким образом, крестьяне в Прибалтике находились на особом положении.

6. Отличалось ли положение прибалтийских крестьян от положения крепостных крестьян основной части страны?

В 1816-1819 гг. в Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерниях Александр I отменил крепостную зависимость крестьян от помещиков. Прибалтика являлась единственным местом в Российской империи, где крестьяне были полностью освобождены от крепостной зависимости.

Стр. 49. Работаем с картой

1. Пользуясь картой, определите, какое значение имело присоединение Финляндии и части Польши с точки зрения геополитического положения России.

Присоединение Финляндии и части Польши отодвигало границы России, продвигала Россию на север и на запад. В польских землях активно развивалось сельское хозяйство, а в дальнейшем промышленность.

2. Сравните с помощью карты территории Речи Посполитой в 1760-г гг. (накануне разделов) и территорию Царства Польского в 1815 г.

Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть картинку Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Картинка про Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19

Красным проведены границы Речи Посполитой, синим цветом – Царства Польского.

Стр. 49. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя материалы параграфа, составьте в тетради таблицу «Национальности и народности, входившие в состав Российской империи первой половине».

Поляки, евреи, финны, шведы, болгары, греки, сербы, гагаузы, немцы, русские, украинцы, эстонцы, латыши, армяне, осетины, курды, таты, грузины, абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, дагестанцы, манси, ненцы, энцы, селькупы, тунгусы (эвенки), чукчи, юкагиры, якуты, хакасы (племена койбалов, качинцев, бельтиров, сагайцев, кызыльцев), буряты, коряки, алтайцы, шорцы.

Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Смотреть картинку Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Картинка про Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19. Фото Чем была обусловлена необходимость обратить внимание на национальную политику в начале 19

Манси (устаревшее – вогулы, вогуличи) – малочисленный народ в России, входит в угорские народы. Ближайшие языковые родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции более половины использует в обиходе русский язык.

Самоназвание манси означает «человек», до 1920-1930 гг. манси по-русски назывались вогулы.

Считается, что как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана. Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и степных кочевников-скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV вв. вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими – в первую очередь, с новгородцами – относятся к XI веку. С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI в. русская колонизация усилилась, манси постепенно вытеснялись на север и восток, а в XVIII в. были обращены в христианство, после обращения частично ассимилировались. На этническое формирование манси повлияли различные народы.

Верующие манси – православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов-покровителей, предков, медведя. В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов.

2. Сравните положение Финляндии и Польши в составе Российской империи, найдите общее и отличия.

Линии сравненияФинляндияПольша
Основа строяЗаконы, действовавшие при ШвецииКонституция
Глава регионаГенерал-губернатор, назначаемый императором из прибалтийских дворянРоссийский император
Особенность парламентаСейм, состоявший из представителей всех сословийДвухпалатный сейм, избираемый по принципу ограниченного избирательного права
Принятие законовТолько с согласия сеймаПринимал только император, сейм был законосовещательным
Отношение к Российской империиШирокие автономии обеспечивали спокойное развитие регионаРост национально-освободительного движения

Все права защищены. Правообладатель: ООО «Ксеноксс», рег. №40003805219, юр. адрес: Курземес пр. 106/45, LV-1069, Рига, Латвия. Для публикации на euroki.org

Общее – широкие автономии, создание сейма; действие на основании исключительных законов (законы для Финляндии и Конституция).

Различия – Финляндия обладала большей автономностью, сейм был законодательным, а не законосовещательным, как в Польше. Имела своего главу региона.

3. Несмотря на дарование Царству Польскому конституции, на этой территории Российской империи неоднократно вспыхивали восстания. Предположите причины этих восстаний.

1) Защита кавказских территорий от попыток подчинения со стороны Турции и Ирана.

2) Началось обоюдовыгодное взаимодействие экономики и культуры народов Кавказа и России.

3) Русская военная и гражданская администрация выступала арбитром в вековых межнациональных и родовых спорах.

1) Включение такого сложного региона в состав империи стало источником многих внутренних проблем в будущем, а также обострило противоречия России с южными соседями.

2) Внедрение новой системы управления и культурных обычаев, проникновение переселенцев из России нередко вызывало протест местного населения.

3) Освоение новых земель требовало от казны огромных расходов, что отвлекало средства от развития центральных областей России.

4. Используй материалы Интернета, сделайте презентацию о культуре и традициях одного из народов Кавказа, упомянутых в параграфе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *