Чем были вызваны эти перемены
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § Вопросы и задания к главе I
Стр. 83. еуроки – ГДЗ без мороки
1. Как вы думаете, почему мы называем революциями не только перемены в политической жизни? Что общего между революциями XVIII в. в различных сферах? Как эти революции изменили жизнь Европы? Почему они помогли ей вырваться на первое место в мире по темпам экономического развития?
Под революцией подразумевается коренное изменение основ жизни общества. Коренные изменения в каждой из сфер жизни общества затрагивают и другие сферы, вызывая такие же изменения.
Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма изменяли традиционный миропорядок. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствии с требованиями времени. Распространение капиталистических отношений в деревне запустило аграрную революцию, которая создала условия для промышленной революции. Развитие промышленности потребовало проведение транспортной революции. Транспортная революция привела к оживлению европейской и мировой торговли. Европа смогла вырваться на первое место в мире по темпам роста экономики благодаря модернизации, которая трансформировала все сферы жизни европейского общества, тогда как в других регионах сохранялось традиционное общество.
2. Как мы могли бы в целом охарактеризовать изменения в повседневной жизни людей, происходившие в Европе в XVIII в.? Сделали ли они жизнь европейцев лучше или хуже? Докажите правильность своего ответа.
Жизнь людей в Европе в XVIII в. быстро менялась. Увеличились темпы урбанизации, стали более современными города и интерьеры городских домов, питание стало более разнообразным, начали уделять немало внимания воспитанию детей. Эти изменения сделали жизнь людей намного лучше. Развитие гигиены, разнообразие питания повысили качество жизни населения, что привело к снижению уровня смертности. В городах активно развивается социальная политика властей. Появление полиции способствовало снижению преступности. Эти изменения привели к общему повышению качества жизни европейского населения.
3. Продемонстрируйте на примерах, что принятие идеологии Просвещения было в интересах европейских монархов.
Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако все изменения наталкивались на сопротивление традиций. Идеи Просвещения провозглашали отказ от традиций. Кроме того, у ряда просветителей существовали готовые планы реформ – монархи стали переписываться с философами, интересоваться их мнением и в конце концов приглашать их на высшие государственные посты. Принималась идея о том, что власть монарха происходит не от бога, а от народа. Это имело несколько важнейших последствий. Отказ от традиций и оправдание своих действий благом народа привели к безмерному усилению государственной власти. Кроме того, отказ от религиозной основы власти монарха приводил к повсеместному появлению веротерпимости. В Дании в начале 1770-х гг. провозглашается свобода совести. В монархии Габсбургов вначале протестанты и православные были уравнены в правах с католиками, а затем был принят аналогичный закон и в отношении иудеев. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы. Итогом реформ просвещенного абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации.
5. Подготовьте презентацию об одном из деятелей культуры эпохи Просвещения. Отметьте, как связано его творчество с теми изменениями в духовной жизни общества, которые происходили в XVIII в.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) – франко-швейцарский философ, писатель и мыслитель эпохи Просвещения. Его называют предтечей Великой французской революции.
Учение Жан-Жака Руссо содержит радикальные тенденции в политической мысли XVIII в. Руссо в своих трудах провозглашал суверенитет народа на основе полного равенства и высказывал идеи о возможности свержения тирании посредством народного восстания. Таким образом, был сделан шаг от просветительства к революции, к массовым движениям.
6. Напишите рассказ от имени одного из правителей великих держав о том, какие внешнеполитические задачи стояли перед его страной. Определите, успешно ли он их решал.
Фридрих II – король Пруссии с 1740 по 1786 гг.
Пруссия – великое государство! Оно должно быть единым, а не разделено на разобщенные области. На Балтике мы должны потеснить Швецию. Моя задача – создать экономически и политически сильное государство, что невозможно без войн.
Я говорил, что с Россией мы будет друзьями! Так и произошло, вместе с Россией и нашими врагами австрийцами нам удалось договориться, и мы получили от Речи Посполитой Западную Пруссию. Теперь Бранденбург и Пруссия едины. Германия будет единой, я сделал большой шаг к благу германских народов.
Что нового произошло в положении крестьянства в 16 веке? чем были вызваны эти перемены?
Ответы 4
Свободные крестьяне жили как члены общины. В XIV-XVI вв. они были вольны жить в собственности помещика, либо светского, либо клерикального угодья и имели право покинуть страну.
Поскольку российское государство стало централизованным во времена Ивана III, в Кодексе законов 1497 года было указано, что крестьяне, которые облагались налогами, могли уехать только в конкретный день.
С 1580-х до 1620-х годов начался активный курс на порабощения различных категорий крестьян. Этот процесс был обусловлен острой нехваткой фермерских хозяйств в государственных владениях. В результате восстановления государства после Смутного времени основные нормы системы крепостного права были закреплены в Кодексе права 1649 года, заключающемся в присоединении (фактически привязывании) крестьян к земле.
Промышленность, которая имеет решающее значение для современного государства, получила рабочую силу от крестьян, прикрепленных к каждому продукту производства, поскольку в стране не было рынка труда.
Таким образом, Российская империя вошла в современную эпоху со средневековыми институтами крепостного права, имущественного общества и самодержавного государства.
Однако на севере европейской части России и в Сибири не было крепостного права.
ГДЗ история 9 класс часть 1, 2 Арсентьев, Данилов Просвещение 2019-2020 Задание: § 1 (1) Россия и мир на рубеже XVIII–XIX вв.
Стр. 8. Вопрос в начале параграфа
В чем состояли главные перемены, вызванные промышленной революцией?
Промышленная революция привела к началу применения рабочих машин в производстве, что способствовало переходу от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция привела к изменениям в финансовой системе, которая активно развивалась. В большинстве стран Европы появились фондовые биржи. По мере развития промышленного производства стали создаваться акционерные общества. Промышленная революция в сельском хозяйстве привела к аграрной революции. Еще одним явлением стала демографическая революция. Развитие экономики привело к миграциям, а также запустило процессы, способствовавшие смене социального статуса многих людей. Началось формирование новых слоев общества – буржуазии и рабочих.
Стр. 14. Вопросы и задания для работы с текстом параграфа
1. Объясните суть и главные признаки промышленной революции. Почему она началась именно в европейских странах?
Промышленная революция – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Промышленная революция началась в Англии, где складывались капиталистические отношения, что способствовало внедрению изобретений в производство.
1) Переход от ручного труда к машинному;
2) Переход от мелкого производства к крупному фабричному;
3) Переход к каменному углю как главному источнику энергии;
4) Аграрная революция в сельском хозяйстве.
2. Как повлиял промышленный переворот на жизнь общества?
Промышленная революция вызвала демографическую революцию. Резко выросла численность населения, усилились процессы миграции. Промышленная революция запустила процессы, способствовавшие смене социального статуса многих людей. Началось формирование новых слоев общества – буржуазии и рабочих. Вчерашние крестьяне становились рабочими, а успешные работники и талантливые изобретатели могли стать предпринимателями. Буржуазия становится самой динамичной и успешной частью общества. Сословие дворян размывается, утрачивает ведущую роль.
3. Можно пи считать Россию начала XIX в. мононациональной страной? Приведите цитаты из текста параграфа в поддержку своего вывода.
Россия не была мононациональной страной, а являлась многонациональной. «Основу многонациональной страны составляли русские, жившие не только в европейской части империи, но и практически во всех ее уголках. На юге и западе они соседствовали с украинцами и белорусами, в Прибалтике – с литовцами, латышами и эстонцами, а также с немцами. На Севере проживали народы финно-угорской группы. В Поволжье и Сибири было немало народов тюркской языковой группы… Чрезвычайно разнообразен был национальный состав населения Северного Кавказа».
4. На чём основывалось экономическое развитие России на рубеже XVIII-XIX вв.?
Экономика России на рубеже XVIII–XIX вв. основывалась на крепостнической системе хозяйства. Однако набирали силу не свойственные крепостничеству явления: развивалась мануфактурная промышленность, использовавшая труд крестьян-отходников; число таких предприятий росло, стал формироваться рынок наемной рабочей силы. Но несмотря на это, увеличение доходов помещиков строилось на усилении давления на крестьян, что вело к упадку крестьянских хозяйств. Налоговый гнет вел к упадку и разорению многих крестьянских хозяйств, остававшихся главной экономической ячейкой общества.
5. Опишите систему управления страной в начале XIX в.
В начале XIX в. Россия оставалась самодержавной монархией. Вся высшая законодательная и распорядительная власть в стране принадлежала императору. Он же являлся и фактическим главой церкви, так как управлением ее делами ведал назначенный царем обер-прокурор высшей церковной коллегии – Синода. Система высших органов государственной власти в основном оставалась неизменной со времен Петра I. На местах власть от имени императора осуществляли губернаторы и наместники.
Стр. 14. Работаем с картой
1. Определите по карте, какие из упомянутых в тексте параграфа государств имели с Российской империей общую сухопутную границу в начале XIX в.
На начало XIX в. Российская империя имела сухопутную границу с США в Северной Америке (Аляска).
2. Выясните по карте Российской империи XIX в., в каких регионах проживали казаки. Какой признак объединяет все эти территории?
Эти территории находились на границах Российской империи. Казачество было призвано защищать границы России.
Стр. 14. Думаем, сравниваем, размышляем
1. Объясните, как связаны сословная организация российского общества начала XIX в. с особенностями экономического уклада страны.
Абсолютное большинство российского общества (около 94 %) составляло крестьянство, которое делилось на три категории, последняя из которых – частновладельческие (или помещичьи) – была самой многочисленной. Экономика страны основывалась на крепостнической системе хозяйства. Сохранение крепостного права тормозило развитие нового, более прогрессивного экономического строя. Подневольные крестьяне не были заинтересованы в освоении технических новшеств, а многие помещики не нуждались в повышении эффективности своих хозяйств. Налоговый гнет вел к упадку и разорению крестьянских хозяйств, а сохранение крепостных порядков обрекало помещичьи хозяйства на застрой, лишало государство прибыли, возможностей эффективного роста.
2. Сравните социально-экономическое развитие России и стран Западной Европы к началу XIX в. Укажите общие характеристики и различия по самостоятельно определенным критериям. Ответ оформите в тетради в виде таблицы.
Направления развития стран Западной Европы и России в начале XIX в. не совпадали. В странах Западной Европы технические изобретения активно внедрялись в производство, что приводило к бурному развитию экономики благодаря промышленному перевороту. В России же подневольные крестьяне и помещики не были заинтересованы во внедрении технических новинок, что тормозило развитие экономики и не позволяло ей выйти на новый уровень. В России с большим трудом формировался рынок рабочей силы, так как он был ограничен крепостным правом, тогда как в странах Европы он становился основой развития промышленности.
3. Используя текст параграфа и дополнительные источники информации, составьте в тетради круговую диаграмму, представляющую процентное соотношение различных сословий населения России.
4. Найдите в Интернете информацию об одном из технических достижений конца XVIII – начала XIX в. упомянутых в параграфе. Подготовьте доклад, сопроводив его изображениями устройства.
Прялка «Дженни» (механическая прялка) Дж. Харгривса.
Джеймс Харгривс работал в Стэндхилле плотником и ткачом на обычном станке. С начала 1760-х гг. он начинает заниматься усовершенствованием прядильных устройств. В 1765 г. он, борясь с конкуренцией дешевых индийских тканей, соорудил механическую прялку. Существует версия, что на мысль об изобретении машины с несколькими вертикальными веретенами Харгривса подтолкнул случай: однажды маленькая Дженни нечаянно опрокинула прялку, однако колесо ее продолжало вертеться, а веретено продолжало прясть пряжу, хотя находилось в вертикальном, а не горизонтальном положении. Прялка «Дженни» приводилась в движение одним рабочим и производила по меньшей мере в шесть раз больше, чем могла произвести обыкновенная прялка за то же время. Местные прядильщики были недовольны его изобретением, разрушили его дом и уничтожили оборудование. Харгривс перебрался в Ноттингем, где совместно с Томасом Джеймсом, построил прядильную фабрику. В 1770 г. Харгривс получил патент на свое изобретение.
Прялка Дженни имела восемь вертикальных веретен и одно колесо. Вместо вытяжных валиков имелся специальный пресс из двух брусков дерева. Нитки ровницы с початков проходили через вытяжной пресс и прикреплялись к веретенам. Веретена, на которые наматывалась готовая нить, находились на неподвижной раме с левой стороны станка. В нижней части каждого веретена имелся блок, вокруг которого шел приводной шнур, переброшенный через барабан, расположенный впереди всех блоков и веретен. Барабан приводился в движение от большого колеса, вращаемого рукой. Таким образом, большое колесо приводило во вращение все веретена. Вся работа прядильщика сводилась к трем движениям: к вращению приводного колеса, к прямолинейному движению каретки взад и вперед и к нагибанию проволоки.