Чем было чувство для лизы и эраста
как развивались чувства у Эраста и Лизы в рассказе «Бедная Лиза»? нужно описать как у них появились чувства
Чувства Эраста: хозяин чувств
В первой части повести наибольшее внимание Карамзин
уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является
главным героем.
Он устал от суетного города и людской лживости,
от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую
девушку Лизу, которая кажется ему воплощением
всего самого чистого, прекрасного и настоящего.
Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже
не помышляет о плотском проявлении любви –
его чувства совершенно платонические, он думает,
что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину.
Ему приятно просто быть рядом с ней.
Однако и Эрасту, как любому живому человеку,
оказывается сложно устоять перед соблазном, и
Карамзин понимает это.
Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки
осуществляется, и после этого чувства Эраста и его
отношение к девушке постепенно меняются:
Лиза перестает быть для него непорочным идеалом,
она теперь стала похожа на всех остальных женщин
в его жизни.
Такую девушку можно покинуть, что он и делает.
Эраст женится на богатой женщине, – он не любит ее,
но этот брак поможет ему поправить своё
материальное положение.
Чувства Лизы: жертва чувств
После их разрыва акцент в повести Карамзин делает
на чувствах Лизы.
Вообще ее образ был представлен довольно
неожиданно для русской литературы:
Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян
тоже могут быть чувства и переживаия, что
«и крестьянки любить умеют».
Лиза ведет себя именно так, как и полагается
страдающей лирической героине – ее сердце разбито,
без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.
Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом,
несчастная девушка бросилась в реку.
Бесспорно, двигали ею исключительно чувства,
Для Лизы не существует разума в любви, для
нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Карамзин показывает нам разницу восприятия любви
обними героями.
Сцена их близости является кульминацией повести:
после этого чувства Эраста медленно угасают
и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив,
разгораются сильнее и доводят до самоубийства,
когда встречают холодность.
Получается, что Лиза становится жертвой чувств,
в то время как Эраст – их хозяин.
Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.
Настоящая любовь пронизывает весь сюжет «Бедной Лизы», однако присутствуют и иные, описываемые более сжато. Например, тема общественной дифференциации раскрывается тоже, и прекрасно видно, что общественные понятия и принципы не дают возможности пылающим сердцам из противоположных слоев построить счастливые отношения. Также в повести раскрывается тема невинности и положительных качеств индивидуума, которые прослеживаются в его действиях и взаимоотношениях с другими жителями: недобросовестность (как в случае с обманом Лизы) и меркантильные расчёты Эраста (к примеру, выгодная свадьба) являются абсолютно противоположными качествами по сравнению с чистотой и непорочностью Лизиного образа. Однако тема влюбленности как спектра эмоций воодушевляет писателя в большей мере, что дает возможность воссоздать произведение сентиментального стиля.
Любовь главных героев разгорается с первого момента. Эраст встречает девушку, продающую цветы, и моментально очаровывается прекрасной незнакомкой. Мысли девушки тоже заполнены интересным мужчиной. Через время мужчина обнаруживает дом Лизы, в котором она проживает с матерью. Он предлагает ее матери скупать все цветы, которые собирает молодая девушка.
Эраста заинтересовала искренняя и непорочная девушка. Он прозвал её «дочерью природы» и «пастушкой». В угоду чувств к ней дворянин готов бросить свою аристократическую жизнь. У девушки взаимные чувства к Эрасту. Влюблённые не клянутся в верности. Лиза принимает решение во имя любви держать их связь втайне от безумно любимой матери. Они встречаются тайно и не могут существовать в одиночку даже один день. Однако вскоре к Лизе сватается сын богатого крестьянина. Эраст категорически против их свадьбы и клянется девушке, несмотря на социальное неравенство, что они никогда не разлучатся. Но вдруг любовные чувства начали постепенно затихать. У дворянина пропадает интерес к крестьянке. В скором он объявляет ей, что уходит в военный поход. Лиза скучает за своим возлюбленным. И вдруг неожиданно в один из дней она видит его в городе. Лиза безумно обрадовалась их встрече, но Эраст сообщает, что, несмотря на свои чувства, ему нужно жениться на другой девушке.
Николай Михайлович Карамзин стал тем писателем, который впервые так чувственно описал эмоции и переживания персонажей. Повесть «Бедная Лиза» всесторонне раскрывает внутренний мир человека, его чувства и стремления.
2 вариант
Лизу и Эраста можно назвать центральными героями данного замечательного произведения. Карамзин хотел отобразить отношения этих героев через призму того, что они должны были быть композиционной ее частью. Их встреча произошла при весьма случайных обстоятельствах. Лиза продавала цветы, и к ней подошел Эраст, предложив за букет целый рубль, в то время как от него требовалось около пяти копеек. Девушка не хотела брать такую сумму, и она старалась отдать ему сдачу, однако, он отказывался брать ее. Далее, становится понятным факт, что герой влюбился в Лизу, и уже на следующий день он встречал ее у дома.
Когда Эраст познакомился с мамой Лизы, он уже был всецело влюблен в нее. Также, стоит сказать, что и девушка питала симпатию к нему. Спустя какое-то время, у них началась настоящая любовь, основанная на доверии и взаимопонимании. Персонажи данного чудесного произведения проводили вечера друг с другом, и не хотели расставаться. Однако, после некоторых событий, чувства Эраста начали угасать, и он не видел в Лизе прежнюю девушку, которую когда-то полюбил. Когда герой ушел на войну, то пообещал Елизавете о том, что никогда ее не разлюбит. Через некоторое время героиня увидела его с другой девушкой, на которой Эраст хотел жениться. Именно тогда, в душе девушки произошли кардинальные изменения, и она решила свести счеты с жизнью. Ее никто не смог остановить, и через какое-то время Эраст начал считать себя предателем и убийцей.
Для того, чтобы лучше понять весь трагизм сложившейся ситуации, стоит обратить внимание на то, что изначально союз молодых людей был неравноправным. Ведь Эраст был богатым дворянином, который стремился искать новые приключения, и для него не было интересным фактом вести длительные отношения. Лиза же приходилась крестьянкой, и в глубине души она таила некие сомнения насчет своего суженого, однако, любовь не позволяла ей возвращаться к негативным мыслям. Автор показал историю их любви весьма трагичной, однако, она содержит в себе мораль того, что всегда нужно готовиться к плохому исходу, и сильно не уповать лишь на один конец. Героиня свела счеты с жизнью, и безусловно, это очень печально и трагично. Однако, стоит добавить, что, если бы она продолжила жить, и смирилась с личной трагедией, это было правильнее и рациональней. Совсем другое дело, что людьми движут эмоции, и преодолеть их бывает крайне непросто. Автор ставит на этом акцент, и старается донесли глубокий философский смысл.
2237. Сочинение Любовь Лизы и Эраста Русский язык
Сочинение — Любовь Лизы и Эраста. Русский язык и литература
Одно из самых романтических произведений русской литературы это повесть «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина. Центральное место в ней отведено чувствам и переживаниям ключевых персонажей. Сюжет построен на истории любви – бедная крестьянская девушка по имени Лиза влюбляется в Эраста – богатого дворянина.
Итак, основная тема произведения — любовь, но кроме того, в произведении проскальзывает и другая тема – социальное неравенство, которое не позволило пожениться влюбленным, имеющим разное социальное происхождение.
Произведение раскрывает внутреннюю чистоту и достоинство личности, которые видны по поступкам и отношению к другим людям. Любовь ключевых героев способна заставить читателя не только посочувствовать им, но и прослезиться, ведь эти чувства не принесли им ничего, кроме разочарования и печали.
Лиза была девушкой бедной и жила в деревне вместе с пожилой матерью, которая была больна. Эраст же был молодым городским красавцем, перед которым никто не мог устоять. Через разное социальное положение героев автор показывает насколько образ жизни деревенских жителей отличается от городских. Это позволяет читателю удостовериться в том, что Лиза девушка скромная и порядочная. Она зарабатывает для семьи деньги занимаясь сбором полевых цветов и их продажей.
Встреча с Эрастом стала для бедной Лизы фатальной. Она влюбилась в городского красавца. Будучи девушкой кроткой, искренней и бесхитростной она целиком отдалась воле чувств. Взаимны ли ее чувства? Да, взаимны. Эраст тоже влюблен в очаровательную кроткую Лизу. Но для счастья этого оказалось недостаточно. Молодой человек не смог противостоять дурным привычкам, ставшим причиной трагического финала. В то время как Лиза ждала его с войны он занимался тем, что проигрывал свое имущество. Чтобы поправить положение Эрасту пришлось взять в жены богатую вдову.
Девушка узнала о свадьбе любимого после случайной встречи во время которой он сообщил, что у него не было другого выхода.
Лиза не смогла смириться с предательством человека, которого так преданно ждала и так искренне любила, и бросилась в пруд, недалеко от которого они когда – то прогуливались.
Эраст до самой смерти был несчастлив и чувствовал свою вину перед девушкой. Эта история любви закончилась трагически. Автор сумел раскрыть перед читателем внутренний мир героев, их переживания и желания. Автор противопоставляет верность Лизы подлости Эраста.
Вариант 2
В произведении «Бедная Лиза», являющимся одним из самых чувственных в классической литературе, особое место занимает история любви двух героев: бедной и наивной крестьянки Лизы и богатого аристократа Эраста. Весь сюжет пронизан чувствами и эмоциями, которые испытывают главные персонажи.
Эраст встречает девушку, продающую цветы. Его поражает, с какой нежностью она к ним прикасается, он очарован искренней и чистой девушкой. Лиза тоже не может забыть их встречу, ее мысли заполнены таинственным незнакомцем. Вскоре мужчина находит дом девушки и предлагает её матери покупать все цветы, которые собирает Лиза. Тем самым у девушки отпадает необходимость ходить и продавать цветы в городе.
Молодая и чистая, доверчивая, наивная красавица настолько сильно западает Эрасту в сердце, что ради её любви он даже готов отказаться от светской жизни. Стоит сказать, что чувства эти взаимны. Влюбленные начинают тайно встречаться и уже не могут прожить и дня друг без друга. Лиза принимает тягостное для себя решение — не раскрывать эту связь даже любимой матери.
Однажды к девушке сватается богатый крестьянин. Эраст выступает против этого брака и обещает девушке никогда не оставить её. Но после того как платоническая любовь между ними перерастает в нечто большее, так уже приевшееся богатому аристократу, его чувства к Лизе начинают резко угасать. Она больше не является для него чистой и невинной душой, к которой он питал свой интерес. Вскоре мужчина сообщает молодой крестьянке, что покидает её и уходит на войну. Девушка очень тоскует в его отсутствие. Когда же она случайно встречает Эраста в городе, то очень этому рада. Он же напротив, лишь сообщает новость о том, что, несмотря на все чувства к ней, он должен жениться на другой.
Лиза очень тяжело воспринимает эту весть и не в силах пережить случившееся заканчивает свою жизнь, бросившись в пруд, вблизи которого они с Эрастом часто гуляли. Таким трагическим образом заканчивается история любви и история жизни прекрасной Лизы. Эраст до конца своих дней чувствовал вину перед погибшей девушкой.
Карамзин стал одним из первых писателем своего времени, так чувственно описавшим эмоции и переживания персонажей.
Сочинение-рассуждение
В центре сюжета повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» находятся отношения главной героини и её возлюбленного Эраста. Как развивается любовная тема в произведении и почему так трагически завершается любовная история персонажей?
Лиза познакомилась с молодым человеком, когда продавала цветы в городе. Она, простая крестьянка, не имела опыта общения с мужчинами и действовала в согласии с собственной совестью и природной интуицией. Девушка изначально понимала, что любовь между ней и человеком другого социального статуса невозможна. Однако поступки Эраста, первое впечатление о нём заставляют героиню поверить в сказку.
Эраст же, несмотря на доброе сердце, весьма ветреный юноша, искушённый в вопросах любви. Его представления об отношениях между женским и мужским полом базировались на чтении идиллических романов, герои которых праздно проводили время на природе и наслаждались жизнью. Лиза становится для Эраста воплощением книжного идеала любви. Крестьянка в представлении юноши – дитя природы, чистое и непорочное, с которым он рассчитывал выстроить братско-сестринские отношения.
Вскоре герой понимает, что их отношения с Лизой развиваются по типичному сюжету, давно знакомому для Эраста. Молодому человеку незнакомо, что значить нести ответственность за возлюбленного, поэтому, воспользовавшись наивностью девушки, он оставляет её. Лиза наскучила ему, и он, обманув её, вскоре женился по расчёту.
Смерть Лизы для Эраста тоже становится трагедией. Всю оставшуюся жизнь он винит себя в произошедшем, понимая совершённую ошибку.
Таким образом, препятствием на пути к счастью Лизы и Эраста становятся не только социальные преграды, но и внутренние качества персонажей повести. Их история позволяет читателю понять, что первое впечатление нередко бывает обманчивым. Любовь это не только удовольствие и развлечение, но и тяжёлый труд, в процессе которого влюблённые учатся нести ответственность друг за друга и бороться со своими недостатками.
Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.
Настоящая любовь пронизывает весь сюжет «Бедной Лизы», однако присутствуют и иные, описываемые более сжато. Например, тема общественной дифференциации раскрывается тоже, и прекрасно видно, что общественные понятия и принципы не дают возможности пылающим сердцам из противоположных слоев построить счастливые отношения. Также в повести раскрывается тема невинности и положительных качеств индивидуума, которые прослеживаются в его действиях и взаимоотношениях с другими жителями: недобросовестность (как в случае с обманом Лизы) и меркантильные расчёты Эраста (к примеру, выгодная свадьба) являются абсолютно противоположными качествами по сравнению с чистотой и непорочностью Лизиного образа. Однако тема влюбленности как спектра эмоций воодушевляет писателя в большей мере, что дает возможность воссоздать произведение сентиментального стиля.
Любовь главных героев разгорается с первого момента. Эраст встречает девушку, продающую цветы, и моментально очаровывается прекрасной незнакомкой. Мысли девушки тоже заполнены интересным мужчиной. Через время мужчина обнаруживает дом Лизы, в котором она проживает с матерью. Он предлагает ее матери скупать все цветы, которые собирает молодая девушка.
Эраста заинтересовала искренняя и непорочная девушка. Он прозвал её «дочерью природы» и «пастушкой». В угоду чувств к ней дворянин готов бросить свою аристократическую жизнь. У девушки взаимные чувства к Эрасту. Влюблённые не клянутся в верности. Лиза принимает решение во имя любви держать их связь втайне от безумно любимой матери. Они встречаются тайно и не могут существовать в одиночку даже один день. Однако вскоре к Лизе сватается сын богатого крестьянина. Эраст категорически против их свадьбы и клянется девушке, несмотря на социальное неравенство, что они никогда не разлучатся. Но вдруг любовные чувства начали постепенно затихать. У дворянина пропадает интерес к крестьянке. В скором он объявляет ей, что уходит в военный поход. Лиза скучает за своим возлюбленным. И вдруг неожиданно в один из дней она видит его в городе. Лиза безумно обрадовалась их встрече, но Эраст сообщает, что, несмотря на свои чувства, ему нужно жениться на другой девушке.
Николай Михайлович Карамзин стал тем писателем, который впервые так чувственно описал эмоции и переживания персонажей. Повесть «Бедная Лиза» всесторонне раскрывает внутренний мир человека, его чувства и стремления.
Взаимоотношения Лизы и Эраста
Познакомившись с матерью Лизы, Эраст отправился домой, а сердце бедной Лизы уже было занято любовью к нему. Эраст тоже думал о Лизе, считая, что именно в ней он нашел то, что так долго искал.
На следующее утро Лиза встретила Эраста, и они признались друг другу в любви. Эраст молвил девушке, что всегда будет любить ее. Лиза хотела, чтобы ее мать, от которой у девушки никогда не было секретов и тайн, знала все об их отношениях, но Эраст разубедил ее.
Теперь герои каждый вечер виделись и проводили друг с другом чудесное время. Однако все переменилось после того, как в один день «надлежало погибнуть непорочности» Лизы. Девушка больше не была для Эраста «ангелом непорочности», который ранее восхищал его душу. Лиза же чувствовала к Эрасту все больше и больше любви.
Влюбленные перестали видеться каждый день. На шестой день разлуки Эраст встретился с Лизой, чтобы сказать ей о том, что уходит на войну. Эраст, сказав девушке, что всегда будет любить ее, пообещал вернуться в скором времени. Бедная Лиза осталась одна. Два месяца герои находили далеко друг от друга.
Однажды Лиза увидела Эраста на улице. Девушка бросилась к своему возлюбленному, но узнала от него, что он собирается жениться на другой женщине.
Поняв, что Эраст предал ее, Лиза бросилась в реку, и никто не смог спасти ее. Эраст же до конца своих дней почитал себя убийцей и был по-настоящему несчастлив.
Жанр и направление
«Бедная Лиза» — это первая русская психологическая повесть, которая содержит в себе нравственное разногласие людей разных сословий. Чувства Лизы ясны и понятны читателю: для простой мещанки счастье — это любовь, поэтому она слепо и наивно любит. Чувства Эраста, напротив, более запутаны, ведь он сам никак не может их понять. Сперва молодой человек хочет попросту влюбиться так же, как в романах, которые он читал, но вскоре становится понятно, что он не способен жить любовью. Городская жизнь, полная роскоши и страстей, оказала огромное влияние на героя, и он открывает для себя плотское влечение, полностью уничтожающее духовную любовь.
Карамзин является новатором, его по праву можно назвать основоположником русского сентиментализма. Читатели восприняли произведение восхищенно, так как социум уже долгое время желал чего-то подобного. Публику вымотали нравоучения классицистического направления, основой которого служит поклонение разуму и долгу. Сентиментализм же демонстрирует душевные переживания, чувства и эмоции героев.
Сравнительная характеристика
Чтобы понять причины трагичной любви между героями, необходимо раскрыть образы центральных персонажей. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста позволяет увидеть их сходные и различные черты характера.
Эраст – богатый дворянин, Лиза – бедная крестьянка. Уже здесь заложены основные причины трагичного финала взаимоотношений между персонажами. Эраст вел рассеянную светскую жизнь, искал удовольствие и скучал. Лиза же постоянно работала, чтобы прокормить себя и свою мать. Сама героиня понимала, что их пути не могут соединиться, Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был простым крестьянином или пастухом.
Повествователь отмечает, что у Эраста было доброе сердце, в этом проявляется сходство с Лизой. Однако сердце Эраста было доброе, но ветреное. Любовь Эраста к Лизе продлилась недолго, а девушка уже не смогла забыть своего возлюбленного. После встречи с Лизой Эраст решил оставить «большой свет», однако рассказчик отмечает, что только на время. Это уже говорит о том, что Эраст отнесся к отношениям с Лизой несерьезно. Первоначально он хотел, чтобы их отношения строились как отношения брата с сестрой. Лиза же полностью отдалась любви к Эрасту.
Дворянское происхождение не могло не сказаться на мировоззрении Эраста. Когда он потерял свое имение и оказался в больших долгах, он не мог связать свою жизнь с бедной крестьянкой Лизой, поэтому решил жениться на богатой пожилой вдове. Для него материальное положение оказалось важнее чувств.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Главная мысль
Сюжет — далеко не самое главное в данной повести. Эмоции и чувства, пробуждающиеся во время чтения, достойны большего внимания. Огромную роль играет сам рассказчик, ведь он с печалью и сочувствием рассказывает о жизни нищей сельской девушки. Для русской литературы образ эмпатического повествователя, который умеет сопереживать эмоциональному состоянию героев, оказался открытием. Любой драматичный момент заставляет обливаться кровью его сердце, а также искренне проливать слезы. Таким образом, главная идея повести «Бедная Лиза» заключается в том, что надо не бояться своих чувств, любить, переживать, сострадать полной грудью. Только тогда человек сможет победить в себе безнравственность, жестокость и эгоизм. Автор начинает с себя, ведь он, дворянин, описывает грехи своего же сословия, а сочувствие дарит простой деревенской девушке, призывая людей своего положения стать более гуманными. Обитатели бедных избушек порой затмевают своей добродетелью господ из старинных усадеб. Такова основная мысль Карамзина.
Отношение автора к главному герою повести тоже стало новшеством в русской литературе. Так Карамзин не винит Эраста, когда погибает Лиза, он демонстрирует социальные условия, которые и послужили причиной трагического события. Большой город повлиял на молодого человека, уничтожив в нем моральные принципы и сделав его развращенным. Лиза же выросла в деревне, ее наивность и простота сыграли с ней злую шутку. Также писатель демонстрирует, что не только Лиза, но и Эраст подвергнулся тягостям судьбы, став жертвой печальных обстоятельств. Герой испытывает чувство вины на протяжении всей жизни, так и не став по-настоящему счастливым.
«Бедная Лиза». Двадцать страниц о любви
225 лет назад, с публикацией повести Карамзина, сформировалась современная русская литература
Текст: Татьяна Шипилова * Коллаж: ГодЛитературы.РФ
«…исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви»
Сейчас, если спросить школьника о сентиментализме, он обязательно вспомнит «Бедную Лизу». И едва ли вспомнит что-то еще.
Подробности тоже мало кто помнит, но все знают: эта повесть — образец сентиментальной прозы, в ней много чувствительности, эмоций, еще больше страданий.
Повесть «плаксива» настолько, что плакать над ней становится невозможно, потому что хочется смеяться. Рыдают все: сам автор, пастушки и монахи, главная героиня Лиза, ее старушка-мать и ее молодой возлюбленный: «Лиза рыдала — Эраст плакал». Того и гляди, прослезятся и птички-букашки и начнут слезоточить деревья-кусточки. Кажется, ничего нового юному читателю XXI века Николай Михайлович о любви не расскажет. Школьник, пробежавший уже и обязательного «Онегина» с его «наукой страсти нежной», и «Анну Каренину» с ее мучительным любовным треугольником, и жаркие «Тёмные аллеи», а то и ледяную «Лолиту», лишь цинично ухмыльнется и подумает: «Покончить с собой из-за любви? Что за глупость?» Современному прагматичному читателю нужна интрига, нужна сложная эмоция, скрытый подтекст, двойное дно. «Бедная Лиза» же и заглавием своим не сулит никакой тайны, и ее обратная композиция сразу же сообщает: вот могила, и сейчас вам расскажут, откуда она взялась. Сюжет за 225 лет стал банальным: история неудавшейся «золушки» мало кого заинтересует теперь, напиши о ней современный автор в подобном ключе.
И все же… И все же к Карамзину возвращаешься. Его перечитываешь. О нем узнаешь заново.
О. А. Кипренский, «Бедная Лиза», 1827
И как следствие — узнаешь о развитии всей русской литературы после него. Что же такого в этой маленькой повести, где всего-то двадцать страниц и все о любви? Почему мимо нее никак нельзя пройти, ибо иначе пазл не сложится? По всей вероятности, во многом из-за самой личности автора, который, не мудрствуя лукаво, своими «Записками русского путешественника» открыл дорогу сентиментализму в русской литературе, а «Бедной Лизой» закрепил за собой звание «русского Стерна». Написав подряд два столь памятных произведения,
Карамзин как бы между прочим, походя, решая совсем другие задачи, открыл в России прозу.
Но в отличие от заданного Гёте вертеровского стандарта — чувствует и страдает мужчина-интеллигент (хоть и бюргер по происхождению), теперь открывается новая истина: «и крестьянки любить умеют!» Сентиментализм стал завершающей ступенью литературы Просвещения. Она долго и упорно рассказывала о страданиях и достоинствах бедного, но честного простолюдина, но лишь в русской литературе эти страдания развились до осознания вины интеллигенции перед народом, и началось это с трагической судьбы Лизы и дальнейшей безрадостной судьбы Эраста.
«Бедная Лиза», 1947 г. Художник Г. Д. Епифанов
Здесь есть все:
бедная, но прекрасная крестьянка, что мыслит и чувствует наравне с богатым дворянином «с изрядным разумом и добрым сердцем»; противопоставление деревни и города как олицетворения целомудрия и разврата соответственно; Эраст с сердцем «добрым от природы, но слабым и ветреным».
Эти три составляющие будто определили дальнейшее развитие русской литературы на десятилетия (а возможно, и столетие) вперед, ведь даже Веничка Ерофеев совершает путешествие из Москвы в Петушки, потому что в провинции спокойней и отрадней, там всегда ждут, в противовес жестокому извращенному городу, где на каждом углу либо разврат, либо погибель (что зачастую одно и то же). Образ страдающей крестьянки подхватит потом в своих поэмах Некрасов, а к тяжкой женской доле будут обращаться Чернышевский, Толстой, Достоевский. Что же касается мужских персонажей, то, если в Европе писали об «отверженных», то в нашей литературной традиции целую плеяду персонажей составит образ, впервые вырисованный в Эрасте.
Образ лишнего человека — отдельная веха в истории русской литературы.
«Бедная Лиза», 1922 г. Художник М. В. Добужинский
Эраст открывает галерею умных бездельников,
Карамзин не укоряет героев и не поучает читателей,
он лишь рассказывает историю, вызывая сострадание и призывая к сочувствию. Не просто так же после выхода в свет «Бедной Лизы» среди девушек прокатилась волна подобных самоубийств — что еще раз говорит о силе искусства, но предупреждает от излишней впечатлительности.
Ко всему прочему, Карамзин прекрасно пользовался изобразительными средствами и блестяще владел синтаксическими возможностями русского языка.
«Бедная Лиза», 1922 г. Художник И. Д. Архипов (1981)
Он воспел красоту и чувственность природы, а его подчёркнуто целомудренно-скромные описания интимных сцен настолько эротичны, что никакой конкретизации не требуется:
«Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?»
Этому приему вот уже больше 200 лет, и он, несмотря на все насмешки, до сих пор работает, до сих пор волнует.
«Бедная Лиза» слишком многослойна, она не пригодна для того поверхностного изучения, которое только и может предоставить школа, когда к сведениям о сентиментализме добавляется еще чисто морализаторский аспект.
Чтобы разбираться как в литературе в целом, так и в ее современном срезе, необходимо знать истоки. А истоком является «Бедная Лиза»,
за чувствительной слезливостью которой скрывается вся дальнейшая глубина русской литературы.
1 Татьяна Шипилова — 25 лет, МГМУ, студентка Литературного института им. А. М. Горького, семинар прозы; мастер Сергей Петрович Толкачев. Ссылки по теме: «Бедная Лиза» — богатый киноматериал «Бедной Лизе» посвящается Историк. Карамзинская неделя (Часть 1) А был ли другой Карамзин? Карамзинская неделя (Часть 2) Советник Трона? Карамзинская неделя (Часть 3) Закладки Шмидта. Карамзинская неделя (Часть 4) Убийство. Карамзинская неделя (Часть 5)
Главная › Материалы проектов › «Бедная Лиза». Двадцать страниц о любви
Другие материалы проекта ‹День рождения героя›:
Колыбельная проза дедушки Сергея 160 лет назад вышли в свет «Детские годы Багрова-внука» — самая поэтичная книга русской прозы ХIХ века |
16 апреля родился «Человек из Подольска» Николай Фролов — главный герой пьесы «Человек из Подольска», за которую писатель Дмитрий Данилов только что получил «Золотую маску» |
Корто Мальтезе. Герой на все времена К выходу на русском «Баллады солёного моря» Уго Пратта — в день юбилея его главного героя |
Моисей, Виктор Гюго и Сунь Ят Сен 155 лет назад была опубликована книга, определившая развитие европейской литературы на долгие годы вперед |
Солярис начинается в субботу, или 45 лет «Пикника на обочине» Безусловно, повесть Стругацких «Пикник на обочине» — самая «эмблемная» и всеми «растасканная», а еще самая переводимая. И именно из нее пришло многозначное слово «сталкер» |
«Туда и обратно»: точка невозвращения 80 лет назад оксфордский профессор Толкиен впервые выпустил в свет книгу о смешных хоббитах — вероятно, еще не подозревая, какая долгая и насыщенная жизнь их ждет |
Тиль Уленшпигель: костры, трактиры и смертоносная вафельница 150 лет назад, в 1867 году, вышел роман бельгийского писателя Шарля де Костера «Легенда об Уленшпигеле» |
Неизвестный Лермонтов. Викторина Михаил Юрьевич Лермонтов — самая загадочная фигура на русском литературном Олимпе |
На юбилей «Песни о Вещем Олеге» 195 лет назад, в 1822 году, Пушкин написал одно из самых своих известных, хрестоматийных произведений — «Песнь о вещем Олеге» |
«Старик и море». Русская повесть великого американца 65 лет назад, в 1952 году, опубликована одна из самых пронзительных повестей XX века — «Старик и море» американца Эрнеста Хемингуэя. Впечатлениями о ней делится русский писатель Роман Сенчин |
Показать еще Показать все
Знакомство молодых людей
Действие повести происходит в Москве. Главная героиня произведения — девушка Лиза из бедной семьи. Нужда заставляет ее много работать. В один из теплых весенних дней Лиза продавала на бульваре цветы. Ее грация и внешняя привлекательность привлекли внимание богато одетого мужчины. Это и был Эраст. Он предложил девушке купить у нее ландыши по высокой цене, чем смутил ее. Так состоялось знакомство молодых людей, которое затем переросло в близкую привязанность.
Весенняя романтическая обстановка способствовала желанию познакомиться и вспышке взаимной симпатии. Девушка смутилась и покраснела, чем еще больше тронула сердце молодого дворянина. После первой встречи Эраст просит разрешения видеться с Лизой, она дает ему свое согласие.
Школьникам во время изучения произведения необходимо составить сравнение образов Лизы и Эраста. Сравнительная характеристика им понадобится при написании сочинения по произведению. Для этого они могут воспользоваться информацией, представленной в таблице.
Возраст | Лиза — совсем юная девушка, ей 17. Возраст Эраста точно не указан, ему может быть от 20 до 25 лет |
Внешность | Девушка обладает светлыми волосами, голубыми глазами, красивой фигурой. Молодого человека автор наделяет приятной внешностью, у юноши выразительный голос, лицо светится добротой |
Происхождение | Елизавета воспитывалась в крестьянской семье. У Эраста дворянские корни, его родители богаты |
Образование | Девушка неграмотна, она никогда не училась в школе. Ее возлюбленный образован |
Состав семьи | Лиза живет с матерью, которую нежно любит. Эраст ведет самостоятельную жизнь и не имеет родственников в большом городе |
Место жительства | Девушке приходится жить в полуразвалившейся хижине в окрестностях Москвы. Аристократ, как и другие молодые люди его сословия, живет в Москве |
Отношение к труду | В свои 17 лет Лиза обладает многими трудовыми навыками, так как вынуждена содержать себя и мать. Эраст ведет праздную жизнь, погрузившись в светские удовольствия |
Черты характера | Девушка отличается застенчивостью и скромностью, часто вспыхивает румянцем от любого слова. Ее новый друг проявляет себя как человек со щедрым сердцем |
Любовный опыт | Юная Елизавета не имеет опыта в любовных делах. Молодой повеса уже вкусил запретных удовольствий |
Проявление чувств | Любовь кружит девушке голову, и она безрассудно бросается в омут страсти. Эраст принимает ее дар как само собой разумеющееся, юноша не думает нести ответственность за эти отношения |
Сравнительный анализ показывает, как мало общего связывает Эраста и Елизавету. Один является противоположностью другому. Тем не менее отношения молодых людей начинают стремительно развиваться. Вскоре девушка уже и дня не может прожить без встреч со своим возлюбленным, что можно видеть из цитат Лизы:
Автор художественного произведения с помощью деталей подчеркивает трепет и романтизм начальной стадии романа Эраста и Елизаветы, не верившей «своему счастию». Роман начинает бурно развиваться, ничто не предвещает печальных событий, последовавших в дальнейшем.