Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Царскосельский лицей. Как учили Пушкина и других славных сынов Отечества

«. до самого вступления в лицей я не видел ни одного писателя, но в лицее видел я Дмитриева, Державина, Жуковского, Батюшкова, Василия Пушкина и Хвостова; еще забыл: Нелединского, Кутузова, Дашкова».

В русской истории Царскосельский лицей известен в первую очередь как школа, воспитавшая А. С. Пушкина и воспетая им. Фото: globallookpress.com.

Как строилась работа в лицее?

Общий срок обучения в лицее составлял 6 лет. А новые классы набирали каждые три года. Поступить на первый курс лицея могли дети в возрасте от 10 до 14 лет.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Комнаты лицеистов А. Пушкина и И. Пущина. Фото: Всероссийский музей А.С. Пушкина/museumpushkin.ru.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Фото: globallookpress.com.

Кстати

«Повод для гордости»

Каждый день Царьград рассказывает о событии в истории нашей великой страны. Хроники прошлых лет, безусловно, пересекаются с настоящим. Оглядываясь назад, мы понимаем, на кого стоит равняться, каких ошибок следует избегать и что сделать для счастливого будущего наших детей.

Источник

Это учебное заведение было сорганизовано для того, чтобы воспитывать дворянских детей, сделать их образованными и эффективными государственными чиновниками в будущем.

Царскосельский лицей был создан таким, что в нём применялись передовые методы воспитания и образования детей. В нём давали не только среднее, но и высшее образование.

История Царскосельского лицея

Инициатором учреждения был Михаил Михайлович Сперанский, известный государственный деятель во время александровского царствования.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Лицей основали в 1811 году, в первый, либеральный, период царствования Александра I. В этом учебном заведении планировалось воспитывать детей из знатных родовитых семей, готовя их к будущей государственной службе. Был предусмотрен шестилетний срок обучения.

Лицей был задуман императором. Разрабатывать идею ему помогали Михаил Сперанский и Фредерик Лагарп. Это было время начала царствования императора, которое сопровождалось большими ожиданиями и планами. В это время было создано много новых учебных заведений, однако богатые дворянские семьи не торопились отдавать в них своих детей. Более популярными мерами были: поступить в учебное заведение за границей или нанять домашних учителей.

Решение об организации этого учебного заведения было принято Александром I 10 августа 1810 года. Для лицея был отведён один из флигелей дворца.

Герб лицея включал в себя дубовый и лавровый венки, которые символизировали Силу и Славу. В нём присутствовала сова в качестве символа Мудрости.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

В составе герба была изображена лира Аполлона, указывающая на любовь к Поэзии. Сверху был написан девиз «Для общей пользы».

Здесь преподавали талантливые педагоги. Время учёбы было разбито на два периода. Сначала был трёхлетний подготовительный период, затем следовала основная часть обучения такой же продолжительности.

За это время ученики получали как среднее, так и высшее образование. Последнее давалось в объёме юридического и философского факультетов университета. После выпуска бывшие лицейские ученики получали права такие же, как и выпускники университета.

Торжественное открытие Царскосельского лицея произошло 19 октября 1911 года. Оно проходило в актовом зале, который находился на третьем этаже.

Воспитанники жили на четвёртом этаже. В лицее первый этаж был занят хозяйственными службами, там проживали также некоторые работники лицея: гувернёры, инспектора и некоторые чиновники, в нём работающие.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

На втором этаже располагались больница (в ней имелась аптека), канцелярия, конференц-зал, и столовая, в которой питались воспитанники. На третьем находились классы для занятий, библиотека, а также помещения для самостоятельной работы учеников.

Комнаты лицеистов были обставлены скудно. Пушкин называл их кельями. Каждому воспитаннику было положено: железная кровать, таз для умывания и зеркало. В комнате также находились комод и конторка.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Пушкин, когда учился в этом лицее, жил в комнате № 14. Стены спален не доставали до потолка, поэтому в них можно было переговариваться, находясь у себя в комнате.

Форму для воспитанников выбирали лично император и Аракчеев, известный государственный деятель тех лет. Одним из правил, в соответствии с которыми производился выбор, было требование о том, чтобы цвета воспитанников невозможно было перепутать с использовавшимися в гвардейских полках. За образец была взята старая форма Литовского татарского полка, которая была давно отменена.

Царскосельский лицей с 1843 г. уже не находился в Царском Селе — его перевели в Петербург. Он получил новое наименование. Теперь это был Александровский лицей.

За всё время существования в этом учебном заведении было 74 выпуска.

Традиции образования в лицее

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

У воспитанников имелся девиз. Он гласил: «Для общей пользы». При воспитании детей не принялись телесные наказания. Это положение было закреплено в уставе.

Считалось, что надо излагать кратко, а не запутывать учеников пространными объяснениями. Побуждать их ум к работе, а воспитанников — к действию.

Программа была лично составлена Михаилом Сперанским, биография которого свидетельствует о большом таланте государственного деятеля.

В состав программы обучения входили:

Источник

«Сплотил политическую и творческую элиту»: какую роль в истории России сыграл Царскосельский лицей

31 октября 1811 года состоялось открытие Царскосельского лицея. По одной версии, инициаторами его создания были министр народного просвещения Алексей Разумовский и статс-секретарь Михаил Сперанский, согласно другой — идея изначально принадлежала наставнику Александра I Фредерику Лагарпу, а Разумовский и Сперанский уже непосредственно воплощали её в жизнь по поручению императора.

Обучать и воспитывать

Для того чтобы разместить лицей, был переоборудован флигель Екатерининского дворца в Царском Селе (современный город Пушкин. — RT) под Санкт-Петербургом. Главной целью нового учебного заведения изначально было обучение и воспитание юношей из дворянских семей, которые готовились к государственной службе. При этом Сперанский хотел, чтобы выпускники лицея были не просто чиновниками, но и реформаторами, способными проводить масштабные преобразования в Российской империи.

Первый набор Царскосельского лицея составил 30 человек. Его принято называть «пушкинским» — в честь великого русского поэта, который поступил в учебное заведение в 1811 году.

В лицей принимали мальчиков в возрасте 10—12 лет. Стандартный срок обучения составлял шесть лет и включал в себя два курса: начальный и окончательный. По программе они соответствовали старшим классам гимназии и высшему учебному заведению. В целом образование, полученное в лицее, приравнивалось к университетскому.

«Речь шла о выращивании политической элиты в определённой атмосфере», — рассказал в беседе с RT историк и писатель Дмитрий Володихин.

Программа лицея предполагала изучение разноплановых предметов. Так, лицеисты занимались иностранными языками, богословием, церковной историей, отечественной и всеобщей литературой, историей, географией, физикой, химией и другими дисциплинами. При этом учащимся старались не просто дать знания, но и развить их умственные способности, самостоятельное мышление. Особое внимание уделялось изучению биографий известных исторических фигур, которые должны были послужить вдохновляющими примерами для юношей.

Лицей был закрытым учебным заведением с жёстким распорядком дня. В промежутках между занятиями лицеисты гуляли, читали, занимались гимнастикой, фехтованием, верховой ездой, музыкой, рисованием и пением. Деятельность педагогов, которые не позволяли воспитанникам предаваться праздности, была направлена на то, чтобы лицеисты стали гармонично и всесторонне развитыми личностями. У каждого ученика была отдельная комната.

По словам профессора МПГУ Виталия Захарова, важным аспектом воспитания в лицее было развитие у юношей чувства собственного достоинства и уважения к окружающим их людям. Лицеистов не подвергали телесным наказаниям и муштре, но в то же самое время им запрещали бранить прислугу.

Многие лицеисты во время учёбы начинали заниматься литературой. В их числе был и Александр Пушкин. Он обращался в творчестве к этому периоду своей жизни и после выпуска из лицея.

«В начале жизни школу помню я;
Там нас, детей беспечных, было много;
Неровная и резвая семья», — писал поэт.

«Обучение в лицее оказало серьёзное влияние на Пушкина. Оно сформировало его культурные предпочтения. В Царскосельском лицее были замечательные преподаватели», — рассказал в интервью RT доцент РГГУ Евгений Пчелов.

До 1822 года лицей находился в личном подчинении министра народного просвещения, а затем на протяжении ещё 21 года он подчинялся Управлению военно-учебными заведениями.

«Во время восстания декабристов выпускники лицея оказались по разные стороны: среди них были как мятежники, так и защитники престола», — рассказал Дмитрий Володихин.

Во главе лицея стоял директор. Помогали ему надзиратели по учебным, нравственным и хозяйственным делам.

В первые годы существования лицея максимальный набор составлял 50 человек. В 1832 году он был увеличен в два раза. Лицею позволили дополнительно набирать ещё 50 учащихся на платной основе.

Как напоминают историки, помимо Пушкина, выпускниками учебного заведения были многие другие известные деятели политики, науки и искусства: писатель Михаил Салтыков-Щедрин, культуролог Николай Данилевский, канцлер Российской империи Александр Горчаков.

«Самое престижное учебное заведение»

«Обучаться в лицее было престижно. В общем-то, это было самое престижное учебное заведение Российской империи в XIX веке», — рассказал Евгений Пчелов.

В 1843 году оно было переименовано в Императорский Александровский лицей и переподчинено Ведомству учреждений императрицы Марии. Год спустя учебное заведение было перенесено в Санкт-Петербург.

С 1848 года лицей подчинялся «особому попечителю», назначаемому императором. С этого же года в его стенах можно было получить высшее юридическое образование. А благодаря дополнительному военному обучению лицеисты, избравшие для себя карьеру армейских офицеров, получали права лиц, окончивших Пажеский корпус.

Выпускники лицея, получившие образование за свой счёт, должны были минимум четыре года провести на государственной службе, а те, чьё обучение было оплачено за счёт казённых средств, — шесть лет.

В 1848 году набор в лицей расширили до 156 человек: 100 мест были платными, 50 — финансировались из казны, а ещё шесть — бесплатно выделялись для детей служащих.

Вплоть до 1851 года выпускников лицея чаще всего направляли на службу в Министерство внутренних дел. По инициативе канцлера Александра Горчакова в дальнейшем они также смогли работать в Министерстве иностранных дел.

В 1880 году при лицее были организованы подготовительные курсы. Престижное учебное заведение просуществовало вплоть до Октябрьской революции, и в 1918 году оно было закрыто по решению Совнаркома.

По словам Виталия Захарова, лицей сыграл важную роль в истории России.

«Он готовил чиновничью элиту с широкими взглядами. Его выпускники оказывали большое влияние на развитие русской литературы и культуры в целом. Возможно, без Царскосельского лицея и не состоялся бы даже в полной мере золотой век русской литературы», — говорит Захаров.

По словам Дмитрия Володихина, выпускники Царскосельского лицея становились «бриллиантами» на государственной службе.

«Из стен лицея вышла целая звёздная плеяда творческих людей очень высокого уровня. Кроме того, он сплотил политическую и творческую элиту, между представителями которой возникли прочнейшие дружественные связи», — подытожил Володихин.

Источник

Весьма понятен, замысловат и остроумен.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Как бы то ни было, именно на 1810 год пришлось решение императора Александра I об учреждении нового, прогрессивного учебного заведения, где воспитывалась бы русская элита – будущие государственные деятели, которые изменят страну, осуществят реформирование власти, привьют идеи Просвещения разным общественным институтам.

Одновременно с подготовкой к открытию Лицея в семье Пушкиных строили планы относительно образования Александра. Мальчику исполнялось двенадцать лет, и от домашнего обучения пора было переходить к более основательному образованию. Наиболее подходящим учебным заведением отцу, Сергею Львовичу, казался иезуитский пансион в Петербурге, но тут пришла весть об открытии новой школы, рассчитанной на подготовку политической элиты, и этот вариант показался Пушкину-старшему куда более заманчивым. К слову, обучение в Лицее было бесплатным. Требовалось лишь заручиться протекцией, и такая была найдена – через дядю Пушкина Василия Львовича, а также друга семьи Александра Ивановича Тургенева, влиятельного петербургского чиновника. Кандидат в лицеисты понравился и первому директору – Василию Федоровичу Малиновскому.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Преподаватели обращались к своим ученикам на «Вы». Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.

Из 30 первых лицеистов 18 были православными, остальные — лютеранами или католиками. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

Обучение длилось шесть лет. За это время изучали следующие дисциплины:
— нравственные (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия);
— словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика);
— исторические (российская и всеобщая история, физическая география);
— физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика);
— изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание).

Кроме того, лицеисты, решившие избрать в дальнейшем военную карьеру, дополнительно изучали стратегию, тактику, военную топографию.

Распорядок дня был следующим:

6 утра — подъем, сборы, молитва;
7 — 9 — уроки;
9 — 10 — завтрак;
10 — 12 — уроки;
12 — 13 — прогулка;
13 — 14 — обед;
14 — 17 — уроки;
17 — 18 — полдник и прогулка;
18 — 20:30 — выполнение домашних заданий, танцы и фехтование по средам и субботам;
20:30 — ужин;
22 — вечерняя молитва, сон.

Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Смотреть картинку Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Картинка про Чем было интересно открытие царскосельского лицея. Фото Чем было интересно открытие царскосельского лицея

При выпуске из лицея в 1817 году Пушкин оказался 26 по успеваемости из 29 выпускников. По итогам 15 экзаменов отличные результаты были только по фехтованию, российской и французской словесности. Фактически в Лицее была шестибальная система. Единица была высшим балом, пятерка — низшим. Ноль — полное отсутствие знаний.

Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма. Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней. Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.

У каждого лицеиста была своя маленькая отдельная комнатка, в двери которой имелось большое окно, закрытое решеткой и занавеской, чтобы надзиратели могли в любое время заглянуть в комнату к ученику. Даже ночью. В каждой «келье» стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник. Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. В письмах к своим бывшим однокурсникам Пушкин подписывался просто — №14. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах. Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.

В Царскосельском лицее учеников кормили 4 раза в день. Был: завтрак, обед, полдник и ужин.

На завтрак, который был в 9 утра, они обычно пили чай с белой булкой.
На обед в 13-00 подавалось три блюда (по праздникам — четыре). Одно время за обедом давали стакан портера (легкое пиво), но потом это заменили квасом или водой.
На полдник в 17-00 чай с половиной булки.
На ужин (примерно в 20-30) подавалось два блюда.

Студенты лицея контрабандой доставали конфеты, кофе, шоколад и даже алкоголь через дядьку Кемерского. На день рождения студенту могли вместо обычного чая налить стакан кофе.

При Царскосельском Лицее был лазарет, и за все годы обучения юный Пушкин лежал в нем 15 раз Поводы были различные: головная боль, желудочные расстройства, кожная болезнь. Не единожды причиной были ушибы, что объяснимо, учитывая мальчишескую активность. Восемь раз виной помещения в стационар была простуда, что не удивительно: на этаже, где размещались спальни воспитанников, в холодное время года температура едва достигала 13–14 градусов.
В школьном же лазарете всегда было тепло и чисто. Он занимал две комнаты во втором этаже: в одной находилась аптека, в другой — несколько кроватей. Первый раз Пушкин попал туда с «простудною лихорадкою» в мае 1812 года, накануне своего тринадцатилетия.

Видеться с родителями, конечно же, разрешалось. Однако делать это часто могли позволить себе очень немногие семьи: дорога с извозчиком из Петербурга в лицей стоила 25 рублей — большие деньги.

По законодательному документу «Табель о рангах» всего существовало 14 классов чинов. 1-й класс был самым старшим, 14-й класс — самым низшим. После окончания лицея Пушкин удостоился 10-го класса. Это означало, что он может работать коллежским секретарем — мелким чиновником на невысокой руководящей должности. Через три дня после выпускного вышел указ о зачислении Александра Пушкина в Коллегию иностранных дел.

Источник

Царскосельский лицей

ОТСТУПЛЕНИЕ. «Царскосельская статуя»

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Пушкин. «Царскосельская статуя».

Гениален! Описал все прекрасное, что видел и что отозвалось в душе.
Напечатано это стихотворение первым среди четырех «Анфологических эпиграмм» («Царскосельская статуя», «Отрок», «Рифма», «Труд») в последнем выпуске альманаха «Северные цветы» за 1832 год.

В верхнем этаже Лисея были спальни. В каждой стояла железная кровать, комод, умывальник и даже конторка с чернильницей – знак того, что воспитанники имеют право уходить к себе заниматься. Спальни были номерованные, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Интересно, что стены спален не доходили до потолка и лицеисты могли переговариваться, а когда запрещали это, перестукиваться.

Пушкин жил в спальне № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. Общие комнаты освещались масляными лампами, роскошь по тогдашнему времени такая же редкая, как и железные кровати. Россия еще сидела при сальных свечах и при лучинах. Лампы горели только во дворцах да у немногих богатых людей.

Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года, и было обставлено с особой торжественностью. После обедни из дворцовой церкви (стала впоследствии лицейской церковью), процессия двинулась по длинным внутренним коридорам в лицейский флигель.

ТОРЖЕСТВО В КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛЕ

В конференц-зале, белой с золотом, расписанной заново в модном ложно-классическом стиле, было все приготовлено для гостей, которые расселись по чинам.

Государь занял председательское место за длинным столом, покрытым красным с золотой бахромой сукном, на котором лежала Высочайшая Грамота, дарованная Лицею. По левую сторону стола выстроили профессоров и служащих, по правую в три ряда стояли тридцать первокурсников, наряженных в новенькие синие с золотом мундиры.

Рядом с Государем сидел министр народного просвещения, граф А. К. Разумовский.
На столе лежала Грамота, написанная на пергаменте, разукрашенная рисунками. Два адъюнкт-профессора развернули ее и торжественно держали перед директором департамента Мартыновым, который читал:

«Прияв от Источника Премудрости скипетр, Мы удостоверены были, что бессмертным светом сиять он будет тогда токмо, когда в пределах Державы Нашей исчезнет мрак невежества…»

После витиеватой Царской Грамоты начались речи педагогов.

Испуганный придворным блеском, скромный, милый директор Лицея В. Ф. Малиновский, невнятно бормотал: «Лицей будет воскрылять молодые таланты к приобретенью славы истинных сынов отечества и верных служителей престола…»

Зато профессор государствоведения, А. П. Куницын, прочел свою речь с уверенностью: «Здесь будут вам сообщены сведения, нужные для гражданина, необходимые для государственного человека, полезные для воина. Вы должны рассчитывать не на знатность предков, а на самих себя… Любовь к славе и к отечеству да будут вашими руководителями…»

МИЛЫЙ ЛИЦЕИСТАМ ДЕНь

Мальчиков, большинству которых было 12–13 лет, занимали не столько речи, сколько вся обстановка, то, что они были центром всеобщего внимания. Их представили Государю. Профессор Н. Ф. Кошанский вызывал учителей и учеников по списку. «Каждый, выходя перед стол, кланялся Императору, который очень благосклонно вглядывался в нас и отвечал терпеливо на неловкие наши поклоны», – описывал потом друг Пушкина, Пущин, этот милый лицеистам день.

Вечером Разумовский угостил собравшихся «богатейшим столом, стоившим министру 11.000 рублей», как почтительно отметил современник. Лицеисты тоже веселились, по-своему. «Вечером нас угощали десертом a discretion вместо казенного ужина. Кругом Лицея были поставлены плошки, а на балконе горел щит с вензелем Императора. Сбросив парадную одежду, мы играли перед Лицеем в снежки при свете иллюминации и тем заключили свой праздник, не подозревая тогда в себе будущих столпов отечества, как величал нас Куницын, обращаясь в речи к нам» (Пущин).

А главное, не подозревая, что среди них есть избранник богов, что их лицейская жизнь озарится светом его гения, что благодаря Пушкину все подробности, мелочи, шалости первого курса на долгие годы сохранятся в памяти русских людей, станут подробностью русской истории.

ЗАКРЫТОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Царскосельский лицей был закрытым учебным заведением, со строгим распорядком дня, и во время учебного года выезжать из него было запрещено. Все воспитанники находились на полном пансионе. Первые три года лицеистов не пускали в гости. Но они могли пользоваться парком, и в жизни этой молодежи большое место заняли сады, со всех сторон обступавшие Лицей. Среди длинных аллей и зеленых лужаек было много простора и для ребяческих забав, и для юношеских мечтаний.

Лицеисты, конечно, не раз пробовали удрать в «самоволку», оставив своих воспитателей. Так, однажды Пушкин и Кюхельбекер решили уехать в Петербург, но никак не могли отделаться от настойчивого гувернера по фамилии Трико, который следовал за ними. Подъехав к заставе, Пушкин должен был назваться, и он доложил: «Александр Однако!» Заставный записал фамилию и пропустил его. За ним следовал Кюхельбекер. На вопрос, как его фамилия, молодой человек сообщил: «Григорий Двако!» Заставный засомневался, но записал фамилию и пропустил юношу. Но когда несчастный гувернер на тот же вопрос чистосердечно ответил: «Трико!», заставный вышел из себя и закричал: «Один за другим– Одна-ко, Два-ко, Три-ко! Шалишь, брат, ступай в караулку!» Неудачливый Трико просидел целые сутки под арестом, а Пушкин с другом наслаждались Петербургом одни.

В школьном плане, в постановке воспитания видна рука Лагарпа.
Он внес в устав гуманизм, насыщенный верою в добрую природу человека, в абсолютную
силу разума и знания. Как воспитание, так и обучение были отмечены благожелательством
к детям, стремлением понять их интересы, считаться с их характерами, уважать в них человеческое достоинство. В то время, когда не только в России, но и во всем мире воспитание еще основывалось на принуждении и угрозе, когда розга считалась необходимостью, лицейский устав уже запрещал телесные наказания.

В распоряжении Лицея была огромная столовая, конференц-зала, рекреационная, классы, физический кабинет, библиотека, читальня, больница.

Лицеистов отлично кормили. Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, все стало проще, и с заморского портера лицеистов перевели на родной квас. То же было и с одеждой. Государев портной, бородатый Мальгин, сшил им сначала франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; при этом полагались ботфорты и треуголки. Это была праздничная форма. Для будней были сюртуки попроще, с красными воротниками. После 1812 года лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они были очень недовольны, так как такая же форма была у маленьких придворных певчих.

Большим воспитательным новшеством было то, что для прогулок, игр, физических упражнений отводилось гораздо больше времени и внимания, чем это было принято в других русских школах. Жизнь текла размеренно. Раз навсегда установленный порядок соблюдался строго.

«Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в зал. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух, по очереди. От 7–9 класс. В 9 чай. Прогулка во всякую погоду до 10. От 10–12 класс. От 12–1 прогулка. В час обед. От 2–3 или чистописание или рисование. От 3–5 класс. В 5 чай. До 6 прогулка. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. До 10 в зале мячик и беготня. В 10 вечерняя молитва и сон» (Пущин).
Пушкин на всю жизнь сохранил эту привычку рано вставать. Утро было его рабочим временем.

Но среди этих правил и установленных порядков лицеисты совсем не чувствовали себя в тисках. Письма, писанные из Лицея первокурсником Илличевским к его приятелю Фуссу, отражают жизнь, полную движения и молодого простора: «Учимся в день только 7 часов и то с переменами, которые по часу продолжаются. На местах никогда не сидим, кто хочет учится, кто хочет гуляет. Уроки, сказать по правде, не весьма велики, в праздное время гуляем, а нынче начинается лето и мы с утра до вечера в саду, который лучше всех летних петербургских» (апрель 1812 г.). Два года спустя он с еще большей похвалой, если не похвальбой, пишет: «Благодаря Бога, у нас царствует свобода, а свобода дело золотое. Летом досуг проводим на прогулках, зимою в чтении книг, иногда представляем театр, с начальниками обходимся без страха, шутим с ними и смеемся» (1814).

СТАНОВЛЕНИЕ ОТ ОБЩЕНИЯ

За шесть лет лицеисты многому научились. Главное, они научились любить знание, литературу, книги. Для лицеистов выписывалось семь русских журналов, восемь французских и немецких. Была собрана недурная библиотека, куда вошло около 800 томов по истории, литературе, политической экономии и философии. Это было редкое богатство. Тогда еще не было общественных библиотек. Даже Императорская Публичная библиотека открылась только три года спустя.

Барон М. А. Корф писал:
«Основательного, глубокого в наших познаниях, конечно, было не много, но поверхностно мы имели идею обо всем и были очень богаты блестящим всезнанием. Мы мало учились в классе, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов…»
«Трение умов», или, иначе говоря, неутомимое кипение молодых дарований и литературных соревнований, началось и Лицее с первого же года и продолжалось до дня выпуска. В этой радостной, непрестанной творческой игре окрепли поэтические дарования.

Лицей был открыт 19 октября, а уже к концу года было выпущено два журнала: «Сарско-Сельская Лицейская Газета» и «Императорскаго Сарско-Сельскаго Лицея Вестник». Это были серые листки плохой бумаги, с детски беспомощными заметками, неумелые, неуклюжие затеи юных сочинителей, Илличевского и Кюхельбекера.

На следующий, 1812 год среди лицеистов оказалось столько писателей, что они разделились на два литературных лагеря. Пушкин, Дельвиг и Корсаков издавали «Неопытное Перо». Илличевский, Вольховский, Кюхельбекер и Яковлев издавали журнал «Для Удовольствия и Пользы». В 1813 году оба кружка слились и под общей редакцией выпустили журнал «Юные Пловцы».

Лицеисты сохранили память о Лицее, сохранили лицейскую дружбу. Они ежегодно встречались, отметили 25-летний юбилей основания Лицея.

Лицей на литографии 1820-х годов

Источники:
1.Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс «Жизнь Пушкина», 2004

Ариадна Владимировна Тыркова-Вильямс (1869–1962)
более сорока лет своей жизни провела вдали от России. Первый том ее книги «Жизнь Пушкина» вышел в свет в Париже в 1929 году, а второй – там же, почти двадцать лет спустя.

2.БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ Александр Сергеевич Пушкин
3. Интернет-сайты

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *