Чем было обусловлено бессилие лиги наций

Почему Лига Наций потерпела неудачу?

Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Смотреть фото Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Смотреть картинку Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Картинка про Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Фото Чем было обусловлено бессилие лиги наций

Созданная в конце Первой мировой войны победившими союзными нациями Лига Наций была организацией, приверженной международному сотрудничеству. Действительно, это была первая всемирная межправительственная организация. Пакт Лиги Наций содержал устав и был подписан 28 июня 1919 года как часть Первого Версальского договора.

С момента своего официального создания 10 января 1920 года главной целью Лиги было избежать новой мировой войны и сохранить мир во всем мире. Однако, как показывает Вторая мировая война, Лига Наций потерпела сокрушительную неудачу.

Почему же Лига Наций потерпела неудачу?

Сейчас рассмотрим несколько причин!

1. Для принятия решений требовалось единодушие. Единодушия очень трудно достичь между независимыми эгоистичными национальными государствами. Одно-единственное вето сведет на нет любую поддержку большинством изменений.

2. Несомненно обладая сильным международным влиянием и стабилизирующей силой, США официально не вступили в Лигу Наций из-за противодействия изоляционистов в Сенате США.

Это подрывало авторитет Лиги и запрещало всеобщую солидарность.

3. Крупные державы, включая Германию, Италию и Японию, вышли из Лиги и, таким образом, вышли из сферы влияния.

4. Без США Франция и Великобритания были двумя основными союзными нациями в Лиге. Однако оба они пострадали в финансовом отношении после Первой мировой войны и не были в состоянии обеспечить соблюдение соглашений Лиги с нациями-изгоями.

5. Теоретически обоснованная позиция «все за одного – один за всех» оказалась слишком высокой целью, чтобы ее можно было достичь на практике. Это усугубилось Великой депрессией, которая положила начало эре изоляционистской политики.

6. Лига не обладала военной силой и полагалась исключительно на дипломатию для разрешения споров. Хотя это и достойно восхищения, это означало, что не было никакой угрозы, если попытки разрешить споры цивилизованно потерпят неудачу.

Ко времени начала Второй мировой войны большинство членов Лиги не принимали непосредственного участия и заявляли о нейтралитете, поэтому вместо того чтобы оказывать давление на державы Оси, они вышли из боя.

Лига была официально распущена 19 апреля 1946 года, после окончания Второй мировой войны. С тех пор Организация Объединенных Наций стремится к тому, чтобы разрушительные трещины в международных отношениях не переросли в глубокие трещины, грозящие Третьей мировой войной.

Источник

Чем было обусловлено бессилие Лиги Наций?

Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Смотреть фото Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Смотреть картинку Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Картинка про Чем было обусловлено бессилие лиги наций. Фото Чем было обусловлено бессилие лиги наций

Лига Наций — международная организация, образованная в 1920 году после окончания Первой мировой войны.

Поскольку Лига Наций образовывалась в двадцатом году, то РСФСР после революции 1917 года (в силу проходящих в стране политических событий) не была приглашена в состав членов этой организации. А позже СССР не был включон по идейным соображениям.

Исходя из вышеописанного, первый фактор, повлиявший на бессилоие Лиги Наций был обусловлен отсутствием в ее составе СССР, что привело к малоэффективности ее работы. СССР вступил в Лигу Наций в 1934 году, когда политическая ситуация быстрым шагом приближалась ко Второй мировой войне и реально что-то сделать было уже невозможно.

Второй причиной бессилия Лиги Наций можно назвать политику двойных стандартов, проводимую европейскими государствами, а именно — политика «умиротворения агрессора», которую лидеры европейских государств проводили в отношении гитлеровской Германии.

Также, бессилие Лиги Наций можно объяснить ее неактивной политикой, то есть отсутствием конкретных действий, которые бы привели к улаживанию международных конфиликтов. То есть, на бумаге провозглашали идеи и принципы, а на деле не выполняли их.

Лига Наций была распущена в 1946 году. Через пару лет была образована Организация Объединенных Наций, которая и по сегодняшний день ведет активную политику, кроме миротворческих миссий, ООН выполнямие и здравоохранительные, природоохранные и прочие миссии. Однако, ООН не является наследницей Лиги Наций. Это две принципиально разные организации с разными структурами.

Источник

«Клуб по интересам»: почему Лига Наций не смогла предотвратить Вторую мировую войну

Предпосылки к началу Первой мировой войны формировались на протяжении нескольких десятилетий. В XVIII—XIX веках Англия и Франция, располагавшие мощными флотами, захватили колоссальные по площади колонии в Африке, Азии и Латинской Америке. За счёт благ, которые западные державы получили, подчинив себе заморские территории, было обеспечено быстрое научно-техническое развитие и рост экономики метрополий.

Однако во второй половине XIX столетия в Европе был запущен процесс создания централизованной Германии. Немцы смогли выстроить эффективную промышленность и сформировать сильную армию. Однако из-за отсутствия обширных колоний им не хватало дешёвых ресурсов, что ставило их в заведомо невыгодное положение по сравнению с французами и англичанами.

Другой клубок противоречий возник на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Европе. Османская империя, некогда считавшаяся одной из наиболее влиятельных держав мира, стремительно слабела. Стамбул оказался не в состоянии обеспечить эффективный контроль над доставшимися ему в наследство от воинственных предков территориями.

Европейские державы были готовы делить и Северную Африку, и Левант, и Балканы. Юго-восточную Европу как свои потенциальные владения рассматривала союзная Германии Австро-Венгрия. Это не могла принять Россия, считавшая, что славянские народы сами должны определять своё будущее. Вена же с интересом присматривалась к юго-западным губерниям России, пытаясь вести на их территории подрывную деятельность.

Первая мировая война

Первая мировая война, по самым скромным оценкам, унесла жизни более 20 млн человек. Она привела к свержению нескольких династий и масштабному изменению государственных границ. Экономика ряда стран в результате войны была практически полностью разрушена.

«Человечество никогда ещё не было в таком положении. Не достигнув значительно более высокого уровня добродетели и не пользуясь значительно более мудрым руководством, люди впервые получили в руки такие орудия, при помощи которых они без промаха могут уничтожить всё человечество», — сказал о Первой мировой войне Уинстон Черчилль, занимавший в то время пост министра военного снабжения Великобритании.

Парижская мирная конференция

Формально Первая мировая война завершилась 11 ноября 1918 года заключением Компьенского перемирия. Согласно его условиям, Германия обязалась остановить боевые действия, вывести войска с левого берега Рейна, передать Антанте своё тяжёлое вооружение, а также выполнить ряд дипломатических требований. Однако это были лишь предварительные условия.

Для того чтобы определить окончательную конфигурацию будущего мира и степень наказания для Германии и её союзников, 18 января 1919 года собралась Парижская мирная конференция. Первоначальный проект мирного договора, который впоследствии и лёг в основу Версальско-Вашингтонской системы, был разработан американским президентом Вудро Вильсоном. Проект, известный как Четырнадцать пунктов, предусматривал, в частности, свободное судоходство во всём мире, снятие международных экономических барьеров, сокращение национальных вооружённых сил, независимость Польши, а также наций, находившихся ранее под властью Австро-Венгрии и Турции. Кроме того, Вудро Вильсон потребовал основать «общее объединение наций в целях создания взаимной гарантии политической независимости и территориальной целости» государств.

«Проект был разработан на основе либерально-протестантских ценностей, близких лично Вудро Вильсону. Правда, подготовленные на его основе международные документы власти США в конечном итоге ратифицировать не захотели», — рассказал в интервью RT историк Константин Залесский.

В рамках разработанной Вудро Вильсоном концепции, а также с учётом пожеланий и интересов Англии и Франции, были заключены мирные договоры со всеми центральными державами. Побеждённые вынуждены были передать победителям и новым независимым государствам значительные территории. Кроме того, на них были наложены ограничения военного и экономического характера.

Развивая идеи Вудро Вильсона, премьер-министр Южно-Африканского Союза Ян Христиан Смэтс заявил, что Первая мировая война должна стать последней в истории человечества, и предложил ради установления мира на Земле создать всеобъемлющую международную организацию.

Лига Наций

25 января 1919 года представители победителей в Первой мировой войне одобрили проект создания нового межправительственного объединения — Лиги Наций.

Пакт Лиги Наций был включён в состав Версальского договора, подписанного Антантой с Германией. Официально он вступил в силу 10 января 1920 года.

«Главными задачами деятельности новой межправительственной организации было обеспечение мировой коллективной безопасности и организация дипломатического урегулирования международных споров», — отметил в беседе с RT методист Музея Победы, кандидат исторических наук Дмитрий Суржик.

В 1919 году устав Лиги Наций успели подписать 44 государства, большую часть из которых составили представители победившей в Первой мировой войне стороны. Всего же за время существования организации её членами успели побывать 63 страны.

Двумя основными руководящими органами лиги стали ассамблея и совет. Ассамблея представляла собой ежегодное собрание всех членов организации. Совет действовал практически на постоянной основе. За 26 лет он успел провести 107 заседаний. В состав совета сразу вошли четыре постоянных члена: Великобритания, Франция, Италия и Япония. В дополнение к ним на ассамблеях избирались непостоянные участники совета.

Кроме того, при Лиге Наций действовал ряд международных органов, отвечающих за вопросы разоружения, здравоохранения, интеллектуального сотрудничества, защиту прав беженцев и борьбу с рабством. Работа последних, кстати, оказалась наиболее эффективна. Во многом благодаря их усилиям удалось решить серьёзные проблемы в различных регионах мира, например, ликвидировать рабство в ряде африканских стран и вернуть домой миллионы военнопленных и сотни тысяч беженцев после Первой мировой войны.

Германия и Советская Россия изначально в состав Лиги Наций допущены не были. Официальный Берлин присоединился к организации только в 1926 году, а Москва — в 1934-м.

«Несмотря на формально поставленные задачи, связанные с обеспечением международной безопасности, у лиги отсутствовали какие-либо действенные механизмы борьбы против начала новых войн», — отметил Суржик в беседе с RT.

По словам эксперта, попытки лиги как-либо повлиять на ситуацию с вторжением Японии в Китай, разворачиванием Чакской войны, нападением Италии на Абиссинию и гражданским противостоянием в Испании, ни к чему не привели.

«Фактически Лига Наций изначально была не межправительственной структурой, а клубом по интересам. В Европе в межвоенный период существовали два блока: один сформировался вокруг Англии и Франции, второй — вокруг Германии. В стороне от них стоял Советский Союз. Лига Наций в реальности выражала интересы только Лондона и Парижа», — подчеркнул Константин Залесский.

Реальных рычагов влияния на международную ситуацию у организации, по словам историка, не было.

«Санкции Лиги Наций не работали. Это была просто говорильня. Она даже не являлась площадкой для живого диалога. Там постоянно звучало мнение только одной стороны», — отметил эксперт.

В 1938 году с согласия постоянных членов совета Лиги Наций — Англии, Франции и Италии — Германия, Польша и Венгрия совершили агрессию против суверенной Чехословакии и аннексировали её территорию. Путь к началу новой мировой войны был открыт. Неспособность лиги исполнить то, ради чего она была изначально создана, привела к колоссальным человеческим жертвам — боевые и небоевые потери во Второй мировой войне, по разным оценкам, составили от 50 до 80 млн человек. Поэтому в ходе переговоров членов Антигитлеровской коалиции было решено создать новую, более эффективную международную организацию, известную сегодня как ООН. 18 апреля 1946 года Лига Наций официально прекратила своё существование.

«Единственный возможный способ сделать международную организацию эффективной — это превратить её в площадку для компромисса. Создатели же Лиги Наций к этому не стремились. Поэтому она стала заведомо нежизнеспособным проектом», — подытожил Константин Залесский.

Источник

Лига Наций и проблема европейского единства в постлокарнский период

С разгромом держав Центральной Европы в 1918 г. на мирных переговорах рассматривались два варианта мира: завершения войны на выгодных для победителей условиях и предотвращения следующей войны. Идея мира в новом миропорядке, вобравшая в себя предложения XIX века и времен войны, основывалась на действующем международном праве и арбитраже. В первые годы войны возникли новые формулы, разработанные миротворческим движением. Среди них выделялись концепция мира Лафонтена (1914 г.) и резолюции, принятые спустя несколько месяцев на женском конгрессе в Гааге, содержащие помимо призыва закончить кровопролитие, принципы сохранения мира. Различные миротворческие общества и группы практически во всех странах выдвигали мирные инициативы, наиболее значимыми из которых были предложения Фабианского общества в Англии и Лиги по укреплению мира в США. Все эти программы предопределили идеи создания международной организации и выдвинули ряд положений, которые впоследствии вошли в Устав Лиги Наций.

Четырнадцатый пункт вильсоновской программы провозгласил необходимость образования всеобщей Лиги Наций «в целях создания взаимных гарантий политической независимости и территориальной неприкосновенности, как великих, так и малых государств».

Устав Лиги Наций начинается словами о том, что высокие договаривающиеся стороны принимают во внимание, «что для развития сотрудничества между народами и для гарантии их мира и безопасности важно принять некоторые обязательства, не прибегать к войне, поддерживать в полной гласности международные отношения, основанные на справедливости и чести, строго соблюдать предписания международного права».

Лига Наций явилась органичной частью Версальской системы. Это подчеркивалось включением ее Устава не только в текст Версальского мирного договора 1919 г. в качестве первой части этого договора, но и в мирные договоры с Австрией, с Венгрией, Болгарией и Турцией.

Идея Лиги Наций вышла из Британии. Уолтер Филлимор, возглавлявший комитет Форин офиса, доклад которого выдвинул это предложение, был международным юристом и автором книги «Три века мирных договоров». Ему помогал Роберт Сесил, член парламента от тори. Как министр, ответственный за блокаду, он ненавидел попытки заставить Германию сдаться от голода, и поэтому с энтузиазмом ухватился за идею Лиги Наций. Лорд Сесил, представив английский проект, много сделал для доработки окончательного варианта Устава в Париже. И Филлимор и Сесил видели в Лиге не средство борьбы с агрессией путем применения коллективной силы, а заменителя такой силы, действующей в основном через «моральный авторитет».

В разработке проектов создания Лиги Наций принимали участие все великие державы, воевавшие против Германии (кроме России) и особенно англо-американский тандем, хотя французский политик и государственный деятель Л. Буржуа привнес не только французское видение международной организации, но и наследие довоенной миротворческой мысли.

Вопросы создания Лиги вызвали серьезные споры среди главных участниками конференции. На одном из первых заседаний выяснилось, что планы ее создания, исходящие от разных делегаций, отличаются мерой пространности и степенью проработки деталей. США, которые представлял президент В. Вильсон, стремились использовать эту организацию для расширения собственных рынков сбыта, сфер влияния, в первую очередь для того, чтобы получить возможность активного влияния на европейские дела. Против США выступали Англия и Франция, две страны- победительницы, каждая из которых боролась за экономическое и политическое преобладание в Европе.

Британские военные и дипломатические эксперты не одобряли идею наднационального политической организации еще в самом начале. Политический и общественный деятель JI. С. Эмери выражал сомнения в эффективности органа, «в котором все народы были бы кое-как собраны вместе в виде многоликой ассамблеи представителей, равных по своему юридическому и моральному статусу и несущих равную долю ответственности». По его мнению, идея создания всемирной организации заслуживала внимания только при условии, если бы подразумевалась такая организация, которая объединила бы в своих рамках группы наций, сравнительно одинаковые по своему развитию, которые были бы равноправными партнерами. Такие группы связывали бы общность территории и исторического развития или общность культурного и политического мировоззрения.

Представители Англии выступали против того, чтобы будущая международная организация располагала средствами принуждения. Англичане добивались разрешения спорных вопросов третейским судом. Выдвигая требование единогласного решения Совета Лиги Наций по всем спорам между государствами, угрожающим разрывом между ними, Англия пыталась обеспечить себе роль арбитра в будущих столкновениях на европейском континенте.

Французский план, в частности, был гораздо детальнее британского. Париж непримиримо требовал включения в Устав пункта о создании международных вооруженных сил, способных поддерживать безопасность в Европе. Франция надеялась использовать свое превосходство в сухопутных силах и сделать их основой будущей международной армии, которую при необходимости можно было бы направить против Германии. За этими предложениями скрывался страх перед Германией, превосходившей Францию и по своей промышленно-экономической базе и по людским резервам. Одновременно французская делегация считала, что сначала необходимо подготовить и подписать договор с Германией, а потом заниматься созданием международной организации. В этом Клемансо встретил очень серьезное сопротивление Вильсона, полагавшего, что создание мирового порядка нужно начинать как раз со строительства Лиги. По мнению США, Лиге как главной международной организации по созданию новой системы коллективной безопасности можно было даже вообще делегировать право разработки мирного договора с Германией. Вильсон настоял на подготовке проекта создания Лиги специальной комиссией. В рамках конференции был образован (25 января 1919 г.) комитет по подготовке проекта Лиги Наций.

По мнению вашингтонской администрации, причина нестабильности довоенного миропорядка заключалась в постоянном нарушении великими державами принципа самоопределения наций, соблюдение которого по мысли Вильсона само по себе могло обеспечить устойчивость мирового порядка. Вот почему США предложили создать новый постоянно действующий международный орган коллективной безопасности, который бы и следил за обеспечением справедливого разрешения международных споров на основе некоторого набора согласованных принципов, в том числе принципа самоопределения наций. С точки зрения Вильсона, эта первая в истории организация такого рода должна была представлять собой «универсальную ассоциацию наций для поддержания ничем не нарушаемой безопасности морских путей, всеобщего, ничем не ограниченного их использования всеми государствами мира, и для предотвращения каких бы то ни было войн, начатых либо в нарушение договорных обязательств, либо без предупреждения при полном подчинении всех рассматриваемых вопросов мировому общественному мнению». Большое влияние на В. Вильсона, центральную фигуру в разработке Устава, оказали предложения, выдвинутые генералом Я. X. Сметсом, министром обороны Южной Африки.

Ян Христиан Смете был первым буром, снискавшим громкую славу не только в политических, но и в академических кругах Великобритании. Со времени подписания перемирия в 1918 г. Смете занимался проблемами послевоенного устройства мира. В центре его внимания, естественно, были проблемы Великобритании. В речи на банкете журналистов 14 ноября в Лондоне он сказал, что старая Европа, старый мир, вышедший из Французской революции, умер. Новый мир рождался, по его мнению, из взаимозависимости и сотрудничества всех стран. Европа уничтожена, и преемником ее великого наследия должна стать Лига Наций.

Изложив свои взгляды на устройство мира, Смете принялся за подготовку брошюры о Лиге Наций. «Практические предложения» были опубликованы 16 декабря 1918г. Смете пытался предложить практический рабочий план. Лига Наций должна была, по его мнению, заменить «разрушенные европейские империи и старый европейский порядок». Смете считал, что мало создать организацию, деятельность которой будет направлена на урегулирование уже возникших международных конфликтов, он предлагал разработать такой инструмент управления, который бы боролся с источниками и причинами конфликтов. В книге Сметса содержался 21 пункт предложений к уставу будущей международной организации.

Помимо заключения мирного договора или даже системы военной безопасности. Смете предлагал установление нового миропорядка посредством политической и социальной трансформации общества. Лига Сметса должна была представлять собой постоянно действующую конференцию правительств входящих в нее государств в целях обеспечения совместной международной деятельности в определенных установленных областях, не посягая на независимость этих государств. Предполагалось, что Лига будет включать в себя всеобщую конференцию, совет и суды по примирению и арбитражу. Всеобщая конференция, где каждое государство- член будет иметь одинаковое количество голосов, будет периодически созываться с целью обсуждения представленных советом вопросов. Это будут вопросы, касающиеся международного права или урегулирования конфликтов, общих предложений об ограничении вооружения и обеспечения мира на Земле.

Совет будет являться исполнительным комитетом Лиги и будет состоять из полномочных представителей великих держав, а также из поочередно назначаемых представителей других держав и небольших государств, при некотором большинстве великих держав. Меньшинство, составляющее более трети от общего числа голосов может наложить вето на любое действие или резолюцию совета.

Смете определили следующие функции Совета Лиги: а) осуществлять функцию исполнительного органа или осуществлять контроль в соответствии с мандатами или с международными соглашениями или конвенциями; б) управление и контроль над любой собственностью международного значения; в) разработка и представление на одобрение правительств общих принципов международного права, соглашений об ограничении вооружений и сохранения мира на земле. Большое внимание Смете уделял вопросу о нарушении государствами-членами решений Лиги. Он считал, что если один из членов Лиги нарушит соглашение, он «тем самым вступает в войну со всеми членами Лиги, которые подвергают его экономическому и финансовому бойкоту». Окончательный вариант его проекта получил свое отражение в Уставе Лиги Наций.

Активная деятельность Сметса в имперском кабинете была замечена, и его пригласили участвовать в подготовке мирной конференции. Смете обсуждал многие деликатные вопросы и выполнял секретные миссии. Он предложил провести экономическую конференцию с целью возрождения центральной Европы. Союзники не приняли его рекомендаций. Не были услышаны и другие рекомендации Сметса: о сохранении армии в Германии для поддержания порядка, о создании комиссии в Лиге Наций для определения ущерба от войны и суммы репараций.

Смете обратился с меморандумом к Ллойд Джорджу и В. Вильсону, предлагая оказать помощь Европе, особенно Германии, вместо ее расчленения. Ответа не последовало. Все же генерал поставил свою подпись под Версальским мирным договором. Он объяснил это политическими соображениями: нельзя было давать прессе повод говорить о его разногласиях с другими политическими деятелями.

Окончательный вариант Устава Лиги был выработан на основе англо-американского проекта и согласован между тремя главными державами-победительницами: США, Англией и Францией. Остальным участникам Парижской конференции он был навязан без обсуждения.

Лига Наций оказалась в центре по созданию нового миропорядка. Но она оказалась не самым эффективным средством борьбы с агрессией в Европе. Условия принятия решений о коллективных акциях сформулированы в Уставе крайне расплывчато, более того для их выполнения требовалось единогласие государств.

Лига Наций оформилась как постоянно действующая организация с секретариатом и штаб-квартирой в Женеве. Ее руководящим органом была ежегодная Ассамблея, с участием всех государств-членов. Исполнительная власть делегировалась Совету, состоящему из представителей союзных держав-победительниц, а также четырех других избранных государств.

Секретариат Лиги Наций состоял из нескольких отделов. Первый разрабатывал документы по защите прав религиозных и национальных меньшинств в Восточной Европе и в Турции. Лига Наций, выступив гарантом таких договоров, разработала специальную процедуру их выполнения. В 20-х гг. эта система работала достаточно успешно, но в последующем распалась.

Бессилие Лиги Наций проистекало из того, что ее Устав требовал единогласия всех ее членов для принятия всех политических решений (статья 5), принимавшихся ее Советом и Собранием, что обезличивало роль и ответственность различных государств в деле поддержания международного мира и предотвращения агрессии.

В ряде случаев даже те немногие положения Устава, которые давали какие-то возможности для активного вмешательства Лиги Наций в жизнь, не только не использовались по назначению, но настолько переиначивались, что превращались в свою противоположность. Так было с вопросом о санкциях и разоружении.

Лига Наций, рожденная Версальским миром, разделила его несостоятельность. Эта несостоятельность как «инструмента мира» особенно проявилась в ее неспособности серьезно поставить проблему разоружения. В Уставе Лиги Наций говорилось о необходимости проведения разоружения (статья 8). На деле это вылилось в бесплодные дискуссии. На первом же пленарном заседании Лиги 16 января 1920г. лорд Керзон объявил о невозможности сокращения вооружений. Летом 1922 г. Великобритания внесла в Лигу половинчатый английский проект частичного сокращения вооружений, но он не был рассмотрен. По некоторым данным, военные расходы Франции, Англии, Италии, США и Японии в 1923-24 гг. по сравнению с 1913 г. выросли вдвое. Ограничение национальных вооружений обуславливалось расплывчатым понятием «национальной безопасности», «географическим положением и особыми условиями каждого государства». Подготовленная комиссия Лиги Наций по разоружению была создана лишь в декабре 1925 г.

Однако пропаганда изображала Лигу Наций самым надежным «инструментом мира». Ее Устав, действительно, включал ряд статей, касающихся гарантий международной безопасности (статьи 10-13, 15-16). Но они были сформулированы столь неопределенно, что Лига на протяжении многих лет занималась толкованием или дополнением положений Устава.

Несовместимость этих точек зрения сказалась на деятельности Лиги Наций с самого начала ее существования. Оккупация Корфу Муссолини, захват Польшей Вильно и ликвидация Западной Украины, аннексия Мемеля Литвой явились актами агрессии и нарушения мирных договоров, которые призывали к безотлагательному применению силы. Но таких действий не последовало. Те, кто верил в Лигу как орудие установления мира с помощью силы, считали, что ее недостатком является отсутствие оперативного и эффективного аппарата принуждения. Они стремились, чтобы Лига избавилась от этого недостатка, что нашло свое отражение сначала в Договоре о взаимной помощи, а затем, когда английское правительство его отвергло, в Женевском протоколе, который предусматривал общее усиление санкций и фактическую передачу вооруженных сил в распоряжение генерального штаба Лиги Наций. Трудно сказать, насколько бы это способствовало большей оперативности и четкости решений Лиги Наций, но Англия не приняла этот протокол.

Английское правительство предложило проводить позитивную политику более конкретных, более непосредственных и индивидуальных обязательств, нашедшей свое воплощение в системе локарнских соглашений.

В деятельности Лиги Наций четко прослеживались два этапа. На первом (1920-1934 гг.) она представляла собой международную организацию широкой компетенции, главной сутью которой была борьба и компромиссы внутри организации и объединенная борьба против СССР. Конец первого этапа, определившийся кризисом Версальско-Вашингтонской системы, нашел выражение в глубоком кризисе организации в 1931-1933 гг., сопровождавшийся выходом Японии и Германии из Лиги Наций и провалом конференции по разоружению. В конце 30-х гг. уже повсеместно считалось, что Лига Наций исчерпала себя.

Второй этап (1934-1939 гг.) связан со вступлением в Лигу Наций СССР, что сделало ее общей международной организацией. Основным содержанием этого этапа явилась борьба в ней двух направлений: политики СССР, направленной на использование международной организации для борьбы с угрозой войны и для реализации политики мирного сосуществования, и политики западных держав, стремившихся использовать международную организацию для умиротворения агрессивных государств и для проведения антисоветских акций.

Лига Наций поручила специальным комиссиям представить предложения по организации арбитража, по проблемам безопасности и разоружения. 2 октября 1924 г. Ассамблея приняла проект протокола о мирном урегулировании международных конфликтов и рекомендовала рассмотреть его всем членам лиги.

О сущности этого документа Э. Эррио, инициатор проекта, говорил так: «Учитывая провал пактов ограниченной безопасности, я ставлю своей целью создание пакта всеобщей безопасности. Протокол дает возможность даже какому-либо одному государству, подвергшемуся несправедливому нападению, рассчитывать на мобилизацию сил всех других государств, входящих в Лигу Наций».

Этот проект вошел в историю под названием Женевского протокола 1924 г. Он предлагал членам Лиги Наций систему арбитража, безопасности и сокращения сооружений. Протокол был подписан 19 странами, однако из всех постоянных членов Совета лишь Франция подписала его. Правительство Великобритании считало, что обязательства, налагаемые протоколом, могут вовлечь Англию в войну ради «чужих интересов». Оно предпочитало региональные договоры в духе Устава Лиги Наций, но без гарантий со стороны последней. Этот документ четко увязал коллективные санкции против агрессора и всеобщее разоружение с процедурой правового и арбитражного разрешения конфликтов. Хотя концепция коллективной безопасности и отражалась в Уставе Лиги Наций, она не срабатывала из-за неясности ряда формулировок и многими не воспринималась как серьезная.

В конце 1925 г. Лига Наций, казалось, решила вплотную заняться проблемой разоружения. В декабре была создана Подготовительная комиссия к конференции по разоружению, на которую возлагалась подготовка к конференции по сокращению и ограничению вооружений. В Подготовительную комиссию наряду с членами Лиги были приглашены Германия, США и СССР. Был создан Комитет арбитража и безопасности, что уводило комиссию от обсуждения проблемы разоружения. К концу 1927 г. Лига приняла 111 резолюций по вопросу разоружения, но не сделала ни одного реального шага к его осуществлению. Занимаясь вопросами мира и безопасности, Лига не выходила за рамки общих рассуждений и резолюций, носивших лишь рекомендательный характер.

Исходя из того, что Германия искала возможности устранить международно-правовые препятствия для ремилитаризации, несшей военную угрозу Европе и, прежде всего Франции, Э. Эррио разработал и предложил Женевской конференции по разоружению, открытой в феврале 1932 г., «план организации мира». Он исходил из формального признания германского «равноправия», предлагая «постепенное уравнивание военных статусов» государств, которые примут участие в соглашении. Соглашение сводилось к созданию под эгидой Лиги Наций организации европейских государств, связанных между собой пактами о взаимопомощи. Для борьбы против агрессии эта организация должна была располагать вооруженными силами, боевое оснащение которых превосходило бы национальные армии.

«План» Эррио был выдвинут в те дни, когда в Германии к власти рвался гитлеровский фашизм. В этой обстановке среди руководства Третьей республики на первый план выступил страх международной изоляции Франции перед лицом Германии. Этот страх сыграл важную роль в соглашении кабинета Эррио на проведение в Женеве переговоров держав- участниц Локарнского договора при участии США. В ходе переговоров французы смогли добиться лишь принятия «декларации пяти государств», которая сводилась к признанию за Германией «равноправия» в вооружениях «в рамках системы, обеспечивающей безопасность всем народам при условии международного контроля». Подписание этой декларации явилось политическим просчетом кабинета Эррио.

В условиях обострения противоречий между европейскими ведущими державами французское правительство, рассчитывая укрепить свои позиции в Европе, предложило США заключить договор о «вечной» дружбе и об отказе от войны в качестве средства национальной политики. Но руководители США не были заинтересованы в укреплении французского влияния в Европе и вместо двустороннего договора выдвинули проект многостороннего «Пакта отказа от войны». 27 августа 1928 г. в Париже был подписан пакт Бриана-Келлога. Текст пакта предусматривал отказ от войны как национальной политики, но лишь между участниками пакта. В состав первоначальных участников пакта входили: США, Франция, Великобритания, Германия, Италия, Япония, участники Локарнских соглашений и британские доминионы. В статье 1 пакта говорилось, что участники пакта «отказываются в своих взаимоотношениях от войны в качестве орудия национальной политики». Статья 2 говорила, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов независимо от характера их происхождения, которые могут возникнуть между участниками пакта, должно осуществляться только мирными средствами. Статья 3 провозглашала, что пакт открыт для всех других государств. Хотя пакт не имел статей, касающихся мер по его выполнению, и подписавшиеся страны оставляли за собой право вооруженной защиты, договор этот распространял принцип отказа от военных действий, закрепленный в Уставе, и на страны, не входящие в Лигу Наций. 9 февраля в Москве был подписан протокол о немедленном введении Парижского договора об отказе от войны в качестве национальной политики. 24 июля пакт Бриана-Келлога вступил в силу.

Несмотря на определенное положительное значение Парижского пакта, он не остановил ни гонки вооружения, ни борьбы за господство или военное преобладание в Европе, так что старые проблемы сохранили свою актуальность. Пакт Бриана-Келлога послужил основой для предложенной Советским Союзом конвенции определения агрессии.

Приход к власти фашизма в Германии создал новую ситуацию в Европе. Возникла новая постановка проблемы европейской безопасности, которая вытекала из угрозы, нависшей над Европой со стороны фашистской Германии. Под угрозу были поставлены достижения европейской цивилизации.

Лиге Наций, как главному направляющему и определяющему стержню внешней политики, предстояло решить все эти проблемы. Для решения требовался пересмотр стереотипов политической мысли, отказ от попыток изолировать Советский Союз и готовность к созданию системы европейской безопасности, которая приобретала в этой ситуации значение важного общеевропейского феномена.

Новая ситуация в Европе, возникшая после прихода Гитлера к власти, не внесла кардинальных перемен в политику Англии по отношению к СССР. По мере роста агрессивности Германии интенсивность политики «умиротворения агрессора» все возрастала. Политические руководители Европы лелеяли мысль о том, что они смогут направить острие германской агрессии на восток, столкнуть Германию с СССР. Этот расчет и служил основной пружиной политики «умиротворения». Соблазн ослабить СССР руками Германии, а Германию попридержать при помощи СССР в те годы явно давал себя знать в умах и действиях французских политиков.

Англия явилась основной движущей силой политики «умиротворения». Она была заинтересована в дезинтегрированной Европе, где она могла бы играть на взаимных противоречиях европейских держав. Линия английских политиков не изменилась и тогда, когда Германия перешла к делу. Британские правящие круги готовы были жертвовать и Австрией, и Чехословакией ради реализации поставленных целей. Английские политические лидеры не хотели сотрудничать с социалистической страной, не стремились к созданию общеевропейской системы безопасности, полагая, что Англия потеряла бы в этом случае плацдарм для маневрирования и для игры в «европейское равновесие».

18 апреля 1946 г. Лига Наций формально закончила свое существование, фактически же она прекратила всякую деятельность в 1939 г. с началом второй мировой войны.

Лига Наций не была универсальной европейской организацией, она являлась узкой группировкой 20 европейских стран с участием нескольких неевропейских, из членства в ее рядах были исключены многие европейские государства. К тому же деятельность Лиги была направлена против некоторых из них, в частности Советского Союза, из-за идеологических разногласий. Несовершенства Устава привели к тому, что война и агрессия не были безусловно запрещены. Самой главной неудачей Лиги Наций явилось допущение развязывания войны фашистской Германии.

Таким образом, можно сказать, что с точки зрения развития международного права, создание такой организации, как Лига Наций, означало шаг вперед. Впервые в истории было зафиксировано, хотя и ограниченное, обязательство не прибегать к войне, намечено различие между жертвой агрессии и нападающей стороной, предусматривались санкции против агрессора. Однако декларированные в Уставе Лиги принципы никогда не использовались в международной практике. В Уставе оказались лазейки для оправдания агрессии, не были четко сформулированы меры борьбы с угрозой войны. Слабость Устава состояла в том, что при разборе конфликтов между странами в Совете Лиги Наций в случае отсутствия единогласия все ее члены сохраняли за собой свободу действий. Но вместе с тем в Уставе Лиги не упоминалось даже в декларативной форме принципа суверенного равенства государств. Новая международная организация узаконивала диктат великих держав.

Уроки 30-х гг. не прошли даром. Они были использованы в годы Второй мировой войны в процессе складывания и деятельности антигитлеровской коалиции, в движении Сопротивления. Необходимо уроки того времени учитывать и в наши дни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *