Чем было вспыхнувшее чувство для лизы и для эраста бедная лиза
как развивались чувства у Эраста и Лизы в рассказе «Бедная Лиза»? нужно описать как у них появились чувства
Чувства Эраста: хозяин чувств
В первой части повести наибольшее внимание Карамзин
уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является
главным героем.
Он устал от суетного города и людской лживости,
от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую
девушку Лизу, которая кажется ему воплощением
всего самого чистого, прекрасного и настоящего.
Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже
не помышляет о плотском проявлении любви –
его чувства совершенно платонические, он думает,
что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину.
Ему приятно просто быть рядом с ней.
Однако и Эрасту, как любому живому человеку,
оказывается сложно устоять перед соблазном, и
Карамзин понимает это.
Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки
осуществляется, и после этого чувства Эраста и его
отношение к девушке постепенно меняются:
Лиза перестает быть для него непорочным идеалом,
она теперь стала похожа на всех остальных женщин
в его жизни.
Такую девушку можно покинуть, что он и делает.
Эраст женится на богатой женщине, – он не любит ее,
но этот брак поможет ему поправить своё
материальное положение.
Чувства Лизы: жертва чувств
После их разрыва акцент в повести Карамзин делает
на чувствах Лизы.
Вообще ее образ был представлен довольно
неожиданно для русской литературы:
Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян
тоже могут быть чувства и переживаия, что
«и крестьянки любить умеют».
Лиза ведет себя именно так, как и полагается
страдающей лирической героине – ее сердце разбито,
без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.
Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом,
несчастная девушка бросилась в реку.
Бесспорно, двигали ею исключительно чувства,
Для Лизы не существует разума в любви, для
нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Карамзин показывает нам разницу восприятия любви
обними героями.
Сцена их близости является кульминацией повести:
после этого чувства Эраста медленно угасают
и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив,
разгораются сильнее и доводят до самоубийства,
когда встречают холодность.
Получается, что Лиза становится жертвой чувств,
в то время как Эраст – их хозяин.
Небольшое СОЧИНЕНИЕ на тему : Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Небольшое СОЧИНЕНИЕ на тему : Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Для Эраста это чувство было просто очередным интересом, спичкой.
Он просто встретил нечто новое для себя, увидел чистую и непорочную душу.
Таким образом его чувство было основано на любопытстве и желании испытать нечто такое, чего он никогда еще не ощущал за свою светскую жизнь.
Она увидела все в новых красках, любовь запела в ее совсем еще юной и глупой душе.
Она совсем не замечала реальных намерений, или же просто чувств Эраста как таковых.
Они оба ощутили сильную встряску, но, увы, Лиза наивно полагала, что это настоящая любовь и навечно, а Эраст был просто избалованным светским юношей, увидевшим новое для себя.
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Обоснуйте свой ответ.
(Бедная Лиза, Карамзин).
Как показаны в повести чувства героев : Лизы, её матери, Эраста?
Как показаны в повести чувства героев : Лизы, её матери, Эраста?
Помогите пожалуйста сочинение на тему характеристка Эраста в повести Карамзина «бедная Лиза»?
Помогите пожалуйста сочинение на тему характеристка Эраста в повести Карамзина «бедная Лиза».
Помгите написать небольшое сочинение?
Помгите написать небольшое сочинение.
Тогда почему этого не почувствовала Лиза и полюбила его?
Были ли искренними чувства эраста к лизе?
Были ли искренними чувства эраста к лизе.
Скажите пожалуйста какие чувства были к друг другу лизы и эраста (повесть бедная лиза)?
Скажите пожалуйста какие чувства были к друг другу лизы и эраста (повесть бедная лиза).
Было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ?
Было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ.
Сочинение на тему образ лизы и эраста в произведении бедная лиза?
Сочинение на тему образ лизы и эраста в произведении бедная лиза.
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Обоснуйте свой ответ.
Можно ли назвать чувство между Эрастом и Лизой из повести Карамзина «Бедная Лиза» настоящей любовью?
Можно ли назвать чувство между Эрастом и Лизой из повести Карамзина «Бедная Лиза» настоящей любовью?
Сочинение по картине К. Юона Конец зимы. Полдень.
Любовь Лизы и Эраста по повести Бедная Лиза Карамзина сочинение
Произведение Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» считают одной из самых чувственных повестей классической литературы. Главное место в новелле отводится чувствам и эмоциям персонажей. Основой произведения является любовная история колхозницы Лизы и знатного дворянина Эраста.
Настоящая любовь пронизывает весь сюжет «Бедной Лизы», однако присутствуют и иные, описываемые более сжато. Например, тема общественной дифференциации раскрывается тоже, и прекрасно видно, что общественные понятия и принципы не дают возможности пылающим сердцам из противоположных слоев построить счастливые отношения. Также в повести раскрывается тема невинности и положительных качеств индивидуума, которые прослеживаются в его действиях и взаимоотношениях с другими жителями: недобросовестность (как в случае с обманом Лизы) и меркантильные расчёты Эраста (к примеру, выгодная свадьба) являются абсолютно противоположными качествами по сравнению с чистотой и непорочностью Лизиного образа. Однако тема влюбленности как спектра эмоций воодушевляет писателя в большей мере, что дает возможность воссоздать произведение сентиментального стиля.
Любовь главных героев разгорается с первого момента. Эраст встречает девушку, продающую цветы, и моментально очаровывается прекрасной незнакомкой. Мысли девушки тоже заполнены интересным мужчиной. Через время мужчина обнаруживает дом Лизы, в котором она проживает с матерью. Он предлагает ее матери скупать все цветы, которые собирает молодая девушка.
Эраста заинтересовала искренняя и непорочная девушка. Он прозвал её «дочерью природы» и «пастушкой». В угоду чувств к ней дворянин готов бросить свою аристократическую жизнь. У девушки взаимные чувства к Эрасту. Влюблённые не клянутся в верности. Лиза принимает решение во имя любви держать их связь втайне от безумно любимой матери. Они встречаются тайно и не могут существовать в одиночку даже один день. Однако вскоре к Лизе сватается сын богатого крестьянина. Эраст категорически против их свадьбы и клянется девушке, несмотря на социальное неравенство, что они никогда не разлучатся. Но вдруг любовные чувства начали постепенно затихать. У дворянина пропадает интерес к крестьянке. В скором он объявляет ей, что уходит в военный поход. Лиза скучает за своим возлюбленным. И вдруг неожиданно в один из дней она видит его в городе. Лиза безумно обрадовалась их встрече, но Эраст сообщает, что, несмотря на свои чувства, ему нужно жениться на другой девушке.
Николай Михайлович Карамзин стал тем писателем, который впервые так чувственно описал эмоции и переживания персонажей. Повесть «Бедная Лиза» всесторонне раскрывает внутренний мир человека, его чувства и стремления.
2 вариант
Лизу и Эраста можно назвать центральными героями данного замечательного произведения. Карамзин хотел отобразить отношения этих героев через призму того, что они должны были быть композиционной ее частью. Их встреча произошла при весьма случайных обстоятельствах. Лиза продавала цветы, и к ней подошел Эраст, предложив за букет целый рубль, в то время как от него требовалось около пяти копеек. Девушка не хотела брать такую сумму, и она старалась отдать ему сдачу, однако, он отказывался брать ее. Далее, становится понятным факт, что герой влюбился в Лизу, и уже на следующий день он встречал ее у дома.
Когда Эраст познакомился с мамой Лизы, он уже был всецело влюблен в нее. Также, стоит сказать, что и девушка питала симпатию к нему. Спустя какое-то время, у них началась настоящая любовь, основанная на доверии и взаимопонимании. Персонажи данного чудесного произведения проводили вечера друг с другом, и не хотели расставаться. Однако, после некоторых событий, чувства Эраста начали угасать, и он не видел в Лизе прежнюю девушку, которую когда-то полюбил. Когда герой ушел на войну, то пообещал Елизавете о том, что никогда ее не разлюбит. Через некоторое время героиня увидела его с другой девушкой, на которой Эраст хотел жениться. Именно тогда, в душе девушки произошли кардинальные изменения, и она решила свести счеты с жизнью. Ее никто не смог остановить, и через какое-то время Эраст начал считать себя предателем и убийцей.
Для того, чтобы лучше понять весь трагизм сложившейся ситуации, стоит обратить внимание на то, что изначально союз молодых людей был неравноправным. Ведь Эраст был богатым дворянином, который стремился искать новые приключения, и для него не было интересным фактом вести длительные отношения. Лиза же приходилась крестьянкой, и в глубине души она таила некие сомнения насчет своего суженого, однако, любовь не позволяла ей возвращаться к негативным мыслям. Автор показал историю их любви весьма трагичной, однако, она содержит в себе мораль того, что всегда нужно готовиться к плохому исходу, и сильно не уповать лишь на один конец. Героиня свела счеты с жизнью, и безусловно, это очень печально и трагично. Однако, стоит добавить, что, если бы она продолжила жить, и смирилась с личной трагедией, это было правильнее и рациональней. Совсем другое дело, что людьми движут эмоции, и преодолеть их бывает крайне непросто. Автор ставит на этом акцент, и старается донесли глубокий философский смысл.
Что помешало счастью лизы и эраста. Основные проблемы любви в повести «бедная лиза». Помогите! Какую проблему поднимает карамзин в повести бедная лиза
Взаимоотношения Лизы и Эраста
Познакомившись с матерью Лизы, Эраст отправился домой, а сердце бедной Лизы уже было занято любовью к нему. Эраст тоже думал о Лизе, считая, что именно в ней он нашел то, что так долго искал.
На следующее утро Лиза встретила Эраста, и они признались друг другу в любви. Эраст молвил девушке, что всегда будет любить ее. Лиза хотела, чтобы ее мать, от которой у девушки никогда не было секретов и тайн, знала все об их отношениях, но Эраст разубедил ее.
Теперь герои каждый вечер виделись и проводили друг с другом чудесное время. Однако все переменилось после того, как в один день «надлежало погибнуть непорочности» Лизы. Девушка больше не была для Эраста «ангелом непорочности», который ранее восхищал его душу. Лиза же чувствовала к Эрасту все больше и больше любви.
Влюбленные перестали видеться каждый день. На шестой день разлуки Эраст встретился с Лизой, чтобы сказать ей о том, что уходит на войну. Эраст, сказав девушке, что всегда будет любить ее, пообещал вернуться в скором времени. Бедная Лиза осталась одна. Два месяца герои находили далеко друг от друга.
Однажды Лиза увидела Эраста на улице. Девушка бросилась к своему возлюбленному, но узнала от него, что он собирается жениться на другой женщине.
Поняв, что Эраст предал ее, Лиза бросилась в реку, и никто не смог спасти ее. Эраст же до конца своих дней почитал себя убийцей и был по-настоящему несчастлив.
Главные герои и их характеристика
Сравнительная характеристика
Чтобы понять причины трагичной любви между героями, необходимо раскрыть образы центральных персонажей. Сравнительная характеристика Лизы и Эраста позволяет увидеть их сходные и различные черты характера.
Эраст – богатый дворянин, Лиза – бедная крестьянка. Уже здесь заложены основные причины трагичного финала взаимоотношений между персонажами. Эраст вел рассеянную светскую жизнь, искал удовольствие и скучал. Лиза же постоянно работала, чтобы прокормить себя и свою мать. Сама героиня понимала, что их пути не могут соединиться, Лиза мечтала о том, чтобы Эраст был простым крестьянином или пастухом.
Повествователь отмечает, что у Эраста было доброе сердце, в этом проявляется сходство с Лизой. Однако сердце Эраста было доброе, но ветреное. Любовь Эраста к Лизе продлилась недолго, а девушка уже не смогла забыть своего возлюбленного. После встречи с Лизой Эраст решил оставить «большой свет», однако рассказчик отмечает, что только на время. Это уже говорит о том, что Эраст отнесся к отношениям с Лизой несерьезно. Первоначально он хотел, чтобы их отношения строились как отношения брата с сестрой. Лиза же полностью отдалась любви к Эрасту.
Дворянское происхождение не могло не сказаться на мировоззрении Эраста. Когда он потерял свое имение и оказался в больших долгах, он не мог связать свою жизнь с бедной крестьянкой Лизой, поэтому решил жениться на богатой пожилой вдове. Для него материальное положение оказалось важнее чувств.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Лиза и Эраст», рассмотрит трагичную историю любви персонажей повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза».
Вариант 2
История о бедной Лизе, которую рассказывает Н.М. Карамзин, является по существу трагедией, поскольку заканчивается она смертью одного из главных героев. Произведение наполнено сентиментальностью, благодаря чему и привлекает к себе внимание читателя, поддерживает в нем интерес и захватывает своей чувственностью.
Любовь, возникшая между Лизой и Эрастом, не могла быть долговечной. Дело даже не в материальных ценностях, ведь молодой человек готов был отказаться от них в пользу чувств к девушке. Камнем преткновения стали законы, общие для всех дворян, к коим и принадлежал Эраст. Государственная служба в то время стояла на первом месте у людей дворянского происхождения, и привилегия погибнуть за отечество находилась выше любых чувств. Молодой человек попросту был не в состоянии изменить своему титулу, поскольку такое решение обесчестит его, сделает предателем в глазах публики. Ни один дворянин не смог бы простить себе позор дезертирства, и именно поэтому Эраст отправился на фронт.
Нет сомнения в том, что Лиза искренне любила этого молодого человека, однако она была не в силах противостоять велению судьбы и уберечь Эраста от его роковой ошибки. Он, будучи на фронте, поддался соблазну азарта и проиграл огромную сумму денег в карты. Пожалуй, здесь действительно сыграло роль его материальное положение, ведь Эраст, обладая положенным дворянину имуществом, стремился приумножить свое богатство, однако потерял все, в том числе и свою любовь. В этом и заключается его порок.
Таким образом, проблема любви в произведении «Бедная Лиза» раскрывается весьма двояко. Нет никаких сомнений в том, что оба героя любили друг друга искренне, однако им не суждено было остаться вместе. Отчасти здесь сыграла большую роль судьба, проявляющая в государственных законах, запрещающих дворянам вступать в брак с людьми из крестьянской среды. Но также большую ошибку совершил и Эраст, когда поддался карточному азарту. Так или иначе, сам автор не относится к персонажам односторонне. Он показывает, что вина лежит здесь на обоих, в том числе и на Лизе, которая, совершив самоубийство, заставила сердце ее матери остановиться, а также обрекла Эраста на вечное раскаяние и муки совести.
Сочинение на тему что помешало счастью лизы и эраста
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» – «сказка весьма незамысловатая». Повествование о судьбе героини начинается с описания Москвы и признания автора в том, что он часто приходит в «опустевший монастырь», где погребена Лиза, и «внимает глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных». Данным приемом автор обозначает свое присутствие в повести, показывая, что любое оценочное суждение в тексте – его личное мнение. Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»). Лиза, вынужденная тяжело работать, чтобы прокормить старушку мать, однажды приходит в Москву с ландышами и встречает на улице молодого человека, который высказывает желание всегда покупать у Лизы ландыши и узнает, где она живет. На следующий день Лиза ждет появления нового знакомого – Эраста, никому не продавая свои ландыши, но он приходит только на следующий день к дому Лизы. На следующий день Эраст говорит Лизе, что любит ее, но просит сохранить их чувства втайне от ее матери. Долгое время «чисты и непорочны были их объятия», и Эрасту «все блестящие забавы большого света» представляются «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Однако вскоре за Лизу сватается сын богатого крестьянина из соседней деревни. Эраст возражает против их свадьбы, и говорит, что, несмотря на разницу между ними, для него в Лизе «важнее всего душа, чувствительная и невинная душа». Их свидания продолжаются, но теперь Эраст «не мог уже доволен быть одними невинными ласками». «Он желал больше, больше и наконец, ничего желать не мог… Платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы.» Через некоторое время Эраст сообщает Лизе, что его полк отправляется в военный поход. Он прощается, дает матери Лизы денег. Через два месяца Лиза, придя в Москву, видит Эраста, следует за его каретой до огромного особняка, где Эраст, высвобождаясь из лизиных объятий, говорит, что по-прежнему любит ее, но обстоятельства изменились: в походе он проиграл в карты почти все свое имение, и теперь вынужден жениться на богатой вдове. Эраст дает Лизе сто рублей и просит слугу проводить девушку со двора. Лиза, дойдя до пруда, под сенью тех дубов, которые всего «за несколько недель до того были свидетелями ее восторгов», встречает дочь соседа, отдает ей деньги и просит передать матери со словами, что она любила человека, а он изменил ей. После этого бросается в воду. Дочь соседа зовет на помощь, Лизу вытаскивают, но слишком поздно. Лизу погребли возле пруда, мать Лизы от горя умерла. Эраст до конца жизни «не мог утешиться и почитал себя убийцею». Автор познакомился с ним за год до его смерти, от него и узнал всю историю. Повесть произвела полный переворот в общественном сознании XVIII века. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «и крестьянки любить умеют» стали крылатыми. Неудивительно, что повесть была очень популярна. В дворянских списках разом появляется множество Эрастов – имя прежде нечастое. Пруд, находившийся под стенами Симонова монастыря (монастырь XIV века, сохранился на территории на улице Ленинская слобода, 26), назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев вокруг пруда была изрезана надписями, как серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), так и сатирическими, враждебными героине и автору («Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»). «Бедная Лиза» стала одной из вершин русского сентименталима. Именно в ней зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы. Важное значение имело художественное открытие Карамзина – создание особой эмоциональной атмосферы, соответствующей тематике произведения. Картина чистой первой влюбленности нарисована очень трогательно: «Теперь думаю, – говорит Лиза Эрасту, – что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…» Чувственность – высшая ценность сентиментализма – толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Характерно прорисованы и главные герои: целомудренная, наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой, меньше всего похожей на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романах; Эраст, несмотря на бесчестный поступок, корит себя за него до конца своей жизни.
Н. М. Карамзин. Бедная Лиза: краткое содержание и анализ
В 1792 году Николай Михайлович Карамзин написал повесть «Бедная Лиза», ставшую новым словом в русской литературе. Писатель отошел от строгой назидательности классицизма, читателю открылся мир чувств героев, которые вызывали сострадание.
Название: | Бедная Лиза |
Автор: | Николай Михайлович Карамзин 1766–1826 |
Год написания: | 1792 |
Год издания: | 1792 |
Жанр: | Повесть |
Направление: | Сентиментализм |
Время и место действия
Действие произведения происходит в 60-х годах XVIII века в Москве и ее окрестностях, на что указывают Симонов и Данилов монастыри и Воробьевы горы. В начале повествования — весна, судя по ландышам, которые продает героиня. В конце — начало осени.
Содержание повести очень коротко
Отец Лизы, «зажиточный поселянин», умер, когда ей было 15 лет. С этих пор девушка неустанно трудилась, зарабатывая на пропитание себе и матери. Однажды весенним днем она продавала ландыши и познакомилась с молодым красивым дворянином Эрастом. Между ними вспыхивает чувство. Эраст и Лиза проводят все вечера вместе. Поначалу Эраст готов был оставить свет ради Лизы, но когда она утратила невинность, интерес к ней был уже не тот.
Однажды он известил ее, что должен отправиться на войну, им придется разлучиться. Эраст уезжает. Месяца через два Лиза случайно увидела его в роскошной карете. Она узнала, что любимый Эраст помолвлен с другой. Герой проиграл в карты все свое состояние и, чтобы поправить дела, женится на богатой вдове. Лиза не в силах пережить измену — и бросилась в пруд, на берегу которого она была счастлива с Эрастом.
Герои повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» и их характеристика
Количество задействованных лиц в произведении ограничено. Главных героев двое — влюбленные Лиза и Эраст.
Бедная Лиза
Героиня понимает, что Эраст ей не пара и жениться на крестьянке он не может. Однако заверения любимого в его вечной преданности дают девушке надежду. Здравый смысл уступил место чувству: Лиза отказывается выйти замуж за богатого крестьянина, человека своего круга. Даже слезы и мольбы матери не поколебали ее решения.
Девушка полюбила впервые, эта любовь захватила ее всецело. Она живет и дышит Эрастом, поэтому предательство его стало для нее страшным ударом. Лизу поразил поступок любимого, когда он в утешение дал ей сто рублей. За кого принимал он ее? Что ей деньги, когда жизнь для Лизы обесценилась без Эраста.
Карамзин изобразил простолюдинку в ключе сентиментализма. Героиня слишком чувствительна. Речь тоже не характерна для крестьянки, так могла бы говорить городская мещанка, умеющая читать и писать. Лиза не умела ни того, ни другого.
Эраст
Герой даже мечтал жить с Лизой в каком-нибудь удаленном месте как брат и сестра. Но молодой человек не знал своего сердца. Сначала в отношениях влюбленных не было ничего плотского, и они были счастливы своей целомудренной любовью. Но потом наступил момент, когда Эраст не смог устоять. Дальнейшие отношения потеряли для него былую прелесть. Герой охладел к Лизе, стал появляться реже. Он не думал, что на нем лежит ответственность за девушку.
Эраст ушел на войну, но провел ее не на полях сражений, а за игрой в карты. Все свое имение герой проиграл. Чтобы исправить положение дел, он решил жениться на богатой вдове. Лизу при этом вспомнил и вздохнул. Встретив ее в городе, он, как принято было поступать с простолюдинками, дал денег за моральный ущерб.
В дворянской среде нередко случались у молодых людей «истории» с крестьянками, и значения этому не придавали. Так отнесся к своему любовному приключению и Эраст. Рассуждал и действовал, как принято: всучил сто рублей и успокоил совесть. Дворянин не подумал даже, какая трагедия происходит в душе крестьянской девушки.
Эраст человек слабый, легкомысленный, эгоистичный, но назвать его негодяем нельзя. Известие о судьбе Лизы поразило его, он глубоко раскаивался, считал себя убийцей.
Второстепенные герои
Мать Лизы — добрая и чувствительная женщина. Она непрестанно оплакивает покойного мужа, на что Карамзин заметил: «…и крестьянки любить умеют!». Единственная радость старушки после смерти любимого супруга — дочь. Мать Лизы до крайности наивна, не замечает очевидного — влюбленности дочери и доброго барина друг в друга. Гибель дочери стала еще одним ударом для женщины, и пережить его она не смогла.
Рассказчик — от его лица ведется повествование. Рассказчик был знаком с Эрастом, от него и узнал эту историю. Он сожалеет о судьбе Лизы, навещает ее могилу. Повествователь сердечный, чувствительный человек. Момент, когда Эраст отправил Лизу со двора, вызывает в нем бурю эмоций: «Сердце мое обливается кровью в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему». И все же рассказчик не становится обвинителем, он сочувствует раскаянью героя.
Эпизодический персонаж
Анюта — соседская девушка 15 лет. Лиза называет ее подружкой. Анюта видела последние минуты жизни несчастной и гибель. Ей Лиза поручила передать деньги для матушки и просьбу о прощении.
Краткое содержание повести «Бедная Лиза»
Повествователь хорошо знал и любил окрестности Москвы, часто бродил в этих местах. Больше всего его привлекал холм с развалинами монастыря, по правую сторону которого раскинулась Москва, текла светлая река, за ней зеленела дубовая роща, красовался золотыми куполами Данилов монастырь. По левую сторону — хлебные поля с двумя-тремя деревеньками и село Коломенское.
У развалин Симонова монастыря рассказчик воображал монахов, некогда живших здесь, думал о их судьбах, рассматривал врата храма с изображением чудес. Но более всего вспоминал он о бедной Лизе.
Эта юная девушка жила вместе со своей старой матерью в бедной хижине недалеко от монастырских ворот. Отец Лизы умер, когда ей было 15 лет. Он был зажиточным крестьянином, жизнь вел трезвую, много работал. Без него Лиза с матерью не справлялись с хозяйством и быстро обеднели. За небольшую плату они сдали землю внаем.
Лиза тоже скучала по отцу, но старалась быть веселой ради своей родительницы. Заветной мечтой вдовы было выдать дочь за хорошего человека.
Прошло два года после смерти отца. Весенним днем Лиза отправилась продавать ландыши в Москву. На одной из улиц ей повстречался молодой барин. Он пожелал купить у нее букетик, но вместо пяти копеек предложил за него рубль. Во столько оценил он «прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки». Лиза не польстилась на рубль и взяла за цветы положенную цену.
Молодой дворянин выказал желание всегда покупать у Лизы цветы, спросил, где ее дом. На другой день Лиза вновь пошла в Москву с цветами, целый день она ждала появления вчерашнего незнакомца и никому больше не хотела продавать цветы. В конце дня она выбросила их в реку. На следующий день вечером незнакомец пришел к дому Лизы.
Он представился Эрастом, был любезен с матерью девушки. Добрый барин пришелся по душе старушке. Эраст предложил матери, чтобы Лиза продавала свою работу только ему, не ходила бы в город, он сам наведывался бы к ним. Мать Лизы с радостью согласилась на такое предложение. После его ухода мать говорила, как добр, как хорош Эраст, вот бы жених Лизы был таков. Но Лиза с горечью воскликнула, что это невозможно, ведь он барин.
Лиза с ее красотой и добродетелями произвела большое впечатление на Эраста. До сей поры ветреный молодой человек искал только развлечений и удовольствий, вел жизнь рассеянную, что ему наскучило. В девушке-поселянке, как ему казалось, он нашел «то, чего сердце его давно искало». И Эраст решил хотя бы на время оставить большой свет.
Лиза после прихода Эраста не могла спать ночью. Она встала на рассвете и пошла к реке, на которой поднимался туман. По берегу реки гнал стадо молодой пастух, и Лиза пригорюнилась, сожалея, что это не Эраст. Тогда не было бы между ними никаких препятствий.
Неожиданно она услышала плеск весел. К несказанной радости Лизы в лодке подплыл к берегу Эраст. Молодой человек подошел к ней, поцеловал и признался, что любит ее. Счастливые сидели они на траве, глядя друг другу в глаза, «и два часа казались им мигом». Эраст, однако, попросил Лизу ничего не сказывать матери о их любви, чтобы не вызвать дурных подозрений. Девушка согласилась с ним.
Каждый вечер, после того как мать Лизы ложилась спать, влюбленные встречались то на берегу реки, то в роще, но чаще всего под сенью столетних дубов на берегу пруда. Их радость была еще чиста, в объятиях не было ничего порочного. Эраст был в восхищении от своей пастушки Лизы. Все забавы большого света казались ему «ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Сладострастие, которым герой когда-то упивался, теперь было ему отвратительно. Эраст собирался жить с Лизой по-братски и верил, что они будут счастливы.
Девушка настаивала, чтобы он заходил к ее матери, так как старушка искренне радовалась появлению доброго, прекрасного барина. Она рассказывала ему о минувшей молодости, о муже. Эраст покупал у нее рукоделье Лизы, а вдова никогда не брала переплаты.
Так прошло несколько недель, и однажды Лиза пришла на свидание расстроенной. Оказывается, ее сватали за сына богатого крестьянина. Девушка наотрез отказала, несмотря на слезы матушки. Эраст стал уверять любимую, что после смерти ее матери он возьмет ее к себе, и они будут жить где-нибудь в лесу, как в раю. На вздох девушки, что он не может быть мужем крестьянки, Эраст возразил: «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная, невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».
Обнадеженная, она бросилась к нему — «и в сей час надлежало погибнуть непорочности!». Тотчас за этим событием разбушевалась гроза с дождем, будто природа стенала о грехопадении героини. Эраст простился с Лизой до завтра, уверяя ее в своей любви.
Свидания по вечерам продолжались, но Эраст больше не довольствовался невинными объятиями, Лиза перестала восхищать его непорочностью ангела. На смену платонической любви пришли чувства, которыми герой не мог гордиться. Они были ему знакомы. Лиза же, как агнец, повиновалась Эрасту во всем, полагая в его удовольствии свое счастье. Она видела, что любимый переменился, и боялась, что он разлюбит ее.
Однажды Эраст не появлялся пять дней. Когда он пришел наконец, то объявил Лизе, что ему необходимо ехать на войну. Того требуют долг и честь. Эраст простился с Лизиной матерью, которая сокрушалась о добром, пригожем барине, отправляющемся на войну. Вдова благословила Эраста с надеждой, что он вернется к свадьбе Лизы и будет крестным отцом ее детям.
Любовники расстались ранним утром, мир для Лизы померк, она плакала в лесу, скрывая свое горе от матери.
Прошло около двух месяцев. Лиза пошла в Москву за лекарством для матушки и на одной из улиц внезапно увидела Эраста в богатой карете. Лиза бросилась за ним. Карета завернула во двор. Когда Эраст вышел, то оказался в объятиях Лизы. Он испугался, провел ее в кабинет, где известил о своей помолвке с другой. Эраст сказал, что Лизу любит и теперь, то есть желает ей добра. С этими словами сунул ей сто рублей в карман и велел слуге проводить девушку со двора.
Герой не обманул Лизу, он, действительно, был в армии, но не в боях участвовал, а играл в карты, проигрыш его был велик — почти все имение. После заключения мира Эраст вернулся в Москву обремененный долгами. Чтобы поправить дела, он решает «жениться на пожилой богатой вдове, которая давно была влюблена в него».
Оказавшись на улице, Лиза упала в обморок. Ей помогла прийти в чувство добрая женщина, шедшая мимо. Оглушенная горем девушка пошла, сама не зная куда. Ноги привели ее к старому пруду, где она провела с Эрастом много счастливых вечеров. Лиза осмотрелась кругом и увидела Анюту, соседскую девочку. Она попросила ее передать матушке деньги и бросилась в воду.
Лизина мать умерла тотчас после известия о страшной смерти дочери. С тех пор в опустевшей хижине воет ветер, наводя ужас на суеверных поселян. Эраст, узнав о гибели Лизы, был безутешен, почитал себя убийцей, и не было ему счастья.
За год до смерти Эраст познакомился с рассказчиком, поведал ему свою историю и привел на могилу бедной Лизы. «Теперь, может быть, они уже примирились!» — такими словами заканчивается повествование.
История создания повести
1789–1790 гг. — период путешествия по Европе в жизни Н. М. Карамзина. По возвращении на родину он написал «Письма русского путешественника», благодаря которым стал известен. Карамзин поселился в Москве, занялся писательским трудом и начал издавать «Московский журнал».
В 1972 году Николай Михайлович написал «Бедную Лизу», в этом же году состоялась публикация произведения в «Московском журнале». Идея создания повести возникла у писателя в результате изучения иностранной литературы. Как человек прогрессивный, он решил ввести в русскую литературу новый жанр. Впервые в отечественной литературе произведение заканчивалось гибелью героини, не было счастливого финала, и образы героев не были всецело положительными или отрицательными.
«Бедная Лиза» завоевала необычайную популярность в читательской среде.
Анализ произведения
Главная тема повести — любовь бедной крестьянки к богатому дворянину.
Идея произведения была новаторской в русской литературе: «…и крестьянки любить умеют», то есть представители низших сословий тоже способны к чувствам глубоким, и, быть может, более сильным, чем у иных дворян. Сословная принадлежность не принципиальна в сфере чувств, разума, человеческого достоинства. В крестьянской девушке Карамзин показал личность, по благородству натуры превосходящую дворянина.
Проблематика
В повести поставлены проблемы социального и психологического характера:
Взаимоотношения влюбленных в условиях социального неравенства
Любовь Лизы и Эраста не имела будущего, так как бросить вызов сословным предрассудкам общества и вступить в брак с крестьянкой способен далеко не каждый дворянин, уж никак не слабохарактерный Эраст.
Противопоставление сельской и городской жизни
Город несет в себе развитие, культуру, прогресс, и вместе с тем праздная жизнь богачей, жесткие, часто порочные, товарно-денежные отношения в во всех сферах жизни вносят в сознание и в души людей порчу. Эраст удалился от светского общества на время, когда любил Лизу, он понимал, что светские забавы пусты. Деревенская жизнь с ее трудом и близостью к природе помогает людям хранить душевную чистоту. Простыми, чистосердечными людьми были Лиза и ее матушка.
Проблема нравственности
Эраст до знакомства с Лизой был уже очень искушенным молодцом, светская жизнь с ее культом удовольствий развратила его. В таком нравственном состоянии любить по-настоящему он и хотел бы, да не мог. Пока он видел в Лизе идеал, иллюзия любви еще поддерживалась в нем. Как только идеальный образ померк, он охладел. Лиза, напротив, любит со всей силой и верностью благородной, чистой натуры.
Нравственное превосходство Лизы очевидно, если сравнить отношение героев к деньгам. Эраст ради решения материальных проблем готов на брак по расчету и отказывается от Лизы, подавив искренний вздох о ней. Не такова героиня: ни лишние деньги за работу, ни богатый жених не прельстили ее. Что уж говорить об оскорбительных ста рублях… Любовь для нее важнее всего.
Композиция
Построение сюжета традиционное:
Жанр и направление
Карамзин стал основоположником небольших по объему художественных произведений, одно из них — психологическая повесть «Бедная Лиза».
Повесть как жанр занимает промежуточное положение между романом и рассказом по объему, сюжет выстраивается в хронологической последовательности, воспроизводит естественное течение жизни.
Сосредоточенность автора на изображении душевных состояний героев дает право называть повесть психологической.
В противовес классицизму с его четкими правилами и рамками жанра для сентиментализма характерны чувственность, психологизм, простота изложения, приближенная к обыденной речи.
Заслуга Н. М. Карамзина в началах преобразования русского литературного языка, в приближении его к жизни. Он убрал из речи героев церковную лексику, излишнюю высокопарность, разговоры их становятся проще и понятнее. Упущение писателя в том, что речь дворянина и крестьянки не различается, хотя в жизни отличие было заметным.
Для раскрытия чувств, образов, передачи сентиментальности натуры героини писатель применяет разнообразные средства выразительности:
Язык повести задает особый ритм произведению, придает взволнованность повествованию, готовя читателя к трагической развязке.
Критика
Критические отзывы на повесть «Бедная Лиза» были разными. Некоторые современники не видели правдоподобности в характерах героев, но большинство восприняло новое в русской литературе психологическое произведение доброжелательно. Критики отмечали новаторство Карамзина. Оно было не только в чувствительности героев, но и в трагическом конце.
Литературовед В. В. Сиповский:
Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни.
Советский литературовед Г. А. Гуковский предъявлял к Карамзину претензии в отсутствии антифеодальной мысли в повести, что было свойственно подобным европейским сюжетам. У Карамзина нет акцента на сословном неравенстве, писатель будто говорит, что и в крепостничестве можно чувствовать себя счастливым.
«Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в формулу “и крестьянки любить умеют”», — писал исследователь.
Карамзина и в самом деле не увлекала идея отмены крепостного права. Его прогрессивная мысль сводилась к ограничению самоуправства помещиков. Однако личное убеждение не умаляет заслугу писателя в призыве дворян к гуманности и отзывчивости.
Доктор филологических наук В. Н. Торопов считает повесть Карамзина корнем, из которого выросло «древо русской классической прозы»:
…«Бедная Лиза» стоит у самых истоков новой русской прозы, следующими шагами которой, после освоения уроков карамзинской повести (и, конечно, не только ее), будут «Пиковая дама» и «Капитанская дочка», «Герой нашего времени», «Петербургские повести» и «Мертвые души», с чего, собственно, и начинается непрерывная линия большой русской прозы.
Экранизации
Первая экранизация повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» состоялась в 1967 году. Это был одноименный телеспектакль режиссера Натальи Бариновой. В ролях: Анастасия Вознесенская и Андрей Мягков.
В 1967 году на киностудии «Союзмультфильм» Ида Гаранина создала кукольный мультфильм «Бедная Лиза», в котором звучит музыка композитора Алексея Рыбникова. Фильм без слов, но проникновенный, передает атмосферу повести.
В 1998 году режиссер Слава Цукерман снял фильм «Бедная Лиза» при участии актеров Ирины Купченко и Михаила Ульянова. Это драма с элементами мистики: бесплотный дух писателя следит за созданными им героями, их переживаниями.