Чем было вспыхнувшее чувство для лизы и эраста
как развивались чувства у Эраста и Лизы в рассказе «Бедная Лиза»? нужно описать как у них появились чувства
Чувства Эраста: хозяин чувств
В первой части повести наибольшее внимание Карамзин
уделяет чувствам Эраста, именно он сначала является
главным героем.
Он устал от суетного города и людской лживости,
от фальши и блеска, поэтому нежно влюблен в деревенскую
девушку Лизу, которая кажется ему воплощением
всего самого чистого, прекрасного и настоящего.
Самое главное, что во время встреч с Лизой он даже
не помышляет о плотском проявлении любви –
его чувства совершенно платонические, он думает,
что любит Лизу скорее как сестру, а не как женщину.
Ему приятно просто быть рядом с ней.
Однако и Эрасту, как любому живому человеку,
оказывается сложно устоять перед соблазном, и
Карамзин понимает это.
Физическая любовь Эраста с Лизой все-таки
осуществляется, и после этого чувства Эраста и его
отношение к девушке постепенно меняются:
Лиза перестает быть для него непорочным идеалом,
она теперь стала похожа на всех остальных женщин
в его жизни.
Такую девушку можно покинуть, что он и делает.
Эраст женится на богатой женщине, – он не любит ее,
но этот брак поможет ему поправить своё
материальное положение.
Чувства Лизы: жертва чувств
После их разрыва акцент в повести Карамзин делает
на чувствах Лизы.
Вообще ее образ был представлен довольно
неожиданно для русской литературы:
Карамзин первым из авторов показывает, что у крестьян
тоже могут быть чувства и переживаия, что
«и крестьянки любить умеют».
Лиза ведет себя именно так, как и полагается
страдающей лирической героине – ее сердце разбито,
без любви жить не имеет смысла, значит, и жить незачем.
Узнав о женитьбе Эраста и рассудив подобным образом,
несчастная девушка бросилась в реку.
Бесспорно, двигали ею исключительно чувства,
Для Лизы не существует разума в любви, для
нее есть только сердце. Разбитое сердце.
Карамзин показывает нам разницу восприятия любви
обними героями.
Сцена их близости является кульминацией повести:
после этого чувства Эраста медленно угасают
и уводят его от Лизы, а ее чувства, напротив,
разгораются сильнее и доводят до самоубийства,
когда встречают холодность.
Получается, что Лиза становится жертвой чувств,
в то время как Эраст – их хозяин.
Небольшое СОЧИНЕНИЕ на тему : Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Небольшое СОЧИНЕНИЕ на тему : Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?
Для Эраста это чувство было просто очередным интересом, спичкой.
Он просто встретил нечто новое для себя, увидел чистую и непорочную душу.
Таким образом его чувство было основано на любопытстве и желании испытать нечто такое, чего он никогда еще не ощущал за свою светскую жизнь.
Она увидела все в новых красках, любовь запела в ее совсем еще юной и глупой душе.
Она совсем не замечала реальных намерений, или же просто чувств Эраста как таковых.
Они оба ощутили сильную встряску, но, увы, Лиза наивно полагала, что это настоящая любовь и навечно, а Эраст был просто избалованным светским юношей, увидевшим новое для себя.
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Обоснуйте свой ответ.
(Бедная Лиза, Карамзин).
Как показаны в повести чувства героев : Лизы, её матери, Эраста?
Как показаны в повести чувства героев : Лизы, её матери, Эраста?
Помогите пожалуйста сочинение на тему характеристка Эраста в повести Карамзина «бедная Лиза»?
Помогите пожалуйста сочинение на тему характеристка Эраста в повести Карамзина «бедная Лиза».
Помгите написать небольшое сочинение?
Помгите написать небольшое сочинение.
Тогда почему этого не почувствовала Лиза и полюбила его?
Были ли искренними чувства эраста к лизе?
Были ли искренними чувства эраста к лизе.
Скажите пожалуйста какие чувства были к друг другу лизы и эраста (повесть бедная лиза)?
Скажите пожалуйста какие чувства были к друг другу лизы и эраста (повесть бедная лиза).
Было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ?
Было ли чувство эраста к лизе искренним обоснуйте свой ответ.
Сочинение на тему образ лизы и эраста в произведении бедная лиза?
Сочинение на тему образ лизы и эраста в произведении бедная лиза.
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Были ли чувство Эраста к Лизе искренним?
Обоснуйте свой ответ.
Можно ли назвать чувство между Эрастом и Лизой из повести Карамзина «Бедная Лиза» настоящей любовью?
Можно ли назвать чувство между Эрастом и Лизой из повести Карамзина «Бедная Лиза» настоящей любовью?
Сочинение по картине К. Юона Конец зимы. Полдень.
Отношения Лизы и Эраста: что помешало счастью главных героев повести
Повесть Карамзина «Бедная Лиза» написана в жанре лирической новеллы. Сюжет произведения рассказывает об истории любви бедной крестьянской девушки и потомственного аристократа. Отношения Лизы и Эраста занимают в повествовании центральное место. Параллельно автор затрагивает тему социального неравенства, влияния на судьбы людей традиций и устоев.
Знакомство молодых людей
Действие повести происходит в Москве. Главная героиня произведения — девушка Лиза из бедной семьи. Нужда заставляет ее много работать. В один из теплых весенних дней Лиза продавала на бульваре цветы. Ее грация и внешняя привлекательность привлекли внимание богато одетого мужчины. Это и был Эраст. Он предложил девушке купить у нее ландыши по высокой цене, чем смутил ее. Так состоялось знакомство молодых людей, которое затем переросло в близкую привязанность.
Весенняя романтическая обстановка способствовала желанию познакомиться и вспышке взаимной симпатии. Девушка смутилась и покраснела, чем еще больше тронула сердце молодого дворянина. После первой встречи Эраст просит разрешения видеться с Лизой, она дает ему свое согласие.
Школьникам во время изучения произведения необходимо составить сравнение образов Лизы и Эраста. Сравнительная характеристика им понадобится при написании сочинения по произведению. Для этого они могут воспользоваться информацией, представленной в таблице.
Возраст | Лиза — совсем юная девушка, ей 17. Возраст Эраста точно не указан, ему может быть от 20 до 25 лет |
Внешность | Девушка обладает светлыми волосами, голубыми глазами, красивой фигурой. Молодого человека автор наделяет приятной внешностью, у юноши выразительный голос, лицо светится добротой |
Происхождение | Елизавета воспитывалась в крестьянской семье. У Эраста дворянские корни, его родители богаты |
Образование | Девушка неграмотна, она никогда не училась в школе. Ее возлюбленный образован |
Состав семьи | Лиза живет с матерью, которую нежно любит. Эраст ведет самостоятельную жизнь и не имеет родственников в большом городе |
Место жительства | Девушке приходится жить в полуразвалившейся хижине в окрестностях Москвы. Аристократ, как и другие молодые люди его сословия, живет в Москве |
Отношение к труду | В свои 17 лет Лиза обладает многими трудовыми навыками, так как вынуждена содержать себя и мать. Эраст ведет праздную жизнь, погрузившись в светские удовольствия |
Черты характера | Девушка отличается застенчивостью и скромностью, часто вспыхивает румянцем от любого слова. Ее новый друг проявляет себя как человек со щедрым сердцем |
Любовный опыт | Юная Елизавета не имеет опыта в любовных делах. Молодой повеса уже вкусил запретных удовольствий |
Проявление чувств | Любовь кружит девушке голову, и она безрассудно бросается в омут страсти. Эраст принимает ее дар как само собой разумеющееся, юноша не думает нести ответственность за эти отношения |
Сравнительный анализ показывает, как мало общего связывает Эраста и Елизавету. Один является противоположностью другому. Тем не менее отношения молодых людей начинают стремительно развиваться. Вскоре девушка уже и дня не может прожить без встреч со своим возлюбленным, что можно видеть из цитат Лизы:
Автор художественного произведения с помощью деталей подчеркивает трепет и романтизм начальной стадии романа Эраста и Елизаветы, не верившей «своему счастию». Роман начинает бурно развиваться, ничто не предвещает печальных событий, последовавших в дальнейшем.
Развитие отношений
Развитие отношений Лизы и Эраста можно охарактеризовать как стремительное. Уже на следующее утро молодые люди признались друг другу в любви с первого взгляда. Ветреный молодой человек сам себя убедил в том, что искал именно такую девушку и встретил ее.
В порыве страсти герой дал клятву в вечной любви. Простодушная в силу своего воспитания Елизавета хотела во всем открыться матери, но Эраст убедил ее этого не делать. Их встречи проходили тайком от всех. Дворянина влекла невинность юной особы. Каждый день он спешил на свидание с нею, чтобы насладиться ласками, объятиями, поцелуями.
Эти минуты обоим казались чудесными. Девушка думала, что все будет складываться так и дальше, вскоре сердечный друг сделает ей предложение. Но все переменилось после того, как Лиза отдала легкомысленному Эрасту свою невинность. Молодой человек охладел к предмету своей страсти, а девушка начала питать к нему еще большую любовь. Но, увы, встречи стали более редкими. Дальше события развивались по следующему сценарию:
Девушка была уверена, что лишь стечение обстоятельств могло помешать ее свадьбе с любимым. Она не допускала мысли, что после всего случившегося Эраст может бросить ее. По его инициативе Лиза даже отказала сыну богатого крестьянина, посватавшегося к ней.
Трагическая развязка
После разлуки длиной в 2 месяца Лиза случайно встречает в городе Эраста. Он объявляет ей, что вынужден жениться на другой. Молодого человека настигли материальные проблемы, которые он смог бы разрешить при помощи выгодного брака. После короткого романа с Елизаветой Эраст вернулся к прежней жизни, погряз в кутежах и карточных играх, в результате проиграв свое имение.
По окончании разговора девушка была потрясена и раздавлена. Теперь она понимала, что ее мечтам не суждено сбыться. Лизе казалось, что ее жизнь окончена. Под влиянием сильного душевного волнения героиня бросается в пруд, возле которого она часто прогуливалась с предавшим ее возлюбленным, и погибает.
Узнав о самоубийстве девушки, Эраст осознает причины этого поступка и до конца дней винит себя в ее смерти.
Анализ произведения
Особое значение Карамзин придавал возвышенности чувств своих героев. Автору хотелось показать всю глубину душевных переживаний молодых людей. Сентиментализм произведения усиливался умилительными сценами, где герои плачут от избытка чувств. Лирическая суть происходящего подчеркивалась описанием пасторальных пейзажей.
В повести «Бедная Лиза» любовь Лизы и Эраста показывает противопоставление двух миров. Автор наглядно демонстрирует, насколько далеки друг от друга блестящая роскошь аристократов и беспросветная нищета крестьян. Смысл произведения раскрывает также умение человеческой души любить независимо от принадлежности к какому-либо сословию.
Молодой дворянин не задумывался всерьез о своих дальнейших планах и плохо понимал сам себя. Утверждать, что Эраст любил Лизу, нельзя. С его стороны это было просто пылкое увлечение. Утолив свою страсть, повеса тут же кинулся навстречу новым приключениям, уж таков был его легкомысленный нрав. Вот почему Лиза оказалась в печальном положении. Она поверила не тому человеку.
В обществе того времени девушкам не разрешалось столь вольное поведение. Эраст не мог не понимать, что, бросив Лизу, он поступает подло.
Автор умышленно подводит читателя к видению того, что характерной чертой главного героя является любовь к деньгам. Тот готов был отдать все в обмен на материальное благополучие.
В адрес Лизы и ее матери Карамзин бросает фразу «и крестьянки любить умеют», призывая относиться к бедным, но порядочным людям с глубоким уважением. Автор ясно выражает свою позицию, ставя на пьедестал высокие нравственные качества человека, призывая к торжеству чувств над разумом и материальными ценностями.
Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести
Тема. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Главные герои повести
Цель: доказать торжество духовных ценностей (любви, самоотречения, заботы о ближних, раскаянья) над материальными.
Задачи: 1) через образ главной героини показать идеал духовно-развитой личности;
2) через образ Эраста привести учеников к пониманию несостоятельности счастливой жизни, основанной на эгоизме (желании жить только для себя) и материальной зависимости.
Ход урока.
1. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что Карамзин оказал огромное влияние на развитие русской литературы (особенно значителен его вклад в развитие русской прозы). Также мы выяснили, что Николай Михайлович стал первым и самым крупным писателем нового тогда – в конце 18 века – течения – сентиментализма. Ещё мы выявили основные черты данного течения, среди которых следует отметить : изображение жизни простых людей (крестьян, ремесленников) с их чувствами, переживаниями, хлопотами и опасениями. Виссарион Григорьевич Белинский (знаете, кто такой?) – знаменитый литературный критик конца 18-начала 19-го веков – вот что писал по этому поводу: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта».
2. Беседа по вопросам.
– Дома вы должны были прочитать повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». И сегодня мы с вами как раз и поговорим о прочитанном.
– Для начала давайте определимся, от чьего лица ведётся повествование? (От первого лица – от лица автора. Вспомните, на прошлом уроке мы отмечали, что писатели-сентименталисты часто писали от первого лица… Почему? – это давало им возможность полнее раскрыть духовный мир героев. )
– С чего начинается повесть?
(С описания пейзажа, открывающегося с места, на котором возвышаются башни Симонова монастыря : «тучные, густо-зелёные, цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая лёгкими вёслами рыбачьих лодок…». Природа живёт и радуется. )
– О чём повествуется далее?
(Затем речь идёт непосредственно о Симоновом монастыре с его могилами и келиями. Это грустное описание готовит нас к знакомству с трагической судьбой Лизы – главной героини. )
– Какой мы видим главную героиню в родительском доме? Чему смогли научить её отец с матерью?
(Родители, сами будучи добросовестными работниками, ведущими спокойную и «трезвую» жизнь, приучили дочь к труду. Лиза в свои 15 лет «трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». )
– Какими же эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Каково его отношение к ней?
(Первый эпитет, показывающий отношение к главной героине, появляется уже в заглавии повести – «бедная», т. е. та, которой следует посочувствовать, пожалеть.
«Прекрасная», «любезная», нежная», «услужливая», «робкая», целомудренная», «стыдливая» «редкой красоты» с «чистой, радостной душой». Из вышеперечисленных эпитетов видно, что автор явно симпатизирует Лизе, более того, он пытается показать нам её духовную прелесть. )
– Что узнаёт читатель об Эрасте до встречи с Лизой? Процитируйте.
(Имя Эраст образовано от греческого слова «эрос» – «любовь» и означает «любящий». «Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида…»)
– Какие сведения о жизни и интересах героя мы получаем позднее?
(«Сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил : скучал и жаловался на судьбу свою. Красоты Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена…все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все свои дни провождали. Ему казалось, что он нашёл в Лизе то, чего его сердце давно искало. »
Таким образом, идеалом своей жизни он видел жизнь на лоне природы, жизнь, в которой не нужно ни о чём задумываться (нет необходимости ломать голову, как раздобыть деньги, чтобы прокормить семью), цель которой получение удовольствия. )
– Как понимать слова героя : «Натура призывает меня в свои объятья?»
(А следом он добавляет «…к чистым своим радостям». Он воспринял знакомство с прекрасной Лизой как знак судьбы, которая, опять-таки, по его мнению, даёт ему шанс превратить в жизнь его мечты о жизни с «пастушкой» на лоне природы. )
– Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? Так всё-таки чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
(Лиза искренне и всем сердцем, как это обычно бывает, когда речь идёт о первом чувстве, полюбила Эраста. Она готова была на всё лишь ему было хорошо : и матери не говорила об их отношениях, и полилась за любимого, и отпустить его оп делам службы в другой город… Она бы даже последовала за ним, если бы вовремя не опомнилась : «У меня есть мать!».
«Видя, сколь Лиза его любит, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства». )
– Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
(В момент, когда Лиза бросилась в объятья к Эрасту, «он почувствовал в себе трепет»… В тот момент герой «искал слов и не находил». Лиза перестала быть для Эраста «ангелом непорочности, который прежде воспалял его воображение и восхищал душу» … Лиза видела своё счастье в служении любимому, он же, будучи эгоистом, думал только о себе. )
– В каких словах звучит оценка поступку героя? Осуждает ли Карамзин Эраста?
(«Сердце моё обливается кровию в сию минуту. Я забываю человека в Эрасте – готов проклинать его – но язык мой не движется – смотрю на небо, и слеза катится по лицу моему. »)
– Как, по-вашему, автор относится в самоубийству героини?
(Он ей сочувствует, не упрекает и призывает к этому читателей. )
– Как понимать финальную фразу повести?
(«Теперь, может быть, они уже примирились». Эраст, справедливо считая себя виновным, покаялся. И теперь, находясь там… получил и прощение Лизы. )
– Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Покажите на примерах.
3. Обобщение.
– Так какова же тема повести?
(Тема торжества внутреннего, духовного совершенства, идеала жизни для любимых людей. )
4. Комментированное выставление оценок.
5. Домашнее задание. Подготовить доклады :
1) «Жизнь и творчество А. С. Грибоедова»;
2) «А. С. Грибоедов – дипломат».
Ознакомиться со статьёй, помещённой в учебнике.
М. А. Бороздунова, ГБОУ средняя школа №339, Санкт-Петербург