Чем было вызвано появление городов в европе в средние века
Возникновение и развитие городов в средневековой Европе
Возникновение и развитие городов в средневековой Европе
Качественно новый этап в развитии феодальной Европы – период развитого Средневековья – в первую очередь связывают с возникновением городов, которые оказали огромное преобразующее воздействие на все стороны экономической, политической и культурной жизни общества.
В эпоху раннего Средневековья античные города пришли в упадок, жизнь в них продолжала теплиться, но они не играли роли прежних торгово-промышленных центров, сохраняясь как административные пункты или просто укрепленные места – бурги. О сохранении роли римских городов можно говорить преимущественно для Южной Европы, в то время как на севере их было немного даже в период поздней античности (в основном это были укрепленные римские лагеря). В раннее Средневековье население в основном концентрировалось в сельской местности, экономика носила аграрный, более того, натуральный характер. Хозяйство было рассчитано на потребление всего произведенного внутри вотчины и не связано с рынком. Торговые связи были по преимуществу межрегиональными и международными и порождались естественной специализацией различных природно-географических районов: шел обмен металлами, полезными ископаемыми, солью, винами, предметами роскоши, привозимыми с Востока.
Однако уже в XI в. оживление старых городских центров и возникновение новых стало заметным явлением. В его основе лежали глубинные экономические процессы, прежде всего – развитие сельского хозяйства. В X–XI вв. агрикультура достигла высокого уровня в рамках феодальной вотчины: распространилось двухполье, увеличилось производство зерна, технических культур, развивалось садоводство, виноградарство, огородничество, животноводство. В результате как в домениальном, так и в крестьянском хозяйстве возник избыток сельскохозяйственной продукции, который мог быть обменян на ремесленные изделия – создавались предпосылки для отделения ремесла от сельского хозяйства.
Совершенствовались и навыки сельских ремесленников – кузнецов, гончаров, плотников, ткачей, башмачников, бондарей, прогрессировала их специализация, в результате чего они все меньше занимались сельским хозяйством, работая на заказ для соседей, обменивая свою продукцию, наконец, пытаясь реализовать ее в более широких масштабах. Такие возможности предоставлялись на ярмарках, сложившихся в результате межрегиональной торговли, на рынках, возникавших в местах скопления людей – у стен укрепленных бургов, королевских и епископских резиденций, монастырей, у переправ и мостов и т. д. Сельские ремесленники начинали переселяться в такие места. Оттоку населения из деревни способствовал и рост феодальной эксплуатации.
Светские и духовные сеньоры были заинтересованы в возникновении городских поселений на их землях, поскольку процветающие ремесленные центры давали феодалам значительную прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян от их феодалов в города, гарантируя им свободу. Позднее это право закрепилось за самими городскими корпорациями, в Средневековье сложился принцип «городской воздух делает свободным».
Конкретно-исторические обстоятельства возникновения тех или иных городов могли быть различными: в бывших римских провинциях средневековые поселения возрождались на фундаментах античных городов или неподалеку от них (большинство итальянских и южнофранцузских городов, Лондон, Йорк, Глостер – в Англии; Аугсбург, Страсбург – в Германии и северной Франции). К епископским резиденциям тяготели Лион, Реймс, Тур, Мюнстер. У рынков перед замками возникли Бонн, Базель, Амьен, Гент; у ярмарок – Лилль, Мессина, Дуэ; рядом с морскими портами – Венеция, Генуя, Палермо, Бристоль, Портсмут и др. Нередко на происхождение города указывает топонимика: если в его названии содержатся такие элементы, как «инген», «дорф», «хаузен» – город вырос из сельского поселения; «бридж», «брюк», «понт», «фурт» – у моста, переправы или брода; «вик», «вич» – поблизости от морского залива или бухты.
Самыми урбанизированными территориями в период Средневековья были Италия, где в городах жила половина всего населения, и Фландрия, где две трети населения составляли горожане. Население средневековых городов обычно не превышало 2–5 тысяч человек. В XIV в. в Англии только два города насчитывали более 10 тысяч – Лондон и Йорк. Тем не менее и крупные города с 15–30 тысячами человек не были редкостью (Рим, Неаполь, Верона, Болонья, Париж, Регенсбург и др.).
Непременными элементами, благодаря которым населенный пункт мог считаться городом, были укрепленные стены, цитадель, кафедральный собор, рыночная площадь. В городах могли располагаться укрепленные дворцы-крепости феодалов, монастыри. В XIII–XIV вв. появились здания органов самоуправления – ратуши, символы городской свободы.
Планировка средневековых городов, в отличие от античных, была хаотична, единая градостроительная концепция отсутствовала. Города разрастались концентрическими кругами от центра – крепости или рыночной площади. Их улицы были узкими (достаточными, чтобы по ним мог проехать всадник с копьем наперевес), не освещались, долгое время не имели мостовых, системы канализации и дренажа были открытыми, нечистоты текли вдоль улиц. Дома стояли скученно и поднимались вверх на 2–3 этажа; поскольку земля в городе была дорогой, фундаменты были узкими, а верхние этажи разрастались, нависая над нижними. Долгое время города сохраняли «аграрный вид»: к домам примыкали сады и огороды, во дворах держали скот, который собирал в общее стадо и пас городской пастух. В городской черте располагались поля и луга, а за его стенами горожане имели земельные наделы и виноградники.
Городское население состояло в основном из ремесленников, торговцев и людей, занятых в сфере обслуживания, – грузчиков, водоносов, угольщиков, мясников, пекарей. Особую его группу составляли феодальные сеньоры и их окружение, представители администрации духовных и светских властей. Городскую верхушку представлял патрициат – богатое купечество, ведущее международную торговлю, дворянские семейства, землевладельцы и застройщики, позже в него вошли и наиболее зажиточные цеховые мастера. Главными критериями принадлежности к патрициату были богатство и участие в управлении городом.
Город был органическим порождением и составной частью феодальной экономики. Возникая на земле феодала, он зависел от сеньора и был обязан платежами, натуральными поставками и отработками, подобно крестьянской общине. Высококвалифицированные ремесленники отдавали сеньору часть своих изделий, остальные – работали на барщине, чистили конюшни, несли постойную повинность. Города стремились освободиться от этой зависимости и добиться свободы и торгово-экономических привилегий. В XI–XIII вв. в Европе развернулось «коммунальное движение» – борьба горожан против сеньоров, принимавшая очень острые формы. Союзницей городов зачастую оказывалась королевская власть, стремившаяся ослабить позиции крупных магнатов; короли давали городам хартии, фиксировавшие их вольности – налоговые иммунитеты, право чеканки монеты, торговые привилегии и т. д. Результатом коммунального движения стало почти повсеместное освобождение городов от сеньоров (которые тем не менее могли оставаться там на правах жителей). Высшей степенью свободы обладали города-государства (Венеция, Генуя, Флоренция, Дубровник и др.), не подчинявшиеся никакому суверену, самостоятельно определявшие свою внешнюю политику, вступавшие в войны и политические союзы, имевшие собственные органы управления, финансы, право и суд. Многие города получили статус коммун: сохраняя коллективное подданство верховному суверену земли – королю или императору, они имели мэра, судебную систему, ополчение, казну. Ряд городов добился лишь некоторых из этих прав. Но главным завоеванием коммунального движения стала личная свобода горожан.
После его победы к власти в городах пришел патрициат – богатая верхушка, контролировавшая мэрию, суд и другие выборные органы. Всевластие патрициата привело к тому, что масса городского населения встала в оппозицию к нему, череда восстаний XIV в. завершилась тем, что патрициату пришлось допустить к власти верхушку городских цеховых организаций.
В большинстве западноевропейских городов ремесленники и торговцы были объединены в профессиональные корпорации – цехи и гильдии, что было продиктовано общим состоянием экономики и недостаточной емкостью рынка, поэтому требовалось ограничить количество производимой продукции, чтобы избежать перепроизводства, снижения цен и разорения мастеров. Цех также противостоял конкуренции со стороны сельских ремесленников и иностранцев. В своем стремлении обеспечить всем мастерам равные условия существования он выступал аналогом крестьянской общины. Цеховые статуты регулировали все стадии производства и реализации продукции, регламентировали время работы, количество учеников, подмастерьев, станков в мастерской, состав сырья и качество готовых изделий.
Полноправными членами цеха были мастера – самостоятельные мелкие производители, владевшие собственной мастерской и орудиями труда. Специфика ремесленного производства состояла в том, что мастер изготовлял изделие от начала до конца, разделения труда внутри мастерской не было, оно шло по линии углубления специализации и возникновения новых и новых цехов, отделявшихся от главных (так, например, из цеха кузнецов выделились оружейники, жестянщики, производители скобяных изделий, мечей, шлемов и т. д.).
Овладение ремеслом требовало долгого ученичества (7–10 лет), в течение которого ученики жили у мастера, не получая платы и выполняя домашнюю работу. Закончив курс обучения, они становились подмастерьями, работавшими за заработную плату. Чтобы стать мастером, подмастерью нужно было накопить денег на материалы и изготовить «шедевр» – искусное изделие, представлявшееся на суд цеха. Если он выдерживал экзамен, подмастерье оплачивал общую пирушку и становился полноправным членом цеха.
Ремесленные корпорации и союзы торговцев – гильдии – играли большую роль в жизни города: организовывали отряды городской милиции, строили здания своих объединений – гильдейские холлы, где хранились их общие запасы и касса, возводили церкви, посвященные святым – покровителям цеха, устраивали по их праздникам процессии и театрализованные представления. Они способствовали сплочению горожан в борьбе за коммунальные вольности.
Тем не менее имущественное и социальное неравенство зарождалось как внутри цехов, так и между ними. В XIV–XV вв. происходит «замыкание цехов»: стремясь оградить себя от конкуренции, мастера ограничивают доступ подмастерьев в цех, превращая их в «вечных подмастерьев», по сути дела, в наемных работников. Пытаясь бороться за высокую заработную плату и справедливые условия допуска в корпорацию, подмастерья организовывали союзы-компаньонажи, запрещенные мастерами, прибегали к забастовкам. С другой стороны, нарастало социальное напряжение в отношениях между «старшими» и «младшими» цехами – теми, кто в ряде ремесел осуществлял подготовительные операции (например, чесальщики, валяльщики, шерстобиты), и теми, кто завершал процесс изготовления изделия (ткачи). Противостояние «жирного» и «тощего» народа в XIV–XV вв. привело к очередному обострению внутригородской борьбы. Роль города как нового явления в жизни Западной Европы классического Средневековья была чрезвычайно высока. Он возник как порождение феодальной экономики и был ее интегральной частью – с господствовавшим в нем мелким ручным производством, корпоративными организациями, подобными крестьянской общине, подчинением до определенного времени феодальным сеньорам. В то же время он был очень динамичным элементом феодальной системы, носителем новых отношений. В городе концентрировались производство и обмен, он способствовал развитию внутренней и внешней торговли, формированию рыночных связей. Он оказывал огромное воздействие на экономику сельской округи: благодаря наличию городов в товарный обмен с ними втягивались как крупные феодальные вотчины, так и крестьянские хозяйства, этим в значительной мере был обусловлен переход к натуральной и денежной ренте.
В политическом отношении город вырвался из-под власти сеньоров, в нем начала формироваться собственная политическая культура – традиции выборности и состязательности. Позиция европейских городов сыграла важную роль в процессе государственной централизации и укрепления королевской власти. Рост городов привел к складыванию совершенно нового сословия феодального общества – бюргерства, что отразилось на соотношении политических сил в обществе в период формирования новой формы государственной власти – монархии с сословным представительством. В городской среде сложились новая система этических ценностей, психология и культура.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Возникновение кулинарного мастерства и его развитие в Европе, в России и Америке к началу XX века
Возникновение кулинарного мастерства и его развитие в Европе, в России и Америке к началу XX века Искусство приготовления пищи — в отличие от ее простой подготовки к съедобному состоянию — один из важнейших признаков цивилизации. Оно возникает на определенном витке
9. Вакхический культ в средневековой Западной Европе
9. Вакхический культ в средневековой Западной Европе «Античный» языческий, дионисийский вакхический культ, был распространен в Западной Европе не в «глубокой древности», а в XIII–XVI веках. Это была одна из форм царского христианства. Официальная проституция была
Возникновение и рост городов
Возникновение и рост городов Важнейшим результатом подьема сельского хозяйства в Германии, как и в других странах Западной Европы, явилось отделение ремесла от сельского хозяйства и развитие средневекового города. Раньше всего города возникают в бассейне Рейна (Кёльн,
9. Вакхический культ в средневековой Западной Европе
9. Вакхический культ в средневековой Западной Европе «Античный» языческий, дионисийский вакхический культ, был распространен в Западной Европе не в «глубокой древности», а в XIII–XVI веках. Это была одна из форм царского христианства. Официальная проституция была
II. Кризис и революция в средневековой Европе
II. Кризис и революция в средневековой Европе Недостроенные готические соборы наглядно демонстрируют нам и масштабы кризиса, и неподготовленность к нему общества. В Северной Европе и Франции мы обнаруживаем, как, например, в Страсбурге или Антверпене, что из двух
2. Возникновение первых русских городов
2. Возникновение первых русских городов К IX–X вв. восточнославянские племена заняли западную часть Великой Русской равнины, ограниченную побережьем Черного моря на юге, Финским заливом и Ладожским озером (озеро Нево) на севере. Здесь с севера на юг (по линии Волхова –
Клотар II. Дагобер и возникновение средневековой Франции
Клотар II. Дагобер и возникновение средневековой Франции Именно во Франции (особенно в Сен-Дени), а отнюдь не в Германии получил развитие цикл легенд, связанных с Дагобером. Монахи этого аббатства не щадили сил для того, чтобы славить деяния своего благодетеля. Они были
Возникновение городов и княжеств
Возникновение городов и княжеств В скандинавских источниках 10–11 вв. Русь называли «гардарики», что обозначало «страна городов». Наиболее часто это название встречается в скандинавских сагах в эпоху Ярослава Мудрого, который был женат на шведской принцессе Ингигерде
в. Возникновение городов
в. Возникновение городов Литовская общественная модель, характерная для одальной европейской периферии, фактически повторяла путь, проделанный этой периферией. Даже в пору политической изоляции литовское общество пребывало в зависимости как от военных, так и от
б. Возникновение цеховой структуры городов
б. Возникновение цеховой структуры городов Развитие городских и поместных ремесел, для которого было характерно выделение ремесленников, работавших исключительно на рынок, когда их ученики и подмастерья путешествовали по городам окрестных стран и широко
§ 34. Римское право в средневековой Европе
§ 34. Римское право в средневековой Европе Система права, сложившаяся в древнем, классическом Риме, не окончила своего исторического существования вместе с падением Римской империи. Новые государства в Европе создавались на исторической основе римских политических и
Папство в средневековой Европе
Папство в средневековой Европе Католическая церковь в средние века была мощной экономической и политической организацией. Ее сила была основана на крупном землевладении. Вот что писал Фридрих Энгельс о том, как папы получили эти земли: «Короли соперничали между собой в
4.10. Западная Европа: возникновение городов
Глава I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ ДО КОНЦА XV в.
Глава I ЭВОЛЮЦИЯ ГОСУДАРСТВА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ ДО КОНЦА XV в. В государственной жизни средневековой Европы, как и во всем экономическом и социальном развитии, проявились и общие для континента черты, и значительные региональные особенности. Первые были связаны
Глава II КЛАССОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ
Глава II КЛАССОВАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ БОРЬБА В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ Материал региональных глав данного тома показывает, что революционная оппозиция феодализму проходит через все средневековье. Она выступает, соответственно условиям времени, то в виде мистики, то в виде
Возникновение и развитие городов в средневековой Европе
В эпоху раннего средневековья античные города пришли в упадок. Они не играли уже роли прежних торгово-промышленных центров, сохранились лишь как административные пункты или просто укреплённые места – бурги. Однако уже в 11 веке происходит оживление старых городских центров и возникших новых. Это было вызвано прежде всего экономическими причинами.
1.Развитие сельского хозяйства, приведшего к появлению избытка сельскохозяйственной продукции, которые могли быть обменяны на ремесленные изделия – создавались предпосылки отделения ремесла от сельского хозяйства.
2.Совершенствование навыков сельских ремесленников, расширение их специализации, в результате чего у них снижалась потребность заниматься сельским хозяйством, работая на заказ для соседей
3.Возникновение ярмарок у резиденций королей, монастырей, переправ у мостов и т.д. Сельские ремесленники начинали переселяться в места скопления людей. Оттоку население из деревни способствовала и феодальная эксплуатация крестьян.
4.Сельские и духовные феодалы были заинтересованы в возникновении городских населений на их землях, т.к. процветающие ремесленные центры давали сеньорам большую прибыль. Они поощряли бегство зависимых крестьян в города, гарантируя им свободу и в это время сложился принцип: городской воздух делает свободным.
Причины возникновения средневековых городов
Содержимое публикации
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
«КУБАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
По дисциплине «История»
На тему «Причины возникновения средневековых городов»
Выполнил студент группы 20 ПСА 1-9
Специальность право и судебное администрирование
Магомедова Айшат Аликеримовна
Преподаватель истории Сенюта Сергей Владимирович
2.1. Теории возникновения средневековых городов……………………….9
2.2. Структура и устройство средневекового города………………………12
2.3. Ремесло и ремесленники в средневековом городе. Цехи……………..13
Список использованной литературы………………………………………. 19
В связи со стремительной урбанизацией и образованием мегаполисов тема жизни в городской среде чрезвычайно актуальна. Проблемы урбанизации имеют общие черты независимо от местонахождения городов. Для оптимального решения их зачастую необходимо обратиться к истории появления данного населенного пункта, чтобы выяснив специфику, найти оптимальные пути решения. С этой целью мы рассматриваем проблемы урбанистики в исторической перспективе с момента их образования в Средние века.
Важнейшим этапом развития средневекового общества являлось возникновение в раннее Средневековье городских поселений (ставших впоследствии городами). Решающей гранью в переходе от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений является XI столетие. Характерной чертой развитого феодализма было возникновение и расцвет городов как центров ремесла и торговли, центров товарного производства. Средневековые города оказывали громадное влияние на экономику деревни и содействовали росту производительных сил в сельском хозяйстве.
Разумеется, и в период раннего средневековья имелись города, сохранившиеся от античности или возникшие вновь и являвшиеся либо административными центрами, укрепленной крепостью (такие города играли скорее оборонительную роль), либо церковными центрами (города-резиденции архиепископов, епископов и т. п.). При таком господстве натурального хозяйства в развитии городов, как центров торговли не было необходимости. Правда, в некоторых городах раннего средневековья уже в VIII—IX вв. развивалось ремесленное производство, и имелись рынки, но это не меняло картины в целом.
Несмотря на то, что развитие производительных сил в раннее средневековье двигалось медленно, всё же к X—XI вв. в хозяйственной жизни Европы произошли важные изменения. Они выражались в изменении и развитии техники и навыков ремесленного труда, в разделении его отраслей. Успешно развивались отдельные ремёсла: добыча, плавка и обработка металлов, прежде всего кузнечное и оружейное дело; выделка тканей, особенно сукон; обработка кожи; производство более совершенных глиняных изделий с применением гончарного круга; мельничное дело, строительное и т. д.
Дифференциация ремёсел на новые отрасли, развитие техники производства и совершенствование навыков труда требовали дальнейшей специализации ремесленника. Но такая специализация была несовместима с положением, в котором находился крестьянин, ведущий самостоятельно своё хозяйство и работающий одновременно и как земледелец, и как ремесленник. Необходимо было превращение ремесла из подсобного производства при земледелии в самостоятельную отрасль хозяйства.
С другой стороны, на отделение ремесла от сельского хозяйства повлиял прогресс в развитии земледелия и скотоводства. С усовершенствованием орудий и способов обработки почвы, произошёл значительный рост производительности труда в сельском хозяйстве: увеличились площади обрабатываемой земли; вырубались леса и распахивались новые земли. Большую роль в этом играла внутренняя колонизация — заселение и хозяйственное освоение новых областей. В результате всех этих изменений в сельском хозяйстве увеличилось количество и разнообразие сельскохозяйственных продуктов, сократилось время для их производства и, следовательно, увеличился прибавочный продукт, присваиваемый феодальными землевладельцами. Известный избыток над потреблением начал оставаться и в руках крестьянина. Это давало возможность обмена части продуктов сельского хозяйства на изделия ремесленников-специалистов.
Таким образом, все эти предпосылки дали развитие средневековому городу, как центру ремесленной и хозяйственной торговли.
Цель курсовой работы является раскрытие сути процесса развития городов в Западной Европе, организацию городского управления и самоуправления в средневековом городе.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
— раскрыть причины возникновения и развития городов в странах Западной Европы
-рассмотреть процесс развития городского управления и самоуправления, причины изменения такого управления и последствия для города и населения.
Глава I . Средневековое общество и место в нём городского населения.
Социальная структура феодального общества.
Корпоративизм общества нашел своеобразное отражение в его социальной структуре, которую отличало сложное переплетение классового и сословного деления. Понятие «класс» имеет прежде всего экономическое содержание, оно определяет место той или иной общности людей в производстве и ее отношение к собственности на средства производства и орудия труда. Этому понятию в строгом смысле соответствовали в феодальном обществе только два противостоящих и связанных между собой класса — феодальные земельные собственники и зависимое крестьянство. Сословия же отличал в первую очередь социально-правовой, юридический статус, хотя в конечном счете и он был связан с отношением к собственности, а также с общественной функцией группы (и, следовательно, в большей или меньшей степени зависел от классового деления). Так, принадлежность к классу крупных земельных собственников определяла господствующее и привилегированное положение феодалов в обществе, независимо от юридического статуса его сословий духовенства и дворянства, на которые изначально распадался класс феодалов. Крестьянство выполняло в обществе важнейшую функцию его кормильца и смогло к концу Средневековья несколько улучшить свой юридический статус, но в целом последний отличался не столько правами, сколько ограничениями. Городское сословие, добившееся автономии от земельных собственников и известного политического признания в обществе, все-таки не смогло уравнять себя с господствующим классом. Однако оно поднялось выше класса крестьянства, отчего его нередко называют «средним», или «третьим» классом феодального общества. Условность подобного определения объясняется крайней социальной неоднородностью этого сословия.
Производственные отношения феодального строя
Для производственных отношений феодального строя характерно, прежде всего, господство крупной земельной собственности, которая вся сосредоточена в руках класса феодалов и является подлинной основой средневекового феодального общества.
Другой важной чертой феодального общества, или феодального строя, которая существенно отличает феодализм и от рабовладения, и от капитализма, является сочетание крупной земельной собственности с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, т.е. крестьян, которым феодалы на разных условиях раздавали в держание землю.
Крестьяне в феодальном обществе, получая от феодалов землю в держание, никогда не становились ее полными собственниками. Формы земельных держаний в Западной Европе многочисленны и разнообразны. В редких случаях феодалы давали крестьянам землю как бы в наследственное держание, т.е. земля могла переходить от отца к сыну. Но даже наследственная форма держания не делала землю собственностью крестьянина. Она оставалась собственностью феодала.
На полученной от феодала земле крестьянин вел свое самостоятельное хозяйство. Кроме земли, крестьяне имели орудия труда, лошадей, домашний скот.
Переход к феодализму от рабовладельческого уклада можно рассматривать прогрессивным явлением всемирной истории. При феодализме оформляется мелкое крестьянское производство, парцеллярное хозяйство – мелкие, дробленые крестьянские хозяйства, земля которым, как правило, давалась феодалом в чересполосицу, и при достигнутом к тому времени уровне производительных сил и феодально-производственных отношений было единственно рентабельной формой земледелия. Крестьянин, в отличие от раба, был заинтересован в своем труде.
Феодальные государства складывались как государства антагонистические, с двумя основными классами – феодалов и крестьян. Как в любом антагонистическом обществе, эти классы с самого начала их становления находились в острых и зачастую враждебных отношениях. В период раннего феодализма против феодалов выступали крестьяне. Позднее, во втором периоде феодализма, когда выросли и укрепились города, в положение противостояния феодалам вступили и города Западной Европы. Борьба городов началась с борьбы цеховых ремесленников с городским патрициатом, затем в эту борьбу включилось городское плебейство против цеховой олигархии. В позднее средневековье городские выступления стали органической частью раннее буржуазных революций.
Население средневековых городов
Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники (сами сбывавшие свой товар), огородники, промысловики. Значительные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе на рынке: матросы, возчики и носильщики, трактирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники и др.
Наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы из местных жителей и их верхушка — купцы. В отличие от немногочисленных странствующих купцов раннего Средневековья они занимались и внешней, и внутренней торговлей и составляли особый общественный слой, выделявшийся богатством и влиянием. Формирование особого слоя лиц, занятых торгово-купеческой деятельностью, было новым и важным шагом к общественному разделению труда.
В крупных городах, особенно политико-административных центрах, обычно жили феодалы со своим окружением (прислуга, военные отряды), представители королевской и сеньориальной администрации — служилая «бюрократия», а также нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов и другие представители нарождающейся интеллигенции. Заметную часть населения составляло черное и белое духовенство, нередко — воинский гарнизон. В больших городах собиралось много бродячего люда, подрабатывающего поденным трудом, воровством и нищенством.
Складывание и рост городского сословия.
В процессе развития городов, ремесленных и купеческих корпораций, борьбы горожан с сеньорами и внутренних социальных конфликтов в городской среде при феодальном строе складывалось особое средневековое
В экономическом отношении новое сословие было более всего связано с торгово-ремесленной деятельностью и с собственностью, основанной, прежде всего на производстве и обмене. В политико-правовом отношении все члены этого сословия пользовались рядом специфических привилегий и вольностей (личная свобода, подсудность городскому суду, участие в городском ополчении, в формировании муниципалитета и др.), составляющих статус полноправного горожанина. Обычно городское сословие отождествляется с понятием «бюргерство».
Население городов занимало особое место в социально-политической жизни феодального общества. Нередко оно выступало единой силой в борьбе с феодалами (иногда в союзе с королем). Позднее городское сословие стало играть заметную роль в сословно-представительных собраниях. Таким образом, не составляя социально монолитного слоя, жители средневековых городов констатировались как особое сословие или, как это было во Франции, сословная группа. Их разобщенность усиливалась господством корпоративного строя городов. Преобладание в каждом городе локальных интересов, которые порой усиливались торговым соперничеством между городами, также препятствовало совместным действиям горожан как сословия в масштабах страны.
Глава II . Причины возникновения средневековых городов.
2.1. Теории возникновения городов в Средние века.
Вопрос о причинах и обстоятельствах возникновения средневековых городов издавна интересовал ученых. Пытаясь ответить на него, медиевисты XIX и XX вв. выдвигали различные теории. Для значительной их части характерен институционально-юридический подход, когда наибольшее внимание уделялось происхождению и развитию специфических городских учреждений и городского права.
Историков XIX в. занимал в первую очередь вопрос о том, из какой формы поселения произошел средневековый город и как учреждения этой предшествующей формы трансформировались в учреждения города. «Романистическая» теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов. Историки, опиравшиеся в основном на материал Северной, Западной, Центральной Европы (в первую очередь немецкие и английские), видели истоки средневековых городов в явлениях нового, феодального общества, прежде всего правовых и институционных. Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нин), город и его институты развивались из феодальной вотчины, её управления и права.
«Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки. «Бурговая» теория (Кейтген, Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и бурговом праве. «Рыночная» теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля. Каждая из этих теорий отличалась односторонностью, выдвигала какой-либо единственный путь или фактор возникновения города. Поэтому, в частности, они так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек не превратились в города.
Многие современные зарубежные историки, стремясь уяснить общие закономерности генезиса средневековых городов, разделяют и развивают концепции возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.
Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень в поисках свободы крестьяне и ремесленники селились в различных местах, где были благоприятные условия для занятия «городскими делами», т.е. такими, которые были связаны с рынком. Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов, которые возрождались к новой жизни — уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность. Концентрация населения в подобных центрах происходила также за счет господ с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, которые были постоянными потребителями изделий ремесленников и товаров купцов. Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей, бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные рынки. Такие рыночные местечки при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для производства и рыночной деятельности также превращались в города.
Современные городские теории страдают теми же недостатками, которые были присущи теориям XIX и первой половины XX в. – ни одна из них не может объяснить генезис города во всей совокупности. Одной из таких теорий является распространенная в настоящее время археологическая. Исследователи, разрабатывающие эту теорию, занимаются археологией средневековых городов. Археология дает возможность составить представление о хозяйстве города, его характере, степени развития ремесла, внутренней и внешней торговли. Но этот метод исследования также отличается односторонностью.
Определенные сдвиги в исследовании города наблюдаются в современной зарубежной историографии. Некоторые исследователи города начинают связывать появление города с общественным разделением труда, с развитием товарных отношений, т.е. с экономическими процессами феодализации.
Таким образом, в современных поисках генезиса средневекового города зарубежная историография начинает склоняться к экономическим механизмам. Определенные сдвиги произошли и в отечественной историографии. Советская историография объясняла генезис феодализма экономическими факторами. В последнее время отечественные историки города находят объяснение происхождению города, его генезиса в интегральности всего развития феодализма, принимая во внимание и разработки предшествующих теорий.
Итак, теории возникновения средневекового города довольно многочисленны, и ни одна из них, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен полностью. Как многочисленны теории генезиса города, многочисленны и сложны были конкретные исторические пути его возникновения.
Выходившие из деревень ремесленники селились в благоприятных для занятий ремеслом местах. Как правило, они обустраивались в городах античного происхождения, которые тогда играли роль административных, церковных и военных центров. После того, как в эти города начали приходить ремесленники, они получили как бы второе рождение. В городах с высокой плотностью населения и развитой торговлей ремесленники находили сбыт своим изделиям.
Селились они также и на пересечении торговых, военных путей или в местах стоянок кораблей, где они находили спрос и покупателей своей продукции. Со временем в этих местах – вначале небольших рыночных местечках – концентрируется плотность населения. И постепенно, очень медленно эти территории первоначального расселения ремесленников начинают превращаться в средневековые города.
Процесс возникновения и развития средневекового города привел к очень важному качественному сдвигу в эволюции всего феодального общества. Значительную роль в средневековых городах стало играть простое (не капиталистическое) товарное производство. Население города с самого начала было чрезвычайно пестрым. В городах жили, в основном, ремесленники и купцы, которые первыми поселялись на местах будущих городов.
2.2. Структура и устройство средневекового города.
Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3—5 тыс. жителей. Даже в XIV—XV вв. большими считались города с 20—30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80—100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья). Города отличались от окружающих деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рвами, высокими каменными, реже деревянными стенами с башнями и массивными воротами. Ворота на ночь запирались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозорные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение. Городские стены со временем становились тесными, не вмещали всех построек. Вокруг стен, окружавших первоначальный городской центр, постепенно возникали предместья, населенные главным образом ремесленниками, мелкими торговцами и огородниками. Позднее предместья в свою очередь обносились кольцом стен и укреплений.
Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, а там, где было самоуправление горожан, еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко селились по соседству. Поскольку стены мешали городу расти вширь, улицы делались крайне узкими (по закону «не шире длины копья»). Дома, часто деревянные, тесно примыкали друг к другу. Выдающиеся вперед верхние этажи и крутые крыши домов, расположенных напротив друг друга, почти соприкасались. В узкие и кривые улицы едва проникали лучи солнца. Уличного освещения не существовало, как, впрочем, и канализации. Мусор, остатки пищи, нечистоты обычно выбрасывались прямо на улицу. Здесь же нередко бродил мелкий скот (козы, овцы, свиньи), рылись куры и гуси. Вследствие тесноты и антисанитарного состояния в городах вспыхивали опустошительные эпидемии, часто случались пожары.
2.3. Ремесло и ремесленники в городах. Цехи.
Ремесленник, подобно крестьянину, был мелким производителем, который владелорудиями производства, самостоятельно вел свое хозяйство, основанное преимущественно на личном труде. В условиях узкого рынка и мелкого производства целью трударемесленника не могли быть прибыль и обогащение, но лишьсамо существование на уровне, соответствующем его статусу в обществе. Но в отличие от крестьянина специалист-ремесленник,во-первых, с самого начала был товаропроизводителем, вел товарное хозяйство. Во-вторых, он менее нуждался в земле как средстве непосредственного производства. Поэтому городское ремесло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономическоепринуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло. Здесь применялись, однако, другие виды внеэкономического принуждения, связанные с цеховой организацией ремесла и корпоративно-сословным, феодальным в своей основе характером городского строя (принуждение и регламентация со стороны цехов и города и т.д.). Это принуждение исходило уже от самих горожан.
Цехи возникали потому, что городские ремесленники как раздробленные, мелкие товаропроизводители нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции «чужаков» — неорганизованных ремесленников или постоянно прибывавших выходцев из деревни, от ремесленников других городов, да и от соседей-мастеров. Такая конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэтому главной функцией цехов стало утверждение монополии на данный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху являлась обязательным условием для занятия ремеслом. Другой главной функцией цехов являлось установление контроля над производством и продажей ремесленных изделий. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии. Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работником и одновременно собственником средств производства. Он трудился в своей мастерской, со своими инструментами и сырьем.
Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с подмастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии. Предварительное прохождение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Первоначально каждый ученик со временем мог стать подмастерьем, а подмастерье — мастером.
Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избранных должностных лиц строго регламентировал производство; следил, чтобы каждый мастер выпускал продукцию определенного вида и качества. Цех предписывал, например, какой ширины и цвета должна быть изготовляемая ткань, сколько нитей должно быть в основе, каким следует пользоваться инструментом и сырьем и т.д. Регламентация производства служила и другим целям: чтобы производство членов цеха сохраняло мелкий характер, чтобы никто из них не вытеснял другого мастера с рынка, выпуская больше продукции или удешевляя ее. С этой целью цеховые уставы нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мастерской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д.
Цеховая организация ремесла в городах сохраняла феодальную, корпоративную природу. До определенного времени она создавала наиболее благоприятные условия для развития товарного городского производства. В рамках цехового строя было возможно дальнейшее углубление общественного разделения труда в форме выделения новых ремесленных цехов, расширения ассортимента и повышения качества производимых товаров, совершенствования навыков ремесленного труда. Цеховая общность повышала самосознание и самоуважение ремесленников. И, конечно, цехи смягчали конкуренцию между мастерами и ограждали их от конкуренции со стороны чужаков и от произвола господ. Поэтому примерно до конца XIV в цехи играли прогрессивную роль.
Цеховая организация не ограничивалась осуществлением основных, социально-экономических функций, но охватывала все стороны жизни ремесленника. Цех участвовал в обороне города и выступал как отдельное боевое подразделение. Каждый цех имел своего святого патрона, подчас также свою церковь или часовню, являясь своеобразной церковной общностью. Цех был также организацией взаимопомощи, обеспечивая поддержку нуждавшимся мастерам и их семьям в случае болезни или смерти кормильца. Сплочение цеха достигалось также за счет их участия в свадьбах и похоронах собратьев по цеху, торжественных совместных трапезах (в складчину). Поведение участников на этих церемониях было под строгим надзором выборных старейшин.
Цеховая система, однако, не была универсальной. В ряде стран она не получила распространения и не везде достигла завершенной формы. Наряду с ней во многих городах существовало так называемое свободное ремесло. Но и там имели место регламентация производства, защита монополии городских ремесленников, только осуществлялись эти функции органами городского управления.
Как правило, наиболее частой формой была ближняя торговля между соседскими поселениями, районами, областями на какой-либо стоянке купцов, месте обмена. Постепенно они вырастут в торговые местечки. Население не было большим, почти таким же, как и в деревнях. Многие городские площади и пустыри в то время стали пашнями и пастбищами.
Многие античные города пришли в упадок, но все-таки городская жизнь осталась. Большая часть городов представляла собой не торгово-ремесленные центры, а административные, укрепленные пункты или резиденции епископов. Некоторые торговые эмпирии в большей степени сохранили урбанистические традиции: муниципальные, экономические, бытовые и культурные.
Итак, в раннюю эпоху города могли выполнять три функции: служить опорой королевской власти и быть ее источником доходов; являться административно-политическим центром; быть центром церковной организации.
В X-XI вв. ремесло развивается и усложняется и больше не может совмещаться с образом жизни крестьянина. Оно ограничено в деревни из-за узости местного рынка и поборов землевладельца. Это приводит к необходимости профессионализации ремесла и территориально-правовому разделению. Сезонный обмен на точках перерастает в постоянные ярмарки – так создаются регулярные рынки в городах, торговых местечках, крупных вотчинах. Власти накладывают повинности на местных жителей по строительству и уходу дорог и мостов. В город стекаются торговцы (они уже здесь собираются на регулярных рынках), ремесленники (их труд должен быть обособлен в связи с профессионализациями), сбежавшие крестьяне (ощутившие сложившуюся феодальную систему и зависимость от сеньора). Если раньше все крестьяне занимались подсобным ремеслом в селе, то теперь часть их, совершенствуясь в ремесле, уходит в город, а остальные перестают им заниматься в связи с прогрессом сельского хозяйства – совершенствуются техника, садоводство, огородничество, растет количество скота. Последние сбывают часть продукции в город, а оттуда получают готовые ремесленные изделия.
Таким образом, город и городские поселения, выросшие на месте античных городов, или же возникшие из торговых местечек, сыграли ключевую роль в развитии торгово-экономических отношений и в развитии средневекового общества в целом.
Список использованной литературы
История Средних Веков. В.В. Карева – М.: 1999. – 243 с.
Бортник H.A. Средневековые города-государства Западной Европы// Вопросы истории. – 1975. – № 12. – С. 68-79.
Городская культура: средневековье и начало Нового времени / Под ред. В.И. Рутенбурга. – Л.: Наука, 1986. – 237 с.
Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. – М.: Искусство, 1989. – 192 с.
Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. – М.: Издательский дом «Книжная находка», 2002. – 304 с.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Классовая борьба в Милане в XI веке и зарождение Миланской коммуны // Средние века. – М., 1954. – Вып.5. – С. 139-169.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X–XV вв. М., 1960. Гл. 5.
Солодкова Л.И. Некоторые актуальные вопросы изучения истории средневекового города: вчера и сегодня//Средневековый город. Саратов, 2006. Вып. 17. С. 79–93.
Стоклицкая-Терешкович В.В. Основные проблемы истории средневекового города X–XV вв. М., 1960. Гл. 5.
Солодкова Л.И. Некоторые актуальные вопросы изучения истории средневекового города: вчера и сегодня // Средневековый город. Саратов, 2006. Вып. 17. С. 79–93.