Чем дальше тем интереснее фанфик
Чем дальше, тем интересней.
«Amen and a-woman»: молитва, прозвучавшая на заседании Палаты представителей, стала гендерно-инклюзивной
Стремление демократов Палаты представителей США окончательно отказаться от разделительных гендерных линий нашло отражение в необычном дополнении к слову «аминь», которым должна была завершиться молитва на заседании палаты.
В воскресенье, 3 января, демократ и член Палаты представителей от штата Миссури Эмануэль Кливер (Emanuel Cleaver) произнес молитву на открытии заседания в первый день работы 117-го созыва Конгресса США — заседания, которое началось с демонстрации решительного стремления преодолеть политические разногласия.
«Всевечный Господь, мы преклоняемся пред Твоим Престолом благодати, оставляя позади политически и социально беспокойный 2020 год, — произнес Кливер. — Да исцелится наше общество, да обуздаем мы наши племенные влечения, и да укрепится наш дух».
Но в самом конце молитвы Кливер решил сделать своеобразное политическое заявление.
«Amen, and a-woman», — произнес он («Аминь — и женщина», игра слов).
Дополнение «a-woman» прозвучало на фоне настойчивых предложений демократов изменить правила и перейти на гендерно нейтральные обращения, то есть заменить такие слова, как «отец», «мать», «сын», «дочь», «брат», «сестра», «дядя», «тетя» и так далее, на гендерно нейтральные термины.
В воскресенье, 3 января, демократы выступили в защиту предложенных ими изменений, однако республиканцы с ними не согласились.
Упомянутое выше дополнение в конце молитвы спровоцировало еще больше критики со стороны республиканцев.
«»Аминь» — это латинское слово (так в тексте — прим.ред), означающее «да будет так». Это слово не имеет никакого отношения к полу. К несчастью, прогрессистов не интересуют факты. Просто невероятно», — написал в твиттере республиканец и член Палаты представителей Гай Решенталер (Guy Reschenthaler).
«В слове «аминь» нет никакого намека на гендерную принадлежность. Совершеннейший абсурд!» — написал в твиттере член Палаты представителей Рик Кроуфорд (Rick Crawford).
А конгрессмен Тим Берчетт (Tim Burchett) добавил: «Эта политкорректность окончательно вышла из-под контроля».
Член Палаты представителей от штата Флорида Мэтт Гэтц (Matt Gaetz) саркастично заметил, что это дополнение к молитве на самом деле противоречит стремлению демократов достичь гендерной нейтральности: «Разве они не знаю, что гендерная система не бинарна? Как же нам быть с остальными 42 гендерными идентичностями?».
Что читать вместо «Проклятого дитя»: 9 лучших фанфиков
Новая книга поттерианы расколола фанатов: они обвинили Роулинг в том, что сюжет оказался слаб, а персонажи — неубедительны, и остались недовольны судьбами главных героев. «Афиша Daily» собрала самые любопытные фанфики с альтернативными продолжениями волшебной саги.
«Однажды двадцать лет спустя»
Главные герои: Гарри Поттер, Люциус Малфой, Уолден Макнейр, Родольфус Лестрейндж, Рабастан Лестрейндж, Маркус Эйвери
Сюжет: В честь двадцатилетия победы над Волдемортом повзрослевший Гарри (ныне — глава Управления мракоборцев) решает пересмотреть дела Пожирателей смерти, которые в свое время без суда были отправлены в Азкабан. Ознакомившись с материалами следствия, Поттер приходит к выводу, что одного из заключенных — Маркуса Эйвери — нужно отпустить. Против него не было выдвинуто никаких обвинений, а в тюрьму он попал из-за наличия Черной метки. По правилам Визенгамота для пересмотра дела нужно представить еще три кандидатуры на освобождение — иначе апелляции не бывать. Задача ответственная: Гарри понимает, что выбранные заключенные тоже могут оказаться на свободе, поэтому он решает лично побеседовать с каждым из оставшихся в живых узников. В ходе разговоров выясняется, что некоторые Пожиратели не такие уж плохие люди: просто они не в то время оказались по другую сторону баррикад. С помощью легилименции главный герой восстанавливает картину пыток семьи Долгопупс и выясняет подробности спасения Невилла — оказывается, от опасности его уберег один из осужденных. На Гарри совершается покушение, и это точно как-то связано с предстоящей амнистией. Старые герои переосмысливают события прошлого и уже с меньшим энтузиазмом делят мир на белое и черное.
@Аlteya, автор фанфика: «Лучше всего в фике получились старшие Малфои и отношения между ними, Лестрейнджи (особенно Рабастан), Макнейр и Руквуд. Впрочем, я довольна и Луной, и Роном — их там немного, но, на мой взгляд, это очень сложные персонажи и достоверно их описать непросто. Я горжусь финальной сценой — мне было сложно ее сочинять. А самый смак, я думаю, в выстраивании отношений между Гарри и Люциусом: они и дружеские, и как будто семейные. Последнюю книжку я не читала и, наверное, не буду. Видела пересказ, достаточно подробный. По-моему, там слишком много ляпов — и по отношению к предыдущим книгам, и просто логических. Учитывая, что пьеса написана не самой Роулинг, а «при ее участии», я, пожалуй, просто буду считать ее фанфиком».
«Время толерантности»
Главные герои: Скорпиус Малфой, Альбус Поттер и Роза Уизли
Сюжет: Спор о превосходстве чистокровных волшебников над магглорожденными окончательно завершился в пользу последних: в магическом мире грядут перемены — и волшебные корни предков утратили всякую важность, а подчеркивать свое происхождение и вовсе стало неприлично. В фанфике фигурируют три главных героя — Скорпиус Малфой, сын когда-то богатой и влиятельной семьи, который теперь сталкивается с трудностями, Роза Уизли, девушка, полностью отвечающая требованиям своего времени, и Альбус Поттер — озлобленный из-за семейных неурядиц сын великого Избранного. Если первые двое вполне успешно вписались в новый порядок, то последний продолжает пестовать старую вражду, поскольку считает, что имеет на нее полное право. Озлобленные друг на друга Скорпиус и Альбус влюбляются в общую подругу и готовы на все, чтобы ее завоевать.
@flamarina, автор фанфика: «Я неоднозначно отношусь к идее всеобщей толерантности и равенства, потому что в итоге она снова обращается в дискриминацию, только с обратным знаком — в диктат меньшинства. «Время толерантности» задумывался как история о социальных «перекосах» и о том, что даже когда политика меняется, люди в целом остаются прежними. Тут есть определенный намек на противостояние национализма и мультикультурализма, правых и левых.
Мне нравится, каким получился Альбус Поттер. На протяжении всего фанфика он по большому счету отрицательный персонаж, но мне удалось побудить читателей сочувствовать ему. Любовный треугольник героев — скрытая отсылка к показанным в оригинальном «Гарри Поттере» отношениям между Лили Эванс, Джеймсом Поттером и Северусом Снейпом, но скорее не в изначальном виде, а так, как это представляют себе фикрайтеры. Последнюю книжку я не читала — с большим подозрением отношусь к продолжениям, выходящим после большого перерыва и к уже законченной истории. Это, знаете ли, как Шерлок Холмс после водопада — чистая коммерция».
«Дочь Волдеморта»
Главные герои: Гермиона Грейнджер, Люциус Малфой, Том Реддл, Беллатриса Лестрейндж
Сюжет: Восемнадцать лет назад у Волдеморта и Беллатрисы Лестрейндж родилась дочь. После падения Темного лорда ее решают спрятать подальше от магического мира в самом подходящем для этого месте — у семьи магглов. Там она спокойно взрослеет, поступает в Хогвартс и находит настоящих друзей — в общем, ведет беззаботную жизнь до той поры, пока Волдеморт не решает открыть дочери всю правду. Кстати, это Гермиона. Известие о биологическом отце переворачивает мир главного женского персонажа поттерианы с ног на голову: светлая магия становится темной, а старые друзья — врагами. Первая часть фанфика рассказывает о переходе Гермионы на сторону зла, а вторая объясняет, как это повлияло на ход событий: Снейп выживет, политическая система рухнет, в истории появится русский след.
Параллельно в фанфике рассказывается о жизни героев, которым в книгах Роулинг отведена второстепенная роль: Пожирателях смерти, кошке Миссис Норрис, юном Томе Реддле и Перси Уизли, который теперь, кстати, налаживает магические дипотношения с российскими министерствами. Где-то на втором плане не оставляет своей борьбы Мальчик, Который Выжил: в контексте случившегося ему нужно победить Темного лорда любой ценой. Действие фанфика начинается с седьмого года учебы в Хогвартсе и охватывает последующие 12 лет.
Алевтина Варава, автор фанфика: «Я начинала писать свой фанфик еще до выхода «Принца-полукровки» и полностью продумала сюжет задолго до «Даров смерти». Мне нравится, каким масштабным получился волшебный мир. Нравятся побочные истории и ответвления, экскурсы в прошлое второстепенных персонажей, «детективная» составляющая сюжета: подсказки о том, чем все обернется, раскиданы по всему тексту. Гермиона — дочь Темного лорда: именно поэтому в пятой книге, во время боя в Министерстве магии, не убили никого из «Отряда Дамблдора» — хотя, согласитесь, в той ситуации это было бы логично. Но про отцовские чувства здесь речь не идет: лорд Волдеморт и чувства вообще слабо связаны. Он — стратег и политик, на дочь у него свои планы. В этом фанфике я передала и свои общеполитические взгляды. Здорово спустя года читать свои, по сути, юношеские рассуждения, правильность которых подтверждается не только в истории, но и в том, что последовало после написания книги».
«Кукольные человечки»
Главные герои: действующий министр магии Кингсли Бруствер, его помощник Джастин Финч-Флетчли и не попавшая под санкции после войны Нарцисса Малфой
@Nilladell, автор фанфика: «Текст был написан для конкурса «Взгляд в будущее». Мне по жребию выпали эти три героя и год, в котором происходит действие. Я должна была придумать про них историю. Поскольку писать про любовь мне было неинтересно, а Кингсли все же министр магии, я придумала сюжет про политику. Эта история о том, что темные лорды приходят и уходят, а люди продолжают бороться за лучшее будущее. Мало просто кого-то уничтожить и ждать, когда все станет хорошо: скорее уж злодеи — следствие того, что творится в обществе».
«Команда»
Главные герои: Северус Снейп, Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Драко Малфой, Рон Уизли
В фанфике автор пытается объяснить сюжетные неувязки в книгах Роулинг и найти ответы на волнующие вопросы: для чего Слизерину понадобилось прятать в школе василиска? Почему Дамблдор целый год терпел в Хогвартсе лже-Грюма? Откуда у Беллатрисы Лестрейндж кровожадные повадки? Почему Питер Петтигрю стал предателем? О любви в этой истории не говорится вовсе — да и зачем она нужна, когда есть такие приключения.
@Tansan, автор фанфика: «Команда» — утопия, сказка для погрязших в повседневности романтиков. Я выросла на историях о крепкой дружбе, и мне хотелось развить в Гарри Поттере именно эту линию. К сожалению, в начальных главах фика слишком много литературных штампов и подростковых соплей — следствие моей неопытности и первоначальной настройки «склепать легонькое сиюминутное чтиво». В остальном — получилось все. Фанфик закончен, я довольна, и подавляющее большинство читателей довольны тоже. Конечно, люди просят продолжения, это нормально, и я, чтобы не расстраивать народ, говорю: «Может быть». Но на самом деле точка должна быть точкой. Жаль, что мама Роулинг не сумела так же. Я не знаю английского, книгу не читала и читать не буду — не хочу разрушать волшебство, которое подарили мне предыдущие части романа. Недавно я просмотрела какой-то пересказ спектакля «Гарри Поттер и проклятое дитя» и плевалась вместе с теми, кто пересказывал. Согласно всем источникам, Роулинг принимала активное участие в создании этой халтуры, а значит, восьмую книгу читать нельзя категорически».
«Нормальные герои всегда идут в расход»
Главные герои: Гарри Поттер, семейство Малфой, Северус Снейп
Сюжет: В юности Гарри Поттер дал несколько непреложных обетов — ради спасения семей чистокровных волшебников. Спустя годы этим воспользовалось Министерство магии, помыкающее и манипулирующее героем. Поттер оставляет пост в Управлении мракоборцев и разводится с Джинни. Теперь он живет в одиночестве в доме дяди на площади Гриммо и занимается любимым делом (за которым, правда, в оригинальных книгах никогда замечен не был) — создает сложные магические артефакты. Гарри получает особый заказ от старых врагов — Малфоев: они просят сконструировать необычные протезы для рук. Герой отправляется в поместье к заказчикам и встречает человека, которого не рассчитывал увидеть живым, — Северуса Снейпа. Экс-декан Слизерина выжил после войны с Темным лордом, но лишился рук и теперь нуждается в протезах. Поттер берется за работу, попутно скандаля с бывшей женой и заметая следы перед Министерством. Однажды Гарри просыпается освобожденным от всех обетов, а это значит только одно: те, кому они давались, мертвы, и в магическом мире грядут перемены.
@katss, автор фанфика: «Меня угнетает некая сказочность достаточно трагичного канона. Поттер у Роулинг даже в 30 лет все такой же мальчик-одуванчик. Как картинка в витрине: идеальная семья, идеальная жена. Поэтому я решила написать свою собственную историю. Лучше всего в фике вышли второстепенные персонажи: Луна, Невилл, дети Поттера. И мое самое любимое — описание работы мастера-артефактора. Мне очень хотелось показать это «непонятное и непознанное» так, чтобы читатели прониклись. Последняя книга мне не понравилась. В принципе, как и «Дары смерти». Читала, чтобы выяснить, чем же закончилась «сказка».
«Паутина»
Главные герои: Гарри Поттер, Джинни Уизли, Гермиона Грейнджер, Рон Уизли, их дети
Сюжет: С момента падения Волдеморта прошло 20 лет. Шрам действительно не болел, и, как завещала Роулинг в «Дарах смерти», все было хорошо. По крайней мере какое-то время — пока из Азкабана не вырвались оборотни-мутанты, созданные с помощью древней магии еще при жизни Темного лорда. Беглецы мстят Гарри Поттеру и его семье за долгие годы заточения. Повзрослевшие друзья, их родственники и даже дети — все встают на борьбу с новыми врагами. Дочь Дадли Дурсля присоединяется к команде — по сюжету она тоже оказывается волшебницей. Судьба, как обычно, не слишком благосклонна к Гарри: в ходе битвы Джинни погибает, а Рон становится оборотнем. Но если повзрослевшего героя всюду преследуют горе и отчаяние, то его дети переживают лучшие моменты в жизни: Джеймс Поттер находит себе верного соратника и друга — Скорпиуса Малфоя, который, в свою очередь, без ума от его сестры — Лили. Один из первых русских фанфиков, в котором автор решил не переписывать на свое усмотрение знаменитую сагу, а продолжить ее, учитывая все события первоисточника.
«Несмотря ни на что»
Главные герои: Гарри Поттер и Гермиона Грейнджер
Сюжет: В одном интервью Роулинг извинилась перед фанатами за то, что сделала парой Рона и Гермиону, вместо этого сильная и умная волшебница могла достаться Гарри Поттеру. В фанфике «Несмотря ни на что» герои меняются ролями (и, можно сказать, партнерами): Поттер и Грейнджер влюблены друг в друга. Правда ненадолго — в последней битве за Хогвартс девушка погибает.
Натали Поттер, автор фанфика: «Я любила Гермиону и не смогла смириться с эпилогом Роулинг. Поэтому я начала сама писать фанфики про любимую пару. Целые сутки я во всех подробностях обдумывала сюжет. И когда все было просчитано до мелочей, я начала писать. Я работала над текстом два года. Вместе с героями переживала их неудачи, радовалась их победам над обстоятельствами. Мне очень нравится, что сюжет завязывается вокруг тайны Хогвартса, мне кажется, это интересный поворот в истории. Продолжение поттерианы пока не читала. Хочу дождаться перевода и тогда уже прочту. Жаль, что переводить будет Спивак, но книгу все равно куплю. Коллекция поттерианы должна быть полной».
Альбус Поттер и тайна Слизерина
Главные герои: Альбус Северус Поттер, Скорпиус Малфой, Гарри Поттер, Драко Малфой
Сюжет: «Альбус Поттер и тайна Слизерина» — первая часть серии фанфиков о самом маленьком сыне Гарри. Распределяющая шляпа отправляет младшего Поттера в Слизерин. Мальчик умоляет пересмотреть решение, но магический головной убор не видит в нем нужных задатков. Такой поворот событий расстраивает и Альбуса, и его старшего брата Джеймса: Поттеров никогда не распределяли на этот факультет. Альбус то и дело оглядывается на знаменитого отца и пытается ему соответствовать. В Слизерине он завязывает дружбу со Скорпиусом Малфоем, хотя последний не может определиться, на чьей он все-таки стороне. Малфой-младший чувствует в новом друге невероятную силу, а впоследствии видит ей веское подтверждение — и поэтому поддерживает Альбуса. Чего не скажешь о Джеймсе: тот никак не может смириться с выбором Шляпы и теперь видит в брате хитрого и беспринципного слизеринца. Альбус пытается найти Наследие Салазара, но одному ему не справиться. В последующих частях сюжет сплетается еще хитрее: молодые герои спасают Драко Малфоя от тюрьмы, готовятся к новой войне и, как обычно, в кого-нибудь влюбляются. По степени кровожадности фанфик похож на «Игру престолов» — автор расправился со многими ключевыми героями романа.
Лера Любченко, автор фанфика: «Альбус Поттер и тайна Слизерина» был написан за пару месяцев — это очень быстро. Остальные части я готовила значительно дольше. В итоге на всю серию ушло около шести лет. Сейчас этот фанфик не кажется мне сильной вещью. Много раз хотела его переписать. Но даже тогда я пыталась попасть «в автора» — то есть писать максимально приближенно к стилю Роулинг. Самое интересное еще впереди. В последней, седьмой, части станет ясно, почему Джинни спасала Альбуса, будет ли обещанная пророчеством война с маглами, кто такой избранный и какую цену заплатит Альбус за жизнь своего лучшего друга.
Зачем фанфики человечеству?
В современном мире то и другое можно без труда найти и на самиздате, и в издательствах. Те же «50 оттенков серого» совсем не исключение из правил. Просто первая подобная история получившая подобный громкий успех. На фикбуке полно орджиналов, которые пользуются популярностью, но сохраняют характер фанфиков.
Мне кажется, фикбуки утоляют некий голод читателя, который часто не даёт читателю книга. Вот только какой? Я росла на книгах и фанфики стала читать и искать то самое различие, когда стали кричать, что люди меняют классные книги на паршивые фанфики.
1) Из своего наблюдения думаю, что популярный фанфик освещает «самое вкусное». То есть если читатель пришел посмотреть как ненаказанный злодей умирает, ему показывают только это. Да, может и без логики и обоснуя, которые нужны в полноценном произведении. Но читателю лучше прочесть страничку, почувствовать себя отомщенным и бежать дальше, чем читать пять страниц юридического обоснуя, какими махинациями герой этого добился. Которые часто и описаны скучно, ведь автору и самому тоскливо это описывать. Он же жаждет перейти к финалу. Вывод — лучше написать меньше, но самое яркое.
2) Фанфики пишутся на основе других книг и фильмов. А значит читающая фанфики аудитория потребляет не только их.
До Гарри Поттера считалось, что дети не читают книг с большим количеством персонажей. Не запоминают книг надолго и поэтому не будут читать продолжение. Не примут такой смерти и насилия. Что женщина не сможет убедительно писать от лица мальчика. Что в книге слишком длинные сложные имена. Например — Гермиона. И вообще из-за приставок дети перестали читать, и скоро книга вымрет, поэтому большая конкуренция.
По этой причине Роулинг почти везде отказывали. Однако Гарри Поттер показал, что не дети перестали читать, а издатели перестали поставлять контент, который был бы интересен читателям.
Думаю с фанфиками то же самое. Только не пойму что эта за потребность. Почему вы пишите, читаете фанфики?)
Писатели, которые не любят фанфикшн, и проблемы потребителя
С точки зрения анализа сексуальности фанфики представляют немалый интерес. С точки зрения литературы это безвкусное и безграмотное заимствование, а порой прямое издевательство над книгой, героями, их характерами и языком. Так как проработка стиля, точного характера и линии развития сюжета, которая кажется писателю оптимальной, занимает много времени, у любящего свои книги автора чужие поделки вызывают боль.
Современная масс-культура считает фанфики признаком популярности исходного произведения (а популярность – это хорошо), а уважение к создателю – опциональным. Это порождает глобальный раскол между создателем и фанатами. Фанаты при этом могут разнообразно паразитировать на исходном творчестве, вкладывая небольшой труд, а потому быстро забывая, что результаты читают исключительно потому, что там используются знакомые имена и миры. Это касается не только фанфикшна, но и вещей, на которых я подробно останавливаться не буду, – например, ютуберов, зарабатывающих на косплее, обсуждениях чужой вселенной, квизах по чужой вселенной, т.е. на сугубо тематических каналах, интересующих пользователей исключительно из-за мира и героев Роулинг, Мартина и так далее.
Исходным импульсом всегда служит любовь, но там, где талантливые авторы направляют ее на создание своих вещей, здесь она превращается в своего рода эмоциональную наркоманию или работу кривым зеркалом исходника. Нередко потребителя одолевает ревность к автору, он хочет присвоить любимое – и теряет границы.
Меня не удивляет неповиновение сообщества, но очень удивила открытая ненависть к автору, оскорбления, угрозы (!) и даже качание прав, хотя без исходных текстов авторы фанфиков ничего из себя не представляют. Весь этот уютный мирок, весь эротический накал и вся любовь внутри сообщества существуют исключительно потому, что другой, талантливый автор создал таких ярких персонажей и такие подсаживающие сюжеты. Ты можешь не соглашаться с автором, но ты должен отдавать себе отчет, что живешь в мире, созданном другим человеком. Это предполагает уважение. Однако начиная с 2010-х, фанаты начинают считать себя важнее авторов и даже утверждают, что делают создателям одолжение.
Неуважение фанатов и война с авторами их любимых книг – это очень абсурдная и заведомо проигрышная битва.
“Ну а теперь давайте взглянем на проблему с точки зрения писателей. Как бы сильно фанаты ни любили наших героев, мы все равно любим их больше. И вот мы наблюдаем истории, в которых другие люди вытворяют всякое с нашими детьми. То, чего мы никогда себе и представить не могли, не позволяли делать, нечто нелепое, отвратительное. Убитые герои оживают. Живые герои умирают. Злодеи искупают свои грехи. Мужики становятся геями. Ромео и Джульетта вместо самоубийства женятся и заводят 17 детишек.
Конечно, можно пожать плечами и сказать: «Ничего этого на самом деле не было. Эти истории — не канон. Это просто «воображаемые истории». Они не настоящие». И многие писатели так и поступают. Но не я. Дело не только в юридических и финансовых аспектах — я просто не хочу читать фанфики, в которых Гэтсби сбегает с Дейзи, и еще менее хочу читать про то, как он сбегает с Томом Бьюкененом, или как они с Дейзи устраивают оргию на троих, или как Гэтсби насилует и убивает Дейзи.” (Джордж Мартин)
Джордж Мартин опасался, что его герои, к которым он относится практически как к детям, попадут в плохие руки. Больше всего его пугает, что у него нет права это остановить, т.е. нет права вето, поэтому он разделяет точку зрения Дианы Гэблдон, которая была гораздо более прямолинейна и назвала фанфики аморальными. К лучшему, что дед не читал фанфиков, так как все его страхи там реализованы стократно:
“Фанфикшн – это разновидность кражи личных данных. Он наносит вред тому, чья личность украдена. Если речь идет о краже данных кредитки, вор портит ваш кредитный рейтинг. Когда это кража творчества, фанфикшн портит отношения с читателями. Любой, кто читал фанфики о Гарри Поттере, например, может составить совершенно неверное впечатление об историях, написанных Джоан Роулинг. В этом случае меняется впечатление читателя от автора и его работ. Мое имя неотъемлемо связано с моими книгами и персонажами. Писатели, которые постят истории на Fanfiction.net или где-либо еще и называют это фанфиками по Робин Хобб, присваивают себе мои наработки. Это неприемлемо.
“Вам должно льстить, что читателям так нравятся ваши истории, что они хотят их продолжить” Это не льстит. Это оскорбляет. Каждый фанфик по моему или чужим мирам, который я читала, фокусируется на изменении тщательной работы писателя, чтобы удовлетворить слабости фаната. Любовные отношения переворачиваются, изменяется гендерная принадлежность, включаются фетиши и изменяются концовки. С моей точки зрения, автор фанфика говорит: “Смотрите, автор запорол историю, а я собираюсь ее исправить. Вот как все должно было быть”. В самой нижней части спектра фанфики превращаются в личные мастурбационные фантазии, в которых фэн взаимодействует с авторским персонажем. Это нездорово для всех.
В менее экстремальных случаях фан просто изменяет что-то в писательском мире. Трагические концовки переписываются, мертвый персонаж воскресает. Намерение автора игнорируется. Писатель вкладывает серьезный мыслительный труд в то, как будет развиваться история и как она развиваться не должна. Если какая-то сцена не развернулась перед глазами читателя, этому есть причина. (…) Когда я пишу, я рассказываю историю непосредственно вам. Я хочу, чтобы вы прочли ее именно так, как я ее написала. Я долго старалась, подбирая подходящие слова, и я показываю происходящее под тем углом, который я выбрала. (…) Если вам не нравится история, я это принимаю. Но, пожалуйста, не надо в них ковыряться.
“Фанфикшн – хороший способ научить людей писать книги” Нет. Это не так. Если бы это было правдой, караоке подарило бы нам множество хороших певцов, раскраска дала бы великих художников, а у всех великих поваров полка была бы полна кексов в пакетиках. Фанфики – это хороший способ избежать становления писателем. Фанфики позволяют их авторам притворяться, что они создали историю, хотя они используют чей-то чужой мир, персонажей и сюжет. Раскрашивание волос Барби в зеленый цвет в книжке-раскраске не лучший путь к творчеству. И нанесение помады на губа Кена – тоже. Фанфикшн занимается именно этим.
Первый шаг к тому, чтобы стать писателем, – найти свою собственную идею. Не взять чужую идею, испортить ее и заявить, что она ваша. Вы научитесь много большему, написав собственную историю вне зависимости от того, насколько она плоха, чем создав самую гладкую версию фанфика. Писательство – это волнующий шаг на незнакомую территорию собственного воображения. Но вы не уйдете далеко, оставшись в комфорте утверждений: “Если я напишу историю о Гарри Поттере, всем она понравится, ведь это Гарри Поттер. Мне не нужно описывать Хогвартс, потому что все видели кино, и мне не нужно рассказывать о прошлом Гарри, ведь все это сделано за меня”.
Фанфики по отношению к писательству это все равно что кекс из пакетика по отношению к готовке гурмана. Фанфикшн – это двойник Элвиса, уверенный в том, что он – оригинал.”
На возражения в том, что создатели фанфиков ничего не получают за свои тексты, Хобб отвечает, что авторское право заключается не только в запрете другим получать деньги за труд писателя. Оно выполняет более важную функцию – дает автору возможность контролировать собственные творения. Публиковать ранние романы или нет, продавать права или нет, права на собственность по отношению к персонажам и так далее. И это право авторы фанфиков несомненно нарушают, о чем им известно.
Диана Гэблдон и ее аргументы
В своей полемике по поводу фанфиков Мартин написал, что целиком разделяет тезисы автора “Чужестранки” Дианы Гэблдон. Это серия-бестселлер о попаданке в прошлое Клэр Рэндалл, служившей медсестрой в действующей армии во время Второй мировой. По непонятным причинам молодая женщина перемещается во времени из 1945 года в 1743 год, где встречается с горячим шотландцем. Серия книг была весьма успешна, по ней снято шесть сезонов сериала.
Я рекомендую прочитать ее текст, но для людей, не знающих английский, бегло перевела часть аргументов:
“Что ж, моя позиция по фанфикам очень простая: я думаю, что это аморально, я знаю, что это незаконно, и меня тошнит всегда, когда я натыкаюсь на что-то подобное с участием моих персонажей. Если говорить об аргументах за фанфики, то они выглядят так:
“Но мы же не зарабатываем на этом!”
Ну, здесь и начинается незаконность. Вы не можете вломиться в чей-то дом, даже если вы не планируете ничего похищать. Вы не можете встать лагерем на чьем-то заднем дворе без разрешения, даже если вы не планируете выращивать там марихуану. И вы не можете просто взять и использовать чьих-то защищенных копирайтом персонажей на своих условиях, неважно, каковы эти условия. Серьезно. Это не я это придумала, это международное авторское право.
2. “Я хочу писать, но я не знаю, как создавать персонажей, поэтому менее страшным мне кажется воспользоваться уже существующими – и просто придумывать для них истории. Это… Ну, знаете, я просто учусь”.
Я испытываю большую симпатию к людям, которые хотят писать. Я тоже хотела писать, у меня тоже не было ни малейшей идеи, как развивать персонажей. Но – странное дело – мысль о том, чтобы воспользоваться чужими персонажами мне в голову не приходила. Я просто пыталась создать их сама. Сюрприз! Это работает.
Смиритесь, ребята. Если вы хотите писать, пишите – и пишите свои собственные тексты. Это требует смелости, но это единственный способ научиться, поверьте. (Если же вы твердо уверены, что не можете ничего написать без использования чужих персонажей как подмоги… ОК. Но тогда вам следует оставить результаты при себе. Не нужно постить их в сети как “вашу” работу).
3. “Но мне так нравится получать отзывы – и множество людей говорит, что им нравится то, что я пишу!”
Ну конечно, вам нравится похвала, она нравится каждому, кто что-то написал. Вопрос только вот в чем: вас хвалят потому, что вы и впрямь хороший писатель… или вас хвалят потому, что некоторые фэны настолько подсели на персонажей, что прочитают все, что угодно, с этими именами (неважно, насколько похоже отражены характеры)?
Есть отличный способ узнать ответ. Напишите все, что вы хотите, используя Джейми Фрейзера (персонаж Гэблдон), Эдварда Каллена, Гарри Поттера, доктора Кто… а затем поменяйте имена персонажей прежде, чем запостить. Очень просто. Отыскивайте все “Джейми Фрейзер”. Заменяете на “Джо Карстополус”. Нет проблем. Это ваша собственная работа, и вы получите то, что заслужили.
4. “Но никто не будет читать то, что я пишу, если это не о персонажах, которых все уже любят!”
Может быть, да, а может быть, нет. Зависит от того, насколько вы хороший писатель и того, как вы будете продвигать свою работу. Но если перефразировать ваш аргумент, вы говорите вот что: а) вы заслуживаете аудиторию, неважно каким способом и б) вы предпочитаете эксплуатировать чужой талант и тяжелый труд, а не пытаться решить эти проблемы самостоятельно.
Сейчас действовать таким образом и не нарушать закон можно вот как: если вы чувствуете, что сами не справитесь (и что вы хотите быть замеченными любой ценой), просто делайте это с персонажами, которые больше не защищены копирайтом. Например, с персонажами мертвых авторов, которые были мертвы уже… 75 лет. То есть если автор умер до 1935, чувствуйте себя, как дома!
Некоторым авторам это неплохо удается – ну, или хотя бы прибыльно. Например, “Гордость и предубеждение и зомби” или множество (много, много, много) имитаторов Шерлока Холмса. Некоторые из этих авторов хороши, у них получаются действительно стоящие истории. Некоторые… ну, хм. “Скарлетт”? (“Скарлетт” – продолжение “Унесенных ветром”, написанное Александрой Рипли в 1991). (…)
Разница заключается в том, что это не является незаконным, а также не оскорбляет автора исходного текста (т.к. он умер). (…) Но писать истории о героях книг авторов, которые не только живы-здоровы, но и активно пишут о тех же самых персонажах сами… Простите, ребята, но так не пойдет.
5. “Мне нравится быть частью группы читателей и писателей фанфиков”
Ну, что тут сказать – кому же не понравится быть частью группы с общими вкусами, интересами и амбициями? Но, насколько мне известно, почти у всех популярных авторов есть группы онлайн-читателей, которым нравится обсуждать книги, персонажей и т.д. – и не знаю ни одного автора, который не ценит подобные группы. Если вы хотите поговорить о Джейми, Клер и других героях, я могу переадресовать вас на множество таких долгоживущих, очень дружелюбных групп по “Чужестранке”, где народ с радостью вас поприветствует на многих языках.
Также в сети существует множество писательских групп. (…)
6. “Но я люблю-ю-ю ваших героев! А разве имитация не самая искренняя форма лести?”
Ну… Давайте я просто скажу, что есть разница между тем, чтобы кто-то встречался с рыжими мужчинами и тем же человеком, пытающимся соблазнить моего мужа.
7. “Но вы так медленно пишете! Я просто уже дождаться не могу новой книги!”
Виновна. НО… Если я буду выпускать по книге в год, это не будут такие же книги. Чтобы рассказать историю и развить персонажей так, как я привыкла, требуется время и труд. (…) Помимо конкретных аргументов против концепции фанфикшна остается прискорбный факт того, насколько ужасающе много фанфикшна отвратительно (cringe-worthy) и не должно существовать из чисто эстетических соображений. (…)
Я уже упоминала, что периодически натыкалась и без желания читала некоторое количество фанфикшна, включающее моих персонажей, и более 3/4 его являлись плохо написанными (“его обжигающее прикосновение проложило путь от шелковой кожи ее бедра до тайных глубин ее экстаза”) мастурбационными фантазиями. Брр.
(…) Представьте, что вы открываете почтовый ящик и находите письмо, содержащее грязное описание секса между, скажем, вашей 21-летней дочерью и 48-летним соседом, написанное соседом. В конце приписка: “Это выдумка! Фикшн! Просто мое воображение. Круто, да?”. Это не даст вам тут же вызвать полицию, но повторюсь – брр!
Дальше Гэблдон рассказала историю о том, что какая-то из девушек организовала сбор средств для Стейси, больной раком груди. Идея сбора была в следующем: автор сбора решила продать с аукциона фанфик-пьесу с участием Джейми Фрейзера и персонажа из книги другого автора. Она пообещала, что в пьесе не будет слэша, однако она примет вкусы покупателя во внимание, а все деньги пойдут в фонд Стейси. Я не удивлена, что после такого Гэблдон написала этот пост, потому что это типичный пример, когда писатели фанфиков забываются. Естественно, разрешения самой Гэблдон фанфикерша не спросила.
“Персонажи – хорошие персонажи, “настоящие” герои книг – получают свою реальность через человека, который их создал. Они и есть та личность, которая их создала, преломленная через линзы писательского опыта, воображения, любви, страха и мастерства. Другие писатели, желающие повторить персонажа, могут писать хорошо – или хотя бы удовлетворительно, однако они не могут дотронуться до сути героя.
Если вы беретесь за созданное мной, вы трогаете не моих персонажей – вы задеваете меня. ” (Диана Гэблдон)
Реакцией на текст Гэблдон были тысячные простыни комментариев на самых разных ресурсах. С ней спорили, ее пытались переубедить, но чаще суть была такая – заткнись. Ей даже угрожали, что уйдут писать фанфики по другому фандому (полагаю, этого ей и хотелось). Саму серию постов Гэблдон уже удалила, отзвуки можно найти на реддит, но есть “открытое письмо”, которое выражает “новую этику” по отношению к авторам (“пиши еще и заткнись”).
Вкратце тезисы фанфикеров таковы: автор может сказать, что он не хочет фанфиков, и может попросить, чтобы их ему не показывали, а тех, кто пытается с помощью фанфиков заработать, автор вправе засудить. Но больше он ничего говорить не должен. Очень странное требование.
Кейт пишет: “Вам может быть отвратительна идея фанфиков по вашим работам. Но вам вряд ли удастся их остановить, так что сохраните время и энергию для чего-то другого”. Я бы перефразировала это проще: “Пиши еще (ведь нужен новый материал) и заткнись”. Большая часть авторов игнорируют фанфики (казус Мэрион Брэдли, после которого авторам запрещают читать фанфикшн по своим работам) или посмеиваются над ними, потому что бороться с толпами утомительно, но это не значит, что они одобряют или любят фанфики (исключение – люди, вышедшие из этой среды).
Когда же автор полюбившихся героев говорит, что воспринимает фанфики как изнасилование чего-то дорогого, фаны советуют ему помолчать. Не очень-то круто. Если отойти от чувств авторов, для которых герои, с которыми они живут годами, бывают важнее друзей, то стоит еще отметить нежелание авторов фанфиков видеть это авторское отвращение, потому что оно мешает думать о себе, как о хорошем человеке.
Я рекомендую авторам фанфиков взглянуть в лицо реальности, о которой рассказал каждый из авторов, и стать смелее в собственном творчестве. Фанфики – это все-таки паразитные продукты, которые мешают развивать фантазию. Можно написать рассказ про Драко, овладевающего Гермионой, но вряд ли стоит себя обманывать по поводу ценности этого текста и его целей.
Еще одним автором, категорически выступавшим против фанфикшна, была Энн Райс. Особенностью текстов Райс и ее известных книг о вампире Лестате, является насыщенность, барочность, красота текстов. Неудивительно, что фанфики приводили ее в ужас:
“Я не разрешаю фанфикшн. Мои персонажи защищены копирайтом. Меня ужасно расстраивает даже мысль о фанфиках с моими героями, – писала она. – Советую читателям писать свои собственные, оригинальные истории с оригинальными персонажами. Очень важно, чтобы вы уважали мои желания.” (Энн Райс)
Энн Райс весьма агрессивно защищала свои права, кроме того она одна из немногих писателей, которые вступают в споры с рецензиями на собственные произведения, – однажды она написала ругательный комментарий на этот счет, но Amazon удалил его. В 2000-х она угрожала авторам фанфиков судом, что сами фэны назвали “харассментом” и восприняли как оскорбление, хотя Энн была в своем праве.
Вообще реакцию стоит посмотреть:
Здесь уже видна тенденция, которая в 2020-м станет “новой нормой”. Требование удалить фанфики по ее работе приравниваются к травле, также фанатка пишет, что Энн Райс всегда была сукой (twat) по отношению к фанатским работам, осчастливливающим ее вниманием к ее “средненькому” письму. Хотелось бы мне, чтобы авторы фанфиков писали так же “средне”, как Райс. В более сдержанных выражениях реакция авторов фанфиков и вопросы, с которыми они столкнулись, есть здесь.
Потребителю автор нужен лишь для того, чтобы создать нечто прекрасное, а затем автор только помеха. Мне кажется, у многих фэнов отсутствует понимание, что именно этому человеку ты обязан за приятные эмоции, интересные знакомства и т.д. Потребитель не испытывает благодарности, только недовольство. Понимание, что персонажи, с каждым из которых у читателя рождается личный, интимный контакт, принадлежат другому человеку, вызывает у фанов гнев и нечто, похожее на ревность.
В принципе, довольно многие авторы “старой школы” фэнтези вроде Орсона Скотта Карда, Энн Маккефри, дававшей разрешение на непорнографические фанфики, Урсулы Ле Гуин, Мерседес Лэки и других пытались отгородиться от фанфиков, потому что воспитаны в другой трудовой этике. Однако соцсети диктуют свои правила, поэтому сейчас большая часть авторов молчит на этот счет. Но молчание не означает, что все авторы в восторге. Обычно это означает обратное, поэтому фанатам стоит об этом подумать.
Орсон Скотт Кард в ответ на вопрос, когда не стоит писать фанфики, отвечал: “Их не стоит писать никогда”, а также добавлял, что всем людям, собирающимся стать писателями, никогда не стоит тратить время на фанфикшн, если его можно посвятить тренировке собственных навыков. Позже он сменил свое мнение ради конкурса, но я подозреваю, что его ощущение осталось прежним (особенно учитывая его гомофобию – и слэш-направленность фанфиков), просто изменился мир.
Есть и авторы, которые поддерживают фанфики – например, Лоис Буджолд и Джим Батчер. Кори Доктороу даже написал эссе, восхваляющее фанфики, дружелюбно относятся к фанфикам Нил Гейман и Лев Гроссман (отчасти потому, что тоже писали фантазии на тему чужих миров, а “Волшебники” – это постмодернистская переработка “Нарнии” Льюиса). Нормально относятся к фанфикшну Джоан Роулинг, Джонатан Страуд, Чарльз Стросс и Кэтрин Валенте. Часть из новых авторов выросло в тесном соприкосновении с фанфик-средой. Однако немалая часть тех авторов, которых авторы фанфиков помечают как дружелюбных, на самом деле просто терпят то, что слишком сложно прекратить. Как формулировал это Чарльз Стросс: “Пока вы не крадете у дракона золота, дракон оставит вас в покое. Предложите дракону золото – и он станет вашим другом”.
На мой взгляд, фанатам стоит выбирать книги тех авторов, которых они своим поведением не оскорбляют. В случае же конфликта интересов желания потребителя должны уступать желаниям автора. Писать фанфики по миру автора, которому это отвратительно и который приравнивает это к изнасилованию, – огромное неуважение, достойное только порицания.
Большая часть проблем фанфиков лежит в области искажения восприятия собственной значимости и деформации любви. Это довольно любопытная тема. В двухтысячных фанаты начали считать, что они не только являются основной целью создания книг и фильмов, но и попытались диктовать свою волю создателям, которые на волне возмущения стали простыми инструментами для чужого удовольствия (см. петицию по изменению концовки “Игры престолов” или переделки новых “Звездных войн”). Несмотря на то, что коммерческий кинематограф перешел на крупные суммы, которые обязан окупать, и действительно “сел на иглу фанатского одобрения”, с книгами дела обстоят сложнее.
Книги за исключением бросовых серий не пишутся для читателей. Вернее, читатели безусловно важны, однако первоначальный импульс написания книги – это толчок внутри автора, его идеи, к которым зритель присоединяется много позже. Писатели тратят огромное количество усилий, чтобы мир выглядел живым и захватывал, они прорабатывают массу материала, который не попадает в поле зрения читателя, но присутствует и обогащает происходящее. Персонажи, которых создают авторы, имеют глубокую подложку, свою историю. Все это авторы фанфиков бесстыдно заимствуют, создавая свои полуграмотные тексты, – и часто забывают о том, почему им пишут восторженные комментарии (потому что оригинальный текст другого человека хорош).
Существуют весьма популярные и масштабные фанфики, вроде “Гарри Поттера и основ рационального мышления” Юдковского, где автор объединил чужую вселенную и выкладки Канемана, или “Кольцо тьмы” Перумова. Это небезынтересные работы, однако Юдковского мало кто прочел бы, будь вместо Гарри Поттера какой-нибудь Джон Джонсон. “Кольцо тьмы” выглядит таким глубоким потому, что вся его предыстория, весь его мир, вся политика и т.д. были усердно проработаны Толкином. Иными словами, фанфик остается “кредитным” творчеством, даже если он неплох. Похвалы ему – это похвалы автору исходника. В случае же обычного фанфика это трата времени для написавшего.
Джордж Мартин в своем тексте очень много говорил о любви, ведь фанфики – порождение любви к персонажам или чувству от мира, ритма книги-оригинала. Однако в каждой истории любви важно достоинство, а в мире фанфиков его нет. Люди влюбляются в героев, а дальше все идет по схеме несчастной любви-зависимости. Автор фанфика немного напоминает сталкера, не воспринимающего отказ (отказ в данном случае – это канон, оригинальная версия текста).
Особенно четко это проявляется в эротических фанфиках, где характер исходного персонажа ломается для самоудовлетворения. Суровый воин подарит цветы или станет хрупким, умный герой начнет изрекать чушь собачью, убитые герои поженятся и так далее. Никакое уважение ни к автору, ни к его взгляду на героев тут невозможно, потому что речь идет об удовлетворении очень простых и сильных потребностей – тяги, возникшей к книжному персонажу, сладкой эмоциональной привязанности. Отдельная история – “фанфики” с участием живых прототипов, которые влюбленные девочки-фанатки пишут об актерах или певцах. Это очень кринжовая область.
В таких отношениях автор бывает даже не помехой, а врагом. Автор фанфиков не может жить без книг любимого писателя, потому что они его стимулируют и дают материал, но одновременно он ревнив, капризен и обидчив, автор ему мешает. В общем, фанфики – это действительно порождение любви, которая превратилась в нечто липкое и неприятное.