Чем дальше займемся командор
Не все мужчины — негодяи: разбор третьего сезона «Рассказа служанки» (без спойлеров)
«Рассказ служанки» был поставлен по одноименному роману канадской писательницы Маргарет Этвуд, написанному в 1985 году. В центре сюжета была тоталитарная катастрофа, произошедшая на территории Америки, где в результате военного переворота установился дикий патриархальный режим под названием Республика Галаад. Перевороту предшествовала эпидемия, из-за которой большинство женщин стали бесплодными, она же и послужила его причиной, когда фанатики провозгласили произошедшее карой Господней. Женщин, которые сохранили способность к деторождению, распределили по семьям высокопоставленных — и женатых! — мужчин в качестве абсолютно бесправных суррогатных матерей, в число которых попала и героиня Элизабет Мосс по имени Джун. Впрочем, имени ее тоже лишили — отныне она зовется Фредова, потому что принадлежит командору Фреду Уотерфорду (Джозеф Файнс).
В финале второго сезона Джун делает очевидный выбор. После рождения дочери от водителя командора Ника (Макс Мингелла), которая формально считается ребенком командора, при пособничестве жены командора Серены (Ивонн Страховски) она крадет ребенка. Препоручив судьбу своей новорожденной крошки почти раздавленной, морально опустошенной подруге Эмили, которая должна добежать с ней до канадской границы, сама Джун остается в Галааде ради старшей дочери, которую не теряет надежды забрать у приемной семьи. В начале нового сезона нас ожидает волнующий экшен — сцена побега Эмили с ребенком, которую преследует вся королевская конница и вся королевская рать преступного Галаада.
В предпоследней серии второго сезона в сериале появился новый персонаж, не похожий на остальных мужчин, которых сценаристы предпочитают изображать одномерными, лишенными всякой сложности негодяями. Это командор Лоуренс (Брэдли Уитфорд) — на настоящий момент единственный, кто выбивается из серого ряда статистов, сплотившихся вокруг неистовой Джун. Сама Джун — это, конечно, отдельный разговор: Элизабет Мосс, кажется, медленно, но верно превращается в новую Мэрил Стрип — заслуженную голливудскую артистку, про которую известно, что она способна сыграть любую роль, включая раввина с бородой. Другое дело, что в сериале Элизабет Мосс практически не дают играть нежность, делая из ее героини этакую разъяренную валькирию, пышущую гневом воительницу против подлого мужского племени.
Но вернемся к Лоуренсу. Это могущественный человек, по всем приметам этакий серый кардинал Галаада, кабинетный мыслитель, когда-то придумавший «идеальное» устройство тоталитарного государства, и убежденный фанатик, уверенный в том, что некая высшая цель оправдывает любую жестокость. До его появления мужчин в сериале изображали, чего уж там, законченными ублюдками, даже если вынести за скобки рохлю Люка, мужа Джун из прошлой жизни, и нынешнего отца ее ребенка шофера Ника, который вроде и неплохой парень, но, как водится, какой-то мутный. Лоуренс совершенно не такой — это мужчина в кризисе, что уже интересно. И, по‑видимому, он начинает прозревать, что ошибался, создавая тоталитарный порядок, закономерно обернувшийся кошмаром. Уже в финале второго сезона он спас Эмили, а в начале третьего Джун переберется служанкой в его дом. И вот тут нас, по‑видимому, и ожидает самое интересное — эти двое начнут спорить на равных обо всем, что составляет изнанку бытия кошмарного Галаада. При этом не стоит забывать, что, хотя Лоуренс и лоялен, это превосходство силы — в его руках все еще сосредоточена абсолютная власть над такими, как Джун, но она все еще интересна ему как достойный оппонент в споре. В третьем сезоне нас ждет великолепная сцена, когда он заставит Джун ночью копать могилу в саду — во избежание спойлеров не скажем чью — в качестве наказания за дерзость и самодостаточность. Конечно, в пылу полемики командор не преминет сравнить Джун со своей женой — загадочной миссис Лоуренс, судьба которой, на манер истории жены мистера Рочестера из классического английского романа, пока представляет собой кромешную тайну.
По первым трем эпизодам, которые предоставили для просмотра российским критикам (американским дали шесть), трудно судить, вырулит ли третий сезон на новый уровень, хотя заметно, что прежняя сомнительная эксплотейшен-стилистика сериала сменяется психологической драмой. Зато мы точно знаем, что всего через несколько месяцев, уже в сентябре, будет опубликована новая книга Маргарет Этвуд «Заветы» — продолжение романа «Рассказ служанки», которого никогда не случилось бы, если бы не сериал.
Кадр: сериал «Рассказ служанки»
Четвертый сезон «Рассказа служанки», прославленного критиками пятнадцатикратного лауреата премии «Эмми», оказался одним из главных хитов полугодия: премьерные эпизоды шоу побили рекорд по просмотрам всех оригинальных сериалов и фильмов стримингового сервиса Hulu. Поклонники антиутопии по мотивам одноименного романа Маргарет Этвуд ждали новую часть довольно долго; выход ее, как и многих других телепроектов, был отложен из-за пандемии коронавируса. Впрочем, может быть, именно продолжительный хиатус стал причиной столь успешного возвращения — за такое время немудрено и позабыть, чем себя «Рассказ служанки» зарекомендовал годы назад, и удивиться его откровениям вновь. «Лента.ру» рассказывает, что не так с четвертым сезоном шоу о борьбе угнетенных женщин с захватившими Соединенные Штаты христианами-фундаменталистами.
Джун Осборн (Элизабет Мосс) впору уже официально приписать статус неубиваемой мученицы — героиня, получившая в финале третьего сезона автоматную пулю в спину в попытке вывести из Галаада десятки детей, не только быстро оправляется от ранения, но сразу же рвется продолжать борьбу с тоталитарно-патриархальным режимом республики. Да и судьба, кажется, сама подбрасывает возможности отомстить угнетателям: то в руки попадается галаадец-насильник (его Джун хладнокровно поручит зарезать малолетней жертве изнасилований Эстер, укрывающей на своей ферме беглянок), то в подпольный бордель неподалеку заявится целая делегация из высоких чинов республики (пьяные офицеры — идеальная мишень). Партизанская деятельность Джун, правда, продлится недолго: героиню вскоре ловят и подвергают жутким пыткам, пытаясь выведать местонахождение сообщниц по сопротивлению.
Как бы ни ругали «Рассказ служанки» за повторение эпизодов сюжета (вполне, впрочем, заслуженно: уже не раз Джун бежала от угнетателей, попадала в их руки и переживала унижения, чтобы потом чудесным образом спастись), новая часть его все же разительно отличается от предыдущих насыщенной динамикой и масштабом событий. Если размеренный третий сезон с почти садистским наслаждением разжевывал подробности жизни женщин в антиутопичном Галааде, то ныне Джун из мрачного триллера словно переносится в приключенческий боевик: партизанщина, плен и освобождение героини разворачиваются всего за пару эпизодов, и вот она уже на фронте, где ведется настоящая война. Перестал скрывать свое истинное лицо Галаад: чиновники республики из светлых кабинетов в стиле ар-деко переместились в большие темные залы в убранстве футуристичного Третьего рейха. Персонаж Мосс хоть и оказывается в ситуациях, идентичных событиям прошлых серий, тоже радикально меняется: кажется, жажда мести и слепая ненависть от пережитых унижений и истязаний теперь руководят Джун куда больше, нежели принятое в третьем сезоне решение спасти из Галаада всех детей.
«Рассказ служанки» — 4 сезон: концовка, ее объяснение и смысл
Поделится
Сверхпопулярный сериал Hulu «Рассказ служанки» после долгого ожидания, наконец, вернулся на 4 сезон.
Поклонники соскучились по ужасам Галаада, и новые серии вознаградили их ожидания. В течение нового сезона расстались с жизнью несколько ярких персонажей, а финал сезона принес безумную кульминацию.
Злодей Фред Уотерфорд, которого играет Джозеф Файнс, наконец, получил по заслугам. И похоже, что этот сюжетный поворот потрясет вселенную «Рассказа служанки». Давайте в нем разберемся.
Что произошло в 4 сезоне?
Четвертый сезон «Рассказа служанки» шокировал всех нас, когда Джун (Элизабет Мосс), наконец, добралась до безопасного места в Канаде. Во многом это произошло благодаря Мойре.
Однако это не помешало сериалу оставаться эмоционально травмирующим и подвергнуть Джун и других женщин всевозможным испытаниям.
Хотя главная героиня «Рассказа служанки» больше не подвергается физической опасности в Галааде, ее существование по-прежнему полно боли, и она пытается справиться со своей тяжелой травмой.
Исчерпав законные методы защиты себя и других женщин, Джун быстро начала прибегать к более крайним мерам. В конце концов, она уже давно не та женщина, которой она была до того, как ее поймали.
Узнав, что Фред Уотерфорд будет освобожден в Генуе в результате выполнения требований канадского правительства, Джун берет дело в свои руки с помощью Никак (Макс Мингелла) и командира Лоуренса (Брэдли Уитфорд).
Поскольку командор Уотерфорд признал вину, заключается сделка о его обмене на нескольких женщин из Галаада.
Но вместо отправки Фреда в Галаад, Ник и Глаза перевозят Уотерфорда в нейтральную зону для ужасающей финальной сцены.
Как говорили Эмили и Джун, они хотели, чтобы Фред был напуган до смерти. Именно это и произошло, когда из темноты вышло множество женщин, которые стали преследовать Уотерфорда.
Они послали Серене Джой его безымянный палец, а Джун вернулась домой и забрала малышку Николь, покрытую кровью Фреда.
Вошедший в этот момент Люк ужасается, видя перед собой убийцу. Особенно ужасает его то, что убийца держит их ребенка. Так заканчивается 4 сезон «Рассказа служанки».
Что думает Джозеф Файнс о судьбе Фреда в «Рассказе служанки»?
Смерть Фреда в 4 сезоне «Рассказа служанки» знаменует конец арки главного антагониста шоу Hulu. Джозеф Файнс создал образ командора Уотерфорда, виртуозно балансируя на грани хитрости и жестокости на протяжении всего сериала.
Но спустя 36 серий его история, похоже, подошла к концу. Мы вряд ли увидим этот персонаж в дальнейшем, кроме как в воспоминаниях.
Финальная сцена в лесу производит неизгладимое впечатление, поскольку Фред Уотерфорд действительно выглядит смертельно напуганным перед своей гибелью.
Но как проходили съемки этой финальной сцены, и как Джозеф Файнс относится к такому завершению своего участия в «Рассказе служанки»?
Шоураннер Брюс Миллер недавно рассказал об этом в интервью изданию EW:
«Но что касается съемок той последней сцены, я знаю, что он прекрасно провел время в тот день. В основном он беспокоился о том, чтобы не споткнуться и не упасть в лесу, что естественно, если ты бежишь по лесу ночью.
Я не был там на съемках в тот день, но мы с Джо говорили с ним через пару дней. Он ходил и обнимал всех на прощание и хотел делать это каждый день до конца своей жизни.
Ему просто настолько это нравится. Я имею в виду, что он очень привязан к команде. Так что я думаю, что ощущения у него были горько-сладкие, но я должен сказать, что его присутствие в сериале смягчает это прощание».
Хорошо, что он у нас есть. Несмотря на то, что он играет одного из худших персонажей в «Рассказе служанки», Джозеф Файнс в реальной жизни кажется классным человеком.
И хотя он боялся упасть, когда на всех парах бежал по ночному лесу, он, похоже, отлично справился с воплощением своей смерти на экране.
И хотя Фред на этом этапе закончил свой путь, его влияние, несомненно будет ощущаться еще долго по мере развития событий шоу. Будем надеяться, что Файнс вернется в качестве гостя.
«Рассказ служанки» славится тем, что использует воспоминания для раскрытия своих персонажей.
Влияние на будущие сезоны
Смерть Фреда Уотерфорда в финале 4 сезона «Рассказа служанки» наверняка повлияет на дальнейший сюжет сериала, когда он вернется на Hulu со своим следующим сезоном.
Джун, кажется, думает, что ей, придется скрываться из-за своего участия в убийстве командора. Это еще предстоит выяснить, но похоже, что ее отношения с Люком навсегда изменятся. Его взгляд многое рассказал о перспективах их брака.
Эмили также участвовала в убийстве Фреда Уотерфорда в финале 4 сезона, что еще раз доказывает, что жажда мести не угасла в ней за время, проведенное в безопасной Канаде.
Любопытно будет посмотреть, как продолжает меняться этот персонаж, и как последний акт насилия может повлиять на отношения Эмили с Сильвией.
Сильвия в этом сезоне не появлялась на экране (вероятно, это было связано с пандемией), но Эмили явно все еще нелегко с ней общаться после всего, что произошло.
Конечно, персонаж, который, вероятно, больше всех пострадает от смерти Фреда — это Серена Джой (Ивонн Страховски). Отец ее ребенка теперь мертв, а сделка об их безопасности и свободе может быть аннулирована.
Зная, насколько Серена ненавидит проигрывать, очевидно, что в 5 сезоне ее охватит жажда крови. В том же интервью Брюс Миллер сказал о предстоящей динамике сериала следующее:
«Я думаю, что нам нужно беспокоиться о Серене. Потому что Серена, хотя у нее смешанные чувства к Фреду, очень не любит проигрывать.
И я думаю, она определенно почувствовала бы, что это Джун забрала у нее что-то очень ценное, а потом со злорадством прислала ей палец и кольцо. Так что я думаю, что Джун определенно уколола Серену, и будет очень интересно посмотреть, что будет дальше, потому что, честно говоря, она может использовать Фреда, хотя его и нет рядом».
Ясно, что имеется еще много повествовательных нитей, из которых можно сплести 5 сезон, на который, вероятно, сильно повлияют события финала 4 сезона.
Будем надеяться, что следующий сезон не заставит себя долго ждать, и мы получим ответы довольно скоро.
«Рассказ служанки» — объяснение смысла сериала и концовка
Мы не отрицаем тот факт, что «Рассказ служанки» интересный и достаточно уникальный сериал, идейная составляющая которого имеет все возможности стать культовой. Но скорее всего, — имела. Три существующих сезона можно охарактеризовать как повсеместное преобладание формы над содержанием с огромным количеством несостыковок. Итак, ниже мы расскажем, что же все таки не так с «Рассказом служанки» и почему это совершенно недостоверный пример антиутопии.
Коротко о сюжете «Рассказа служанки»
Будущее. На территории бывшего США расположилась квазирелигиозная тоталитарная Республика Галаад. Все, кроме церквей (театров) и магазинов объявлено в не закона. Любые иноверцы, представители сексуальных меньшинств, атеисты и прочие неугодные государству приговариваются к смертной казни. Все женщины, кроме жен командоров и «теток», объявлены самой низшей кастой, им запрещено передвигаться в одиночку или без мужчины, запрещено покидать границы Галаада, читать и выражать свои мысли. Каждое их движение координируется военными, которые без устану патрулируют улицы.
На фоне этого откровенного бесчинства мы знакомимся со служанкой Фредовой (от имени главы семейства командора Фреда Уотерфорда), фертильной женщиной, которая проживает в доме Уотерфордов и должна родить дитя от хозяина.
Суть сериала: что мы знаем о Республике Галаад
Сейчас мы не будет обращаться к роману Маргарет Этвуд, так как «Рассказ служанки» от Hulu это самостоятельное произведение, которое хоть и основанное на книжном первоисточнике, в первую очередь призвано перенести на экран бумажную версию, дополнить, и если получиться, — улучшить оригинальную историю.
Возвращаясь к главному вопросу пункта, после просмотра всех трех сезонов на ум приходит следующие факты, а именно:
И все это могло бы сойти за чистую монету, для героев, или даже зрителей, родись бы эти герои уже во время этого режима, впитав подобную жестокость с детства, не зная, что за пределами Галаада существуют люди, которые до сих пор покупают Латте с двойной пеной и ходят в кино. И речь даже не о запуганных служанках, а о солдатах, которых либо выращивали на закрытой ферме где-то на краю света, либо это серьезные просчеты в сценарии, ведь заставить причинять боль невинным женщинам, убивать и калечить их просто потому что так надо, — невозможно.
Если обратить свое внимание на то, что все военные это люди, которые всю свою жизнь прожили в на территории самого обычного США и только пару лет занимаются ежедневными убийствами «всех неугодных» людей, то возникает слишком много вопросов, первый из которых, — зачем они это делают? Вполне вероятно, что среди служанок или марф если чья-то жена, дочь, мать или сестра, и ничего, кроме промывания мозгов с самого рождения не должно заставлять этих мужчин убивать или даже причинять им боль. Так же, из сюжета мы узнаем, что только командорам разрешено иметь женщин, что еще больше должно подогревать интерес к восстанию.
Что стало со всеми остальными жителями США?
Как и на чем держаться тоталитарный режим «Рассказа служанки»?
Закрытое тоталитарное государство с религиозно-рабовладельческой идеологией можно встретить в каждой второй уважающей себя антиутопии. Вспомним хотя бы не такой «далекий» «1984» Дж. Oруэлла, прообразом которого стал Союз Советских Социалистических Республик, или более качественный пример, так называемая Вилла Бавьера, Баварская Вилла или просто Колония Дигнидад, — немецкое поселение в Чили существовавшее во время диктатуры Пиночета. На территории Колонии с завидной регулярность пытали и убивали всех несогласных с режимом. Но проблема в том, что и в вымышленных, и в реальных ситуациях показанные тоталитарные режимы имеют сложное, безмерно строгое, но понятное социальное устройство, основанное на какой-либо идеологии (легенде), с помощью которой людей «зомбируют» заставляя верить лозунгам властей со всей возможной искренностью.
Объяснение смысла: идеология в «Рассказе служанки»
Общая идеология в «Рассказе служанке» которая и должна скреплять звени образующего общества непонятна от слова «совсем». Почти все участники режима, начиная от командоров и их жен, заканчивая тетками, марфами, некоторыми солдатами и уж тем более служанками не довольны сложившейся ситуацией. Вопрос, каким образом этот режим еще держится, для кого существует, кем спонсируется и координируется, — остается открытым. Можно было подумать, что идейным основателем является семья Уотерфордов, что отчасти правда, но есть ли смысл объяснять тот факт, что религиозные предубеждения одной не совсем адекватной ячейки общества не способно подорвать (уничтожить) целую страну.
Жестокость ради жестокости?
Преобладание формы над содержанием проявляется не только в бессмысленности происходящего с точки зрения «продления рода». Вдумайтесь сами, если конечной целью террористов было возродить США, то почему бы не воспользоваться процедурой искусственного оплодотворения и не ждать рождения одного ребенка несколько лет. С точки зрения жестокости, то это еще и зрелище ради зрелищности, ведь фертильных женщин регулярно избивают, наказывают, всячески унижают и заставляют участвовать в показательные казнях с риском для их жизни.
Плюсы «Рассказа служанки»
Но и плюсы у сериала тоже есть. Во-первых, прекрасная игра актеров, и хорошо подобранный каст. Во-вторых, — отличный саундтрек, визуал и форма, за которую и принято хвалить данный проект. Так, в одной из сцен мы можем видеть дорожный знак, на котором нарисована рука вместо привычного «STOP». Это еще одно подтверждение продуманности в плане визуала, ведь женщинам в Галааде запрещено читать.
Объяснение концовки 4 сезона “Рассказа служанки” — Видео Ютуба Разбор Сюжета
Если вы любите хорошо продуманные антиутопии, то скорее всего «Рассказ служанки» вызовет у вас определенное недоумение. С другой стороны это прекрасная метафора о том, что было и может произойти с миром в далеком (или не совсем) будущем, а некоторые показанные вещи не выглядят совсем уж неправдоподобными. Если же вы заинтересовались сквозной темой «Рассказа» то рекомендуем к просмотру уже культовое «Дитя человеческое», — историю о том, что реально произойдет с миром, если дети перестанут появляется на свет.