Чем длиннее дорога тем больше удовольствия
Цитаты про дорогу
Веди меня, следуй за мной или уходи с моего пути.
Зачастую стать самим собой оказывается легче где-нибудь в пути или в чужом городе, но вовсе не дома.
Не существует пути к счастью. Счастье — это и есть путь.
Если нет дороги на запад, тогда лучше ехать на восток. Земля в любом случае круглая-рано или поздно каждый придет к тому, к чему должен придти.
Эльчин Сафарли «Если бы ты знал»
Моя жизнь — это дорога. Мне нужно двигаться дальше.
Иногда самые живописные дороги в жизни — это объездные пути, по которым вы не хотели идти.
Две дороги расходились в лесу, и я… я выбрал ту, по которой меньше ездили.
Верьте, что вы можете выбрать свой путь. Или не верьте. В любом случае, вы правы.
Я лучше позволю тебе покрыть все мои дороги шипами, чем мертвыми розами.
Возможно, я не пошел туда, куда собирался, но я думаю, что, возможно, я оказался там, где хотел.
Поездки измеряются не километрами, а моментами.
Еду себе спокойно по ямам. Как вдруг дорога!
Дорога тянет неумолимо. Впереди – свобода, необъятный горизонт. Позади – горечь поражения и прошлое.
Когда дорога вся в цветах, уже не спрашивают, куда она ведёт.
Анатоль Франс
Дорога перемен — путь ухабистый и сложный, но если уж нужны перемены, то ехать надо.
Не важно сколько тебе лет, важно лишь то, сколько дорог ты прошел. Джими Хендрикс
Водитель БелАЗа Анатолий смотрит на дорожные знаки просто из любопытства.
Кто-то считал дни до конца пути. Кто-то знал, что жизнь в дороге — лучшая из возможных жизней.
Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.
Растёт число детей, зачатых в автомобильной пробке)
Если бы ты шел по ровной дороге, шел по доброй воле и все же отступал назад, тогда бы дело было пропащее; но поскольку ты взбираешься по отвесному склону, такому отвесному, что снизу ты сам кажешься повисшим на нем, то шаги вспять могут быть вызваны только особенностями почвы, и отчаиваться тебе не следует.
Безнадёжные дураки и дороги дают фору всем надёжным.
Инспектор останавливает даму подшофе на дорогой иномарке. Женщина выходит, пошатываясь. Инспектор: «Езда в нетрезвом виде». Дама: «Елена под хмельком, а не Езда».
К сожалению, дороги, которые мы выбираем, никто не удосужился посыпать лепестками роз.
Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу.
Для настоящего мужчины плохая дорога — путь к победам в искусстве вождения.
Гаишник останавливает даму за рулем дорогой машины Дама выходит шатаясь – Так, езда в нетрезвом виде, – говорит гаишник. Дама в ответ: – Cам ты езда.
Мы найдем дорогу, но если нам это не удастся, мы построим ее сами. Ганнибал Барка
Как только спустишься вниз до конца, дорога может вести только вверх. Александра Рипли
Плохая езда женщины на авто – результат обучения её мужчиной!
Глупость водит человека по кривым дорогам.
Сирийское изречение
Грусть перед дальней дорогой вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Выбрал свой путь — иди по нему до конца. Адольф Гитлер
Когда ты в пути, ты должен пройти его до конца.
Порой люди прибывают на занимаемое ими место самыми странными дорогами.
Когда находишься в дороге, невольно начинаешь перебирать всю свою жизнь в мыслях.
Мне из ГАИ прислали фотографию с камеры, которая засекла, как я превышаю скорость… Отослал им видео, на котором я оплачиваю штраф гаишнику наличными.
А какой смысл покупать машину, чтобы разъезжать по асфальту? Там, где асфальт, ничего интересного, а где интересно, там нет асфальта.
Нельзя прийти старыми дорогами к новым горизонтам.
На свете много дорог, но самая лучшая — дорога к маме!
Дорога считается не такой уж плохой, если получается выбраться из ямы без трактора.
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
Только в России иногда приходиться объезжать асфальт по обочине.
Дорога убаюкивает, располагая к раздумьям и светлым идеям.
Меня охватила грусть перед дальней дорогой. Не правда ли, мессир, она вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье? Михаил Булгаков
С горы легче идти, чем в гору, но вид намного лучше с вершины. Генри Бичер
Дорога цивилизации вымощена консервными банками.
Альберто Моравиа
Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны.
Дорога была живописна, но к передвижению совершенно непригодна.
Дорога к славе прокладывается трудом.
Дорога в тысячу лье начинается с первого шага.
C шага в неверную сторону начинается многоходовочка.
Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди передо мной — длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти. Иван Тургенев
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
Каждый должен понять все сам, должен пройти свою дорогу самостоятельно, подняться выше или упасть на самое дно.
Какие же красивые зимой леса! Стоят в снегу, как в сказке… Едешь и заглядываешься… даже на дорогу не смотришь)
Делай то, что ты действительно хочешь делать. Не играй в их игры. Когда они хотят, чтобы ты мчался направо, дуй на самой высокой скорости налево! Не делай то, чего хотят другие. Ищи свой собственный путь. Джонни Депп
Стоя дорогой под светофором, в ожидании «зеленого», чувствуешь себя идиотом. Иные пешеходы под красный цвет быстро перебегают улицу, не дожидаясь разрешения.
Чтобы найти верную дорогу, сначала надо заблудиться.
У ума, как у проселочной дороги, есть своя проторенная колея.
Обычной дорогой иди необычно. (Японская пословица)
На дороге всегда так… всякий, кто едет медленнее вас, — слабоумный; всякий, кто едет быстрее, — псих. Джордж Карлин
Не бойтесь потерять тех, кто не побоялся потерять вас. Чем ярче горят мосты за спиной, тем светлее дорога впереди.
И он дал себе клятвенное обещание (которое вскоре нарушит) никогда ее не обижать. Ричард Йейтс «Дорога перемен»
Дорогу осилит идущий.
Дорога не так трудна, когда по ней идут двое.
Олег Рой, «Улыбка чёрного кота»
Есть дороги, которые лучше переходить на красный свет.
К свободе ведет лишь одна дорога: презрение к тому, что не зависит от нас.
Путь благородного человека рождается в нём самом, но проходит проверку у народа.
Кому открыты все дороги, тот у многих стоит на пути.
Купив “Ладу Калину”,он почувствовал себя Юрием Гагариным: сначала долго говорил ей: “Поехали!”, а потом махнул рукой…
Независимо от дорог, которые мы выбираем, наша суть приведет нас к одному концу. О. Генри
Водитель маршрутки, случайно заехавший на трассу “Формулы 1”, выиграл гонку, успев даже подобрать по пути двух пассажиров.
Не люблю нормальных людей. Нормальность — это как асфальтированная дорога: по ней удобно идти, но цветы на ней не растут.
Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой.
Виссарион Григорьевич Белинский
Дорогу осилит идущий. (Дорога возникает под шагами идущего.) — Индийское изречение
Только в России, когда стоишь и ждешь пока загориться зеленый светофор, чувствуешь себя дол*оё*ом, потому что остальные пешеходы, даже не останавливаясь, переходят дорогу на красный свет)
утром с трудом впихиваюсь в забитый людьми автобус, смотрю на стекле надпись-“Поместишься!” Хдд
Наивный идёт извилистыми путями напрямую, пройдоха виляет по прямым дорогам.
Герхард Бранстнер
Русские объезжают, когда старый тракт не пропустит через себя лишь трактор. Иначе старая, но короткая дорога не была бы пустынной.
Дорога дает время подумать.
Как показывает практика,на дороге возглавляет колонну самый медленный.
Кто идёт медленно и неспеша, тому не длинна никакая дорога.
Жан де Лабрюйер
Утром в пробке передо мной ехал Бентли. Я научилась чихать и зевать за рулем, не закрывая глаз!
В России дорога считается плохой, когда нет возможности объехать ямы.
Дорога к открытию вымощена трупами предположений. (Игорь Марсеник)
Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.
Когда у человека нет тормозов, для него все дороги скользкие.
Веселии Георгиев
К высокому положению ведут два пути: протоптанная прямая дорога и окольная тропа в обход, которая гораздо короче.
Жан де Лабрюйер
Рано или поздно всё равно придётся сделать выбор, на каком ты пути. И наречь его хорошим.
Всегда выбирайте самый трудный путь — на нем вы не встретите конкурентов. Шарль де Голль
Тот, кто не верит в волшебство, никогда его и не найдет.
Роальд Даль, «Дорога в рай»
Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага.
Все дороги ведут домой. Возможно, не туда, где человек родился, но туда, где его дом.
Дорога к счастью не всегда асфальтовая.
Можно наблюдать людскую глупость, можно смеяться над ней или чувствовать к ней сострадание, но не надо мешать людям идти своей дорогой.
Не ходи проторенными дорожками — поскользнешься. Станислав Ежи Лец
Человек с ясной целью будет продвигаться даже по самой тяжкой дороге. Человек безо всякой цели не продвинется и по самой гладкой дороге
Нет ничего приятнее, чем медленно переходить дорогу по зебре, и улыбаясь смотреть в глаза водителю, когда у тебя за спиной пост ГАИ..
Знай, что пока тебя хвалят, ты еще не на своей дороге, а на дороге, угодной другим.
Хорошо быть в дороге, которую ты сам себе выбираешь.
Ковыляющий по прямой дороге опередит бегущего, который сбился с пути.
Дорога жизни видна с горы, а не из подворотни.
Илья Эренбург
в загородних маршрутках чувствую себя иконой стиля.
Ты никогда не должен расстраиваться, если пошел по неверной дороге. Даже если ты пришел не туда, найди другую дорогу и продолжай путь. Рано или поздно, ты придешь в нужное место.
Мужество нужно, чтобы жить так, как тебе хочется. © Дорога перемен
Нужно идти туда, куда хочется, а не туда, куда якобы «надо». Идти себе, идти и ничего не бояться. У тебя все получится, правда.
Большая дорога с множеством развилин ведёт к гибели баранов.
Ян Чжу
Жизнь большинства людей мёртвая дорога и никуда не ведёт.
Франсуа Мориак
Каждый идет своим путем. Но все дороги всё равно идут в никуда. Значит, весь смысл в самой дороге, как по ней идти… Если идешь с удовольствием, значит, это твоя дорога. Если тебе плохо – в любой момент можешь сойти с нее, как бы далеко ни зашел. И это будет правильно…
Уж если русские сделали объезд, будьте уверены по старой дороге даже на танке не проедешь!
Да, ты забудешь то, что хочешь помнить, и будешь помнить то, что хочешь забыть.
Кормак Маккарти «Дорога»
Чем меньше в голове извилин, тем прямее дорога.
Я бы поездила на хорошей отечественной машине… но кто меня пустит в город на танке…
Первым ГАИшником на Руси был Соловей-разбойник. Он сидел у дороги, свистел и грабил.
Странно, как много думает человек, когда он в пути. И как мало, когда возвратился.
люблю дорогу. какой бы она ни была. новые надежды там за горизонтом…и прошлое неумолимо летит назад
Дорога к успеху переполнена женщинами, которые толкают перед собой мужей.
Не радуйтесь свету в конце тоннеля – это могут быть фары несущегося навстречу поезда
Приятно, хотя очень опасно медленно переходить «зебру», внимательно, с ухмылкой сверлить взглядом глаза остановившегося водителя, когда у тебя в тылу пост хозяина дороги.
Водители маршрутных такси объявили голодовку. Главное их требование – отменить правила дорожного движения!
Если на скорости 300 километров в час высунуть голову из машины, можно улыбнуться чуть дальше, чем до ушей.
Дорога Фортуны подобна Млечному Пути, который есть средоточение множества мелких звёзд, не видимых поодиночке, но дающих свет, когда они соединены воедино.
Фрэнсис Бэкон
Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели. Фёдор Достоевский
Дорога не так трудна, когда по ней идут двое. Олег Рой
Пройди много дорог, вернись к своему дому, и взгляни на все как будто в первый раз.
Дорога к сердцу мужчины лежит…если у него стоит.
Дорожные знаки могут превратить шоссе в лабиринт. Станислав Ежи Лец
— Ты доволен поездкой?
— Как всякий, кто едет, чтобы от чего-то убежать.
Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Ночь нежна
Странно, как много думает человек, когда он в пути. И как мало, когда возвратился.
Эрих Мария Ремарк. «Триумфальная арка»
Все-таки нужно, чтоб у каждого было куда пойти. Эрнест Хемингуэй
Нужно всегда идти вперед, помня, что после зимы всегда наступает весна. Кларисса Пинкола
Ты никогда не должен расстраиваться, если пошел по неверной дороге. Даже если ты пришел не туда, найди другую дорогу и продолжай путь. Рано или поздно, ты придешь в нужное место.
А в начале пути мало кто в нас верил, не правда ли?
Чтобы найти верную дорогу, сначала надо заблудиться.
Бернард Вербер. Книга Путешествия
Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок.
Самая тяжелая дорога всегда ведет к вершине.
Когда находишься в дороге, невольно начинаешь перебирать всю свою жизнь в мыслях.
Грусть перед дальней дорогой вполне естественна, даже тогда, когда человек знает, что в конце этой дороги его ждет счастье.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Случайная цитата Следующая » Подождите.
Дорога — больше, чем путешествие
Дорога в русской культуре — это не только простое перемещение в пространстве, но и сама жизнь, жизненный путь. Любая дорога в русской традиции — это рассказ о человеке и его судьбе, это путь к пониманию самого себя и своего пути. По дороге жизни человек идет к самому себе, своей сути. У каждого из нас свой компас и свои ориентиры, они находятся внутри нас. О. Генри в рассказе «Дороги, которые мы выбираем» вложил в уста главного героя прекрасные слова: «Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу». Что-то внутри потянуло меня, позвало отправиться в путь по Государевой дороге, по которой веками путешествовали русские государи, купцы, писатели, философы и простые люди.
И.И. Шишкин «Дорога во ржи»
Путешествие как явление в России появилось 200 лет назад. В 1791 году Николай Михайлович Карамзин в опубликованных «Записках русского путешественника», пристыдил русского человека, который отправляется с удовольствием путешествовать в Европу и совсем не знает своей страны. Его «История Государства Российского» открыла шлюз для путешественников в огромную неизведанную Российскую Вселенную. А.С. Пушкин написал, что «древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». У прогрессивной части русского общества рождается стремление лучше узнать Россию и, несмотря «на безобразную подчас действительность» (И.С. Аксаков), странствовать по ее просторам. Служивший чиновником в Министерстве внутренних дел Иван Аксаков писал своему отцу в начале 1849 года: «Я хочу ездить по России, и только!». В это же время среди дворянства находятся люди, которые отправляются странствовать по России пешком. Одним из таких оригиналов был князь Юрии Александрович Оболенский, который прошел по русской земле пешком 700 верст (746 км). В те времена не было никакой инфраструктуры для удобства путешествующих. Владимир Соллогуб в своей повести «Тарантас» писал: «Отправиться из Москвы в путешествие по России, все равно что в какие-то Мордасы». Путешественника ждали бездорожье, отсутствие трактиров, постоялых дворов, навигации и путеводителей.
А.П.Рябушкин «Дорога»
Но уже к 1820 году главная дорога России Москва — Санкт Петербург из купеческой, торговой превращается в дорогу для путешественников. Ее отстраивают по новой французской технологии, и она становится комфортной для путешествия. На ней появляется европейский вид транспорта — дилижанс, или, как в России шутили, «нележанс». В дилижансе в летнее время свободно размещались шесть человек, ну а зимой только четверо. Путешествовали из Петербурга в Москву в три дня, дилижанс останавливался только на обеды и смену лошадей и двигался даже ночью. Это был не только новый европейский вид транспорта, но и серьезные изменения в социальной жизни. Впервые вместе с мужчинами могли путешествовать дамы. Хотя ни купеческая, ни дворянская дочь без сопровождения отправиться в дальнюю дорогу не могли: в основном передвигались гувернантки и актрисы. А.С. Пушкин в своих письмах жене писал: «Я ехал с пятью немецкими актрисами, в жёлтых кацавейках и в чёрных вуалях. Каково? Ей-богу, душа моя, не я с ними кокетничал, они со мною амурились в надежде на лишний билет. Но я отговаривался незнанием немецкого языка, и, как маленький Иосиф, вышел чист от искушения».
Рисунок А.С. Пушкина
Из Москвы до Петербурга добирались не только дилижансом, но и другими видами транспорта.
«Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной,
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают, как забор.
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне» («Евгений Онегин», А.С. Пушкин)
Со своими лошадьми, кучером и каретой можно было доехать до Петербурга за 7-10 суток. На почтовых это же расстояние осиливали за 5-6 суток. Дорога была дорогим удовольствием, позволить себе путешествие могли люди состоятельные. Пушкин заплатил от Петербурга до Торжка 175 рублей (по тем временам корова стоила 50 рублей). Ездили в основном по государевой надобности. Дорога была торговая, купецкая, служебная, по ней доставляли почту и депеши. Сегодня можно выбрать, ехать ли в Питер на скоростном за 5 часов или по скоростной М-11 за 6-7 часов, или на машине по бесплатной трассе М-10 в своем ритме, открывая для себя Россию.
Фото Марина Евстратий
Много что изменилось с тех пор: и сами дороги, и средства передвижения, и скорость. Неизменно лишь одно — красота России! Итак, в путь! Едем неспешно, как в старые добрые времена, со всеми остановками. По пути размышляем о своей судьбе и о судьбе России и получаем удовольствие от красивейших мест и невероятных историй и судеб.
Из Москвы Златоглавой с шампанским
Петровский путевой дворец на Тверском тракте в 19 веке.
Из Москвы Златоглавой отправлялись по Государевой дороге от Тверской заставы, где когда-то была Ямская слобода и проживали ямщики. Далее проезжали мимо Петровского путевого подьездного дворца на Тверском тракте: там русские государи останавливались отдохнуть и отобедать. Первой станцией на пути всех путешественников была Черная Грязь. Там можно было поменять лошадей и отобедать. У москвичей была замечательная традиция: на удачу перед долгой дорогой откупоривать бутылочку шампанского, желать друг другу доброго пути и двигаться дальше.
Фото Марина Евстратий
В XVIII веке Екатерина Вторая начинает переустройство дороги по европейскому образцу. Завершится укладка дороги в 30-х годах XIX века при Николае I. Изначально дорога называлась мягкой, купецкой. Она засыпалась песком поверх связанных в пучки деревьев, потом снова песком, потом опять бревна и песок. Такую дорогу наша погода деформировала как могла и любое передвижение по ней было большим испытанием. Постоянная езда по такой дороге была губительна для ямщиков и дискомфортна для путешественников. Самой распространенной болезнью у ямщиков были отбитые почки. По указанию Екатерины, дорога будет уложена по французской технологии из щебня, песка, крупного камня и снова мелкого щебня и по ней можно будет культурно путешествовать. 728 верст шоссейного пути, соединившие Петербург и Москву, требовали комфортных остановок, необходимые для возвращения бодрости в изнурительно-тряской дороге. Для этого на трассе в среднем через каждые 65 км поставили одиннадцать путевых дворцов. Во второй половине XVIII века путевые дворцы сделались архитектурными акцентами в селах, слободах и городах: Вышний Волочек, Торжок, Валдай, Крестцы, Тверь. Самый роскошный путевой дворец был построен в Твери.
Путевой дворец в Твери. Фото Марина Евстратий
Остальные были спроектированы в скромных формах зрелого классицизма: главный фасад в два этажа с легким средним ризалитом, фланкированный низкими флигелями, в 7 или 9 окон-осей к дороге. С 1782 года по указу императрицы путевые дворцы должны были выполнять почтовые функции. Фактически в этих домах размещали гостиницу и почту, ведь большое здание стоило очень дорого и было неразумно строить его лишь в расчете на кратковременное пребывание великосветских особ.
Ямщик — проводник на дороге
Ямщик XIX век
До начала XIX века главной на дороге была тройка с ямщиком, и судьба путешествующих полностью зависела от ямщика. Больше всего по Государевой дороге боялись ездить иностранцы, ибо русские ямщики были народом лихим. Астольф де Кюстин, автор книги «Россия в 1839 году», был поражен той скоростью, с которой его прокатили ямщики по тракту Москва — Петербург. В своей книге он весьма любопытно описывает русского ямщика: «Русский ямщик, одетый в толстый суконный кафтан, с первого взгляда кажется жителем Востока; в том, как он вскакивает на облучок, заметно азиатское проворство. Изящество и легкость, быстрота и надежность, с какими он правит живописной упряжкой, живость малейших его движений, ловкость, с какой он соскакивает на землю, его гибкая талия, его стать, наконец, весь его облик вызывают в памяти самые грациозные от природы народы земли». Если ямщика щедро одаривали чаевыми, он гнал своих лошадей и по всей дороге встречным ямщикам оглашал «орлов везу», а если не было чаевых, то всем сообщал «ворон везу». Ямская служба была государевой службой, платили ямщикам до 30 рублей серебром, и наиболее рачительные, хозяйственные открывали собственное дело — трактир, гостиницу, как Евдоким Пожарский в Торжке. Отправляясь в дорогу, человек брал с собой иконы, обереги. Вдоль дороги в каждом селе стояли храмы, в которые заезжали, останавливались, чтобы попросить хорошей дороги и праведного жизненного пути.
Дорога не только сама обустраивалась, но и организовывала пространство вокруг себя, подчиняла всю жизнедеятельность населения под свои задачи. В деревне Колесные горки ремонтировали кареты, в селе Шорново жили шорники, которые изготавливали из кожи упряжь для карет и колясок. Вдоль дороги стояли нарядные дома с волшебными мезонинами, светелками, окнами, украшенными резными деревянными наличниками.
Фотография ямщика. XIX век
Дом был устроен и продуман до мелочей. Все в нем было разумно и одновременно красиво. Избы строились в три окна — в честь Троицы Живоначальной. На окнах не было ставень, и их не занавешивали, показывали, что хозяевам нечего скрывать от других, что они живут по установленным обществом нормам и правилам. Дверь в избу была открыта для гостей и путников. В трехчастные окошки светелок девушки вечером ловили последние лучи солнца и занимались рукоделием, которое потом продавали путникам. Продавали также съестное и другие излишки. Как писала графиня Вильмонт, фрейлина жены Николая Первого Марии Александровны, «не было вкуснее хлеба и молока, которые мы покупали на Тверской земле у крестьянок в селах, проезжая мимо». Сегодня, как и 200 лет назад, по дороге торгуют выпечкой и копченой рыбой. А вот дома обветшали, но не потеряли былой красоты.
Гостиницы, трактиры, ресторации, кофейни и харчевни
Гостиница Дарьи Пожарской в Торжке
Дарья Пожарская гостиницу на главной дороге получила в наследство от своего отца, ямщика. Пожарская мечтала о модном и красивом месте, куда будут заезжать известные и влиятельные люди. Она построила гостиницу, где во все чувствовался хороший вкус и стиль. Интерьеры гостиницы были сделаны по лучшим европейским образцам и обставлены мебелью из красного и орехового дерева. И самое главное — это была единственная гостиница на всем пути, где был теплый клозет. В трактирах и гостиницах была традиция «выплакать сердце свое». Путешественники оставляли на обоях свои стихи или выражения знаменитых философов и поэтов. Так поступил и Александр Сергеевич, оставив нетленное: «На досуге отобедай у Пожарского в Торжке, жаренных котлет отведай и отправься налегке».
А.С. Пушкин с томиком Н.В. Гоголя на ходу сочиняет стихи для Дарьи Пожарской. Графика Е.Г. Попова-Гамаюн
Как и мечтала Дарья, в гостиницу потянулись знатные вельможи и великие личности. Здесь останавливались Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь.
Н.В. Гоголь и Л.Н. Толстой в думах о пути. Графика Е.Г. Попова-Гамаюн
Дарью называли «ловко обходительница»: она умела со всеми договориться, угодить и простым путешественникам, и даже Николаю Первому, которого угощала здесь своими знаменитыми пожарскими котлетами. Время шло, была построена железная дорога, которая обошла Торжок стороной. Пожарская набрала долгов и не смогла расплатиться. Она была разорена и быстро угасла. До сих пор неизвестно, где она похоронена. К счастью, здание гостиницы сохранилось до наших дней, его отреставрировали, восстановили исторический облик. В гостинице можно зайти в Варшавский магазин — бывшую Сафьяновую лавку. Когда-то в лавке заезжие гости облегчали свои кошельки, покупая дорогое «золотное шитье». Сегодня здесь можно купить и золотое шитье, и керамику местных мастеров.
Фото Марина Евстратий
Уильям Кокс: «Повсюду видел я остатки прошедшего величия…»
В пути я думала о том, что эта дорога — как медиатор двух миров: прошлого и сегодняшнего. Все, что связано с прошлым, виделось прекрасным: касалось ли это подорожных деревень или путевых дворцов. С 90-х годов исторический облик Государевой дороги начал деформироваться и разрушаться. Люди покидали деревни, старики умирали, и с ними умирали и их дома. Я задумалась, что будет с этими когда-то прекрасными домами лет через 10-20.
фото Екатерина Попова-Гамаюн
От них останутся только воспоминания. Чтобы восстановить исторический облик всех сел по Государевой дороге, потребуются огромные деньги. Восстановят ли их? Ах, как хочется, чтобы деревни и маленькие города на этой главной дороге преобразились. Хочется сказки. Чем больше мы будем интересоваться, путешествовать, заезжать в эти малые и милые поселения, тем больше у них шансов начать новую жизнь. Я бы с удовольствием организовала экспедицию с дизайнерами и архитекторами в деревни на Государевой дороге. Все вместе, тщательно изучив историю той или иной деревни, ее культурный и исторический ландшафт, мы могли бы переосмыслить материал и проявить новый образ деревень и самой дороги в светлое будущее России.
Благодарю Федеральное Агентство по туризму