Чем для людей оборачивается разрушение деревень фетисыч
Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»
Вступительное слово
Тема современной деревни стала ведущей в творчестве Б. Екимова. Писать начал с 1965 года (рассказ «Товарищи красноармейцы»), автора интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В. Астафьева, проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои — екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 год), премией России (1998 год).
Самый великий дар, данный человеку, — чуткое сердце, способное воспринимать состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе. В ёмких по форме и глубоких по содержанию рассказах Б. Екимова предстаёт мир человеческой души.
— Вся настоящая литература о жизни человеческой. Других тем в литературе нет, — считает автор.
По убеждению писателя, взросление человека начинается с ответственности перед действительностью, с бескорыстной готовности разделить боль живого существа, утешить страдающего. Именно этот момент в судьбах героев и делает Б. Екимов центральным в большинстве своих рассказов.
Система вопросов к рассказу Бориса Екимова «Фетисыч»
Я подумала: а что бы сделала я на месте Фетисыча? Продолжила бы ходить в сельскую школу или всё-таки переехала бы жить в город? Эти и другие вопросы у меня возникли после прочтения данного рассказа.
2. В чём отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж?
За окнами школы тянется поздняя ненастная осень, долгие утренние и вечерние сумерки, «сеется мелкий дождь на серые хуторские дома, на раскисшую землю», на серые нахохленные дома. Все сидят по домам. «Тихо на хуторе и пустынно». Так же пустынно и в домах, «чернеющих пустыми глазницами». Состояние природы подчеркивают эту «пустоту и серость» жизни хутора, неслучайно эти эпитеты постоянно повторяются на протяжении всего рассказа. Даже зелень сосняка «угрюмая«».
В рассказе дан пейзаж — символ: сумерки в природе — сумерки в жизни хутора, но в конце рассказа «за окном менялась погода: к рассвету прояснилось, заря вставала»
3. Какой исторический период отражён в рассказе? Найдите приметы времени, подтвердив свой ответ.
Борис Екимов обращается к эпохе исторического «разлома» в жизни деревни, выпавшего на постсоветское время, 90-е годы. Автор раскрывает драму смены исторических эпох: одни люди оказались на вершине процветания, а другие — в пропасти бесправия, нищеты.
Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене; заборов на главной улице не осталось; дома «казенные, брошенные»; «двери да окна в домах брошенных — настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами»; нет клуба уже, разворовали медпункт.
4. Можно ли отнести рассказ Екимова к явлению «деревенской прозы» и почему?
Творчество Б. Екимова неразрывно связано с течением «деревенской прозы».
Стремление постичь правду истории и через нее исследовать современность; раздумья о судьбе деревни и о людях, попавших в нелегкие условия «выживания» — эти черты составляют пафос произведения писателя.
Б. Екимова волнуют «извечные» проблемы русской деревни, психология крестьянина, что, в свою очередь, объясняет явные переклички с произведениями «деревенщиков» 1960-70-х годов (В. Белов, В. Распутин, В.Астафьев и др.).
5. Как жители относятся ко всему происходящему в хуторе? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.
Деревенские жители смирились с безвыходностью своего положения. Как следствие этого – повальное пьянство, нищета и разруха. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека – нет деревни, нет жизни…
6. Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут?
Мальчик Яков, 9 лет, ответственный, мудрый, серьёзный.
«Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность…».
7. Почему Б. Екимов даёт Фетисычу имя Яков? (для ответа на данный вопрос обратитесь к словарю Н.А. Петровского «Словарь русских личных имён»).
В этимологической справке «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского сказано, что это имя происходит от древнееврейского имени со значением «он следует за кем-либо». Мальчик подражает во всем своей учительнице Марии Петровне, которой удалось создать добрые отношения в школе, где есть место требовательности и заботе. Яков заменил ее в классе, всё сделал так, как это сделала бы она:
«Он решил, что о смерти учительницы в классе говорить сейчас не станет. «Про уроки забудут, – подумалось ему. – День пропал, его не вернешь», – повторил он слова учительницы».
8. Какова роль школы в жизни хутора? Как вы думаете, почему для Якова важно было «сохранить» школу, не дать её разрушить местным жителям?
Школа играет важную роль в жизни села. Она является своеобразным центром его культурной жизни. И пока существует школа, существует село.
Мальчик считал, что без него школа пропадёт:
«…Не будет уроков, повесят замок, цветы померзнут. А через неделю — это Яков знал точно — школу разгромят».
Кроме того, происходящее в 90-е г. разрушение сельской инфраструктуры привело к запустению и исчезновению станиц и хуторов, и во многих случаях этот процесс начался с закрытия школ.
9. Как вы считаете, кто развалил производство в хуторе, запустил землю?
“…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехало, говорят, всё, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами…”.
Деревня умирает, как и “умирают” все те, кто в ней живёт. Нищета и безвыходность бытия, вот что сопровождает деревенских жителей. Как следствие этого — повальное пьянство и воровство. О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами, магазинами, школами, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека — нет деревни, нет жизни…
Ответить однозначно на поставленный вопрос нельзя, но, мне думается, что часть вины всё-таки лежит на плечах самого народа. Да, колхозной зарплаты нет, но есть подворье, усадьба, сад, огород… Вместо того, чтобы «курочить всё подряд» в селе, люди могли бы потратить силы на обустройство собственного хозяйства.
10. Но почему же в конце рассказа автор пишет: «хутор был живой»? Ведь мы выяснили, что жители села разрушили его.
Финал обнадеживает: как в природе день сменяется ночью, а ненастье – ясной погодой, так и в жизни людей на смену беспорядку и хаосу должны прийти порядок и созидание. И залог этой уверенности автора – в идее рассказа: девятилетний Фетисыч, переживший разруху, противостоит ей и берет на себя ответственность за сохранение «лада» в жизни.
Жизнь хутора продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч – ответственный мальчишка с живой душой. И пока в селе будут такие люди, хутор будет «жить».
11. Можно ли найти ответ на вопрос: как обустроить Россию? Кто должен отвечать за обустройство хуторов?
В настоящее время трудно ответить на этот вопрос однозначно, однако, если мы обратимся к публицистическому эссе А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию?», то сможем сделать следующее предположение: «Перед миллионами людей встанет тяжелый вопрос: оставаться, где они живут, или уезжать? – а это связано с разорением всей их жизни, быта и нуждою в значительной помощи. Как дожить до новой работы? Это должно стать не личной бедой, а заботой комиссий экспертов и государственных компенсаций. И каждое государство должно дать четкие гарантии прав меньшинств». За обустройство хуторов должна отвечать «сильная центральная власть», которая начнёт расширять права местной жизни.
«Станет или не станет когда-нибудь наша страна цветущей – зависит не от Москвы, Киева, Петрограда, — а от провинции». Россия сможет соразмерно развиваться только в том случаем, если «окружное население будет получать полноценное культурное питание, и окружная молодежь для своего обучения и роста – все не ниже качеством, чем в столицах».
Презентация к уроку
Ход урока
1) Рассказ о писателе (Интернет-информация). Сообщение ученика.
Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.
Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.
За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: “Наш современник”, “Знамя”, “Новый мир”, “Нива Царицынская”, “Россия”. Наиболее заметный интересу читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в “перестроечные” годы на пике тиражности “толстых изданий”: сборники рассказов “За теплым хлебом”, “Ночь исцеления”, романы “Родительский дом”, “Пастушья звезда”.
Борис Екимов живет, как сам часто говорит, “на два дома”: в Волгограде и Калаче-на-Дону.
Лауреат премии журнала “Наш Современник” (1976). Лауреат премии “Литературной Газеты” (1987). Лауреат премии им. И.А.Бунина (1994). Лауреат премии журнала “Новый Мир” (1996). Лауреат Государственной премии РФ (1998). Лауреат премии “Сталинград” (1999).
2) Анализ рассказа (Фронтальная беседа).
— Где происходят события в рассказе? (В небольшом селе на Дону)
— Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут? (Мальчик Яков, 9 лет, вдумчивый, серьёзный, ответственный, мудрый.“Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность. ”)
— Какие отношения сложились в семье мальчика? (Отчим пьет, не работает, не интересуется жизнью детей, не ласков.Мать работает на ферме, вся в делах, устает, старается угодить мужу, нет времени на детей)
— Какие проблемы деревни изображает автор? (Колхоз развалился. Нет работы, нет зарплаты. Нет техники. Все разрушается. Люди тащат шифер, доски, имущество из пустующих заброшенных зданий. Пьют. Уезжают из села. Клуб, медпункт, детский сад не работают.)
— Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Выборочное чтение. (Тягостное, беспросветное, грустное настроение.Сумерки в природе, сумерки в жизни. )
— Опишите школу и её учеников. Выборочное чтение. (Фетисыч, Башелукова Маринка, трое Капустиных.Школа уютная, домашняя обстановка.)
— Почему ребята с охотой спешат в школу? (От скуки, в школе интереснее, чем дома. В школе комфортно. Все дружны, так как ребят мало.)
— Что делают ребята в перемену? (Обедают, играют, общаются)
— Как чувствует себя Фетисыч в школе? (Как хозяин, следит за порядком, организует занятия)
— Кто учит ребят? Что случилось с учительницей? (Мария Петровна умерла)
— Зачем Яков отправляется в Алешкин хутор? Как это его характеризует? (Он идет к Галине Федоровне за 10 км с просьбой о новом учителе.Беспокоится, что школу закроют, что ребята отстанут от программы, чувствует свою ответственность за друзей.)
— Почему школьную проблему трудно решить? (Школа есть на центральной усадьбе в Ендовке. Но возить ребят туда некому, дороги нет-трактор едва проехал. Постоянно жить нет возможности: интернат закрывают, на квартире жить дорого, родители не хотят расставаться с маленькими детьми.)
— Как предлагает Галина Федоровна решить эту проблему? Что предлагает самому Якову и почему? (Она обещает найти нового педагога. А Якову предлагает перебраться в село Алешкино, учиться в большой школе и жить у неё. Мальчик и ей, и мужу, и бабушке нравится. Он добрый, пока ждал Галину Федоровну из школы, помог её матери по хозяйству. Свои дети у неё уже выросли, разъехались.)
— Что почувствовал мальчик после такого предложения? Почему? Чем отличается обстановка в доме Галины Федоровны от домашней? (Фетисыч очень обрадовался, ему интересно учиться, а в большой школе есть библиотека, спортзал, здесь можно найти много друзей.В доме Галины Федоровны его не ругают, относятся к нему ласково, выслушивают его, хвалят, интересуются его мнением.)
— Почему “радость гасла”, когда он вернулся в родную школу? (Он беспокоится, как без него будут учиться ребята, что будет со школой.)
— Что чувствует бригадир Каледин, зайдя в школу? Что он предлагает ребятам? (Он вспоминает о том, как он и его дети учились в школе, сожалеет, что времена изменились.Из экономии дров, света предлагает школу сделать в избе Башелуковых)
— Как на это отреагировал Фетисыч? Чего боится мальчик? (Яков возмущён, боится, что все разграбят, что школу закроют совсем.)
— Как изменился бригадир во время общения с ребятами? (“Он как-то оттаивал, теплело на сердце”.Он увидел будущее в этих ребятах.)
— Почему финал не оставляет чувство пессимизма? Выборочное чтение. (“Аза окном менялась погода. К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая. Хутор был живой. ”)
— Как вы думаете, как можно решить проблему вымирающих сел? (Социальная программа поддержки села, увеличение финансирования сельских объектов.Сами люди должны любить деревню и делать все, чтобы она не вымирала.)
— Какой человек, по- вашему, вырастит из Фетисыча? (Ответственный, не равнодушный, настоящий.)
— Как проблемы рассказа перекликаются с проблемами нашей деревни? (Колхоз развалился, клуб не работает, поля пустуют, люди вынуждены уезжать на заработки в Москву, многие здания разрушаются.)
3) Вывод урока.
ДЕРЕВНЯ В ИЗОБРАЖЕНИИ ЕКИМОВА
(“Края эти забыты не Богом, не природой, а властями высокими”…)
Вспомним важное замечание Немзера: “На фоне нищеты и полной разрухи деревенской жизни Екимов оставляет надежду на её будущее, верит в её социальное обновление, ибо она не лишилась в своей первоначальной сути самого главного- души человеческого тепла и природы- земли, воды, одно без другого в деревне, как мы знаем, существовать не может”.
“Окраина малого степного посёлка. Невеликие дома, просторные огороды, от них- жизнь. Долгое лето, жаркое солнце. Зимой посёлок засыпан снегом. Осенью чернеет заборами, да не хитрым строеньем. Летом вскипает цветом и зеленью, словно рай…” ( р-з “Возвращение”. Ж-л “Новый мир” № 10 1998 год).
В своём очерке “Последний рубеж” (ж-л “Новый мир” № 4 за 1995 год) Екимов
подтверждает эту мысль. Он пишет:“…На следующий день в станице Дурновской, в тамошней школе, сказал мне кто-то из учителей: “Спасибо, что приходите в наш Богом забытый край…”- “Не забытый, а обласканный,- возразил я.- Богом ли, природой, но обласканный… Вы счастливые, потому что родились и живёте в одном из самых красивых мест на земле. Поверьте, что это именно так. …Так говорил я, а теперь добавлю, что эти края забыты не Богом, не природой, а властями высокими.” Но описываемая Екимовым деревня всё-таки нищая и убогая. Об этом подробнее…
“…А как добираться? Колхоз не будет возить. Горючего нет, и вся техника поломана. Говорят, становитесь по квартирам. А квартиры в Ендовке- с ума сойти. Сдурели хозяйки. По сто тысяч требуют. Капустин как услыхал, за голову схватился. Он где такие деньги возьмёт? Тем более за троих. Опупеть можно. У него зарплата- сто тысяч не выходит. И тех с лета не дают. …И живи как хочешь!”
“…В Дубовке колхоз распускают. Районное начальство приехала, говорят, всё, забудьте про колхозную кассу, расходитесь и сами об себя думайте. Спасайтесь своими средствами…” (“Фетисыч”. Ж-л “Новый мир” № 2 1996 год)
Екимов очень живо откликается на социальные трудности в деревни, описывая их в своих рассказах, потому что все беды деревни видит именно в этом. Деревня умирает, как и “умирают” все те, кто в ней живёт. Нищета и безвыходность бытия, вот что нынче сопровождает деревенских жителей. Как следствие этого- повальное пьянство, а чем ещё заниматься?! О возрождении деревни на фоне её полной разрухи говорить не приходиться. Люди потеряли всякую надежду на работу, и на то, что их труд будет оплачен. Деревня вымирает не только сельскими клубами да школами, которые закрывают, но и людьми. А это самое страшное. Нет человека- нет деревни, нет жизни…
— Да уж все растянули. Свинарник какой расхороший был, сколь шиферу, сколь досок. А в клубе, говорят, и полов уж нет.
— Полов. Вспомнила. Уж потолки снимают.
— Либо Рабуны? Они же кухню строить задумали. Рядом живут. Хозяева.
А у нас курник раскрытый.
— Да если в дело, я два поставлю.
— Бесстыжий. Для дома, для семьи, а ты готов.
— Разговор, не разговор. Засели, как баглаи. Только и глядите, где бы чего украсть и пропить. Нет чтобы на ферму прийти да женам помочь,
— Вот и пошли. А водку кажеденно глотать. ( р-з “Фетисыч”. Ж-л “Новый мир” № 2 1996 год).
Деревня буквально разваливается на глазах: закрываются школы (вспомните героя рассказа “Фетисыч”), детские сады, магазины, больницы, клубы.
Деревня разворовывается, зачастую, местными жителями.
“…От дома Фетисыча видна была и школа. Она лежала на выезде, вначале длинной, через весь хутор, улицы, по которой стояли бывшие клуб, медпункт, детский садик, почта, баня, да магазины… За долгие годы улицу выездили, посерёдке тянулась глубокая лужа. Старый брехун Архип божился, что в разлив в эту лужу из озера карась заходит и можно его ловить. Лужа и летом не высыхала, зеленея. А уж теперь словно море была, топя заборы. Правда, заборов на главной улице почти не осталось.
Дома казённые, брошенные, заборам ли уцелеть. Всякий день на пути в школу Фетисыч наведывался в эти руины прошлого. Добро, что двери да окна в домах брошенных- настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами.
В бывшем медпункте, где и теперь пахло лекарствами, Фетисыч садился в высокое блестящее кресло. Оно вращалось. …Клуб ещё год назад стоял на запоре. Нынче всё раскрыто. Сцену разобрали, выдрали полы. Дед Архип ободрал дермантин с кресел и шил из него чирики… В бывшем магазине можно было залезть в большой холодильник, прикрыв дверцу- и вроде тюрьма. Там же лежал на боку тяжёлый запертый сейф. Его курочили, но так и не открыли…”
( р-з “Фетисыч”. Ж-л “Новый мир” № 2 1996 год).
Согласитесь, что от былого деревенского уклада при таком разгроме ничего не останется вообще. “Кто запустил землю? Кто развалил производство? “Плохой” народ или “хорошие” руководители? Ведь на той же земле получали самые высокие урожаи ячменя. С тем же “народом”. За погубленную человеческую жизнь судят высшей мерой. Как же надо судить за погубленный хутор?! Каждый погибший хутор, селение- это шаг отступления с родной земли. Мы давно отступаем, сдавая рубеж за рубежом. Похоронным звоном звучат имена ушедших: Зоричев, Липологовский, Липолебедевский, Вороновский, Соловьи и т.д. Края калачёвские, голубинские, филоновские, урюпинские, нехаевские- донская, русская земля.
Но чем всё-таки жить, когда нет колхозной зарплаты? Обычно отвечают: усадьбой, подворьем, всем, что есть там. Держать скотины побольше, мясо продавать. Но не все это могут себе позволить. Народ уезжает с хуторов, гибнет земля.“Фельдшерица уехала, похоронена хуторская медицина. Закрыли магазин. Теперь людей лишили работы. Что будет дальше совершенно ясно: люди должны покинуть хутор. Уже начали покидать. А хутор разделит судьбу тех, горьких селений, которые когда-то были рядом. Их не счесть. А умер хутор- значит умирает земля. Никакими десантами с центральной усадьбы её не оживить. Вот они- и все хорошие люди: лётчики, юристы, рыбаки…Порою честные, старательные, только жалко на них глядеть. А на землю которая забывает шелест хлебных колосьев и снова превращается в Дикую степь, смотреть и горько и страшно…” (Очерк “Последний рубеж” (ж-л “Новый мир” № 4 за 1995 год)).Интересно сравнить как изображают деревню другие современные писатели.
Совсем немного остановлюсь на творчестве Виктора Астафьева, ибо оно диаметрально противоположно изображению деревни Борисом Екимовым. Русская деревня в изображении Астафьева предстаёт перед нами как светлый образ Родины. Из воспоминаний взрослого человека о событиях детства выпадает большинство отрицательных моментов, за исключением, быть может, самых резких. Именно поэтому астафьевская деревня так духовно чиста и красива. Этим она и отличается от деревни, изображаемой другими писателями, например Солженициным, Екимовым, у которых деревня, полная противоположность астафьевской, нищая, живущая только одним — только бы прожить, не умереть с голоду, не замёрзнуть зимой, не дать соседу получить то, что мог бы получить ты. Произведения Екимова потому и находят отклик в душах читателей, что многие также понимают и любят Родину и хотят видеть её всё такой же светлой и чистой. А вот герои Виктора Астафьева и Бориса Екимова очень похожи- они реальны, их легко нарисовать у себя в воображении. Как правило его герои противопоставлены, это как бы два лагеря, “хорошие” и “не очень хорошие”. Между ними всегда есть какой-то конфликт, который пытается разрешить писатель.
что-либо изменить Яков заплакал. Он плакал редко. «Бычок упористый. «
— говорила мать. А теперь хлынули слезы, и казалось, не будет им конца. Горячие, волна за волной, они накатывались из груди. И мальчик плакал и плакал, пока не уснул…”. (“Фетисыч”).
Рассказ “Возвращение” написан, пожалуй, ещё на одну тему, кроме темы детства- это тема преемственности поколений. Баба Надёжа и маленькая девочка, объединенные одним общим горем, становятся как никогда ещё ближе друг к другу. Екимов оставляет надежду, что прошлое не умрёт вместе с бабой Надёжой, его будет бережно и трепетно хранить девочка, впитавшая в себя исконные корни предыдущих поколений.
Герои рассказов Екимова психологичны, они не предсказуемы, и что самое главное они реальны, не “высосанные из пальца”, они сильные и слабые, добрые и не очень, молодые и старые, есть в них особая сила…
Урок по современной литературе в 11-м классе. Рассказ Бориса Екимова «Фетисыч»
Разделы: Литература
Учитель. Ведущей темой писателя Бориса Екимова стала тема современной деревни. Писать начал с 1965 года (рассказ «Товарищи красноармейцы»), Б. Екимова интересует народная жизнь, сильные характеры. По словам В.Астафьева, проза писателя «серьезная, вдумчивая», герои екимовских рассказов нравственно стойкие, цельные люди. Произведения Б. Екимова были отмечены Бунинской премией (1994 г.), премией России (1998 год). Что же такого в рассказах Екимова, что заставляет их читать и перечитывать, сопереживать героям, задумываться самых разных читателей?
Анализ композиции рассказа.
Что является завязкой в рассказе? О каком времени идет речь? Найти приметы времени, подтвердив свое мнение.
Приметы времени: портрет Шварценеггера на стене, заборов на главной улице не осталось, дома «казенные, брошенные, заборам ли уцелеть», «двери да окна в домах брошенных- настежь, а чаще- чернеют пустыми глазницами», нет клуба уже, разворовали медпункт:
Говорит ли автор, что послужило такому разрушению налаженной годами и десятилетиями жизни? Как автор сам относится к тому, что произошло и происходит? Отношение жителей хутора к происходящему?
А вместе с хуторскими любуется детьми и автор, именно этим ребятишкам посвятивший самые поэтические строки в рассказе. Нетороплив и обстоятелен рассказ о школьном жизни: о доброте девочки, помогающей старенькой учительнице не только в школьных делах, но и в домашних, когда Мария Петровна болеет, об официально принятых Яковом обязанностях старосты и помощника старой учительницы, поэтому «чувствовавшим себя в школе свободней, чем дома», о «куликалках», в которые дети будут играть, прячась в пустых классах.
11. Задания для самостоятельной работы по группам.
Б) Система образов в рассказе. Выявить взаимоотношения персонажей, сопоставить их, определив в чем проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и в конечном счете на окружающую их действительность.
В) Значение пейзажа в рассказе. Найти и проанализировать пейзажные зарисовки. В чем отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж:
-пейзаж необходим для развития действия,
Вывод: жизнь продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть Фетисыч с его ответственностью перед собой и перед другими и нравственной стойкостью. «Хутор был живой».
Урок внеклассного чтения в 7 классе «…великим человека делает путь» (Нравственный выбор героя в рассказе Б. Екимова «Фетисыч»)
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Шакирзянова Райса Ильгизовна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Балтасинская гимназия», высшей квалификационной категории
Урок внеклассного чтения в 7 классе.
Тема урока: «…великим человека делает путь» ( Нравственный выбор героя в рассказе Б. Екимова «Фетисыч»)»
2.Создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст; формулировать свою точку зрения, высказывать и аргументировать её.
3.Способствовать развитию внутреннего мира ученика, свободной и духовной личности, имеющей потребность к самоанализу и саморазвитию.
4.Содействовать воспитанию у детей ответственности, рассудительности, эмоциональной отзывчивости.
Средства обучения: сигнальные карточки (зелёные и красные); презентация; толковые и энциклопедические словари; компьютер, проектор, экран.
Отрывок фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского» (герой расстаётся с семьёй, чтобы получить образование)
Обращается к ученикам :
-Ребята, что пришлось сделать герою?
Отвечают на вопрос, объяснить своё решение, обмениваются мнениями. (Ответы ребят принимаются, но не комментируются)
Р :целеполагание
— планирование;
прогнозирование;
К: слушать и слышать других, пытаться принимать точку зрения других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
П.: устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения
II. Подводящий к теме диалог
Диалогом подводит учеников к теме урока.
— Вам когда-нибудь приходилось принимать решение?
-Скажите, пожалуйста, какие чувства боролись в вас, когда вы принимали решение?
Большинство учеников поднимают красную карточку.
Выстраивают цепочку своих чувств письменно. (неуверенность, боязнь, страх, ответственность, понимание, вера, надежда)
Напоминает о домашнем задании.
Приём:«Двойной дневник» .
— Итак, ребята, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанными страницами рассказа «Фетисыч». Тем более дома по ходу изучения произведения вы фиксировали свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Сейчас вам предлагается обсудить в группе ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляет своим одногруппникам, затем в группе вы выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).
Заинтересовавшая меня мысль
На доске выражение: « Есть два важных выбора в жизни: принять обстоятельства такие, какие они есть, или принять на себя ответственность по их изменению».
-Ребята, свяжите это выражение с характером главного героя рассказа Б. Екимова «Фетисыч». Только постарайтесь выразить своё мнение одним словом или словосочетанием.
-Почему его назвали Фетисычем?
-Ребята, что вы хотите узнать сегодня, чему научиться?
Работают в группах над оформленной дома таблицей: «Двойной дневник».
Обсуждают в группах записи в дневниках. Обмениваются впечатлениями.Выбирают одну наиболее интересную, необычную, новую мысль и представляют классу. Мысли ребят:
— Яков на грубость не отвечает грубостью.
— Мать не хочет понять доброе дело сына.
— Отчим пьёт, не работает, ругается, но растёт хороший сын.
— Яков уроки никогда не пропускает, ещё и других детей учит быть ответственным.
— Как это люди свою же деревню разрушают.
— Дети разных возрастов учатся вместе.
— Дети Якова слушают, уважают, хотя он такой же ребёнок.
— Яков легко умеет планировать свой день.
— Умеет думать наперёд.
— Переживает за просто так проходящий день.
— Дети остались без учителя, и никто из взрослых по этому поводу не переживает, кроме девятилетнего мальчика.
-Сердечко Якова колыхнулось от неожиданной радости.
— Старается поддержать настроение одноклассников.
— Яков думает и о судьбе детей, и о судьбе школы.
— Как маленький человек мог понять, что нельзя было оставить свою школу?
— Лишь Яков знает, как тетради проверять, как ставить отметки.
— Мальчик плакал и плакал, пока не уснул.
— Во сне Мария Петровна все хвалила Якова и хвалила.
— Мать, сердцем почуяв тревогу и боль сына, услышала и пришла, сидела на краю постели.
— К рассвету прояснилось, хутор был живой.
(мужественный, взрослый, рассудительный, думающий о других, ответственный, дорожит временем, бесстрашный, мудрость и совестливое отношение к жизни.)
(За разговорчивость, за стариковскую
Оформляют таблицу: «Знаю-хочу узнать, умею-хочу научиться»
П.: самостоятельно вычитывать все виды информации, адекватно воспринимать информацию текста, учатся пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст, таблица, схема); перерабатывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); излагать содержание прочитанного текста подробно, сжато;
К : высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; Р :самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;самостоятельно составлять план решения учебной проблемы
IV.Этап анализа текста. (Актуализация
Комментирован-ное чтение фрагментов рассказа.
Аналитическая беседа по содержанию рассказа.
Предоставляет ученикам эпизоды рассказа.
-Ребята, найдите в эпизодах рассказа аргументы, в которых говорится обочерствевшей души взрослых и живой души мальчика. Прочитайте эпизоды, отметьте важное(!)
Отметьте в эпизодах рассказа строчки – аргументы.
Проводит словарную работу
Чирики – мягкая обувь
Прохладничают- проводить время в безделье
— О чём говорит чёрствая душа взрослых?
( Взрослые не берегут того, что имеют, не хотят трудиться, спиваются и растаскивают последнее общественное добро).
— Почему же тогда автор пишет:
Проводит аналитическую беседу:
— Кто его таким воспитал?
— Какая трагедия приключилась?
— Как проявил себя Фетисыч в трагический день смерти учительницы?
— К какому решению он пришёл?
Предлагает послушать эпизод.
Предполагается групповая форма работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы – тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину. « Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений. Гораций ».
1 и 2 группа отмечают строчки-аргументы о души взрослых.
1. Дед Архип ободрал дерматин с кресел и шил из него чирики. (Аргумент из текста)
2. Курочат все подряд. Все на пропой, на пропой. (Аргумент из текста).
3. Им бы чего-нибудь украсть и пропить. (Аргумент из текста).
4. Мужики прохладничают(Аргумент из текста).
3 и 4 группа отмечают строчки-аргументы о души Фетисыча.
1.Так искренне было это мальчишечье, детское огорчение…(Аргумент из текста).
2.Нельзя было оставить свою школу. Тогда там все кончится, рухнет.(Аргумент из текста). (Приложение 1)
Дискуссия.Обмениваются мнениями в группах.
(Жизнь продолжается, несмотря на все
трудности, потому что есть Фетисыч с его ответственностью перед собой и перед другими, нравственной стойкостью и живой душой)
Комментируют, обмениваются мнениями, делают выводы ( найти учителя и продолжить учёбу).
И разом перешел к учебным делам:
Ребята работают в режиме “письмо по кругу”.
Предлагает прочитать эпизод сна, даёт каждой группе своё задание.
— Якову снится сон, он видит свою учительницу и новую, светлую школу, перед ним сложный выбор. Давайте попробуем прочувствовать состоянии героя, когда он горько плачет во сне.
(Учитель выступает в роли консультанта,инструктирует учащихся в случаезатруднения, направляет, при необходимости даёт алгоритм действий,
обеспечивает справочной литературой)
Один ученик выразительно читает эпизод. (Приложение 3)
Работают в группах, выполняют задания, заслушивают ответы каждого участника, обсуждают, дополняют друг друга, делегируют одного или нескольких учащихся для представления отчёта группы.
1. «Визуалы».Расскажите, что вы видите, думая об этом сне?
2. «Аудиалы».Что вы слышите, думая об этом сне?
3. «Кенистетики». Что вы чувствуете, думая об этом сне?
К : формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её, координировать с позициями партнёров в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Слушает учащихся, способствует тому, чтобы состоялся обмен мнениями. Оказывает помощь в организации сотрудничества, в ведении учебного диалога, дискуссии, стимулирует и поддерживает интерес.
Слушают отчёты спикеров других групп, задают вопросы уточняющего характера.
К : выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями
VI I. Работа с текстом после чтения.
Определение темы урока.
Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
Задаёт вопрос для обсуждения.
-Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока?
Делятся своими формулировками темы урока. («Важный выбор Юшки», ««Взрослый» мальчик и безответственные взрослые», «Мальчик с большим сердцем», «…великим человека делает путь» др.), выбирают ту, с которой согласны все: «…великим человека делает путь»
К : высказывать и обосновывать свою точку зрения
Р :самостоятельно формулировать проблему (тему) урока
Читает эпизод рассказа и даёт возможность сформулировать основную идею текста.
В начале урока я спросила у вас:
— Легко ли принять решение, думая, прежде всего о других, а не о себе?
— Каким будет ваш ответ в конце урока?
-Какой выбор и почему сделал Фетисыч? Мог ли герой поступить иначе?
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы делать осознанный выбор?
— Что и кто влияет на нравственный выбор героя?
— Какой главный урок дала Мария Петровна своему ученику?
Предлагает охарактеризовать свое эмоциональное состояние на уроке, осуществив выбор и озвучивание цитаты:
1.«Однообразные мелькают все с той же болью дни мои» (Н. Гумилев)
2.«О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух» (А.С. Пушкин)
3.«Оркестр веселое играет, и улыбаются уста» (А. Ахматова)
4.«И скучно и грустно» (М.Ю. Лермонтов)
5.«Я счастлива…» (А. Ахматова)
Учитель озвучивает свою цитату:
Случайно ничего не происходит…
Есть тайный смысл законов бытия.
Написано: кто ищет, тот находит,
И кто стучит, тому и отворят.
Случайности у жизни не бывает…
В судьбу свою ты верь или не верь,
Но, коль на стук тебе не открывают,
То громко ли стучишь и в ту ли дверь?
Слушают эпизод, высказывают свою точку зрения, аргументируют, делают вывод.
Ученикиприходят к выводу:
Урок доброты, умение брать ответственность на себя, выбирать не только между добром и злом, но и между тем, что люди считают недопустимым и тем, что подсказывает тебе сердце.
Фетисыч слышит свою совесть и своё сердце. А учительница дала ему урок ответственности, человечности, доброты. От его выбор зависит не только его жизнь, но и жизнь тех, кто с ним рядом. Он не может подвести ребят и Марию Петровну, ведь они верят в него.
Характеризируют свое эмоциональное состояние на уроке, осуществляют выбор и озвучивают цитаты.
К : формулировать своё мнение, позицию, аргументировать.
ответить на вопрос: «Какой человек Борис Екимов? О чём и о ком он писал? Почему Б. Екимов написал рассказ «Фетисыч»?»
Письменное задание на выбор:
1. Написать письмо Фетисычу.
2. Подготовить проект «Тема нравственного выбора» в рассказе «Уроки французского» и рассказе Бориса Екимова «Фетисыч».
П: пользоваться изучающим видом чтения, извлекать информацию, представленную в разных формах; оформлять свои мысли в устной и письменной форме, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
1.Чистая душа мальчика.
2. Чистая душа мальчика.
1.Чёрствая душа взрослых
2. Чёрствая душа взрослых
Через комнаты глуховато, но слышно было, как ругается мать:
— Это вы вчера рамы с медпункта пропили? Доумились?
— Доложила. Курочат все подряд. Все на пропой, на пропой. А нам край надо бы возле кухни затишку постановить, как у кумы Таисы. Шифера бы листов пять или досок, хоть горбыля. Люди во двор тянут, для дела, а ты.
И разом перешел к учебным делам:
Это мать, сердцем почуяв тревогу и боль, услышала и пришла, сидела на краю постели сына и не хотела резко будить его, боясь испугать, и шептала:
— Я здесь, мой сынок. Не плачь. Ну не плачь.
Вопросы о выборе перед Фетисычем