Чем для пушкина была дружба
Тема дружбы в лирике Александра Сергеевича Пушкина
Лирические произведения Александра Сергеевича Пушкина поражают нас разнообразностью и красочностью. Поэт насыщает каждую строчку своими переживаниями и размышлениями. В творениях Пушкина прослеживаются пять тем: дружба, любовь, свобода, философия, поэт и поэзия.
Значительное место в творчестве занимают дружба и любовь. Общительный, понимающий Александр Сергеевич имел много друзей. Для Пушкина дружба — это огромная ценность и наивысший дар, которому равносильны творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через творчество поэта, от лицейского периода до конца жизни. У Александра Сергеевича множество стихотворений, которые посвящены его лицейским друзьям.
После окончания Царскосельского лицея в дружеских посланиях видны мотивы грусти, прощания и тоски по товарищам. Пушкин трепетно относится к воспоминаниям и бережно их хранит. В своих произведениях Александр Сергеевич благодарить товарищей за время, проведённое вместе. Это можно чётко увидеть в стихотворении «19 октября (Роняет лес багряный свой убор. )», в котором он писал:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Неколебим, свободен и беспечен. «
Также можно заметить, как поэт с трепетом отзывался о дружбе с Чаадаевым, Кюхельбекером и Пущиным, которым посвящены послания.
Важно отметить, что Александр Сергеевич посвящал свои произведения не только своих товарищам, но и лицею, в котором зародилась эта дружба. Стихотворения «Пирующие студенты», «Воспоминания в Царском селе», «Была пора: наш праздник молодой», а также творение, которое написано на годовщину лицея «Чем чаще празднует лицей» подтверждают, что Пушкин относился к дружбе и к лицею как к великой ценности, это дары, которые способны подарить искреннюю радость.
Сильные стихотворения в теме дружбы Александра Сергеевича Пушкина заставляет нас глубоко задуматься, ценить дружбу и друзей и трепетать наши сердца.
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина статья по литературе (6 класс) на тему
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета, Не требует привета Лукавой суеты”.
Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству. Представляем Вам стихи Пушкина о дружбе и их анализ для учащихся 9 – 11 классов.
Особенности трактовки темы дружбы
Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке. В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы. Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.
Лицейские друзья
Особую роль занимала в жизни Пушкина лицейская дружба. Будучи студентом в Царскосельском лицее, поэт не только открыл свой литературный талант, но и впервые обрёл настоящих друзей — И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера. Его ранее творчество восславляло дружбу как радостное, весёлое общение, полное шуток и освобождённое от гнетущего влияния «холодных мертвецов» и «учёных дураков». Он прославляет беззаботность, лёгкость жизни.
Своих друзей в своих ранних текстах Пушкин обрисовывает шутливо, акцентируя внимание на их смешных чертах и характеристиках. Он даже не стеснялся подтрунивать над ними, причём не всегда легко и безобидно. Позже поэт будет вспоминать беззаботные дни и студенческие выходы с ноткой грусти и ностальгии. При прочтении некоторых произведений становится ясно, что именно воспоминания о лицейских днях определили дальнейшее значение и роль дружбы в жизни Пушкина.
«Пущину»
Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган. И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год). Вторая строфа — это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.
Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо — «К Пущину». Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как «любезный именинник», «сердечный друг». Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.
Стили и жанры
Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.
Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.
Поздняя «дружеская» поэзия
Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало «Чем чаще празднует лицей». Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть. Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер — Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.
Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея — «Была пора». Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной. Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза «Вы помните…», которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только обращение к друзьям, произведение выходит на более масштабный уровень. Товарищество здесь — это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о «празднике молодом», о днях веселья и вольности.
Трактовка темы поэтом
Для гениального поэта темы дружбы и любви были ключевыми во всём его творчестве и жизни. Он называл эти чувства своей «отрадной звездой», а группу друзей считал «святым братством» единомышленников. Проведя анализ произведений писателя, можно легко понять, что товарищеские и партнёрские отношения были для него одной из важнейших жизненных ценностей. Они помогали ему преодолеть самые тёмные моменты жизни и вдохновляли на свершения в лучшие времена.
Некоторые стихи Пушкина касаются тематики дружбы мимоходом, в то время как в других она цельно раскрывается. Основными мотивами его произведений являются:
Большинство стихотворений Пушкина о дружбе происходят из его собственной биографии. Многие из работ он посвятил настоящим товарищам, среди которых И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев. Образы друзей поэта легко узнать в его лирических героях и второстепенных персонажах.
Прочитав стихи в хронологическом порядке, можно легко проследить личностный и духовный рост писателя через его взаимоотношения с друзьями.
Тема любви в лирике Пушкина
Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь — это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное — это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: «К***» и «Я вас любил». Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение») посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов «вдохновение», «жизнь», «слезы». Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя — это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.
«Я вас любил» — пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: «как дай вам Бог любимой быть другим».
Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь — это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.
Период взросления
Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.
Для молодого Пушкина дружба становится третьим элементом счастья вместе с любовью и свободой. В глазах молодого поэта все они тесно взаимосвязаны. Товарищеское общение, необременённое политическими и гражданскими темами, становится для него фундаментом личной свободы.
В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.
Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.
Анализ произведений
Лучше понять, что значит дружба для Пушкина, поможет анализ отдельных произведений великого поэта. Темы товарищества подаются в них с разных ракурсов, что отражает изменение взглядов поэта по мере его взросления и набора опыта. Его произведения — это практически «дружеская переписка» с отделёнными от него судьбой товарищами.
Стих К Батюшковому
Одно из первых дружеских посланий Пушкина — это стихотворение «К Батюшковому», написанное в 1814 году. Произведение интересно тем, что Александр Сергеевич обращается к нему не только как к другу, но и как к коллеге, проявляя беспокойство по поводу его длительного молчания и пытаясь дать совет относительно творчества.
Публикация стиха сыграла роль в начале товарищества начинающего поэта Пушкина и именитого деятеля литературы Батюшкова.
Текст произведения щедр на комплименты. Лирический герой — это безвестный, но смелый поэт, пытающий побудить своего знаменитого коллегу вернуться к творчеству и научить радоваться жизни. По тексту раскиданы многочисленные призывы к действию, направленные на то, чтобы побудить «любимца муз» вернуться к активной деятельности и не тратить свой талант на «мирские печали».
Послание к Галичу
Произведение «Послание к Галичу» было написано в 1815 году. Его адресат — преподаватель русского и латинского языков в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. Известно, что студенты очень любили его. Александр Иванович Галич был одним из тех учителей, кого уважали за характер, ум и навыки — он общался со студентами на равных и побуждал к учёбе интересом и рвением, а не наказаниями.
В произведении чётко видно отношение Пушкина к дружбе. В отличие от остальных стихотворений лицейской поры, прославляющих пиршества, пьянки и беззаботность, здесь он признаёт, что товарищество — это не просто «обмен тщеславья и веселья». Писатель осознаёт, что только беззаботного времяпрепровождения и общих интересов для дружбы недостаточно — нужно ещё и единство помыслов, благородство, желание поддерживать и совершенствовать друг друга. Тема возвышенности и важности товарищества проходит через весь текст.
Пирующие студенты
«Пирующие студенты» — необычное произведение. Оно было напечатано Пушкиным во времена его учёбы в лицее, но опубликовано только посмертно, что делает его особенно личным и значимым для друзей поэта. Сюжет стиха описывает тайную пирушку лицеистов. В образах персонажей можно легко узнать тогдашних друзей Александра Сергеевича, среди которых:
В стихотворении заметен мотив дружбы как фундамента свободы. Пирующие противопоставляются сборищу «учёных дураков и холодных мертвецов», которыми представлено общество, связывающее себя строгими правилами и ограничениями. Сам пир подобен битве — отправив противников «под стол», студентам удаётся «овладеть полем», обеспечив себе победу и триумф.
При почтении стиха бросается в глаза то, с какой нежностью лирический герой обращается к своим друзьям: «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». Даже их недостатки он описывает с теплотой и душевностью: «ленивец сонный», «остряк любезный». Одновременно с этим он признаёт, что между ними нередки ссоры и несогласия, но они носят временный характер и быстро забываются.
Стихотворение К Пущину
Послание «К Пущину» было написано Александром Сергеевичем в дни его ссылки в Михайловском. Там он страдал от одиночества, отсутствия связей с внешним миром, недостатка развлечений, из которых остались только книги и поэзия. В один день его посетил старый товарищ Пущин, что сильно обрадовало и растрогало поэта. Это и послужило его вдохновением для стиха.
Произведение написано как поздравление на день рождения. Благодарность, теплота и восхищение, с которыми Пушкин описывает своего друга, позволяют назвать его одним из самых ярких стихов-посланий. Но по-настоящему особенным его делает история написания — Пушкин в открытую написал дружеское письмо декабристу, находящемуся на пожизненной каторге, что показывает его храбрость и самоотверженность.
Дружба занимала особое место в лирике Пушкина с лицейских годов и до самой смерти писателя. Мотивы братства в его произведениях носят автобиографический характер — немало стихов поэт посвятил своим товарищам, преподавателям и коллегам. Эволюция взглядов творца хорошо прослеживается в его работах — от студенческой наивности и желания беззаботной жизни до горечи разлуки и надежды вернуть былые времена.
Тема дружбы в лирике Пушкина. Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина
Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета, Не требует привета Лукавой суеты”.
Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью. Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству. Представляем Вам стихи Пушкина о дружбе и их анализ для учащихся 9 – 11 классов.
Особенности трактовки темы дружбы
Мотивы дружбы в лирике А. С. Пушкина приобретали разную окраску в зависимости от периода написания стихотворения, объекта посвящения. Так, в стихах гениального поэта мы можем найти лишь упоминание о приятельстве, поддержке. В некоторых же работах дружеские отношения достигают огромных масштабов и развертываются в самоотверженность, жертвенность, чувство братства и неразделимого единства. Большая часть лицейской лирики поэта посвящена теме дружбы. Ведь Пушкин действительно любил мечтательного Дельвига, порой смешного Кюхельбеккера, решительного А. Чаадаева и других своих сверстников. Верность своим друзьям он пронес через всю жизнь и был благодарен за то, что и они не отвернулись от него, несмотря ни на какие невзгоды. Этим Пушкин отличается от других поэтов 19 века. Товарищество не так воспевалось, как любовь, оно не было ни у кого столь поэтизировано, как у Пушкина.
Лицейские друзья
Особую роль занимала в жизни Пушкина лицейская дружба. Будучи студентом в Царскосельском лицее, поэт не только открыл свой литературный талант, но и впервые обрёл настоящих друзей — И. Пущина, А. Дельвига, В. Кюхельбекера. Его ранее творчество восславляло дружбу как радостное, весёлое общение, полное шуток и освобождённое от гнетущего влияния «холодных мертвецов» и «учёных дураков». Он прославляет беззаботность, лёгкость жизни.
Своих друзей в своих ранних текстах Пушкин обрисовывает шутливо, акцентируя внимание на их смешных чертах и характеристиках. Он даже не стеснялся подтрунивать над ними, причём не всегда легко и безобидно. Позже поэт будет вспоминать беззаботные дни и студенческие выходы с ноткой грусти и ностальгии. При прочтении некоторых произведений становится ясно, что именно воспоминания о лицейских днях определили дальнейшее значение и роль дружбы в жизни Пушкина.
«Пущину»
Это стихотворение было написано Пушкиным во время его ссылки в Михайловском. Поэт был в одиночестве, он не имел связи с внешним миром, единственным развлечением оставались чтение и поэзия. И вот однажды к нему в гости приехал Пущин. Александр Сергеевич был несказанно рад его приезду, растроган. И впоследствии создал величайшее стихотворение о верной и преданной дружбе. Нужно было быть по-настоящему смелым и самоотверженным другом, чтобы в открытую написать такое послание декабристу. В произведении Пушкин вспоминает о приезде Пущина к нему в Михайловское (1825 год). Вторая строфа — это мольба поэта о том, чтобы и его голос также помог другу, находящемуся на пожизненной каторге, как когда-то пущинский приезд помог ему.
Пущину было посвящено много стихотворений. Одно из наиболее красивых так и названо — «К Пущину». Это поэтическое поздравление с днем рождения, в котором Пушкин наделяет своего друга такими яркими эпитетами, как «любезный именинник», «сердечный друг». Здесь поэт говорит о том, что настоящим друзьям не нужен прием по этикету, какие-либо условности, ведь они и так знают, как относятся друг к другу.
Стили и жанры
Свои сочинения Пушкин писал в самых разных жанрах и классах: среди них можно найти поэмы, оды, элегии, романсы. Многие из его первых стихов о дружбе выпускались в форме послания — личного обращения или письма, адресованного конкретному человеку. Среди адресатов были его коллеги-поэты, учителя, друзья. Целью послания было не только донести мысль или просьбу, но и выразить добрую волю, обрести союзника и единомышленника.
Любовь Пушкина к этому жанру во многом обусловлена тем, что он давал ему небывалую свободу самовыражения. Он не сковывал поэта литературными канонами, влияниями и традициями, позволяя выражать мысли и чувства наиболее удобным для себя путём. Кроме того, этот жанр был одним из наиболее лирических — в нём поэт раскрывал наиболее глубокие и скрытые позывы своей души, на равных «разговаривая» с читателем, которому были посвящены написанные стихи.
Поздняя «дружеская» поэзия
Одним из самых ярких произведений о дружбе, написанных в 30-х годах, стало «Чем чаще празднует лицей». Основанием для создания произведения послужил ряд причин. Во-первых, годовщина Царскосельского лицея, о которой Пушкин не мог забыть. Во-вторых, к этому времени самые верные и преданные его друзья Пущин и Кюхельбеккер находились в ссылке, в Сибири. А еще один товарищ уже умер — Дельвиг. Именно поэтому строки стихотворения наполнены глубокой печалью и тоской по минувшим дням.
Уже в 1836 году Александр Сергеевич напишет еще один стих, посвященный годовщине лицея — «Была пора». Тема дружбы в лирике Пушкина заиграла другими красками, стала более масштабной. Это своеобразный поэтический итог, объединяющий в себе мотивы всех произведений, посвященных товариществу. Лейтмотивом проходит фраза «Вы помните…», которая говорит о том, что поэт не забыл ни одного прекрасного мгновения, проведенного со своими лицейскими товарищами, и что он надеется на те же чувства в их сердцах. Но здесь звучит не только обращение к друзьям, произведение выходит на более масштабный уровень. Товарищество здесь — это связь между представителями одного поколения, которые пережили вместе много невзгод, иторических потрясений, но при этом в душе своей хранят воспоминания о «празднике молодом», о днях веселья и вольности.
Трактовка темы поэтом
Для гениального поэта темы дружбы и любви были ключевыми во всём его творчестве и жизни. Он называл эти чувства своей «отрадной звездой», а группу друзей считал «святым братством» единомышленников. Проведя анализ произведений писателя, можно легко понять, что товарищеские и партнёрские отношения были для него одной из важнейших жизненных ценностей. Они помогали ему преодолеть самые тёмные моменты жизни и вдохновляли на свершения в лучшие времена.
Некоторые стихи Пушкина касаются тематики дружбы мимоходом, в то время как в других она цельно раскрывается. Основными мотивами его произведений являются:
Большинство стихотворений Пушкина о дружбе происходят из его собственной биографии. Многие из работ он посвятил настоящим товарищам, среди которых И. И. Пущин, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Н. Батюшков, П. Я. Чаадаев. Образы друзей поэта легко узнать в его лирических героях и второстепенных персонажах.
Прочитав стихи в хронологическом порядке, можно легко проследить личностный и духовный рост писателя через его взаимоотношения с друзьями.
Тема любви в лирике Пушкина
Дружеская и любовная лирика составляют основу пушкинского творческого наследия. Для поэта любовь — это светлое чувство, приносящее радость. Причем неважно было, взаимны ли чувства. Главное — это восторг влюбленной души, трепет сердца. В пример можно привести два наиболее известных стихотворения Пушкина о любви: «К***» и «Я вас любил». Стихотворение «К***» («Я помню чудное мгновение») посвящено Анне Керн. В данном тексте любовь является синонимами слов «вдохновение», «жизнь», «слезы». Слезы, которые вновь становятся возможными для лирического героя — это не печаль и не грусть, это признак жизни, признак того, что человек умеет чувствовать, умеет любить, а следовательно, он умеет творить.
«Я вас любил» — пример лирического стихотворения, темой которого ялвяется безотвеная любовь. Всего в несколько строк Пушкин смог уместить огромные чувства. Любовь, о которой автор говорит в прошедшем времени, совершенно очевидно, живет в нем и сейчас. Но он настолько деликатен, что никогда не скажет об этом своей избраннице, чтобы не тревожить и не огорчать ее. Великое, самоотверженное чувство изображено поэтом. Это не ревностная, собственническая любовь, а та, что дарит свободу, для которой главное, чтобы ее объект был счастлив: «как дай вам Бог любимой быть другим».
Пожалуй, ни одному из поэтов не удалось так мощно изобразить животворящую силу любви. Так, Лермонтов, продолжатель дела Пушкина, видел в ней только горечь и страдание. То же можно сказать и о Тютчеве, для которого любовь — это неравная борьба двух сердец, это смертный приговор, вынесенный обоим влюбленным.
Период взросления
Избавление поэта от наивных иллюзий и переход ко взрослой жизни хорошо виден в его известном стихотворении «К Чаадаеву», написанному через год после выпуска из лицея. Крах былых надежд особенно хорошо передаётся в этих коротких строках:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.
Но Пушкин не теряет веры в дружбу. Наивные мечты рушатся, но на смену им приходит более трезвый, широкий и ответственный взгляд на мир вместе с желанием изменить его к лучшему. Следующие стихотворения Александра Сергеевича обращаются не только к его персональным товарищам, но и ко всей российской молодёжи — он считает способность людей сохранить единство в трудные времена одной из форм братства в совместно прожитой жизни.
Для молодого Пушкина дружба становится третьим элементом счастья вместе с любовью и свободой. В глазах молодого поэта все они тесно взаимосвязаны. Товарищеское общение, необременённое политическими и гражданскими темами, становится для него фундаментом личной свободы.
В период ссылки лирика писателя смещается в сторону романтики. Мотивы дружбы в его произведениях того времени редкие и довольно своеобразные — поэт больше не ищет утешения у друзей и мирится со своим прошлым. Примером этого служит прощальное стихотворение «К морю», в котором новыми товарищами поэта становятся волны и горы.
Позже романтическое рвение Пушкина стихает, сменяясь покоем и желание найти душевную гармонию. В этот период творец не забывает друзей и остаётся верен им, поддерживая их в трудные времена. Этого хорошо видно в стихотворении «Во глубине сибирских руд…» — оно игнорирует все политические события, оставляя только сочувствие и дружеское участие.
Анализ произведений
Лучше понять, что значит дружба для Пушкина, поможет анализ отдельных произведений великого поэта. Темы товарищества подаются в них с разных ракурсов, что отражает изменение взглядов поэта по мере его взросления и набора опыта. Его произведения — это практически «дружеская переписка» с отделёнными от него судьбой товарищами.
Стих К Батюшковому
Одно из первых дружеских посланий Пушкина — это стихотворение «К Батюшковому», написанное в 1814 году. Произведение интересно тем, что Александр Сергеевич обращается к нему не только как к другу, но и как к коллеге, проявляя беспокойство по поводу его длительного молчания и пытаясь дать совет относительно творчества.
Публикация стиха сыграла роль в начале товарищества начинающего поэта Пушкина и именитого деятеля литературы Батюшкова.
Текст произведения щедр на комплименты. Лирический герой — это безвестный, но смелый поэт, пытающий побудить своего знаменитого коллегу вернуться к творчеству и научить радоваться жизни. По тексту раскиданы многочисленные призывы к действию, направленные на то, чтобы побудить «любимца муз» вернуться к активной деятельности и не тратить свой талант на «мирские печали».
Послание к Галичу
Произведение «Послание к Галичу» было написано в 1815 году. Его адресат — преподаватель русского и латинского языков в Царскосельском лицее, где учился Пушкин. Известно, что студенты очень любили его. Александр Иванович Галич был одним из тех учителей, кого уважали за характер, ум и навыки — он общался со студентами на равных и побуждал к учёбе интересом и рвением, а не наказаниями.
В произведении чётко видно отношение Пушкина к дружбе. В отличие от остальных стихотворений лицейской поры, прославляющих пиршества, пьянки и беззаботность, здесь он признаёт, что товарищество — это не просто «обмен тщеславья и веселья». Писатель осознаёт, что только беззаботного времяпрепровождения и общих интересов для дружбы недостаточно — нужно ещё и единство помыслов, благородство, желание поддерживать и совершенствовать друг друга. Тема возвышенности и важности товарищества проходит через весь текст.
Пирующие студенты
«Пирующие студенты» — необычное произведение. Оно было напечатано Пушкиным во времена его учёбы в лицее, но опубликовано только посмертно, что делает его особенно личным и значимым для друзей поэта. Сюжет стиха описывает тайную пирушку лицеистов. В образах персонажей можно легко узнать тогдашних друзей Александра Сергеевича, среди которых:
В стихотворении заметен мотив дружбы как фундамента свободы. Пирующие противопоставляются сборищу «учёных дураков и холодных мертвецов», которыми представлено общество, связывающее себя строгими правилами и ограничениями. Сам пир подобен битве — отправив противников «под стол», студентам удаётся «овладеть полем», обеспечив себе победу и триумф.
При почтении стиха бросается в глаза то, с какой нежностью лирический герой обращается к своим друзьям: «красавец молодой», «товарищ милый», «приятель задушевный». Даже их недостатки он описывает с теплотой и душевностью: «ленивец сонный», «остряк любезный». Одновременно с этим он признаёт, что между ними нередки ссоры и несогласия, но они носят временный характер и быстро забываются.
Стихотворение К Пущину
Послание «К Пущину» было написано Александром Сергеевичем в дни его ссылки в Михайловском. Там он страдал от одиночества, отсутствия связей с внешним миром, недостатка развлечений, из которых остались только книги и поэзия. В один день его посетил старый товарищ Пущин, что сильно обрадовало и растрогало поэта. Это и послужило его вдохновением для стиха.
Произведение написано как поздравление на день рождения. Благодарность, теплота и восхищение, с которыми Пушкин описывает своего друга, позволяют назвать его одним из самых ярких стихов-посланий. Но по-настоящему особенным его делает история написания — Пушкин в открытую написал дружеское письмо декабристу, находящемуся на пожизненной каторге, что показывает его храбрость и самоотверженность.
Дружба занимала особое место в лирике Пушкина с лицейских годов и до самой смерти писателя. Мотивы братства в его произведениях носят автобиографический характер — немало стихов поэт посвятил своим товарищам, преподавателям и коллегам. Эволюция взглядов творца хорошо прослеживается в его работах — от студенческой наивности и желания беззаботной жизни до горечи разлуки и надежды вернуть былые времена.
Сочинение Тема дружбы в творчестве великого поэта Пушкина
Друзья для Пушкина часто были «светом в окошке», и этот свет проникал в его сердце, которые творчески передавала все пережитые эмоции листу бумаги.
Как доказательство, хочется напомнить о стихотворении, адресованном Ивану Ивановичу Пущину «мой первый друг мой друг бесценный». Пушкин пишет: «Твой колокольчик огласил». Тот колокольчик был как свет в окошке. Свет, давший надежду на спасение от одиночества.
Так же можно сказать, что в поэме «Руслан и Людмила» была создана благодаря дружбе с Жуковским, ведь именно с Жуковским они поспорили о том чья поэма будет гениальнее, и появилась эта чудесная поэма(Жуковский признал победу оппонента).
Ну а дружба с Чаадаевым, подарила нам прекрасное стихотворение, которое так и называется «К Чаадаеву». Дружба с человеком, объявленным государством сумасшедшим, дала Пушкину определённое политическое и общественное мировоззрение, и вдохновила на написание чудесного стихотворения. Ну и нельзя не вспомнить о дружбе с Петром Андреевичем Вяземским, и стихотворными посланиями Пушкина. Вяземским поддерживал Пушкина в трудные времена, в ссылке Пушкину часто приходили письма от Вяземского. Дмитрий Петрович Мирский писал «их переписка – сокровищница остроумия».
Данный список можно продолжать ещё очень долго, но к сожалению объём сочинения не позволяет мне этого сделать. Поэтому хочется уже подытожить цитатой из стихотворения Александра Сергеевича:
«Я дружбой пламенею, Я дружбе верен стал. Мне дружба заменяет Умершую любовь!»
Друзья для любого человека являются поддержкой опорой. А друзья творческих гениев являются вдохновителями, идеи и поступки друзей являются основой вдохновения, а гений складывает идеи и поступки в произведения искусства.
Другие сочинения: ← Дубровский благородный разбойник↑ ПушкинСтанционный смотритель →