Чем для религии является откровение

ОТКРОВЕНИЕ

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания, часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения. В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, «нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Естественным откровением, или естественным богопознанием, обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Источник

Откровение Божественное

Открове́ние Боже́ственное – про­яв­ле­ние Бога в мире; само­рас­кры­тие Бога миру и чело­веку, в рамках кото­рого даются знания о Нем Самом, о Его воле, замыс­лах, дей­ствиях (а также о резуль­та­тах неко­то­рых Его дей­ствий).

Можно ска­зать, что Боже­ствен­ное Откро­ве­ние – рас­кры­тие Богом Себя чело­веку в ответ на чело­ве­че­ское жела­ние познать своего Созда­теля, в ответ на дея­тель­ный поиск Бога со сто­роны людей. Бог сотво­рил весь род чело­ве­че­ский, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и неда­леко от каж­дого из нас» ( Деян.17:27 ). Стре­мясь к Богу, чело­век не может познать Его исклю­чи­тельно соб­ствен­ными уси­ли­ями, но и само это стрем­ле­ние имеет, в созна­нии Божьем, опре­де­лен­ную цен­ность.

В рамках пра­во­слав­ного бого­сло­вия раз­ли­чают два вида Боже­ствен­ного откро­ве­ния: есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное.

Есте­ствен­ное Откро­ве­ние состоит в том, что Бог откры­вает Себя в Своём тво­ре­нии, подобно тому как худож­ник откры­вает себя в своей кар­тине или автор в своём сочи­не­нии. Но такой метод Бого­по­зна­ния весьма огра­ни­чен, ведь Боже­ствен­ное бытие нетварно. В Своем сверх­бы­тии Бог пре­вос­хо­дит все Свои созда­ния. Не явля­ясь умо­по­сти­га­е­мым объ­ек­том или вос­при­ни­ма­е­мым чув­ствами явле­нием, Он не может быть познан уси­ли­ями чело­ве­че­ского ума или чувств, как позна­ются твар­ные пред­меты нашего мира. Именно поэтому, рас­кры­вая Себя, Бог нис­хо­дит к чело­веку Сам. «Спа­си­тель отнюдь не сказал, будто познать Бога реши­тельно невоз­можно, – учит св. Ириней Лион­ский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Боже­ствен­ной воли, без науче­ния от Бога, без Его откро­ве­ния («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соиз­во­лил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необ­хо­ди­мые позна­ния».

Рас­кры­ва­ясь чело­веку, Бог сооб­щает ему знание о Себе сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом. «Сверхъ­есте­ствен­ное знание есть то, кото­рое при­вхо­дит в ум путем, пре­вы­ша­ю­щим его есте­ствен­ные спо­собы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от еди­ного Бога, когда найдет Он ум очи­щен­ным от вся­кого веще­ствен­ного при­стра­стия и объ­ятым Боже­ствен­ной любо­вью». Сверхъ­есте­ствен­ное знание о Боге сооб­ща­ется чело­ве­че­ской душе Боже­ствен­ной бла­го­да­тью, исхо­дя­щей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посред­ством Боже­ствен­ной бла­го­дати Свя­того Духа чело­век усва­и­вает истины Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Апо­стол Павел утвер­ждает, что: «…никто не может назвать Иисуса Христа Гос­по­дом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ). Это значит, что испо­ве­дать Христа Гос­по­дом может только тот, на чье ум и сердце воз­дей­ство­вала Боже­ствен­ная бла­го­дать.

Боже­ствен­ная бла­го­дать пре­бы­вает в Церкви, пода­ется в Святых Таин­ствах. Поэтому Цер­ковь явля­ется и хра­ни­тель­ни­цей Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. «Позна­ется Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афон­ский. – Нашей Пре­слав­ной Церкви дано Духом Святым разу­меть тайны Божии». Всю пол­ноту истины, полу­чен­ную от Христа, апо­столы воз­ве­стили Церкви ( Деян.20:27 ). По слову св. Иринея Лион­ского, апо­столы поло­жили в Цер­ковь все, что отно­сится к истине. Будучи «стол­пом и утвер­жде­нием истины» ( 1Тим.3:14 ), Цер­ковь хранит бого­от­кро­вен­ные веро­учи­тель­ные истины, назы­ва­е­мые дог­ма­тами.

При­знаки истин­но­сти сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния:

Хри­сти­ан­ское учение об откро­ве­нии

Из книги про­фес­сора Иван Михай­ло­вич Андре­ева (Андре­ев­ского) «Пра­во­слав­ная апо­ло­ге­тика»

Слово «откро­ве­ние» озна­чает сверхъ­есте­ствен­ное откры­тие Богом непо­зна­ва­е­мых истин людям. Чело­век есть часть мира. Мир создан без уча­стия чело­века. Чело­век огра­ни­чен вре­ме­нем своего рож­де­ния и смерти и про­стран­ством своего пре­бы­ва­ния. Как часть не может познать целого, так и чело­век не может познать всего. Он не может сам, соб­ствен­ными силами ума постичь ни пер­во­при­чины всего суще­ству­ю­щего, ни смысла своей и миро­вой жизни, ни цели все­лен­ной. Эти вопросы, кото­рые встают и тре­буют раз­ре­ше­ния в созна­нии каж­дого чело­века, нераз­ре­шимы чело­ве­че­ским умом. Един­ствен­ный воз­мож­ный способ раз­ре­ше­ния этих и многих других насущ­ней­ших духов­ных запро­сов заклю­ча­ется в откро­ве­нии. Если Бог захо­чет открыть людям эти непо­зна­ва­е­мые истины, тогда и только тогда чело­век сможет познать их.

Бог захо­тел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Еди­но­род­ного Сына, Гос­пода нашего Иисуса Христа, Кото­рый принес людям истину, способ ее позна­ния (метод или путь позна­ния истины) и под­лин­ную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Хри­стос ( Ин.14:6 ).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ).

Никто нико­гда не гово­рил так, как име­ю­щий власть откры­вать истину.

Хри­стос есть пол­нота бого­от­кро­вен­ной истины. Его устами гово­рил Сам Бог, каждое слово Его было абсо­лют­ная чистая истина. Ибо Сам Он, Спа­си­тель мира, был Сын Божий, был истин­ный Бог.

Откро­ве­ние совер­ша­лось посте­пенно. Гос­подь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сна­чала Он дал, через чудес­ные и дивные явле­ния при­роды и ее зако­нов, так назы­ва­е­мое есте­ствен­ное откро­ве­ние. Затем дал сверхъ­есте­ствен­ные откро­ве­ния через духо­нос­ных про­ро­ков и через чудес­ные явле­ния в чело­ве­че­ской исто­рии. И нако­нец, дал полное бла­го­вест­ное откро­ве­ние в Сыне, Бого­че­ло­веке Христе.

В состав вся­кого сверхъ­есте­ствен­ного откро­ве­ния непре­менно входит: пред­ска­за­ние буду­щего, рас­кры­тие тайн Божиих и разъ­яс­не­ние таких рели­ги­озно-нрав­ствен­ных истин, кото­рые пре­вы­шают все воз­мож­но­сти и спо­соб­но­сти чело­ве­че­ского позна­ния.

Откро­ве­ние при­роды (как окру­жа­ю­щей чело­века, так и самого чело­века, глав­ным обра­зом его созна­ния) гово­рит о том, что вне чело­века, над ним, т. е. выше его, есть при­чина, сила и муд­рость твор­че­ского начала, сви­де­тель­ству­ю­щая о нали­чии Выс­шего Суще­ства, име­ю­щего харак­тер лич­но­сти, т. е. что суще­ствует Бог. Все так назы­ва­е­мые дока­за­тель­ства бытия Божия есть резуль­тат этого есте­ствен­ного откро­ве­ния.

Чест­ный и нор­маль­ный чело­ве­че­ский ум через рас­смот­ре­ние при­роды мира и при­роды соб­ствен­ного созна­ния при­хо­дит к убеж­де­нию в суще­ство­ва­нии Бога. И только лука­вый или ненор­маль­ный ум может Его отри­цать.

«Сказал безу­мец в сердце своем: нет Бога» ( Пс.13:2, 52, 2 )…

Но кроме убеж­де­ния в суще­ство­ва­нии Бога, чело­век желает и лич­ного с Ним обще­ния.

Рели­гия начи­на­ется не с при­зна­ния Бога (это, соб­ственно говоря, задача фило­со­фии), а с обще­ния с Ним. Это обще­ние чело­века с Богом невоз­можно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так назы­ва­е­мое сверхъ­есте­ствен­ное откро­ве­ние.

Кроме под­раз­де­ле­ния откро­ве­ния на есте­ствен­ное и сверхъ­есте­ствен­ное, раз­ли­ча­ются еще и другие виды откро­ве­ния: непо­сред­ствен­ное и посред­ствен­ное, внеш­нее и внут­рен­нее.

Непо­сред­ствен­ное откро­ве­ние есть сооб­ще­ние Самим Богом тех или других рели­ги­оз­ных истин избран­ни­кам-людям (напри­мер, про­року-бого­видцу Моисею).

Посред­ствен­ное откро­ве­ние бывает тогда, когда оно сооб­ща­ется людям через бого­вдох­но­вен­ных лиц (напри­мер, про­ро­ков) или высших разум­ных существ – Анге­лов (напри­мер, бла­го­ве­стие Деве Марии).

Внеш­ним откро­ве­нием назы­ва­ется самый факт сооб­ще­ния истины, а внут­рен­ним – факт усво­е­ния сооб­щен­ного. Для послед­него необ­хо­димо сверхъ­есте­ствен­ное вдох­но­ве­ние, кото­рое обычно опре­де­ля­ется словом «бого­вдох­но­ве­ние».

Обычно «бого­вдох­но­вен­но­стью» обо­зна­ча­ется сверхъ­есте­ствен­ное воз­дей­ствие Духа Божи­его на про­ро­ков и апо­сто­лов, под наи­тием Кото­рого они пра­вильно изъ­яс­няли сооб­щен­ные им откро­ве­ния и верно изла­гали их в свя­щен­ных книгах. Такие свя­щен­ные книги полу­чали наиме­но­ва­ние «бого­вдох­но­вен­ных».

Источник

Религии откровения

Чем для религии является откровение. Смотреть фото Чем для религии является откровение. Смотреть картинку Чем для религии является откровение. Картинка про Чем для религии является откровение. Фото Чем для религии является откровение

Авраами́ческие (или авраамитические) рели́гии — монотеистические религии, происходящие из общей древней семитской традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму. Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Содержание

Определение

К авраамическим религиям относятся:

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень). В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Происхождение

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической религии древних евреев (иудаизм), получившей распространение на территории древних царств Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале 1 тысячелетия до н. э.

В I веке н. э. на территории Иудеи возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудаизма, однако кардинально его реформировавшее.

В VII веке н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований.

Сходства и различия

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора. В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается. Ветхий Завет христианской традиции практически полностью соответствует еврейскому Танаху.

Иисус

Различия начинаются в восприятии личности Иисуса и Евангелия. Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в Христианстве, Иудаизме и Исламе.

Иудаизм не признаёт Иисуса как Мессию, тем более, не признаёт его божественность. В иудаизме Иисус и Евангелие не почитаются вообще.

В христианстве Иисус почитается Сыном Божиим Единородным, Мессией, Искупителем грехов, Спасителем человечества. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Евангелие почитается как слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски Иса), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Марии, но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Аллаху сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему. По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), которую христиане грубо исказили.

См. также

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Религии откровения» в других словарях:

Религии — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ — в самом общем значении филос. размышления о религии. При таком понимании Ф.р. представлена множеством различных направлений, трудов, суждений, высказанных более чем за двухтысячелетнюю историю философии. Их содержание и мера новизны могут быть… … Философская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ — ФИЛОСОФИЯ ОТКРОВЕНИЯ религиозно философское учение, разработанное Шеллингом в 1830 50 х IT. Изложено в многочисленных лекционных курсах, прочитанных в Мюнхене и Берлине. Основная задача философское обоснование и истолкование основ… … Философская энциклопедия

Сравнительное изучение религии — (вернее наука о религии) позитивная наука, занимающаяся историей эволюции религиозных явлений в связи с другими факторами психической и социальной жизни человечества. Главные науки, из которых С. изучение религии черпает материал для своих… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

История религии — Обелиск с религиозными текстами. Религия (от лат. religio составное латинское слово. Лига союз, соединение, ре приставка, означающая возвратный характер действия. Все вместе воссоединение ) одна из форм общественного сознания, обусловленная… … Википедия

Авраамические религии — Карта, показывающая распределение авраамических (розовый) и индийских (жёлтый) религий на планете … Википедия

Философия религии — значимая составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории. Конкретное содержание этой составной части постоянно обогащалось, сама разработка проблем Ф. р. осуществлялась с различных мировоззренческих позиций. Проблематика Ф … Русская Философия. Энциклопедия

Критика религии — критика концепции, обоснованности и практики религии, включая связанные политические и общественные подтексты. Критика религии имеет длинную историю, начиная с первого столетия до н.э. в Древнем Риме и «О природе вещей» Тита Лукреция Кара, и… … Википедия

МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ — (WORLD RELIGIONS) Представление о том, что лишь некоторые религии относятся к числу «мировых», является проблематичным потому, что большинство религиозных движений претендуют на универсальность. Традиционно к мировым относят авраамические религии … Социологический словарь

«ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ» — курс, к рый Г. В. Ф. Гегель читал в Берлинском унте в 1821, 1824, 1827 и 1831, впервые опубликован в 1832. В «Л.» заметно сказался консерватизм системы Гегеля. Задача философии религии оказывается апологетической: философии надлежит показать… … Атеистический словарь

Источник

Христианское учение об откровении

Чем для религии является откровение. Смотреть фото Чем для религии является откровение. Смотреть картинку Чем для религии является откровение. Картинка про Чем для религии является откровение. Фото Чем для религии является откровениеСлово «откровение» означает сверхъестественное открытие Богом непознаваемых истин людям. Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Бог захотел этого и открыл людям истину. Он послал на землю своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, Который принес людям истину, способ ее познания (метод или путь познания истины) и подлинную жизнь (ибо без помощи Божией не может быть вечной жизни). «Я есмь путь и истина и жизнь», – сказал Христос (Ин. 14, 6).

В другом месте Он сказал: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5).

Никто никогда не говорил так, как имеющий власть открывать истину.

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, был Сын Божий, был истинный Бог.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные и дивные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Христе.

В состав всякого сверхъестественного откровения непременно входит: предсказание будущего, раскрытие тайн Божиих и разъяснение таких религиозно-нравственных истин, которые превышают все возможности и способности человеческого познания.

Откровение природы (как окружающей человека, так и самого человека, главным образом его сознания) говорит о том, что вне человека, над ним, т. е. выше его, есть причина, сила и мудрость творческого начала, свидетельствующая о наличии Высшего Существа, имеющего характер личности, т. е. что существует Бог. Все так называемые доказательства бытия Божия есть результат этого естественного откровения.

Честный и нормальный человеческий ум через рассмотрение природы мира и природы собственного сознания приходит к убеждению в существовании Бога. И только лукавый или ненормальный ум может Его отрицать.

«Сказал безумец в сердце своем: нет Бога» (Пс. 13, 2; 52, 2)…

Но кроме убеждения в существовании Бога, человек желает и личного с Ним общения.

Религия начинается не с признания Бога (это, собственно говоря, задача философии), а с общения с Ним. Это общение человека с Богом невозможно без помощи Божией. Вот эту помощь-то и дает так называемое сверхъестественное откровение.

Кроме подразделения откровения на естественное и сверхъестественное, различаются еще и другие виды откровения: непосредственное и посредственное, внешнее и внутреннее.

Непосредственное откровение есть сообщение Самим Богом тех или других религиозных истин избранникам-людям (например, пророку-боговидцу Моисею).

Посредственное откровение бывает тогда, когда оно сообщается людям через боговдохновенных лиц (например, пророков) или высших разумных существ – Ангелов (например, благовестие Деве Марии).

Внешним откровением называется самый факт сообщения истины, а внутренним – факт усвоения сообщенного. Для последнего необходимо сверхъестественное вдохновение, которое обычно определяется словом «боговдохновение».

Обычно «боговдохновенностью» обозначается сверхъестественное воздействие Духа Божиего на пророков и апостолов, под наитием Которого они правильно изъясняли сообщенные им откровения и верно излагали их в священных книгах. Такие священные книги получали наименование «боговдохновенных».

О природе откровения часто высказывались и высказываются ложные воззрения. Их необходимо разоблачить. Знаменитый философ еврей Филон Александрийский и некоторые христианские сектанты древности (например, так называемые монтанисты) высказывали взгляд, что для восприятия откровения необходимым условием следует признать особое состояние бессознательного экстаза. В новое время подобный взгляд был высказан в протестантском богословии XVII–XVIII веков. По этому учению, лица, сподобившиеся быть провозвестниками Божественных откровений, сами не сознавали этих откровений, а воспринимали их пассивно и были только техническими передатчиками Божественной благодати. Это учение глубоко ложно. Самое понятие откровения предполагает принимающий его разум. Отнимать свет разума у человека в момент откровения нет никакого основания, ибо сам разум дан человеку Богом именно для познания истины!

Крайне рационалистические взгляды на природу откровения сводятся к отрицанию возможности сверхъестественного откровения и попыткам свести его к откровению только естественному. Все эти попытки оказываются бесплодными, ибо приводят к неразрешимым противоречиям. Анализ понятия абсолютной истины приводит к дилемме: либо такая истина непостижима, либо может быть только богооткровенной и сверхъестественной.

Пантеистическое понятие об откровении фактически сводится к отрицанию откровения. Если природа есть Бог, то Ему некому и не в чем открываться. В философских пантеистических системах откровение понимается как самооткровение Бога в человеческом духе. По учению, например, Гегеля, абсолютный дух вечно и разнообразно открывается в разнообразных видах (в природе, в человеческом духе, в истории человечества); он открывается не человеку, а в человеке, приходя в нем к самосознанию. Таким образом, знание человека о Боге, в сущности, есть знание Бога о Себе Самом.

В истории новейшей философии были попытки построения целых сложных теорий об откровении.

Одной из таких теорий, получивших значительное распространение, была теория немецкого философа Шлейермахера, жившего в первой половине XIX века. Шлейермахер считал чудом всякое жизненное явление, ибо ни одно явление жизни не может быть до конца понято. Расширяя так понятие чуда, он тем самым отрицал явления чудесного, как его понимает христианство. Откровением Шлейермахер признавал всякое новое, выдающееся явление человеческого духа, свойственное гениям. Таким образом, сверхъестественное, по его мнению, есть то же естественное, только чрезвычайно редкое и исключительное по значению в человеческой жизни.

Эта смесь деизма с пантеизмом полна противоречий. Произвольно и чрезмерно расширяя понятия чуда, откровения, вдохновения, Шлейермахер делает их расплывчатыми и ничего не объясняющими.

Часто среди философов нового времени высказывалось сомнение в возможности сверхъестественного откровения. Проблема сверхъестественного откровения по существу упирается в проблему чуда вообще. Если возможно чудо (см. главу о проблеме чуда), то возможно и сверхъестественное откровение. Вера в него зависит от доброй или злой воли человека. Истинность откровения, кроме рационалистического обоснования, окончательно доказывается прагматически, опытным путем христианской жизни.

Вопрос о критерии истинного откровения принадлежит к числу серьезных вопросов апологетики христианства, а потому и подлежит более тщательному рассмотрению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *