Чем для тебя оказался интересен 18 век
Интегрированный урок литературы, истории, МХК по теме «Наш XVIII век»
Разделы: Литература
Технологии, применяемые на уроке:
Системные требования: сеть ИНТЕРНЕТ, мультимедийный ПК с цифровым оптическим проектором, предустановленная “MS Power Рoint” на базе “MS Windows XP”; непосредственно файлы проектов.
Демонстрация презентации, созданной учителем.
XVIII век был давно. Сколько поколений отделяет нас от той эпохи. Но что же дало возможность Юрию Лотману утверждать: “Это время, …которому – нравится это нам или нет – принадлежим и мы.”? Именно это нам с вами сегодня на уроке и предстоит выяснить. А для этого вам придется найти ответы на вопросы, которые есть у вас в карточках-информаторах. Работать вы будете в группах. Рассказ о ключевых событиях 18 века будут готовить “историки”, раскрыть круг проблем в обществе того времени предстоит “социологам”, познакомят класс с творениями великих мастеров 18 века “искусствоведы” и расскажут о деятелях литературы, творивших в 18 веке, проведших реформы в области языка, “литературоведы”. Информацию вы найдете в ИНТЕРНЕТ и частично в моей папке “Наш 18 век”. Чтобы ваш рассказ был более интересным, насыщенным, я предлагаю вам создать презентацию в Power Point. У каждого из вас есть таблица, в которую вы будете заносить факты, имена, даты, названия, о которых услышите сегодня на уроке. Я рекомендую вам быть внимательными к рассказу ваших “коллег”, поскольку домашнее задание будет связано непосредственно с тем, о чем будет идти речь на уроке.
2. Работа детей в группах.
Дети рассаживаются по группам (вопрос о том, кому в какой группе работать, решается заранее в целях экономии времени). На подготовительную работу отводится 2 урока, еще один урок на выступление групп (по 5 минут), обсуждение ответов и рефлексию.
3. Защита мини-проектов.
Учитель. Давайте вместе вспомним историю России XVIII века и ту роль, которую сыграли реформы Петра I в судьбе нашей страны. О сути и результатах петровских реформ споры не утихают и по сей день. Одни считают их огромным шагом вперед в развитии России, другие – шагом не в ту сторону, третьи считают, что страна была отброшена назад. Но как бы там ни было, этот шаг был сделан именно в XVIII веке. И потому это столетие стало переломным в истории России. Итак, слово нашим “историкам”.
Учитель. Усилиями Петра, его единомышленников и последователей было создано новое государство, сильное, богатое, жесткое, с мощной, неустрашимой армией, могучим флотом. Но сама по себе армия не побеждает, флот сам по себе не плавает, государство одними указами управлять не может. Нужны люди, на которых бы государство опиралось: офицеры, дипломаты, юристы, ученые, чиновники. Начиная с Петровских реформ растет и множится новое сословие – дворянство. Об этом и не только рассказывают “социологи”
Учитель. Действительно, дворянин стал новым человеком в русской истории. Его главная обязанность, жизненное предназначение – служить. Раньше служили кому-то лично: боярину, князю, царю. Дворянин должен служить государству, России. Дворянин – служащий государства, но не раб. Хорошо служить, достойно представлять державу будет только свободный, образованный человек с чувством собственного достоинства. (Посмотрите, как это актуально сегодня! )
Это тоже заслуга Петра, русского из русских. “Он не побоялся перенести столицу ближе к Западной Европе, сменить костюм русских людей, переменить многие обычаи”, – пишет академик Д.С.Лихачев. Но “не во внешнем суть культуры”.“Русская культура – открытая культура, культура добрая и смелая, все принимающая и все творчески осмысливающая”. Пожалуйста, “искусствоведы”, вам слово.
Учитель. Действительно, необходимо было создать культуру нового типа. Но вы-то теперь знаете, что на голом месте культура не вырастает. Можно пригласить для строительства Петербурга знаменитых итальянских архитекторов, для работы в Академии наук – немецких ученых, для воспитания детей – французских гувернеров. Но ведь не пригласишь французских или английских писателей создавать новую русскую литературу! А. С. Пушкин однажды сказал: “Словесность наша явилась вдруг в XVIII столетии”. Почему же “вдруг”? Что послужило тем толчком, что Россия из отсталого государства где-то на задворках Европы вдруг стала великой державой, с которой невозможно было не считаться, которая создала не только свою армию, флот, промышленность, но и величайшую литературу? Выступают “ литературоведы”.
4. Подведение итогов.
Учитель. Я благодарю всех выступавших “специалистов”. Все вы совершенно верно отметили главное: Петровская эпоха была отмечена духом вольного поиска, это великий сдвиг: мир перевернулся, стереотипы разрушены, вся жизнь лишь устанавливается. Давайте же ответим на главный вопрос нашего урока, почему же 18 век – “наш”?
Ученики (примерные ответы):
5. Обобщение учителя.
Когда мы вспоминаем 18 век, то сразу на ум приходят грандиозные преобразования, великие, в первую очередь петровские реформы, ознаменовавшие собою коренной перелом в общественной и политической жизни русского народа и всего государства в целом.
Петровские реформы сообщили русской культуре и экономике такое ускорение, что облик России полностью изменялся на протяжении одной человеческой жизни. Это время действительно было временем великих преобразований, временем огромной духовной работы, проделанной лучшими его людьми, которые счастливое устройство на земле видели в образовании и науке. XVIII век был веком людей энергичных и любознательных, которым хотелось постичь все, что делается на этом свете, которые тяготели ко всему неожиданному, нарядному, праздничному, дающему пищу уму и воображению.
Итак, не только XVIII век, но и все последующие века делает Человек. Его стараниями и добрыми помыслами люди когда-нибудь достигнут совершенства. Так давайте же будем трудиться с таким же вдохновением, как это делали люди в великую эпоху – эпоху Просвещения.
7. Домашнее задание:
Используя материалы урока (таблицу), ответь на вопросы:
Презентация по литературе в 9 классе «Наш 18 век»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Наш XVIII век Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро… А.Н.Радищев Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин
План урока Историческая эпоха. Реформы Петра I. Новая русская литература. Понятие о классицизме.
«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.Толстой
Дворянство Кто такой дворянин? Каковы обязанности дворянина? Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство?
Новая русская литература Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания. О.Проскурин
XVIII век Традиции Древнерусская литература Западноевропейская литература Русский фольклор Античная литература Новаторство Обличение пороков Герой – русский, православный человек Новая русская сатира, драма, проза Идеи государственности и просвещения
Писатели XVIII века Д.И.Фонвизин Г.Р.Державин
Писатели XVIII века Н.М.Карамзин А.Н.Радищев
Понятие о классицизме Классицизм – художественное направление (течение) в искусстве и литературе XVII – XVIII веков. Литературное (художественное) направление – единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
Классицизм От лат. «classikus» – образцовый Абсолютная монархия Франция – Людовик XIV (XVII в.) Россия – Пётр I (XVIII век) Воспитание человека в духе верности государству Культ разума, рационализм
Эстетические принципы Принцип «подражания природе». Ориентация на античное искусство. Простота, стройность, логичность композиции произведения. Общественная, гражданская проблематика. Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.
Эстетические принципы Строгая иерархия жанров. Теория «трёх штилей». Чёткое деление героев на положительных и отрицательных. Выделение одной ведущей черты в характере героя. «Система амплуа». Правило «трёх единств».
Большой каменный театр. Б.Петерсон. 1806
г.Пушкин. Павильон Концертный зал. г.Пушкин. Камеронова галерея
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
Ф.С.Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763
И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764
Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой. А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.
Жанры Высокие Средние Низкие трагедия ода эпопея научная поэзия элегия послание комедия басня сатира
Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите. Никола Буало. Поэтическое искусство.
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать. Никола Буало. Поэтическое искусство. Герои классицизма
Правило «трёх единств» Время – 1 день Место – 1 дом Действие – 1 конфликт
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечет; Лишь в этом случае оно нас увлечет. Н.Буало. Поэтическое искусство.
Домашнее задание Письменно ответить на вопросы: Чем для тебя оказался интересен 18-й век? Что тебя удивило, заставило задуматься? Какой вопрос ты, россиянин 21-го века, задал бы М.В.Ломоносову?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-250184
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Россияне чаще американцев читают детям страшные и печальные книжки
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ
Время чтения: 1 минута
Исследования вакцины для детей младше 12 лет начнутся с 2022 года
Время чтения: 1 минута
Апробацию новых учебников по ОБЖ завершат к середине 2022 года
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
(приложение к вопросу).
«Какой из эпизодов «Слова?
«Какой из эпизодов «Слова.
» оказался наиболее интересен для вас и почему?
Актуальность литературы 18 века?
Актуальность литературы 18 века?
Дайте короткий ответ на вопрос какова роль классицизма в литературе 18 века?
Дайте короткий ответ на вопрос какова роль классицизма в литературе 18 века.
Назовите несколько отличий литературы второй половины 19 века от литературы первой половины 20 века?
Назовите несколько отличий литературы второй половины 19 века от литературы первой половины 20 века.
Какие вопросы поставлены в русской классической литературе 19 века актуальны и сегодня?
Какие вопросы поставлены в русской классической литературе 19 века актуальны и сегодня?
Жанры литературы 19 века?
Жанры литературы 19 века.
Написать сочинение на тему «Что вас интересует в литературе»?
Написать сочинение на тему «Что вас интересует в литературе».
Зделайте вопросы к приложениям?
Зделайте вопросы к приложениям.
Написать сочинение «Что вас интересует в литературе»?
Написать сочинение «Что вас интересует в литературе».
Чем современна литература 18 века?
Чем современна литература 18 века?
1) Какая была порода у собаки в произведении 2)кем по профессии был хозяин? 3)Как относился хозяин к своему питомцу? 4)Каким по характеру рос пес? 5)какие травмы на войне получил(хозяин) главный герой произведения? 6)Что происходит с хозяином и к..
Белеет парус одинокой В тумане моря голубом. Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном. Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит. Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним лу..
И стоит берёза под моим окном.
Тема в стихотворение заключается в том, что лето заканчивается и наступает осень. На полях остались остатки ржи, которую уже скосили. Птицы уже начинают улетать в тёплые страны. Ночь начинает брать своё и удлиняться с каждым днём.
Робин Гуд Малыш Джон Леди Мариан Леди Клак Принц Джон Шериф Ноттингема.
Презентация к уроку литературы «Наш 18 век»
Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы «Наш 18 век»»
Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро…
Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке.
«Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости. Трещит и рушится старый мир. Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.»
Новая русская литература
Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания.
Понятие о классицизме
Культ разума, рационализм
Франция – Людовик XIV (XVII в.)
Воспитание человека в духе верности государству
Россия – Пётр I (XVIII век)
Большой каменный театр.
г.Пушкин. Павильон Концертный зал.
г.Пушкин. Камеронова галерея
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1785
А.П.Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773
И.Н.Никитин. Портрет канцлера графа Г.И.Головкина. 1720-е
А.П.Антропов. Портрет статс-дамы М.А.Румянцевой. 1764
Неизвестный художник. Портрет Е.Р.Дашковой.
А.П.Лосенко Портрет актёра Ф.Волкова.
Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно, И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея. Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите.
Никола Буало. Поэтическое искусство.
Теория «трёх штилей» М.В.Ломоносова
Средний: общеупотре-бительные слова
Редко, не нарушая стиля
Низкий : разговорные, простонародные слова
Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. От недостойных чувств пусть будет он свободен И даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.
Никола Буало. Поэтическое искусство.
Правило «трёх единств»
Н.Буало. Поэтическое искусство.
Наш XVIII век
Новая русская литература.3.
Понятие о классицизме.« Первое десятилетие XVIII века являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости.
Трещит и рушится старый мир.
Европа, ждавшая совсем не того, в ужасе и страхе глядит на возникающую Россию.» А.Н.
Толстой Кто такой дворянин? Каковы обязанности дворянина? Как вы думаете, почему именно в XVIII веке появилось новое сословие – дворянство? Русская поэзия XVIII века была одушевлена пафосом эпохи – пафосом созидания.
– единство творчества ряда писателей, возникшее в определённых исторических условиях: единство целей, принципов изображения, выбора форм.
«» – образцовый Абсолютная монархия Франция – Франция – Людовик XIV (XVII в.)в.) Россия – Пётр Россия – Пётр I (XVIII век) век) Воспитание человека в духе человека в духе верности государству Культ разума, рационали зм1.
Принцип « подражания природе».2.
Ориентация на античное искусство.3.
Простота, стройность, логичность композиции произведения.4.
Общественная, гражданская проблематика.5.
Основные герои – цари, полководцы, государственные деятели.6.
Строгая иерархия жанров.7.
Теория « трёх штилей».8.
Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.9.
Выделение одной ведущей черты в характере героя.
10.« Система амплуа».11.
Правило « трёх единств».
Большой каменный театр.
Большой каменный театр.
Павильон Концертный зал.
Камеронова галерея Камеронова галерея Жак Луи Давид.
Клятва Жак Луи Давид.
Прощание Гектора А.П.
Портрет канцлера Портрет канцлера графа графа Г.И.
Портрет статс дамы Портрет статс дамы М.А.
1764 Неизвестный художник.
Лосенко Портрет А.П.
Лосенко Портрет актёра Ф.
Писать отточенно, изящно, вдохновенно, Порою глубоко, порою дерзновенно,И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след Они оставили на много дней и лет, Вот в чем Трагедии высокая идея.
Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите.
Поэтическое Никола Буало.
Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Высокий: Высокий: церковносла вянизмы+ Редко, не нарушая стиля Средний: Средний: общеупотре бительные слова+++ Жанры Лексика Высокие Средние Низкие Низкий : разговорные, простонародные слова ++ Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободенИ даже в слабостях могуч и благороден! Великие дела он должен совершать.
Поэтическое Никола Буало.
Лишь в этом случае оно нас увлечет.
1.Классицизм в переводе означает «образцовый».
ДА 2.В России классицизм появился в XVII веке.
НЕТ 3.Задача классицизма – изображение человеческих чувств, переживаний.
НЕТ 4.Герои в произведениях классицизма строго делятся на положительных и отрицательных.
ДА 5.Для классицизма не характерно обращение к общественной, гражданской проблематике.
НЕТ 6.Ода относится к низким жанрам.
НЕТ 7.Трагедия относится к высоким жанрам.
ДА 8.Для драматургии классицизма характерно соблюдение правила трёх единств.
ДА 9.М.В.Ломоносов создал теорию «трёх штилей».
ДА 10.Писатели-классицисты – М.Ломоносов, Г.Державин, Д.Фонвизин.
ДА Чем для тебя оказался интересен 18 Чем для тебя оказался интересен 18 й век?й век? Что тебя удивило, заставило Что тебя удивило, заставило задуматься? задуматься? Какой вопрос ты, россиянин 2 Какой вопрос ты, россиянин 21 го века, задал бы М.В.