Чем дольше я учу английский тем больше
Как я подтянула английский до уровня Advanced, сдала IELTS и переехала в Сингапур
Репетиторы, «Ютуб» и 4 часа занятий в день
Говорят, что каждый полученный навык преображает жизнь. Овладение английским изменило мою всего за год.
Мой уровень в марте 2020 — A2 ( Pre-Intermediate ). Весной 2021 я уже сдала IELTS на 7 из 9 — это С1, или Advanced, — и поступила в университет в Сингапуре. Язык действительно можно освоить за год. В подтверждение рекомендую документалку о преподавателе испанского, который за год выучил арабский.
Я занималась и с репетиторами, и самостоятельно, поэтому в статье много ссылок на ресурсы, которыми я пользовалась, и размышлений о подготовке к международному экзамену.
Как победить выгорание
С чего начинала
Я училась английскому со 2 по 11 класс, но в школе было неинтересно. Я так и не научилась говорить, выражалась примитивными фразами и понимала только простейшие тексты. В РЭУ имени Г. В. Плеханова английский проходил похоже. Вырос словарный запас, но не более того.
По работе я время от времени пользовалась английским: пять лет руководила гастрольным отделом в театральном агентстве. Но в заграничных командировках почти нет времени на общение и прогулки по городу. В концертных залах, например, в Канаде всегда есть российские организаторы, которые помогают с переводом.
Когда в марте 2020 отменились гастроли и ввели локдаун, я в очередной раз начала учить английский, точнее, продолжила. У меня не было конкретной цели вроде отъезда за рубеж. Просто дома было скучно, а занятия помогали абстрагироваться от нагнетающей обстановки. Тогда я и подумать не могла об учебе в другой стране.
Когда с января того же года я начала заниматься в Skyeng, то мне определили уровень языка. Есть два способа: знания оценит или методист на занятии, или специальный виджет, который следит за выполненными упражнениями и ошибками. По всем аспектам у меня был начальный уровень A2, а в говорении и вовсе А1.
Как подсесть на английский: репетитор и языковой обмен
Мой школьный и университетский опыт сводился к зубрежке правил. Приходишь на занятие, слушаешь очередную лекцию — и будет прекрасно, если скажешь хотя бы несколько предложений на английском. Скучно и тошно, я ничему не научилась. В этот раз я воспользовалась несколькими сервисами и приложениями, которые удержали внимание.
Skyeng. Я начала в январе, но потеряла несколько месяцев, пока искала хорошего преподавателя. Первая преподавательница сухо объясняла правила, вторая постоянно отвлекалась на смартфон. После каждого такого занятия я бросала уроки на месяц.
На третий раз, уже в марте, я позанималась с потрясающим репетитором Олей. Она не грузила занудством учебников, а разговаривала со мной. И я поняла, чего мне так не хватало все эти годы — общения на английском. Поначалу краснела, раскапывая в голове архивы иностранных слов и конструкций, и речь была примерно такой: «Yesterday I went в продуктовый with my mom and… Э-э-э… А как сказать?» Но после каждого урока чувствовала себя очень счастливой. Даже со всеми ошибками и неправильным произношением английский впервые был не в тягость.
я потратила на 88 занятий в Skyeng
Программу обучения и выбор материала я оставляла за преподавателем, но она всегда спрашивала о моих пожеланиях, уточняла, в какой теме я чувствую себя неуверенно. Давала домашние задания и советовала фильмы, сайты, что почитать. Работа принесла плоды: по словам преподавателя, с марта по май я вышла на уровень B1 — Intermediate.
Языковой обмен. Я решила не ограничиваться Skyeng, и в апреле 2020 года зарегистрировалась в приложениях для общения с иностранцами. Среди HelloTalk, HiNative и Tandem последний понравился мне больше всего.
«Тандем» похож на мессенджер для полиглотов: указываешь, какой язык учишь, и переписываешься с носителем. Можно и созваниваться, не раскрывая номер телефона. Можно найти в «Тандеме» иностранцев, живущих в вашем городе, и договориться о личной встрече. Для новичков будет полезен переводчик, встроенный в диалоговое окно, а неадекватных пользователей быстро блокируют. После регистрации профиль одобряют в течение недели, на деле же уведомление приходит минут за 20.
Опытные пользователи сразу отправляют голосовые, но я боялась и долгое время отвечала текстом. Поначалу держала открытым переводчик: проверяла перевод и только затем копировала сообщение и отправляла собеседнику.
Так у меня было с парнем из США. Он учил русский по методу Пимслера всего пару месяцев, но владел им очень хорошо. Суть этого метода — слушать записи с фразами, которые повторяются десятки раз и в разных ситуациях, читать книжки по грамматике не обязательно.
Мы с первого дня созванивались по видео в «Вотсапе». Я чувствовала себя комфортнее, начав знакомство на родном языке и постепенно вводя английскую речь. По опыту я бы посоветовала сразу созваниваться по видео, так вы быстрее найдете общий язык с собеседником. В непонятной ситуации всегда можно что-то объяснить на пальцах, нарисовать или указать на вещь.
По ходу каждого урока и диалога я записывала любые новые слова и конструкции, которые найду или повторю позже. Беседуя, делала заметки для партнера прямо в мессенджере. Заметки помогли мне лучше понять и русский, и английский. В общении задумываешься о вещах, на которые раньше не обращал внимание: о произношении, значении слов.
Из любопытного: если русским плохо дается межзубный звук th или буква R, то иностранцам особенно трудно с ш/щ, а также и/ы: они не слышат разницу
Как обезопасить себя в живом общении:
Самостоятельное изучение
Я учила английский и после уроков — по сериалам, видео на «Ютубе», адаптированным книгам и тестам. Расскажу о каждом способе подробно.
Сервис стоит 299 Р в месяц. В 20 числах каждого месяца сервис присылает предложение «два месяца по цене одного» в рассылке, подпишитесь на нее после регистрации. Чем крупнее подписку оформляете, тем выгоднее.
На Ororo.tv я смотрела несколько сериалов.
«Великую» — абсурдный сериал про Екатерину Вторую с Эль Фаннинг в главной роли. Смотреть его было проще, чем следующее шоу, но я узнала много новой лексики. Встречались такие фразы:
— I suffer the blows of your disdain daily → «По мне каждый день бьет твое презрение».
— A means to disseminate dissent → «Средство для распространения инакомыслия».
«Утреннее шоу» — самый сложный для меня сериал из-за количества сленга и скорости речи. Смотрела его в августе, на пятый месяц учебы, постоянно останавливала серии и переводила слова или перематывала и слушала заново.
«Подходящего жениха» — индийский сериал на английском языке о значимости выбора жизненного партнера. Ставлю его на первое место в личном рейтинге за шикарные диалоги без выраженного акцента, отсутствие мата и сюжет с погружением в традиции Индии. Думаю, в самый раз для уровня Intermediate.
Индия — бывшая британская колония, в стране свой стиль английского. Сеттинг сериала — 50-е годы прошлого века, и тогда формальности в общении были сильнее. Пара интересных выражений:
— Attempted murder carries a life sentence → «Покушение на убийство карается пожизненным заключением».
— And this is why you summoned me from Kolkata? — «И поэтому вы вызвали меня из Калькутты?»
— «A little decorum, please» → «Немного приличия, пожалуйста».
«Друзей», мне кажется, потянут даже новички с уровнем A2 ( Pre-Intermediate ). В сериале нет сложных диалогов, а декорации и действия актеров зачастую подсказывают, о чем идет речь.
«Социальная дилемма» — документалка о социальных сетях и их роли в нашей жизни. С одной стороны, понять фильм просто за счет визуальных образов, с другой, лексика, связанная с человеческим поведением и мышлением, вызывала у меня трудности. Переводчик всегда был под рукой.
«Сексуальное просвещение» — сериал о парне-девственнике, который за деньги консультирует ребят из своей школы насчет отношений.
Смотрела все подряд на канале TED. Поначалу пользовалась русскими субтитрами, а затем сразу пересматривала с английскими. Вот несколько видео, которые особо запомнились.
Выступление информатика Сугаты Митры об истории современной образовательной системы и эксперименте «дыра в стене». Митра в стене какого-нибудь здания в индийской деревне помещал компьютер и уходил, никому ничего не объяснив. Интерфейс был на английском. У детей из такой деревни прежде не было доступа в сеть, английский они тоже не знали. По словам Митры, через пару месяцев ребята хорошо осваивали язык — благодаря интернету и желанию учиться. Да, в детстве изучение языка дается проще за счет пластичности мозга, но для меня эта история о тяге к знаниям.
«Как выучить любой язык за полгода» — Крис Лонсдейл за 6 месяцев овладел мандаринским диалектом китайского с нуля. Его видео помогло мне понять, что освоение иностранного языка дается быстрее, чем кажется.
Лекция Тима Урбана «Что происходит в голове у прокрастинатора». Мне запомнилась метафора лектора о штурвале и обезьянке. Когда не хотелось заниматься английским, я представляла, как обезьянка пытается отобрать управление жизнью, и я зачастую переставала лодырничать.
Еще смотрела развлекательные передачи:
И образовательные видео:
Поначалу читала с карандашом, ставила метки над непонятными словами. Как правило, исписывала всю страницу. Рядом держала телефон с открытым переводчиком или онлайн-словарем от «Лингво». Я часто ими пользовалась, но потом поняла: теряю фокус и контекст произведения. Дальше словарем я пользовалась, только прочитав книгу до конца.
В мае-июне того же года уже покупала книги уровня Intermediate. Интересных адаптаций для этого уровня больше.
В порыве я купила неадаптированную версию «Войны и мира»: читала несколько страниц на русском, затем на английском. Мне понравилось, но с произведением я промахнулась и многому не научилась, поскольку язык в нем устаревший.
Покупала «Бриджит Джонс», «Дьявол носит „Прада“», «451 градус по Фаренгейту», «О дивный новый мир» в оригинале, но даже сейчас мне непросто их читать. А вот две части «Гарри Поттера» летом прочла от корки до корки.
Пока училась в Skyeng — до сентября 2020 — полагалась не только на задания преподавателя, но и придумывала дополнительные испытания. Допустим, мы разобрали модальные глаголы, но я что-то не до конца поняла. После урока искала тесты по пройденной теме, добавляя к ней слово «упражнения» — modal verbs exercises. Учебниками не пользовалась, хотя у меня и были два издания грамматики Мерфи.
Со временем подобрала удобные мне сайты.
Преподаватели на engVid рассказывают о прошедших временах и разнице между ними или, например, о культурных различиях между носителями и теми, для кого английский — второй язык. Под каждым выпуском есть тест.
На AgendaWeb много тестов по разным темам: 68 штук по модальным глаголам, 17 по фонетике. Доступ ко всему бесплатный и без рекламы. Но оформление заданий часто отличается, сбивая с толку.
Мой фаворит — Perfect English grammar. Много упражнений, нет навязчивой рекламы, все бесплатно. Тесты состоят из 20 вопросов, каждый ответ можно проверить отдельно или просто посмотреть правильный. В каждом тесте есть ссылка, по ней — объяснение грамматики по теме.
Почему мне не понравились приложения для изучения английского
Сколько я их ни скачивала, впечатлили одно-два. Упражнения на перевод с родного языка на иностранный и наоборот надоедают. То и дело с экрана машет анимированное животное, после каждого нажатия какой-то звук, различные баллы, нет четкой структуры. Такой подход мне не по душе, и приложения быстро надоедают.
В одном приложении меня удивило, что даже с платной подпиской ты не можешь сразу открыть нужную тему — сначала потрать время и выполни предыдущие! В Duolingo есть основы для новичков, но слов мало, и даже в платной версии я не нашла грамматической справки, которая так нужна, особенно новичкам.
Положительно оценю разве что Lingualeo. В приложении есть курс грамматики, и мне он показался адекватным: хорошая структура, интересные задания и оформление, нет надоедливых звуков. Бесплатных функций немного, но мне понравилось, что можно просто так поиграть в слова с другими пользователями, кто быстрее отгадает. Подписка стоит 2290 Р в год.
стоит подписка на год в Lingualeo
В Busuu я выбрала уровень Upper-Intermediate (В2). На мой взгляд, тексты и большая часть слов были очень легкими
Как я сдавала IELTS и поступала в Сингапур
У меня экономическое образование, но уже во время учебы поняла: это не то, чего хочу. Планировала бросить, но в итоге дотянула до выпуска. Потом попала в театральное агентство и закрутилась в разъездах на пять лет.
Меня всегда тянуло к творчеству, и вот уже несколько лет я вышиваю, интересуюсь конструированием и дизайном одежды. Но чтобы стать профессионалом в этой сфере и найти работу, нужно образование.
С одной стороны, кажется, что Сингапур — неочевидный выбор, ведь даже как туристическое место он не слишком популярен у россиян, что уж говорить об образовании. Кроме того, Сингапур больше подходит для работы, а не для эмиграции. Там почти невозможно получить гражданство, редко — постоянное резидентство. Но я остановилась на Сингапуре по нескольким причинам:
Задумываться о поступлении начала еще в августе 2020, но, полистав сайты художественных вузов Сингапура, быстро откинула идею. Обучение без гранта стоит около миллиона рублей в год, как подать заявку на грант, я тоже не знала. Еще нужны портфолио, тест на знание английского — у меня не было ничего.
Но вот наступил конец сентября, и я обнаружила, что одновременно создаю портфолио в школе шитья и готовлюсь к IELTS. Университет, который я выбрала, принимает IELTS, TOEFL и SAT, но по ощущениям первый популярнее в России, поэтому его и выбрала.
IELTS — международный экзамен, который оценивает навыки аудирования, письма, чтения и устной речи. С сертификатом IELTS можно поступить в иностранный вуз. О системе оценок, об устройстве экзамена и о ценах в своей статье подробно рассказала Ира Шустова, а я объясню, как готовилась к экзамену — и почему без репетитора сложно.
Если коротко — чтобы сдать IELTS, нужно готовиться именно к IELTS, а не просто знать английский. Большинство заданий проверяют не знание языка, а умение излагать мысли и общий уровень развития. Поэтому я искала репетитора, который будет знать процесс изнутри.
Оля из Skyeng не сдавала IELTS, и я понимала, что мне нужен преподаватель, который знает процесс изнутри. В сентябре 2020 года я наткнулась в «Инстаграме» на Алию. Она несколько раз сдавала IELTS, поступила по гранту в Германию на лингвиста, преподает и английский, и немецкий. Почитала ее советы и написала ей. Тем более мне предстояло оформление гранта — и ее опыт был очень кстати.
я потратила на репетитора по IELTS
IELTS — во многом шаблонный экзамен. Я думаю, к тесту по аудированию и чтению возможно подготовиться самостоятельно, решая задания, знакомясь со стратегиями выполнения на «Ютубе». Если чего-то не знаешь, в бланке ответа можно выбрать вариант наугад.
Говорение и письмо — творческая часть, тут многое зависит от собственных знаний. Вместе с тем важно соблюдать логику экзамена, структуру письма, использовать определенную лексику. Эссе было для меня самым сложным: раньше я не писала сочинения на английском — и точно не на сложные темы. Поэтому и нужен человек, который направит, укажет на ошибки. При подготовке я сочиняла 2—4 эссе в неделю, остальное время посвящала тестам по чтению и аудированию.
Бесплатные англоязычные ресурсы по IELTS ниже проверила Алия. Как я убедилась, на российских сайтах частенько попадается неверная или устаревшая информация, поэтому я перестала ими пользоваться.
IELTS Buddy. Часто искала там примеры эссе и читала советы. Минус — много рекламы, от которой мой ноутбук сильно нагревался.
IELTS Online Tests — тесты на главной странице: самые актуальные IELTS Mock Tests и IELTS Recent Actual Tests with Answers за 2018 год. Можно тренировать все аспекты экзамена, но говорением и письмом я там не занималась, поэтому за качество не поручусь. Тесты сложнее, чем в официальных книгах по IELTS от Cambridge, мой средний балл на этом сайте — от 5,5 до 6,5, соотносимо с уровнем В2.
IELTS Liz — много примеров по части письма и типовых эссе.
E2 Language — тесты по всем частям IELTS. Например, можно потренировать прохождение карт в аудировании: вам показывают фото местности и далее идет описание, на котором вам нужно сориентироваться и дать правильные ответы.
E2 IELTS — много качественных видео на все темы.
English Speaking Success — канал англичанина, сфокусированный на говорении. Автор часто ведет интерактивные вебинары, дает задания, задает интересные вопросы.
IELTS Liz — отличные советы, но последнее видео вышло пять лет назад.
Fastrack IELTS — канал ведет девушка из Казахстана, живущая в Лондоне. Она раза три сдавала IELTS и набирала высокие баллы, дает дельные советы.
Pete Jones — просто суперканал, Пит проводит интервью в формате экзамена и после оценивает их. Именно его передачи помогли мне с устной речью:
Минимальный балл для моего вуза — 5.0, но я переживала, что все завалю, и занималась по 2—4 часа каждый день. У меня спрашивали, как я успевала гулять, встречаться с друзьями — а вот никак.
Примерно за полтора месяца до сдачи я тестировалась по формату экзамена: 40 минут на аудирование, 1 час на чтение, 1 час на два эссе, устная речь — отправляла голосовые сообщения преподавателю. Тренировка помогла морально и физически подготовиться к трехчасовому марафону.
Обязательно нужно учить словосочетания, идиомы, пополнять словарный запас. Хорошо помогает учебник English Collocations In Use. Преподаватель порекомендовала мне уровень C1 (Advanced), но есть учебник для B1 (Intermediate). Слова из этого учебника встречались постоянно, советую.
Письмо. Задания мне присылал преподаватель, я выполняла их и отправляла обратно. Алия проверяла, и мы на уроке разбирали каждый текст. Темы разные: экология, преступность, окружающая среда. По каждой нужен хороший словарный запас, чтобы не употреблять одно слово несколько раз. Я читала много эссе, написанных не только на высокий балл, но и на 5—6 баллов. Это помогает понять, за что снижают оценку и каких ошибок избегать. Хорошие примеры — на IELTS Buddy.
Чтение. Перед тестом советую ознакомиться со стратегиями решения у Аси на ютуб-канале Fastrack IELTS. Одно из самых каверзных заданий — «правда, неправда, не указано». В текстах есть контраргументы или сложные синонимы: если их не знать, можно упустить смысл предложения.
Сначала я прошла все тесты на Ieltsonlinetests, далее прорешала все задания в официальных учебниках Cambridge.
Аудирование. Сначала тоже тренировалась на Ieltsonlinetests, там сложные материалы. Когда прошла все тесты, занималась на ютуб-канале The IELTS Listening Test (проверяйте комментарии, порой встречаются ошибки в ответах), тесты слушала на полуторной скорости. Первые будут даваться сложнее всего, но со временем привыкнете и станете лучше понимать сказанное. Посмотрите видео о структуре этой части экзамена у IeltsLiz и стратегии решения у Аси.
Устная часть. Практиковалась с преподавателем за полтора месяца до теста. С этой частью было проще, так как в последние полгода я каждый день общалась с носителем по видео, все уроки с учителем тоже были на английском. После занятия преподавательница отправляла мне задания, и я в формате экзамена записывала ей голосовые. Получалось не с первого раза. Прослушивание собственных ответов — отдельное испытание, оказавшееся очень полезным.
Вот где рекомендую тренировать устную речь, если нет преподавателя:
Сдача экзамена и переезд
Как я поняла, запись закрывается по мере набора либо за три дня до сдачи экзамена. На протяжении всего теста обязательно нужно носить маску, людей рассаживают на дистанции, к тому же любое читерство наказуемо, в кабинете находится наблюдатель и висят камеры. А по истечении отведенного времени на каждую отдельную категорию (в чтении, говорении и эссе) экран автоматически блокируется.
На эссе мне попался вопрос: « Должны ли дети нести такое же наказание за совершенные преступления, как и взрослые? Согласны ли вы с этим?» На чтении был текст про какой-то психологический эксперимент, древнегреческий город и археологические раскопки.
Результаты IELTS я получила на день рождения, и это был лучший подарок. Даже несмотря на то, что экзамен я сдала на 7.0, прекрасно понимаю, что мое реальное знание языка ниже. Как я говорила, у IELTS определенный формат, к которому ты готовишься. У меня свободное владение грамматикой на уровне В2. Есть куда расти.
После экзамена я начала отшивать творческое портфолио, собирать и переводить документы на грант. Подавала бумаги только в один вуз, NAFA, и на одно направление — Fashion Design. В остальных университетах мне не подошла программа.
Непросто пришлось с мотивационным письмом. Моя преподавательница, собирая документы в немецкий вуз, написала о себе целый лист, сингапурцы же требовали 150 слов. Поупражнялась в лаконичности. Была и новая, бюрократическая терминология. Переводила много слов, читать все условия и правила нужно внимательно.
Самое душещипательное для меня даже сейчас — официальная переписка с университетом или, например, министерством. До этого я неформально общалась с друзьями или писала сухие эссе, которые могут показаться грубыми. Найти баланс помогает виджет от Grammarly. Он ищет ошибки и по эмодзи показывает, как звучит ваше письмо для собеседника.
В конце концов я собрала все документы, и в апреле получила грант на обучение на 30 000 сингапурских долларов, или 50% от общей стоимости. В мае также получила скидку на год в 1800 сингапурских долларов. Учеба длится три года, затем еще три года работы в Сингапуре, это контракт по гранту.
Один год учебы с учетом гранта обойдется мне в 8860 сингапурских долларов, это почти 500 тысяч рублей. В стоимость входят студенческая страховка и административные сборы.
Я оплачиваю обучение из собственных средств, но банки Сингапура дают студенческие кредиты на лояльных условиях. Работа позволяет часть задач выполнять удаленно, а часть делегировать. Администрирование гастролей я уже передала другому человеку. Также я консультирую артистов по социальным сетям и контенту. У подработки в Сингапуре есть свои нюансы, но сначала я думаю освоиться.
В августе я улетаю из России, в день приземления в Сингапуре начнется двухнедельный карантин в гостинице и обучение.
Что мешает выучить английский и как это исправить
Я учила английский 18 лет.
Я из Екатеринбурга. С шести лет я ходила в кружок по английскому, потом учила язык в школе, с репетиторами и в вузе. Сейчас у меня диплом переводчика, а последние семь лет я работала маркетологом в языковой школе. Там я тоже прошла два курса английского — и только тогда достигла уровня С1, пятого из шести возможных по системе CEFR. Это значит, что я свободно говорю, понимаю сложные тексты и речь с акцентом, а еще использую язык для работы.
Но до этого среди коллег я чувствовала себя неполноценной. Как и многие ученики школы, я долго не могла освоить язык. Они тоже ходили по репетиторам, смотрели сериалы на английском, скачивали самоучители, но все равно топтались на одном уровне.
Как маркетолог, я анализировала и обсуждала с преподавателями проблемы таких учеников. В итоге поняла, что мешает учить английский, и лично для себя это исправила. Делюсь с вами своими открытиями.
Чтобы выучить английский, за 18 лет я потратила 119 820 Р
Почему язык мне не давался
То, насколько легко и быстро дается английский, зависит от ваших способностей. Чем лучше развиты логика, восприятие и память, тем проще учить язык. Некоторые ученики не могут продвинуться в английском, потому что их мозг просто к этому не готов.
Но чаще прогресса нет по более простым причинам. У меня их было шесть.
Не было четкой цели. В школе я не могла определиться, кем хочу быть, а в университете поняла, что перевод — это не мое. Путешествовать или эмигрировать я не планировала, а англоязычных друзей у меня не было. Без стимула я часто пропускала занятия и не могла похвастаться хорошими оценками.
Но потом я устроилась на работу — и поняла, зачем мне английский. Там пришлось писать на нем письма, зачитывать на экзаменах инструкции и общаться с иностранцами. У меня появилась мотивация, чтобы разбираться в правилах, стилях речи, учить новые слова и практиковаться в разговоре.
Не подходили преподаватели. Некоторые из них мне просто не нравились. Например, школьная учительница была старательной, но плохо знала язык: все время повторяла одни и те же фразы и непонятно объясняла правила.
А у репетитора был прекрасный английский, но она на пол-урока выдавала мне учебник по грамматике и шла пить чай. В общем, грамматика до сих пор вызывает у меня отторжение.
С другими преподавателями мне было психологически трудно. Помню, как в университете они оценивали не результат работы, а мою личность и пугали отчислением. Так и пропадало желание ходить на пары.
Не подходил формат. После школы и университета я пробовала заниматься с преподавателями в «Скайпе». Но тогда онлайн-формат только появлялся и был неудобным. Я хранила упражнения в виде фото на телефоне, новые слова искала в чате, а задания — в почте. В итоге путалась и часто забывала что-то выучить.
Потом я поняла, что мне подходят занятия в группе. Мне нравится общаться и чувствовать поддержку, к тому же в группе есть соревновательный эффект.
Не подходила методика. Раньше в большинстве школ учились по грамматико-переводной методике: осваивали правила языка и переводили тексты. В итоге у меня не было проблем с чтением и переводом, но говорить на английском я не могла.
Есть и другие методики. Например, коммуникативная учит общаться, а проектная — презентовать свои идеи на английском. К тому же их можно комбинировать. Какие выбрать, зависит от ваших целей.
Было неинтересно. В школе меня заставляли читать скучные тексты про Шекспира и смотреть мультфильмы про Маззи, которые мне не нравились. А в университете я переводила академические и технические тексты. Все это не было связано с моей жизнью, и язык казался мертвым и скучным.
Не хватало денег. Преподаватели на работе объяснили мне, что у каждого ученика свои особенности, поэтому индивидуальные занятия — самые эффективные, на них я бы быстро закрыла пробелы в знаниях. Но я не могла платить 12 000 Р за восемь занятий в месяц. Поэтому занималась в группе: для сотрудников это было бесплатно, а иначе бы стоило 4400 Р в месяц. Однако я просила дополнительные задания, чтобы отработать ошибки, или сама находила материал в учебниках и приложениях.
Эти проблемы я осознавала постепенно — когда работала с клиентами и чувствовала, что во мне отзывается их боль. А потом стала решать их шаг за шагом.
Как сделать ремонт и не сойти с ума
Поэтому не рассчитывайте, что уровень точно отразит знания. Его нужно узнать просто для ориентира.
Я считаю, что невозможно освоить английский бесплатно и самостоятельно. Уроки на «Ютубе», самоучители и приложения не учат активно применять язык. Из моих знакомых сами выучили английский только преподаватели другого иностранного языка. Они уже знали, как подбирать материал и анализировать ошибки, а практиковались с носителями.
Если вы не преподаватель иностранных языков, лучше заниматься с профессионалом. Такие занятия бывают групповыми и индивидуальными, в языковой школе или с репетитором, в онлайне и в офлайне, с носителем или без. Главное — найти самый эффективный формат из всех, что вы можете себе позволить.
В группе или индивидуально. Групповые занятия подойдут, если уровень языка ниже В2 и нет срочных целей. Например, английский нужен для карьерного роста и вы хотите прилично владеть им только через пару лет.
Но если через три месяца вам нужно выступать на англоязычной конференции, выбирайте индивидуальные занятия. Они эффективны и когда ваш уровень B2 или выше. Там вы отработаете только те навыки, что нужны.
Индивидуальные уроки подойдут и тем, кому нужен гибкий график. Если вы не можете учиться по расписанию, группа не будет переносить уроки ради вас, а индивидуальный преподаватель сможет.
Прогресс в группе зависит от того, сколько людей там занимается. На мой взгляд, 4—5 человек — это отлично, 6—8 — нормально, а больше 8 — плохо. В больших группах не все успевают говорить на занятиях, а преподаватель проверяет задания наспех.
Зато чем больше людей в группе, тем дешевле. По работе я исследовала рынок и считаю, что для Екатеринбурга оптимальная стоимость группового обучения — 5000—5500 Р в месяц. При условии, что занятия идут дважды в неделю по полтора часа, а в группе не более 8 человек. И на курсе должна быть продуманная программа и хороший преподаватель.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
В языковой школе или с репетитором. Мне кажется, преимущество школы в том, что она дает гарантии: если занятия вам не понравятся, за них можно вернуть деньги. И учить будут по проверенной стандартной программе, с которой можно ознакомиться заранее. А репетитор без рекомендаций или отзывов — как кот в мешке: неизвестно, каким он окажется и стоит ли своих денег.
В хороших школах есть целые методические отделы. Они разрабатывают курсы, адаптируют учебные материалы и следят за результатами учеников, чтобы улучшить курс. А репетиторы ориентируются на собственное чутье. Еще школы предлагают дополнительные плюшки: дискуссионные клубы и приложения. Репетитор такого не предложит.
Зато, по моему опыту, заниматься с репетитором дешевле, чем в школе. Ведь он не платит методистам и маркетологам и не арендует помещение. Правда, совсем мало просят специалисты с плохой квалификацией. А есть и неоправданно дорогие школы, которые поднимают цены, чтобы сделать красивый ремонт, крутой сайт или побольше денег вложить в рекламу. Хотя там учатся по обычным школьным учебникам, а преподают студенты.
Р за 60 минут. Это более адекватная цена. Источник: «Профи-ру»» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Онлайн или вживую. Онлайн-занятия не сильно отличаются от тех, что в офлайне. Разница только в том, что при онлайне не нужно никуда ездить и страдать из-за душного помещения. Зато нужно больше дисциплины: в классе нет соблазна отвлечься на телефон, не будут мешать коты или дети.
Хорошие онлайн-школы это учитывают. Они подбирают эмоциональных преподавателей, делают программу разнообразной и стараются удерживать внимание учеников. Еще там не надо покупать учебники, все задания интерактивные, а материалы собраны в одном месте.
Некоторые онлайн-школы предлагают только индивидуальные занятия, в других есть и варианты с группами. Так что выбрать нужный формат можно и онлайн, и очно.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
С носителем или с русскоязычным преподавателем. Носитель нужен тем, чей уровень выше В2: им требуется больше языковой практики. Еще он научит понимать конкретный акцент.
Но с носителями есть подвох: школы часто называют так всех иностранцев. Хотя на самом деле носитель — это тот, кто вырос и жил в стране, где английский — официальный язык. А еще знание языка не гарантирует, что человек будет хорошо его преподавать. Для этого нужны педагогические навыки. Так что, если соберетесь заниматься с носителем, узнайте, из какой он страны, и изучите его резюме.
Когда вы выбираете формат, главный критерий — это эффективность. Даже если вы хотите сэкономить, от этого не должно страдать качество занятий. Если уроки вам совсем не по карману, а учить английский хочется, можно найти работу, где предлагают скидки на обучение или бесплатные занятия. Так получилось и у меня.
Универсального, идеального учителя не существует. Одни ученики просят строгого преподавателя, другие — женщину постарше, а кому-то важно, чтобы она была замужем.
Я считаю, что такие критерии только мешают найти подходящего педагога — того, чья квалификация будет вас устраивать и на чьих занятиях вам будет комфортно.
Квалификацию можно оценить заранее: спросите, есть ли у преподавателя международные сертификаты. Они бывают двух типов: CELTA, TEFL и TESOL подтверждают, что учитель умеет преподавать английский, а TOEFL, IELTS, CAE, CPE — что он владеет языком. Лучше, если есть сертификат первого типа.
Если преподаватель покажет языковой сертификат, проверьте, какой в нем уровень. Если у вас А1, А2 или В1, то у преподавателя должен быть не ниже В2. А если ваш уровень В2, выбирайте преподавателей с C1 или C2.
Если нет сертификата, это не значит, что преподаватель плох, но оценить его уровень получится только на занятиях. Например, у моей школьной учительницы я заметила скудный словарный запас. Она все время говорила «It’s interesting» и «Yes, I see», так что новым словам мы у нее не научились.
А другой мой преподаватель не любил отвечать на дополнительные вопросы. Он путался и спешил перейти к новой теме. Скорее всего, он и сам во многом не разбирался.
С кем вам комфортно, можно узнать только на занятиях. Если вы энергичны, то вам не подойдет преподаватель, который учит медленно и методично. Вы потеряете интерес и снова бросите английский.
Грамотный преподаватель будет интересоваться вашими целями и увлечениями, поймет ваш мир и сможет вас мотивировать. Еще он будет адаптировать занятия под вас. Например, воссоздавать ситуации общения, с которыми вы столкнетесь после переезда или на работе. В итоге вы получите и прикладные знания.
Так было с двумя моими преподавателями в языковой школе. Сначала я узнала их как коллег, мы хорошо общались. Они были моего возраста, и у нас нашлись общие ценности. Потом уроки с ними проходили весело, мне нравилось, как они меня мотивируют.
Преподаватели хвалили меня за задания, которые я хорошо выполнила, но тщательно разбирали ошибки и тактично делали замечания, если я пропускала занятие. Все это вселяло в меня уверенность и чувство ответственности. И даже когда было сложно, я не бросала, а шла к преподавателям за помощью.
Подумайте, зачем вам английский: об этом обязательно спросят и репетитор, и администратор в языковой школе. «Просто для себя», «для работы» и «для путешествий» — это не ответы. Лучше использовать технику SMART: поставить конкретную, измеримую, достижимую, реалистичную и ограниченную по времени цель.
Как правильно поставить цель при изучении английского
❌ Нет | ✔️ Да |
---|---|
Просто для себя | Сдать кембриджский тест на уровень С1 в мае |
Для работы | Через три месяца подготовить коммерческое предложение на английском без помощи коллег |
Для путешествий | Поехать в отпуск весной и заказать там ужин без «Гугл-переводчика» |
Если вы выберете индивидуальные занятия, преподаватель проверит ваши знания и поможет установить сроки. Делать это самим бессмысленно: цель может оказаться недостижимой, вы разочаруетесь и снова забросите английский.
Если будете заниматься в группе, преподаватель тоже поможет со сроками. Останьтесь после одного из первых занятий, расскажите про свою цель и спросите, когда можно достичь ее с вашим уровнем.
Я хотела подтянуть английский, чтобы быстрее писать письма и не краснеть в обществе иностранных коллег. Моей первой целью было подготовиться к экзамену TOEFL за шесть недель и сдать пробный тест. Преподаватель посоветовала мне стремиться к 72 баллам из 120, но в итоге я получила 78. Это был уровень B2.
После этого я нацелилась на С1. С ним я бы комфортно справлялась с рабочими задачами, лучше понимала англоязычные статьи, курсы и материалы. Я пошла на групповой курс общего английского. Целью было за год повысить уровень и подтвердить это тестом. И у меня получилось.
Но будьте осторожны: некоторые школы и репетиторы обещают недостижимые результаты. По моему опыту, в среднем человек способен освоить один уровень за год. При условии, что будет заниматься дважды в неделю без больших перерывов.
На стандартных групповых курсах обычно занимаются два раза в неделю, а на интенсивных — три.
Количество индивидуальных уроков подскажет преподаватель. Оно зависит от цели, уровня вашей дисциплины и того, как быстро вы усваиваете материал. Обычно это тоже два раза в неделю. Но если у вас уровень A2 и через три месяца надо работать на международной выставке, придется заниматься каждый день.
Если уровень выше В2, а цель — подтянуть какой-то навык, то можно и сэкономить. Занимайтесь раз в неделю, а в остальное время учитесь самостоятельно. По моему опыту, лучше выделять по 15 минут каждый день, чем раз в неделю учиться по три часа.
Главное — не пропускать занятия и не делать больших перерывов, иначе прогресса не будет.
Я уже упоминала, что есть много методик обучения. Вот самые популярные.
Коммуникативная. Сейчас ее чаще всего используют в школах. Она развивает устную речь и помогает применять иностранный язык в разных жизненных ситуациях.
Проектная. Она дополняет коммуникативную: ученики делают индивидуальные или групповые проекты по реальным жизненным задачам. А потом презентуют их.
Метакогнитивная. Вы самостоятельно планируете обучение, ставите цели и контролируете результаты. А преподаватель просто помогает.
Грамматико-переводная. По ней вы просто переводите тексты и делаете упражнения. Методика устарела, но все равно часто применяется.
Методика может вам просто не нравиться или не подходить под ваши цели. Например, недавно мой знакомый занимался с репетитором, чтобы подготовиться к путешествию. Репетитор месяц гонял его по грамматико-переводной методике, хотя в поездке больше нужен разговорный навык.
Узнайте у репетитора или в школе, по какой методике будете заниматься, и прочитайте о ней. Если вы такую уже пробовали и не достигли результата, лучше попробовать другую. А хорошие репетиторы и школы часто комбинируют несколько методик: в моей школе на общем курсе была коммуникативная и проектная, а когда готовились к экзаменам — метакогнитивная.
Как-то мы изучали и обсуждали тему социальной ответственности бизнеса. Затем каждый выбрал настоящую компанию, изучил ее деятельность в этой сфере и сделал презентацию. Причем выступил в роли представителя этой компании. В презентации нужно было использовать новые слова и грамматические структуры, говорить не по бумажке и следить за интонацией. Это пример проектной методики обучения.
Есть и другие подходы: в прямом упор делается на устную речь, в лексическом — на изучение новых слов, а в аудиолингвальном нужно постоянно повторять за преподавателем стандартные фразы и конструкции.
Грамотный педагог владеет несколькими методиками и поможет выбрать подходящую.
Программа и учебник — инструменты преподавателя. Студенту не нужно глубоко в них разбираться, но познакомиться все же стоит. Обоснованная программа поможет вам двигаться к цели, а преподавателю — отслеживать прогресс.
Программа. Репетитор должен наметить план на первых занятиях. Однако если у вас специфическая цель или большие пробелы в знаниях, то у него может не быть списка задач на месяцы вперед. Но все же расспросите, что и в какой последовательности будете изучать. Например, если ваша цель — хорошо писать, в программе должен быть упор на этот навык. И не стесняйтесь спрашивать, зачем вам те или иные темы.
Если вы выбираете групповые занятия в школе, план курса будет на сайте или в личном кабинете. А иногда преподаватель выдает его распечатку. У нас на общем курсе была стандартная схема: в начале каждого месяца нам выдавали таблицу с активностями на все восемь уроков и домашние задания.
Посмотрите, близки ли вам темы из плана и подходят ли они по возрасту. Взрослым с карьерными целями лучше изучать работу и бизнес, а не природу и хобби. Еще убедитесь, что по плану вы не только расширите кругозор, но и получите навыки в английском. Ведь ваша задача — именно освоить язык.
Учебник. Если вы будете учиться по учебнику, убедитесь, что издание достаточно новое. Язык меняется, и не стоит заниматься по книгам из прошлого века. Еще здорово, если учебник доступен не только в бумажной, но и в электронной версии. И если к нему есть интересные интерактивные задания.
На моем курсе как раз был такой комплект — Navigate издательства Oxford University Press. У меня был бумажный вариант, но преподаватель на уроке использовала электронный. Она выводила его на экран, включала видео, показывала правильные ответы и вписывала слова в упражнения прямо на интерактивной доске.
Также к нему прилагался тренажер для компьютера, а еще можно было установить приложение с заданиями на телефон.
Учить язык должно быть интересно. Включайте английский в повседневную жизнь: смотрите фильмы, сериалы и «Ютуб», читайте новости. Например, если вы планируете эмигрировать, найдите блоги о жизни за границей, подпишитесь на сообщества экспатов в соцсетях и читайте статьи в изданиях нужной страны.
У меня есть правило: потреблять весь англоязычный контент только в оригинале. Например, я смотрю на английском зарубежные сериалы. С точки зрения языка мне нравится «Закусочная Боба»: там много разговорных фраз и игры слов. А сериал «Голяк» помогает потренироваться с акцентами.
Иногда я слушаю подкасты: The Copyblogger — для работы, Fake Doctors, Real Friends — для веселья.
Но больше всего я люблю читать. В университете нам задавали классику: Джека Лондона, Сомерсета Моэма и Джона Голсуорси. Они казались мне сложными и скучными, и я долго не хотела читать на английском.
Но потом подруга привезла мне современный роман с элементами мистики — и меня затянуло. Это был The Shadow of the Wind Карлоса Руиса Сафона. Автор — испанец, но роман перевели на английский. С тех пор я спокойно читаю на английском. Люблю Нила Геймана, научно-популярную литературу и некоторых классиков: Оруэлла, Бернарда Шоу и Оскара Уайльда.
Но чтобы учить язык, советую современных авторов: Донну Тартт, Маргарет Этвуд, Ханью Янагихару, Джулиана Барнса, Кадзуо Исигуро, Стивена Кинга. В их книгах живой язык, а реалии более понятны. Из них вы узнаете слова и конструкции, которые можно использовать в жизни. А вот реплики аристократов из классики вряд ли принесут пользу.
Современная литература на английском недешева: от 800—1000 Р за книгу. Но я беру их в екатеринбургской библиотеке имени Белинского. Для этого оформила договор в отделе международной литературы, плачу за абонемент 500 Р в год.
Если ходить на занятия нерегулярно и не делать домашние задания, вы не продвинетесь в английском. В этом я убедилась, когда наблюдала за учениками школы. Они винили преподавателя, хотя тот был ни при чем. Но гораздо хуже, что эти ученики сомневались в своих способностях и теряли шанс хоть когда-нибудь выучить английский.
Домашние задания. Закреплять знания очень важно. Когда вы повторяете новый материал, он укореняется в памяти.
Мне нравится популярная техника интервального повторения. По ней нужно много раз повторять слова, которые написаны на карточках, но постоянно увеличивать интервалы между повторениями. Чтобы пользоваться этой техникой, достаточно скачать приложение. В Quizlet много готовых наборов карточек к разным учебникам. Но я использовала Anki: там можно бесплатно создавать персональные наборы карточек.
Регулярность занятий. В английском — как в тренировках: если не заниматься регулярно, то мышцы ослабеют и придется начинать сначала. Только вместо мышц задействуются нейронные связи, которые формируются и укрепляются в процессе обучения. Они позволяют быстрее находить нужные слова и строить предложения по конструкциям, которые вы отработали. Чтобы эти связи не распадались, навыки важно отрабатывать.
Чтобы видеть прогресс, нужно регулярно проверять свои знания. В этом мне помогали проекты, тесты и экзамены.
Проекты были промежуточными аттестациями в языковой школе. В конце каждого месяца мы выступали и показывали, что усвоили за это время. А преподаватель ставил оценки и советовал, над чем еще поработать. Так кроме долгосрочной цели у меня появлялись промежуточные. Они были простыми и понятными, и я очень радовалась, когда их достигала. Это мотивировало двигаться дальше.
Тесты. Я уже писала про недорогие тесты, которые помогут проверить уровень. Но когда у вас есть наставник, он может предложить какие-то свои. Моя школа использовала общие тесты от издательств и отдельно проверяла устную и письменную речь.
Тест, проект или экзамен покажут, есть ли у вас прогресс и на что обратить внимание. После них вы с преподавателем сможете скорректировать программу, сосредоточиться на том, что не удалось, и быстрее достичь цели.
Если хотите выучить английский
И да. Когда я переехала в общагу при институте, моя новая соседка увидела в моем багаже самоучитель французского и попросила что-нибудь ей прочесть. После этого она выдала: «На кой ляд я бьюсь головой об английский, когда есть такой прекрасный язык как французский?» На английском языке свет клином не сошёлся. Всегда можно попробовать какой-нибудь другой и радоваться жизни!
Anastasiya, согласна с вами.
- Чем дольше я живу тем меньше я знаю
- Чем дольше я учу английский