Чем дольше я живу тем более фантастической представляется мне жизнь достоевский смысл
2 в: Сочинение — рассуждение «Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому, что можно назвать вероятностью в человеческой жизни»
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
2 в: Сочинение — рассуждение «Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому, что можно назвать вероятностью в человеческой жизни»
Одной из проблем данного текста, над которой размышляет Н. Михайлов, является поиск смысла жизни. Зачем человек пришел в этот мир? Зачем ему даровано это чудо – жизнь? Как он растрачивает свои годы? Эта проблема, на мой взгляд, очень актуальна, потому что многие люди живут, не задумываясь, просто прожигают жизнь. Год проходит за годом, а они только собираются что-то сделать, чего-то достичь. Но все время откладывают начинания, о чем и говорит автор текста в предложении 27.
Когда-то русский писатель Н. Островский писал, что «жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Так же мыслит и Н. Михайлов. Он считает, что каждый человек должен что-то сделать в своей жизни, чтобы она не была прожита впустую. В качестве примера автор рассказывает о жизни калеки Григория Журавлёва, который, не имея ни рук, ни ног, смог все же заниматься любимым делом. Он рисовал иконы, затем расписывал церковь. Это доставляло порой физические страдания, но Григорий Журавлёв не сдавался и добивался поставленной цели.
Я согласен с мнением автора. В жизни человека должен быть какой-то смысл. Он должен не просто коптить небо, а сделать что-то, чтобы, завершая свой жизненный путь, мог быть уверен, что годы потрачены не зря, что «удивительное чудо – жизнь» он использовал на пользу себе и другим. Мне на память пришел рассказ Е. Носова «Живое пламя», в котором красные маки приобретают аллегорическое значение – жизнь ради других людей. Пусть она короткая, но такая же яркая, как жизнь маков на клумбе. Жизнь, прожитая во всю силу, яркая.
О смысле жизни, о ее назначении на протяжении веков задумываются многие мыслители, писатели. Лев Николаевич Толстой в своих произведениях проводит героев через различные испытания. Но эти испытания помогают им найти свой путь, свое предназначение. Мучительны поиски князя Андрея и Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир». Князь Андрей только перед смертью понял, в чем же именно заключается смысл его жизни, в чем она – правда человеческого существования на земле. Но реализовать себя не успел. А вот Пьер Безухов нашел свое предназначение и пошел к намеченной цели, несмотря на то, что это может быть путь, полный лишений и страданий. Но он не одинок. Его страдания разделит самый близкий и родной человек – жена Наташа Ростова. Она тоже искала себя и нашла свое предназначение в служении семье: мужу и детям, которых обожала.
Мы, будущее поколение, не вправе просто существовать. Мы должны найти свой путь, свое предназначение в этом прекрасном мире. Ведь жизнь человека – самое дорогое, что у него есть!
(Н.Рерих.1934г.) « Суеверия, предрассудки, предубеждения во все века одолевали человека. Всегда находились своеобразные инквизиторы, желавшие втиснуть истину в свои клещи. Познание всегда ограничивали страхом костра.»
Модель сочинения-рассуждения по тексту Н. Рериха.
Прочитав текст Н. Рериха, я задумалась над поднятой автором проблемой. Она заключается в том, что представители новых течений в сферах человеческой деятельности иногда позволяют себе незаслуженно отвергать опыт предыдущих поколений мыслителей, ученых, творцов. К1. Формулировка проблемы исходного текста.
По мнению автора, это происходит потому, что молодая наука или культура, защищая себя, принижает значение более ранних достижений, не задумываясь о том, что они являются ее же основой, фундаментом. Вне всяких сомнений, сегодняшние деятели, посвящающие себя служению людям, должны как можно чаще обращаться к опыту предков.
Н.Рерих полагает, что погружение в изучение наследия былых времен открывает для творца новые горизонты, дает возможность развиваться, расти, перенимать опыт, собираемый веками. Таким образом, осмыслив старое, человек может создать что-либо невиданное, новое, яркое, заслуживающее всеобщее внимание и восхищение.
Я согласна с мнением автора, потому что и современная жизнь, и более ранние эпохи предоставляют множество примеров, подтверждающих позицию Н.Рериха.
Во-первых, А.С.Пушкин – гений, солнце русской поэзии – черпал вдохновение из фольклора. Сказки, былины, предания подарили нам «Руслана и Людмилу», «Песнь о вещем Олеге», а история подсказала поэту темы для «Капитанской дочки», «Бориса Годунова».
Во-вторых, печальный опыт футуристов подтверждает необходимость изучения прошлых достижений для создания нового. Приверженцы этого движения были несомненно талантливы, и их произведения получили признание, но футуризм не стал развиваться, а впоследствии поэты – футуристы вернулись в своем творчестве к классической школе. Поэтому, я полагаю, что осмысление проблемы, поднятой автором, поможет избежать многих ошибок и пробудить уважение и почтение к мудрости веков.
А Солженицын «Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, неподалеку. Эта золовка потом по разным поводам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне умершую.»
Автор, описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовные качества и мелочность окружающих ее людей. Она была во много раз богаче духовно, чем ее золовка, муж, селяне, которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она была бескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочь людям. Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится этот мир, но, в наш век поклонения деньгам и роскоши, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из ряда вон выходящее, при этом не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми.
Я согласна с мнение автора, потому что сама сталкиваюсь с подобными ситуациями как в жизни, так и в литературе.
Матрениной безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти. К4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни странно, считаются в нашей действительности малодушием и бесхребетностью. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над своим отношением к людям, подобным Матрене, и уметь разглядывать в их заурядных и, как может нам казаться, глупых поступках широту человеческой души.
Проблема смысла жизни, предназначения человека..
Сочинение по тексту:
Каждый из нас хотя бы раз спрашивал себя: зачем я родился, какая миссия возложена на меня? И хорошо, когда человек угадал своё предназначение — он тогда счастлив и может сказать, что прожил жизнь не зря.
О смысле жизни человека и его предназначении размышляет и Н. Михайлов в данном тексте. На примере безрукого художника Григория Журавлева автор доказывает, что у каждого человека есть шанс прожить жизнь достойно, оставив после себя прекрасные плоды своего существования.
Я полностью согласен с Н. Михайловым. Несмотря на то, что наше рождение — результат случайных встреч и совпадений, как пишет автор, всё же для нас уготована какая-то особая роль в этой жизни, и мы должны её сыграть честно и достойно.
«Пробегаю в памяти всё моё прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные. » — рассуждал о своём месте в жизни главный герой романа М.Ю. Лермонтова Григорий Александрович Печорин. Вся трагедия не только этого героя, но и самого автора романа заключалась именно в том, что одарённые от природы они не могли распознать своего предназначения в жизни.
Какие бы превратности ни случались на жизненном пути, жить надо с высоко поднятой головой, идти к высокой цели и никогда не сдаваться. Этому учит нас и «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого. Во время Великой Отечественной войны, в одном из воздушных боев, Алексей Мересьев был ранен и сбит, а пока пробирался за линию фронта, обморозил ноги. После ампутации лётчик не только стал ходить и танцевать, во что никак не хотел поверить даже его лечащий врач, но и добился того, чтобы ему снова разрешили полёты. Силой воли возвратился он в ряды действующих лётчиков и продолжал сражаться за Родину.
Что в заключение можно сказать? Надо жить полной жизнью, не отчаиваться никогда, искать себя в этом мире, и тогда обязательно мы выполним то предназначение, которое было уготовано именно для нас.
Текст Н. Михайлова:
(1)Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому, что можно назвать вероятностью в человеческой жизни. (2)Вот уж где нет никаких закономерностей — безраздельно господствует случайность! (3)Ну, скажем, такая до банальности очевидная, как наше появление на свет.
(4)Ведь уже само рождение человека — результат совершенно непредвиденной, непредсказуемой цепочки случайного! (5)Разве не случайность, что ранее не знакомые между собой люди вдруг встретились в определённое время, в определённом месте и потом дали жизнь новому человеку? (б)Человеку абсолютно неповторимому, уникальному, которого никогда не было на Земле раньше и никогда не будет потом.
(12)А ведь есть другие — совершенно поразительные примеры.
(13)Жил-был необычный человек — крестьянин села Утевка Самарской губернии Григорий Журавлёв (1858—1916). (14)Судьба послала ему ужасные испытания! (15)Он родился без рук и ног и был обречён на жалкое, животное существование. (16)Но ещё в детстве он захотел рисовать. (17)И стал писать иконы. (18)Сегодня их можно увидеть в Троице-Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в других храмах России, одну из его икон недавно обнаружили даже в Боснии.
(19)А в конце жизни Григорий Журавлёв стал расписывать церковь в своём селе. (20)Привязанный под куполом, часами лежал он на спине и расписывал сантиметр за сантиметром, держа кисть в зубах.
(21)От нечеловечески тяжёлого труда спина и затылок покрывались кровавыми язвами. (22)Трескались губы. (23)Кровоточил рот. (24)Но он выполнял своё предназначение.
(25)Наверное, каждый человек задумывается о смысле своей жизни. (26)Но дальше благих намерений что-то изменить в ней (с понедельника, с Нового года. ) дело чаще всего не идёт. (27)Мы или не понимаем огромную ценность дарованного нам чуда, или относимся к нему легкомысленно и, по сути, предаём этот дар, разменивая свою жизнь на ничтожные дела и чувства. (28)Прекрасно сказал Афанасий Фет:
(31)Увидеть этот огонь в себе, не дать ему затухнуть в повседневной суете — вот что, по-моему, очень важно.
(По Н. Михайлову)
По тексту Михайлова Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому (ЕГЭ по русскому)
Поразительный простор для мысли открывается после прочтения текста Н. Н. Михайлова. В чем смысл жизни? В воплощении в жизнь своих личных мечтаний или же в том, чтобы оставить навсегда яркий “след” на этой быстроменяющейся планете Земля.
В предложенном для анализа тексте автор поднимает проблему понимания людьми смысла жизни.
Актуальность проблемы, поднятой автором, ни у кого не вызывает сомнений.
Для того чтобы показать злободневность данной проблемы автор повествует историю Григория Журавлева, которая дает читателю понять,
Все это герой делает не для себя, а для народа, он преследует светлую цель. Для своего родного села герой расписал церковь и вложил в это всю свою душу. Автор старается помочь читателю изменить свое мировоззрение, приступить к поиску истинного смысла бытия и для этого он берет отрывок из стихотворения А. Фета, в котором лирический герой рассуждает о быстроте жизни, о ее красочности. В стихотворении он жалеет того огня,
Этот огонь сравнивается с жизнью, которая так же ярко горит и в любой момент может погаснуть.
Авторская точка зрения выражена довольно четко. Автор стремится донести до читателя мысль о том, что каждому человеку необходимо найти себя, свое призвание, ведь человек будет счастлив только тогда, когда будет чувствовать себя нужным и полезным. Н. Н. Михайлов считает, что каждый должен что-то сделать в своей жизни, чтобы она не была прожита впустую.
Нельзя не согласиться с мнением автора, действительно, у каждого человека свой смысл жизни. Я считаю, что каждому человеку нужно ставить перед собой высокие цели и делать все возможное, чтобы их достичь. Так же необходимо не забывать о том, что истинный смысл жизни должен быть наполнен не поиском материальных ценностей и собственной выгоды, а, прежде всего, того любимого “дела”, которое поможет тебе внести свой личный “вклад” в жизнь и оставить яркий след в этом бренном мире.
Не нужно откладывать все на будущее, ведь будущее может и не наступить, нужно действовать прямо сейчас.
Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности Л. Н. Толстого. В романе-эпопее “Война и мир” автор на примере героев показывает читателю, что человек никогда не должен сдаваться, ведь человеку нужно продолжать искать себя до тех пор, пока он окончательно не поймет, в чем его призвание. Мучительны поиски князя Андрея и Пьера Безухова в романе-эпопее “Война и мир”.
Князь Андрей только перед смертью понял, что на самом деле не важны в жизни ни звание, ни почет, а гораздо важнее семейные ценности, всенародная память. А вот Пьер Безухов нашел свое предназначение и пошел к намеченной цели, несмотря на то, что ему приходилось в жизни наступать несколько раз на одни и те же грабли, терпеть предательства, насмешки, терять родных. Он нашел того человека, с которым хочется делиться целями и мечтаниями, ощутив поддержку родного человека, он приступил к реализации свои намеченных целей.
Многие произведения А. А. Лиханова посвящены описанию жизни людей, которые часто сталкиваются с жизненными трудностями и теряют смысл жизни. В повести А. А. Лиханова “Благие намерения” молодая учительница Надежда Георгиевна видела свой смысл жизни в педагогике. По окончании университета она устроилась в интернат, где впервые столкнулась со всеми трудностями профессии учителя.
Она стала настоящим проводником для своих первых учеников во взрослую жизнь. Учительница помогала ребятам бороться с одиночеством, с насмешками со стороны сверстников, с тяжелыми жизненными препятствиями. Для каждого из ребят она стала не только учителем, но и помощником, верным другом и матерью.
Этот пример ярко показывает, что человек сможет обрести счастье только в том случае, когда будет делать то, что он по-настоящему любит и где его по-настоящему ценят.
Подводя итог своим размышлениям, хочется сказать, что каждый человек в мире преследует свою цель и имеет право на саморазвитие, свободу слова и действий. Когда вы совершаете какой-либо поступок, нужно помнить лишь одну истину: “Чем больше в огонь вы положите дров, тем больше вернется тепла”.
Related posts:
Чем дольше я живу тем более фантастической представляется мне жизнь достоевский смысл
Ботанов.Нет | Блог с сочинениями по литературе запись закреплена
Сочинение — рассуждение «Чем дольше живу, тем больше поражаюсь тому, что можно назвать вероятностью в человеческой жизни»
Одной из проблем данного текста, над которой размышляет Н. Михайлов, является поиск смысла жизни. Зачем человек пришел в этот мир? Зачем ему даровано это чудо – жизнь? Как он растрачивает свои годы? Эта проблема, на мой взгляд, очень актуальна, потому что многие люди живут, не задумываясь, просто прожигают жизнь. Год проходит за годом, а они только собираются что-то сделать, чего-то достичь. Но все время откладывают начинания, о чем и говорит автор текста в предложении 27.
Когда-то русский писатель Н. Островский писал, что «жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Так же мыслит и Н. Михайлов. Он считает, что каждый человек должен что-то сделать в своей жизни, чтобы она не была прожита впустую. В качестве примера автор рассказывает о жизни калеки Григория Журавлёва, который, не имея ни рук, ни ног, смог все же заниматься любимым делом. Он рисовал иконы, затем расписывал церковь. Это доставляло порой физические страдания, но Григорий Журавлёв не сдавался и добивался поставленной цели.
Я согласен с мнением автора. В жизни человека должен быть какой-то смысл. Он должен не просто коптить небо, а сделать что-то, чтобы, завершая свой жизненный путь, мог быть уверен, что годы потрачены не зря, что «удивительное чудо – жизнь» он использовал на пользу себе и другим. Мне на память пришел рассказ Е. Носова «Живое пламя», в котором красные маки приобретают аллегорическое значение – жизнь ради других людей. Пусть она короткая, но такая же яркая, как жизнь маков на клумбе. Жизнь, прожитая во всю силу, яркая.
О смысле жизни, о ее назначении на протяжении веков задумываются многие мыслители, писатели. Лев Николаевич Толстой в своих произведениях проводит героев через различные испытания. Но эти испытания помогают им найти свой путь, свое предназначение. Мучительны поиски князя Андрея и Пьера Безухова в романе-эпопее «Война и мир». Князь Андрей только перед смертью понял, в чем же именно заключается смысл его жизни, в чем она – правда человеческого существования на земле. Но реализовать себя не успел. А вот Пьер Безухов нашел свое предназначение и пошел к намеченной цели, несмотря на то, что это может быть путь, полный лишений и страданий. Но он не одинок. Его страдания разделит самый близкий и родной человек – жена Наташа Ростова. Она тоже искала себя и нашла свое предназначение в служении семье: мужу и детям, которых обожала.
Приближается праздник Победы. Солдаты, прошедшие войну, тоже прожили свою жизнь не зря. Они знали, «что ныне лежит на весах и что совершается ныне». И шли к победе долгих четыре года. Но они выдержали, выстояли и подарили потомкам мирное небо, спокойную жизнь. И мы не вправе просто существовать. Мы должны найти свой путь, свое предназначение в этом прекрасном мире.
Чем дольше я живу тем более фантастической представляется мне жизнь достоевский смысл
14-17 мая 2021 года я участвовал в работе IX Международного конгресса «Русская словесность в мировом культурном контексте. Классика и мы: к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского». Конгресс был организован Фондом Достоевского и проходил в Липках. 30 лет назад в июле 1992 года я был на школе молодых учёных в Липках. Прошло тридцать лет, жизнь изменилась, но люди остались прежними.
Я считаю себя последователем Достоевского и мне интересно было узнать, как учёные и писатели анализируют проблему смысла жизни в творчестве Достоевского, как сами отвечают на этот вечный («проклятый») вопрос. Приглашаю посмотреть мой фильм «Достоевский и смысл жизни».
Взгляды Достоевского на смысл жизни менялись на протяжении всей жизни и творчества. Герой романа «Игрок» Алексей Иванович убеждает себя, что смысл его жизни в великом и светлом чувстве, которое носит гордое название «Любовь».
В романе «Преступление и наказание» прослеживается мнение, что истинным смыслом жизни является очищение души; причём это очищение может быть мучительным, но оно обязательно должно быть.
В романе «Братья Карамазовы» Алёша смысл своего существования видит в служении Богу и людям.
Человеку важно не просто жить сыто, важно понимать, для чего он живёт. Нельзя рационально обосновать смысл жизни и благодаря этому полюбить её. Неизбежность смерти делает бессмысленными все жизненные стремления, желания. Если Земля и Солнце не вечны, и всё обречено на разрушение, зачем тогда созидать?
Человеку приходится искать смысл жизни. Ненашедшие часто убивают себя.
«Потеря высшего смысла жизни… несомненно ведёт за собою самоубийство», — такова лаконичная формулировка взгляда писателя, взятая из декабрьской книжки «Дневника писателя» за 1876 год.
В «Дневнике писателя» Достоевский приводит откровения самоубийцы: «. я присуждаю эту природу, которая так бесцеремонно и нагло произвела меня на страдание, – вместе со мною к уничтожению. А так как природу я истребить не могу, то и истребляю себя одного. ».
Если смысл понимать как Закон, то отсутствие смысла это отсутствие закономерностей в нашей жизни, а значит всё нелепо и случайно, не поддаётся никакому пониманию и управлению, жизнь — абсурдна!
«Я люблю человечество, — говорит Алёша — но чем больше я люблю человечество вообще, тем меньше я люблю людей в частности, порознь, как отдельных лиц».
В уста старца Зосимы Достоевский вкладывает свою заветную мысль о всепокрывающей любви. «Любовью всё покупается, всё спасается. Любовь такое бесценное сокровище, что на неё весь мир купить можешь, и не только свои, но и чужие грехи ещё выкупишь».
Центральной проблемой нравственной философии Достоевского является проблема обоснования высших моральных ценностей и идеала. Писатель полагал, что любой поступок человека должен быть нравственно обоснован и оправдан, чувство любви должно распространяться на весь мир, мораль должна быть нравственной, а любовь деятельной.
Однако попытки обоснования морали привели писателя к неразрешимому противоречию природного и духовного в человеке. По Достоевскому, абсолютные основания морали, без которых мораль не действенна, возможны лишь в рамках религиозного сознания, ибо единственной преображающей человека силой может быть религиозная вера.
Достоевский показал, что без Бога невозможно духовное преображение человека. Только вера в Бога может являться гарантом нравственного выживания, как каждого человека, так и всего человечества.
«Совесть — это действие Бога в человеке». — говорил Фёдор Михайлович Достоевский. — «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».
«Попытки Достоевского связать гуманистический общественный идеал с личностным совершенствованием противоречивы. Его этика зиждется не на познании законов действительности и не на ориентировании нравственного суждения на них, а на воле к утверждению абсолюта», — признаёт А.Н. Кошечко.
Идея свободы — важнейшая для Достоевского, стержень спора Великого инквизитора с Христом. Достойны ли люди столь великого дара? Если нет свободы, то нет и моральной ответственности. Свобода — краеугольный камень человеческого существа. Но что нужно человеку для счастья: сытость или свобода?
«…Разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге…». «Отсутствие Бога нельзя заменить любовью к человечеству, потому что человек тотчас спросит: для чего мне любить человечество?»
В самом начале романа, когда происходит встреча семейства Карамазовых со старцем Зосимой, Пётр Александрович Миусов излагает мысли Ивана Федоровича:
«… на всей земле нет решительно ничего такого, что бы заставляло людей любить себе подобных, что такого закона природы: чтобы человек любил человечество – не существует вовсе, и что если есть и была до сих пор любовь на земле, то не от закона естественного, а единственно потому, что люди веровали в своё бессмертие. Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в своё бессмертие, в нём тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, всё будет позволено, даже антропофагия. Но и этого мало, он закончил утверждением, что для каждого частного лица, например как бы мы теперь, не верующего ни в Бога, ни в бессмертие своё, нравственный закон природы должен немедленно измениться в полную противоположность прежнему, религиозному, и что эгоизм даже до злодейства не только должен быть дозволен человеку, но даже признан необходимым, самым разумным и чуть ли не благороднейшим исходом в его положении».
— Неужели вы действительно такого убеждения о последствиях иссякновения у людей веры в бессмертие души их? — спросил вдруг старец Ивана Фёдоровича.
— Да, я это утверждал. Нет добродетели, если нет бессмертия.
В. Ш. Сабиров, О. С. Соина в статье «Ф.М. Достоевский о смысле жизни, смерти и бессмертии человека (антропология почвенничества)» пишут:
«…по Достоевскому, первое необходимое условие, придающее человеческой жизни смысл и устраняющее трагедию смерти, есть вера в Бога и бессмертие души. …
Другим важнейшим аспектом смысла жизни в понимании Достоевского служит теллурический момент почвенничества, т. е. связь человека с землёй вообще и родной землёй в частности. …
Для великого писателя чрезвычайно важен и третий момент, обуславливающий смысл жизни человека — его глубокая прочувствованная принадлежность к своему народу и прочная духовная связь с ним».
«Без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные „высшие“ идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из неё одной вытекают, — писал Достоевский. — Если убеждение в бессмертии так необходимо для бытия человеческого, то, стало быть, оно и есть нормальное состояние человечества, а коли так, то и само бессмертие души человеческой существует несомненно».
Проблема бессмертия это краеугольный камень не только нравственных проблем, но и житейских. Если человек верит, что после смерти его ждёт суд за всё то, что он совершил в этой жизни, то он живёт осмотрительно, понимая, что за всё придётся отвечать. И тогда любой поступок становится нравственным по необходимости. А если человек не верит в бессмертие, тогда нет никакой нравственности и никаких правил, кроме собственных желаний.
Однако идея бессмертия не так однозначна и привлекательна, как может показаться. Достаточно вспомнить мифического Сизифа, обречённого на вечные муки. Да и проклятый Вечный Жид вряд ли счастлив.
К тому же идея бессмертия – всего лишь предположение. Строить систему ценностей исходя из предположения, не следует, шаткость её очевидна.
14 апреля я побывал на премьере спектакля «Братья Карамазовы» в Малом драматическом театре – театре Европы (Санкт-Петербург). Меня интересовало только одно: как Додин ответил на «проклятые вопросы», поставленные Достоевским, в том числе на вопрос о смысле жизни. Я спросил об этом у зрителей.
Так в чём же смысл жизни по Достоевскому?
«Согласно Достоевскому, — пишут В. Ш. Сабиров, О. С. Соина, — смысл человеческого существования именно в силу своей онтологической всеохватности никоим образом не может быть представлен в виде моральной проповеди или ещё того менее — какой-либо социальной доктрины и уж тем более — какой-либо «идеи», претендующей «переделать» «ошибочное» существование человечества «по новому штату»».
Возможно, Достоевский не успел сформулировать своё окончательное понимание смысла человеческой жизни, он умер внезапно, не закончив роман «Братья Карамазовы».
Когда в 1994 году я вторично приехал в Старую Руссу и пришёл в дом-музей Достоевского, то в беседе с директором музея спросил у неё: какой роман написал бы сегодня Достоевский, если был бы жив?
Она ответила: «о любви, о любви несмотря ни на что».
После этих слов я вынул рукопись и показал заглавную мысль моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак»:
«БЫТЬ МОЖЕТ, ЦЕЛЬ ЖИЗНИ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ, ЛЮБИТЬ НЕСМОТРЯ НИ НА ЧТО».
Продолжением романа «Братья Карамановы» должна была стать судьба Алёши, его уход из монастыря в школу и даже покушение на цареубийство. Я постарался в своём романе-быль «Странник»(мистерия) показать и то, и другое, и третьи.
Я не столько исследователь, сколько последователь Фёдора Михайловича Достоевского. Уже тридцать лет веду мысленный диалог с Достоевским, спорю с ним.
— Откуда в людях столько жестокости? Отчего одна индивидуальность желает подавлять другую, а один народ эксплуатировать другой? Только из-за того, чтобы доказать свое превосходство? Что это: естественная конкуренция или противоестественное самоуничтожение?
— «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
— Но что я могу сделать один среди засилья зла, когда каждый за себя, когда власть продажна и за деньги можно подкупить кого угодно, когда.
— «Но нельзя сидеть сложа руки, иначе окончательно дойдешь до самооправдания, до сознания собственного бессилия перед властью обстоятельств: при чём я, эпоха виновата, время-то, мол, какое! — нероново. »
— Мне нужна истина, а не благие выдумки. Между альтруизмом и эгоизмом побеждает эгоизм — это факт! Совесть, возможно, и оказывает сдерживающее воздействие, однако тело берёт верх! Абсурд заключается в том, что все понимают нежелательность такого порядка вещей, но это и есть реальность.
— «Или действительно высший смысл именно в этой бессмысленности: и страсти духовные, муки совести, полёт мысли, порывы творческого вдохновения, неколебимость веры не более чем чудовищная ухмылка над бедным человечеством, пустая игра воображения, чтобы хоть на краткий миг забыться, отвлечься от жуткой неминуемости этой последней правды, от этого вселенского, паучьи ненасытного бога — чрева?»
— Не могу, не хочу в это верить! Как же тогда жить, если и в самом деле тело над душой берёт верх? Или главный закон жизни — выживай?
— «Лучше уж гнуться, чем переломиться; согнёшься да выпрямишься, прямее будешь».
— Я не могу равнодушно смотреть на людскую боль, как люди желают себе смерти. Всё окружающее кажется абсурдом, лишенным какого-либо смысла.
— «Подумаешь — горе, раздумаешь — воля Господня».
— Куда ни глянь, везде господствует сила. И все призывы к любви и добру не останавливают злых людей, любовь не побеждает ненависти, добро не уничтожает зла.
— «Красота спасёт мир».
— Но как?! Я жизнью готов пожертвовать, лишь бы понять смысл происходящего, что есть человек.
— «Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. … Одни из лучших минут в жизни моей были те, когда я, наконец, клал на бумагу то, что выносилось долговременно в моих мыслях; когда я и до сих пор уверен, что едва ли есть высшее из наслаждений, как наслаждение творить. … Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой».
— Я хотел бы написать роман о восхождении души человеческой, роман, который перевернёт взгляд на мир, изменит миропонимание, поможет каждому открыть в себе вселенную, постичь замысел Бога.
— «Чтобы написать роман, надо запастись прежде всего одним или несколькими сильными впечатлениями, пережитыми сердцем автора действительно. В этом дело поэта. … При полном реализме найти в человеке человека. … Никогда не выдумывайте ни фабулы, ни интриг. Берите то, что даёт сама жизнь. Жизнь куда богаче всех наших выдумок! Никакое воображение не придумает вам того, что даёт иногда самая обыкновенная, заурядная жизнь. Уважайте жизнь! … Как только художник захочет отвернуться от истины, тотчас же станет бездарен. … Искусство, без сомнения, ниже действительности. … Чего бы вы ни написали, что бы ни вывели, что бы ни отметили в художественном произведении, — никогда вы не сравняетесь с действительностью. … Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, — и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира. Но ведь в том-то и весь вопрос: на чей глаз и кто в силах? … В поэзии нужна страсть, нужна ваша идея, и непременно указующий перст, страстно поднятый. Безразличие же и реальное воспроизведение действительности ровно ничего не стоит, а главное — ничего и не значит. »
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)
В 1996 году я участвовал в съёмках фильма «Анна Каренина» вместе с Софи Марсо и Шоном Бином. Снимали ночью на Витебском вокзале. После ночных съёмок всё вокруг казалось нереальным. Решил прогуляться по ночному городу. Как герой «Белых ночей» Достоевского, шёл в тумане, предчувствуя нечто необычайное, что обязательно должно встретиться на пути. Вдруг погасло освещение. Лабиринт переулков и домов провалился во тьму. Ощущение, будто оказался на дне высохшего колодца. Проходя по не проснувшейся улице, обратил внимание на трепещущийся белый холм.
— Кому этот памятник? — спросил у прохожего.
— Какому-то писателю.
Присел на скамейку. Хотелось спать. Вдруг кто-то подсел ко мне на скамейку.
— Печально видеть себя великим. Я ведь не этого хотел, совсем не этого. Вот памятник поставили, идолом сделали, и теперь творят что хотят, а я вынужден терпеть. Невыносимо! Да и памятник глупый, несуразный. А зачем? В назидание потомкам или в знак признания? Только чего стоит это признание, когда при жизни травили. Не нужно мне это сейчас, да и никогда не было нужно. Кому при жизни ставят памятники, после смерти забывают. Оценить может только Вечность. А потому, если служить чему-то, посвящать свою жизнь, то исключительно вечному. Обращение к Вечности — вот единственный повод для гениального творчества!
Ужасно, что не можешь ничего сказать, а тебя используют как куклу. При жизни клянут, а после смерти памятники ставят. Лицемеры! Мертвечина им ближе и дороже, чем живое. Они же самоутверждаются, удовлетворяют своё тщеславие, приобщаясь к авторитету великого. Сами-то создать ничего не могут. Изучают меня, исследуют, пытаются засунуть меня в свои схемы! Только ничего-то они не понимают!
Они бы живого меня так любили! А любить мёртвого особого труда не нужно. Они не меня, они себя любят! Хотя, похоже, ни себя не любят, ни меня. Потому как если бы любили, то не изучением творчества занимались, а исполнением того, что я оставил им. А то исследовать-то легче, чем любить!
Они меня потому любят, что им за это платят, а не платили бы, они бы и не любили, и не изучали. Не меня надо изучать — всё равно не поймут, я и сам себя до конца не понимаю! — себя изучать надо, себя совершенствовать; не меня, а людей любить!
Заковали в свои определения, спеленали формулировками. Я уже не я, а их выдумка. А приду к ним, так ведь выгонят. Зачем им истина? — у них у каждого своя правда! Им значимость свою показать нужно, встав со мной рядом. Они не меня, они себя возвеличивают!
Сказать бы всё, что я о них думаю, посмотреть бы на их лица! Только как скажешь? Ведь и слушать не будут. Скажут: «зачем пришёл нам мешать? Мы тебя лучше знаем, чем ты себя. Мы исследовали, мы изучаем, мы тебя объясним, чего ты и не думал. На каждое твое слово наших пять, на каждый том твоих сочинений, наших десять. Ты неисчерпаем! Ещё не одно поколение будет питаться наследием твоим. А чего нет у тебя, мы додумаем, так сказать, обогатим! Лишь бы финансировали!»
Не я им нужен, а деньги! Деньги им нужны, а не любовь! Они не хотят изменяться, они хотят изучать! Им имя моё нужно, чтобы своё рядом поставить. И подземка моим именем названа, и кабак под моим именем, от имени моего торгуют, и в доме моём всё не так… А что говорят обо мне эти так называемые учёные, просто диву даёшься! Я творил, чтобы они изменились, а они меня изменили, — они приспособились, меня к себе приспособили!
Вот памятник мне поставили. Только мне уже всё равно. Главное-то не это.
— А что?
— Не книги главное, не книги… а чувство… любовь!
Эх, напрасно, всё напрасно! Ничего-то они не понимают!
Жестокая эта правда, жестокая, но только другой не хочу, другой правды и не бывает. Это ложь сладенькая, правда же всегда горька.
Писательство не развлечение, это поиск истины, забвение себя и жажда сострадания! Творчество — средство постичь свою душу, сделать её лучше. Можешь не писать — не пиши! А если пишешь, то сердцем! Слова ведь не подбирают, они приходят сами собой, как неизбежность. Это даже не слова, это образы чувств. Я чувствую, как в каждом слове, в каждом вопросе скрыт огромный смысл, и смысл этот есть Бог.
Заслужить талант невозможно! Это дар! Поэт — пророк! В вечности остаются поэты! И оценивает истинно только Вечность!
Высшее достоинство писателя — не искать славы, умерщвлять своё тщеславие.
Мне не писательство нужно, а общение с Господом — когда Он отвечает мне, а в конечном итоге, нужна мне Его любовь, которая приходит через благодать и которая даётся в Откровении.
Несколько строчек Откровения стоят многих страданий. Я лишь делаю то, на что у других не хватает смелости, — обнажаюсь до последней возможности, исповедаюсь в самых грязных грехах, расковыриваю болячки, — и за это готовы платить. Платить, и только!
Люди почему-то не любят правду, предпочитая красивые сказки. Не хотят люди знать правду, боятся её, более того, воспринимают как оскорбление. А художник не может без правды, его интересует Истина!
— Ты злишься?
— Это вечное недовольство собой; из-за того, что я не настолько совершенен, чтобы выразить Совершенство. Всё пытаюсь, стараюсь, но чувствую, не получается. Оттого и злюсь на себя. Жизнь ничего не стоит; стоит только то, что успел написать.
— Ну напишешь, ну опубликуют, мир от этого не измениться.
— Зато изменюсь я! Искусство — это ведь способ спасения души, очищение, катарсис. Мало написать правду, нужно ещё в правде разглядеть Истину, понять смысл её! Всё в человеке, все тайны мироздания, и постигать себя значит постигать Бога. Во всех своих неприятностях и ошибках виноват сам человек, если, конечно, у него хватает ума понять и смелости признать это.
Задача литературы — формировать новые идеалы, вспоминая Вечные истины, доказывать их необходимость и возможность!
Ни один философ не способен на то, к чему литература предназначена — просто говорить о сложном. Литература исследует жизнь лучше науки и плодотворнее любого другого искусства, неся бремя ответственности за слово, которое только и должно быть от Бога, и которое должно быть Бог.
Литература может то, на что не способна никакая наука — поразить сердца людей Истиной! Это и долг литературы, и её предназначение — сердцем Истину постигать! Любовью в душу проникая, вызывать в ней сострадание, уча при этом мудрости милосердия, пророчествовать, призывая к добру, и, постигая причину зла, наставлять людей Пути к Богу, который с нами сейчас и везде! А иначе, зачем писать?! Никакая другая цель не оправдывает необходимость марать бумагу.
Искусство слова — кое и есть литература — состоит в умении проникнуть в сердце, и, покорив его, заставить разум побуждать людей творить добро без оглядки, вызвать чувства, которые лучше любого доказательства убедят в необходимости любить несмотря ни на что.
Искусство уравновешивает действительность, идеальным создавая баланс реальному. Истинна лишь та литература, где фраза не аргумент, а чувство, где строчки — музыкальная партитура, а буквы — ноты, где текст не текст вовсе, а мука, радость, боль и любовь; это ключ к разгадке своей души, когда лишь слово одно способно вызвать в душе такие чувства, кои прежде человек в себе и не подозревал.
Литература — это крик, зов к человеку, призыв к лучшему в человеке. И потому всякое слово должно быть от Бога, и слово это должно быть Бог! Другие слова ничего не стоят!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература)
На секции «Достоевский и мы» Конгресс решил поддержать защиту Игоря Леонидовича Волгина (президента Фонда Достоевского) от клеветнических измышлений и необоснованных подозрений.
Смотрите продолжение темы в моих следующих постах, где будут видеоролики наиболее интересных выступлений на Конгрессе.
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь