Чем должен обладать ученый

Качества истинного ученого

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Качества истинного ученого

Наиболее знающие и талантливые ученые отличаются кругозором и творческой инициативой, владеют как силой синтеза, так и чувством перспективы, умеют смотреть далеко в будущее. Это люди огромной трудоспособности, сильной воли, великого творческого подвига. Они принципиальные оптимисты, верящие в силу научного познания, способные не только мечтать, но и дерзать. Таких людей сравнительно немного; они составляют алмазный фонд человечества.

Какими качествами должен обладать человек, готовый к научно-исследовательской деятельности?

Прежде всего, необходима беззаветная, самоотверженная любовь к науке, к избираемой специальности. Эта любовь должна быть страстной, бескорыстной, способной на преодоление стоящих на пути трудностей и препятствий.

Необходима уверенность в правильности выбранного пути. Это рождает целеустремленность, которая позволяет исследователю не только видеть отдаленную перспективу работы, но и четко планировать отдельные ее этапы.

Обязательным качеством ученого является честность. Речь идет не только о плагиате – использовании и присвоении себе чужих работ, идей и фактов. Аморален всякий необъективный подход к оценке собственных опытов и наблюдений. Строгость и объективность в анализе любых научных материалов и в построении выводов является условием, обязательным для каждого научного исследования.

Научный работник – и молодой и старый – доложен отличаться скромностью и самокритичностью, уважать мнение других. Отсутствие этих качеств порождает эгоцентризм, самовлюбленность, переоценку своих достоинств.

Успех в научном творчестве в значительной степени зависит от общей настроенности научного работника. Оптимизм воодушевляет, стимулирует волю, обостряет восприятие и мысль. Пессимизм, наоборот, подавляет эмоции, тянет не вперед, а назад. Ученый должен смотреть вперед, любить жизнь, мыслить перспективно, быть оптимистом.

И, наконец, одним из главных качеств истинного ученого является трудолюбие. Необходимо выработать в себе терпение, выдержку при постановке любого научного эксперимента. Эксперименты требуют подчас многократной проверки, неизбежны мелкие неудачи, связанные часто с недостаточным освоением методики.

Не успокаиваться на достигнутом – этот лозунг должен быть руководящим в работе как молодого, так и старого научного деятеля.

«Без труда нет истинно великого», – как сказал гениальный поэт и ученый Иоганн Вольфганг Гете, и был совершенно прав.

Источник

Качества, необходимые ученому

В целом качества, необходимые ученому, по мнению Г.Селье, следующие:

(1) способность к творческой работе;

(2) развитая интуиция

(3) способность к дискуссии

(4) постоянная неудовлетворенность собой

(5) энтузиазм и настойчивость, преданность цели, устойчивость к неудачам, мужество, эдоровье, энергия.

(6) оригинальность, независимость мышления, воображение, одаренность

(7) интеллект: логика, память, способность к концентрации внимания.

(8) этика как честность перед собой; (9) контакт с природой.

Г. Селье предлагает классификацию типов ученых.

— собиратель фактов. Его интересует только получение новых фактов. Это хороший, добросовестный наблюдатель, лишенный воображения;

— усовершенствователь. Постоянно пытается улучшить аппаратуру и методы исследования, настолько увлекаясь их совершенствованием, что не доходит до их применения по назначению.

-«книжный червь».Ненасытный читатель, порой обладающий энциклопедическими познаниями, но не стремящийся к экспериментальной работе;

-классификатор. Любитель собирать факты какой-либо области исследований и классифицировать их;

— аналитик. Ученый, любящий разлагать объекты на составные компоненты, но не интересующийся синтезом нового;

-синтезатор. Высший тип ученого, поскольку анализ и классификация служат только предпосылкам для синтеза.

-крупный босс. Прирожденный лидер и игрок по натуре, жаждущий успеха ради успеха. Превосходный политик и организатор, занимающий в конце концов начальственную должность, но не очень стремящийся к непосредственной научной работе;

-«рыбья кровь». Демонстративно невозмутимый скептик, который во всем сомневается, но не очень стремится создавать;

-высушенная лабораторная дама. Как правило, технический сотрудник, незаменимый при выполнении скрупулезной работы, но слишком властный и неудовлетворенный;

-самолюбователь. Эгоцентрист, пребывающий в постоянном восторге от собственных талантов;

— агрессивный спорщик. Его интересует только собственная правота;

-«первостатейная акула». Человек, который старается приписать себе чужую работу и постоянно преувеличивает свое значение за счет других;

-святой. Альтруист, который занимается наукой ради принесения пользы человечеству и готов пожертвовать всем для науки;

-святоша. Притворяющийся святым.

-добрячок. Готов пожертвовать интересами науки и своими собственными ради семьи и детей.

У ученых всех типов есть недостатки, которые мешают успешно заниматься наукой. Идеальных ученых Г. Селье разделяет на две группы:

— « Фауст – идеальный учитель и руководитель». Его главные характеристики: воодушевление от возможностей исследования, а не от собственных возможностей; уважение к интересам других; удивительная способность к выделению наиболее значимых фактов; острая наблюдательность; отсутствие ослепляющего предубеждения к людям и научным данным; железная самодисциплина; редкая оригинальность и воображение, соединенные со скрупулезным вниманием к деталям как в технике лабораторной работы, так и при логическом осмыслении результатов. Его не ломаем неудача, не развращает успех.

Фамулус – идеальный ученик и сотрудник». Его ум не так развит, как у его духовного наставника, и совсем не обязательно он превосходит последнего своим юношеским задором. Но его тело значительно лучше выдерживает трудности лабораторных работ, его взгляд острее, движения более уверены; он может часами стоять у лабораторного стола, не испытывая усталости, и, что важнее всего, у него впереди достаточно много времени, чтобы сделать свои мечты реальностью».

Дата добавления: 2015-01-29 ; просмотров: 51 ; Нарушение авторских прав

Источник

На выставке «Вузпромэкспо-2021» назвали качества, которыми должен обладать успешный ученый

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Ученый должен уметь вести коммуникацию, обладать исследовательской предприимчивостью и «гореть»: о том, какими компетенциями должен обладать успешный ученый, рассказали на дискуссии «Центры развития компетенций НОЦ мирового уровня. Перспективы развития и новая модель деятельности». Мероприятие прошло на стенде Минобрнауки России в зоне «Приоритет 2030» в рамках выставки «Вузпромэкспо-2021».

Модератором дискуссии выступил проректор Тюменского государственного университета (ТюмГУ) Андрей Латышев, среди спикеров были помощник полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Евгений Гурарий, профессор РАН, профессор Сколковского института науки и технологий, заведующей кафедрой Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» Артем Оганов, ментор Школы научного лидерства Центра развития компетенций Западно-Сибирского научно-образовательного центра Ирина Шрайбер, директор Математического центра в Новосибирском Академгородке, директор Института математики и компьютерных наук ТюмГУ Евгений Вдовин и другие.

Все выступающие сошлись во мнении, что для ученого важно умение коммуницировать, в том числе на английском языке. Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Ольга Петрова также уверена, что ученый должен развивать в себе навыки командного игрока и знать, как сформировать команду. Артем Оганов считает, что любой ученый должен иметь «огонь» внутри: у него должен быть инстинкт первооткрывателя, желание понять, как устроен мир, любопытство и упорство.

По словам руководителя головного офиса, партнера Центра стратегических разработок «Северо-Запад», заместителя директора по перспективным проектам ассоциации «Искусственный интеллект в промышленности» Дмитрия Санатова, ученый должен обладать исследовательской предприимчивостью и умением быстрее и лучше других собирать уникальные данные. А Александр Сорокин, директор Школы исследований окружающей среды и общества уверен, что исследователь также должен уметь говорить на языке, понятном для власти, общества и представителей других наук.

Планы по созданию сети из 15 научно-образовательных центров мирового уровня были отражены в майском указе президента РФ Владимира Путина и являются одной из задач национального проекта «Наука и университеты». Научно-образовательный центр (НОЦ) мирового уровня ― это особого рода партнерство, в которое интегрированы все уровни образования, возможности университетов, научных организаций и бизнеса для ускорения технологического развития. Сегодня в России создано 15 НОЦ. В их рамках организованы центры развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий. Задача таких центров ― обеспечить участников НОЦ высококвалифицированными кадрами для новых лабораторий и создать привлекательные условия для работы в нашей стране российским и зарубежным ведущим ученым, а также молодым перспективным исследователям.

Источник

Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Некоторые в детстве любили представлять себя ученым, который проводит эксперименты в лабораториях и делает открытия. Но с возрастом для многих мечта стала казаться несбыточной. Но это не так — доказывает физик Заур Алисултанов, старший научный сотрудник Сектора теоретической физики ДФИЦ РАН, самый молодой доктор наук в России. Он защитил докторскую диссертацию в 27 лет. URA.RU Заур рассказал, как определить предрасположенность к науке, какими качествами должен обладать ученый.

«Ты замечаешь, что получаешь огромную радость от решения задач»

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Еще в школе я понял, что хочу посвятить себя науке. Конечно, я тогда плохо представлял себе, что это такое, но чувствовал непреодолимое желание решать не только те задачи, которые были включены в программу. Это невозможно ни с чем спутать: ты замечаешь, что получаешь ни с чем не сравнимую радость от решения сложных заданий, открытия новых для себя формул, теорий и от более глубокого изучения базовых вещей, которые узнал на уроках.

Возникает желание вникнуть в тайны природы, овладеть всей имеющейся информацией и раскрыть все то, что еще неизвестно миру. Именно так проявляется потенциал связать свою жизнь с научной деятельностью и добиться успеха. В моем случае физика стала самой главной школьной любовью.

Какие качества нужны ученому?

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Трудолюбие — это самое главное качество, которым должен обладать человек, мечтающий стать ученым. Конечно, недостаточно просто трудиться — скорее, эта черта должна генерироваться с любопытством познавать мир. И чаще всего невероятных высот добиваются именно те люди, у кого этого любопытства бесконечно много, и они готовы трудиться столько времени, сколько потребуется для достижения цели. И само собой огромную роль играет наличие природной склонности человека к сфере, в которой он работает.

Что может помешать добиться успеха в науке?

Бывает так, что наличие докторской степени или, например, даже звание академика не делает человека настоящим ученым. Им можно назвать специалиста, который не представляет свою жизнь без науки. В противном случае человек просто не сможет добиться серьезных успехов, так как только искренняя и большая любовь к сфере, которую он изучает, может привести его к погружению в глубокие тайны природы и мироздания.

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Однако нужно быть всегда готовым, что эта любовь может погаснуть в какой-то момент, так как есть много случаев, когда действительно выдающиеся ученые бросали науку и выбирали абсолютно другой путь. Без любви работать можно, но успеха добиться практически невозможно.

С чего начать путь к мечте?

Начать можно только с работать над собой и постоянного обучения. Кроме этого, необходимо искать самых сильных научных руководителей. Если их нет в регионе, нужно точно ехать туда, где они есть. Пока не поздно, пока есть много свободного времени, нужно учиться у лучших, так как с возрастом человек, как правило, становится более инертным и упускает возможности.

Если человек в итоге находит своего руководителя и упорно работает, участие в конференциях, и конкурсах появляется в жизни само собой. Об этом не приходится думать. И, на мой взгляд, никаких других способов обратить на себя внимания нет. Ни в коем случае не стоит обманывать ни себя, ни других, пытаясь выделиться другими способами. Самое главное — определиться с направлением исследований, которое будет действительно по душе. Это и станет правильным началом пути к мечте.

С какими сложностями сталкивается ученый?

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Трудно говорить о сложностях или минусах работы ученым, так как, если присутствует искренняя любовь к делу, ты их и не видишь. Единственное, что может стать неприятным нюансом, — это мизерная заработная плата. Это особенность профессии в странах, где наука абсолютно не востребована. В таком случае возникает единственный, но довольно весомый минус — невозможность прокормить семью и жить полноценной жизнью. Однако, на мой взгляд, в настоящее время, например, в нашей стране такой проблемы нет. Существует множество разных грантов, программ, фондов — как государственных, так и частных. И, кстати, особенно для молодежи. Сегодня можно заниматься наукой и не думать, что ты не сможешь обеспечивать нормальное существование себе и близким. И я думаю, что в будущем эта тенденция будет развиваться, искореняя все недостатки системы, поэтому мечтатели могут смело посвящать себя науке, не беспокоясь о судьбе бедного и никому не нужного ученого.

Куда привели мечты

Как выбрать профессию будущего?

Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет

Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова

Сколько стоит обучение, какие риски, сложно ли устроиться на работу?

Как стать режиссером и снять кино?

Советы от профессионалов из Екатеринбурга

Как похудеть на 25 кг и больше?

Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья

Как стать звездой Tik-Tok

Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков

Как стать примой-балериной

Советы от японки, которая покорила Екатеринбург

Как стать спасателем МЧС

О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует

Как стать фрилансером и много зарабатывать

Профессии, которые нужно освоить

Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира

Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman

Как стать олимпийским чемпионом

Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина

Как стать благотворителем без денег

Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами

Как сделать мегаполис комфортным и современным

Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города

Как открыть собственную галерею и заработать на этом

Советы от создателей первой в России галереи уличного искусства «Свитер»

Как запустить собственный бренд

Инструкция от тех, кому это удалось без вложений

Как выиграть денежный грант

От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»

Как стать влиятельным чиновником

История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России

Как стать ведущим шоу «Орел и решка»

Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга

Как стать блоггером-миллионником

Популярность без больших вложений от Маши Зум

Как открыть свой ресторан

Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга

Как дешево путешествовать по миру

Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом

Как стать крутым адвокатом

История самого популярного защитника в Екатеринбурге

Покрас Лампас: как стать художником

Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова

Как стать профессиональным гонщиком

Путевка в мечту от лучшего в мире квадроциклиста Сергея Карякина

Как заработать миллион рублей на концерте Монатика

Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга

Как стать успешной моделью

Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?

Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»

С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств

7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде

Велотур мечты по Европе доступен почти каждому

Как стать стюардессой

История девушки, которая работает в самолете с 18 лет

Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню

А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки

Как стать продюсером

Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля

Как набрать 100 баллов на ЕГЭ

Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников

Как устроиться на работу в Facebook

Четыре совета от программиста из международной компании

Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция

Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза

Источник

Каким должен быть настоящий ученый

Чем должен обладать ученый. Смотреть фото Чем должен обладать ученый. Смотреть картинку Чем должен обладать ученый. Картинка про Чем должен обладать ученый. Фото Чем должен обладать ученый

Дата публикации: 13.05.2016 2016-05-13

Статья просмотрена: 5807 раз

Библиографическое описание:

Бляхер, П. Л. Каким должен быть настоящий ученый / П. Л. Бляхер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 15.1 (119.1). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33073/ (дата обращения: 11.12.2021).

В статье представлен исторический экскурс к моменту возникновения науки, ученых и их особого рода деятельности. Анализируются такие черты ученого, как научная честность, общая эрудиция, профессиональная ответственность. Затрагивается вопрос о фокусе «служения» каждого ученого.

Ключевые слова: ученый, научная честность, истинность, профессионализм ученого.

Вопрос, вынесенный в заголовок, не простой и не очевидный. Для начала стоит разобраться в том, кто такие ученые, зачем они? Хотя часто можно встретить фразу в учебниках, что такой-то науке «более двух тысяч лет», науки намного моложе. Они возникают на рубеже эпохи Возрождения и Нового времени. До того были знания, был опыт. Древние люди возводили пирамиды, строили базилики и крепостные стены, изготавливали сложные механизмы. Много, что делали. Почему же не было науки. Все просто. Не было ученых и их, особого, рода деятельности. Зачем же они? Подумаем вместе.

Но церковь делала это очень медленно и с оглядкой, а мифология и того медленнее. Да и авторитет церкви после эпохи Реформации был существенно подорван. Вот и возникла структура, профессионально ответственная за производство и внедрение инноваций — наука. Правда, наукой в тот момент была, прежде всего, механика. Юриспруденция, философия и филология числились в разряде «мертвых» наук. Позже, в XIX столетии они вольются в содружество наук и составят гуманитарные науки.

Так продолжалось еще полтора-два столетия, пока мир не взорвался Великой Французской революцией. Казнь короля («тела народа»), появление и исчезновение в никуда политических гигантов, калейдоскоп событий, войн, империй. Здесь уже перед людьми вставал вопрос не о том, как сделать мир удобнее, а о том, что это такое — мир? Подчиняется ли эта безумная и изменчивая реальность хоть каким-то закономерностям? Ответ на этот вопрос и попытались дать науки, которые сегодня мы называем общественными. Это — экономика, социология, политология, психология и др. Когда сегодня я слышу, что, дескать, в науке так, а на самом деле иначе, мне становится грустно. Видимо, или этот человек ничего не понимает в науке, или плоха сама наука, которая не может описать и объяснить реальность. Нужно срочно ее совершенствовать. Поскольку смысл общественной, да и любой другой науки, состоит в том, чтобы дать нам понимание мира, то никакого «на самом деле» просто нет. Как нет, и не может быть науки «понарошку». Предмет ученого — реальность. Если неожиданно предметом человека, который называет себя ученым, становится политическая справедливость, гуманизм, мудрые решения начальства или что-то иное, столь же замечательное, то он просто не ученый. Это не значит, что он плохой человек. Просто он неправильно определил свою профессиональную принадлежность. Ученый служит одной королеве — истине. Других у него быть не может. Это, собственно говоря, и называется научной честностью.

Впрочем, научная честность, понятие обширное. Не менее важно здесь четкое и корректное использование процедур, прозрачность данных, проверяемость выводов. Любой человек, который использует эти же методы и эти же данные должен прийти к тем же выводам. Если этого нет, то перед нами догадка, гипотеза или художественное произведение. Только не научный труд. Мир он не объясняет. Есть еще одна важная вещь. В отличие от своих великих предшественниц — мифологии и религии — наука основана не столько на вере, хотя этот элемент там и присутствует неявно, но на возможность опытной проверки. Когда ученый слышит или читает какие-то выводы, то первый вопрос, который он себе задает, на каких данных (статистика, наблюдение, эксперимент и т. д.) основан этот вывод? Если данные не указаны, то никакая ссылка на величие говорящего не может быть аргументом в пользу достоверности выводов. Не менее важный вопрос, а могли ли эти данные, в принципе, быть получены? К сожалению, все чаще мы встречаем и в интернете, да и в учебниках высказывания типа «ученые доказали», «медики установили». Если нет объяснения, как они доказывали, то цена этим «доказательствам» не высока. Конечно, науки разные. Различаются их аргументы и способы сбора данных. Но сам тип доказывания, построения научного вывода общий. Это и позволяет отличить науку от любой другой сферы деятельности.

Отсюда не менее важная черта ученого — общая эрудиция. Не редко люди гордятся своей односторонностью, ошибочно называя ее профессионализмом. К сожалению для этих людей, они льстят себе. Это не профессионализм, а ремесленничество. Профессиональный ученый — это не только человек, разбирающийся в своем разделе физики или психологии, но широко эрудированный человек, способный увидеть связь между достаточно разными явлениями, определить место своего открытия в длинном ряду открытий, совершенных ранее.

Итак, ученый — это человек, профессионально ответственный за объяснение реальности человечеству, создающий и внедряющий инновации. Но при этом стоит понять, что такое явление, как «слава ученого» очень специфично. Ученые не собирают стадионы. Им не пишут любовные записки восторженные поклонницы. Великий ученый — это ученый, чьи работы прочли 4–5 тысяч человек, подвизающихся в одной с ним сфере. Известный ученый и того скромнее. О нем слышали те сто-сто пятьдесят человек, которые решают близкие с ним задачи. Все.

Очень редко ученый становится богатым. Богатство лежит в других подвалах. Чаще богатством награждают за измену науке. Такие вот научные тридцать серебряников. Успешный ученый, известный и востребованный часто достигает достатка, но не более.

Тогда возникает естественный вопрос: а зачем мне это нужно? Что хорошего в том, чтобы писать книги для одной или двух сотен человек, и даже не надеяться на сияющие горы золота и славы впереди? Вот здесь все просто. Наукой занимаются (не делают вид, а занимаются) не те, кто может ей заниматься, а те, кто не может жить иначе. Для кого постоянное раздумье о полученных фактах, о проведенных наблюдениях и новых методах — естественная форма существования. Есть, точнее, должен быть у науки и еще один «бонус». Наука — это совершенно особый уровень свободы. Ученый может быть не свободен. Но, в этом случае, научный результат его сомнителен. Потому-то и говорят о «странных» ученых, о сумасшедших профессорах и т. д. Они не странные, не сумасшедшие. Они просто свободные. Только свободный человек способен на научное свершение. Свободный от корысти и зависти к чужому успеху, свободный от чиновных амбиций и мелкого тщеславия. Просто свободный.

И вот тогда, когда эрудиция, профессионализм, понимание смысла науки и подлинная свобода соединяются в одном месте, рождается открытие, переворачивающее жизнь целой эпохи, рождается ученый. Это трудно? Совсем нет. Это обычный образ жизни… для ученых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *