Чем должен заниматься логист вэд
ВЭД для «чайников»
Контур.Бухгалтерия — веб-сервис для малого бизнеса!
Быстрое заведение первички, автоматический расчет налогов, отправка отчетности онлайн, электронный документооборот, бесплатные обновления и техподдержка.
Если бизнес требует привозить материалы из-за границы или вы нашли рынок сбыта для своих товаров в другой стране — придется начинать внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Эта статья сориентирует начинающего участника ВЭД.
Сколько будет стоить ВЭД
Прежде всего нужно понять, в какую сумму обойдется новое направление. Возможно, расчеты покажут, что импорт или экспорт для вас сейчас нецелесообразен.
Если речь идет об импорте, выясните страну происхождения товара и код ТН ВЭД, хотя бы первые 4 знака. Так вы узнаете, запрещен ли ввоз товара, есть ли ограничения, какие потребуются разрешительные документы, лицензии сертификаты для ввоза и растаможки и сможете ли вы их получить.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.
Что такое ТН ВЭД? Все товары кодируются по классификатору ТН ВЭД (Товарная номенклатура ВЭД). Товару назначается 10-значный код, который нужен на таможне для декларирования и уплаты пошлин. В российском ТН ВЭД более 2,5 тысяч кодов, среди которых нужно найти “свой”. Ошибки с присвоением кода могут затормозить процессы на таможне, так что при затруднениях в выборе обращайтесь к специалистам по ТН ВЭД, они сэкономят вам время и деньги, которые приходится платить за хранение товара на таможне при задержках.
Теперь рассчитайте таможенные платежи (определяются ст. 318 Таможенного кодекса РФ):
Пошлины рассчитывают, исходя из оценки таможенной стоимости товара и его классификации по ТН ВЭД — порядок расчета прописан в законе для каждой группы товаров.
Сборы рассчитываются, исходя из стоимости товара. Есть список операций, которые не облагаются сбором, — в ст. 47 ФЗ от 3.08.2018 № 289-ФЗ “О таможенном регулировании в РФ”.
Ставка НДС при экспорте равна 0%, при импорте — 0%, 10% или 20% в зависимости от группы товаров. Акцизы взымают с некоторых групп товаров: табак, кофе, алкоголь, автомобили.
Есть тарифные льготы для некоторых видов товаров, они зависят от цели ввоза, страны происхождения, таможенного режима, стоимости товаров. Например, при ввозе товаров из СНГ вы освобождаетесь от таможенных пошлин (но позаботьтесь о сертификате соответствия, который подтвердит производство товара в стране СНГ, также отправитель должен быть зарегистрирован в стране СНГ). Также от пошлин освобождаются материалы культурного, научного и образовательного характера.
Сопроводительные расходы тоже требуют расчета:
И, конечно, учитываем расходы на покупку, перевозку и реализацию товара, оплату работы специалистов, если вы нанимаете таможенного брокера или другого помощника. Если все эти расчеты показали эффективность затеи и вам все еще хочется заниматься ВЭД — ищите помощника, договаривайтесь с иностранным партнером и заключайте контракт.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.
Кто будет заниматься ВЭД
Внешняя деятельность требует особой подготовки. Вы или менеджер, который будет отвечать за направление, должны кое-что уметь:
Если у менеджера есть опыт ВЭД со страной, с которой планируется торговля, это большой плюс: знание менталитета и специфики страны повышает шансы на выгодные контракты.
Если вы не компетентны в этих вопросах, подумайте об аутсорсинге ВЭД или отдельных участков процесса.
Как заключить иностранный контракт
Откройте валютный счет, заключите внешнеэкономический контракт и зарегистрируйте его в банке.
Требования к иностранным контрактам прописаны в таможенном законодательстве. Структура и оформление договора близки к внутренним договорам. Отличие в том, что иностранный контракт составляется на двух языках стран-партнеров. Пропишите положения сделки, приведите технические характеристики товара, его количество, условия доставки по Инкотермс-2010, момент перехода прав на товар.
Если вы заключаете экспортный контракт на сумму более 6 млн рублей или импортный на сумму более 3 млн рублей, его придется регистрировать в банке. Регистрация занимает один день.
Как стать участником ВЭД
Для торговли с заграницей вам придется обязательно зарегистрироваться на таможне. Регистрация занимает 5 дней, так что позаботьтесь об этом заранее, чтобы грузу не пришлось простаивать.
Подайте в таможенный пункт, где будет оформляться товар документы:
В течение 5 дней вас зарегистрируют и вручат карточку участника ВЭД.
Как вести дела
Дальнейшие события (отгрузка, доставка, оформление на таможне, приемка и оплата товара) зависят от ваших договоренностей с партнером и включенности таможенного брокера в процесс. Чтобы сэкономить свое время, обращайтесь за аутсорсингом ВЭД.
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Валютный учет и инструкции по работе, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.
Как вести учет ВЭД
Кроме технических процессов придется вести учет ВЭД, который отличается своими тонкостями. Подробно мы рассказываем о бухгалтерском и налоговом учете ВЭД в этой статье, а вкратце он заключается вот в чем.
Автор статьи: Ирина Николаева
Ведите учет экспорта и импорта на УСН в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Учет ВЭД и рублевых операций, налоги, авторасчет зарплаты и отправка отчетности в одном сервисе.
Что такое ВЭД в логистике (внешнеэкономическая деятельность)
Одно из главных правил успешного бизнеса – строгий учет и контроль объемов запасов для конкретной точки инфраструктуры. Основная задача – обеспечение этих запасов в соответствующем количестве/качестве и их доведение до целевой точки. Решить этот вопрос под силу только специалисту, понимающему, что такое логистика.
Вопрос о найме логиста становится более актуальным, когда компания начинает вести внешнеэкономическую деятельность (ВЭД). Сложности возникают не только на уровне заполнения грузовой таможенной декларации (ГТД), но и при закупке, распределении груза, его транспортировке и многом другом. Но так ли важно включать такого сотрудника в штат? Об этом и многом другом узнаете из статьи.
Что такое логистика
Под логистикой подразумевается доставка товара за определенное время в конкретное место по установленной цене. То есть логист должен уметь доставлять груз в минимальные сроки с минимальными расходами на транспортировку.
Пример: молочному заводу своевременно нужно доставить свою продукцию в несколько торговых точек так, чтобы товар не испортился в пути. Помимо этого условия, учитывают объемы поставок, поскольку спрос сезонный, и он влияет на количество продуктов, остающихся нереализованными. Эти нюансы требуют точного расчета, и для его выполнения востребована логистическая деятельность.
Примечание. Под логистикой чаще всего понимается транспортная логистика. Это деятельность по доставке груза наиболее рациональным и качественным способом.
Знания логиста необходимы при международных и мультимодальных перевозках, когда груз отправляют несколькими видами транспорта.
Что такое ВЭД в логистике
Внешнеэкономическая деятельность – это деятельность компании, связанная с импортом/экспортом различных услуг и товаров иностранным партнерам.
Выход на мировой рынок усложняет работу логиста, поскольку требует высокого профессионализма и готовности решать текущие проблемы не только на территории России, но и за границей. К обязательным квалификационным требованиям логиста внешнего рынка добавляются: знание нескольких иностранных языков и законодательства страны-партнера, ее этических норм и негласных правил ведения бизнеса.
В работе на мировом рынке отсутствие требуемых знаний и опыта может повлечь ошибки, например, лишение возможности наладить выгодный торговый путь с определенной страной.
Функции логистики
Выделяют три функции логистики:
Инфраструктура
Логистическая инфраструктура – система средств преобразования логистических потоков (доставки), а также совокупность предприятий, с организационно-экономической помощью которых эта доставка становится возможной.
Инфраструктура способствует решению задач:
Инфраструктуру логистики рассматривают на макро- и микроуровне и выделяют внешние и внутренние объекты взаимодействия.
Внешние объекты – это компании-поставщики, логистические операторы, грузовые терминалы, центры логистических услуг, торгово-посреднические организации, магазины розничной торговли, транспорт и склады общего пользования, тароупаковочные предприятия, таможни, телеинформационные сети и др.
Внутренние объекты – это складские помещения, внутренние дороги предприятия, оборудование для перемещения, упаковки материальных ресурсов и преобразование информации.
Особенности. У организации может не быть собственной инфраструктуры логистики. Она вправе использовать объекты других предприятий и организаций, т. е. отдавать эту деятельность на аутсорсинг.
Транспортировка
Для создания непрерывного транспортного обеспечения между пунктами товарного пути чаще всего используют автомобильный транспорт. Железнодорожный, морской и воздушный применяют реже.
Важно! Главная задача при транспортировке – обеспечение сохранности груза.
Задачи транспортной логистики:
Складирование
Склады – это здания, сооружения и различные устройства, используемые для приема, размещения и хранения товаров, а также их подготовки к отпуску конечному потребителю.
Склады различают по назначению: одни связаны с производством, другие – самостоятельные единицы, а третьи располагаются на оптовых базах и в розничных магазинах.
Управление запасами
Этот термин подразумевает контроль движения запасов и принятие решений, направленных на сокращение денежных средств и времени. Это достигается благодаря минимизации затрат на содержание запасов, необходимых для обеспечения бесперебойного процесса деятельности компании.
Грамотное управление товарно-материальными запасами (ТМЗ) помогает:
Управление ВЭД логистикой
Управлением логистикой ВЭД занимается логист. Он регулирует товарные потоки на уровне одноплановых либо многоплановых задач по созданию оптимального способа транспортировки товаров/услуг в требуемом промежутке времени от точки отгрузки до точки получения конечным потребителем.
Качественное управление логистикой складывается из совокупности следующих сфер деятельности:
Одна из ключевых задач – оформление документов для подачи ГТД и дальнейшего пропуска товара за границу. В этом деле уделяют внимание всем мелочам. Например, ошибка в виде и количестве перемещаемой через границу продукции, ее фактурной и таможенной стоимости может сбить сроки поставок.
При сотрудничестве с иностранными партнерами неотъемлемая часть взаиморасчетов – фактурная стоимость товара. Ее величина определяет сумму, которую покупатель должен уплатить продавцу за товар в валюте контракта.
Что такое фактурная стоимость в ГТД
Фактурная стоимость в ГТД отражается в определенной ей позиции (графа 42), что предусмотрено документами, регламентирующими порядок заполнения грузовой таможенной декларации.
Фактурная стоимость в ГТД – это цена товара, определенная в валюте контракта, сведения о которой указаны в счете (инвойсе), выписанном при поставке товара или его оплате. Она может быть рассчитана также исходя из условий поставки, указанных в контракте, если согласно этим условиям расходы по доставке включены в сумму, которую следует уплатить поставщику за товар.
Единица, которая может отличаться от таможенной стоимости товара, отраженной в ГТД, но в рублях, а не в валюте контракта – это фактурная стоимость товара. Таможенная стоимость товара в большей степени зависит от условий поставки – когда транспортные услуги изначально входят в стоимость экспортируемого (импортируемого) товара либо увеличивают ее. Увеличить фактурную стоимость до таможенной может также страхование груза.
Экономическая суть аутосорсинга ВЭД
Смысл аутсорсинга ВЭД – передача обязанностей по управлению ВЭД сторонней фирме (брокеру). Это поможет оптимизировать издержки, а также повысить прогнозируемость поставок по их стоимости и срокам выполнения.
Если организация не ведет регулярную внешнеэкономическую деятельность, ей не имеет смысла держать в собственном штате отдельного сотрудника. Проще для таких целей обращаться в аутсорсинговую компанию, которая обойдется намного дешевле в долгосрочной перспективе.
Предлагаем формулу для расчета стоимости штатных сотрудников по ВЭД, чтобы определить, выгодно ли будет организации их содержать:
Ст-ть ВЭД = (з/п сотрудника + налоги от з/п + доля стоимости управленческих ресурсов компании + стоимость доли занимаемой площади + стоимость оборудования рабочего места ÷ 12 + переменные затраты (телефон, транспорт и пр.)) × количество работников.
Заключение
Суть логистики заключается в поиске путей рационального продвижения продукта по цепочке от производителя до конечного получателя. Процесс перемещения товара делится на несколько стадий: закупку, производство и сбыт. Ни одна из них не может рассматриваться отдельно, это единый процесс, для завершения которого создается соответствующая инфраструктура, подбирается система складирования, транспортировки и управления запасами.
При ВЭД логистика усложняется работой с таможенными органами, мультимодальными перевозками и пр. Работа с иностранными партнерами требует большей точности, в частности при валютных расчетах (расчете фактурной стоимости).
Угадываем ставки, работаем с неоплатой, дружим с водителями. Секреты, о которых должен знать каждый логист 09:07, 12 октября 2020 Версия для печати
Профессия логиста уникальна: она позволяет соискателю без высшего образования построить карьеру и зарабатывать сотни тысяч рублей. Но для получения такого результата специалист должен знать свою работу досконально: секретов в ней много.
В начале октября в Санкт-Петербурге прошла конференция «Транслогистика», ключевое отраслевое событие северо-западного региона. Одним из спикеров конференции стал Камиль Баймухаметов – эксперт с многолетним опытом, возглавлявший департамент логистики и продаж ТК «Делко», антикризисный управляющий и бизнес-тренер в сфере логистики. Он рассказал о распространённой проблеме отсутствия у логистов навыков продажи транспортных услуг.
После своего выступления Камиль Баймухаметов заглянул в редакцию АТИ. Мы побеседовали с гостем и узнали, какими качествами должен обладать хороший логист, что он должен уметь и где можно почерпнуть необходимые знания.
Здравствуйте, Камиль! Начнём с общих вопросов. Какие проблемы стоят сегодня перед логистическими компаниями?
— Добрый день, Илья! Самые распространённые проблемы – это привлечение новых клиентов и сокращение объёмов у текущих заказчиков. В кризисные периоды у предприятий падают объемы закупок и производства, договориться о новых контрактах очень тяжело.
При этом рынок перенасыщен автомобилями. В годы перед кризисом транспортные компании делали грандиозные закупки. Тот же «КАМАЗ» вырос по продажам на несколько десятков процентов — за счёт оптимальной модели 5490. Этот грузовик подошёл рынку и по цене, и по качеству, и по соответствию ожиданиям заказчиков.
Отдельно стоит отметить кадровую проблему: опытные менеджеры уходят в другие компании, найти им замену очень непросто.
Всем известно о нехватке профессиональных водителей. Выходит, такая же проблема есть и с логистами?
— Да, дело в том, что специалистов как таковых нет, ведь в России нет школы логистов. На тренингах я спрашиваю у людей, откуда они пришли, и не перестаю удивляться тому, что слышу в ответ: перевозками занимаются бывшие повара, грузчики, водители, инженеры, программисты!
Менеджер по логистике – единственная профессия, в которой можно добиться очень высокой зарплаты без высшего образования. Минимальная зарплата логиста – 30-50 тысяч рублей. Менеджер с опытом год-два может получать от 80 тысяч, а максимальная зарплата рядовых логистов, о которой мне известно, доходила до 500 тысяч! На «Хедхантере» можно увидеть, что директор средней компании с выручкой от 100 млн в год в Москве получает 300-400 тысяч рублей, но к нему предъявляются серьёзные требования: несколько высших образований, многолетний стаж в определенной сфере. А в логистике до таких цифр может дорасти любой сотрудник.
Когда логист работает с оптовыми клиентами и по сути занимается только продажами, от каждого клиента ему в зачёт могут идти сотни сделок, и даже с минимальным процентом он будет получать огромные деньги. Из-за этого многие управляющие стараются занижать зарплаты: они боятся нарваться на сотрудника, который, как в анекдоте, продаст весь товар, а потом и фирму с директором. Эта боязнь приводит к тому, что логисты нередко занимаются отгрузками, а продажами не занимается вообще никто.
А можно где-то выучиться на логиста, или в эту профессию всегда приходят «с улицы»?
— В Санкт-Петербурге есть академия, выпускники которой устраиваются обычно на завод. В качестве логиста, с усредненной ставкой по городу. В других регионах есть такие же учебные заведения. Их проблема в том, что программы устаревают, а логистика меняется с каждым годом. Если я сегодня оставлю курс своего тренинга и не буду его корректировать с учетом новых реалий, то через год он будет уже не актуален.
На примере этого года можно увидеть, как быстро происходят изменения. После весенних событий изменился вектор погрузок: кто-то перестал работать с центральными регионами и переключился на ДФО, кто-то, наоборот, обратил внимание на европейскую часть России. Меняется техника – многие переходят на газомоторные машины. Экономия топлива позволила перевозчикам более гибко подходить к ценообразованию, тарифы изменились. Преподаватели в институтах об этом практически ничего не знают.
Простой пример: многие логисты всерьёз считают, что водитель может целый день простоять на загрузке, а потом всю ночь ехать.
Но ведь на загрузке он тоже двигается в очереди, тоже работает! Постоянно находится в напряжении, и дальше его заряда бодрости хватит максимум на 2-3 часа, на 100-200 километров.
Многие проблемы логистики кроются в незнании практических нюансов. Не зная обстановки, в которой находятся водители, логисты часто не понимают, как с ними надо работать. А труд у водителей очень тяжелый. Я сам ездил на фурах и видел, как они работают в тяжелых условиях. Но в институте вам никто об этом не расскажет.
На тренингах у многих логистов я наблюдал такое незнание деталей. Простые для погруженного в работу специалиста вопросы вводили их в ступор. Что делать, если машину не выгружают несколько суток и говорят что груз не нужен? Ни в одном учебнике об этом не напишут, потому что законодательство в такой ситуации не позволяет воздействовать на грузополучателя. Или, например, повреждение упаковки: товар может быть не повреждён, но бракуют сразу всю паллету, а то и пол-фуры. А это огромные убытки, особенно если груз дорогой.
Работая, логист узнаёт, как вести себя в этих и других ситуациях. Начинает понимать, какие грузы нужно брать, какие грузополучатели более гибкие по оплатам, погрузкам. Но это долговременный процесс.
А нужно ли логистам, уже имеющим опыт работы, проходить дополнительное обучение? И если да, то зачем?
Конечно: опыт разных компаний привносит новые знания, позволяет вывести «белые пятна». К примеру, логист может просто не знать, что на интересных для него направлениях открылись какие-то перспективные производства. Мой опыт даёт человеку возможность раскрепоститься и понять, что не нужно бояться разрабатывать новые регионы, ездить в новые места, искать новые способы решения проблем.
Для многих логистов нова тема дебиторской задолженности, когда им приходится становиться коллекторами, выбивать деньги у незнакомых людей. Есть вещи, которые помогут и в этой ситуации. Самое простое решение – гарантийное письмо. За несколько дней до оплаты можно позвонить заказчику и запросить у него письмо, в котором он гарантирует оплату в установленный срок. Многие клиенты не хотят его писать, пытаются перевести всё в шутку, но когда начинаешь с ними разговаривать сухим юридическим языком, они понимают, что за них взялись квалифицированные специалисты. Можно выстроить график таких звонков и забыть об этой проблеме. Если же клиент не идёт на контакт, можно запросить письмо по электронной почте, а потом позвонить секретарю, чтобы узнать, получен ли запрос.
Если вы задумались об обучении логистов, следует учесть, что обычные бизнес-тренеры дают узконаправленное видение переговоров, проводят мастер-классы именно по продажам. А вот видения кейсов по логистике, знаний о том, как логисты должны выстраивать свою работу у них нет.
«Водитель – глаза и уши логиста»
Расскажите подробнее о вашей программе обучения. Как вы решили заняться тренингами?
— В компании Delko я прошел путь от рядового логиста до директора по логистике и продажам. Для каждого сотрудника, который ко мне приходил, я устраивал «курс молодого бойца». Отчасти именно из этих курсов и выросли мои тренинги.
Основа – география, которую мы учили в школе. Многие тогда не обращали на неё внимания, но в логистике нужно знать, где какой город находится и какие производства в нём есть, чтобы понимать, где и как грузиться. Например, во Владимирской и Ярославской областях есть заводы, о которых мало кто знает («Нексанс», «Аскона») – они находятся в 250 километрах от Москвы, и правильно выстроив логистику, можно будет с ними работать.
Логистика построена на математике – знании расстояний, ставок, расчёте прибыли, которую машина может принести за месяц, учёте расходов (топливо, «Платон», ремонты и т.д.). Опытный логист, имеющий постоянный пул клиентов или работающий на АТИ может спрогнозировать свой заработок за месяц.
Второй важный момент – разделение логистики и продаж. Мой тренинг состоит из двух частей, для логистов и продажников. Не все логисты могут продавать, и не все продажники могут быть логистами.
Но профессия продажника является развитием профессии логиста, потому что для того, чтобы продавать транспортные услуги, необходимо знать их специфику.
Продажник со стороны, торговавший хоть фруктами на рынке, хоть автомобилями, придя в логистику должен пройти обучение! Но чаще всего случается ужасное: он погружается в профессию логиста и перестаёт заниматься продажами. Поэтому многим менеджерам, с которыми я работал, я давал шанс – месяц-два заниматься поиском клиентов, не ведя большое количество машин, максимум 1-2 для ознакомления с процессом.
А во многих компаниях новичкам уже через 2-3 недели дают минимум 5 машин, чтобы они их грузили. Бросают на середину реки посмотреть – выплывет или нет? Объясняют: есть АТИ, есть другие площадки, сиди и работай.
Какими качествами должен обладать хороший логист и хороший менеджер по продажам грузоперевозок?
— Самое главное качество логиста – ответственность. Если речь идёт о менеджере по продажам, он должен гарантированно предоставлять транспорт под загрузку. Если это логист, то он отвечает за приход машины, несёт перед заказчиком ответственность за весь процесс перевозки.
На тренингах я всегда повторяю: при заключении договора клиентам необходимо говорить, что у них будет персональный менеджер, который будет на связи 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Логист должен в любое время ответить на звонок и решить проблему. А если звонок поступил ночью, то проблему нужно решить утром – сразу же, как станет возможно, потому что промедления в логистике могут обернуться коллапсом, и для грузополучателя, и для перевозчика. Если не выгрузить товар вовремя, он может зависнуть на неделю. Убытки в таком случае будут огромными, поэтому бывают ситуации, когда спящих водителей нужно будить.
Второе необходимое качество – это харизма. Специалист должен через телефон излучать позитив, спокойствие, доброжелательность, а также обладать навыками психолога, чтобы успокаивать клиента в сложных ситуациях. Он не должен впадать в панику и тем более заставлять заказчика нервничать.
Другие важные качества – это сосредоточенность и трудолюбие.
Как обойти секретаря
Есть ли эффективные способы, приёмы и техники продаж, которые используются незаслуженно редко? Может быть, вы готовы поделиться с нашими читателями каким-то секретом?
— Есть один интересный приём, который я называю «выход на клиента». Дело в том, что связаться с логистом со стороны заказчика может быть достаточно сложно. Некоторые секретари просто не хотят соединять с ними по телефону. В таком случае можно задействовать актёрскую игру и эмоционально возмутиться. Гневным голосом кричать в трубку: «Моя фура не выгружается, дайте мне контактное лицо, логиста или руководителя, иначе я вызову полицию!». Такой приём я использовал всего один раз. Это не панацея, но в некоторых ситуациях может помочь.
Проще всего обойти секретаря, позвонив в другой отдел. Можно попросить его соединить с бухгалтерией, «пообщаться по поводу закрывающих документов». У секретаря от такой скуки вянут уши, и он переключит на бухгалтерию, а бухгалтеру можно сказать, что звонок перенаправили по ошибке, а тебе был нужен логист. У других отделов нет установки на защиту данных, их сотрудники могут назвать имя или добавочный номер нужного человека.
Можно ли сказать, что главный показатель эффективности работы логиста – количество машин, которые он ведёт?
— Зависит от компании. Если в ней пять машин, то вряд ли. В крупной компании – да, показатель работоспособности и опытности логиста – это количество машин. Потому что основной инструмент заработка и есть машина. Дальше – сотрудник-водитель и другое заинтересованное лицо, механик-начальник колонны. Все они должны быть наравне! Превышения полномочий недопустимы.
Из этой связки можно создать союз, который будет обогащать всех его участников. Водитель получает деньги от пробега, начальник колонны – за счёт бесперебойной работы машин, и для логиста прибыль от работы этих двух сотрудников, своих коллег, будет максимальной.
Принижение качеств любого из тройки приводит к уменьшению прибыли! И чем больше таких союзов, тем больше у логиста будет денег. Поэтому чем больше машин он ведёт, тем качественнее он выполняет свою работу и тем больше получает денег.
Какие ошибки логисты допускают чаще всего?
— Некоторые специалисты недооценивают значимость водителей, а иногда и относятся к ним как к подчинённым. Но ведь водитель – это глаза и уши логиста! На любой выгрузке или погрузке он может подойти к кладовщику и выяснить, кто контролирует и регулирует загрузки: это самый простой выход на клиента.
Еще я заметил, что в регионах взаимоотношения во время подписания договоров строятся проще, а вот в крупных городах есть какая-то зашоренность. В прошлом году я ездил на переговоры в Новосибирск, на крупный завод. Человек, который меня принимал, был рад приезду гостя из Питера и всем об этом рассказывал, говорил – «Смотри, ко мне из Питера приехали!»
Сегодня все пытаются решить вопросы по телефону, мало кто ездит на личные встречи. Но человеческий фактор играет большую роль. После нашей встречи этот клиент увеличил объёмы отгрузки для моей компании, потому что увидел уважение людей, потративших своё время: прилетевших глубокой ночью и уже через три часа начавших переговоры.
В программе ваших курсов есть раздел «Общение с заказчиком, основы риторики». Что значит риторика для менеджера и логиста?
— Риторика в логистике строится на бесконечном, но осмысленном и осознанном потоке слов. Правильное выстраивание беседы «забалтывает» человека.
Нельзя просто ставить клиента перед фактом: «машина опоздала». Нужно дать развёрнутый ответ и продемонстрировать своё видение способов, которыми можно решить проблему. Риторику нужно понимать не как красивое изложение мыслей, а как умение проговаривать вариации возможного решения проблемы. И без обширного словарного запаса объяснить человеку что-либо по телефону очень непросто.
Риторика важна не только при общении с клиентами. Иногда приходится объяснять водителю, почему он должен ехать на плохую загрузку в плохом направлении по разбитым дорогам – а этот рейс, допустим, важен для вас по контракту. Придётся красноречиво донести свою позицию. Многие в таких случаях используют мат, но это не выход из положения.
По телефону сложно выразить свои эмоции: вы не можете пользоваться жестами, мимикой. Единственное, на что вы можете повлиять в данном случае, это слух собеседника. Поэтому в работе логиста важна риторика.
Оцениваем клиентов, угадываем ставки
Интересный раздел – «типология клиентов». На чём она основана?
— Если распределить клиентов на очень обобщенные группы, можно выделить следующие:
Важная деталь, позволяющая влиять на клиентов – «исключение третьего». Предположим, у вас есть клиент, выстраивать ценовую политику с которым непросто и повышения проходят с большим трудом. Когда появляются другие клиенты, у вас возникает альтернатива, и переговоры с первым клиентом становятся проще. Вы можете действовать ультимативно и говорить: «Мы увеличиваем ставку на 10%, и у нас есть другие клиенты, которым мы можем подать машину». Заказчик действительно может уйти, но если вы оказываете услуги качественно, подаёте нужный транспорт четко по графику, то скорее всего он к вам вернётся.
Есть клиенты, с которыми можно поиграть. Но крупные заказчики, дающие объёмы и цены не гонятся за дешевыми ставками; они требуют качественную услугу. Работа с ними – другая стадия развития транспортной компании, и логист должен понимать, какие заказчики ему нужны.
В одной из компаний, где я работал, было 50 автомобилей. Я вышел на высшего игрока в регионе, ИКЕА, и пытался заключить с ним договор. Не удалось, потому что мы не смогли закрыть все направления, объёмы на которых у ИКЕА постоянно растут: у них много поставщиков, открываются новые магазины.
Я нашел другого клиента – низшего по возможностям, но он дал мне цены и объемы, которые мы могли закрывать. Важно определять, какой клиент нужен компании, распределять клиентов по требованиям и количеству загрузок.
Если у вас 20 машин, лучше сотрудничать с региональным игроком, например, с «Петровичем» (сеть DIY-магазинов в СЗФО), чем с «Леруа Мерлен». «Леруа» – крупный игрок, и даже если вам удастся с ним договориться, он будет манипулировать ценами, зная, что все объемы вы перекрыть не сможете.
Есть розничные продажи, а есть оптовые. Придя к глобальному игроку с автопарком в несколько сотен автомобилей я могу предлагать объем, снижая цену, допустим, на 5%. Доходность не снизится из-за больших объемов. Но когда продажи розничные, важна каждая перевозка. Поэтому заказчиков следует разделять по масштабам.
Пожалуй, самая интересная и одна из самых ответственных частей работы логиста – это угадывание ставок. Поделитесь профессиональными секретами?
— Ставки можно прогнозировать, опираясь на себестоимость товаров. Возьмём сегмент автомобилей. Есть Kia, а есть Audi. Перевозка Kia будет дешевле, потому что дешевле сам товар, и если с ним что-то случится, убытки не будут колоссальными. Человек, который отправляет куда-то Audi понимает, что машины стоят дорого, и готов переплатить – лишь бы товар пришёл.
Для кого предназначены ваши курсы?
— Для логистов, потому что логистов-продажников сегодня по сути нет. Это и есть одна из главных проблем: функцию менеджеров по продажам сегодня возлагают на логистов. Поэтому сотруднику рекомендуется пройти два однодневных тренинга – один для логистов (чтобы оптимизировать свою работу и выделить время на продажи) и второй для продажников.
У продажников есть всего три дня (вторник, среда и четверг) и определенное количество часов (около шести в день) на прозвон клиентов. Понедельник и пятница – это, по сути, нерабочие дни: люди заняты своими делами, отходят от выходных или готовятся к ним. Выходит, что в неделю есть всего 20 часов, работа в которые принесёт максимальный эффект. Именно в это время и следует заниматься продажами.
Но такое распределение времени имеет право на жизнь лишь в небольших и средних компаниях: крупным перевозчикам обязательно нужен отдел продаж.
У вас есть две программы обучения – чем они отличаются?
Первая программа даёт основные понятия: из чего выстраивается логистика, как максимально эффективно делать свою работу и зарабатывать деньги. Делегирование полномочий, оптимизация времени, знание городов и производств – всё это даёт возможность логисту расширить свою деятельность, увеличить количество машин, которое он контролирует.
Допустим, логист ведёт 5 машин и зашивается, а пройдя программу, понимает, что здесь он может оптимизировать время, а здесь использовать помощь водителей – и взять еще несколько машин. И его зарплата повысится на 30-40%.
Вторая программа (курс продажника) даёт представление о том, что нужно делать в определенный момент времени. Создавая отделы продаж в разных организациях я видел, сколько длятся различные процессы. От первого звонка до подписания договора проходит около двух месяцев, этот процесс разделён на стадии. Руководителям необходимо понимать, какой результат должны принести продажники. Принятие решения, согласование ставок, согласование договора – все эти этапы занимают время, поэтому требовать от сотрудников продаж в первые недели нельзя.
Логист должен разговаривать с клиентами с душой, «улыбаться» им в трубку, проявлять свою харизму.
Что должен делать логист? Разговаривать с душой с собеседником. Улыбаться ему в трубку, проявлять свою харизму. На основе этого актёрского искусства, вызывая у людей симпатию можно привлекать клиентов.
На деловых играх мы видим, как общаются логисты-продажники, как им бывает тяжело проявить свои эмоции. У некоторых из них возникают психологические барьеры, человек не может раскрыться. Проводя деловые игры на обзвон клиентов, на обход секретаря, на общение со «злым заказчиком» человек раскрывается. На этом тренинге (возможно, он отчасти влияет на психологию) сотрудник может позвонить чужому человеку при других людях и при этом он увидит себя со стороны.
Я обращаю внимание на то, в чём человек не может себя раскрыть. Логисты зачастую замыкаются на риторике и не могут проговорить какие-то стандартные вещи о компании – переходят на жесты и мимику, в телефонном разговоре совершенно бесполезные. А разговаривать с собеседником нужно простым языком, помня, что на той стороне трубку держит такой же обычный человек.
Эти два тренинга дают понять логистам и продажникам, что бояться в их работе нечего: нужно действовать.
В какой форме проходит обучение?
Курсы максимально сжаты по времени; человек получает огромное количество знаний за короткий период. Это вся моя работа за 12 лет, скомпонованная в одной программе.
Самый простой способ определить уровень знаний логиста – игра в города. Опытные специалисты могут играть 10-15 минут, а неподготовленные ребята максимум 5. Такая простая игра показывает уровень знаний логиста и позволяет понять, как нужно выстроить методику обучения, что нужно дать человеку.
У опытных логистов больше времени занимает разбор полётов. Почему один месяц вышел убыточным, а другой прибыльным? Почему из-за одного неудачного рейса порушился весь план? Такие вещи важно анализировать, чтобы потом понимать, когда следует брать загрузку, а когда лучше подождать, чтобы взять другое направление и выиграть и по времени, и по ставкам
Можно ли назвать ваши курсы антикризисной подготовкой, средством, которое поможет компании пережить трудные времена?
— Да, потому что коллектив компании должен обновляться. Если старые кадры не могут подстроиться под новые условия, приносить столько же денег, сколько в предыдущие года, то их надо либо переучивать – передавать опыт компаний, благополучно прошедших предыдущие кризисы, либо обучать новых.
На это и нацелена моя программа: дать взгляд со стороны действующим сотрудникам или обучить новых в сжатые сроки, чтобы компания получила не просто людей с улицы, а начинающих специалистов, уже прошедших курс молодого бойца.
Приглашать тренеров, не связанных с логистикой, вряд ли имеет смысл. Что даст начинающим логистам тренер по продажам, если им необходимы знания городов, маршрутов, ставок? Самый простой момент – математика. К примеру, за грузы с Москвы дают 50-60 рублей за километр, а обратно 10-30 рублей. Только что устроившийся сотрудник этого, конечно, не знает. Он будет задавать вопросы: а как это выстроено? Откуда это всё взялось? Почему из Сибири мы едем дешевле, а из Москвы дороже? Эти простые кейсы и проходит человек на тренинге. С получением таких знаний у логиста появляется возможность двигаться дальше, не получая при этом горького опыта, не допуская ошибок.
Этой весной многие менеджеры опустили руки. В марте они должны были получать свои стандартные зарплаты после зимнего периода, но не получили, потому что все перешли на удалёнку; некоторые предприятия временно закрылись, кто-то перестал платить деньги. Зарплаты выровнялись только к июню. А молодежь не знает, что такое сезонность, новички начинают работать и грузить машины. Нехватка грузов у них не вызывает депрессивного состояния.
Конечно, обучить новых сотрудников можно и своими силами – но это сложная и ответственная работа, требующая времени. Вам придётся узнать сильные и слабые стороны каждого новичка, систематизировать собственные знания, чтобы эффективно их передать, а заодно убедиться, что они до сих пор актуальны. Можно провести аналогию с обучением детей: если у нас есть время и желание разобраться в предмете, мы можем заниматься с ними самостоятельно, но если нужно подготовиться к экзамену быстро и эффективно, лучше нанять репетитора.
Бизнес-тренер в сфере логистики Камиль Баймухаметов: