Чем должны быть снабжены подъемники
Чем должны быть снабжены подъемники
от 25 июня 2002 года N 37
____________________________________________________________________
Не применяется с 7 марта 2014 года на основании
приказа Ростехнадзора от 12 ноября 2013 года N 533
____________________________________________________________________
Федеральный горный и промышленный надзор России
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
4 декабря 2002 года,
регистрационный N 3994
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Госгортехнадзора
России от 25.06.2003 N 37
ПРАВИЛА
устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников
I. Общие положения
1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, монтажу и эксплуатации строительных подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.
1.2. Настоящие Правила распространяются на следующие строительные подъемники :
— грузопассажирские подъемники с канатным или реечным приводом;
— грузовые подъемники с канатным или реечным приводом;
— фасадные подъемники с канатным приводом (люльки, платформы).
1.3. Правила не распространяются на следующие строительные подъемники:
подъемники, устанавливаемые на грузоподъемных машинах и на самоходных транспортных средствах;
средства подмащивания (леса, подмости, площадки, телескопические вышки);
подъемники (вышки) самоходные, прицепные и пневмоколесные;
специальные подъемники, устанавливаемые в шахтах горнодобывающей промышленности и на плавучих сооружениях;
грузовые подъемники с гидравлическими и винтовыми механизмами подъема;
1.4. Основные термины и определения, используемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.
II. Проектирование
2.1. Общие требования
2.1.1. Подъемники должны быть спроектированы и изготовлены в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными документами. Грузоподъемность, площадь грузонесущих устройств и другие параметры подъемника должны устанавливаться техническим заданием на проектирование.
Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 33, ст.4030; Российская газета. 1998. N 163. 26 авг.
Вместе с поставляемыми подъемниками прилагается эксплуатационная документация, выполненная на русском языке.
2.1.3. Электрическое оборудование подъемников, их монтаж, токоподвод и заземление должны отвечать требованиям правил устройства электроустановок.
2.1.5. Свободностоящие подъемники, не крепящиеся к сооружению, используемые в районах с сейсмичностью более 6 баллов (в соответствии с установленными строительными нормами и правилами), должны быть выполнены в сейсмостойком исполнении с указанием в паспорте допустимого района установки.
2.1.6. Каждый подъемник должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией:
руководством по эксплуатации (РЭ), включающим техническое описание и инструкцию по эксплуатации;
инструкцией по монтажу.
2.1.8. В паспорте подъемника должны содержаться сведения о допустимом районе установки по ветровой нагрузке, принимаемом в соответствии с установленными государственными стандартами и определяющем скорость ветра нерабочего состояния.
В паспорте также должна указываться скорость ветра рабочего состояния, при превышении которой работа подъемника должна быть прекращена.
2.1.9. Электрооборудование подъемников, предназначенных для работы во взрыво- и пожароопасных средах, должно выполняться во взрыво- и пожаробезопасном исполнении, что должно быть оговорено в паспорте.
2.1.10. Руководство по эксплуатации должно быть разработано в соответствии с установленными государственными стандартами и с учетом требований, изложенных в Правилах.
В руководстве, наряду с другими сведениями, должны быть указаны:
периодичность технического обслуживания и ремонта;
возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
предельные нормы браковки ответственных деталей;
способы регулировки тормозов;
способы регулировки и испытания ловителей;
перечень быстроизнашивающихся деталей;
указания по приведению подъемника в безопасное положение в нерабочем состоянии;
требования безопасности в аварийных ситуациях;
порядок проведения технического освидетельствования;
срок службы (ресурс) подъемника.
2.1.12. Конструкция мачтовых и шахтных подъемников должна обеспечивать монтаж (демонтаж) мачты, шахты и настенных опор с помощью собственных механизмов.
2.1.13. Прочность и устойчивость подъемника и его составных частей должна быть подтверждена расчетом.
2.2. Металлоконструкции, направляющие
2.2.1. Металлоконструкции подъемников, включая направляющие, должны соответствовать требованиям государственных стандартов и нормативных документов.
2.2.2. Мачты (шахты) подъемников должны предусматривать узлы крепления к строительному сооружению (кроме подъемников, выполненных в свободно стоящем исполнении) с помощью жестких регулируемых связей, рассчитанных на максимальные нагрузки.
Допускается крепление мачты (шахты) осуществлять растяжками из стального каната, снабженными устройствами для регулирования натяжения.
2.2.3. Перемещение грузонесущего устройства грузопассажирского и грузового подъемника (кабины, платформы, ковша, монорельса и др.) и противовеса должно осуществляться по жестким направляющим. Допускается грузовые подъемники оборудовать гибкими направляющими.
2.2.4. Высота направляющих должна определяться из условия, чтобы при возможных перемещениях грузонесущего устройства (противовеса) за пределы крайних положений опорные ролики (башмаки) не сходили бы с направляющих.
2.2.5. Направляющие должны быть рассчитаны на рабочие нагрузки, а также на нагрузки, возникающие при посадке грузонесущего устройства (противовеса) на ловители и буфера.
2.2.6. Секции мачты подъемников с реечным приводом должны быть взаимозаменяемыми для обеспечения постоянства шага зубчатой рейки и плавного перемещения грузонесущего органа.
2.2.7. Направляющие и их стыки должны быть предохранены от взаимного смещения.
2.2.8. Конструкция консолей фасадных подъемников должна предусматривать их разборку на отдельные узлы, позволяющие переносить их вручную.
2.2.9. Материалы при проектировании металлоконструкций и их элементов должны применяться в соответствии с государственными стандартами и нормативными документами.
Выбор материалов для проектирования металлоконструкций должен производиться с учетом нижних предельных значений температур окружающей среды для рабочего и нерабочего состояний подъемника, степени нагруженности элементов и агрессивности окружающей среды.
2.2.10. Металлоконструкции, направляющие и другие металлические детали подъемника должны быть предохранены от коррозии. В коробчатых и трубчатых металлоконструкциях, работающих на открытом воздухе, должны быть предусмотрены меры против скопления в них влаги.
2.3. Грузонесущие устройства
2.3.1. Требования к кабинам грузопассажирских подъемников.
2.3.1.1. Кабина должна иметь ограждение со всех сторон. Высота кабины в свету должна быть не менее 2 м.
2.3.1.4. Крыша кабины должна быть рассчитана на нагрузку от массы двух человек и монтажного инструмента исходя из нагрузки 1000 Н на каждого человека и на инструмент, распределенной на площади по 0,3х0,3 м.
Чем должны быть снабжены подъемники
ПОДЪЕМНИКИ МАЧТОВЫЕ ГРУЗОВЫЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ
Building mast freight hoists. Specifications
Дата введения 1992-07-01
1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством тяжелого, транспортного и энергетического машиностроения СССР
2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Комитета стандартизации и метрологии СССР от 13.12.91 N 1950
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение НТД, на который дана ссылка
5. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2004 г.
Настоящий стандарт распространяется на стационарные грузовые вертикальные строительные подъемники с высотой подъема строительных грузов до 100 м и грузоподъемностью до 630 кг.
Стандарт не распространяется на подъемники специального назначения, подъемники с гидравлическим и винтовым механизмами подъема.
Требования стандарта являются обязательными.
1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
1.1. По типу механизма подъема подъемники изготавливают двух исполнений:
1.2. По назначению грузонесущего органа подъемники следует изготовлять следующих типов:
1.3. Подъемники следует изготовлять грузоподъемностью 160, 250, 320, 400, 500, 630 кг.
Номинальная скорость подъемников должна быть 0,25-1,0 м/с (допустимое отклонение ±15%).
1.4. Пример условного обозначения подъемника (П) мачтового (М) грузового (Г), исполнения 1 типа А:
То же, исполнения 2, типа Б:
ПМГ-2-Б ГОСТ 29168-91
2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
2.1. Общие требования
2.1.1. Подъемники следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта, «Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов», «Правилами устройства электрических установок» и конструкторской документацией, утвержденной в установленном порядке.
2.1.2. Подъемники следует изготовлять климатического исполнения У, категории размещения 1 по ГОСТ 15150 для работы в районах с температурой окружающего воздуха от минус 40 °С до плюс 40 °С с верхним значением относительной влажности воздуха 80% при 25 С, атмосферой типа II по ГОСТ 15150, в I-V ветровых районах по ГОСТ 1451: при скорости ветра для рабочего состояния подъемника на высоте 10 м не более 14 м/с.
Подъемники должны сохранять работоспособность на высоте над уровнем моря до 2000 м.
Подъемники, предназначенные для эксплуатации в районах с холодным и тропическим климатом (исполнения ХЛ и Т), следует изготовлять по техническим условиям, разработанным на основе настоящего стандарта.
2.1.3. Конструкция подъемников должна обеспечивать:
— управление при помощи только выносного пульта;
— монтаж и демонтаж мачты без применения посторонних грузоподъемных средств;
— удобство обслуживания всех узлов, приборов безопасности и ограничителей рабочих движений;
— максимально возможную унификацию и использование стандартных узлов, деталей, в том числе и крепежных;
— взаимозаменяемость однотипных секций и узлов подъемников одного типоразмера;
— возможность диагностирования в соответствии с требованиями ГОСТ 27518.
2.1.4. По требованию потребителя подъемник с высотой подъема более 9 м может быть оборудован устройством для точной остановки машинистом грузонесущего органа на заданном уровне или системой адресования, допускающей автоматическую или неавтоматическую остановку грузонесущего органа.
2.2. Требования к грузонесущим органам
2.2.1. Грузонесущие органы подъемников по требованию потребителя могут быть снабжены сменным оборудованием для строительных материалов послемонтажного цикла, в т.ч. жидких, сыпучих, длинномерных, пакетированных и т.д.
Если указанные устройства являются сменными, то их масса должна быть учтена при определении полезной грузоподъемности подъемника.
Указанное требование распространяется и на используемую для груза тару (ящики и др.), устанавливаемые на грузонесущий орган.
Типовые конструктивные схемы сменного оборудования должны быть приведены в инструкции по эксплуатации.
2.2.2. Допускается использовать для подъемников типа А торцевую часть ограждения грузонесущего органа, обращенную к стене здания, в виде трапа для перекрытия зазора между стеной здания и грузонесущим органом при остановке подъемника на этаже у проема здания.
По прочности трап должен быть рассчитан на нагрузки, предусмотренные ГОСТ 24258 для тяжелых средств подмащивания.
Трап должен быть снабжен запорным устройством для фиксации его в положении, не препятствующем перемещению грузонесущего органа.
2.2.3. У подъемников типа Б, оборудованных устройством для опускания груза на междуэтажное перекрытие, величина вертикального перемещения груза должна быть не менее 1 м.
2.3. Требования к приводу, механизмам, системе управления
2.3.1. Точность зубчато-реечной передачи механизма подъема должна обеспечивать нормальное зацепление ведущей шестерни с зубчатой рейкой, плавное перемещение ведущей шестерни без заеданий и заклиниваний на всех участках мачты, в т.ч. на стыках секций.
2.3.2. Зубчатые рейки, ведущие шестерни зубчато-реечных передач, зубчатые колеса специальных редукторов и ходовые ролики грузонесущих органов следует изготовлять из материалов, обеспечивающих их работоспособность в течение всего срока службы подъемника. Допускается изготовление зубчатых реек без термообработки.
2.3.3. Конструкция подъемника должна обеспечивать защиту тормозов от прямого попадания атмосферных осадков.
2.3.4. Канатные блоки канатных механизмов и подвески противовеса должны быть оборудованы ограждениями, исключающими выход каната из ручья блока.
2.3.5. Размещение блоков и канатов на подъемнике должно исключать трение последних о конструкции подъемника или друг друга.
2.3.6. Управление подъемником в рабочем режиме и при монтаже (демонтаже) должно осуществляться с выносного пульта управления, находящегося за пределами опасной зоны, за исключением случаев монтажа (демонтажа), предусмотренных инструкцией по эксплуатации, когда управление осуществляется с грузонесущего органа.
2.3.7. Длина кабеля дистанционного управления должна быть равна 1/4 значения номинальной высоты подъема, но не менее 5 м.
2.3.8. Выносной пульт должен быть снабжен блокировочным устройством, исключающим включение механизмов подъемника посторонним лицом.
2.4. Требования к металлоконструкциям
Металлоконструкции подъемника следует изготовлять из сталей с механическими свойствами (в т.ч. и ударной вязкостью), химическим составом, свариваемостью, обеспечивающими работоспособность подъемника в диапазоне температур по п.2.1.2.
2.5. Требования к покрытиям
2.6. Требования к надежности
Чем должны быть снабжены подъемники
Оборудование для подъема людей
Cranes. Equipment for the lifting of persons. Safety requirements*
Дата введения 2016-01-01
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «РАТТЕ» (ЗАО «РАТТЕ»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2015 г. N 803-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33168-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2016 г.
ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 12, 2017 год
Поправка внесена изготовителем базы данных
Введение
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие требования к оборудованию для подъема и транспортировки людей при помощи грузоподъемных кранов.
В данном стандарте рассматриваются возможные риски при использовании подвесных кабин (люлек), а также способы предотвращения аварийных ситуаций при условии использования кабин (люлек) по назначению и в соответствии с условиями, предусмотренными изготовителем кабин (люлек).
Настоящий стандарт не распространяется на подвесные кабины (люльки), изготовленные до введения настоящего стандарта.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.2.058-81 Краны грузоподъемные. Требования к цветовому обозначению частей крана, опасных при эксплуатации
ГОСТ 12.2.071-90 Система стандартов безопасности труда. Краны грузоподъемные. Краны контейнерные. Требования безопасности
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 27555-87 (ИСО 4306-5-85) Краны грузоподъемные. Термины и определения
ГОСТ 33169-2014 Краны грузоподъемные. Металлические конструкции. Подтверждение несущей способности
ГОСТ ISO 12100-2013 Безопасность машин. Основные принципы конструирования. Оценки риска и снижения риска
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 27555, ГОСТ ISO 12100, [1]-[3], а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 подвесная кабина (люлька): Устройство для подъема людей при помощи крана, подвешиваемое на грузозахватный орган.
3.2 номинальная грузоподъемность: Груз максимальный массой, включающей массу людей и массу дополнительного оборудования, для которого спроектирована кабина (люлька).
3.3 максимальная скорость: Максимальная скорость подъема или опускания кабины (люльки) при загрузке, соответствующей номинальной.
4 Общие положения
4.1.1 Описываемые в стандарте устройства должны применяться таким образом, чтобы гарантировать безопасную работу крана с учетом его типа.
4.1.3 Кабины (люльки) должны подвешиваться к крану на гибких канатных или цепных стропах или с использованием контейнерного захвата (спредера).
5 Требования безопасности
5.1 Общие требования
5.1.1 Кабины (люльки) должны быть изготовлены из огнестойких материалов.
5.1.2 Кабины (люльки) должны быть окрашены в предупредительные цвета в соответствие с ГОСТ 12.2.058.
5.1.3 С целью минимизации риска удара головой при нахождении людей в кабине (люльке) расстояние по высоте от пола кабины (люльки) до любого возможного препятствия: крыша кабины (люльки), балка каркаса кабины, перекладина и т.п. должно быть не менее 2 м.
5.1.4 Если существует риск падения предметов на людей, находящихся в кабине (люльке), она должна быть снабжена крышей. Размер отверстий (при наличии) в крыше должен быть таким, чтобы через них не мог пройти шар диаметром 20 мм.
5.1.5 Крыша кабины (люльки) должна выдерживать падение стального шара массой 7 кг с высоты 2 м. При этом остаточная деформация не должна превысить 50 мм.
5.1.6 Кабина (люлька) должна быть спроектирована таким образом, чтобы при приложении испытательной нагрузки в 1,5 раза превышающей номинальную грузоподъемность в любом месте настила кабины (люльки) наклон пола (настила) не превышал 20° как в подвешенном состоянии, так и при нахождении кабины (люльки) на земле.
5.1.7 Элементы конструкции кабины (люльки) должны быть защищены от коррозии.
5.2 Требования к подъемным механизмам
Кабины (люльки) могут использоваться только на кранах, соответствующим следующим требованиям:
— при подвеске кабины (люльки) на гибких стропах имеется не менее чем двукратный запас по грузоподъемности по сравнению с суммой массы самой кабины (люльки), массы стропов и ее номинальной грузоподъемности;
— при подвеске кабины (люльки) на спредере имеется не менее чем двукратный запас по грузоподъемности на спредере по сравнению с суммой массы самой кабины (люльки) и ее номинальной грузоподъемности;
— обеспечивающих максимальную скорость подъема/спуска, не превышающую 0,33 м/с;
— система управления обеспечивает плавный пуск и остановку механизмов;
— имеется неразрывная кинематическая связь элементов в механизмах подъема груза, изменения вылета и подъема стрелы крана. Исключено применение фрикционных, прессовых и других подобных соединений, а также фрикционных и кулачковых муфт;
— опускание груза может осуществляться только от работающего двигателя;
— крюк крана оснащен предохранительным замком.
5.3 Расчеты на прочность
5.3.1 Общие требования к расчетам установлены ГОСТ 33169.
5.3.2 В расчетах кабин (люлек) на прочность при проектировании принимается (с коэффициентом 2,0):
ПБ 10-518-02 Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников
Утверждены
постановлением
Госгортехнадзора России
от 25.06.02 № 37
Зарегистрировано в Минюсте
России 04.21.02, рег. № 3994
ПРАВИЛА
УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ ПОДЪЕМНИКОВ
Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников (ПБ 10-518-02) печатаются по официальному тексту, опубликованному в «Российской газете» (Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников
Федеральный горный и промышленный надзор России
1. Утвердить Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников.
2. Направить Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников на государственную регистрацию в Минюст России.
в Министерстве юстиции
Федеральный горный и промышленный надзор России ( Госгортехнадзор России )
Нормативные документы Госгортехнадзора России
ПРАВИЛА
устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников
Разработаны и внесены Управлением по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями
Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 25.06.2002 № 37
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящие Правила устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников 1 устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, монтажу и эксплуатации строительных подъемников, используемых при возведении, отделке и ремонте зданий и сооружений.
1.2. Настоящие Правила распространяются на следующие строительные подъемники 2 :
— грузопассажирские подъемники с канатным или реечным приводом;
— грузовые подъемники с канатным или реечным приводом;
— фасадные подъемники с канатным приводом ( люльки, платформы).
1.3. Правила не распространяются на следующие строительные подъемники:
— подъемники, устанавливаемые на грузоподъемных машинах и на самоходных транспортных средствах;
— средства подмащивания ( леса, подмости, площадки, телескопические вышки);
— подъемники ( вышки) самоходные, прицепные и пневмоколесные;
— специальные подъемники, устанавливаемые в шахтах горнодобывающей промышленности и на плавучих сооружениях;
— грузовые подъемники с гидравлическими и винтовыми механизмами подъема;
1.4. Основные термины и определения, используемые в тексте настоящих Правил, приведены в приложении 1.
II. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
2.1. Общие требования
2.1.6. Каждый подъемник должен быть снабжен следующей эксплуатационной документацией :
— руководством по эксплуатации ( РЭ ), включающим техническое описание и инструкцию по эксплуатации ;
— периодичность технического обслуживания и ремонта ;
— возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения ;
— предельные нормы браковки ответственных деталей ;
— способы регулировки тормозов ;
— способы регулировки и испытания ловителей ;
— перечень быстроизнашивающихся деталей ;
— указания по приведению подъемника в безопасное положение в нерабочем состоянии ;
— требования безопасности в аварийных ситуациях ;
— порядок проведения технического освидетельствования ;
2.1.13. Прочность и устойчивость подъемника и его составных частей должна быть подтверждена расчетом.
2.2. Металлоконструкции, направляющие
2.2.1. Металлоконструкции подъемников, включая направляющие, должны соответствовать требованиям государственных стандартов и нормативных документов.
2.2.2. Мачты ( шахты) подъемников должны предусматривать узлы крепления к строительному сооружению ( кроме подъемников, выполненных в свободно стоящем исполнении) с помощью жестких регулируемых связей, рассчитанных на максимальные нагрузки.
Допускается крепление мачты ( шахты) осуществлять растяжками из стального каната, снабженными устройствами для регулирования натяжения.
2.2.3. Перемещение грузонесущего устройства грузопассажирского и грузового подъемника ( кабины, платформы, ковша, монорельса и др.) и противовеса должно осуществляться по жестким направляющим. Допускается грузовые подъемники оборудовать гибкими направляющими.
2.2.4. Высота направляющих должна определяться из условия, чтобы при возможных перемещениях грузонесущего устройства ( противовеса) за пределы крайних положений опорные ролики ( башмаки) не сходили бы с направляющих.
2.2.5. Направляющие должны быть рассчитаны на рабочие нагрузки, а также на нагрузки, возникающие при посадке грузонесущего устройства ( противовеса) на ловители и буфера.
2.2.6. Секции мачты подъемников с реечным приводом должны быть взаимозаменяемыми для обеспечения постоянства шага зубчатой рейки и плавного перемещения грузонесущего органа.
2.2.7. Направляющие и их стыки должны быть предохранены от взаимного смещения.
2.2.8. Конструкция консолей фасадных подъемников должна предусматривать их разборку на отдельные узлы, позволяющие переносить их вручную.
2.3. Грузонесущие устройства
2.3.3.6. Ограждения должны быть рассчитаны на нагрузку не менее 1300 Н для крепления карабинов предохранительных поясов рабочих и фалов для инструмента.
2.3.3.7. Люльки должны подвешиваться к консолям, устанавливаемым на верху здания ( сооружения). Коэффициент устойчивости свободно уложенных консолей должен быть не менее 2,2.
2.3.3.8. Устойчивость люлек при работе и при перебазировании должна проверяться расчетом. С целью исключения раскачки люлек они могут быть оборудованы устройствами для опирания на сооружение.
2.3.3.9. Люльки должны быть снабжены ходовыми роликами для перемещения по земле.
2.4. Канаты (цепи)
2.4.1. В подъемниках применяют стальные канаты и цепи, которые должны отвечать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов и нормативных документов.
2.4.3. Канаты должны иметь сертификат.
2.4.4. Цепи должны иметь документ об их испытаниях в соответствии с требованиями нормативных документов.
2.4.5. Сращивание канатов не допускается.
2.4.6. Подвеска кабины осуществляется не менее чем на двух стальных независимых канатах или двух отдельных цепях. Подъемные канаты должны иметь одинаковую конструкцию и одинаковый диаметр. Подвеску противовеса допускается выполнять на одном канате.
2.4.7. В качестве тягового органа допускается использование пластинчатых или роликовых ( втулочных) цепей.
2.4.8. При подвеске грузонесущего устройства на двух и более канатах должно быть предусмотрено выравнивающее устройство.
2.4.9. Крепление концов каната к элементам подъемника должно быть рассчитано на рабочие и испытательные нагрузки.
2.4.10. Крепление канатов к барабанам должно выполняться: с помощью клина, с использованием зажимов ( не менее трех) или прижимных планок ( не менее двух).
2.4.11. Канаты ( цепи) должны быть проверены расчетом.
Расчет проводится по формуле:
2.4.12. Коэффициент запаса прочности цепей, используемых в качестве тягового органа, должен быть не менее 9.
2.4.13. Если в сертификате каната указано суммарное разрывное усилие проволок каната, величина Р может быть определена путем умножения суммарного разрывного усилия проволок на 0,83.
2.4.14. Нормы браковки стальных канатов должны соответствовать требованиям, приведенным в приложении 6.
2.5. Барабаны и блоки
2.5.1. Минимальные диаметры барабанов, блоков и канатоведущих шкивов, огибаемых стальным канатом, должны определяться по формуле:
2.5.2. Крепление и расположение канатов ( цепей) на подъемнике должны исключать возможность спадания их с барабанов, блоков или звездочек и перетирания вследствие соприкосновения с элементами конструкций или с другими канатами.
2.5.3. Канатоемкость барабана должна выбираться из условия обеспечения подъема грузонесущего устройства на полную высоту ( до касания упоров), при этом, в случае нахождения грузонесущего устройства в самом нижнем положении, на барабане должно оставаться не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.
2.5.4. Барабаны, рассчитанные на однослойную навивку каната, должны иметь нарезанные по винтовой линии канавки.
2.5.5. У подъемников допускается многослойная навивка канатов на гладкий барабан. При этом угол набегания каната на барабан при отсутствии канатоукладчика не должен превышать 3 °.
2.5.6. Угол отклонения каната на канатоведущих шкивах, количество витков, профиль ручья и минимальное усилие натяжения в сбегающей ветви каната определяется расчетом.
2.5.7. Барабаны должны иметь реборды с обеих сторон барабана, за исключением барабанов, предназначенных для однослойной навивки двух ветвей каната, навиваемых от краев барабана к середине.
2.5.8. Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра.
2.5.9. Блоки должны иметь устройство, исключающее выход каната из ручья блока. Зазор между указанным устройством и ребордой блока должен быть не более 20 % от диаметра каната.
2.5.10. При применении сдвоенного полиспаста установка уравнительного блока или балансира обязательна.
2.6. Механизмы
2.6.1. Механизмы должны быть спроектированы таким образом, чтобы самопроизвольное включение или расцепление механизмов было невозможным.
2.6.2. Механизмы подъема с машинным приводом должны быть выполнены так, чтобы опускание груза осуществлялось только от работающего двигателя.
2.6.3. В элементах механизмов подъемника, передающих крутящий момент, должны применяться зубчатые, шлицевые, шпоночные, болтовые и аналогичные соединения, исключающие их произвольное развинчивание или разъединение.
2.6.4. Зубчато- реечный привод механизма подъемника должен быть защищен от непосредственного попадания на его приводную шестерню строительного мусора.
2.6.5 Требования к ходовой части, приводам и другим устройствам подъемников, выполненных на рельсовом ходу, должны соответствовать требованиям « Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» применительно к башенным кранам, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99, № 98 и признанных не нуждающимися в государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации, письмо от 17.08.2000, № 6884- ЭР.
2.7. Тормоза
2.7.8. Лебедки с ручным приводом для вертикального перемещения клети ( груза ) после заведения ее в оконный проем здания или для выполнения монтажных операций должны быть оборудованы грузоупорным тормозом с коэффициентом запаса торможения не менее 1,25.
2.8. Противовес и балласт
— при рабочем режиме движения ;
— при посадке противовеса на буфера ;
2.8.2. Противовес должен быть оборудован роликами, которые не должны выходить из направляющих как при работе, так и при испытаниях.
2.8.3. Масса противовеса для подъемников с канатоведущими шкивами должна приниматься равной 100 % от массы кабины плюс 50 % от грузоподъемности.
2.8.4 Масса противовеса для подъемников с реечным механизмом подъема и с барабанными лебедками не должна превышать суммарную массу порожнего грузонесущего устройства и подвесного кабеля длиной равной максимальной высоте подъема.
2.8.5. Масса балласта, служащего для пригрузки свободно установленных лебедок и укосин, должна приниматься из условия обеспечения их устойчивости при двойной рабочей нагрузке.
2.8.6. Противовес, состоящий из отдельных грузов, должен быть выполнен таким образом, чтобы смещение каждого груза относительно других было бы невозможно.
2.8.7. На элементах противовеса и балласта должна указываться их фактическая масса.
2.8.8. Допускается применение только тарированных грузов противовеса и балласта.
2.9. Электрооборудование
2.9.1. Электрооборудование и электроснабжение подъемника должны отвечать установленным требованиям правил устройства электроустановок. Эксплуатация электрооборудования должна производиться в соответствии с требованиями настоящих Правил, а также правил технической эксплуатации электроустановок потребителей.
2.9.2. Электроаппаратура и электропроводка, применяемые на подъемнике, должны соответствовать параметрам подъемника по напряжению и частоте питающей сети, токовым нагрузкам, а также условиям его эксплуатации, хранения и транспортирования.
2.9.3. Напряжение от источника питания должно подаваться на подъемник через вводное устройство с ручным приводом.
2.9.13. Электропривод подъемника должен удовлетворять следующим требованиям :
а ) снятие механического тормоза должно происходить одновременно с включением электродвигателя или после его включения ;
б ) отключение электродвигателя должно сопровождаться наложением механического тормоза ;
в ) должен исключаться самозапуск электродвигателя после восстановления напряжения в питающей сети ;
г ) силовая цепь электродвигателя должна прерываться двумя независимыми электроаппаратами ( выключателями ).
2.9.14. Отключение электродвигателя подъемника и наложение механического тормоза должно происходить при :
а ) тепловой перегрузке электродвигателя ;
б ) коротком замыкании в силовой цепи или цепи управления ;
в) обрыве одной из фаз питающей сети;
г) срабатывании выключателей безопасности.
2.9.15. Подвесной кабель, идущий к грузонесущему устройству, должен быть рассчитан на механические нагрузки, возникающие при эксплуатации подъемника.
2.9.16. Подвесной кабель должен иметь устройство, предотвращающее раскачивание кабеля, а также устройство для его укладки ( кроме фасадных подъемников).
2.9.17. Провода и жилы кабелей должны иметь маркировку в соответствии с электрическими схемами подъемника.
2.9.18. Электрические органы управления на шкафах и пультах должны быть снабжены надписями или символами их функционального назначения.
2.9.19. На внутренней стороне двери шкафа управления подъемника должна быть закреплена электрическая принципиальная схема, выполненная способом, обеспечивающим ее сохранность.
2.9.20. Цепи освещения и сигнализации должны быть подключены до автоматического выключателя силовой цепи подъемника.
2.9.21. Кабина подъемника должна:
— иметь рабочее освещение;
— быть оборудована звуковой сигнализацией, по тону отличающемуся от автомобильных сигналов, включаемой машинистом;
— быть оборудована двусторонней связью машиниста со строителями;
— иметь штепсельную розетку для переносной лампы освещения.
2.9.22. При установке в кабине подъемника отопительных приборов они должны соответствовать требованиям пожарной безопасности.
2.10. Системы управления
2.10.1. Подъемники могут иметь следующие виды управления:
а) внутреннее, при котором пульт управления устанавливается на грузонесущем устройстве;
б) наружное, при котором управление грузонесущим устройством осуществляется с выносного пульта, расположенного вне подъемника.
2.10.3. В грузопассажирском подъемнике пульт управления должен находиться в кабине вблизи двери, обращенной в сторону здания.
2.10.10. Система управления подъемником должна удовлетворять следующим требованиям :
2.10.14. Управление подъемником во всех режимах, указанных в п. 2.10.10 а, должно производиться в соответствии с эксплуатационной документацией.
2.10.15. Грузовые подъемники могут иметь групповое управление несколькими подъемниками с пульта, установленного в отдельно стоящем помещении. Помещение должно обеспечивать обзор зоны работы подъемников на всю высоту сооружения и должно быть оборудовано освещением, отоплением и двусторонней связью со всеми загрузочными площадками при их удалении от помещения более 20 м.
2.10.16. При групповом управлении разрешается одновременное управление только одним подъемником.
2.10.17. Двухподвесные фасадные подъемники должны иметь переключатель, обеспечивающий совместное либо раздельное управление лебедками.
2.11. Устройства безопасности
2.11.1. Выключатели безопасности.
2.11.1.1. Грузопассажирские подъемники должны быть оборудованы следующими выключателями безопасности:
а) концевыми выключателями, ограничивающими крайние верхнее и нижнее положения кабины;
б) контроля закрытого положения дверей нижнего ограждения кабины;
в) контроля закрытого положения входных и выходных дверей кабины;
г) контроля положения трапа ( при его наличии);
д) контроля срабатывания ловителей ( на подъемниках с канатным приводом);
е) контроля слабины или обрыва подъемных канатов;
ж) контроля срабатывания ограничителя скорости ( на подъемниках с реечным приводом);
з) контроля положения натяжного устройства каната ограничителя скорости;
2.11.1.2. Грузовые подъемники, помимо выключателей, указанных в пп. 2.11.1.1 а, г, д, ж, и, должны быть оборудованы следующими выключателями безопасности:
а) контроля выдвижения устройства для подачи груза в проем здания ( монорельса, укосины и т.д.), блокирующего работу подъемной лебедки;
б ) ограничения в крайних положениях по горизонтали указанного выше устройства для подачи груза в проем здания ;
2.11.1.3. Фасадные подъемники должны быть оборудованы :
Допускается указанные выключатели и / или их установку выполнять самовозвратными при соблюдении следующих требований :
2.11.1.10. Срабатывание концевого выключателя должно происходить при переходе грузонесущим устройством :
а) нижнего установленного эксплуатационной документацией уровня, исключающего соприкосновение кабины с буферами при ее остановке;
б) верхнего установленного эксплуатационной документацией уровня, но не более чем на 200 мм ( для подъемников без противовеса);
в) верхнего установленного эксплуатационной документацией уровня, исключающего соприкосновение противовеса с буферами при его остановке.
2.11.1.11. Выключатели безопасности должны быть включены в цепь управления. Срабатывание концевых выключателей должно приводить к размыканию цепи управления и/ или силовой цепи электродвигателя.
2.11.1.12. При установке концевых выключателей в цепь управления грузопассажирского подъемника с барабанной лебедкой или реечным приводом необходимо предусматривать не менее двух выключателей, действующих в каждом из направлений движения кабины. Концевые выключатели должны действовать на отдельные электромагнитные аппараты, обеспечивающие двойной разрыв силовой цепи электродвигателя лебедки.
2.11.1.13. Установка двух концевых выключателей в цепь управления также должна выполняться и у грузопассажирского подъемника, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, когда масса подъемных канатов такова, что не происходит проскальзывания канатов на канатоведущем шкиве при посадке противовеса ( кабины) на буфер.
2.11.1.14. При установке концевых выключателей в цепь управления грузового подъемника допускается устанавливать по одному выключателю на каждое направление движения грузонесущего устройства, действующему на свои электромагнитные аппараты, обеспечивающие разрыв силовой цепи электродвигателя лебедки с обязательной установкой на пульте управления кнопки « Стоп».
2.11.2.1. Свободностоящие и передвижные подъемники с высотой мачты более 15 м должны быть снабжены анемометром, автоматически выключающим звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанной в паспорте подъемника.
2.11.2.2. Грузовые и грузопассажирские подъемники должны оборудоваться счетчиками моточасов.
2.11.3. Ловители, аварийные остановы.
2.11.3.9. Ловители и аварийные остановы снабжаются табличкой с указанием наименования организации- изготовителя и ее товарного знака, заводского номера, года изготовления, типа ( резкого торможения, плавного торможения, комбинированные), номинальной скорости движения грузонесущего устройства и расчетной улавливаемой массы.
2.11.3.10. Кабина грузопассажирского мачтового подъемника должна быть снабжена страховочными башмаками, размещенными ниже ходовых роликов на случай поломки роликов, их осей или выхода роликов за пределы направляющих.
2.11.4.1. В нижней части зоны движения кабины и грузовой платформы для амортизации и остановки движения кабины ( противовеса) при переходе нижнего рабочего положения должны быть предусмотрены буфера.
2.11.4.3. Пружины буфера грузопассажирского подъемника должны снабжаться паспортом с указанием наименования организации- изготовителя, года изготовления и характеристики пружины.
2.12. Ограждения, средства доступа
2.12.1. Зона нахождения кабины ( противовеса) грузопассажирского подъемника на нижней посадочной площадке со всех сторон должна быть ограждена на высоту не менее 2000 мм. Указанное ограждение для грузового и фасадного подъемников не требуется.
2.12.2. Между движущимися и неподвижными элементами подъемника должны выдерживаться следующие расстояния безопасности:
2.12.8. Двери в кабинах и на посадочных площадках могут выполняться :
— распашными ( с открытием только внутрь соответственно кабины или сооружения );
2.12.12. Дверь должна быть оборудована блокировочным выключателем, исключающим движение кабины с открытой или неполностью закрытой дверью.
В двери кабины должен быть предусмотрен замок для запирания ее в нерабочем состоянии подъемника.
2.12.13. Двери кабины грузопассажирского подъемника и его нижнего ограждения должны отпираться ( запираться) ключом, находящимся у машиниста. При этом применение автоматических замков не обязательно.
2.12.14. В случае возможности попадания людей в зону работы подъемной лебедки последняя должна быть ограждена.
2.12.15. Для обслуживания механизмов, электрооборудования и безопасности к ним должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.
2.12.16. Легкодоступные находящиеся в движении части подъемников, которые могут быть причиной несчастного случая, должны быть закрыты металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку.
2.13. Установка подъемников
2.13.1. Подъемники должны устанавливаться стационарно в непосредственной близости от возводимого сооружения. Допускается установка грузового подъемника на рельсовом пути при оборудовании подъемника соответствующим ходовым устройством.
2.13.3. Место установки и размещение подъемника, установка настилов, ограждений дверей на этажах должны приниматься с учетом типа грузонесущего устройства и должны быть определены проектом производства работ на строительной площадке с привязкой к сооружению.
2.13.4. Рельсовый путь передвижного грузового подъемника должен выполняться в соответствии с проектом или требованиями, изложенными в эксплуатационной документации.
При отсутствии указаний по устройству пути в указанных документах рельсовый путь должен выполняться согласно требованиям нормативных документов на рельсовые пути башенных кранов.
III. ИЗГОТОВЛЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, РЕМОНТ И МОНТАЖ
3.1. Изготовление
3.1.4. При изготовлении опытного образца подъемника в паспорте должен ставиться штамп « Опытный образец ».
3.2. Реконструкция, ремонт и монтаж
3.3. Материалы
3.4. Сварка
3.5. Контроль качества сварных соединений
3.5.2. Все сварные соединения подлежат внешнему осмотру и измерениям с целью выявления в них следующих возможных наружных дефектов :
а ) трещин всех видов и направлений ;
б ) непараллельности или неперпендикулярности осей соединяемых элементов ;
в ) смещения кромок соединяемых элементов ;
3.5.3. Контроль сварных соединений просвечиванием и ультразвуковой контроль должны проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и других нормативных докумен тов. Контроль сварных соединений элементов расчетных металлоконструкций проводят только после устранения дефектов, выявленных внешним осмотром. При этом обязательному контролю подвергают начало и окончание сварных швов стыковых соединений поясов и стенок коробчатых металлоконструкций.
При любом методе контроля суммарная длина контролируемых участков сварных соединений устанавливается нормативными документами и должна составлять не менее:
3.5.4. Оценка качества сварных соединений по результатам внешнего осмотра и неразрушающего контроля должна производиться в соответствии с техническими условиями на изготовление, реконструкцию, ремонт подъемников, которые должны содержать нормы оценки качества сварных соединений, исключающие выпуск изделий с дефектами, снижающими их прочность и эксплуатационную надежность.
3.5.5. Качество сварных соединений считается неудовлетворительным, если в них при любом виде контроля будут обнаружены внутренние или наружные дефекты, выходящие за пределы норм, установленных настоящими Правилами и нормативными документами на изготовление, реконструкцию, ремонт подъемника.
IV. ЭКСПЛУАТАЦИЯ
4.1. Регистрация
4.1.2. До пуска в эксплуатацию регистрации в органах госгортехнадзора подлежат :
4.1.7. Подъемники подлежат перерегистрации после:
б) передачи подъемника другому владельцу.
4.1.8. При перерегистрации подъемника, подвергнутого реконструкции, вместе с паспортом должна быть приложена следующая документация:
а) справка о характере реконструкции, подписанная специализированной организацией, разработавшей проект реконструкции;
б) характеристика подъемника, чертежи общего вида с основными габаритными размерами, принципиальные электрические схемы, кинематические схемы, схемы запасовки канатов ( если они изменились);
в) копии сертификатов ( выписки из сертификатов) на металл, примененный при реконструкции подъемника;
г) сведения о результатах контроля качества сварки металлоконструкций;
д) акт о проведении полного технического освидетельствования.
4.1.9. Ответ на заявление о регистрации ( перерегистрации) должен быть дан владельцу не позднее чем в пятидневный срок со дня получения документов органами госгортехнадзора.
При отказе в регистрации подъемника должны быть письменно указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие статьи настоящих Правил и нормативные документы.
4.1.10. Подъемник подлежит снятию с регистрации в органах госгортехнадзора в случаях его списания или передачи другому владельцу.
Снятие с регистрации подъемника производится органами госгортехнадзора по письменному заявлению владельца с записью в паспорте о причинах снятия с регистрации.
4.1.11. Грузовым подъемникам, не подлежащим регистрации в органах госгортехнадзора, владельцем присваиваются индивидуальные номера с регистрацией в журнале учета.
4.2. Разрешение на пуск в работу
4.2.1. Разрешение на пуск в работу подъемника, подлежащего регистрации в органах госгортехнадзора, должно быть получено в следующих случаях:
а) перед пуском в работу вновь зарегистрированного подъемника;
б) после монтажа грузопассажирского подъемника на новом месте;
в) после реконструкции;
г) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций подъемника с применением сварки.
4.3. Техническое освидетельствование
4.3.3. Полное техническое освидетельствование подъемника должно также проводиться после :
а ) монтажа грузопассажирского подъемника на новом месте ;
4.3.5. При полном техническом освидетельствовании подъемник должен подвергаться :
б) статическим испытаниям;
в) динамическим испытаниям;
г) испытаниям ловителей;
д) проверке точности остановки кабины с полной рабочей нагрузкой и без нагрузки.
4.3.6. При полном техническом освидетельствовании подъемника должны быть осмотрены и проверены:
а) механизмы, их тормоза;
б) электрооборудование и система управления;
в) устройства безопасности;
г) металлоконструкции и их сварные соединения, а также площадки и ограждения;
д) блоки, барабаны и канатоведущие шкивы;
е) канаты и места их креплений;
ж) расстояния и размеры, регламентированные настоящими Правилами и технической документацией;
з) изоляция проводов и состояние заземления в соответствии с правилами устройства электроустановок с определением их сопротивления и отражением результатов в протоколах измерений;
и) состояние рельсового пути ( для передвижных подъемников) и соответствие его требованиям, нормативных документов, проекту и руководству по эксплуатации подъемника;
к) состояние освещения и сигнализации.
Нормы браковки элементов подъемника должны быть указаны в руководстве по эксплуатации. Нормы браковки канатов приводятся в приложении 6.
4.3.7. Статические испытания проводятся с нагрузкой, превышающей номинальную грузоподъемность подъемника на:
4.3.8. При статических испытаниях груз должен находиться на неподвижном грузонесущем устройстве, расположенном на высоте не более 150 мм над уровнем нижней посадочной площадки ( земли).
4.3.9. Подъемник считается выдержавшим статические испытания, если в течение 10 мин не произойдет смещение грузонесущего устройства, а также не будет обнаружено трещин, остаточных деформаций и других повреждений металлоконструкций и механизмов.
4.3.16. Техническое обслуживание и ремонт подъемников должны проводиться согласно руководству по эксплуатации подъемника, другим нормативным документам и в сроки, установленные графиком планово- предупредительного ремонта. Владелец подъемника обеспечивает проведение указанных работ согласно графику и своевременное устранение выявленных неисправностей.
4.3.17. Передача подъемника в ремонт проводится инженерно- техническим работником, ответственным за содержание подъемников в исправном состоянии, в соответствии с графиком ремонта, утвержденным владельцем.
4.3.19. Требования к эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары, используемой на подъемниках, должны отвечать аналогичным требованиям, изложенным в Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 и признанных не нуждающимися в государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации письмом № 6884- ЭР от 17.08.2000.
4.4. Надзор и обслуживание
4.4.2. Владельцы подъемников и организации, эксплуатирующие подъемники, обеспечивают содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего контроля, освидетельствования, технического обслуживания и ремонта.
Допускается возлагать обязанности этих специалистов на работников инженерных центров или специализированных организаций по заключенному с ними договору ;
в ) устанавливается в соответствии с настоящими Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний настоящих Правил у специалистов и обслуживающего персонала ;
4.4.5. При выявлении неисправностей, влияющих на безопасную эксплуатацию подъемников, а также нарушений настоящих Правил при работе подъемников и их обслуживании инженерно- технической работник по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников должен принять меры по их устранению, а в случае необходимости остановить работу подъемников.
Инженерно- технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников не должен допускать их эксплуатацию при:
а) выявлении неисправностей и дефектов тормозов, канатов ( цепей) и их креплений, механизмов подъема, устройств безопасности, а также несоответствий электросхемы подъемника проекту;
б) наличии трещин и остаточных деформаций в несущих металлоконструкциях;
в) выявлении неисправностей рельсового пути ( при наличии);
г) истечении срока полного технического освидетельствования или нормативного срока службы подъемника;
д) обслуживании подъемника не аттестованными машинистами ( рабочими люльки), а также если не назначены инженерно- технические работники, ответственные за содержание подъемника в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ;
е) отсутствии паспорта;
ж) невыполнении выданных им предписаний или предписаний органов госгортехнадзора;
з) необеспечении условий для безопасного производства работ.
4.4.6. Инженерно- технический работник, ответственный за содержание подъемников в исправном состоянии, обеспечивает:
а) содержание в исправном состоянии подъемников и наземных рельсовых путей ( при их наличии, если содержание последних в исправном состоянии не возложено на другие службы) путем проведения технических обслуживании и ремонтов в установленные графиком сроки, контроля за правильным ведением журнала периодических осмотров и своевременного устранения выявленных неисправностей;
б) обслуживание и ремонт подъемников обученным и аттестованным персоналом, а также периодическую проверку знаний обслуживающего персонала;
в) выполнение машинистами, рабочими люльки и ремонтным персоналом производственных инструкций по обслуживанию подъемников;
г) своевременную подготовку подъемника к техническому освидетельствованию, а также подготовку к обследованию подъемника, отработавшего нормативный срок службы;
д ) передачу в ремонт подъемника согласно графику ;
е ) хранение паспортов и другой эксплуатационной документации на подъемники ;
4.4.12. Обучение и аттестация машинистов, рабочих люлек, электромехаников и слесарей производится в профессионально- технических училищах, а также в подразделениях организаций, осуществляющих обучение и располагающих базой для теоретического и практического обучения, необходимым числом штатных специалистов ( преподавателей), аттестованных в порядке, установленном Госгортехнадзором России.
4.4.13. Повторная проверка знаний машинистов, рабочих люлек, электромехаников, слесарей и другого обслуживающего персонала проводится квалификационной комиссией:
а) периодически, не реже одного раза в 12 мес.;
б) при переходе работника на другое место работы;
в) по требованию инженерно- технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией подъемников или инспектора госгортехнадзора.
Повторная проверка знаний проводится в объеме производственной инструкции.
4.4.14. Результаты периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.
4.4.15. Участие представителя органа госгортехнадзора в работе комиссии при аттестации машинистов, рабочих люлек и электромехаников обязательно. Аттестация других рабочих, обслуживающих подъемники, может проводиться без участия инспектора госгортехнадзора комиссией предприятия или организации, проводившей обучение.
4.4.17. Машинисты и рабочие люлек должны проводить осмотр и проверку подъемников перед началом работы. Результаты осмотра и проверки подъемника должны записываться в вахтенном журнале.
4.5. Производство работ
4.5.1. При эксплуатации подъемника не должны нарушаться требования, изложенные в его паспорте и руководстве по эксплуатации.
в ) вывесить на месте производства работ список основных перемещаемых подъемником грузов с указанием их массы ;
г ) обеспечить порядок проведения технических обслуживании и ремонтов согласно требованиям руководства по эксплуатации ;
д ) обеспечить выполнение технологических карт и ППР при производстве работ подъемниками с установкой при необходимости выносных площадок на этажах ;
4.5.9. Нижняя погрузочная ( посадочная) площадка грузовых ( грузопассажирских) подъемников должна иметь навес на высоте не менее 2 м.
4.5.11. Для безопасного выполнения работ по перемещению грузов подъемниками их владелец и организация, производящая работы, обеспечивают соблюдение следующих требований:
а) работы с применением подъемников должны выполняться по проекту производства работ, в котором в частности должны предусматриваться:
— соответствие устанавливаемых подъемников условиям работ по грузоподъемности и высоте подъема;
— условия установки подъемника на площадке;
— условия безопасной работы нескольких подъемников, в т.ч. совместной работы грузовых и грузопассажирских подъемников совместно с работой фасадных подъемников, а также совместной работы указанных подъемников и башенных кранов;
— мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен подъемник ( ограждение площадки, монтажной зоны и т.п.);
б) по окончании работы или в перерыве грузонесущее устройство не должно оставаться в подвешенном состоянии, а вводное устройство должно быть отключено и заперто на замок;
в) при необходимости осмотра, регулировки механизмов и электрооборудования, ремонта должно отключаться вводное устройство ( рубильник).
4.5.13. Работы с люльки можно выполнять при условии принятия и выполнения мер по предупреждению падения людей из люльки, поражения их электрическим током, защемления при работе в стесненных условиях. При перемещении люльки необходимо соблюдать следующий порядок:
а) вход в люльку и выход из нее должны осуществляться при нахождении люльки в крайнем нижнем положении;
б) рабочие люльки должны проходить медицинский осмотр в установленном порядке на право работы на высоте;
в) рабочие люльки должны работать в касках и с предохранительным поясом, пристегнутым к элементам конструкции люльки;
4.5.14. При работе подъемника не допускается :
а ) перемещение людей ( для грузовых подъемников );
б ) перемещать и останавливать грузовую платформу по сигналу сторонних лиц ;
в ) использование концевых выключателей в качестве рабочих органов для автоматической остановки механизмов ;
V. ПОРЯДОК РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ И НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ
VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Термины и определения
1.1. Подъемник строительный
Грузоподъемная машина циклического действия со стационарно установленным на ней грузоподъемным механизмом, предназначенная для подъема груза и/или людей на этажи строящегося или ремонтируемого здания, сооружения или для подъема людей при производстве работ по отделке фасадов, зданий, сооружений
2. Классификация строительных подъемников по назначению
2.1. Грузопассажирский подъемник
Строительный подъемник, предназначенный для подъема людей и/или грузов на этажи строящегося, ремонтируемого здания, сооружения
2.2. Грузовой подъемник
Строительный подъемник, предназначенный для подъема грузов на этажи строящегося, ремонтируемого здания, сооружения
2.3. Фасадный подъемник (быв. люлька)
Строительный подъемник, подвешенный на канатах и предназначенный для подъема рабочих при производстве работ по отделке фасадов зданий
3. Классификация грузопассажирских и грузовых подъемников по виду несущей конструкции
3.1. Мачтовый подъемник
Подъемник с несущей конструкцией в виде мачты и боковым размещением грузонесущего устройства
3.2. Шахтный подъемник
Подъемник с несущей конструкцией в виде шахты, внутри которой перемещается грузонесущее устройство
4. Классификация фасадных подъемников по способу подвеса
4.1. Одноподвесной подъемник
Подъемник, у которого люлька подвешена на одном подъемном канате и предназначена для размещения одного рабочего с инструментом
4.2. Двухподвесной подъемник
Подъемник, у которого люлька (площадка) подвешена на двух подъемных канатах и предназначена для подъема рабочих с инструментом
5. Классификация строительных подъемников по типу установки
5.1. Стационарный подъемник
Подъемник, устанавливаемый стационарно возле возводимого сооружения и перебазируемый с разборкой на узлы
5.1.1. Подъемник с креплением к фундаменту (зданию)
Стационарный подъемник, закрепленный к фундаменту и/или сооружению
5.1.2. Свободно стоящий подъемник
Стационарный подъемник, установленный без каких-либо креплений к фундаменту и сооружению
5.2. Мобильный подъемник
Подъемник, устанавливаемый стационарно и перебазируемый с одного места установки на другое без разборки в прицепе за тягачом
5.3. Передвижной подъемник
Подъемник, установленный на рельсовом ходу для передвижения вдоль фасада возводимого сооружения
6. Классификация подъемников по типу привода
6.1. Канатный подъемник
Подъемник с канатным приводом для подъема грузонесущего устройства
6.2. Реечный подъемник
Подъемник с реечным приводом для подъема грузонесущего устройства
7. Узлы и механизмы
Вертикальная несущая конструкция грузового или грузопассажирского подъемника, служащая для перемещения вдоль одной из ее боковых граней грузонесущего устройства
Вертикальная несущая конструкция грузового или грузопассажирского подъемника, служащая для перемещения внутри ее грузонесущего устройства
7.3. Грузонесущее устройство
Элемент конструкции подъемника, служащий для размещения и подъема на высоту людей и/или груза
Грузонесущее устройство грузопассажирского подъемника в виде закрытого со всех сторон помещения, служащего для размещения и подъема людей и/или оборудования
7.3.2. Грузовая платформа
Грузонесущее устройство грузового подъемника в виде защищенной по краям площадки, служащей для размещения и подъема строительных материалов и оборудования
Грузонесущее устройство грузового подъемника в виде балки с перемещающейся по ней грузовой тележкой, служащего для подъема и перемещения внутрь (или вдоль) здания подвешенного на крюке груза
7.3.4. Укосина (устройство выдвижения)
Грузонесущее устройство грузового подъемника в виде шарнирно-сочлененного стрелового устройства с изменяемым вылетом, служащего для подъема и подачи внутрь здания груза, подвешенного на крюке
Грузонесущее устройство фасадного подъемника в виде подвешенной на канатах площадки, служащей рабочим местом для одного или нескольких рабочих
Грузы, служащие для уравновешивания кабины или грузовой платформы
Грузы, служащие для пригрузки свободно установленных лебедок, консолей для подвешивания люлек, предохранительных канатов и т.п.
Элемент металлоконструкции мачты, либо шахты или натянутый канат, который определяет направление перемещения грузонесущего устройства при его подъеме (опускании)
7.7. Настенная опора
Элемент конструкции подъемника, служащий для крепления мачты к сооружению через определенные интервалы
Стационарно установленный на подъемнике (на земле, здании) механизм, тяговое усилие которого передается с помощью каната, наматываемого на барабан или огибающего ряд канатоведущих шкивов
7.8.1. Лебедка барабанная
Лебедка, снабженная одним или двумя барабанами для намотки каната
7.8.2. Лебедка с канатоведущими шкивами
Лебедка, у которой тяговое усилие создается за счет трения канатов в канавках канатоведущих шкивах
7.9. Канат подъемный
Канат, служащий для подъема грузонесущего устройства
7.10. Канат противовеса
Канат, служащий для подвески и перемещения противовеса
7.11. Канат сигнальный
Канат, служащий для остановки механизма подъема рабочим, находящимся на этаже
7.12. Канат предохранительный
Канат, служащий для страховки подвешенной люльки от падения в случае обрыва подъемного каната
Устройство для снижения скорости движения или остановки и удержания механизмов в неподвижном состоянии
7.14. Ограничитель скорости
Ограничитель, служащий для приведения в действие ловителя в случае обрыва каната или повышения скорости движения грузонесущего устройства сверх допустимых величин
7.15. Устройство безопасности
Техническое устройство электрического, механического или иного (неэлектронного) типа, устанавливаемое на подъемнике для отключения механизмов в аварийных ситуациях или предупреждения этих ситуаций
7.15.1. Выключатель безопасности
Устройство безопасности электрического типа
7.15.2. Аварийный останов
Устройство безопасности механического типа, предназначенное для аварийной остановки кабины, платформы реечного подъемника при повышении скорости опускания сверх допустимой
7.15.3. Рабочий выключатель
Электрический аппарат, служащий для отключения механизма в определенных рабочих положениях, установленных эксплуатационной документацией
Устройство безопасности механического типа, предназначенное для аварийной остановки и удержания грузонесущего устройства подъемника в случае превышения скорости подъема, указанной в эксплуатационной документации, обрыва, или ослабления подъемного каната.
Устройство безопасности, служащее для смягчения удара кабины грузопассажирского подъемника в случае аварии
Устройство безопасности, служащее для ограничения хода движения механизма
8.1. Грузоподъемность, Q
Масса груза и/или людей, на подъем которой рассчитано грузонесущее устройство и подъемник в целом
Расстояние по горизонтали от оси грузозахватного приспособления до оси мачты (шахты)
8.3. Высота подъема, Н
Расстояние по вертикали от уровня стоянки подъемника до грузонесущего устройства, находящегося в верхнем положении:
Скорость вертикального перемещения грузонесущего устройства с грузом
8.5. Скорость подачи груза, V г
Скорость горизонтального перемещения груза при введении (выведении) его в проем
Расстояние между осями рельсов, по которым перемещается подъемник
Расстояние между осями передних и задних ходовых колес (тележек), перемещающихся по одному рельсу
8.8. Конструктивная масса
Масса подъемника (без противовеса и балласта)
Масса подъемника с учетом массы противовеса и балласта
8.10. Улавливаемая масса
Масса движущихся элементов грузопассажирских, грузовых и фасадных подъемников (загруженная кабина, платформа, канаты), которая должна быть остановлена и удержана ловителем или аварийным остановом
8.11. Шаг настенных опор, t
Расстояние по вертикали между соседними настенными опорами
8.12. Коэффициент запаса торможения
Отношение тормозного момента, создаваемого тормозом к моменту, создаваемому статическим приложением нагрузки
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
( город, год разработки паспорта )
общего вида подъемника
( указанных стрелками и буквами )