Чем доо отличается доу
Виды учреждений дошкольного образования
Общая характеристика системы учреждений дошкольного образования
Для современного дошкольного образования характерен рост количества дошкольников по всей стране.
Отмечается видовое разнообразие дошкольных образовательных учреждений, что отражает вариативность дошкольного образования.
Такое многообразие продиктовано решаемыми в государстве задачами предоставления дошкольного образования как можно большему числу детей и возможности их полноценного развития. С этой целью разрабатываются программы аккредитации с целью оценки качества деятельности детской образовательной организации (ДОО).
Система ДОО нужна для начальной адаптации детей к жизни в обществе, развития у них умений коммуницировать со сверстниками, подготовки к обучения в школе. Система ДОО позволяет решить проблему занятости родителей, именно поэтому график работы ДОУ совпадает с традиционным графиком работы граждан.
Вместе с тем, система ДОО направлена на укрепление института семьи, в связи с тем, что дети воспитываются в семье.
В современных государственных садах в зависимости от его вида варьируется программа обучения, количество детей в группах, качество питания и игрушек, психологический настрой.
Многообразие видов ДОО отражает их востребованность.
Основные виды ДОО
Современная система дошкольного образования отличается изменениями, в сравнении с традиционными детскими садами. Так, понятие «детский сад» заменилось новыми понятиями: детский сад комбинированного вида и компенсирующего вида. Появились ДОО как центр развития ребенка. Еще можно назвать ДОО с группами полного дня и ДОУ с группами кратковременного пребывания для решения проблемы недостатка мест в детских учреждениях.
Рассмотрим классификацию современных ДОО.
ДОО третьей категории:
ДОО второй категории
ДОО первой категории
ДОУ как центр развития ребенка.
Для конкретного вида ДОО характерна концептуальность, а также должно быть соответствие программе, которую ДОО реализует. Вместе с тем, различные виды ДОО могут успешно реализовывать одни и те же программы. Детские сады первой категории и детские сады общеразвивающего вида второй категории работают по комплексным программам «Детство» и «Радуга». Программа «Здоровье» используется как в детских садах общеразвивающего вида, так и в детских садах присмотра и оздоровления.
Вариативные формы дошкольного образования, которые могут быть как частью ДОО:
так и самостоятельным учреждением:
Структура управления ДОО (виды)
Данная типология управления позволяет также классифицировать ДОО по типу организации людей (И. Жуковский).
Наиболее оптимальной считается матричное управление, когда возможно сочетание проектных групп с постоянно организованными группами.
Таким образом, система ДОО в нашей стране стремится к соответствию идеи ФГОС: каждому ребенку – равные стартовые возможности, вводя инновационные методы и подходы, удовлетворяя потребностям дошкольников и их родителей, благодаря возможности вариативности форм и видов ДОО.
Тема 2.1 Дошкольная образовательная организация как образовательная система
1. Понятие дошкольной образовательной организации.
2. Элементы образовательной системы дошкольной организации.
Вопрос
Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ФЗ «Об образовании», ст. 23).
Данное понятие пришло на смену традиционному «Дошкольное образовательное учреждение» (ДОУ).
ДОО можно рассматривать как основной вид образовательной системы, функционирующей на уровне дошкольного образования
Вопрос
В дошкольной образовательной организации как в образовательной си теме можно выделить ряд элементов:
· Образовательная деятельность (образовательный процесс как взаимодействие педагогов и воспитанников с целью реализации целей образования) и ее участники (педагоги, специалисты, родители, дети).
· Основная образовательная программа дошкольного образования как нормативная основа образовательной деятельности.
· Средства реализации образовательной деятельности (инструментарий педагогической деятельности – методы, формы организации образовательного процеса, педагогические технологии).
Все перечисленные элементы подлежат проектированию в ДОО, т.е. являются элементами проектирования.
Контрольные и проблемные вопросы
1. Какой из компонентов образовательной системы ДОО имеет нормативный характер?
2. Обоснуйте взаимосвязь всех компонентов образовательной системы ДОО.
Разница между дошкольным учреждением и детским садом
Разница между дошкольным учреждением и детским садом связана с целями каждого из них. Концепции дошкольного образования и ухода за детьми в детском саду в такой же степени являются результатом нуклеар
Содержание:
Дошкольное учреждение против детского сада
Разница между дошкольным учреждением и детским садом связана с целями каждого из них. Концепции дошкольного образования и ухода за детьми в детском саду в такой же степени являются результатом нуклеарной семьи с работающими мамами, а также необходимостью подготовить маленьких детей к формальному образованию в более позднем возрасте. Вы знаете, как сложно управлять маленьким ребенком, если вы работающая мама. Почему бы не использовать время, когда вы отсутствуете на работе, записав своего ребенка в учебное заведение, чтобы, когда он, наконец, будет готов к формальному образованию, ему было легче поступить в известную школу? Если вам интересно, разумно знать разницу между дошкольным учреждением и детским садом, чтобы вы могли выбрать любой из них в зависимости от ваших требований.
Прошли те времена, когда человеку приходилось думать о дошкольном учреждении или детском саду, чтобы подготовить своего ребенка к поступлению в школу. Сегодня из-за работающих женщин, роста населения и ожесточенной конкуренции среди маленьких детей за поступление в известные школы родители должны задуматься о таких вариантах. Многие не знают точных различий между дошкольным учреждением и детским садом. Прочтите, чтобы узнать об этих различиях. Однако, будь то дошкольное учреждение или детский сад, оба стремятся предлагать детям занятия, стимулирующие познавательные, физические и социальные способности детей. Окружающая среда поддерживается игровой, чтобы дети могли весело провести время и учиться.
Что такое дошкольное учреждение?
Дошкольное учреждение предназначено в первую очередь для подготовки вашего ребенка к вступительным испытаниям в детский сад известных школ. Дошкольное учреждение обычно предназначено для детей младше 5 лет, что является минимальным возрастом для поступления в детский сад. Дошкольные учреждения имеют фиксированные часы работы, которые призваны научить детей сидеть в образовательной среде. Также дошкольное учреждение может работать раз в неделю или несколько раз в неделю. Учебная программа дошкольного учреждения составляется с учетом требований вступительных испытаний в детский сад.
Что такое детский сад?
В чем разница между дошкольным учреждением и детским садом?
• Дошкольное учреждение обычно предназначено для детей младше 5 лет, что является минимальным возрастом для поступления в детский сад. С другой стороны, в детских садах могут быть дети всех возрастов, от малышей до 10-12 лет.
• В дошкольных учреждениях установлены фиксированные часы работы, чтобы дети учились сидеть в образовательной среде. Также дошкольное учреждение может работать раз в неделю или несколько раз в неделю.
• Еще одно различие между дошкольным учреждением и детским садом связано с учебной программой. В то время как учебная программа дошкольного учреждения составляется с учетом требований вступительных испытаний в детские сады больших школ, учебная программа дошкольного учреждения немного легче, и ей не уделяется слишком много внимания, поскольку основная цель здесь имеет скорее охранный характер, чем образовательная среда.
Хотя, когда дело доходит до детского сада и дошкольного учреждения, выбирать не из чего, все сводится к логистике, поскольку люди предпочитают выбирать обстановку, которая находится ближе к их дому. Еще одно соображение работающей мамы, которое склоняет решение в пользу детского сада, заключается в том, что это дает маме немного больше свободы.
Изображения любезно предоставлены:
Какая разница между дошкольным учреждением и дошкольной организацией?
Ответ:
— исходя из п. 7 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее – Закон) действие законодательства об образовании распространяется на все организации, осуществляющие образовательную деятельность на территории Российской Федерации;
— согласно п. 1 ст. 9, п. 5 ст. 63, п. 3 ст. 69 Закона в ДОО должны обеспечивать прием в нее граждан, имеющих право на получение образования, проживающих на территории, за которой закреплена указанная организация; и т. д.
То есть, автономный детский сад с муниципальным (федеральным) бюджетом подчиняется нормам Закона, который требует учета фактора территориальности проживания воспитанников.
Ответ Марии Даниленко о некоторой свободе автономных организаций, видимо, дан с учетом прилагаемого к ответу документа: «ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: Приложение N 2 к Постановлению Администрации Тюменской области от 20 апреля 2004 г. N 32-пк». (кстати, не все нормы этого документа соответствуют действующему Закону, принятому гораздо позже).
И, наконец, ГЛАВНОЕ: ответ Марии и указанный документ не относятся к автономной детскому саду с муниципальным (федеральным) бюджетом, поскольку регулируют работу частной организации, которая может работать вообще вне рамок дошкольной общеобразовательной программы (например, осуществляя только уход за воспитанниками).
Поэтому муниципальные отделы образования, не беря во внимание частные организации, трактуют разницу между бюджетными и автономными дошкольными образовательными учреждениями только в части расходования средств и распоряжения имуществом.
Чем доо отличается доу
Дошкольные учреждения отличаются от всех других в РФ важным моментом: в них освоение учебной программы не контролируется жестко. Еще одна особенность ДОО, по сравнению с предыдущими десятилетиями – уход от занятий (учебной деятельности). А также повышение внимания к играм и проектированию.
Ранее занятие было основной организованной формой учебной деятельности. Сейчас его заменяют активностями, организованными воспитателем. Это интересно детям. Активности подразумевают общение и деловое взаимодействие, дают знания об окружающем мире, формируют умения и навыки. При этом обучение никуда не уходит: педагоги так же занимаются с детьми. Но новое обучение отличается от старого.
Пара полезных источников по организации и управлению работы в ДОО:
Детсад – часть непрерывного образовательного процесса в РФ
Согласно российскому законодательству, ДОО является официальной образовательной организацией (ст. 23 закона №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в РФ»). Задача ДОО – присматривать за детьми, реализуя основные дошкольные программы образования. Поступать в детсады малышам можно с 2-х месяцев. Теоретически.
На практике многие родители сталкиваются с тем, что мест для деток не хватает. Читала недавно, что около трети молодых российских семей не могут устроить ребенка в детсад. Комитетам по семейной политике есть над чем работать.
Первые два детсада в России открылись в 1866 году, а к 1890-м их работало много – платных и бесплатных. У заведений было две основные цели:
Уже в советское время добавилась третья цель – унифицировать образовательный процесс. А также использовать лучшие педагогические наработки, существующие в каждый момент времени. Что мы с вами и делаем: работаем по рекомендованным программам, но стремимся вносить инновации.
В 1871 г. в СПб открылись первые курсы, готовившие воспитателей. Почти через 130 лет образование дошкольного педагога получала я. Уверяю, много чего поменялось за эти годы. Да, если услышите где-нибудь слово «фребеличка», не пугайтесь. Это не ругательство. Так до революции называли дам-воспитательниц, которые работали с детьми дошкольного возраста по методике педагога Фребеля. Последний и придумал термин «детский сад».
С 1917-го систему детсадовского образования сделали бесплатной. Ясли, куда можно было отдать ребенка с 2-х месяцев, придумали в 1938-м. Декретный отпуск у женщин заканчивался, когда ребенку исполнялось 2 месяца. Правда, мамам на работе предоставлялись перерывы для кормления. А преемственность в воспитании дошкольников возникла в 1959-м, когда появился ясли-сад. С этого времени деток от 2 месяцев до 7 лет воспитывали в одном заведении.
На границе 1980-90-х оформилась основная концепция воспитания дошкольников:
Место детсада в современной образовательной системе России
Организация образования, подходы и принципы к нему меняются вместе с развитием общества. То есть постоянно. С каждым годом формулировки уточняются, чтобы наиболее точно передать современный подход к системе образования. В России она регулируется ФГОС. Можно сказать, что образовательная система:
Задача общего образования – давать знания, умения и навыки, способствующие многостороннему развитию. Образовательно-воспитательный процесс должен быть непрерывным и целенаправленным. И ДОО – первая ступень в этом процессе.
За последние 100 лет дошкольное образование менялось не меньше, чем все последующие учебно-воспитательные этапы. Например, все больше уходят (уже почти ушли) от дисциплинарного подхода. Теперь в отношении ребенка больше ориентируются на его индивидуально-личностные потребности и гуманистический подход.
Дошкольное образование – вариативная и многогранная система. Я действительно горжусь педагогами, которые работают по этим принципам. Потому что последние сочетают:
Немного противоречивые требования, правда? Но в сочетании друг с другом прекрасно работают. Они помогают деткам развивать все самое необходимое для будущего. То, какими дети придут в школу, влияет на их перспективы и успешность, способность развиваться и эмоциональную устойчивость. Важны все черты, а последняя – особенно. Наш мир крутится быстрее, чем когда-либо. Успевать за ним – непросто с эмоциональной и психологической точки зрения.
Важно не упустить момент, пока малыши впитывают новые навыки и знания, как губки. И дать такой образовательный ресурс, который удовлетворит потребности в плане качества и количества. Дошкольные годы – период становления личности. Поэтому ДОО, дающие базовые образовательные навыки – важнейшая часть процесса образования.
Основная цель работы ДОО – обогащение развития детей
Задача детсада – вовсе не давать информацию в огромном количестве. Дети успеют погибнуть под ее валом. С одной стороны – шучу. С другой – встречала много статей о способах защиты мозга от переизбытка данных. Эти способы актуальны в последнее десятилетие, когда информация буквально «напрыгивает» со всех сторон. Например, родители часто обвиняют детей в отсутствии быстрой реакции на обращение и другие раздражители. Это – именно один из методов, которыми мозг защищает себя.
Так вот, задача ДОО – не завалить ребенка новым, а обогатить его развитие. Тут важно соблюдать баланс, чтобы:
Мы рассматриваем роль детсада в российской системе образования. А что такое вообще «образование»? Оно имеет, как минимум, три аспекта:
Первый уровень образования – дошкольный. Его можно получать в ДОО или под руководством родителей. Идеально, если одновременно есть полноценная семья и детсад. В семье малыш обучается межличностным отношениям, получает чувство защищенности, учится раскрепощаться и доверять. А сад поддерживает родителей: обеспечивает ребенку уход и заботу, пока они работают.
Помимо поддержки родителей, детсад может дать немало. А именно – он предлагает детское общество, которое обеспечит неоценимый социальный опыт. Ребенок познает себя, сравнивая с другими, пробует варианты взаимодействия.
5 главных задач дошкольного образования
Все дошкольные учреждения в России функционируют в соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении». Документ принят в 1995-м и ставит перед профильными организациями следующие цели:
Если говорить о новой концепции образования дошкольников, то можно выделить такие задачи:
Разновидности дошкольных организаций
В России существует несколько видов дошкольных организаций:
ДОО можно разделить в зависимости от того, как долго в течение суток там пребывает ребенок:
Если есть необходимость, могут быть образованы и другие группы. Например, семейные разных форм собственности, в том числе на базе государственных и муниципальных ДОО. А также в зданиях других образовательных организаций – главное, чтобы те соответствовали санитарным нормам.
От того, сколько дошкольник будет находиться в группе, зависит организация режима дня. А именно, наличие дневного сна и приемов пищи. Если ребенок ходит в детсад:
Интервалы приема пищи зависят от возраста. Оптимальнее всего деток до 1 года кормить каждые 3 часа (максимум), старше 1 года – каждые 4 часа.
Группы полного дня создаются, в том числе, чтобы позволить мамам полноценно работать. Создание групп кратковременного пребывания может преследовать такие цели:
Еще немного об организации деятельности ДОО
Главными правилами детсадовской системы в РФ являются индивидуализированный подход к ребенку и игра. Именно последняя помогает сохранить дошколятам детство, она естественна для такого возраста. В детсаду ребенок вовлекается в разные виды деятельности. Например, в игровую, исследовательскую, коммуникативную, двигательную и прочие.
При этом все время проводится образовательная деятельность. Она проявляется во всем: в режиме дня, коллективной и самостоятельной работе. Она затрагивает все виды детской развивающей деятельности. Например:
Согласно санэпидтребованиям, на самостоятельную работу детям отводится 3-4 ч. в течение дня. Это игры, время для личной гигиены, подготовка к проектной деятельности и т.д. Конечно, каждый ребенок проводит это время не сам по себе, а под присмотром воспитателя в предметно-пространственной развивающей среде. Последняя – тема для отдельной обширной статьи.
Стоит отметить: независимо от разных исходных данных, индивидуальный подход должен приводить к одному. А именно, давать приблизительно одинаковый уровень детей на старте школьного обучения.
И в качестве заключения. Дошкольное образование – часть системы, направленной на всеобщее развитие ребенка. К последнему в ДОО стремятся за счет специфических видов деятельности, характерных для дошколят. Подход игровой и разносторонний, его задача – раскрыть потенциал ребенка. Диктующая педагогика уходит в прошлое. Ребенка теперь стараются ценить, а не оценивать в детсаду.