Чем достигается военная безопасность

Военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасностьВоенная безопасность – это состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия. Часть и одна из основ национальной и международной безопасности. Характеризуется либо отсутствием для ее объектов военной угрозы, либо их способностью гарантированно противостоять агрессии.

Военная безопасность обеспечивается решением следующих задач:

Военная безопасность обеспечивается прежде всего комплексом экономических, политических, дипломатических и др. невоенных мер, направленных на разрешение международных и внутренних противоречий, предупреждение их перерастания в военно-силовое противоборство. Важной стороной военной безопасности является поддержание военной мощи государства соответственно реальным и потенциальным военным угрозам. Непосредственно решают задачи военной безопасности различные силовые структуры: ВС и др. войска, милиция, органы безопасности.

В 2000 принята «Концепция национальной безопасности РФ», определившая основные направления обеспечения военной безопасности. Военная доктрина РФ к главным целям обеспечения военной безопасности. государства относит предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз, а также эффективность прогнозирования и адекватность реагирования на различные военные опасности.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Источник

Обеспечение военной безопасности РФ

Задачи государства в области обеспечения военной безопасности.

1. Основные принципы обеспечения военной безопасности:
— сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем ее деятельности;
— эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификации военных угроз, адекватность реагирования на них;
— достаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств и ресурсов, их рациональное использование;
— соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности;
— не нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.

2. Основные задачи по обеспечению военной безопасности:

а) в мирное время:
— формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
— создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее союзников;
— обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации;
— создание благоприятных внешнеполитических условий;
— строительство, поддержание и укрепление дружественных, добрососедских Партнерских (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
— предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы любого масштаба против Российской Федерации и ее союзников со стороны любого государства или группы государств;
— обеспечение (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем проведения соответствующих мероприятий военного характера (военно-морское присутствие);
— осуществление контроля за выполнением зарубежными государствами своих обязательств в области ограничения, сохранения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;.
— всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской Федерации и других компонентов военной организации государства, поддержание их готовности к согласованным действиям по предотвращению, отражению и пресечению внешних и внутренних угроз;
— совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
— поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
— защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом пространстве; на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
— охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных ресурсов;
— развитие необходимой военной инфраструктуры;
— организация и осуществление активной поддержки обществом мероприятий по обеспечению военной безопасности;
— обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности.

6) в период угрозы военной безопасности и с началом войны (вооруженного конфликта):
— своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или частичного стратегического развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (их части) и приведение их в готовность к выполнению задач; приостановка выполнения обязательств Российской Федерации по соблюдению международных договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений;
— координация действий органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан по отражению и пресечению агрессии, достижению целей войны (вооруженного конфликта);
— организация и скоординированное ведение вооруженной, политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
— введение в действие нормативных актов военного времени, принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
— перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций! транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного времени;
— организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
— оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
— предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
— использование возможностей ООН, других международных организаций по принуждению агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на возможно более ранней стадии и восстановлению международной стабильности, безопасности и мира.

Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности

Главной целью является финансовое и материальное обеспечение военной организации государства, ее оснащение эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Определены приоритеты военного строительства: достаточным количеством войск и сил флота обеспечить- более высокое качество обороны государства. Суворовский девиз «не числом, а умением» в XXI в. становится еще более актуальным.

Оборона должна быть посильной для экономики государства и в то же время способной адекватно отреагировать на любые угрозы его безопасности. Она должна быть гибкой и подвижной: при нарастании угроз одновременно должна нарастать и оборонная мощь государства. И наоборот. Любое преувеличение или преуменьшение угрозы национальной безопасности чревато тяжелыми последствиями, особенно в условиях скудности экономических ресурсов.

Международное военное и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. Международное военное сотрудничество строится на принципах равноправия, взаимной выгоды и добрососедства с целью достижения международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.

Основные положения военной доктрины Российской Федерации и материалы руководящих документов Министерства обороны не могут охватить все многообразие сложной проблематики. Эти документы по мере изменения обстановки на международной арене и внутри страны, естественно, нуждаются в конкретизации и развитии.

Российская Федерация гарантирует последовательное и твердое выполнение своей военной доктрины, соблюдение Устава ООН, общепризнанных норм и принципов международного права.

Вывод
Военная доктрина создает организационную и методологическую базу для практической работы по совершенствованию военной организации государства и повышению ее эффективности.

Историческая справка

По подсчетам В.О. Ключевского, великорусская народность в пери-од своего формирования за 234 года (1228-1462) вынесла 160 внешних войн.

Двадцатый век вместил в себя две мировые войны и более 250 локальных вооруженных конфликтов. Наиболее крупные из них:
· в Корее (1950-1953);
· во Вьетнаме (1964-1975);
· на Ближнем Востоке (1967, 1973, 1982);
· на Фолклендских островах (1982);
· в Афганистане (1979-1989);
· в зоне Персидского залива (1991);
· в Чечне (1994-1996,1999-2000).

Начиная с 1945 г. по настоящее время войны унесли более 30 млн. человеческих жизней.

Россия была в эпицентре основных военных событий XX столетия. Таким образом, с позиций прошлого исторического опыта совершенствование обороны для Российского государства является объективной необходимостью. К защите Отечества надо быть готовым постоянно.

Источник

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Чем достигается военная безопасность. Смотреть фото Чем достигается военная безопасность. Смотреть картинку Чем достигается военная безопасность. Картинка про Чем достигается военная безопасность. Фото Чем достигается военная безопасность

Военная безопасность как элемент системы национальной безопасности

Введение. Военная безопасность представляет собой такое состояние межгосударственной и внутригосударственной военно-политической обстановки, которая позволяет нейтрализовать, пресечь попытки деструктивных сил нанести ущерб военными средствами интересам личности, общества, государства, мировому сообществу, обеспечить суверенитет страны, её стабильное и поступательное развитие. Военная безопасность обеспечивается прежде всего комплексом экономических, политических, дипломатических и др. невоенных мер, направленных на разрешение международных и внутренних противоречий, предупреждение их перерастания в военно-силовое противоборство. Важной стороной военной безопасности является поддержание военной мощи государства соответственно реальным и потенциальным военным угрозам. Непосредственно решают задачи военной безопасности различные силовые структуры: Вооруженные Силы и др. войска, милиция, органы безопасности. В 2015годупринята «Стратегия национальной безопасности РФ», определившая основные направления обеспечения военной безопасности [3]. Военная доктрина РФ к главным целям обеспечения военной безопасности государства относит предотвращение, локализацию и нейтрализацию военных угроз, а также эффективность прогнозирования и адекватность реагирования на различные военные опасности [2].

В данном исследовании раскрывается сущность и основы теории военной безопасности, типология систем военной безопасности и модели обеспечения военной безопасности, а также вопросы объективной необходимости совершенствования безопасности и обороны России.

На протяжении всей истории человечества национальная безопасность отождествлялась с военной безопасностью, защищенностью государства от вооруженного нападения извне. В наше время данный компонент национальной безопасности также играет важную роль. При этом учитываются такие факторы, как:

— состояние вооруженных сил страны и возможных театров военных действий;

— наличие (или отсутствие) военных союзников;

— размеры военного бюджета;

— научно-технический, экономический и демографический потенциал страны, моральный дух нации.

В данной связи необходимо подчеркнуть роль военной политики в системе факторов национальной безопасности как важного направления общей политики государства, политических партий, социальных сил и институтов. Военная политика имеет своей целью организацию и применение средств вооруженного насилия для разрешения определенных политических задач.

К задачам военной политики относятся:

1) обеспечение национальной безопасности и прежде всего целостности и неприкосновенности государственной территории;

2) обеспечение безопасности плавания своих флотов;

3) защита граждан государства за пределами его территории в случае возникновения угрозы их личной безопасности.

Для решения указанных задач создаются специальные социально-политические институты:

— правительственные и парламентские органы, занимающиеся вопросами военной политики;

— специальные службы и т.д. [1].

Эти институты выполняют следующие функции по реализации военной политики:

а) организационную, связанную с разработкой военной политики, руководством ее реализацией, соответствующим научным и нормативным обеспечением;

б) научно-техническую, требующую проведения мероприятий по поддержанию высокого уровня обеспечения вооруженных сил современными военно-техническими средствами, а предприятий военно-промышленного комплекса новейшими технологиями;

в) международную, отражающую потребность международных военно-политических контактов: участие в военных союзах; обеспечение мер доверия в военной области (предупреждение о крупных передвижениях войск, контроль за выполнением договоров в военной области и т.п.); разрешение или предотвращение напряженности и конфликтов в военно-политической сфере международных отношений.

Существуют разные подходы к военной безопасности:

во-первых, военная безопасность понимается как система гарантий государственного суверенитета, территориальной целостности, защиты национальных интересов;

во-вторых, военная безопасность трактуется как состояние и развитие общества, отношений в нем, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения обществу ущерба средствами вооруженного насилия, т.е. состояние гарантированного исключения военного насилия;

в-третьих, военная безопасность рассматривается как состояние межгосударственных и внутригосударственных военно-политических отношений, обороноспособности страны, при котором предупреждается или сдерживается агрессия, уменьшается опасность национальным интересам страны и вероятность ее вовлечения в войну или военные конфликты, а в случае возникновения угрозы интересам государства, общества, личности, обеспечивается их вооруженная защита.

в-четвертых, военная безопасность представляется как состояние внутренних и международных условий жизни, которые нейтрализуют или исключают возможность нанесения личности, обществу, государству, мировому сообществу ущерба средствами вооруженного насилия, это отсутствие военных угроз либо способность объектов безопасности гарантированно им противостоять [1].

Необходимо отметить, что категория «военная безопасность» не тождественна категориям «обороноспособность», «оборона».

Обороноспособность есть уровень подготовленности экономики, населения и вооруженных сил страны к отражению внешней агрессии, защите территориальной целостности и независимости государства.

Под обороной принято понимать систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и собственно вооруженную защиту РФ, целостности и неприкосновенности ее территории.

Подчеркнем, что обороноспособность страны зависит от:

— характера и масштабов реальных и потенциальных военных угроз;

— включенности страны в международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

— материальных и духовных возможностей страны, ее экономического, научно-технического развития;

— наличия людских ресурсов;

— социального и межнационального единства общества;

— морально-психологической готовности населения к защите отечества;

— способности политического и военного руководства эффективно использовать имеющиеся возможности.

Военную безопасность можно трактовать как состояние жизнедеятельности социума, его структур и институтов, гарантирующее их качественную определенность в параметрах надежности существования и устойчивости развития посредством исключения военного насилия.

— внутренней и внешней политики;

— экономических мероприятий по укреплению обороны страны;

— социальной и национальной политики, духовного потенциала народа;

— геополитических условий, военно-стратегического положения государства, подготовки театров военных действий;

— строительства вооруженных сил, их подготовки к защите отечества;

— развития образования, науки и техники;

— вневойсковой мобилизационной подготовки, гражданской обороны, оборонно-массовой работы.

Существует довольно разнообразная, разветвленная типология систем военной безопасности. В основе типологии могут лежать:

б) способы обеспечения- здесь можно вычленить нелегитимную военно-силовую, легитимную военно-силовую и ненасильственную системы военной безопасности;

в) по характеру обмена со средой- открытую, изолированную и закрытую;

г) по видам изменений – консервативную и развивающуюся.

К числу особенностей сущностных задач, выполняемых системой военной безопасности Российского государства, относятся:

а) выявление и прогнозирование внешних и внутренних военных опасностей и угроз жизненно значимым интересам личности, общества, государства, определение их источников;

б) осуществление комплекса мер по предотвращению и нейтрализации внешних и внутренних военных опасностей, рисков, вызовов, дестабилизирующих факторов;

в) создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств обеспечения военной безопасности, эффективное управление ими;

Модели обеспечения военной безопасности все предыдущие столетия сводились к следующим вариантам:

а) обеспечение военной безопасности с опорой на военный союз с сильным государством, участие в этом союзе;

б) обеспечение своей военной безопасности с опорой на военный союз, не являясь его членом, но поддерживая его;

г) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы;

д) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.

В современных условиях эти модели приобрели следующий вид:

а) обеспечение военной безопасности с опорой на НАТО, являясь членом этого блока;

б) обеспечение военной безопасности с опорой на США;

в) обеспечение военной безопасности с опорой на свои собственные силы;

г) обеспечение военной безопасности через политику нейтралитета.

Среди форм обеспечения безопасности отметим военно-политическую интеграцию с другими государствами. В свою очередь, эта интеграция может осуществляться в 3-х видах:

военного или военно-политического сотрудничества государств(союзнические обязательства на особый период при отсутствии единых координирующих органов, единого или объединенного командования);

военного или военно-политического союза (система постоянно действующих политических и военных органов, единых или объединенных военных структур, группировок сил и средств, взаимосогласованных оперативных планов и планов подготовки войск и штабов);

глубокой военной интеграции(с коалиционными структурами, обладающими наднациональными полномочиями, решения которых обязательны для государств-участников, с общим (помимо национальных) военным бюджетом, с едиными вооруженными силами, под единым коалиционным командованием) [4].

В Стратегии национальной безопасности и Военной доктрине РФ конкретно определены военные опасности и угрозы для Российской Федерации и соответственно задачи Вооруженных Сил по нейтрализации этих угроз. Одной из важнейших сфер обеспечения национальной безопасности является военная безопасность. Ответственность за ее обеспечение возложена на военную организацию государства (ВОГ).

Сложная и зачастую непредсказуемая военно-политическая обстановка в мире, в том числе непосредственно у границ Российской Федерации, безусловно, диктуют необходимость сохранения приоритета военной силы как инструмента внешней политики в обеспечении национальных интересов государства. Следует отметить, что Российская Федерация последовательно проводит государственную политику в интересах как собственной, так и международной безопасности, стремится к политическому диалогу, предлагает партнерам открытые и взаимовыгодные отношения.

Оценивая уроки войн и вооруженных конфликтов XX и начала XXI столетия, можно сделать вывод о том, что многие просчеты и неудачи в военных кампаниях так или иначе были обусловлены ошибками в оценке характера и масштабов военных опасностей и угроз, а также своих возможностей по их отражению. Примеров тому немало: это Русско-японская война (1904-1905), война СССР с Финляндией (1939-1940), начальный период Великой Отечественной войны (1941), война в Афганистане (1979-1989), события в Чечне (1994-1996, 1999-2000), трагические события в Ираке, Ливии, Сирии, Украине и других [4].

Военная безопасность обеспечивается наличием комплекса структурных компонентов не только военных, но и политико-дипломатических, экономических, идеологических, информационных и других, а также целенаправленными и скоординированными усилиями государственных и общественных институтов.

Основными способами обеспечения военной безопасности являются сдерживание военной агрессии и отражение военной агрессии. Вместе с тем не следует забывать о политическом аспекте обеспечения военной безопасности страны, который необходимо выделить как отдельный способ, направленный на достижение состояния снижения или ликвидации военной угрозы. Сдерживать и устранять военные угрозы необходимо не только военными, но и политико-дипломатическими, экономическими и другими невоенными мерами.

Существуют несколько подходов к проблеме обеспечения военной безопасности.

Второй (силовой) базируется главным образом на силе, что выражается в непрерывном стремлении наращивать военный потенциал, соразмерный потенциалу противника.

В этих условиях место и роль России в формирующейся системе мироустройства во многом будут определяться своевременностью и адекватностью реагирования на все вызовы, опасности и угрозы. Превентивные или ответные меры еще на докризисном этапе должны сочетать в себе военный, политический, экономический, правовой и информационный инструменты влияния на характер межгосударственных отношений. Эти меры требуют консолидации усилий профильных министерств и ведомств, что обусловливает необходимость выработки единых подходов к данной проблематике и централизованного управления на государственном уровне.

Страны Запада, которые рассматривают присоединение Крыма к России как вызов своим национальным интересам, спекулируют на ситуации вокруг Украины, тем самым стремятся сформировать коалицию с целью расширения и удержания проамериканского глобального доминирования. В этой связи нельзя исключать попыток Вашингтона реализовать «украинский сценарий» в других государствах: членов ОДКБ и ШОС, Венесуэле, Никарагуа, Кубе и других. События последнего времени в Белоруссии являются наглядным тому подтверждением.

Так, у нас до сих пор нет Федеральных законов «О национальной безопасности Российской Федерации», «О военном строительстве», «О Вооруженных Силах», «О военной организации государства», «Об оперативном оборудовании территории РФ в интересах обороны», «О территориальной обороне» и ряда других законодательных актов. А в Законе «О безопасности» нет ни слова о военной организации государства.

Военная опасность для России существует не только на Западе, но и на Востоке, равно как и на южных границах страны. Продолжается наращивание возможностей системы ПРО США в Европе, ее ударные элементы развертываются в Японии. Подобные действия ведут к возрастанию конфликтного потенциала по периметру границ России, создают дополнительные риски, что, естественно, вызывает ответную реакцию.

Современный мир вступает в один из самых сложных демографических, экологических, сырьевых периодов, который характеризуется ростом нестабильности, ужесточением конкуренции между старыми и вновь возникающими центрами силы.

В настоящее время Вооруженные Силы Российской Федерации, как основа военной организации страны, сохраняют высокую боевую и мобилизационную готовность к решению задач обороны государства и являются гарантом обеспечения военной безопасности страны и ее союзников [4].

В данной связи назрела необходимость развития теории системы управления (СУ) и формирования новой парадигмы стратегического управления военной организацией страны. Следует перейти к созданию единой интегрированной межведомственной системы управления на основе современных информационных и других технологий, основой которой может стать СУ ВС. Такой подход к построению СУ ВОГ на единых технических средствах и программном обеспечении позволит достичь согласованных действий всех элементов системы, значительную экономию финансовых ресурсов, надежного и оперативного решения задач обороны страны.

Опыт присоединения Крыма и Севастополя, проведения специальной операции в Сирии свидетельствует о положительных результатах функционирования НЦУО РФ. Представляется, что следует на законодательном уровне повысить его статус и полномочия как структуры, действующей в интересах безопасности и обороны государства.

Таким образом, создание единой межведомственной системы стратегического управления военной организацией Российской Федерации, другими министерствами и органами существенно повысит оборонный потенциал государства и обеспечит новое качество и эффективность управления межведомственными (межвидовыми) группировками войск (сил) на стратегических (операционных) направлениях.

Заключение. Каждое государство имеет свои интересы, которые являются главными для всего общества, его социальных слоев, для всех людей, какой бы национальности они ни были, какого бы вероисповедания ни придерживались. Такие интересы называются национальными.

Военная безопасность является составной частью национальной безопасности и определяется как обеспеченность и устойчивое состояние защищенности личности, общества и государства от военных угроз. Обеспечение военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства и в случае необходимости, может быть достигнуто исполнением всей совокупности имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов.

Список использованных источников.

1. Баранов Н.А. Политические основы национальной безопасности России // Политика и безопасность. Аналитический и научно-практический журнал. – СПб., 2010. – № 2. – С. 93-99.

2. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета от 25.12.2014 г.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета от 31.12.2015 г.

4. Толшмяков В.И., Орлова Т.В. Военно-политические аспекты обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Военная мысль (Военно-теоретический журнал МО РФ). – 2020. – № 11. – С. 33-40.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *