Чем достигается занимательность изложения

Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Кафедра русского языка

Реферат

на тему «Использование средств занимательности в научно-популярных изданиях. Их характеристика и примеры»

по дисциплине «Редакторская подготовка изданий»

Выполнила студентка гр. 4125

Ярким отличительным признаком научно-популярной книги является занимательность, которая находит проявление как в содержании, так и в средствах популяризации. Ее способы и приемы разнообразны и требуют от редактора сосредоточенности и внимательного подхода к их анализу и оценке.

Занимательность обусловлена рядом факторов: природой научно-популярного произведения, целями популяризации науки, спецификой творческого труда популяризатора, задачами воздействия на читателя и удовлетворения его потребностей.

Научное творчество всегда в той или иной мере связано с эстетическими переживаниями. По признаниям самих ученых, результаты экспериментальных и теоретических исследований в естествознании, приводящие к установлению новых фактов и законов природы, эстетичны, если в этих исследованиях реализуется сведение сложности к простоте (М. Волькенштейн, член-корр. АН СССР). Одно из главных побуждений к занятию наукой, по словам Эйнштейна, состоит в том, чтобы «каким-то адекватным способом создать в себе простую и ясную картину мира… Этим занимаются художник, поэт, теоретизирующий философ и естествоиспытатель, каждый по-своему». Наука сближается с искусством, т. е. с эстетикой, и высшее эстетическое значение имеет «простая и ясная картина мира» (Волькенштейн М. Красота науки // Наука и жизнь, 1988. № 9. С. 15).

Занимательность научно-популярного произведения определяется творческим мировосприятием автора, его способностью образного видения и осмысления действительности. Умело примененные образные средства создают эмоциональность изложения, помогают выразить авторские оценки.

Природа литературного творчества основана в значительной степени не на каких-либо стандартах, а на интуиции и вкусе автора. Используемые популяризатором приемы занимательности носят индивидуальный характер, каждая книга неизбежно отображает в себе его эстетическую позицию.

Авторская индивидуальность в научно-популярной произведении выступает не как одно из свойств текста, а как структурно-системный признак, непосредственно и необходимо связанный с определением занимательности данного конкретного произведения.

Авторская концепция должна быть актуальной, иметь научное и общественное значение, не противоречить содержанию книги, основываться на новейших научных данных, исходить из сущности рассматриваемых явлений науки. Анализ авторской концепции должен опираться на данные науки и учитывать задачи и цели популяризации.

Задача создания проблемной ситуации, способствующей формированию познавательного интереса, решается с помощью разнообразных приемов, самым распространенным среди которых является беседа с читателем. Диалогичность как прием занимательности позволяет читателю почувствовать себя непосредственным участником научного поиска.

«Современного читателя мало трогают развлекательные или поучительные монологи. Ему ближе диалогическая форма подачи книги, где ему отведена роль собеседника, с которым говорят на равных. При этом в ведущем беседу он ценит не только знание материала и умение изложить его в доступной манере, но и глубину исследовательского интереса к теме, самостоятельность позиции и, что не менее важно, симпатии к нему, читателю, веру в его ум и чувства» (Шлюпер Е. В.)

Автор может использовать различные формы подачи материала: письмо, беседа с самим собой, диалог с читателем, рассуждения. Иногда автор высказывает предполагаемую точку зрения читателя для того, чтобы впоследствии опровергнуть ее.

Известный ученый и популяризатор науки А. Е. Ферсман считал, что «настоящее можно хорошо понять только зная его прошлое, что бороться за будущее можно лишь учитывая ошибки и успехи прошлых путей». Экскурсы в историю позволяют представить процесс научного поиска, рассказать о трудностях, с которыми сталкивались исследователи, путях, которые приводят к открытиям. Исторический материал стимулирует познавательный интерес читателя. Средством заинтересовать читателя может быть также изложение различных гипотетических теорий, основанных на последних достижениях науки. Чтобы придать изложению большую занимательность, активизировать творческие моменты в ходе восприятия текста, автор научно-популярного произведения может использовать прием постановки острых дискуссионных проблем науки. Средством, придающим изложению живость и занимательность, являются легенды, народные предания, мифы:

Обращение к народным преданиям позволяет образно переосмыслить предмет описания.

А. Е. Ферсман значительно дополнил содержание понятия «занимательность».

Занимательность у него достигается не пресловутым «оживлением», не притянутыми для этого случайными, но сенсационными фактами, не искусственными построениями сюжета. Одухотворяет рассказы писателя о мертвой природе прежде всего яркая, неординарная личность автора, его необычное видение предмета, о котором он говорит, доверительность интонации самого рассказа.

Эффект непосредственного общения писателя с читательской аудиторией создается в заглавиях с помощью личных местоимений «мы», «вы» и притяжательных местоимений. Например: «Все мы родом со звезд», «Откуда мы родом?», «Качают нас волны». Широко распространены заголовки в виде вопроса или восклицания: «Где вода, там и жизнь?», «Идем на контакт!». Они служат своеобразными сигналами, привлекающими внимание читателя к новой части книги. Назначение восклицательных заглавий различно: показать неожиданность, необычность рассматриваемого факта или явления; выразить собственные чувства и воздействовать на читателя; усилить категоричность утверждения или подчеркнуть важность, актуальность рассматриваемых явлений, фактов, проблем: «Принцип принципу рознь!». Вопросительные заглавия разделяются на вопрос-тему: «Эйнштейн был не прав?», альтернативный вопрос: «Фантазия или расчет?» и гипотетический: «Что будет, если лунатик уронит карандаш?».

Заглавия являются не только средством, обеспечивающим занимательность и притягательность к тексту. Они должны рассматриваться редактором как важный структурный элемент, от которого зависят точность поиска нужных сведений и успех работы с книгой. Для редактора они представляют объект, требующий глубокого анализа.

Средством возбуждения интереса читателя к научно-популярной книге могут служить эпиграфы. Как правило, эпиграф выражает основную мысль, идею произведения. Имея надтекстовое расположение, он относительно обособлен в общей структуре книги. В научно-популярных произведениях эпиграфы нередко оказываются распространителями, пояснителями заглавия и сближаются по функции с подзаголовками.

Источники эпиграфов диктуются темой, соотнесенностью содержания с определенной отраслью науки, жанром произведения, читательским адресом.

Целям занимательности в научно-популярном произведении служат цитаты и выдержки из работ известных ученых, писателей, из письменных источников древности и т. п. Автор может использовать их также для подтверждения своих мыслей, характеристики предмета описания, усиления эмоционально-экспрессивного воздействия на читателя и т. д. Очевидно, что эти элементы текста должны проверяться как фактический материал.

Редактору научно-популярного издания необходимо следить, чтобы приемы занимательности были органически связаны с темой произведения и соответствовали характеру содержащейся в нем информации. Использование приемов занимательности должно быть подчинено основной идее произведения и служить наиболее глубокому и образному раскрытию его содержания.

Список использованной литературы:

Источник

Статья «Занимательность на уроках русского языка»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Занимательность на уроках русского языка и литературы

Занимательный материал должен быть разнообразный, соответствовать уровню знаний учащихся, возрастным особенностям и интересам ребят.

Особая роль в развитии интереса к урокам принадлежит игре. В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка… Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть, полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В процессе игры у школьников вырабатывается привычка сосредоточиваться, самостоятельно мыслить, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, развивают фантазию. Даже самые пассивные ученики обычно включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести одноклассников.

Приведу примеры игр и занимательных упражнений, используемых мною на уроках. Большую помощь в работе учителям могут оказать словесные игры. В играх легко усваиваются трудные по написанию слова.

Вариант словесной игры: учитель диктует пять слов на одно из грамматических правил. Два ученика записывают их на доске. Остальные самостоятельно пишут те же слова в тетради, после чего обмениваются своими записями с соседями по парте. Сначала учащиеся под руководством учителя проверяют слова, написанные на доске, а затем просматривают записи своих товарищей. Все ошибки исправляются, объясняются и подсчитываются. За каждое правильно записанное слово засчитывается одно очко. Диктуются следующие пять слов на другое правило, которые записывают те же ученики. Побеждает ученик, набравший первым условленное количество очков.

Второй вариант словесной игры: учащиеся класса делятся на две группы. Два ученика (по одному из каждой группы) выходят к доске. Остальные рассаживаются по парам (тоже по одному из каждой группы). Учитель диктует пять слов. Написав их, ученики обмениваются тетрадями с соседями. Сначала проверяются слова, написанные на доске, затем – в тетрадях.

Проверив записи, ученики ( сначала первой группы, потом второй) сообщают учителю результат проверки. Подсчёт очков проводится для всей группы. За каждое правильно написанное слово засчитывается одно очко. Если все обучающиеся одной группы в продиктованных пяти словах не допустили ни одной ошибки, им в качестве поощрения прибавляется ещё пять очков. Например, участвует 10 человек ( по пяти в каждой группе). В продиктованных словах ученики первой группы допустили 6 ошибок. Всего они написали 25 слов ( пять учеников по пяти слов), из них 19 слов написаны правильно. Это даёт группе 19 очков.

Ученики второй группы не допустили ни одной ошибки, получают 25 очков. Можно добавить в качестве поощрения ещё 5 очков.

Затем диктуются следующие пять слов, проверяются и т.д. Игра проводится, пока одна из групп ни наберёт условленное количество очков.

Игра Кто больше? Кто быстрее? Ученики должны из букв данного им слова подобрать и записать слова на определённое грамматическое правило. Например, подобрать из букв существительного сообразительность существительные 2-го склонения. На подбор слов выделяется определённое количество времени. Затем каждая команда объединяет записанные её членами слова, отбрасывая неверно подобранные или повторяющиеся. За каждое правильно подобранное слово присуждается одно очко, за каждое неверно подобранное слово участник игры лишается одного очка.

По количеству учащихся каждой группы раздаются карточки, в которых записаны сочетания существительных с прилагательными в прямом и переносном значении. Вот примеры таких карточек: кошачьи когти, деревянное лицо, серебряный портсигар, золотой характер, каменное сердце, золотой браслет, железная дисциплина, орлиное крыло и т.д.

Один из учеников читает содержание своей карточки, например, железные мускулы, каменное здание. Другие ученики, у которых находятся карточки со словами железный (железный нож) и каменный (каменное сердце) должны объяснить, где прилагательное железный употреблено в прямом значении, где в переносном, перешло в качественное.

1) Приставка со значением приближения, присоединения, неполноты действия.

2) Корень прилагательного гористый,

3) Суффикс, употребляющийся для образования существительных и кратких прилагательных.

Целое: существительное 2-го склонения, обозначающее название небольшого холма. (Пригорок)

Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы,

Откройте печь и там найдёте

То, что не раз едали вы. (Пирог)

Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой.

С Ч летаю над волною,

С Л не дам волкам покою,

С М рубашка-безрукавка,

С З скачу в лесу по травке,

С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.

С Л я остров в океане,

С Р растаю вмиг в стакане.

Чтобы получилось новое слово пи разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

В океанах он живёт,

Буквы ставь наоборот-

Будет дёргаться щека.

Воздух в шины я вдуваю,

Жизнь несу я колесу.

Если ж слоги мы смешаем,

Буду деревом в лесу.

Найдите «четвёртое лишнее»

1. Носок, мозоль, георгин, помидор.

2. Тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

3. Магистраль, бандероль, лазурь, вестибюль.

1.Подлежащее, глагол, дополнение, определение.

2.Существительное, наречие, сказуемое, предлог.

3. Обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

Найди «третье лишнее»

1. Пять, пятёрка, пятерня.

2. Один, одиночка, одиночество.

3. Троеборье, три, тройка.

4. Четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Что объединяет следующие существительные?

1. Онтарио, пальто, какао, пенсне.

2. Тбилиси, Дели, Токио, кофе.

3. Уссури, Нейсе, Миссисипи, По.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, поэтому списывания и диктанты разных видов можно осложнить заданием «Подскажи словечко!». В стихотворных предложениях первое рифмующееся слово записывается на доске или диктуется, а второе опускается (его находят, подсказывают ученики), обычно слово, которое надо подсказать, – с изучаемой морфемой или орфограммой.

Валя на проталинке

Валенки у Валеньки

«Подскажи словечко!» превращает обычные, скучноватые упражнения в интересные, при которых трудные слова быстро и более прочно усваиваются.

Источник

Конспект урока русского языка «Русский литературный язык и его стили»

Цель: создать условия для систематизации изученного материала о стилях речи; способствовать развитию умений различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка «Русский литературный язык и его стили»»

Тема урока: Русский литературный язык и его стили

Цель: создать условия для систематизации изученного материала о стилях речи; способствовать развитию умений различать разные стили речи, определять их жанры, функционально-смысловой тип, характерный для стиля речи, создавать собственное высказывание, учитывая ситуацию общения, использовать характерные для каждого стиля речи изобразительно-выразительные средства языка

Личностные УУД: Самоопределение личности (стремление иметь собственное мнение, развитие самостоятельности и логического рассуждения), смыслообразование (значение и роль этой темы в подготовке и сдаче ОГЭ, приложение волевых усилий в усвоении учебного материала, умение адекватно реагировать на трудности в изучении темы и не бояться сделать ошибку);

Регулятивные УУД: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения.

I. Организация начала урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

Запишите данное предложение в форме прямой речи, разорванной словами автора, составьте схему полученного предложения:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык!». (К. Паустовский)

— О чём говорит писатель в предложении?

Для того, чтобы русский язык оставался могучим и великим, чтобы он сохранил свою волшебную силу, его необходимо беречь.

-Как вы понимаете выражение « беречь язык»?

Именно этому посвящён наш сегодняшний урок.

III. Актуализация знаний

1. Устный фронтальный опрос

2. Фронтальный опрос.

-Что такое русский литературный язык? В чём его отличие от других форм

( Русский литературный язык — это высшая форма языка, которая, в отличие от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к произношению,

— Что такое стиль языка?

(Стиль- совокупность средств языка для выражения определённых мыслей в определённых условиях, с определённой целью.)

— Назовите основные стили речи.

— Почему художественный стиль речи соединён не только с другими стилями речи, но и с просторечьем и диалектами?

(В стиле художественной литературы используются языковые средства различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц- разговорная лексика, просторечные и диалектные слова.)

от других форм национального языка, имеет систему норм, т.е. требований к

стилями речи, но и с просторечьем и диалектами?

(В стиле художественной литературы используются языковые средства

различных стилей, а в диалогах, в характеристике действующих лиц-

разговорная лексика, просторечные и ди

IV. Усвоение новых знаний.

Когда ученый читает лекцию, выступает с докладом на научной конференции, когда акционеры обсуждают проблемы своего предприятия на собраниях, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены в вузах, учащиеся отвечают на уроках, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной обстановке: за праздничным столом, в дружеской беседе, на пляже у моря, в кругу семьи.

В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, т.е. функциональные стили.

Термин функциональный стиль подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае.

Научные труды, учебники, доклады о различных экспедициях, находках, открытиях пишутся НАУЧНЫМ стилем; докладные о ходе работы, финансовые отчеты о командировках, приказы, распоряжения составляются в ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОМ стиле; статьи в газетах, выступления журналистов по радио и телевидению в основном относятся к ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМУ стилю; в любой неофициальной обстановке, когда обсуждают разнообразные бытовые темы, делятся впечатлениями о прошедшем дне, используется РАЗГОВОРНО-БЫТОВОЙ стиль.

Каждый стиль литературного языка имеет свои лексические, морфологические, синтаксические особенности.

Начнем с разговорного стиля.

Он уместен в сфере бытовых, обиходных и профессиональных неофициальных отношений. Преобладающая форма речи – устная (беседа, разговор), но иногда используется и письменная (личный дневник, записка, частное письмо).

В текстах разговорного стиля в большей степени, чем в других, реализуется коммуникативная функция, или функция общения.

Основные свойства разговорного стиля:
неофициальность, непринужденность, неподготовленность общения, отсутствие предварительного отбора языковых средств, участие жестов, мимики, зависимость от ситуации, взаимоотношений говорящих.

Особую роль играют средства фонетического уровня – интонация, паузы, ритм, темп речи, логическое ударение. Иногда звуки произносятся неотчетливо или неполно, орфоэпические нормы допускают варианты (Здрасьте, Марь Ванна; договор).

Лексика: преобладание конкретных слов (стол, дом), широкое использование слов с эмоционально-оценочной и грубо-просторечной окраской (орел, змея – о человеке, дрыхнуть, вляпаться),опустошенные слова (дело, вещь, штука).

Морфология: преобладание глаголов, частое употребление личных местоимений, частиц, отсутствие причастий и деепричастий.

Синтаксис: неполные и безличные предложения, свободный порядок слов.

VI. Первичная проверка усвоения знаний

Источник

Приёмы занимательности

Приёмы занимательности

Основным способом составления занимательных задач является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: составитель вспоминает какую-либо занимательную задачу и преобразует её в похожую с некоторыми изменениями. Например, учитель вспомнил или прочитал следующее занимательное задание: «На доске был начерчен квадрат. Потом его стёрли, оставив одну из сторон. Восстановите квадрат с помощью циркуля и угольника». Он по аналогии может составить такое задание: «На доске был начерчен координатный луч. Потом часть его стёрли, осталась только его часть: « Восстановите луч».

Нередко занимательно сформулированная учителем проблема позволяет учащимся высказывать самостоятельно математические идеи (разумеется, соответствующие их уровню развития).

Что же именно (какие моменты, особенности… учебного материала и организации обучения) делает изучение математики занимательным для учащихся? На основе каких приёмов занимательности надо составлять учебные задания занимательного характера?

Их можно разбить на три группы: приёмы занимательности, связанные с подачей задания; приёмы занимательности, связанные со структурой задания; приёмы занимательности, связанные с организацией и процессом решения. [3, c. 8]

Приёмы занимательности, связанные с подачей задания

Приёмы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму. Рассмотрим несколько таких приёмов.

Математический герой. В урок вводится какой-либо математический герой, который или решает задание, или предлагает его для решения, или придумывает фокус и так далее.

Например, однажды Витя Верхоглядкин записал выражение 25∙х∙4. Потом он вместо х стал подставлять в это выражение по очереди числа 13, 21, 39, 47. Получив значение каждого произведения, он очень удивился тому, что все числа оказались «круглыми». Не могли бы вы, ребята, объяснить почему?

Задумай. Учитель (ученик) задумывает математический объект, а ученики (учитель) должны отгадать то, что задумано, или то, что связано с задуманным.

Например. Я задумал два числа. Задайте только один вопрос и, выслушав ответ, скажите, одинакового ли они знака.

Логический каркас. Путём логических рассуждений требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.

Например. Из следующих трёх равенств только одно верное.

2,7∙3,9=105,3; 5,3∙9,6=50,88; 4,3∙7,3 = 29,999.

Какое? Не торопитесь находить произведение чисел.

Задание с продолжением. Новое задание получается из предыдущего путём дописывания к формулировке старого задания одного или нескольких слов (символов).

Соответствие. Даны два (и более) ряда математических объектов. Для каждого объекта из одного ряда требуется найти соответствующий из другого. Критерий соответствия может быть самым разнообразным. [3, c. 9]

Источник

Конспект урока. 9 класс.Русский литературный язык. Стили русского литературного языка.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Конспект урока. 9 класс.

Русский литературный язык. Стили русского литературного языка.

повторить основной признак литературного языка – наличие системы общепризнанных норм;

обобщить сведения о стилях литературного языка; продолжить работу над навыками стилевого разбора текста;

развивать устную и письменную речь обучающихся; воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: таблица «Стили речи», выставка книг по культуре речи.

Запишите данное предложение в форме прямой речи, разорванной словами автора, составьте схему полученного предложения:

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный язык!». (К. Паустовский)

— О чём говорит писатель в предложении?

Для того, чтобы русский язык оставался могучим и великим, чтобы он сохранил свою волшебную силу, его необходимо беречь.

-Как вы понимаете выражение « беречь язык»?

Да, беречь язык – значит правильно произносить слова, умело пользоваться богатейшими языковыми средствами, выбирая именно те, которые уместны в определённой ситуации.

Именно этому посвящён наш сегодняшний урок.

1.Сообщение ученика « Русский литературный язык и его нормы».

Задание классу: прослушать сообщение, составить его план, уметь ответить на вопрос «Какой язык называется литературным, его основной признак?»

Литературный язык – основа русского национального языка.

Литературный язык – язык книг, газет, театров, го. Учреждений.

Русский литературный язык – язык нормированный. Нормы языка –это общие правила произношения, употребления, правописания слов.

2.Проверка планов, беседа по вопросам:

-Что такое литературный язык?

-Его основной признак?

-Какие нормы литературного языка мы должны соблюдать?

1.Произнесите слова в соответствии с нормами устой литературной речи: вы прАвы, аргумЕнт,вЫборы, вЫборов, пОнял, жалюзИ, киломЕтр,досУг, слУчай, процЕнт, квартАл, докумЕнт,щавЕль, каталОг, звонИт, тОрты.

2.Выберите нужную форму употребления слова, запишите правильный вариант в тетради.

Я(кладу, ложу) книгу на место.

Сегодня же ( поезжай, ехай) к бабушке.

Они (хочут, хотят) ехать в город.

(Ихняя, их) машина сломалась.

3.Исправьте в соответствии с нормами ошибки в употреблении слов, запишите исправленный вариант.

1)Спортсмены нашей школы одержали первенство в соревнованиях по волейболу (одержали победу или завоевали первенство).2) Чтение играет большое значение в жизни человека(имеет значение).3)Он предпринял усилия, чтобы успешно закончить учебный год(прилагал усилия).

4.А теперь послушайте небольшой диалог.(Подготовленные ученики).

-Привет. Клёвая вчера дискотека была.

-Ну, классная. А помнишь ту швабру?

-Ещё бы! Здорово мы её прикололи, да?

-Какие слова (отступления от литературной нормы) использованы в диалоге?

В диалоге использованы жаргонные слова. Они составляют небольшой процент по отношению к лексике литературного языка. Жаргонизмы засоряют язык. Поэтому надо бороться против проникновения в речь слов жаргонных, вульгарных, «словесного хлама», как называл такие слова М.Горький. Для этого необходимо всё время работать над обогащением своего словаря.

-Помощниками в овладении нормами литературного языка являются книги: словари(толковые, словообразовательные, орфоэпические и др.) Также помогут овладеть правильной, красивой речью книги по культуре речи, занимательные книги о русском языке.

Подготовленные ученики аннотируют несколько книг.

Примерный перечень книг.

Шанский Н. М. Русский язык: Лексика. Словообразование.- М. 1975. С. 210-211

1.Слово учителя, беседа по материалам упр 180 учебника.

-нарушением норм литературного языка является употребление в тексте слова или выражения иной стилевой окраски. Прочтём тексты упр.179.

( К какому стилю принадлежат эти слова? А тексты? Какие ещё стили языка вы знаете?

2. Работа по таблице «Стили речи».

-Вспомните, как называется стиль, если его основная функция – общение? Сообщение? Воздействие на читателя, слушателя?

-Назовите сферу применения разговорного стиля? Научного? Делового?

-О каком стиле мы с вами не вспомнили?(Стиль художественной литературы)

— Что вы знаете о нём?

Вы много знаете о стилях речи. Примените эти знания на практике. Прочитайте тексты (см. Приложение), ответьте на вопросы, определите стилистическую принадлежность. На выбор спишите один из абзацев.

Тексты для анализа.

I. Прочитайте текс т, определите тему и тип речи.

Около мест выхода газов поверхно сть вулкана расцвечена белыми, ж елтыми, красными, зелеными и голубыми хлорными и сернистыми слоями меди, железа, каль­ция, магния, реже свинца.

За несколько времени до изверж ения начинает раздаваться сильный подзем­ный гул и нередко ощущается колебание почвы. Извержение чаще всего начинает­ся с появления в стенках основного конуса новых трещин, из которых изли вают­ся потоки раскаленной лавы. Потом вулкан начинает выбрасывать пепел, камни, массу горячих газов и па ров, образующих столб.

Образование столбов газов сопровождается грозой и ливнем, воды которого, сме шиваясь с пеплом, дают потоки г рязи, не менее опасные, чем лава. Именно под такими потоками погибли в 79 году Помпея, Геркуланум и Ст абия.

Ка кова задача текста?

Выделите слога и словосочетания, имеющие терминологическое значение.

Какую роль играют в этом отрывке прилагательные?

Ч ем до стигается точность в изложении ф актов?

Сделайте выв од о стили стической принадлежности текста.

II . Прочитайте отрывок из дневника А.К.Толстого, озаглавьте текст, указав в названии тему.

Сегодня мы были на Везувии. Приехав в коляске в городок Резину, по­шли мы к известному Сальватору Мариа.

Наконец приехали мы к подошве высокого холма, состоящего из одной золы, слезли с ослов и полезли пешком. Ничего не видел я утомительнее этой прогулки. Зола доходит до колен, и непривычный путешественник за каждым шагом должен спотыкаться или падать. Иных носят на носилках, других тащат на ремне. Долезли до верху. Наконец открылся нашим взорам кратер.

Мы недолго пробыли наверху. С кратера сошли мы весьма странным об­разом: проводники наши взяли каждого под руку и сбежали в менее пяти минут вниз.

Тут сели мы опять на ослов и приехали при свете Факелов в Резину, где, сев в коляску, отправилась в Неаполь.

1.Какова цель этой дневниковой записи?

Укажите слова субъективной оценки, которыми автор дневника снабжает свое высказывание.

Укажите книжные и разговорные слова в дневниковой записи.

Выделите в тексте описание и повествование, (как отличаются эти части по употреблению слов и грамматических норм?

Сделаете вывод о стилистической принадлежности данного текста.

Древн ие римляне почитали бога огня, которого называли Вулка н. Э тот бог будто бы жил под землей. Когда он сердился, все сотрясалось, из-по д земли летели огонь и д ым. Н аверное, придумали такого бога люди, которые видели, как извергались в И талии огнедышащие горы Везувий и Этна.

С тех пор такие гор ы стали называться вулканами. Их на земле более шестисот. У нас их около семидесяти. Особенно грозные Авачинский и Ключевские сопки на Камчатке.

/ По «Д етской энциклопедии » /

1.К акова задача данного текста?

Какие достоверные научные ф акты излагаются автором текста?

На зовите, какие научные термины у потреблены в данном тексте.

4. Ч ем достигается занимательность изложения?

Е сть ли в тексте средства субъективной оценки, свойственные р азговор н ому и художественному стилям речи?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *