Чем дышат космонавты на мкс
Искусственные лёгкие МКС: как работают генераторы кислорода
Спецпроект «Земля – это космос» представляет: обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов рассказывает о генераторах кислорода.
«Уровень кислорода – критический! Уровень кислорода – критический!»
Без этого прибора космонавты проживут всего несколько часов. Генераторы кислорода – искусственные лёгкие орбитальной станции. Для самого первого, короткого путешествия к звёздам хватило баллона сжатого газа. Командир экипажа МКС Сергей Рязанский рассказывает, откуда сегодня на станции жизненно важный кислород.
РЯЗАНСКИЙ : И вода, и кислород доставляются грузовиками сюда, на станцию. Но и вода, и кислород – это возобновляемые ресурсы. Здесь вода собирается также для получения кислорода путём электролиза.
Российские генераторы кислорода «Электрон-ВМ» выдают сотни литров газа для дыхания в час, и они – самые продвинутые в мире. Это признаёт такой эксперт NASA, как Робин Караскуилло из Центра космических полётов Маршалла.
КАРАСКУИЛЛО : Мы должны очищать воздух. Русские опередили нас в этой области. Ещё космические аппараты «Салют» и «Мир» были способны конденсировать влагу из воздуха и использовали электролиз – пропускание электрического тока через воду для производства кислорода.
На космических кораблях используют самые передовые разработки человечества, и они же помогают лучше жить на Земле. Например, кислородные станции ставят в крупных офисных центрах. Сотрудники офисов, как и космонавты, работают в замкнутых помещениях, и для придания воздуху свежести в сплит-системы подают кислород. Такие установки дешевле, чем новейшие кондиционеры с функцией притока уличного воздуха. Кстати, идею подсказали инженеры NASA, говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
МОИСЕЕВ : NASA прилагает усилия, чтобы такие вещи перевести в промышленность. Даже доплачивают и передают бесплатно патенты. У нас есть Центр передачи технологий, связанных с космосом.
Аналоги космических кислородных генераторов используют в медицине, на вредном производстве, с их помощью очищают сточные воды. А ещё они помогают выращивать осетров на специальных фермах.
«С нашего генератора подаётся кислород, получается озон. В этой ёмкости вода насыщается озоном и из этой комнаты идёт в основной цех».
Земляне вот-вот перережут «пуповину», которая связывает их с родной планетой. Готовятся масштабные экспедиции на Луну и Марс, куда не возьмёшь нужные объёмы воды и кислорода. Учёные придумали, как решить эту проблему. Они предлагают удалять из молекулы углекислого газа углерод и оставлять только О2. Для этого используют золотую фольгу. Такая технология сработает не только в космосе. В будущем на Земле мощные генераторы смогут поглощать углекислый газ, перерабатывать его в кислород, снижая тем самым парниковый эффект.
Популярное
Почему сбитый спутник вызвал дикую истерику в США?
Чем дышать в космосе
В непривычных условиях внеатмосферного полета космонавтам должны быть созданы все условия для работы и отдыха. Им нужно есть, пить, дышать, отдыхать, спать положенное время. Такие простые и обыденные для земного бытия вопросы в условиях космоса перерастают в сложные научные и технические проблемы.
Человек может довольно долго обходиться без пищи, без воды — несколько дней. Но без воздуха он может жить лишь несколько минут. Дыхание — важнейшая функция человеческого организма. Как обеспечивается она в космическом полете?
Свободный объем в космических кораблях невелик. как правило, имеет на борту около 9 кубических метров воздуха. А за стенками корабля — почти полный вакуум, остатки атмосферы, плотность которой в миллионы раз меньше, чем у поверхности Земли.
9 кубометров — это все, что имеют для дыхания космонавты. Но это немало. Вопрос только в том, чем будет заполнен этот объем, чем будут дышать космонавты.
Атмосфера, окружающая человека на Земле, в сухом состоянии содержит по весу 78,09 процента азота, 20,95 процента кислорода, 0,93 процента аргона, 0,03 процента углекислого газа. Количество других газов в ней практически незначительно.
Такой газовой смесью привыкли дышать человек и почти все живое на Земле. Но возможности человеческого организма более широки. Из общего атмосферного давления на уровне моря на долю кислороде приходится примерно 160 миллиметров. Человек может дышать при понижении давления кислорода до 98 миллиметров ртутного столба, и лишь ниже наступает «кислородное голодание». Но возможен и другой вариант: когда содержание кислорода в воздухе больше нормы. Верхняя граница возможного для человека парциального давления кислорода проходит на уровне 425 миллиметров ртутного столба. При большей концентрации кислорода наступает кислородное отравление. Итак, возможности организма человека допускают колебания содержания кислорода примерно в 4 раза. В еще более широких пределах наш организм может переносить колебания атмосферного давления: от 160 миллиметров ртутного столба до нескольких атмосфер.
Азот и аргон — инертная часть воздуха. В окислительных процессах принимает участие только кислород. Поэтому возникла мысль: а нельзя ли в космическом корабле заменить азот на более легкий газ, скажем, гелий. Кубический метр азота весит 1,25 килограмма, а гелия — всего 0,18 килограмма, то есть в семь раз меньше. Для космических кораблей, где на учете каждый лишний килограмм веса, это отнюдь не безразлично. Эксперименты показали, что в кислородногелиевой атмосфере человек может нормально дышать. Это было проверено американскими акванавтами при длительных подводных погружениях.
В техническом отношении привлекает внимание также одногазовая атмосфера, состоящая из чистого кислорода. В американских космических кораблях для дыхания космонавтов применяется чистый кислород при давлении около 270 миллиметров ртутного столба. При этом проще (а значит, и легче) получается аппаратура для контроля давления и поддержания состава атмосферы. Однако чистый кислород имеет свои недостатки: возникает угроза пожара на космическом корабле; длительное вдыхание чистого кислорода вызывает неприятные осложнения в дыхательных путях.
При создании искусственной среды в отечественных космических кораблях за основу взята нормальная земная атмосфера. Специалисты, прежде всего — медики, настояли на том, чтобы на борту космических кораблей был создан уголок родной планеты с условиями, как можно более близкими к тем, которые окружают человека на Земле. Все технические выгоды, получаемые при применении одногазовой атмосферы, кислородно-гелиевой и других, были принесены в жертву ради полного комфорта для космонавтов. Все параметры очень близки к нормам той атмосферы, которой мы дышим на Земле. Они показывают, что автоматика «держит» параметры воздуха в кабине очень «жестко», стабильно. Космонавты как бы дышат чистым воздухом Земли.
После посадки космонавтов в корабль, после герметизации его отсеков состав атмосферы в корабле начинает изменяться. Два космонавта потребляют в час около 50 литров кислорода и выделяют 80—100 граммов водяных паров, углекислый газ, летучие продукты обмена веществ и др. Тогда вступает в действие система кондиционирования, которая доводит атмосферу «до кондиции», то есть поддерживает все ее параметры на оптимальном уровне.
В основу регенерации атмосферы положены эффективные, проверенные физические и химические процессы. Известны химические вещества, которые при соединении с водой или углекислым газом способны выделять кислород. Это надперекиси щелочных металлов — натрия, калия, лития. Чтобы при этих реакциях выделилось 50 литров кислорода — часовая потребность двух космонавтов, — необходимо 26,4 грамма воды. А выделение ее в атмосферу двумя космонавтами, как мы уже сказали, достигает 100 граммов в час.
Часть этой воды расходуется на получение кислорода, часть сохраняется в воздухе для поддержания нормальной относительной влажности (в пределах 40—60 процентов). Лишняя же вода должна улавливаться специальными поглотителями.
Наличие пыли, крошек, мусора в воздухе недопустимо. Ведь в невесомости все это не падает на пол, а свободно плавает в атмосфере корабля и может попадать в дыхательные пути космонавтов. Для очистки воздуха от механических загрязнений существуют специальные фильтры.
Итак, регенерация атмосферы в корабле сводится к тому, что часть воздуха из обитаемых отсеков постоянно забирается вентилятором и проходит через ряд устройств системы кондиционирования. Там воздух очищается, доводится до нормы по химическому составу, влажности и температуре и снова возвращается в кабину космонавтов. Такая циркуляция воздуха идет постоянно, а скорость ее и эффективность работы неослабно контролируются соответствующей автоматикой.
Например, если чрезмерно возросло содержание кислорода в атмосфере корабля, то система, контроля немедленно заметит это. Она подает соответствующие команды исполнительным органам; режим работы установки изменяется так, чтобы уменьшить выделение кислорода.
Стало известно, из чего состоит воздух, которым дышат космонавты
Атмосфера, окружающая человека на Земле, в сухом состоянии содержит по весу 78,09 процента азота, 20,95 процента кислорода, 0,93 процента аргона, 0,03 процента углекислого газа. Количество других газов в ней практически незначительно. Такой газовой смесью привыкли дышать человек и почти все живое на Земле. Но возможности человеческого организма более широки. Из общего атмосферного давления на уровне моря на долю кислороде приходится примерно 160 миллиметров. Человек может дышать при понижении давления кислорода до 98 миллиметров ртутного столба, и лишь ниже наступает «кислородное голодание». Но возможен и другой вариант: когда содержание кислорода в воздухе больше нормы. Верхняя граница возможного для человека парциального давления кислорода проходит на уровне 425 миллиметров ртутного столба. При большей концентрации кислорода наступает кислородное отравление. Итак, возможности организма человека допускают колебания содержания кислорода примерно в 4 раза. В еще более широких пределах наш организм может переносить колебания атмосферного давления: от 160 миллиметров ртутного столба до нескольких атмосфер. Азот и аргон — инертная часть воздуха. В окислительных процессах принимает участие только кислород. Поэтому возникла мысль: а нельзя ли в космическом корабле заменить азот на более легкий газ, скажем, гелий. Кубический метр азота весит 1,25 килограмма, а гелия — всего 0,18 килограмма, то есть в семь раз меньше. Для космических кораблей, где на учете каждый лишний килограмм веса, это отнюдь не безразлично. Эксперименты показали, что в кислородногелиевой атмосфере человек может нормально дышать. Это было проверено американскими акванавтами при длительных подводных погружениях. В техническом отношении привлекает внимание также одногазовая атмосфера, состоящая из чистого кислорода. В американских космических кораблях для дыхания космонавтов применяется чистый кислород при давлении около 270 миллиметров ртутного столба. При этом проще (а значит, и легче) получается аппаратура для контроля давления и поддержания состава атмосферы. Однако чистый кислород имеет свои недостатки: возникает угроза пожара на космическом корабле; длительное вдыхание чистого кислорода вызывает неприятные осложнения в дыхательных путях. При создании искусственной среды в отечественных космических кораблях за основу взята нормальная земная атмосфера. Специалисты, прежде всего — медики, настояли на том, чтобы на борту космических кораблей был создан уголок родной планеты с условиями, как можно более близкими к тем, которые окружают человека на Земле. Все технические выгоды, получаемые при применении одногазовой атмосферы, кислородно-гелиевой и других, были принесены в жертву ради полного комфорта для космонавтов. Все параметры очень близки к нормам той атмосферы, которой мы дышим на Земле. Они показывают, что автоматика «держит» параметры воздуха в кабине очень «жестко», стабильно. Космонавты как бы дышат чистым воздухом Земли. После посадки космонавтов в корабль, после герметизации его отсеков состав атмосферы в корабле начинает изменяться. Два космонавта потребляют в час около 50 литров кислорода и выделяют 80—100 граммов водяных паров, углекислый газ, летучие продукты обмена веществ и др. Тогда вступает в действие система кондиционирования, которая доводит атмосферу «до кондиции», то есть поддерживает все ее параметры на оптимальном уровне. Важней всего погода. на МКС!Где взять кислород в безвоздушном пространстве? Как живется человеку в космосе? Приоткроем завесу тайны. Где взять кислород в безвоздушном пространстве? как живется человеку в космосе? приоткроем завесу тайны: космическое пространство расположено на высоте многих тысяч километров над землей. Космос — весьма неприютное место, царство вечного холода и тьмы. Нет здесь атмосферы. Но, все же людям удается совершать регулярные визиты к околоземной орбите и даже исследовать спутник земли — луну. В преддверии запланированной миссии пилотированного полета и колонизации марса вопрос технологий, обеспечивающих кислород в космосе, особенно актуален. Итак, какой же ценой даются эти путешествия? Откуда космонавты получают свежий воздух для дыхания? Как устроена система вентиляции на космической станции? Нам согласился дать интервью директор Мемориального музея космонавтики Александр Иванович Лазуткин, который провел в космосе 184 дня, работая бортинженером на борту корабля «союз ТМ-25» и орбитального комплекса «Мир». Александр Иванович, расскажите, что чувствует человек, находясь в космическом пространстве? Условия там сильно отличаются от земных? А. И.: Единственная особенность, которую я почувствовал в первый момент, — «космический» воздух имеет немного металлический привкус. А в целом условия на станции не сильно отличаются от земных. Температура вполне комфортная — от 23 до 28 °с, нормальная влажность 70 %, поддерживается постоянное давление на уровне 760 мм. Таким образом, космонавты практически не испытывают каких-либо неудобств, находясь на станции. Каким образом удается этого добиться? А. И.: Благодаря продуманным СЖО (системам жизнеобеспечения). Это системы, которые производят кислород, удаляют углекислый газ из космического корабля, отвечают за терморегуляцию, очистку воздуха. Кроме того, поскольку в космосе нет гравитации, а значит, воздушные потоки не перемешиваются самостоятельно, как на земле, на станции постоянно работают мощные вентиляторы, которые поддерживают благоприятную атмосферу, принудительно смешивая слои теплого и холодного воздуха. Cкажите, пожалуйста, откуда же берется тот кислород, которым дышат космонавты на космической станции? А. И.: Человеку в норме требуется около 600 литров кислорода в сутки. Но, естественно, просто так в баллонах мы взять весь необходимый объем не можем — каждый квадратный сантиметр площади на космическом корабле на вес золота. Каждый дополнительный грамм груза — дополнительные расходы. Поэтому только небольшая часть кислородного запаса хранится на МКС в концентрированном виде в баллонах, остальное добывается с помощью химической реакции. Второй способ — выработка кислорода при сжигании твердого топлива. Твердотопливный генератор кислорода находится на станции в виде шашек. Сжигая одну такую шашку, вы получаете от 420 до 600 литров кислорода. Третий способ — получение пригодного для дыхания воздуха путем расщепления воды на кислород и водород. Водород удаляется за борт космического корабля, кислород используем по назначению. На космической станции используются все три способа добычи кислорода одновременно для подстраховки. Если выходит из строя одна система, другие ее успешно дублируют. При дыхании образуется большое количество углекислого газа, как удалить его за борт корабля? А. И.: Проще всего было бы просто сбрасывать отработанный весь воздух за борт и заполнять корабль снова кислородом из баллона. Но на практике это неосуществимо. Человек может использовать лишь 1 % кислорода, находящегося в помещении, а значит, кислорода потребуется уже не 600, а 6000 литров на человека в сутки. Такой груз на борт мы взять по понятным причинам не можем. Поэтому мы используем системы, которые удаляют углекислый газ без сброса всего воздуха за борт. Сегодня основным средством для очистки атмосферы от углекислого газа является система «Воздух». Принцип работы этой системы состоит в адсорбции (поглощении) углекислого газа с последующей вакуумной регенерацией поглотительных патронов. По сути, это длинный цилиндр и вентилятор, который загоняет воздух. В цилиндре есть химическое вещество в виде патронов, которое поглощает углекислый газ и выделяет кислород. Система состоит из нескольких патронов, которые после обработки воздуха можно выбрасывать. Так, по крайней мере, было раньше. Сейчас же люди придумали более современную систему, которая регенерируется, очищается и потом запускается вновь. Большой проблемой становится в космосе размножение болезнетворных бактерий. как можно решить ее? А. И.: Нормальный состав атмосферы поддерживают устройством обеззараживания воздуха «Поток», которое автоматически включается каждые сутки на 6 часов и обеззараживает атмосферу МКС. В результате обработки воздуха происходит уничтожение микроорганизмов и вирусов, обеспечивается высокая степень фильтрации обеззараженного воздуха. За прошедшее столетие, благодаря труду ученых и космонавтов, человечество смогло приоткрыть завесу тайны и узнать многое о мире, в котором мы живем. Но космос таит в себе еще множество загадок, которые только предстоит разрешить. Возможно, в недалеком будущем усовершенствованные технологии позволят совершать путешествия на более дальние расстояния, исследовать другие планеты и найти ответы на вопросы, которые волнуют человечество с незапамятных времен. Откуда берутся вода и кислород на МКС?Гимн 13 отдела.(Автор — Варламов Валентин Филиппович — псевдоним В.Вологдин) Вода–основа жизни. На нашей планете уж точно. На какой-нибудь «Гамма-Центавра», возможно, всё по-другому. С наступлением эпохи освоения космоса значение воды для человека лишь возросло. От Н2О в космосе зависит очень многое: начиная от работы самой космической станции и заканчивая выработкой кислорода. Первые космические аппараты не имели замкнутой системы «водоснабжения». Вся вода и прочие «расходники» брались на борт изначально, еще с Земли. «Предыдущие космические миссии – Меркурий, Джемини, Аполлон брали с собой все необходимые запасы воды и кислорода и сбрасывали жидкие и газообразные отходы в космос», — поясняет Роберт Багдижян (Robert Bagdigian) из Центра Маршалла. Если сформулировать кратко: системы жизнеобеспечения космонавтов и астронавтов были «разомкнутыми» – они полагались на поддержку с родной планеты. Про йод и КА «Апполон», роль туалетов и варианты (UdSSR or USA) утилизации отходов жизнедеятельности на ранних КА я расскажу в другой раз. /«Звёзды — холодные игрушки», С. Лукьяненко/ Вернусь к воде и О2. Сегодня на МКС частично замкнутая система регенерации воды, и я попробую рассказать о подробности (на сколько сам в этом разобрался). Нам есть, чем гордиться. Робин Карраскилло (Robyn Carrasquillo), технический руководитель проекта ECLSS. Как всё начиналось (у нас).1.СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В ГЕРМЕТИЧНЫХ КАБИНАХ СТРАТОСТАТОВ, РАКЕТ И ПЕРВЫХ ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ Первому посещению человеком пространства за линией Кармана в космическом корабле предшествовали запуски стратостатов, ракет и искусственных спутников Земли, в которых имелись системы жизнеобеспечения для людей и животных (большей частью для собак). В стратостатах «СССР-1» (1933 г.) и «Осоавиахим-1» (1934 г.) системы жизнеобеспечения включали запасы криогенного и газообразного кислорода; последний находился в баллонах под давлением 150 атм. Диоксид углерода удалялся с помощью ХПИ — химического поглотителя известкового в соответствии с реакцией: В ракетах, с помощью которых производилось зондирование ближнего космоса, находилась герметичная кабина с животными, имеющая в своем составе три баллона для смеси воздуха и кислорода. Диоксид углерода, выделяемый животными, удалялся с помощью ХПИ. Капсула «звездных собак» Белки и Стрелки, в которой они вернулись на Землю: На борту первых искусственных спутников Земли в состав систем жизнеобеспечения для собак входили некоторые элементы будущих СЖО для космонавтов: устройство для приема пищи, ассенизационное устройство; очистка атмосферы и обеспечение кислородом осуществлялось с помощью надперекисных соединений, которые при поглощении диоксида углерода и паров воды выделяли кислород в соответствии с реакциями: 2. СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ ТИПА «БИОН» И «ФОТОН» Биологические спутники Земли-автоматические космические аппараты «БИОН» и «ФОТОН» предназначены для исследований влияния факторов космического полета (невесомость, радиация и др.) на организм животных. В разные годы научными руководителями программы «БИОН» были О.Г. Газенко и Е.А. Ильин. В настоящее время научным руководителем программы «БИОН» является О.И. Орлов, заместителями — Е.А. Ильин и Е.Н. Ярманова. Биологический спутник «БИОН» снабжен системами водообеспечения и кормления животных, системой термовлагорегулирования, системой «день-ночь», системой обеспечения газового состава и др. Система обеспечения газового состава автоматических космических аппаратов «БИОН» и «ФОТОН» предназначена для обеспечения животных кислородом, удаления диоксида углерода и газообразных микропримесей в спускаемом аппарате. Состав: 3. СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ЗАПАСОВ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ ТИПА «ВОСТОК», «ВОСХОД», «СОЮЗ», «МЕРКУРИЙ», «ДЖЕМИНИ», «АПОЛЛОН», «ШАТТЛ», ОРБИТАЛЬНОЙ СТАНЦИИ «СКАЙЛЭБ» Системы жизнеобеспечения советских космических кораблей типа «Восток», «Восход», «Союз», а также американских «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» и транспортного корабля многоразового использования «Шаттл» были основаны полностью на запасах расходуемых материалов/u]: кислорода, воды, пищи, средств удаления СО2 и вредных микропримесей. 4. РЕГЕНЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ЭКИПАЖЕЙ ОРБИТАЛЬНЫХ КОСМИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ «САЛЮТ», «МИР», «МКС» Функционирование систем жизнеобеспечения, базирующихся на основе запасов расходуемых веществ, взятых с Земли, имеют существенный недостаток: их масса и габариты возрастают прямо пропорционально длительности космической экспедиции и количеству членов экипажей. По достижении определенной продолжительности полета СЖО на основе запасов могут быть препятствием для реализации экспедиции. В таблице приведены массовые характеристики СЖО, основанных на запасах расходуемых веществ применительно к экспедиции длительностью 50, 100 и 500 суток для экипажа, состоящего из 6 человек: Основываясь на нормах потребления основных компонентов СЖО, полученных в результате многолетней практики длительных орбитальных полетов на станциях типа «САЛЮТ», «МИР» и «МКС» (кислород — 0,96 кг/чел.сут., питьевая вода — 2,5 кг/чел.сут., пища — 1,75 кг/чел.сут. и т.д.), легко подсчитать, что необходимая масса запасов для экипажа, состоящего из 6 — и человек в условиях 500-суточного полета без учета массы тары и систем хранения составило бы величину более 58 тонн (см.табл.). В случае использования систем жизнеобеспечения, основанных на запасах расходных материалов, понадобилось бы создание систем хранения продуктов жизнедеятельности космонавтов: фекалий, мочи, конденсата атмосферной влаги, использованных санитарно-гигиенических и кухонных вод и т.д. Что по факту трудно реализуемо или вообще неосуществимо (полёт к Марсу, например). В 1967-1968 годах в Институте медико-биологических проблем МЗ СССР был проведен уникальный годовой медико-технический эксперимент с участием трех испытателей: Г.А. Мановцева, А.Н. Божко и Б.Н. Улыбышева. В гермокамерном эксперименте, длившемся 365 суток, проходила медико-биологическая и техническая оценка нового комплекса регенерационных систем жизнеобеспечения. В состав СЖО наземного лабораторного комплекса входили: Экспериментальные регенерационные системы жизнеобеспечения на основе физико-химических процессов, испытанные в годовом медико-техническом эксперименте, явились прототипом штатных СЖО для экипажей орбитальных станций «Салют», «МИР» и «МКС». Впервые в мировой практике пилотируемых полётов на космической станции «Салют-4» функционировала регенерационная система «СРВ-К»-система получения питьевой воды из конденсата атмосферой влаги. Экипаж в составе А.А. Губарева и Г.М. Гречко использовал воду, регенерированную в системе «СРВ-К», для питья и приготовления пищи и напитков. Система работала в течение всего пилотируемого полёта станции. Аналогичные системы типа «СРВ-К» работали на станциях «Салют-6», «Салют-7», «МИР». [u]Отступление: Нашу станцию «Мир» затопили, когда ей исполнилось 15 лет. Сейчас двум российским модулям, которые входят в состав МКС, уже тоже по 17. Но МКС никто пока топить не собирается… Эффективность использования регенерационных систем подтверждена опытом многолетней эксплуатации, например, орбитальной станции «МИР», на борту которого успешно функционировали такие подсистемы СЖО, как: Аналогичные регенерационные системы (за исключением «СРВ-У») успешно функционируют в настоящее время на борту Международной космической станции (МКС). Куда расходуется вода на МКС (лучшего качества схемы всё равно нет, мои извинения): В состав системы обеспечения жизнедеятельности (СОЖ) МКС входит подсистема обеспечения газового состава (СОГС). Состав: средства контроля и регулирования атмосферного давления, средства выравнивания давления, аппаратуру разгерметизации и наддува ПхО, газоаналитическую аппаратуру, систему удаления вредных примесей БМП, систему удаления углекислого газа из атмосферы «Воздух», средства очистки атмосферы. Составной частью СОГС являются средства кислородообеспечения, включающие твердотопливные источники кислорода (ТИК) и систему получения кислорода из воды «Электрон-ВМ». При стартовом запуске на борту СМ имелось всего лишь 120 кг воздуха и два твердотопливных генератора кислорода ТГК. Для доставки 30 000 литров воды на борт орбитальной станции «МИР» и «МКС» потребовалось бы организовать дополнительно 12 запусков транспортного корабля «Прогресс», величина полезной нагрузки которого составляет 2,5 тонны. Если принять во внимание тот факт, что «Прогрессы» оборудованы баками для питьевой воды типа «Родник» емкостью 420 л, то количество дополнительных запусков транспортного корабля «Прогресс» должно было бы увеличиться в несколько раз. Расчёт для «Марсианина»: Санузел на космической станции выглядит так: В служебном модуле МКС введены и функционируют системы очистки «Воздух» и БМП, усовершенствованные системы регенерации воды из конденсата СРВ-К2М и генерации кислорода «Электрон-ВМ», а также система приема и консервации урины СПК-УМ. Производительность усовершенствованных систем увеличена более чем в 2 раза (обеспечивает жизнедеятельность экипажа до 6 человек), а энерго- и массозатраты снижены. За пятилетний период (данные на 2006 г.) их эксплуатации регенерировано 6,8 тонны воды 2,8 тонны кислорода, что позволило уменьшить массу доставляемых на станцию грузов более, чем на 11 тонн. Задержка с включением в состав комплекса СЖО системы регенерации воды из урины СРВ-УМ не позволила осуществить регенерацию 7 тонн воды и уменьшить массу доставки. «Второй фронт» — американцыТехническая вода из американского аппарата ECLSS поставляется в российскую систему и американскую OGS (Oxygen Generation System), где затем «перерабатывается» в кислород. Процесс восстановления воды из мочи – сложная техническая задача: «Моча гораздо «грязнее» водяных испарений, — объясняет Карраскилло, — Она способна разъедать металлические детали и засорять трубы». Система ECLSS (видео) использует для очищения мочи процесс, называемый парокомпрессионная дистилляция: моча кипятится до тех пор, пока вода из неё не превратится в пар. Пар – естественно очищенная вода в парообразном состоянии (за исключением следов аммиака и других газов) – поднимается в дистилляционную камеру, оставляя концентрированную коричневую жижу нечистот и солей, которую Карраскилло милосердно называет «рассолом» (который затем выбрасывается в открытый космос). Затем пар охлаждается, и вода конденсируется. Полученный дистиллят смешивается со сконденсированной из воздуха влагой и фильтруется до состояния, пригодного для питья. Система ECLSS способна восстановить 100% влаги из воздуха и 85% воды из мочи, что соответствует суммарной эффективности около 93%. Описанное выше, однако, относится к работе системы в земных условиях. В космосе появляется дополнительная сложность – пар не поднимается вверх: он не способен подняться в дистилляционную камеру. Поэтому в модели ECLSS для МКС «…мы вращаем дистилляционную систему для создания искусственной гравитации, чтобы разделить пары и рассол», — поясняет Карраскилло. Известны попытки получить синтетические углеводы из продуктов жизнедеятельности космонавтов для условий космических экспедиций по схеме: Однако полученные углеводы-моносахариды представляли собой смесь рацематов — тетроз, пентоз, гексоз, гептоз, не обладающих оптической активностью. Прим. Я даже пужаюсь подумать о возможности покопаться в «вики-знаниях», чтобы вникнуть в смысл этих терминов. Современные СЖО после их соответствующей модернизации могут быть положены в основу создания СЖО, необходимых для освоения дальнего космоса. Комплекс СЖО позволит обеспечить практически полное воспроизводство воды и кислорода на станции и может являться основой комплексов СЖО для намечаемых полетов к Марсу и организации базы на Луне. Большое внимание уделяется созданию систем, обеспечивающих наиболее полный круговорот веществ. С этой целью, вероятнее всего, будут использовать процесс гидрирования диоксида углерода по реакции Сабатье или Боша-Будуара, которые позволят реализовать круговорот по кислороду и воде: Хочется отметить, что источниками загрязнения среды обитания на орбитальных станциях и при длительных межпланетных перелётах являются: Очевидно, что потребуется создание автоматической системы оперативного контроля и управления качеством среды обитания. Некая АСОКУКСО? … Окончание: может я не всё учел и где-то перепутал факты, цифры. Тогда дополняйте, поправляйте и критикуйте. На это «словоблудие» меня подтолкнула интересная публикация: «Овощи для астронавтов: как растят свежую зелень в лабораториях НАСА», которую приволокло для обсуждения моё младшее чадо. Мой отпрыск сегодня в школе начал сколачивание «исследовательской группы-банды» для выращивания пекинского салата в старой микроволновке. Вероятно, решили себя обеспечить зеленью при путешествии на Марс. Старую микроволновку придётся покупать на AVITO, т.к. мои пока все функционируют. Не ломать ведь специально?
|