Чем дышат разные животные
как дышат животные?
Третий способ – жаберный. Дыхание происходит с помощью жабр. Через жабры в организм обитателей воды поступает растворенный в воде воздух. Рыбы глотают воду, насыщенную кислородом. После жидкость проходит через щели в жабрах, и выходят через щели. Из этой воды, которая омывает жабры рыб, в кровь поступает воздух, а обратно удаляется в воду углекислый газ.
Четвертый способ – лёгочный. Думаю, как осуществляется дыхание в такой способ, я объяснять не буду, ведь это и так понятно. Так дышат земноводные, животные, а также птицы, ну и понятно что человек.
Последний вид – кожный. Таким способом дышат животные, такие как саламандры, лягушки и остальные земноводные. В коже, которая, кстати, очень тонкая, много желез, выделяющие слизь, благодаря которой создается жидкостная пленка. Эта пленка растворяет в себе кислород с атмосферы, осуществляя таки образом дыхание через кожу.
***
Каждое животное дышит по разному. Частота дыхания зависит от веса и возраста.
Количество дыханий в минуту у животных.
Жеребята дышат с частотой 14-15 дыхательных движений в минуту.
Взрослые лошади в покое дышат с частотой 9-10 дыхательных движений в минуту.
Телята в возрасте до 14 дней совершают 50-56 дыхательных движений.
Телята в возрасте до 5 недель 37 движений.
Телки дышат с частотой 27-30 дыхательных движений.
Взрослый крупнорогатый скот 12-18 дыхательных движений.
Ягнята дышат с частотой 15-18 дыхательных движений.
Взрослые овцы 9-15 дыхательных движений.
Козлята совершают 12-20 дыхательных движений.
Взрослые козы 9-15 дыхательных движений.
Свиньи 8-18 дыхательных движений.
Молодые собаки 20-22 дыхательных движений.
Взрослые собаки 14-18 дыхательных движений.
Молодые кошки 22-24 дыхательных движений.
Взрослые кошки 17-23 дыхательных движений в минуту.
Лисицы 12-60 дыхательных движений.
Норки 35-160 дыхательных движений.
Нутрии 32-120 дыхательных движений.
Кролики 50-60 дыхательных движений.
Морские свинки 100-150 дыхательных движений.
Куры 15-30 дыхательных движений.
Гуси 12-20 дыхательных движений.
Индейки 12-18 дыхательных движений.
Утки 16-28 дыхательных движений.
Голуби 20-40 дыхательных движений.
Каждое животное дышит по разному. Частота дыхания зависит от веса и возраста.
Дыхание животных
Разделы: Биология
Цель урока: показать разнообразие органов дыхания у животных. Выяснить значимость дыхания.
Таблицы: “Тип простейшие”, “Тип кишечнополостные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс паукообразные. Класс ракообразные (внутреннее строение рака)”, “Тип Хордовые. Внутреннее строение рыбы. Внутреннее строение лягушки. Внутреннее строение птицы. Внутреннее строение собаки”. Рисунки учебника (стр. 68-71).
Дидактический материал: Дидактический материал “Биологические лабиринты”, ключ правильных ответов.
Основные понятия и термины. Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, лёгкие, лёгочные мешки. Клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела, кожное дыхание, лёгочное дыхание.
Тип урока: комбинированный.
I. Организационный момент (5 минут)
— Здравствуйте, дорогие ребята. Вначале урока мы, как всегда, записываем домашнее задание. (Запись с доски в дневник). Стр. 68–71. Стр. 73 (проверь свои знания). Вопросы 1-6.
Мы продолжаем изучать тему “Дыхание”. На прошлом уроке мы выясняли значение этого процесса для растений. Сегодня мы будем говорить о животных.
— Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и растения, то есть поглощают кислород, а выделяют углекислый газ?
Учащиеся предполагают свои варианты ответа.
— Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.
Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”.
II. Изучение нового материала
1. Учащиеся делятся на группы для работы с информационными листами. (Деление можно проводить по партам, по выбору листков с определённым цветом и т.д.)
Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и таблицу “Тип Простейшие”, Тип “Кишечнополостные”.
Информационный лист 1. (Стр. учебника 68)
Тип дыхания: клеточное.
Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.
Механизм дыхания: Одноклеточные организмы и некоторые многоклеточные (тип Кишечнополостные, тип Кольчатые черви…) поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.
Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и таблицей “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”.
Информационный лист 2. (Стр. учебника 68)
Тип дыхания: трахейное.
Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи).
Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.
Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и таблицей “Тип Хордовые. Класс Рыбы. Внутреннее строение рыбы”, “Тип Членистоногие. Внутреннее строение рака”
Информационный лист 3. (Стр. учебника 70)
Тип дыхания: жаберное.
Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски).
Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.
Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и таблицу “Тип Хордовые. Класс Земноводные”
Информационный лист 4.
Тип дыхания: кожное.
Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …).
Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.
Пятая микрогруппа получает информационный лист 4 и таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Класс птицы. Класс Млекопитающие.
Информационный лист 5. (Стр. учебника 71)
Тип дыхания: лёгочное.
Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, человек)
Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.
2. Защита групповой работы
Информацию докладывает спикер группы по плану, используя наглядное пособие. Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.
Дыхание у животных
Тип дыхания | Органы дахания | Организмы, для которых это характерно |
1. Клеточное | Вся поверхность тела | Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви |
2. Трахейное | Дыхальца, трахеи | Насекомые |
3. Жаберное | Жабры | Рыбы, ракообразные, моллюски |
4. Кожное | Кожа | Земноводные |
5. Лёгочное | Лёгкие | Наземные позвоночные животные |
III. Физкультурная минутка
Упражнения на расслабление мышц конечностей, гимнастика для глаз.
IV. Закрепление изученного материала
1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (Не более 1 мин.)
2. Выполнение задания: Пройди лабиринт. (Учащиеся знакомы с такой формой работы. Для каждого ребёнка лежит на столе свой вариант лабиринта и инструктивная карточка к нему. (Приложение 1, Приложение 2)
Верные ответы по лабиринту:
Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.
— Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?
— Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.
— А кто скажет, что же такое дыхание?
— Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.
Учащиеся говорят, что им понравилось в уроке, что было самым интересным. При выходе из кабинета они прикрепляют на лист ватмана с нарисованным деревом листочки, выражающие их настроение.
Красный лист – настроение отличное, всё понравилось.
Зелёный лист – настроение так себе, неплохое.
Жёлтый лист – настроение плохое, урок не понравился.
Данная информация для размышления учителя над проведённым уроком.
Дыхание животных
Режим обучения доступен только авторизованным пользователям
Возможности режима обучения:
Озвучка доступна в режиме обучения
Дыхание = энергия
Чтобы ускорить получение энергии, в ходе эволюции у животных развились две системы органов: 1. Дыхательная система. Органы дыхания (лёгкие) позволяют получить максимальное количество кислорода. За один вдох в лёгкие гепарда поступают сотни триллионов молекул кислорода. 2. Кровеносная система. Сердце как насос качает кровь по сосудам. Сосуды, оплетающие все тело гепарда, за секунды доставляют кислород ко всем клеткам. Без кровеносной системы кислород от легких гепарда к его мышцам шел бы в течение месяцев! За это время мышечные клетки давно бы погибли.
Так почему же у гепарда во время бега появилась отдышка и участилось сердцебиение?
У простых животных, таких как кишечнополостные и плоские черви, органы дыхания отсутствуют. Дыхание происходит через кожу путём диффузии.
Из-за беспорядочного движения молекул, кислород постепенно проникает из области, где его много туда, где его мало. Но такое движение происходит очень медленно. Так, молекулы кислорода проникают на расстояние в 1 мм за 100 секунд, а диффузия в 1 см займёт уже 3 часа. Поэтому большинство примитивных животных – мелкие, плоские и даже прозрачные создания. Через их тонкие тела кислород быстро проникает в организм и достигает каждой клетки.
Дыхательная система
Дыхание примитивных животных
У насекомых развилась особая система разветвлённых дыхательных каналов – трахей. Снаружи тела трахеи открываются дыхальцами, которые расположены вдоль всего тела насекомого. Воздух проникает через дыхальца, попадает в трахеи и доходит до тонких трахеол. Густая сеть трахеол дотягивается до каждой клетки. Другими словами, лёгкие оплетают все тело насекомого.
Увеличенные части трахей образуют воздушные мешочки возле органов, которым требуется большое количество кислорода.
Жабры необходимы для дыхания в воде. Они состоят из множества разветвляющихся отростков, увеличивающих контакт с поглощаемым из воды кислородом. Жабрами дышат рыбы, большинство моллюсков и некоторые амфибии.
Без защитных покрытий наружные жабры легко повредить. Если такое животное достать из воды, то его жабры быстро высохнут и разрушатся.
Жабры рыб защищены жаберными крышками, которые также помогают регулировать ток воды. Вода, насыщенная кислородом, проходит в жабры через рот рыбы. Затем вода достигает жаберных дуг, которые состоят из жаберных лепестков. Жаберные лепестки покрыты сетью крошечных кровеносных капилляров. Воздух просачивается через жаберные лепестки и попадает в кровь. Противоположный ток крови и воды позволяет максимально эффективно извлекать кислород. Это особенно важно, учитывая что количество кислорода в воде в 30 раз меньше, чем в воздухе.
Когда позвоночные животные впервые вышли на сушу сотни миллионов лет назад, жабры стали бесполезными. Нежные перистые структуры жабр легко повреждаются и быстро высыхают на воздухе. Миллионы лет назад у некоторых рыб впервые появились выросты кишечного тракта, которые дополняли жаберное дыхание. В дальнейшем эти выросты превратились в мешочки-лёгкие, спрятанные в теле и защищенные от усыхания и повреждений. Постепенное увеличение объема легких у наземных позвоночных позволяло вести всё более активный образ жизни.
Наземные позвоночные дышат лёгкими
Дыхание земноводных отличается от дыхания других наземных позвоночных. Земноводные втягивают воздух через ноздри, заполняя ротоглоточную полость. Далее дно рта поднимается, и воздух выталкивается в лёгкие. Такое дыхание похоже на процедуру реанимации человека «рот в рот». Рептилии и млекопитающие при дыхании используют «подсасывающую» силу, создаваемую мышцами. В данном случае вентиляция лёгких похожа на всасывание воды через соломинку. Кроме того, амфибии сохранили примитивные черты дыхания. Некоторые лягушки через кожу получают до 50% всего кислорода, личинки лягушек дышат при помощи жабр, а аксолотли вернулись к жаберному дыханию.
Легкие млекопитающих состоят из многочисленных микроскопических мешочков – альвеол. Эти мешочки увеличивают площадь соприкосновения лёгких с кислородом. Благодаря этому за один вдох поглощается больше кислорода. Так, у активных хищников количество альвеол достигает 300 миллионов, а у малоподвижных ленивцев – всего 6 миллионов. В дыхании всех млекопитающих участвует мышца диафрагма. Она располагается под легкими и осуществляет механизм вдоха – выдоха.
Млекопитающие, которые перешли к водному образу жизни, сохранили легкие и не могут дышать под водой. Чтобы сделать вдох этим животным приходится подниматься на поверхность. Однако кашалот может обходиться под водой без воздуха до 1,5 часов, погружаясь на глубину до 2 км. На глубине киты используют кислород, который хранится не только в лёгких, но и в крови и мышцах. У водных млекопитающих в мышцах могут запасаться большие объемы кислорода. К тому же, эти животные способны изменять направление транспорта кислорода. Если кислород кончается, то он будет в первую очередь транспортироваться к сердцу и мозгу. Кишечник и мышцы могут «подождать» до тех пор, пока животное вновь не всплывёт за глотком свежего воздуха.
Для полета необходимо колоссальное количество энергии. Поэтому эволюция «подарила» птицам самые эффективные лёгкие. Горные гуси летают над Гималаями на высоте более 7 километров над уровнем моря. Ни одно другое позвоночное не способно выжить на таких экстремальных высотах, где уровень кислорода чрезвычайно низок. Лёгкие птиц имеют особые выросты – лёгочные мешки. На вдохе воздух попадает сначала в задние воздушные мешки. Затем на выдохе воздух поступает в лёгкие, а затем в передние воздушные мешки. Лёгочные мешки не поглощают кислород, а лишь нагнетают его в лёгкие. Такая система двойного дыхания позволяет поглощать кислород даже на выдохе.
Как дышат животные, живущие под водой?
между животные, которым удается дышать под водой Есть млекопитающие, амфибии, насекомые и рыбы, которые живут в определенных условиях, которые позволяют им соответствовать процессу дыхания.
Эти виды разработали механизмы адаптации к окружающей среде на протяжении всего своего существования. Поэтому важно объяснить, как эти живые существа работают в среде, в которой они живут..
В зависимости от типа животного, мы проанализируем дыхание многих из этих видов, которым удается выжить в особых условиях..
Дыхание рыб и амфибий
Для Управления по делам детей и семей Министерства здравоохранения и социальных служб Соединенных Штатов Америки процесс дыхания рыб и земноводных определяется следующим образом:
«Рыба может жить в особой форме воды. Например, рыба, которая живет в соленой воде в океане, не сможет жить в пресной воде озера. Как и другие живые существа, рыбы дышат кислородом. Вместо того чтобы получать кислород из окружающего их воздуха, они поглощают кислород из воды вокруг них через жабры.
Они позволяют брать кислород из воды, которая поступает через рот, а кровеносные сосуды в жабрах переносят кислород в кровь. Амфибии выполняют процесс метаморфозы, от которой они также дышат через легкие.
Теперь есть различия между формами дыхания с помощью легких и жабр. Например, у китов и дельфинов легкие, как у людей, но они поднимаются на поверхность, чтобы дышать, потому что они дышат через ноздри, расположенные в верхней части головы..
В случае рыбы у них есть жабры, и дыхание происходит, когда рыба открывает и закрывает рот; Когда вы открываете рот, вода входит, а когда вы ее закрываете, она толкает воду к жабрам..
Что касается функции внутренних жабр рыбы, процесс происходит следующим образом: когда рыба дышит, регулярно откусывайте кусочек воды. Это перемещается к сторонам горла, проталкивая воду через отверстия жабры, таким образом, это проходит по внешним жабрам.
Таким образом, рыба может непрерывно дышать, периодически используя внешние и внутренние жабры..
Дыхание водных насекомых
Некоторые насекомые проходят первые стадии своего развития в воде. Есть виды, которые живут в воздухе.
Некоторыми примерами этого типа животных являются стрекозы, нимфы и другие виды, которые рождаются как водные личинки.
Как и всем животным, эти насекомые также должны преобразовывать кислород в углекислый газ, чтобы выжить. Процесс дыхания в этом случае происходит через отверстия, которые находятся по бокам их тел, называемые дыхальцами.
Дыхательные пузырьки представляют собой отверстия ряда трубок тела насекомого, которое транспортирует кислород к наиболее важным органам. У водных насекомых в этой системе произошла адаптация, позволяющая проводить часть их жизни под водой.
О погружении водных млекопитающих
Интересным моментом в отношении дыхания водных млекопитающих является то, как морские позвоночные приспосабливаются к существующему давлению на их тела, когда они погружены в воду, что очень сильно отличается от давления беспозвоночных в воде..
Хотя эти животные не дышат под водой, они способны задерживать дыхание в течение длительных периодов, что является предметом изучения для ученых и исследователей..
Очевидно, что легкие и другие органы, участвующие в дыхании, а также другие восприимчивые органы, подвергаются воздействию погружения на большие глубины, будучи «раздавленными» под таким давлением.
Однако способность адаптироваться к этим условиям предотвращает коллапс легкого и повреждение других органов, благодаря, в частности, грудной полости и, в частности. Среднее ухо этих морских видов обладает особой физиологией, которая защищает их и дает им возможность долго оставаться под водой..
Грудные стенки морских млекопитающих способны противостоять полному коллапсу легкого.
С другой стороны, специализированные структуры их легких позволяют альвеолам (маленьким мешочкам, которые являются частью дыхательной системы и где происходит газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью) сначала разрушаться, а затем заканчиваются конечными дыхательными путями..
Эти структуры могут также помочь в реинфляции легких после погружения с помощью химических веществ, называемых поверхностно-активные вещества.
Что касается среднего уха, у этих млекопитающих есть специальные кавернозные пазухи в этом органе, которые, как предполагается, остаются погруженными в кровь во время погружения, таким образом заполняя воздушное пространство
Видеоматериалы. Занятие №11 «Воздух в жизни животных»
Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты
Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения «Окружающего мир» в начальной школе.
Каждое животное обитает только в строго определенных условиях. Эти условия — среда обитания животного, обеспечивающая животным существование.
Тип учебного занятия : изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Дыхание. Окисление. Газовый состав атмосферы.
Содержание кислорода в воде. Дыхание водных животных.
Потребность в кислороде у рыб.
Вопросы для обсуждения
1.Чем отличается состав газов в атмосферном воздухе и воде?
2.Как дышат животные, обитающие в воде, и как — на суше?
3.Как выражается у водных животных потребность в кислороде? Как она отражается на образе жизни?
Воздух необходим всем животным. Органические вещества, поступившие в тело животного при питании, окисляются кислородом, принесенным гемоглобином крови. В результате окисления высвобождается энергия, которая требуется для роста, развития и жизнедеятельности клеток, тканей и органов.
Дыхание должно идти непрерывно, и остановка его даже на короткий срок приводит организм животного к гибели.
Атмосферный воздух — это смесь газов: азот — 78%, кислород — 21%, углекислый газ — 0,03%, инертные газы — 1%. Газовый состав атмосферы постоянен примерно в толще 100 км над поверхностью земли и вполне обеспечивает потребность животных в кислороде. Этому способствует постоянное перемешивание слоев воздуха. Однако с поднятием вверх и удалением от поверхности земли уменьшается давление газов — происходит разреживание воздуха. Это явление ограничивает проникновение животных в верхние слои атмосферы.
Опыты, проведенные в барокамере, показали, например, что домашние утки выдерживают подъем до 6000 м, серые вороны хорошо чувствуют себя до высоты 8000 м, взрослые грачи, голуби гибнут на высоте 8500 м. На наибольшую высоту «поднимались» галки, сороки, скворцы — до 9-10 тыс. м. Таким путем выяснили, что птицам трудны полеты в разреженной атмосфере и что птицы разных видов имеют разные возможности проникновения на большую высоту,
В почве содержание кислорода падает с глубиной и зависит от структуры почвы, от ее механического состава, влажности, обилия органических остатков. Норные животные, вычищая норы, освобождая их от завалов, регулярно продувают свои жилища, чтобы восстановить нормальное для дыхания состояние воздуха. А дождевые черви из почвы, пропитавшейся водой после дождя, устремляются на ее поверхность.
Как дышат животные? Организмы, которые дышат атмосферным воздухом, используют для дыхания легкие, кожу, трахеи и в редких случаях жабры.
Птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, амфибии дышат легкими.
При этом лягушка всасывает воздух через ноздри в ротовую полость, а затем как бы глотает его. проталкивая в легкие. Млекопитающие и рептилии втягивают воздух в легкие с помощью грудной клетки. Птицы используют для этого еще и воздушные мешки. У амфибий наряду с легкими в дыхании участвует кожа.
Насекомые и многие паукообразные дышат с помощью трахей (например, водяной паук — рис.1). Трахейные трубочки подводят кислород непосредственно к органам и тканям. Есть на суше такое ракообразное — пальмовый вор (рис.1). Он лазает в кронах кокосовых пальм и дышит с помощью жестких жабр. А вот у наземных мокриц жабры заключены в полости, образующей подобие легочных мешков (рис.1).
Водная среда по насыщенности газами отличается от атмосферы. Это связано с разной способностью газов растворяться в воде.
Лучше всего в воде растворяется углекислый газ. Кислород в ней растворяется значительно хуже. Среднее содержание кислорода в воде составляет около 34 мг/л, в то время как углекислого газа — 1019 мг/л. К тому же известно, что количество растворенного кислорода больше в холодной воде и уменьшается с ее нагреванием. Уменьшается количество кислорода и с глубиной водоема, так как в глубине кислород расходуется на процессы гниения. Большие изменения содержания кислорода в воде происходят по вине людей. Расплывшиеся пятна нефти, выбросы в воду химических веществ ухудшают жизнь водоемов. Серьезные перемены в жизнь водоемов вносит ледяной покров.
Как дышат животные, обитающие в воде? Рыбы извлекают кислород из воды прежде всего с помощью жабр, которые пронизаны кровеносными капиллярами. В жаберных лепестках поток крови направляется навстречу потоку проходящей мимо воды, и кровь обогащается кислородом постоянно. Быстроходные рыбы — тунцы, скумбрии, макрель, акулы — обеспечивают скорость тока воды через жабры стремительным движением тела. Даже отдыхая, акула выбирает такие места в океане, где наблюдается встречный поток воды, чем компенсирует собственное движение.
Рыбы, плавающие медленно (караси, карпы), шевелят жаберными крышками и создают их движением как бы водяной насос.
У голокожих рыб в дыхании принимает участие кожа — в ней обильно разветвлены кровеносные сосуды (рис.2).
Среди амфибий тоже есть такие, которые дышат только кожей. Это, к примеру, гигантская безлегочная саламандра и волосатая лягушка (рис.2).
Водные черепахи извлекают кислород из воды через систему капилляров в клоаке. У некоторых рыб есть легкие — при этом они дышат атмосферным воздухом, приблизившись к поверхности воды.
Среди рыб есть виды, очень требовательные к высокому содержанию кислорода в воде. Они, как правило, живут в быстрых и холодных речках — это хариус, голавль, пескарь. Дыхательная поверхность жаберных лепестков у этих рыб обычно не очень велика, так как она компенсируется потоком воды, стремительно несущимся навстречу рыбе. Очень высокую требовательность к количеству кислорода в воде предъявляет форель. Поэтому форель живет только в горных реках.
Есть рыбы, не нуждающиеся в высокой концентрации кислорода. Они предпочитают жить в прудах, заводях, медленно текущих реках и довольствуются малым количеством кислорода. Среди этих рыб — лещ, сазан, ерш. Они медленно плавают в спокойных водоемах, подолгу стоят на месте. Поверхность жаберных лепестков у этих рыб, в отличие от предыдущей группы, большая. Известно, что некоторые рыбы живут в горячих источниках. Потребность в кислороде у них также понижена.
Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.