Чем джорданы отличаются данки
Nike SB Dunk Low: история создания и хайпа
Nike Dunk — не новость в скейтбординге. Фактически, эти кроссовки распространены в спорте с 1980-х годов, когда скейтбордисты использовали исключительно оригинальные «данки» из-за их поддерживающей конструкции и плоской подошвы. Постепенно этот дизайн стал основным в скейтборд-сообществах по всему миру, и компания Nike стала развивать направление. В 2000 году вице-президент по специальным проектам Сэнди Бодекер основал подразделение Nike SB и одновременно усовершенствовал «данки», чтобы они лучше подходил для катания на скейте. Результатом стала модель Nike SB Dunk Low.
Спустя почти два десятилетия Nike SB Dunk Low известны не только как кроссовки для спортивного катания. Это альтернативные активы, предметы коллекционирования, искусство и мода. Их хайп имеет глобальный охват, и вне зависимости от того, сколько расцветок выпущено, они по-прежнему пользуются наибольшим спросом.
Мы решили разобраться в SB Dunk Low и составили подробное руководство со всей информацией, необходимой для принятия обоснованного решения при покупке конкретной модели. Как бы вы ни собирались их использовать, будь то скейтбординг или инвестирование, статья призвана помочь вам в этом. Итак, поехали!
Когда впервые были выпущены Nike SB Dunk Low?
Первоначально они вышли в 2002 году. Nike SB Dunk Low предложили тот дизайн, который лучше отвечал потребностям скейтеров. Оригинальные «данки» имели тонкие язычки, сделанные из нейлона, что позволяло им легко искривляться и причиняло неудобства. В обновленной модели был уже мягкий язычок, который крепился к внутренней подошве с помощью эластичных ремней, крепко удерживая стопу.
Чтобы смягчить воздействие жестких приземлений, дизайнеры добавили дополнительную амортизацию Zoom Air в пятке и губчатый пеноматериал Poron в переднюю часть стопы. Кроме этого, стелька была более абсорбирующей, чем в обычных Dunk за счет использования махровой ткани на подкладке носка, чтобы свести к минимуму влагу от пота.
Nike SB Dunk Low дебютировали с четырьмя фирменными расцветками, посвященными известным райдерам Nike SB: Джино Яннуччи, Ризу Форбсу, Дэнни Супу и Ричарду Малдеру. Каждая цветовая гамма была данью уважения каждому из скейтбордистов. После этого Nike SB сотрудничали с Supreme, ZooYork и Chocolate для серии эксклюзивных расцветок SB Dunk, которые до сих пор остаются одними из самых желанных среди сникерхедов.
Первая коллекционная расцветка — «Staple NYC Pigeon»
Сегодня многие знают SB Dunk Low как коллекционную обувь. Но только после выхода Nike SB Dunk Low «Staple NYC Pigeon» этот силуэт приобрел такую репутацию.
В марте 2005 года Nike SB объявили, что они выпускают серию чрезвычайно ограниченных моделей, эксклюзивных только для четырех городов мира — Лондона, Парижа, Японии и Нью-Йорка. Джефф Стейпл, основатель Staple Design и REED Space, был выбран, чтобы представлять Нью-Йорк и разработать дизайн, который воплотил дух Нью-Йорка. Вдохновленный одним из символов Нью-Йорка — голубем, Стейпл создал Nike SB Dunk Low «Staple NYC Pigeon».
Было произведено всего 150 пар, из которых 30 были выпущены в продажу в Staple’s REED Space в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Новость об эксклюзивности кроссовок распространилась очень быстро, и фанаты Nike SB инстинктивно вышли на улицы в надежде заполучить пару. Из-за беспорядков полиция Нью-Йорка перекрыла улицы, но эта история стала памятником в истории кроссовок, поскольку это был первый раз, когда релиз получил мировую известность.
Отталкиваясь от данной хайповой модели, Стейпл еще несколько раз объединился с Nike, чтобы выпустить множество новых версий расцветки. Сюда входят «Purple Pigeon» (2006), «Black Pigeon» (2017) и «Panda Pigeon» (2019), а также ряд других выпусков.
Почему так популярны SB Dunk Low?
Nike SB Dunk Low стали одними из самых популярных кроссовок на рынке по ряду причин. Во-первых, их нестандартные расцветки не имеют себе равных, привлекая поклонников широким спектром предпочтений. Во-вторых, большинство из выпущенных релизов продаются исключительно в скейтшопах, что затрудняет их покупку, если вы не живете рядом с таким и не имеете учетной записи Nike SB. Кроме того, кроссы часто участвуют в крупных совместных проектах, которые представляют силуэт новой аудитории — например, Nike SB Dunk Low Трэвиса Скотта.
Сколько стоят Nike SB Dunk Low?
Розничная цена Nike SB Dunk Low обычно составляет 100 долларов США. Да, это кажется доступной стоимостью по сравнению с другими силуэтами в каталоге Nike, но реальная рыночная цена намного выше. На StockX кроссовки Nike SB Dunk Low оцениваются в среднем в 460 долларов с колоссальной надбавкой в 315%, что делает данный силуэт лучшей инвестицией в кроссовки на рынке.
Это правда, что средние SB Dunk Low — разумное вложение денег. Особенно коллаборации, которые позволяют максимизировать ваши вложения. В среднем, совместные Nike SB Dunk Low перепродают более чем в два раза дороже, чем простые модели. Таким образом спрос на них очень большой. Яркий пример — атака 3 миллионов ботов на кроссовки Трэвиса Скотта.
Как инвестировать в SB Dunk Low?
На приведенной выше диаграмме показаны медианные 90-дневные надбавки за продажи четырех различных типов SB Dunk Low, разделенные по типу партнерства: бренды одежды, поп-культура (бренды и лица, не относящиеся к одежде), скейтшопы и профессиональные скейтеры. Коллаборации с брендами — безусловно, самые ценные на рынке, средняя надбавка которых составляет 926%, то есть более чем в 9 раз больше рекомендованной цены. В весеннем выпуске Nike SB Dunk Low Supreme Pack каждая модель продавалась по розничной цене в 8-10 раз больше.
Вторым по значимости было сотрудничество в области поп-культуры. Тот факт, что эта категория не заняла первое место, но немного удивила, учитывая успех прошлогодних «Chunky Dunky» и Grateful Dead x Nike SB. Этот тип коллабораций по-прежнему демонстрирует исключительно хорошие результаты со средней надбавкой в 740% (более чем в 7 раз больше розничной цены), но, тем не менее, он уступает брендами одежды.
По иронии судьбы, наименее ценным типом сотрудничества в конечном итоге стали модели с подписью профессиональных скейтбордистов. В эту категорию вошли несколько хорошо принятых релизов, например «What The P-Rod». Тем не менее, эта группа имеет среднюю надбавку в 300%, что тоже неплохо.
Все это говорит о силе общего силуэта: даже самый слабый сегмент совместных SB Dunk Low по-прежнему оценивается более чем в три раза по сравнению с розничной ценой.
Выводы
SB Dunk Low были создан для скейтбордистов, но теперь они имеют намного более широкий круг поклонников, которые признают дизайн кроссовок за его многочисленные возможности. Если вы ищете пару, чтобы кататься на скейте или просто носить в повседневной жизни, обычные расцветки SB Dunk Low, как правило, продаются по лучшей цене. Если вы хотите приумножить свои деньги на инвестициях в SB Dunk Low, то у вас будет лучшая возможность при сотрудничестве с брендами одежды. Коллабы со скейтшопами или известными личностями поп-культуры тоже принесут хорошую прибыль.
Мы надеемся, что эта информация была полезна для вас и поможет купить следующие Nike SB Dunk Low правильно. Удачных покупок!
«Запрещенка» на паркете, культовый логотип и ремешок с пасхалками. История Air Jordan, самых знаменитых кроссовок в мире
Большие бренды одежды во все времена любили делать коллаборации с яркими медийными личностями. Но никогда в истории это сотрудничество не доходило до такого масштаба, как партнерство Майкла Джордана и Nike. Вместе с VOKA сдуваем пыль с любимых кроссовок и вспоминаем уникальную историю бренда Air Jordan, покорившего весь мир.
Рискованная ставка
Забавно, но в 1984 году, когда компания Nike решила предложить Майклу Джордану контракт и сразу же выпустить модель кроссовок в честь баскетболиста, это не выглядело такой бесспорно выигрышной идеей, как кажется сейчас. Это в 2021 году «Его Воздушество» — недосягаемая икона, чей статус и величие невозможно превзойти даже глыбам вроде Леброна Джеймса. А в середине 80-х он только начинал выжигать паркет: быстро покорил публику, залетел на обложку Sports Illustrated, восхищал экспертов, но все еще был юнцом с неопределенными перспективами. Внезапная травма, разгульный образ жизни, влияние «плохих парней» из команды или окружения — блестящую карьеру восходящей звезды могло оборвать все что угодно.
Даже известные модели вроде Adidas Stan Smith или Chuck Taylor All-Stars от Converse разрабатывались не конкретно для этих спортсменов. В случае с «тремя полосками» обувь первоначально носила название Robert Haillet — в честь французского теннисиста Роберта Айе, который был рекламным лицом модели. После завершения его карьеры кроссовки сменили имя на уже привычное: Стэн Смит стал их новым амбассадором. Классика от Converse в принципе вышла на рынок под названием All-Stars, пока ее не заметил баскетболист Чак Тейлор и не принял участие в рекламной кампании кед.
Обувь имени Джордана
Air Jordan с самого начала разрабатывали индивидуально под ЭмДжея. Классическую модель кроссовок сделали красно-черной из-за цветов формы команды «Чикаго Буллз», которую представлял игрок. Хотя в рекламе обувь позиционировали не иначе как передовую с технологической точки зрения: подошва была не настолько амортизирующей, как актуальные модели, чтобы Джордан лучше чувствовал паркет. Кожаный верх тоже подбирали под стиль игры и физические характеристики атлетичного баскетболиста — материалы продлевали срок службы обуви.
С самого начала компания видела в бренде Air Jordan не только линейку кроссовок. При позитивной реакции на новую обувь боссы Nike планировали поставить на поток производство спорттоваров по всем направлениям, расширяя ассортимент одеждой и аксессуарами. Вышло блестяще: дизайнеры компании с полуслова понимали, что нужно конкретному поколению кроссовок, а Майкл Джордан сам установил себе нерукотворный памятник. Air Jordan стали желанными для людей по всему миру: как для фанатов спорта, так и для завсегдатаев модных бутиков.
Проштрафившиеся кроссовки
В этой известной байке есть рациональное зерно: по правилам НБА игроки действительно не имели права носить обувь, в которой не было бы белого или черного цвета в достаточных пропорциях, однако Майкл и бренд обошли проблему изящнее, причем без регулярных «донатов» организации. Баскетболист просто-напросто надевал фирменную обувь на разминке, щеголял в ней, а затем менял на игровой комплект. Впрочем, миф про штраф был только на руку Nike, которая активно использовала это в рекламной кампании, выпустив ролик со следующим текстом: «15 сентября Nike создала новые революционные кроссовки. 18 октября НБА вывела их из игры. К счастью, НБА не может запретить вам носить их».
Помимо этого, Питер Мур изобрел первый логотип линейки — баскетбольный мяч с крыльями. В лучших традициях гениев дизайна он сделал набросок на салфетке, чтобы не забыть идею, пришедшую в голову после случайно замеченного значка капитана самолета. А вскоре рисунок, доведенный до ума, украсил фирменную обувь Джордана.
Спустя несколько лет на посту дизайнера Air Jordan появился новый герой. Мур выдохся и потерял интерес к бренду. К счастью Nike, Тинкер Хэтфилд, который пришел в линейку к третьему поколению «джорданов», оказался не меньшим профессионалом и фанатом линейки. По большому счету именно он в итоге спас Air Jordan.
Новый логотип и большая дружба
Дело в том, что в 1987 году Джордан был крайне недоволен вторым поколением кроссовок и всерьез задумывался уйти из Nike к Adidas. Компании нужно было срочно спасать ситуацию и удивлять звезду эскизами третьего поколения. Вся ответственность легла на Хэтфилда, который, может, и успел выстрелить со своим дизайном Air Max 1, но не гарантировал решение проблемы щелчком пальцев.
Говорят, что на презентацию новой модели Джордан пришел с опозданием на четыре часа. Он просто играл в гольф — проекты Nike его уже мало интересовали. А затем в его руки попали эскизы пары кроссовок от Хэтфилда с экспериментальным логотипом Jumpman на язычке и полные деталей, доказывающих, как хорошо дизайнер изучил главную фигуру бренда. Кажется, у «Его Воздушества» после такого не было шанса отказать.
Тинкер вспоминал, что хотел изменить лого, чтобы поместить в центр визуальной составляющей Air Jordan самого баскетболиста. Силуэт, выполненный по образу Майкла, пришелся как нельзя кстати. Интересно, что до сих пор актуален такой миф: рисунок делали на основе эпизода из реального матча, хотя на самом деле это фото было постановочным. Джордан, как правило, не исполнял балетные прыжки на играх.
Пожалуй, главное достижение Хэтфилда заключается не только в создании третьего поколения кроссовок, но и в выстраивании идеальных отношений с главной звездой бренда. Майкл и Тинкер стали близкими друзьями и долгосрочными партнерами. Дизайнер мгновенно подметил, что игроку интересно самому погружаться в работу над новой обувью, и с удовольствием прорабатывал с ним новые идеи. Помимо этого, Хэтфилд был большим фанатом Джордана и знал его до мелочей. Создавая Air Jordan VI, мастер вдохновлялся спорткаром баскетболиста, а Air Jordan XIII своим дизайном воссоздавали скорость «Его Воздушества» — эти детали радовали и фанатов баскетбола, и главную звезду этого спорта.
История в кроссовках
Сейчас ключевые лица Air Jordan немного отдалились от бренда, хотя они скорее просто перестали яро стремиться попасть на первые полосы. Тинкер Хэтфилд проработал тринадцать поколений кроссовок и передал свое дело новым дизайнерам. В 2013 году модель Air Jordan XX8 впервые обошлась без ЭмДжея на презентации — ее представил миру Рассел Уэстбрук, действующая звезда НБА из обоймы Nike.
«Джорданы» продолжают оставаться передовой спортивной обувью, которую шьют, используя самые актуальные разработки. Эти кроссовки прочно вошли в повседневную жизнь, стали частью модных коллабораций и превратились в заветную цель для коллекционеров-сникерхедов. Но главное, что они стали своеобразной летописью жизни величайшего баскетболиста.
Например, когда Майкл решил завершить карьеру после смерти отца и ушел в 1993 году в бейсбол, Хэтфилд выпустил уникальные Air Jordan IX, вдохновленные именно бейсбольными бутсами. Нельзя сказать, что радикальные отличия этих кроссовок от предыдущих поколений мгновенно бросались в глаза, но, когда обувь может рассказать историю из конкретного момента жизни легендарного игрока, разве это не здорово?
Когда в 1995 году ЭмДжей решил вернуться в родной спорт, компания выпустила соответствующие Air Jordan XI со вставками из лаковой кожи, которые можно было бы надеть даже под смокинг. Хэтфилд хотел подчеркнуть грандиозность возвращения легенды и помочь другу сделать его по-настоящему триумфальным, работал с материалами и силуэтом, чтобы с помощью кроссовок улучшить его качества на паркете. Как итог — четвертый чемпионский перстень для «Его Воздушества».
А в 2005 году на рынке появилось юбилейное двадцатое поколение Air Jordan, ради которого Тинкер Хэтфилд вернулся к статусу дизайнера линейки. Это был особенный момент, который художник решил отметить — нанес лазером на фиксирующие ремешки 200 символов, погружающих каждого внимательного фаната в историю жизни Майкла Джордана.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро
История кроссовок Nike Dunk, Эпизод 3: Феномен SB Dunk
В третьем эпизоде документального фильма о культовой модели Nike Dunk рассказывается о том, как Данки стали феноменом в среде скейтбордистов и вышли за рамки просто удобных кроссовок для катания.
В Nike поняли, насколько важны Dunk для долгосрочных взаимоотношений со скейтерским сообществом. Но чтобы по-настоящему прийти в скейтбординг компании нужно было хорошо изучить эту субкультуру. В Nike хорошо понимали, что на тот момент они были как новые дети в квартале.
Первыми вышедшими Данками для скейтбординга были модели разных цветов из серии Colors By в сотрудничестве со скейтбордистами:
Это были не самые громкие имена в скейтбординге, но эти парни были настоящими скейтерами. Если посмотреть на первые четыре модели Dunk, которые сделали эти парни, то все они были довольно умопомрачительны.
На практике у тебя есть ботинок, который больше похож на баскетбольную обувь. У него толстый язык, воздушная вставка Zoom Air в стельке и расцветки, которые не подходят для большинства скейтеров.
Многие скейтеры, которые спонсировались другими брендами, взяли бы стельку из Dunk и поместили бы в свою обувь, чтобы кататься с ней. Вот где у Nike было реальное преимущество, потому что компания вошла в игру уже с большим количеством технологий. Nike по сути запустила новый бренд.
Вставка Zoom Air
Nike выпустила Dunk, построив отношения со скейтшопами. Если вы были скейтбордистом, то костяк вашего сообщества строился вокруг скейтшопа. В 2002 году в качестве модели распространения рассматривались только скейтерские магазины, и потребовалось время, чтобы это заработало.
Nike была избирательна в том, какие магазины будут продавать Dunk. Все сводилось к простому принципу поддержки местной тусовки. Если магазин действовал по-настоящему, то компания должна была вести с ним дела.
Реакция была неоднозначной. Многие пропитались уважением к тому, что делает Nike и скейтерам, которых привлекала компания к сотрудничеству. Но было и много магазинов, которые только повесили доски на стену, и уже хотят продавать Dunk – это были не настоящие скейтшопы, которые искала Nike.
Скейтбордисты у дверей скейтшопа
Nike отобрала всего 13 скейтшопов, с которыми готова была работать и предоставить им для продажи Dunk. Это дало этим магазинам возможность выделиться и конкурировать с более крупными магазинами. Модель Dunk была особенной и эти небольшие скейт-шопы были единственными местами, где их можно было купить.
На тот момент скейтбординг как отрасль начинала набирать все большую популярность, и казалось, что она стала слишком большой. Кроссовки Nike Dunk помогли скейтбордингу вернуться к своим корням.
«Когда я впервые увидел эти первые четыре Данка и группу парней, которых Nike выбрала для сотрудничества, я подумал, что они идут в правильном направлении».
Пол Родригез – профессиональный скейтбордист
Nike была не похоже на компанию, которая приходит в индустрию, чтобы просто получить выгоду. Они была из тех, кто добавляет что-то ценное.
Катание в Nike Dunk
«Я думаю, что они лечили нас как профессиональных спортсменов. И слушали скейтеров, что они говорят о продукте».
Элисса Стимер – профессиональный скейтбордист
«Nike была на самом деле заинтересована в работе со мной. Когда я пришел в Nike, я только мог мечтать о том чтобы стать известным в скейтбординге. И вот он я – маленький мексиканский ребенок из долины Сан-Фернандо с моей собственной именной обувью».
Пол Родригез – профессиональный скейтбордист
Nike Dunk были нишевой обувью и у нее был драйвер в виде скейтбординга, который оправдывал их использование для катания на скейте. Хотя кто-то и говорил, что на них нельзя кататься. И в этот момент в сообществе стали замечать, что это гораздо больше, чем просто обувь для скейтбординга.
Nike SB Dunk Low Pro
Dunk создали этот феномен. У скейтшопов стали появляться покупатели, которые не обязательно были скейтбордистами. В эти магазины в Нью-Йорке стали прилетать дети из других штатов. Видя, как они по 6 дней проводят на улице в палатках у магазинов, мы всерьез об этом задумались.
Люди были готовы к следующему шагу, и этим шагом стали коллаборации.
Где купить?
Купить различные модели Nike Dunk сейчас можно в основном на вторичном рынке в представленных ниже интернет-магазинах. Также в официальном интернет-магазине Nike периодически появляются релизы-переиздания разных расцветок прошлых лет и многочисленные коллаборации.
Air Jordan: 10 самых дорогих моделей
Air Jordan: 10 самых дорогих моделей
Первая пара из легендарной серии увидела свет в 1985 году: компания Nike разработала эти кроссовки специально для Майкла Джордана. Модель понравилась спортсмену, но совершенно не соответствовала нормам спортивной обуви NBA.
Агрессивная рекламная кампания принесла щедрый урожай, и Air Jordan пользовалась широкой популярностью все 35 лет. Спрос на кроссовки не падает до сих пор, а за некоторые из них покупатели готовы платить тысячи долларов.
Кроссовки с автографами спортивных легенд всегда стоят недёшево. Пара Retro Military Blue — в том числе. Автограф Джордана и сертификат Upper Deck подняли их стоимость в несколько десятков раз.
В создании Retro PSNY участвовали Майкл Джордан и бренд модной одежды Public School. Кроссовки так и не вышли в свет, но это только увеличило их ценность в глазах богатых коллекционеров.
Коллаборация бренда Nike и Диджея Халеда. Линейка вышла в ограниченном количестве, что положительно сказалось на росте цены каждой пары.
Модель яркая, стильная. В красном цвете, с дополнениями в виде принтов «elephant».
Редкая модель: в мире существует всего 10 пар такой обуви. В магазинах спортивного бренда кроссовки так и не появились, продажи осуществлялись через крупные торговые площадки интернета.
Air Jordan 4 x Eminem x Carhartt — это результат сотрудничества Nike, Эминема и бренда Carhartt. Имеет несложный, но стильный дизайн: обувь черного цвета со светлой подошвой и эффектными металлическими вставками в виде короны.
Пара выглядит как новая, но ей больше 30 лет: Fire Red выпустили в 1988 году. Сейчас она относится к ретро-коллекции Air Jordan и ожидаемо дорожает год от года.
Модель разработали для участников рок-группы Shinedown. Её выпуск приурочили к выходу альбома «Attention Attention» и для оформления выбрали черно-желтый дизайн — в соответствии с обложкой альбома.
Модель OVO всегда пользовалась спросом. Но коллаборация Nike с рэпером Дрейком сделала её ещё более популярной. Кроссовки перешли в категорию статусного предмета в гардеробах звезд.
Первая легендарная пара. Та самая, за которую Джордан получал штрафы от Национальной баскетбольной ассоциации. Пара всё ещё неплохо выглядит, хотя и имеет почтенный возраст.
В 2020 году кроссовки продали неизвестному ценителю спортивной моды и антиквариата.
Дороже первых Air Jordan могут быть только первые Air Jordan с автографом самого Майкла. На них он расписался в далеком 1985 году. Выглядят они не очень хорошо, но главная их ценность — в истории, а не во внешнем виде.
Пара обуви по цене яхты.
Solid Gold OVO сделали специально для рэпера Дрейка. Носить эти кроссовки вряд ли получится, потому что для их изготовления использовали настоящее золото и итоговая масса составила 45 килограммов.