Чем еще увлекался бородин
Александр Порфирьевич Бородин: “Всем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!”
Медик, химик, общественный деятель, композитор – ему бы родиться в эпоху Возрождения, где-нибудь во Флоренции или в Тоскане, когда жили такие же разносторонне одаренные личности.
Но Богу было угодно, чтобы он появился на свет в Петербурге, 12 ноября 1833 года. Его имя – Александр Бородин.
Алеша родился от внебрачной связи 62-летнего имеретинского князя Луки Степановича Гедианова и 25-летней красавицы Авдотьи Константиновны Антоновой, и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.
До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и его матери, выданной замуж за военного врача Клейнеке.
В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались, и маленького Алешу представляли как племянника Авдотьи Константиновны.
Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.
Он уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение — польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах — вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.
В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. Он получил право закончить гимназию и продолжить своё образование в высшем учебном заведении.
Летом 1850 года Бородин отлично сдал экзамены на аттестат зрелости в Первой Санкт-Петербургской гимназии, а в сентябре того же года семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в петербургскую Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Николая Николаевича Зинина.
С 1859 года Александр Бородин совершенствовал свои познания в области химии за границей — первоначально в Германии (Гейдельбергский университет). В сентябре 1860 году Бородин, наряду с Зининым и Менделеевым (если первый был его учителем, то второй — другом), участвовал в знаменитом международном конгрессе химиков в Карлсруэ.
Здесь даны были чёткие определения понятиям «атом» и «молекула» («частица», «корпускула»), что означало окончательное торжество атомно-молекулярной теории строения вещества, а также признаны т. н. «новые» атомные веса, установленные трудами гениального французского химика Жерара и его учеников.
Осенью 1860 года Бородин и Менделеев посетили Геную и Рим, преследуя цели чисто туристические, после чего Менделеев вернулся в Гейдельберг, а Бородин уехал в Париж, где провёл зиму. В Париже Бородин занимался серьёзной научной работой, посещал библиотеку, слушал лекции известных учёных.
Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал недовольство Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.
Весной 1861 года Бородин вернулся в Гейдельберг, где познакомился с Екатериной Сергеевной Протопоповой — молодой незамужней женщиной, страдавшей серьёзным хроническим бронхо-лёгочным заболеванием и приехавшей в Германию для лечения. Екатерина Сергеевна оказалась замечательной пианисткой и обладательницей абсолютного музыкального слуха. По её воспоминаниям, Бородин «тогда ещё почти вовсе не знал Шумана, а Шопена разве немного больше».
Встреча с новыми музыкальными впечатлениями пробудила интерес Бородина к композиции, который начал было несколько угасать, а Екатерина Сергеевна вскоре стала его невестой. В сентябре её здоровье значительно ухудшилось, и гейдельбергский профессор дал рекомендацию срочно переменить климат — ехать на юг, в Италию, в Пизу. Бородин сопровождал её.
После визита к профессору химии Пизанского университета Де-Лука, который встретил русского коллегу «в высшей степени любезно», Бородин получил возможность заниматься в университетской лаборатории, где «предпринял серьёзную работу с фтористыми соединениями».
По возвращении в Россию Бородину пришлось временно расстаться со своей женой, которая осталась у матери в Москве, сам же он поехал в Петербург, где представил отчёт о заграничной командировке и вскоре получил должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.
Новая должность отнюдь не улучшила материальное положение молодого учёного: жалованье составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей в год. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную ему казённую квартиру в новом здании Естественноисторического факультета, где далеки были от завершения отделочные работы.
В 1862 познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок, получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка». Под влиянием Балакирева, Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. Бородин был активным членом Беляевского кружка.
Материальная и бытовая неустроенность побудила Бородина отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться — преподавать в Лесной академии и заниматься переводами.
С 1864 года Бородин — ординарный профессор, с 1874 года — руководитель химической лаборатории, а с 1877 года — академик Медико-хирургической академии. С 1883 — почётный член Общества русских врачей. Бородин, вместе с химиком Зининым в 1868 году стали членами-учредителями Русского химического общества.
Автор более 40 работ по химии, именно Бородин открыл способ получения бромзамещённых углеводородов действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина — Хунсдикера. Первым в мире (в 1862 году) получил фтороорганическое соединение — фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.
Как у него на все хватало времени? Как он, имея за плечами лишь домашние занятия музыкой в детстве, да курсы ликбеза с Балакиревым решился писать не только камерные произведения, но симфонии, и даже оперы! Правда, процесс создания затягивался на долгие годы и даже десятилетия.
«Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьёзном занятии музыкою. Некогда одуматься, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо.
Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но всё-таки могу кое-чем заниматься.
На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни»,
— писал Бородин. И шутливо добавлял:
“Всем тем, чего мы не имеем, мы обязаны только себе!”
В результате над главной оперой жизни – Князем Игорем — работал аж 18 лет! Но даже их не хватило, чтобы завершить оперу.
На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 февраля 1887, во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.
Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53-х лет. На похороны Александра Порфирьевича пришло огромное количество людей – многие знали и уважали его не только как музыканта, ученого, но и как просто хорошего и доброго человека.
Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры.
Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке.
Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.
Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.
Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма.
Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.
Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Творчество Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы – Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и другие.
Александр Бородин составил честь русской науки, русской музыки, прославил еще при жизни и сделал бессмертной фамилию человека, который к его рождению отношения не имел.
Он, который по крови был русским лишь наполовину (а другую половину поделили грузинские и татарские гены), сумел рассказать про русский народ, как никто другой – ни до, ни после него. Он свято верил, что богатырская сила и богатырский дух предков живы, что русский народ велик и могуч, а значит — непобедим. И эту веру он передал нам — его потомкам.
Чем еще увлекался бородин
До 8 лет он числился как собственность своего отца, но, к счастью, перед смертью он успел дать ему вольную. Также он купил для матери своего сына, выданной замуж за врача Клейнеке, и для ребенка большой каменный дом в 4 этажа и обеспечил их безбедное существование. В 1840 году Гедианова не стало, но это не отразилось на благополучии его сына.
Рос Саша при матери, которую старик-князь обеспечивал не роскошью, но самым необходимым, и даже выдал ее замуж перед своей кончиной. Культурно люди жили в галантный век! Кстати, сама матушка не афишировала своего материнства и всю жизнь называла себя «тётушкой» Саши.
Образование
Неясное происхождение не позволяло Александру учиться в гимназии, поэтому он получал домашнее образование. Его мать уделяла этому много внимания, и к нему приходили превосходные учителя, он изучал два иностранных языка и в итоге получил отличное образование, которое позволило ему в 1850 году с успехом сдать экзамены на аттестат зрелости. Однако перед этим его матери и отчиму пришлось «легализовать» ребенка, они обратились к связям Клейнеке и смогли записать мальчика в гильдию купечества, благодаря этому, Бородин смог официально окончить гимназию и позже поступить вольнослушателем в Медико-хирургическую академию г. Санкт-Петербурга.
В 8 лет юный Саша начал проявлять сильный интерес к музыке, он на слух воспроизводил на домашнем пианино произведения, которые слышал возле дома, на военном плацу, где репетировал военный оркестр. Он с большим вниманием присматривался ко всем музыкальным инструментам, расспрашивал людей, играющих на них. Мама обратила на это внимание и, хотя сама не имела никаких музыкальных пристрастий и способностей, пригласила к нему музыканта из военного оркестра, и он обучал Сашу игре на флейте.
Тяга к науке
Уже в 12-летнем возрасте будущий композитор Бородин встретился со своим вторым делом жизни – с наукой. Началось все с фейерверков, как и многие дети, Саша восторгался этими вспыхивающими огнями, но ему захотелось сделать их своими руками. Он хотел проникнуть в состав вещей, сам делал краски для рисования, смешивал различные препараты. Дом юного естествоиспытателя был заполонен колбами и ретортами. Мама мальчика переживала за безопасность дома, но не могла запретить ему проводить опыты. На этаже, где была детская, все время что-то шипело, дымилось, иногда взрывалось. Все боялись, что баловник сожжет дом. А чтобы домашние отстали от него, Саша делал к праздникам фейерверки. К 13 годам ребенок обзавелся своей домашней лабораторией и мучил близких вонью реактивов. Волшебные превращения растворов, яркие химические реакции завораживали Сашу Бородина, и препятствовать его увлечению было невозможно. К окончанию школы страсть к науке перевесила любовь к музыке, и Бородин начал готовиться к поступлению в вуз.
Он с успехом выдержал экзамены, и будущий композитор Бородин стал студентом Медико-хирургической академии, которая стала вторым домом для него. Всю свою последующую жизнь он был так или иначе связан с ней. Встреча с профессором Зининым стала судьбоносной для Александра, в каком-то смысле он нашел в нем отца. Он вдохновил студента на занятия наукой и помог ему постичь все тайны химии. В 1856 году Бородин блестяще окончил академию и был распределен в военно-сухопутный госпиталь. Работая врачом, он пишет диссертацию и в 1858 году получает степень доктора медицины. Но все это время не оставляет занятий химией и музыкой
Заграничный опыт
Химия как дело жизни
Вся биография Бородина, композитора по призванию, тесно связана с наукой. Вернувшись из-за границы, он успешно сдает отчет о проведенных исследованиях и получает адъюнкт-профессора в своей альма-матер. Материальное положение Бородина было не блестящим, денег не хватало, оклад преподавателя едва покрывал его насущные потребности. Он продолжал преподавать в академии до конца жизни, а также подрабатывать переводами. Также он активно занимается научными исследованиями.
В 1864 году он получает звание ординарного профессора,
через 10 лет становится руководителем научной лаборатории по химии.
В 1868 году Бородин вместе со своим учителем Зининым становится учредителем Русского химического общества.
в 1883 году его избирают почетным членом Русского общества врачей.
За свою научную жизнь Бородин опубликовал около 40 исследовательских работ, совершил несколько открытий, в частности реакцию брома, названную его именем, заложил основания современной теории пластмасс.
Путь в музыке
Еще в годы студенчества Александр Бородин, русский композитор, создает целый ряд выдающихся произведений, также он музицирует в качестве виолончелиста. Он продолжает заниматься музыкой и во время заграничной стажировки. А вернувшись в Россию, вливается в круг интеллигенции, увлекающейся музыкой. В доме соратника Боткина он знакомится с Балакиревым, который вместе со Стасовым оказал влияние на формирование его эстетического мировоззрения. Он вводит Бородина в группу, возглавляемую Мусоргским, которая с приходом композитора приобрела завершенную форму и позднее стала именоваться «Могучей кучкой». Композитор Бородин стал последовательным продолжателем традиций русской национальной школы, М. Глинки.
Оперное творчество
За свою творческую жизнь, которая всегда шла параллельно другим видам занятий, Александр Порфирьевич написал 4 крупных оперных произведения.
Оперы композитора Бородина – это плод его многолетней работы.
«Богатырей» он написал в 1868 году.
Позже в коллективном содружестве с другими авторами появляется «Млада».
В течение 18 лет он работал над самым грандиозным своим творением – оперой «Князь Игорь» по «Слову о полку Игореве», которую так и не смог завершить, и после его смерти из набросков произведение было собрано его друзьями.
Опера «Царская невеста» также не была завершена, и по сути это всего лишь наброски.
Камерная музыка
Музыка композитора Бородина преимущественно представлена камерными произведениями, он пишет сонаты, концерты и квартеты. Он считается наряду с Чайковским основоположником русского квартета. Его музыку отличает сочетание лиричности и эпичности, он тяготеет к размаху, активно использует традиционные мотивы русской музыки, но также тонко вписывается в западноевропейскую музыку, его считают прародителем европейского импрессионизма.
Выдающиеся сочинения
Композитор Бородин знаменит несколькими своими творения. Его Первая симфония Es-dur, написанная в 1866 году потрясла современников своей мощью, оригинальностью и яркостью, она принесла композитору европейскую славу. Все три законченных симфонии Бородина являются жемчужинами русской музыки. Оперы композитора Бородина «Князь Игорь» и «Царская невеста» имеют мировую известность. В них он воплощает все лучшее, что есть в русской песне, создает широкие картины эпичной истории России.
Творчество композитора Бородина немногочисленно, но каждое произведение – настоящий шедевр. Его музыка часто исполняется современными оркестрами. А «Князь Игорь» есть в репертуаре всех российских оперных театров.
Общественная деятельность
Имя композитора Бородина тесно связано с педагогической деятельностью. Студенты очень любили страстно влюбленного в химию профессора. Он всегда был готов оказать помощь неимущим ученикам, отличался доброжелательностью и деликатностью. Он защищает студентов от политических преследований, например оказывает поддержку участникам покушения на императора Александра Второго.
Кроме педагогики Бородин занимается организацией бесплатной музыкальной школы, он помогает молодым талантам найти свой путь в музыке.
Немало сил Бородин тратит на обеспечение возможностей для женщин получать высшее образование, организует женские врачебные курсы, на которых преподает бесплатно.
Также он успевает руководить студенческим хором,
редактирует научно-популярный журнал «Знание».
Частная жизнь
Композитор Бородин прожил чрезвычайно насыщенную научную и творческую жизнь. А в семейной жизни был не до конца счастлив. Со своей женой он познакомился во время заграничной командировки. Они поженились только в 1863 году, жена страдала астмой и плохо переносила климат Санкт-Петербурга, ей часто приходилось уезжать в теплые края, что сильно подрывало семейный бюджет. Детей у пары не было, но они взяли несколько воспитанниц, которых Бородин считал дочерьми.
Трудная и интенсивная жизнь подрывала здоровье Бородина. Он разрывался между творчеством, наукой и службой, и сердце его не выдержало такой нагрузки. 27 февраля 1887 года он скоропостижно скончался. После его ухода друзья во главе с Римским-Корсаковым завершают «Князя Игоря» и тщательно собирают все творческое наследие великого русского композитора.
Александр Порфирьевич Бородин
Фото Все
Видео Все
Гении и злодеи. Александр Бородин. 2003
Воскресный музыкант. Документальный фильм (1972)
Урок по музыкальной литературе: А. П. Бородин. Жизнь и творчество
Александр Бородин — биография
Александр Бородин – русский ученый, внесший огромный вклад в изучение органической химии. Выдающийся композитор, автор оперных и симфонических произведений, многие из которых он так и не успел закончить при жизни.
В 1890 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера оперной постановки «Князь Игорь», сделавшей автора знаменитым на весь мир. При всем многообразии созданных им опер, симфоний, романсов и концертов, Александр Бородин профессиональным музыкантом не был – прежде всего он считал себя ученым-химиком.
Александр Порфирьевич тесно сотрудничал с Дмитрием Менделеевым, основал собственную исследовательскую лабораторию и однажды стал открывателем химической реакции, которая теперь носит его имя.
Детство и юность
12 ноября 1833 года у князя благородных грузинских кровей Луки Гедианова и дочери рядового военного Авдотьи Антоновой родился сын Александр. Мальчик появился вне брака: его отец переехал в Петербург после расставания с законной супругой и на одном из балов влюбился в девушку из простой семьи.
Сашу записали сыном Порфирия Бородина – слуги князя. Документально будущий ученый и композитор являлся крепостным своего родителя.
Портрет Александра Бородина в юности
Детство маленький Александр провел в доме отца. Родная мать Авдотья жила здесь же, но на людях сына попросили называть ее тетей. Женщина не хотела отправлять ребенка в пансионат и уговорила Луку организовать ему домашнее обучение. К мальчику приходили учителя немецкого и французского языков, а грамоте и счету мать научила Сашу сама.
С 1840 года Авдотья родила еще двух мальчиков – Дмитрия и Евгения. Первый из них не был сыном Луки – он был рожден от неизвестного мужчины. С обоими братьями Александр Бородин тепло общался всю жизнь.
Вскоре князь Гедианов серьезно занемог. С тем, чтобы в случае его смерти любимая женщина и сын ни в чем не нуждались, он выдал Авдотью замуж за военного медика. Брак был фиктивным – Лука пошел на это дабы упрочить ее положение в обществе. Через год князь подарил своей возлюбленной просторный дом рядом с Семеновской площадью, куда Авдотья с сыном вскоре и переехала. Окна особняка выходили на плац, где муштровали солдат, и Саша часто слышал торжественные звуки военных маршей. Будущий композитор запоминал эти мелодии и пробовал воспроизводить их на фортепиано. Юный Бородин часто спускался к военным и расспрашивал музыкантов про их инструменты.
Авдотья поняла, что сын всерьез увлечен музыкой. Она наняла сначала преподавателя флейты, а потом виолончели и фортепиано. В девятилетнем возрасте мальчик сочинил польку «Элен» — свое самое раннее произведение.
Отец скончался в 1843 году. До своего ухода он успел позаботиться о вольной грамоте для сына. Через некоторое время мать повстречала мужчину – учителя немецкого Федора Федорова, и они стали вместе жить. Через три года новый возлюбленный матери познакомил с сыном преподавателя Царскосельского лицея Михаилом Шиглевым. В целях экономии было решено обучать мальчишек вместе, ведь по каждому предмету приходилось нанимать отдельного преподавателя. Так Миша приехал в Петербург и стал жить в доме матери Бородина.
Обучать мальчиков приходили педагоги иностранных языков, математики, черчения, рисования и географии. Кроме того, учащиеся учились танцевать и музицировали. В первый же год ребята научились свободно читать ноты и бойко играть в четыре руки произведения Гайдна, Бетховена и Мендельсона. Александру и Михаилу давали полноценную программу Царскосельского лицея – это контролировал отец Шиглева.
В 13-летнем возрасте Александр закончил работу над своим первым концертом для фортепиано с флейтой. Партию флейты исполнял сам автор, а его друг Миша играл на фортепиано. Прослушав сочинение ученика, преподаватель музыки остался в восторге и посоветовал юноше не переставать творить. Через некоторое время Бородин сочинил произведение для виолончели и двух скрипок. Мать была несказанно рада успехам талантливого сына. Первые его произведения издавать помогала она.
Одной музыкой круг интересов Саши не ограничивался. Его комната напоминала исследовательскую лабораторию – повсюду стояли колбы, склянки, емкости с растворами, трубки и горелки. Будущему ученому нравилось изучать литературу по химии, изготавливать акварельные краски и проводить пиротехнические эксперименты.
Это увлечение было настолько серьезным, что парень решил посвятить свою жизнь этой профессии. В 1850 году молодой человек стал студентом медицинского факультета хирургической академии. Осуществить это было не так то просто: в те годы по закону бывший крепостной не мог рассчитывать на высшее образование. Выручила мать, которая уговорила тверского чиновника приписать Бородина к купеческому сословию.
Выпускные экзамены в гимназии и вступительные в медицинскую академию Александр сдал блестяще.
Медицинская академия
Юноша был из тех студентов, которых обычно ставят в пример. Он много занимался дополнительно, самостоятельно изучая материал. На третьем курсе академии преподавателем Бородина стал известный русский химик Николай Зинин, который заведовал большой лабораторией. Будущему светилу науки позволили посещать это место, когда понадобится и ставить там опыты. Николай Николаевич собирал у себя студентов, которые полюбили его предмет всей душой. В лаборатории ученого велись жаркие споры, обсуждались различные идеи и выводились новые формулы.
Петербургская медицинская академия где учился Александр Бородин
Занимаясь химией, Бородин ни на минуту не забывал о музыке. Он продолжал брать уроки виолончели и фортепиано, а по выходным с Мишей Шиглевым он посещал дом чиновника и большого почитателя искусств Ивана Гаврушкевича. На этих вечерах можно было встретить композиторов Иосифа Гунке, Александра Серова, Осипа Дробиша.
Ближе к окончанию академии композитор создал ряд романсов, самыми известными из которых стали «Слушайте, подруженьки, песенку мою» и «Красавица-рыбка». Любовь Александра музыке не поддерживал преподаватель-химик Николай Зинин, который возлагал на своего ученика большие надежды, а написание романсов считал баловством.
В 1856 году Бородин стал выпускником Медико-хирургической академии. По распределению он попал в ординаторскую Второго военно-сухопутного госпиталя. Но вскоре музыкант понял, что врачом работать не сможет: он несколько раз терял сознание при виде тяжелых ран, а однажды даже сломал хирургический инструмент прямо в горле больного. К счастью, тогда все обошлось – молодой доктор сумел взять ситуацию под контроль.
Главный врач госпиталя любил устраивать вечера, куда ходил и Александр Бородин. Там то композитор и познакомился с юным Модестом Мусоргским. Семнадцатилетний юноша служил в госпитале дежурным офицером и только начинал развиваться как профессиональный композитор. Молодые люди нашли много общих тем для разговоров, продолжив общаться и в дальнейшем. Разумеется, главной темой дискуссий композиторов всегда была музыка.
Весной 1856 года Бородин вернулся к своему наставнику Зинину, стал его ассистентом и начал вести студенческие семинары. Он принял решение с головой погрузиться в науку и написать диссертацию о действии различных ядов на человеческий организм. Через два года он стал доктором медицинских наук, защитив диссертацию.
Александр Бородин на съезде химиков (пятый слева вверху)
Летом того же года ученый отправился в Солигалич Костромской губернии. Там он занялся изучением состава минеральной воды, которая подавалась в местную водолечебницу. Результаты исследований он в 1859 году опубликовал в «Московских ведомостях». Позже этот труд переиздали отдельной брошюрой. Благодаря проделанной Бородиным работе, лечебный курорт в Солигаличе начал активно развиваться и обрел популярность у жителей страны. Эта лечебница функционирует и по сей день.
В 1859 году композитор был направлен в Германию, для повышения квалификации химика. Эту поездку помог организовать преподаватель и коллега Николай Николаевич Зинин.
За границей
Лаборатория ученого Эрленмейера, куда был направлен Александр, находилась в немецком городе Гейдельберг. В этом университетском городке в то время проживали Дмитрий Менделеев, Сергей Боткин и Иван Сеченов. Знакомство молодых ученых состоялось еще в России, и теперь они с удовольствием встречались и дискутировали на различные научные темы.
В течение трех лет химик работал преимущественно в немецких лабораториях, но иногда бывал во Франции, Италии и Швейцарии.
В 1860 году группа российских ученых направилась на первый международный съезд химиков, который проходил в Карлсруэ. В состав русской делегации вошли Николай Зинин, Александр Бородин и Дмитрий Менделеев. На мероприятии обсуждались различные вопросы в области химии, в том числе молекулярного и атомного строения тел.
Через несколько месяцев в Гейдельберг прибыла пианистка Екатерина Протопопова – она страдала легочным заболеванием и доктора посоветовали ей местный климат. Когда Бородин не был занят своими научными изысканиями, они много гуляли в горах.
Александр Бородин
Осенью Екатерине Сергеевне стало хуже. Местный профессор настоятельно рекомендовал ей сменить климат и отправиться в южную Италию. В этой поездке женщину решил сопровождать ее новый знакомый-химик. Итальянские профессора встретили русского коллегу-химика и пообещали позаботиться о Протопоповой. Познакомившись с учеными университета в Пизе, Бородин получил доступ к университетской лаборатории. Там ему удалось получить фтористый бензоил – вещество из ряда фторорганических соединений. Кроме того, используя современное по тем временам европейское оборудование, Александр Порфирьевич создал методику получения карбоновых кислот фторангидридов. Занятий музыкой композитор не оставлял и в Италии – здесь родился один из его фортепианных квинтетов.
Спустя год после съезда в Карлсруэ Александр Порфирьевич сделал описание, как серебряные соли карбоновых кислот входят в реакцию с галогенами. Позднее эту химическую реакцию назвали именем великого композитора и ученого.
В 1862 году в личной жизни Бородина произошли изменения – вернувшись после стажировки на родину, он женился на своей возлюбленной Екатерине Протопоповой.
Общественная деятельность
К заслугам Бородина, как общественного деятеля, можно отнести появление у российских женщин возможности получения высшего образования. Он организовал Высшие женские врачебные курсы, на которых сам с 1872 года читал лекции по химии.
В 1874 году ученый стал казначеем в Обществе помощи студенткам педагогических и медицинских курсов. Александр Порфирьевич участвовал в создании Русского химического общества, членом которого оставался до конца жизни. В начале 1870-х активный общественник работал редактором популярного издания «Знание».
Ведя преподавательскую деятельность, он чутко относился к каждому из своих студентов. Талантливый педагог, известный химик и композитор использовал свой авторитет, когда необходимо было защищать учеников от политических гонений.
Ни дня без музыки
В этом же году ученый побывал в гостях у своего приятеля врача-терапевта Боткина. Там состоялось его знакомство с Милием Балакиревым, знаменитым музыкантом. Они поговорили о творчестве, и новый знакомый пригласил Александра поучаствовать в музыкальном кружке, который вскоре станут называть «Могучей кучкой». Членами этого клуба уже были Николай Римский-Корсаков, Модест Мусоргский и Цезарь Кюи. Собираться было принято в доме Милия: творческие люди представляли свои творения, сообща дорабатывали и исправляли неудачные места. Как правило, критиком выступал хозяин дома Милий, который, к слову, основал «Бесплатную музыкальную школу».
Побывав у Балакирева пару раз, Бородин стал постоянным членом музыкального кружка. Позади был долгий перерыв, и композитор безумно соскучился по сочинительству. В этот период он загорелся идеей создания первого симфонического произведения.
В 1863 году в альма-матер ученого открылась новая химическая лаборатория, руководителем которой его назначили. Александра Порфирьевича поселили в государственной квартире прямо над лабораторией, чтобы он не тратил времени на дорогу. Студенты обожали Бородина и ходили на его лекции с большим интересом.
Преподаватель душевно относился к каждому ученику, но особенно к тем, кто любил его предмет. Студенты, работавшие в лаборатории, часто поднимались к нему домой на завтрак, обед или ужин. Двери его квартиры всегда были открыты для молодых химиков.
Преподавательская деятельность – серьезный процесс, занимающий почти все время. Поэтому свое первое симфоническое произведение композитор смог закончить лишь через пять лет. Премьера симфонии состоялась в Русском музыкальном обществе, а в роли дирижера выступил Балакирев. Плод многолетнего труда творца публика оценила высоко: овации не смолкали несколько минут. Восторженный отзыв о произведении оставил и знаменитый венгерский композитор Франц Лист.
Вскоре почитатели музыки познакомились с романсами Бородина «Старая песня», «Спящая княжна», «Морская царевна» и «Фальшивая нота».
Ближе к концу 1860-х «Могучая кучка» трудилась над оперными произведениями. Модест Мусоргский корпел над «Борисом Годуновым», Николай Римский-Корсаков сочинял «Псковитянку», а Милий Балакирев создавал «Жар-птицу». Не отстал от своих товарищей и Бородин: он начал работу над оперой «Князь Игорь», сюжет для которой он нашел благодаря музыкальному критику Владимиру Стасову. Это был серьезный труд: композитор не просто написал музыку, он изучил несколько летописей и множество исторических документов. Александр Порфирьевич даже некоторое время жил в Путивле – древнерусском городе, откуда повел свое войско в поход на захватчиков князь Игорь. Либретто к произведению принадлежит самому автору. Первая часть оперы под названием «Сон Ярославны» была завершена к 1870 году.
Александр Бородин
Параллельно с написанием оперы творец работал над созданием второй симфонии. Творческий процесс шел очень медленно – у Бородина было много дел в лаборатории. Кроме того, химика назначили преподавателем Высших курсов медицины, которые в России появились впервые. Времени на музыку катастрофически не хватало. К тому же, захворала супруга Екатерина. Чтобы не мешать ей спать, музыкант почти не подходил к фортепиано.
Спустя четыре года Александр Порфирьевич наконец смог вернуться к «Князю Игорю». В 1874 году были закончены «Плач Ярославны» и «Половецкий марш». Уехав к родственникам жены в Москву, композитор завершил большую часть работы над оперой. Вдали от лаборатории удалось полностью погрузиться в творческий процесс: за это время были готовы «Половецкие пляски», ария Кончака и хор для первого акта.
Вернувшись в Петербург, первым делом композитор показал весь материал сподвижникам из «Могучей кучки». Наработки автора произвели на друзей ошеломляющее впечатление.
Вторая симфония Бородина была закончена в 1876 году, а через год в Русском музыкальном обществе Петербурга состоялась ее премьера. С легкой руки музыкального критика Владимира Стасова симфония была названа «Богатырской».
Задумка автора состояла в том, что к симфонической музыке он добавил русские народные мотивы. Не все приняли произведение тепло: многие посчитали звучание медных духовых инструментов слишком тяжелым.
В 1880 году музыкант создал два квартета для струнных инструментов, симфоническую зарисовку «В средней Азии». Он начал работу над очередной симфонией, но товарищи по кружку торопили его с «Князем Игорем».
Музыкальные традиции Бородина переняли великие советские композиторы Сергей Прокофьев, Юрий Шапроин, Арам Хачатурян, Георгий Свиридов.
Произведения русского композитора использовали для создания саундтреков к американскому мюзиклу «Кисмет». Особую популярность обрела композиция «Stranger in Paradise», которая появилась в результате обработки бородинского хора «Улетай на крыльях ветра».
Из-за постоянной загруженности в академии и высокой самокритики автор оставил после себя не так много законченных произведений. Наиболее значимое его сочинение – оперу «Князь Игорь» композитор писал почти 18 лет, но так и не смог закончить. После смерти творца это сделали его единомышленники. Позже оперу несколько раз реконструировали, ставили на сцене и записывали на пластинки.
«Князь Игорь» был и остается шедевром русской классической музыки.
Личная жизнь
Свою супругу Екатерину Протопопову композитор окружил непрерывным вниманием и опекой. Женщине не очень подходил климат Северной столицы, поэтому в период влажных сезонов уезжала к родственникам в Москву. Возвращалась к супругу она лишь зимой, когда петербургская погода становилась сухой.
Эти меры все равно не спасали Екатерину от приступов заболевания, во время которых великий ученый превращался в доктора и сиделку. Супруга Бородина страдала зависимостью от табака, подолгу не могла уснуть ночью и спала днем. Все это должен был терпеть заботливый и любящий муж.
Александр Бородин и его жена Екатерина
Вообще, Екатерина была талантливой пианисткой с абсолютным слухом. Ученица чешского пианиста Эрвина Шульгофа, она почитала творчество Шумана и Шопена. Нередко женщина устраивала домашние концерты камерной романтической музыки. Свежие направления, которыми увлекалась жена, повлияли и на творчество Бородина: он написал виолончельную сонату на тему Иоганна-Себастьяна Баха, трио и секстет для струнных, фортепианное скерцо.
Свою первую симфонию автор написал летом 1865 года неподалеку от южного австрийского города Грац, куда супруги отправились на отдых.
Смерть
К сожалению, ни третьей симфонии, ни опере «Князь Игорь» не было суждено стать законченными. В последние несколько лет он часто жаловался на сердце. Композитор скончался 27 февраля 1887 года от сердечного приступа, находясь у себя дома в ведомственной квартире. Александр Бородин похоронен в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры.
Памятник Александру Бородину
После смерти товарища Римский Корсаков совместно с Александром Глазуновым разобрали его записи и смогли дописать «Князя Игоря». Работа была очень сложной – большинство эпизодов находились на стадии набросков, а некоторых частей и вовсе не было.