Чем география связана с историей
История и география: возможности интеграции
г. Екатеринбург, МОУ СОШ № 50, учитель истории
История и география: возможности интеграции
Всё что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи.
Школа во все времена отражала состояние и тенденции развития общества. Столетиями в системе учебных предметов отражается сумма научных знаний об обществе, природе и человеке. В школьном образовании каждой области научных знаний соответствует учебный предмет. Современные представления человека о мире конструируются в сложной системе наук, каждая из которых занимает определённое место в общей научной картине мира. Естественно, каждая наука не может развиваться изолированно от других. То или другое явление, понятие, процесс, закон общества может быть объектом изучения различных наук. Отдельные области науки при изучении предметов и явлений вступают в тесные связи и отношения. Таким образом, мир ¾ это в определённой степени организованная система, а не хаос.
В период изменения идеологии общества, системы ценностей, его нравственных идеалов школа тоже изменяет систему своей работы. Происходит переориентация её целей ¾ поворот к пониманию самоценности человеческой личности, её приоритетности. Стремление педагогов создать в сознании учащихся целостную картину мира побуждает обратиться к опыту реализации межпредметных связей, к систематическому применению интегрированных уроков и т. п.
Проблема межпредметных связей в образовании далеко не нова, однако реальная ситуация далека от идеала. Наверное, каждый учитель отмечал в ходе своей педагогической деятельности отсутствие у школьников целостного представления о мире, неопределённость личных позиций, стремление к пассивному созерцанию. В связи с этим обратимся к опыту взаимодействия двух смежных дисциплин: истории и географии.
Без знания географии на уроках истории невозможно сформировать представление об историческом пространстве, т. к. оно основано на применении различных карт, на сопоставлении географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества. Оценить геополитическое положение России и мира в разные периоды времени также достаточно непросто без данных карты.
Необходимость целенаправленного формирования у школьников картографических знаний и умений обосновать нетрудно. Знания и умения грамотно пользоваться картой делают её ценнейшим средством познания, важным источником получения информации в ходе самостоятельной работы.
Одной из основных целей сотрудничества учителей истории и географии является усвоение учащимися системы карт, используемых в обоих курсах, приёмов их согласованного применение. Указанные выше связи могут быть дополнены связями с рядом других дисциплин (литературой, ин. языком и др.).
В работе с учащимися с первых занятий, связанных с применением карт, обращается внимание на элементарные правила и приёмы работы с картой, прежде всего со стенной (как правильно стоять у карты при объяснении материала, показывать указкой местоположение изучаемых объектов ¾ точечных и линейных, обводить контуры исторических территорий по направлению часовой стрелки по границе контура и т. п.). Грамотное, неукоснительное выполнение подобных правил определяет в большей степени дальнейший успех в овладении картографической культурой в последующем. Данная работа организовывает деятельность школьников, помогает избежать ошибок в восприятии картографического изображения.
Для учащихся характерны ошибочные представления о территориальной протяженности изучаемых исторических явлений. Это связано с отсутствием навыка соотносить географические объекты и площади с масштабом карты. Во избежание подобных неточностей в МОУ СОШ № 50 г. Екатеринбурга проводилось интегрированное занятие совместно с учителем географии, на котором ребята в группах выполняли практические задания на исторических и географических картах, например:
1. Определите примерное расстояние между городами Киев и Новгород, обращая внимание на масштаб карты.
2. Укажите приблизительное расстояние, которое прошли русские войска в Северной войне.
Немаловажным аспектом в формировании картографической культуры имеет знание специфики исторических карт. Считаем, что данную работу целесообразно провести на основе сравнения с другими видами карт. При сопоставлении карты «Киевская Русь в IX – XII вв.» выделяются сходства (показаны реки, озёра ), однако существуют и различия (разными цветами показаны земли славянских племён, прерывистыми линиями ¾ торговые пути, красные стрелки указывают направления военных походов дружин киевских князей). Продолжая знакомство с историческими картами можно провести сопоставление разновременных карт путём элементарного «наложения».
Изучение истории периодически наталкивает на необходимость привлечения географических карт для уточнения природных условий изучаемых исторических территорий. Тем не менее, и по историческим картам могут быть сделаны ценные выводы об отдельных особенностях природных условий и положении изучаемых территорий, причём на основе приёмов из географии. В данном случае, применим приём характеристики территории (страны) в сопоставлении с другой ранее изученной, например, Древняя Греция и Древний Египет. С помощью учителя ученики информацию карты превращают в выводы об экономических возможностях региона (оценивают климатические условия, наличие полезных ископаемых, рельеф). Систематическое применение подобной оценки по картам становится простым и привычным делом для учащихся, особенно если подобный приём практикуется и учителем географии, для чего между учителями необходима тесная согласованность.
В курсе истории следует акцентировать внимание на том, чтобы учащиеся правильно представляли по условным обозначениям карт соответствующие исторические явления. Это особенно важно при работе с мелкомасштабными изображениями явлений. Условные обозначения могут также стать ориентирами в познании хронологии, исторических личностей, событий, они направляют дальнейшую поисковую деятельность школьников.
В курсе истории, как и географии, учащиеся работают с контурными картами.
Описанные выше приёмы и ряд других обеспечивают более рациональное использование исторических карт в качестве источников новых знаний, повышают интерес к ним учащихся, способствуют усвоению материала, активизируют исследовательские возможности.
Следует отметить, что осознанная и согласованная работа учителей истории и географии, начиная с начальной школы, обуславливает успех в обеспечении не только правильного применения исторических карт, но и картографических умений в целом.
В результате, постепенное усложнение заданий приведёт к тому, что ученики 10-11 классов смогут читать любую карту, самостоятельно будут использовать карты, планы, картосхемы как источники знаний, что продемонстрируют на лабораторно-практических занятиях, например, составляя рассказ о Куликовской битве только по данным атласа. Работа с исторической картой достаточно сложна, т. к. требует от учащихся умения синтезировать, обобщать, анализировать и т. п., тем самым, позволяя сделать собственное маленькое «открытие».
Эффективное обучение требует и от педагога высокой образованности в разных направлениях науки. К сожалению не всегда историческое образование предусматривает высокий уровень картографических знаний. Как следствие этого многие полезные возможности исторических карт и атласов остаются недостаточно раскрытыми. Однако, в процессе совместной работы расширяются возможности применения карт, оживлённой и разнообразной становится работа учащихся с ними, которая до этого была однообразной.
Конечно же, взаимодействие истории и географии не ограничивается только картографией. Перечислим некоторые приёмы практического осуществления связей в рамках обозначенных предметов:
· Объяснение нового с опорой на ранее известный учащимся фактический и теоретический материал из предшествующих курсов истории или географии;
Постановка вопросов, требующих доказательства, что побуждает школьников припоминать содержание материала из географии, обобщать на основе вновь изученного, в результате происходит интеграция знаний и способов учебной деятельности, что поможет, например, при характеристике геополитического положения России в начале XX века;
· Историко-географические понятийные диктанты;
· Проведение межпредметных школьных конференций, диспутов с докладами и сообщениями учащихся по материалам различных предметов или курсов («Глобальные проблемы человечества», « Урбанизация: положительные и отрицательные последствия»);
· Проведение совместных киноуроков («География фашизма»);
· Система записей, заполнение таблиц, способствующих синтезу знаний из разных курсов; и др.
Все вышеперечисленные приёмы могут быть использованы как отдельно на любом из уроков, так и комплексно, что позволяет выйти на более высокую форму обучения ¾ интегрированные уроки:
— Проведение урока истории и географии с целью усиления межпредметных связей изучаемого материала и более полного использования его мировоззренческого потенциала (темы: «Политическая карта мира в XX веке»,
«Освоение Сибири в XYII веке», «Индустриализация на Урале»).
Таким образом, учитель располагает достаточно большим спектром возможностей интеграции истории и географии. При этом важно знать, что овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность в решении определённых задач, повышает активность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.
Интеграция ¾ это естественный способ познания себя и окружающего мира, в силу особенностей психофизического развития, в большей степени свойственное старшеклассникам. Интегрирование создаёт целостную картину мира, учит ребёнка видеть все явления жизни в их глубинной взаимосвязи и одновременно противоречивости. Чем шире круг явлений охватывает та или иная личность, тем ближе она подходит к истинному знанию, хотя одновременно с этим увеличивается область непознанного. В результате взаимодействие, взаимопроникновение наук позволяет воспитать у школьников стремление к целенаправленному преодолению трудностей, побуждает к самостоятельной мыслительной деятельности. А для педагогов ¾ это прекрасная возможность выйти на творческий уровень, способ взглянуть на проблему обучения с другой стороны, стремление преодолеть привычные и малоэффективные стереотипы в преподавании
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Сформировалась на стыке истории и географии. Существуют различия в определении предмета исторической географии сториками и географами, а также различными национальными научными школами. В исторической науке историческая география определяется как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая пространственную сторону исторического процесса либо конкретную географию прошлого той или иной страны или территории. В задачи исторической географии входит гл. обр. локализация исторических событий и географических объектов в прошлые эпохи. В частности, историческая география изучает динамику внутренних и внешних границ государств и их административно-территориальных единиц, размещение и топографию городов, деревень и др. населённых пунктов, крепостей, монастырей и т. д., локализацию транспортных коммуникаций и торговых путей в историческом прошлом, направления исторически значимых географических путешествий, экспедиций, мореплаваний и др., определяет маршруты военных походов, места сражений, восстаний и др. исторических событий.
Главными источниками для исторической географии служат археологические и письменные (летописи, актовые материалы, военно-топографические описания, материалы путешествий и т. д.) памятники, сведения по топонимике и лингвистические данные, а также необходимая для реконструкции физико-географических ландшафтов прошлого информация. В частности, в исторической географии широко используются материалы спорово-пыльцевого и дендрохронологического анализа; большое внимание уделяется выявлению реликтовых и динамичных характеристик компонентов ландшафтов (биогенных, гидроморфных, литогенных), фиксации «следов» прошлых антропогенных воздействий на природную среду (отбор образцов почв, сформировавшихся на древних сооружениях, маркировка выраженных в культурном ландшафте границ прежних землевладений, угодий). В исторической географии используются как синхроничные методы исследований («временны́е срезы»), так и диахронические (при изучении истории современных географических объектов и эволюции пространственных структур).
Исторический очерк
В 1-й половине XIX века взаимосвязь становления исторической географии с зарождением и развитием топонимических и этнонимических исследований прослеживается в работах А. X. Востокова «Задачи любителям этимологии» (1812 год), А. К. Лерберга «Исследования, служащие к объяснению древней русской истории» (1819 год), З. Доленги-Ходаковского «Пути сообщения в древней России» (1838 год), Н. И. Надеждина «Опыт исторической географии русского мира» (1837 год). Тенденция взаимосвязанного развития исторической географии, топонимики, этнонимики и др. проявилась в трудах Н. Я. Бичурина.
Во 2-й половине XIX века продолжалось историко-географическое изучение упоминаемых в исторических источниках географических объектов, племён и народов Восточной Европы. Наиболее значительными были работы К. А. Неволина, Н. П. Барсова, Н. И. Костомарова, Л. Н. Майкова, П. О. Бурачкова, Ф. К. Бруна, М. Ф. Владимирского-Буданова, топонимические и этнонимические исследования М. Веске, Я. К. Грота, Д. П. Европеуса, И. А. Износкова, А. А. Кочубинского, А. И. Соболевского, И. П. Филевича и др. В трудах В. Б. Антоновича, Д. И. Багалея, Н. П. Барсова, А. М. Лазаревского, И. Н. Миклашевского, Н. Н. Оглоблина, Е. К. Огородникова, П. И. Перетяткевича, С. Ф. Платонова, Л. И. Похилевича, П. А. Соколова, М. К. Любавского изучалась история колонизации и соответственно изменения границ отдельных регионов и местностей на протяжении XIII-XVII веков. Теоретические аспекты проблемы колонизации рассматривались в сочинениях С. М. Соловьёва и В. О. Ключевского, а также в ряде работ А. П. Щапова. Материалы по исторической географии включались в общие, страноведческие и местные географические, статистические и топонимические словари (И. И. Васильева, Е. Г. Вейденбаума, Н. А. Веригина, А. К. Завадского-Краснопольского, Н. И. Золотницкого, Л. Л. Игнатовича, К. А. Неволина, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, А. Н. Сергеева, И. Я. Спрогиса, Н. Ф. Сумцова, Ю. Ю. Трусмана, В. И. Ястребова и др.).
В конце XIX века появились первые фундаментвльные историко-демографические исследования: «Начало в России переписей и ход их до конца XVI века» Н. Д. Чечулина (1889 год), «Организация прямого обложения в Московском государстве со времён Смуты до эпохи преобразований» А. С. Лаппо-Данилевского (1890 год). Тогда же русские учёные начали разрабатывать проблемы изменений физико-географических ландшафтов исторического прошлого (В. В. Докучаев, П. А. Кропоткин, И. К. Погосский, Г. И. Танфильев и др.). На выработку методологических основ исторической географии оказали влияние трактовка среды и роли её отдельных факторов в трудах Н. К. Михайловского, Л. И. Мечникова, П. Г. Виноградова, геополитические идеи Н. Я. Данилевского, В. И. Ламанского, К. Н. Леонтьева.
В начале XX века формировались научные школы исторической географии, М. К. Любавский, читавший курс лекций в Московском университете и Московском археологическом институте, подчёркивал, что «изложение исторической географии России… необходимо связывается с историей колонизации нашей страны русским народом». С. М. Середонин, преподававший историческую географию в Санкт-Петербургском археологическом институте, выдвинул свою концепцию предмета исторической географии, определив его как «изучение взаимных отношений природы и человека в прошедшем». А. А. Спицын, преподававший историческую географию в Санкт-Петербурге (с 1914 года Петроградском) университете, понимал под исторической географией «отдел истории, имеющий целью изучение территории страны и её населения, то есть физико-географического характера страны и жизни её обитателей, иначе говоря, установление её исторического пейзажа». Этих же представлений об исторической географии придерживался В. Е. Данилевич, читавший курс исторической географии в Варшавском университете.
Важным центром развития исторической географии является Русское географическое общество (РГО); отделения исторической географии имеются в его головной организации в Санкт-Петербурге, Московском центре РГО и в некоторых региональных организациях.
Историческая география
Категории Историческая география | Под редакцией сообщества: История
Историческая география – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая пространственную локализацию исторического процесса.
Историческая география носит междисциплинарный характер. По объекту изучения она близко стоит к географической науке. Разница заключается в том, что география изучает свой объект в современном состоянии, но ей свойственна и историческая точка зрения. Историческая география изучает объект в его историческом развитии, причем ей свойственен интерес и к современному состоянию объект, так как одной из ее задач является объяснение формирования объекта в его современном состоянии.
Смешивать историческую географию с историей географии тоже неправильно. История географии изучает историю географических открытий и путешествий; историю географических представлений людей; конкретную, созданную обществом географию государств, населения, хозяйства, природы, в условиях которой эти люди прошлого жили.
Содержание
↑Источники исторической географии
Историческая география использует в качестве источниковой базы всю совокупность исторических источников: письменные, вещественные, изобразительные, а также данные других наук.
Вещественные источники важны для исторической географии, так как точные выводы могут быть сделаны путем привлечения сведений письменных источников в совокупности с другими, в том числе и с материалами археологических находок. С помощью вещественных археологических материалов можно установить место населенного пункта, не сохранившегося до нашего времени, границы расселения этнических групп и т.д.
↑Методы исторической географии
В исторической географии используются методы, принятые в истории, географии, археологии, топонимике, этнологии и т.д. Одним из основных методов является аналитико-синтетический метод, применение которого целесообразно при изучении территориального роста страны, ее административного устройства, демографических проблем, а также политической и экономической географии. Используются сравнительно-исторический метод, метод ретроспективного анализа, статистический и картографический методы. В последние годы все чаще говорят о новом методе историко-географических исследований – метод относительного пространства, т.е. определении места объекта в пространстве относительно установленных в науке ориентиров.
↑История возникновения и развития исторической географии
В России историческая география как особая дисциплина ведет свое начало с XVIII в. Ее основоположником был В.Н. Татищев. Он наметил задачи, связанные с изучением природных факторов экономической жизни, древней географии народов и государств, истории населенных пунктов. В своих «Предложениях о сочинении истории и географии Российской» он указал, что история без географии не может дать «совершенного удовольствия к знанию». Его «Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской» уточнял задачи исторической географии, которая разделяется на древнюю, среднюю и новую, или настоящую. В «Истории Российской» ученый заложил основы изучения миграции народностей на территории Восточной Европы, уделяя главное внимание славянам.
По своим взглядам на место исторической географии в общеисторических работах к Татищеву примыкает М.В. Ломоносов. В труде «О слоях земли» ученый говорил о связи историографии исторической и географии современности: «Видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были с начала от создания, как ныне находим…что показывают история и древняя география, с нынешнею снесенная…»[1].
Непосредственное отношение к исторической географии имеет теория о роли климата в развитии человеческого общества. Развернутые суждения на эту тему имеются у просветителей Монтескьё и Гердера. Менее подробные, но более стройные высказывания на эту тему принадлежат русскому историку, находившемуся под несомненным их влиянием, – И.И. Болтину. Он изложил свои воззрения на роль климата в истории человеческого общества в первом томе своих «Примечаний на историю древния и нынешния России Г. Леклерка». Согласно И.Н. Болтину, климат является главной причиной, определяющей «человеческие нравы», а прочие причины или усиливают, или сдерживают его действие. Он считал климат «первенственною причиной в устроении и образовании человека».
В целом в XVIII в. содержание исторической географии сводилось к определению на карте мест исторических событий и прекративших существование географических объектов, изучению изменения политических границ и расселения народов.
В первой половине XIX в. наиболее интересными историко-географическими исследованиями были работы Н.И. Надеждина, З.Я. Ходаковского, К.А. Неволина.
Во второй половине XIX в. – начале XX в. историческая география стала формироваться как отрасль исторической науки. В начале XX в. появилось несколько сводных курсов исторической географии, прочитанных в Петербургском и Московском археологических институтах, Их авторами были С.М. Середонин, А.А. Спицын, С.К. Кузнецов, М.К. Любавский. Середонин считал, что задачей исторической географии является изучение проблем взаимоотношения человека и природы в прошлые исторические периоды. А.А. Спицын видел основное значение исторической географии в создании фона «для уяснения совершающихся событий и развития исторических явлений».
Роль географического фактора в силу объективных условий России гораздо больше, чем на Западе. Поэтому русские историки уделяли большое внимание этой проблеме, но часто преувеличивали роль географического фактора. Впервые в России концепцию географического детерминизма отстаивали представители «государственной школы» в историографии Б.Н. Чичерин и К.Д. Кавелин. Наиболее полно воплотил ее в жизнь С.М. Соловьев. На них повлияла, безусловно, концепция Л.И. Мечникова, который связывал основные периоды развития мировых цивилизаций с влиянием рек (Египет – Нил и т.д.).
Историческая география в это время становится наиболее популярной и динамично развивающейся исторической дисциплиной. Среди прочих исследователей следует назвать Ю.В. Готье. В книге «Замосковный край в XVII в.» он подчеркивал тесную связь между природными условиями и экономической жизнью населения. П.Г. Любомиров одним из первых попытался наметить экономические районы России в XVII и XVIII вв. Проблема экономико-географического районирования была им поставлена, но не была решена (до него ограничивались делением на исторические области).
На рубеже XIX – XX вв. изучались в основном проблемы исторической политической географии, исторической географии населения. Историко-географические исследования играли вспомогательную роль по отношению к исторической науке: локализовались места исторических событий, выяснялись торговые пути и т.п. Явно недостаточное внимание уделялось исторической географии хозяйства и развитию исторической картографии. Исторические карты были в основном учебными и военными и отражали историю политических границ и войн. Дореволюционная наука не создала сводного очерка исторической географии России. В понимании задач исторической географии не было единства. Постоянен был интерес к проблеме влияния природной среды (географической среды) на развитие общества.
В 1920-1930-х гг. историческая география как наука была забыта, и в течение многих лет термин «историческая география» не употреблялся.
Рубежным для развития исторической географии стал 1941 год, когда появилась статья В.К. Яцунского «Предмет и задачи исторической географии». За несколько лет произошел прорыв в изучении основных проблем науки. Было возобновлено чтение курса исторической истории в вузах. Ко второй половине XX в. историческая география заняла свое место среди вспомогательных исторических дисциплин, но научной работой в области исторической географии занимались, по выражению Яцунского, «кустари-одиночки» – М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков, С.В. Бахрушин, А.И. Андреев, А.Н. Насонов, И.А. Голубцов, Л.В. Черепнин. Активизировалась работа в области исторической картографии.
Развитие советской исторической географии шло по двум основным направлениям: продолжалась разработка традиционной тематики, началось изучение проблем географии производства и хозяйственных связей.
Самая большая заслуга в возрождении исторической географии, в становлении ее как науки принадлежит В.К. Яцунскому. С его именем связана разработка теоретических основ исторической географии и изучения историко-географических источников. Большое значение он придавал методологической базе исторической географии, решению вопроса о ее положении на стыке истории и географии и об использовании информации, полученной историками и географами науки с помощью научных методов каждой из наук. Ученый не только разработал теорию науки, но и провел конкретные исследования историко-географического характера, создал ряд картографических пособий по истории народного хозяйства России с пояснительными текстами. Значителен его вклад в изучение истории исторической географии.
В.К. Яцунским была предложена структура исторической географии. Он выделил четыре элемента содержания исторической географии:
Со многими спорными положениями выступал В.С. Жекулин, занимавшийся теоретическими проблемами и конкретными вопросами исторической географии. Он, в частности заявил о существовании двух научных дисциплин под одним названием, не имеющих ничего общего между собой: исторической географии как географической науки и исторической географии, относящейся к циклу исторических дисциплин.
Интересу к исторической географии в последние десятилетия способствовал Л.Н. Гумилев, разработавший теорию этногенеза и пассионарного толчка и применивший ее в исторических исследованиях. Теория связала воедино представления о человеке как биологическом виде Homo sapiens и движущей силе истории. По Л.Н. Гумилеву, этнос «вписан» в окружающую его ландшафтную, а природные силы – один из двигателей истории.
В последнее десятилетие значительным исследованием, раскрывающим влияние климата и почв на российский исторический процесс, стала монография Л.В. Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса» (1-е изд.: М., 1998; 2-е изд.: 2001).
В целом историческая география не смогла развиться как сугубо самостоятельная наука. Ряд работ, созданных в XX в., носил вспомогательный характер, в основном исследовались локальные проблемы, причем чаще по средневековой истории России. Заслугой отечественной исторической географией надо признать использование новых источников, например, географических описаний.
↑Рекомендуемая литература
1. Аверьянов К.А. О предмете исторической географии // Проблемы исторической географии и демографии России. Вып.1. М., 2007.
2. Гольденберг Л.А. К вопросу о картографическом источниковедении
3. Дробижев В.З., Ковальченко И.Д., Муравьев А.В. Историческая география СССР
4. Ковальченко И.Д., Муравьев А.В. Труды по взаимодействию природы и общества
5. Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса //Вопросы истории. 1992. № 4-5.
6. Петрова О.С. Проблемы исторической географии в «Трудах Археологических съездов» (вторая половина XIX – начало XX вв.) // Проблемы методологии и источниковедения. Материалы IIIнаучных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М., 2006.
7. Шульгина О.В. Историческая география России XX в.: социально-политические аспекты. М., 2003.
Ссылки
Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.