Чем грозит директору банкротство ооо
Последствия банкротства юридического лица и ИП
Банкротство – это самая крайняя мера для предпринимателей и коммерческих компаний при тяжелом финансовом положении. Прибегают к ней, как правило, неохотно и в самую последнюю очередь. Тем не менее, если факт банкротства уже совершен, это еще не значит, что проблема окончательно решена. Процедура признания несостоятельности влечет за собой целый ряд последствий.
Почти каждое банкротство не обходится без последствий
Процесс банкротства юридического лица всегда имеет длительный и трудоемкий характер. Чаще всего учредители коммерческих компаний обращаются в арбитражный суд с просьбой о признании фирмы банкротом в тех случаях, когда все меры по финансовому спасению предприятия оказываются исчерпанными.
Также обратиться с иском о признании организации банкротом могут ее партнеры по бизнесу, а также налоговые органы, в тех случаях, когда задолженность перед ними достигла определенного уровня и не предвидится никаких иных способов по ее взысканию.
Однако, одновременно с «честным» банкротством, встречаются ситуации, когда владельцы и руководство фирмы банкротят ее намеренно, преследуя не вполне законные цели. При этом все истории банкротства, независимо от их причин не обходятся без последствий.
Юридические и финансовые последствия банкротства для ООО. Списание долгов
После того, как процедура банкротства оказывается завершенной, ООО ликвидируется, данные о нем изымаются из ЕГРЮЛ, а все правоустанавливающие документы уходят в архив. Одновременно с этим происходит и то, ради чего, собственно, банкротство чаще всего и затевается, а именно: списывание существующих долгов. Таким образом, кредиторы и займодатели несут потери, лишаясь какой бы то ни было возможности вернуть свои деньги.
При этом учредители фирмы утрачивают только уставный капитал – в этом, кстати, и заключается смысл словосочетания «ограниченная ответственность». Заставить их выплатить долги в полном размере никто не может, даже судебная инстанция. Директор ООО, как сотрудник наемный, не несет вообще никакой материальной ответственности по долгам. Более того, по закону после закрытия ООО он обязан получить и заработную плату вкупе с компенсацией за неистраченный отпуск и выходное пособие.
К сведению! Если есть хотя бы малейшая возможность договориться с должником о возврате задолженностей мирным путем, пусть в рассрочку и небольшими частями, нужно обязательно ею воспользоваться. В этом случае есть реальный шанс получить хоть что-то обратно.
Внимание! В случае, если суд или правоохранительные органы установят то, что банкротство предприятия носило преднамеренный характер, то потери кредиторов учредители ООО должны будут возместить за счет личных средств и имущества, правда только после того, как приговор суда вступит в законную силу. Кстати говоря, при установлении факта незаконного банкротства, взыскать задолженности можно и с директора предприятия, поскольку он, как должностное лицо, отвечает личным имуществом, если обнаружено и доказано совершенное им экономическое преступление.
Ограничение в правах учредителей после банкротства ООО
По закону, если предприятие признано несостоятельным, на права его учредителей это никак не влияет. Иными словами бывшие владельцы компании имеют полное право и дальше заниматься коммерческой деятельностью, но уже в рамках других организаций. Также они могут создавать новые фирмы и регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.
Важно! При выявлении фактов крупных правонарушений руководящий состав предприятия-банкрота, то есть его главный бухгалтер и директор, в судебном порядке могут лишиться права работать в какой-либо области на срок до нескольких лет.
Уголовная ответственность
В некоторых случаях процедура банкротства может привести к весьма печальным последствиям, а именно – наступлению уголовной ответственности для учредителей и руководства фирмы. Но это возможно только тогда, когда правоохранительные органы в судебном порядке докажут факт совершения экономического преступления и преднамеренный умысел на него.
Обратиться к правоохранителям с заявлением о фиктивном банкротстве могут следующие заинтересованные стороны:
Последствия банкротства ИП
Предпринимательская деятельность несет в себе не только возможность стать более успешным в финансовом плане, бывает и наоборот – бизнесмен в силу каких-то причин признается банкротом. В этом случае наступают несколько основных последствий:
Внимание! Если в процессе процедуры банкротства выяснится, что предприниматель обратился к ней со злонамеренным умыслом, а также выявятся факты сокрытия имущества и денежных средств или передача имущества третьей стороне, кредиторы вполне могут обратиться в суд с требованием о взыскании этого имущества. И как показывает практика, подобные требования почти всегда судом удовлетворяются.
Важно! Граждане, принявшие решение работать в качестве ИП должны помнить о том, что по своим долговым обязательствам предприниматели несут ответственность личными финансами и имуществом, за исключением тех имущественных объектов, которые не могут быть арестованы в судебном порядке. Иными словами, не описывается только единственное жилье банкрота, а также его личные вещи. Супруга должника при этом имеет право выделить свою часть имущества из общей собственности. Это позволяет сохранить ее долю от включения в конкурсную массу, реализуемую по суду для покрытия долгов ИП. Единственное условие – сделать это нужно до конца процедуры банкротства.
Таким образом, процесс признания финансовой несостоятельности ИП и организаций и в том и в другом случае имеет массу последствий, как положительных, так и отрицательных. Однако самое неприятное, что может ждать претендента на звание банкрота – это уголовная ответственность при выявлении фактов фиктивного банкротства. Именно поэтому, прежде чем идти в арбитражный суд, желательно провести все меры по спасению бизнеса и не рисковать понапрасну.
Особенности процедуры банкротства юридических лиц
Под банкротством понимается признанная судом невозможность должника выполнить взятые на себя финансовые обязательства. Другое название процедуры – признание юрлица финансово несостоятельным.
Порядок проведения процедуры регламентируется профильным №127-ФЗ (принят 26 октября 2002 года). В текст законодательного акта постоянно вносятся корректировки. Последнее изменение датируется 30 декабря 2020 года.
Основания для запуска процедуры
Действующая правовая база предусматривает несколько оснований для начала процедуры признания юрлица финансово несостоятельным. В их число входят:
Причинами ухудшения финансового положения должника могут стать ошибки при принятии управленческих решений или воздействие внешних факторов. Важно отметить, что начало процедуры банкротства не означает невозможность исправления ситуации. Нередко удается предпринимать меры финансового оздоровления, позволяющие продолжить нормальную работу предприятия.
Кто может выступать инициатором?
Перечень лиц, которые имеют право выступить с обращением в суд о признании предприятия-должника банкротом, определяет ч. 1 статьи 7 №127-ФЗ. В их число входят:
· организация-должник, от имени которой выступает руководитель или один из владельцев;
· сотрудник предприятия, перед которым имеется задолженность по заработной плате;
· кредиторы компании, в качестве которых выступают банки, МФО, контрагенты и другие хозяйствующие субъекты;
· контролирующие органы государственной власти при наличии задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды.
Любой из перечисленных субъектов имеет право обратиться в суд с исковым заявлением о признании предприятия-должника финансово несостоятельным. К заявлению необходимо приложить комплект документов, состав которого требуется рассмотреть подробнее.
Какие документы необходимы?
Обращение в Арбитражный суд с требованием признать юридическое лицо банкротом предусматривает предоставление следующего набора документов:
Когда в арбитражный суд обращается кредитор, он предоставляется следующие виды документации:
Подготовим комплект документов для подачи в суд. Оперативно, грамотно, по доступной цене.
Как действовать? Порядок подачи документов в суд
Актуальное на сегодня законодательство о банкротстве юридических лиц жестко регламентирует порядок действий по подаче заявления в арбитражный суд. Чтобы не возникло проблем с принятием его к рассмотрению, необходимо соблюдать следующий алгоритм:
Основные этапы банкротства юридических лиц и сроки осуществления
Дальнейшая реализация процедуры банкротства осуществляется в несколько этапов. Решение об их назначении и переходе к следующей стадии принимается исключительно судом. Право ходатайствовать об этом предоставляется арбитражному управляющему.
Этап №1. Наблюдение
Порядок проведения этой стадии определяется главой 4 №127-ФЗ. Перед введением этапа суд назначает арбитражного управляющего, который непосредственно контролирует реализацию дальнейших действий в рамках процедуры банкротства. Право выдвинуть кандидатуру специалиста предоставлено всем участникам дела. Первым делает это заявитель, который выступил инициатором судебного разбирательства. Решение о назначении управляющего принимается судом.
Основной задачей наблюдения становится сбор информации о текущем финансовом положении предприятия. После завершения этапа управляющему необходимо ответить на вопрос о возможности исправления ситуации и погашения задолженности перед кредиторами. Еще одной ключевой задачей стадии наблюдения выступает составление двух реестров. В первом указываются кредиторы должника и величина финансовых обязательств перед каждым из них. Во втором – имущество и другие активы предприятия, которое является потенциальным банкротом.
Максимальная продолжительность наблюдения составляет 7 месяцев. По истечении этого времени суд принимает решение о дальнейших действиях. Допускается переход к следующему этапу процедуры банкротства ранее указанного срока.
Этап №2. Финансовое оздоровление
Правила финансового оздоровления установлены главой 5 №127-ФЗ. Контроль над их соблюдением возлагается на административного управляющего. В подавляющем большинстве случаев таковым назначается специалист, уже привлеченный к делу на стадии наблюдения.
Цель финансового оздоровления – возврат предприятия к нормальной деятельности путем восстановления платежеспособности и постепенного закрытия накопленных ранее долгов перед кредиторами. Порядок выплат определяется графиком, который согласуется всеми заинтересованными сторонами. Максимальная длительность стадии – 2 года. На практике обычно речь идет о годе-полутора.
Несоблюдение утвержденного графика или отсутствие реальных результатов становится основанием для перехода к следующей стадии процедуры. Даже если срок финансового оздоровления, установленный судом изначально, не закончился.
Этап №3. Внешнее управление
Назначается, если мероприятия финансового оздоровления на дали положительного результата. Выступает последним шансом избежать банкротства предприятия. Срок внешнего управления не может превышать полутора лет. Основная задача – восстановление платежеспособности предприятия.
Ее решением занимается внешний управляющий. Как и для предыдущего этапа процедуры, обычно таковым назначают специалиста, уже участвующего в деле. Порядок реализации этапа регламентируется главой 6 №127-ФЗ. Важной его особенностью выступает мораторий на предъявление кредиторами финансовых требований.
Этап №4. Конкурсное производство
Если и внешнее управление не привело к исправлению финансовой ситуации в компании, вводится завершающая стадия процедуры банкротства – конкурсное производство. Мероприятие регламентируется главой 7 №127-ФЗ и продолжается до полугода. При необходимости срок увеличивается вдвое. Контроль над его осуществлением возлагается на конкурсного управляющего, которого назначает суд. Основными задачами специалиста выступают:
Проведение процедуры банкротства под ключ – как со стороны должника, так и кредитора. Квалифицированные специалисты, выгодные условия сотрудничества, большой опыт успешного участия в делах о финансовой несостоятельности.
Мировое соглашение. Что это такое и когда может быть достигнуто?
На любой стадии процедуры банкротства допускается заключение мирового соглашения. Его сторонами выступают кредиторы и должник. Подготовкой документа обычно занимается арбитражный управляющий или сам должник. Соглашение в обязательном порядке утверждается судьей.
В документе прописываются права и обязанности заинтересованных сторон, прежде всего – должника в части закрытия долгов. Неисполнение требований документа становится основанием для повторного возобновления процедуры банкротства.
Когда можно пройти по упрощенной процедуре банкротства?
Характерной особенностью стандартной процедуры признания должника финансово несостоятельным выступает серьезная длительность, которая нередко доходит до 3-5 лет. Поэтому законодатели предусмотрели возможность упрощенного банкротства. Такой вариант может быть использован для должников двух категорий:
В первом случае речь идет о решении учредителей запустить процедуру банкротства при полном отсутствии средств. Это становится основанием для прямого перехода к этапу конкурсного производства. Аналогичный порядок установлен и для отсутствующего должника. Таким образом удается сократить срок реализации мероприятия до месяца.
Предоставление консультации и разработка плана действий для проведения процедуры банкротства по упрощенной схеме. Готовы обсудить условия сотрудничества любым удобным способом.
Последствия для юридического лица и других заинтересованных сторон
Главным последствием завершения процедуры банкротства становится исключение организации из ЕГРЮЛ. Другими важными результатами признания компании финансово несостоятельной выступают:
В сегодняшних условиях банкротство предприятия нередко становится единственно возможным решением проблемы долговой нагрузки. Но для того, чтобы осуществить процедуру быстро и без проблем, требуется доскональное знание законодательства и опыт решения подобных задач.
Чем грозит директору банкротство ооо
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Гражданин является директором и единственным учредителем ООО. Решением суда он как физическое лицо признан банкротом. Ему необходимо закрыть ООО. Сотрудники уволены. Гражданин намеревается не отправлять отчетность в налоговый орган и не реагировать на письма из налогового органа.
Какая ответственность установлена для директора и учредителя ООО в данном случае?
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Оценка личных рисков для директора при привлечении его к субсидиарной ответственности в деле о признании несостоятельным (банкротом) общества-должника
Привлечение контролирующего Общество-должника лица (директора) к субсидиарной ответственности в современных реалиях банкротства становится достаточно эффективным механизмом для пополнения конкурсной массы должников или как отдельный инструмент для кредиторов погашения своих требований. В связи этим, со стороны директоров компаний все чаще возникает вопрос: как сохранить лично нажитое непосильным трудом имущество от реализации?
Размер субсидиарной ответственности контролирующего Общество-должника лица равен совокупному размеру требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, а также заявленных после закрытия реестра требований кредиторов и требований кредиторов по текущим платежам, оставшихся не погашенными по причине недостаточности имущества должника. Размер субсидиарной ответственности может быть уменьшен в случае, если им будет доказано, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине этого лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за его счет; не включаются в размер субсидиарной ответственности контролирующего должника лица и не подлежат удовлетворению за счет средств, взысканных с данного контролирующего должника лица, требования, принадлежащие этому лицу либо заинтересованным по отношению к нему лицам.
Правовые последствия привлечения к субсидиарной ответственности
Суд по заявлению временного либо конкурсного управляющего рассматривает вопрос о привлечении к субсидиарной ответственности за предусмотренные законом о банкротстве случаи (без)действия контролирующего должника лица. Суд справе вынести определение по существую, признав (не)обоснованными заявленные требования. Вместе с тем, вопрос размера субсидиарной ответственности приостанавливается до окончательных расчетов с кредиторами. Далее, после окончательного расчета с кредиторами в случае, если требования не будут погашены в полном объеме, по остатку долга отвечает директор.
Способ распоряжения правом требования к директору выбирается кредиторами Общества-должника. Варианты:
Первый. Взыскание задолженности по этому требованию в рамках процедуры, применяемой в деле о банкротстве Общества-должника;
Второй. Продажа права требования к директору на торгах в деле о банкротстве Общества-должника;
Третий. Уступка кредитору части этого требования к директору в размере требования кредитора (по его заявлению) и получение исполнительных листов, которые предъявляются вне рамок дела о банкротстве. Возбуждается сводное исполнительное производство в отношении директора.
На основании имеющегося перед кредиторами долга директора по основанию привлечения к субсидиарной ответственности может быть инициировано дело о банкротстве этого директора как физического лица.
Применяемые на практике способы вывода директорами, привлеченными к субсидиарной ответственности, своего личного имущества.
Основная задача таких действий – не проявить имущественного интереса у кредиторов Общества-должника.
Сделки должника-физического лица
При банкротстве директора как физического лица важным является выбор подконтрольного финансового управляющего. Вместе с тем, оспаривание сделок должника-физического лица может быть инициировано и кредиторами.
Недействительными (ничтожными) могут быть признаны судом сделки, совершенные за три года до принятия судом заявления о признании банкротом. Примеры недействительных сделок:
В исполнительном производстве или в процедуре реализации имущества в деле о банкротстве физического лица не может быть реализовано следующее имущество:
Для придания жилому помещению статуса единственного жилья должники осуществляют регистрацию в нем. В случае, если такое жилое помещение в собственности должника, но регистрация должника – по иному адресу, такое жилье может быть признано дополнительным, что снимет с него исполнительский (имущественный) иммунитет.
Также учитываются права банка, залог которого наложен на жилье должника (ипотека). Закон допускает обращение взыскания на такое жилое помещение и его реализацию в счет погашения долга посредством продажи на публичных торгах.
Права супругов при банкротстве одного из них
По общему правилу имущество гражданина, принадлежащее ему на праве общей собственности с супругом (бывшим супругом), подлежит реализации в деле о банкротстве гражданина.
В конкурсную массу включается часть средств от реализации общего имущества супругов (бывших супругов), соответствующая доле гражданина в таком имуществе, остальная часть этих средств выплачивается супругу (бывшему супругу). Если при этом у супругов имеются общие обязательства (в том числе при наличии солидарных обязательств либо предоставлении одним супругом за другого поручительства или залога), причитающаяся супругу (бывшему супругу) часть выручки выплачивается после выплаты за счет денег супруга (бывшего супруга) по этим общим обязательствам.
Так, в результате реализации имущества супруга, второй супруг будет вправе рассчитывать только денежную компенсацию. В тоже время, приобретенное на имя второго супруга в период брака имущество, включается в конкурсную массу супруга (директора) и наравне с его личным имуществом подлежит реализации.
Вместе с тем супруг (бывший супруг), полагающий, что реализация общего имущества в деле о банкротстве не учитывает заслуживающие внимания правомерные интересы этого супруга и (или) интересы находящихся на его иждивении лиц, в том числе несовершеннолетних детей, вправе обратиться в суд общей юрисдикции с требованием о разделе общего имущества супругов до его продажи в процедуре банкротства. При этом, не обязательно расторгать до этого момента брак с супругом-должником.
В таком случае, подлежащее разделу общее имущество супругов не может быть реализовано в рамках процедур банкротства до разрешения указанного спора судом общей юрисдикции.
Три способа защиты руководителя от претензий в 2021 году: аудит, осмотрительность и делегирование
Виды личной ответственности руководителя
По статистике налоговых органов средние доначисления по результатам проводимых выездных налоговых проверок составляет 33 млн руб. за 1 проверку (по данным за 9 месяцев 2020 года), по Москве эта сумма еще больше — в среднем 43 млн руб. за проверку.
Такие масштабы связаны с цифровизацией налогового администрирования и контроля. Иными словами, бизнес находится фактически «под лупой» у налоговых органов, и агрессивные схемы экономии на налогах (обналичивание денежных средств, работа с техническими компаниями, дробление бизнеса и т.п.) выявляются довольно просто. Такие суммы доначислений весьма существенны для бизнеса и могут грозить компании банкротством, а ее руководителям и собственникам субсидиарной, материальной и уголовной ответственностью.
Субсидиарная ответственность наступает в том случае, когда имущества компании не хватает для того, чтобы удовлетворить требования кредиторов (в том числе налоговых органов). В такой ситуации непогашенная задолженность взыскивается с лица, которое управляло должником и чьи действия или бездействие привели к невозможности выполнить свои обязательства перед кредиторами (банкротству компании). Подробно основания для привлечения к субсидиарной ответственности описаны в ст. 61.11 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Важно! КДЛ — любое контролирующее должника лицо, может быть привлечено к субсидиарной ответственности, а не только руководитель, т.е. любое физическое лицо, которое фактически (а не на бумаге) управляло компанией (участвовало в управлении) в тот момент, когда она превратилась в должника.
В контексте налоговых правонарушений субсидиарная ответственность руководителя может наступить за принятие ключевых деловых решений с нарушением принципов, изложенных в ст. 54.1 НК РФ (с учетом письма ФНС России № БВ-4-7/3060@ от 10.03.2021), которые привели к искажению налоговых обязательств и неуплате налога. В частности, особо рисковыми основаниями являются:
Указанный перечень далеко не полный и отражает только примеры возможных оснований.
Пример из судебной практики. По результатам выездной налоговой проверки была выявлена схема по уклонению от уплаты налогов на основании таких признаков как сделки с фирмами-однодневками, фиктивный документооборот, «сэкономленные» на налогах средства переводились на счета фирм, подконтрольных бенефициару. По итогам проверки компании были доначислены налоги, штраф и пени в общей сумме 1,6 млрд руб. Компания не смогла рассчитаться с налоговым органом и ее признали банкротом. В результате долг перед бюджетом суд взыскал солидарно с фактического бенефициара, директора и учредителя, а также с обществ выгодоприобретателей (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 года по делу №А40-92521/16).
Отметим, что согласно п. 7 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 53 от 21.12.2017 № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве» контролирующим признается выгодоприобретатель (бенефициар), с учетом следующим признаков:
В рамках указанного выше дела контролирующим бенефициаром было признано лицо, контролирующее и распределяющее все товарно-денежные потоки организации, осуществляющее контроль за ее имущественным центром.
Собственники компании (учредители, акционеры) могут привлечь руководителя к материальной ответственности, обратившись с иском о взыскании убытков в суд (Постановления КС РФ от 08.12.2017 № 39-П, п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 62, Определение ВС РФ от 11.05.2018 №А43-15211/2014). Как правило, в сумму убытков включаются штрафы и пени, которые налоговый орган доначислил за неуплату налогов, однако встречаются судебные решения, которые включают в убытки также полную сумму доначисленной недоимки по налогам (например, постановление АС Восточно-сибирского округа от 20.01.2017 №А78-5473/2014).
Обратите внимание, что указанные выше виды персональной ответственности могут применяться к физическому лицу одновременно. К примеру, в деле, рассмотренном АС Московского округа, по итогам выездной налоговой проверки компании было доначислено 53 млн руб., руководитель был привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов на основании ч. 2 ст. 199 УК РФ. В результате компания была признана банкротом, после чего руководитель был также привлечен к субсидиарной ответственности. Хорошо, что Верховный суд решил не взыскивать повторно 53 млн руб. и уменьшил размер субсидиарной ответственности руководителя с 76 до 23 млн руб. (Определение ВС РФ от 03.07.2020 года № 305-ЭС19-17007 (2) по делу № А40-203647/2015, Постановление Девятого ААС от 24.02.2021 года № 09АП-3605/2021 по делу № А40-203647/15).
Сроки привлечения руководителя к ответственности
Парадокс личной ответственности за налоговые нарушения заключается в том, что ее наступление значительно отстает во времени от совершения действий, которые привели к возникновению недоимки по налогам. Иными словами, сегодня придется отвечать за решения, принятые три года назад или даже десять лет назад.
Напомним ключевые сроки привлечения к персональной ответственности:
Вид ответственности | Срок давности привлечения к ответственности |
---|---|
Субсидиарная ответственность | 3 года со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о наличии оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее 3-х лет со дня признания должника банкротом и не позднее десяти лет со дня, когда имели место действия и (или) бездействие, являющиеся основанием для привлечения к ответственности (п. 5 ст. 61.14 Закона о банкротстве). |
Материальная ответственность (взыскание убытков) | 3 года с момента, когда лицо узнало о нарушении его прав (ст. 196, 200 АПК РФ). |
Уголовная ответственность | 2 года со дня совершения преступления небольшой тяжести (уклонение от уплаты налогов в крупном размере), 10 лет со дня совершения тяжкого преступления (за неуплату в особо крупном размере или мошенничество в особо крупном размере — превышающем 12 млн руб.) (1 ст. 78 УК РФ). |
Способы защиты от персональной ответственности
Как же быть руководителю компании, есть ли возможность защититься от персональной ответственности?
Современные реалии требуют от руководителя повышенного внимания к совершаемым хозяйственный операциями, и их тщательного оформления. По сути все способы защиты от персональной ответственности связаны с приобретением навыков «управления рисками» бизнеса с учетом динамично меняющегося законодательства и правоприменительной практики. Ниже остановимся на трех ключевых способах предупреждения рисков ответственности:
Способ 1. Аудит и аудиторское заключение
Сегодня независимый аудит фактически становится необходимостью для компании и руководителя, который хочет обезопасить себя от многомиллионных претензий. Аудиторы анализируют хозяйственные операции компании и оформляющие их документы, выявляют и оцифровывают риски, вырабатывают рекомендации по их устранению или хотя бы минимизации. При этом в ходе проведения аудита рекомендуем отдельно запрашивать оценку рисков персональной ответственности руководителя. По сути аудиторское заключение позволяет руководителю увидеть полную картину рисков и резервов с цифрами и аргументацией оснований с учетом законов и актуальной правоприменительной практики.
После получения полной картины у руководителя появляется возможность управлять своими рисками. Иногда выявленное нарушение очень легко исправить и спасти копанию и себя от крупных доначислений — в частности привести в порядок документацию и бухучет при обнаружении пороков в их оформлении. Отметим, что нарушения в оформлении документов даже при реальности сделок может стать основанием для доначисления налогов и привлечения к субсидиарной ответственности.
В определенных случаях лучшим решением для компании будет подача уточненных деклараций за прошлые периоды, что спасет компанию от штрафов, пеней, а руководителей от последующих претензий. В других случаях, компании необходимо будет заранее собрать дополнительные доказательства, подтверждающие деловую цель сделки, провести беседу с сотрудниками. В рамках аудита могут быть оценены прошедшие периоды, а также потенциальные риски будущих периодов.
Отдельно отметим, что значение имеет не только сам факт проведения аудита (допустим, инициативного аудита), в рамках которого компания и руководитель узнает о своих рисках, но и наличие самого аудиторского заключения. Аудиторское заключение может подтверждать факт того, что:
Таким образом, проведение аудита и получение аудиторского заключения имеет для бизнеса и его руководителя следующие плюсы:
Не забывайте, что важно не только аудировать текущие обязательства компании, но и не оставлять без внимания прошлые периоды. Напомним, что в ходе выездной налоговой проверки, может быть проверен период в 3 календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Иными словами, в 2021 года к компании может прийти налоговая инспекция и проверить правильность исчисления налогов за 2018 — 2020 годы, а также захватить текущий 2021 год. Соответственно, при наличии «проблемных» операций компании могут быть доначислены за эти периоды существенные суммы недоимки, а у руководителя возникнуть риски привлечения к субсидиарной, уголовной и материальной ответственности. Просканировать прошлые периоды на предмет рисков вы можете и самостоятельно или пригласить аудиторов, проверить корректность документооборота, деловую цель операций, наличие факторов взаимозависимости и прочих обстоятельств, повышающих риск проведения выездных налоговых проверок и доначислений.
В то же время при самостоятельной оценке вы рискуете что-то оставить без внимания, поэтому эффективней будет доверить проверку прошлых периодов профессиональным аудиторам, которые не только обозначат риски, но и сформируют рекомендации о том, что можно сделать для их уменьшения в настоящий момент, помогут выявить финансовые резервы (возможные переплаты, неиспользуемые льготы и т.п.), а также разделят с вами бремя ответственности, предоставив гарантии и страховку.
Способ 2. Должная осмотрительность (анализ контрагентов)
Проблемные контрагенты, «технические» компании всегда привлекают повышенное внимание налоговых органов, а операции с ними всегда вызывают сомнения. В связи с этим важно особенно при заключении крупных сделок досконально изучить контрагента и выяснить нет ли у него признаков недобросовестности.
ФНС России в письме от 10.03.2021 № БВ-4-7/3060@ закрепило определенный стандарт осмотрительности при заключении сделок с контрагентом. В частности, налогоплательщик должен проверить деловую репутацию компании, ее способность исполнить обязательство, уровень платежеспособности. Налоговая служба отметила, что реальная (нетехническая) компания будет «оставлять следы»: ее будут знать на рынке, будет какая-то реклама ее деятельности, опыт, подтвержденный реальными контрактами и клиентами, наличие субподрядчиков, будет офис или какая-то площадка для продвижения. В свою очередь, в отношении технической компании не удастся найти историю ведения бизнеса, какие — либо активы. Все эти факторы необходимо не просто учитывать при проверке контрагентов, но и сохранять подтверждения проверки. Отметим также, что проверить как будущих, так и уже действующих контрагентов с точки зрения степени налогового риска вы также можете поручить независимому аудитору, который обладает для этого навыками и дополнительными инструментами.
Упомянем также еще один способ снижения рисков взаимодействия с контрагентами — включение в договор «налоговой оговорки» (ст. 431.2, 406.1 ГК РФ), которая позволит компенсировать со стороны контрагента налоговые потери, которые компания понесет по его вине. Наличие такой оговорки очень выгодно для компании и значительно снижает риски, поскольку создает для компании определенную «финансовую подушку».
Пример из практики. ООО «Торговому дому «Риф» инспекцией было отказано в признании налоговых вычетов по НДС в сумме более 12 млн руб. Все эти вычеты были связаны с поставками от ООО «Агробизнес», а причиной отказа стали выявленные инспекцией признаки искусственного документооборота поставщика со своим субпоставщиком (ООО «Фаворит») при отсутствии реальной возможности осуществить поставки указанных ТМЦ. Вместе с тем договор поставки ООО «Торговый дом «Риф» с ООО «Агробизнес» содержал «заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения и исполнения договора». В частности, поставщик заверил покупателя и гарантировал ему, что все операции о покупке товара у своих поставщиков полностью отражены в первичной документации продавца, в бухгалтерской, налоговой, статистической и любой иной отчетности, обязанность по ведению которой возлагается на продавца. При нарушении заверений поставщик обязуется возместить ООО «Торговому дому «Риф» убытки, в том числе суммы доначисленного НДС. ООО «Торговый дом «Риф» применил указанную «налоговую оговорку» и взыскал суде с поставщика более 12 млн. руб. НДС, по которому ему было отказано в вычете (дело №А53-22858/2016).
Способ 3. Делегирование ответственности
Когда речь идет о привлечении руководителя к субсидиарной ответственности или иной личной ответственности за совершение сделки, которая повлекла за собой налоговые доначисления, важным обстоятельством доказывания будет являться степень влияния руководителя на факт и условия совершенной сделки.
Вовлечение в принятие делового решения нескольких лиц (исполнительных органов компании, собственников), с одной стороны, позволит распределить ответственность, с другой, будет способствовать принятию более взвешенных бизнес-решений. При этом важно, чтобы состав полномочий руководителя и других лиц, участвующих в принятии решения, а также процесс его принятия были подробно зафиксированы во внутренних регламентах, должностных инструкциях. Такой механизм совместного принятия решений также позволит оставить «след» обоснования принятия именно такого решения в интересах бизнеса (переписка, результаты внутренних совместных собраний).
При этом принятие всех важных для бизнеса решений (а не только одобрение крупных сделок в соответствии с требованиями законодательства) совместно с собственниками компаний станет для руководителя гарантией того, что собственник не будет в дальнейшем привлекать его к материальной ответственности за убытки, возникшие вследствие исполнения таких решений.
Дополнительно мерой снижающей риски привлечения руководителя к ответственности может быть фиксация обстоятельств, влияющих на принятие решения в текущем моменте. К примеру, основанием для решения руководителя о распродаже остатков ТМЦ на складе могут быть обстоятельства, вызванные пандемией COVID-19. Текущее экономическое положение компании вынуждало руководителя искать резервы для поиска денежных средств для обеспечения функционирования организации. Все эти обстоятельства важно зафиксировать в приказе. Также отметим, что еще одной факультативной мерой защиты руководителя может стать так называемое D&O страхование (directors and officers liability insurance). Страховой полис предлагает покрытие ответственности топ-менеджеров от претензий, которые могут стать следствием их действий или решений в процессе осуществления полномочий. При этом важно помнить, что данный вид страхования «не для всех». Страховые компании тщательно изучают информацию об организации, на основе открытых источников оценивают ее репутацию, изучают финансовую отчетность. Если вы захотите заключить договор D&O страхования, наличие аудиторского заключения, подтверждающего правомерность ваших действий / решений и достоверность отчетности, станет хорошим аргументом в вашу пользу.
Как видим, руководитель компании рискует многим, в т.ч. личными денежными средствами. Поэтому необходимо принять все возможные меры для того, чтобы эти риски были минимальны. Узнать «масштаб бедствия» поможет проведение комплексного аудита, по результатам которого заказчик получает не только оцифрованную «картину бизнеса» в виде 10 различных отчетов, но и рекомендации по устранению ошибок и рисков, а также юридическую защиту проверенного периода в случае претензий налоговых органов и страховку, компенсирующую убытки (пени и штрафы), если оспорить доначисления не удастся.