Чем грозит неисполнение госконтракта
Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов
Руководитель экспертного центра «Деловой России» по уголовно-правовой политике и экспертизе законопроектов
специально для ГАРАНТ.РУ
Многие предприниматели стремятся заключить госконтракт. Участию в конкурсе не всегда предшествует всесторонняя оценка возможностей и анализ соответствия участника всем требованиям, предъявляемым заказчиком. Важно знать не только как заключить контракт, но и как не понести серьезные финансовые и реупутационные потери, а главное – не стать обвиняемым в совершении преступления. Предприниматели должны иметь финансовые резервы, а также уметь просчитывать гражданско-правовые и уголовно-правовые риски. О чем и поговорим ниже.
Гражданско-правовые и административные риски
Нарушения при подписании и выполнении госконтракта могут повлечь внесение в реестр недобросовестных поставщиков, которые ведет ФАС России. Последствиями внесения в такой реестр в соответствии с п. 16 Постановления Правительства РФ от 25 ноября 2013 № 1062 становится отсутствие возможности предпринимателей (вносится информация о компании, учредителях, руководителях, членах правления) участвовать в конкурсе на выполнение госконтракта в течение двух лет с момента внесения в реестр, а также негативное влияние на имидж компании. В реестр попадают те, кто уклонился от заключения контракта, несвоевременно внес обеспечение после победы, участники, с которыми контракт был расторгнут в судебном порядке. В случае если внесение в реестр произошло, а компания с этим не согласна и имеет аргументы, обжаловать такое решение можно в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало о включении в реестр.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В соответствии с п. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае просрочки или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
В ст. 330 Гражданского кодекса указано, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежным сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. Поэтому исполнитель в случае такого нарушения в соответствии со ст. 401 ГК РФ несет ответственность независимо от своей вины, если не докажет, что ненадлежащее исполнение обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Так, например, п. 3 ст. 405 ГК РФ и п. 2 ст. 328 ГК РФ указывает на возможность освобождения должника от ответственности перед кредитором, то есть подрядчика перед заказчиком, за просрочку исполнения обязательств, если подрядчик докажет, что не выполнил обязательство вследствие просрочки заказчика.
В случае неисполнения выставленных требований или несогласия подрядчика с ними споры решаются в арбитражном суде. При чем доводы о ненадлежащем исполнении или просрочки исполнения в связи с нарушениями сроков контрагентами судом отклоняется, как не имеющая значения для правового спора о выплате неустойки и штрафов, указанных в контракте, при чем их снижение судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ происходит редко. Подача встречного искового заявления тоже не решает вопрос, а за заказчиком утверждают право удерживать из выплаты неустойку и штраф по контракту, как, например, указано в постановлении Пятого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2018 г. № 05АП-9245/17 по делу № А59-3483/2017.
Уголовно-правовые риски неисполнения госконтрактов
Практика показывает, что при ненадлежащем исполнении госконтракта предприниматель рискует быть привлеченным к уголовной ответственности. Уголовное дело может быть возбуждено как по заявлению, так и по рапорту уполномоченного сотрудника правоохранительных органов, так как речь идет о государственных денежных средствах. Ниже рассмотрим наиболее характерные поводы для возбуждения уголовных дел.
Неисполнение контракта, задержка исполнения контракта.
Неисполнение контракта – при сегодняшней системе проверки участников это крайне редкий случай, когда компания заключала контракт без намерения его исполнять. В данном случае умысел направлен на хищение аванса. В таком случае вина ответственных лиц очевидна. Иная ситуация, когда контракт не исполнен в срок, например, в связи с тем, что подвел субподрядчик, а денежных средств на то, чтобы поручить это другому субподрядчику, и своих ресурсов нет. В таком случае подрядчик может оказаться обвиняемым по уголовному делу и расплатиться за то, что не подошел к выбору субподрядчика с должным вниманием и осмотрительностью. Для защиты хорошо, если будет максимум доказательств добросовестности. Поэтому перед заключением договора субподряда необходимо проверить через специализированные системы проверки контрагента, съездить к нему в офис, сделать фотографии, познакомиться с директором, проверить отзывы о компании среди деловых партнеров.
Подписание с заказчиком документов, подтверждающих исполнение работ (например, акты КС-2, КС-3) при неполном или ненадлежащем исполнении работ.
В данном случае ответственность может понести как должностное лицо, которое поставило свою подпись и приняло работы, несмотря на то, что они не были завершены или требовалось устранение недостатков, так и сам предприниматель, вступивший в сговор с должностным лицом и убедивший подписать документы. Это достаточно нередкое и опасное своими последствиями уголовного наказания нарушение.
Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.
Если в ходе проверки было установлено, что выполненные работы или закупленный товар не отвечают установленным требованиям, предпринимателя, который исполнял госконтракт, могут обвинить в мошенничестве. При чем в соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» вменяться будет вся сумма госконтракта независимо от того, что часть поставленных товаров (работ) используется заказчиком. На практике даже наличие подтверждающих качество сертификатов от производителя и надлежащей оплаты последнему со стороны подрядчика товаров не ограждает от возбуждения уголовного дела, хотя и может быть успешно использовано для защиты прав и свобод подрядчика в уголовном процессе.
Исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам.
В случае, когда исполнитель выполнил работы или поставил товары по завышенным ценам, может быть возбуждено уголовное дело. При чем срок привлечения к уголовной ответственности по ч. 3-4 ст. 159 Уголовного кодекса составляет в соответствии со ст. 15, ст. 78 УК РФ 10 лет. В такой ситуации устанавливается сговор между госзаказчиком и подрядчиком, преднамеренное завышение стоимости контракта, возможно искусственного создание дополнительных параметров, чтобы победу одержал именно определенный участник.
Так, например, генеральный директор Л. в связи с невыполнением госконтракта и подписанием актов КС-2, КС-3 путем уговоров должностных лиц был обвинен в совершении хищения денежных средств путем обмана в особо крупном размере из бюджета Приморского края по ч. 4 ст. 159 УК РФ. Защита была выстроена на досудебном соглашении с принятием мер к возмещению вреда, что позволило суду г. Владивосток Фрунзенского района назначить наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года, которое в соответствии с ч.1 ст. 73 УК РФ считать условным (приговор суда от 28 августа 2017 г. по делу № 1-294/2017). Далеко не всегда признание вины и сотрудничество со следствием – это верная стратегия, она целесообразна только, когда вина действительно имеет место. Другая ситуация, когда предприниматель поставил товар, который закупил у надлежащего поставщика со всеми необходимыми документами, а товар был признан ненадлежащего качества и обвиняют в этом именно поставщика, то есть исполнителя госконтракта, было возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ по факту, предъявлением обвинения генеральному директору с избранием ему меры пресечения в виде заключения под стражу. При чем вменяется ему не разница между суммой госконтракта и потраченной исполнителем суммой на приобретение поставленного товара, с привлечением виновных лиц в производстве ненадлежащего товара и вменения им оставшейся суммы, а вся сумма госконтракта, что чаще делает невозможным возместить такой ущерб. При чем никак не учитывается тот факт, что продукцию, признанную ненадлежащего качества, заказчик может эффективно использовать.
Моя практика защиты прав и свобод предпринимателей, нарушивших условия госконтракта, и приведенные примеры свидетельствуют, что чаще всего им инкриминируется ст. 159 УК РФ, реже ст. 160 УК РФ. Возбуждение уголовного дела приводит к обыскам, выемкам у подрядчика и его контрагентов, что существенно парализует работу и портит репутацию. Также мешает работе и тот факт, что руководство и сотрудники вызываются на допросы и очные ставки, а имущество фигурантов арестовывается. Важно, что следствие и суды не признают в таких ситуациях нарушения преступлениями, совершенными в сфере предпринимательской деятельности, что часто влечет избрание меры пресечения в виде заключения под стражу вопреки гарантиям для предпринимателей, предусмотренным ч. 1.1 ст. 108 Уголовно-процессуального кодекса.
Поэтому очень важно при заключении госконтракта оценить свои возможности, внимательно изучить все требования к участникам, честно оценить соответствие им, а подрядчиков выбирать только проверенных с должным вниманием и осмотрительностью, учитывая все правовые последствия.
Новые штрафы для поставщиков по 44-ФЗ
Штрафы по 44-ФЗ — это от 1000 до 500 000 рублей, в некоторых ситуациях считают как процент от НМЦК. Планируют наказывать за недостоверные сведения. Законопроект уже в Госдуме.
Скачать законопроект № 1075609-7 из КонсультантПлюс |
Поставщиков начнут штрафовать за недостоверную информацию
15.12.2020 на сайте Госдумы опубликовали проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) № 1075609-7. Планируют закрепить ответственность за передачу участниками госзакупок недостоверных сведений.
В законопроекте указано, что если потенциальный поставщик передаст недостоверные данные в заявке или документы, которые подтверждают соответствие доптребованиям, или победитель передаст недостоверную информацию при заключении или выполнении обязательств по госконтракту, то должностное лицо и ИП получат штраф на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлицо за такие действия оштрафуют на сумму от 100 000 до 300 000 рублей.
За направление заявки с заведомо недостоверной информацией о предлагаемом товаре, в т. ч. о товаре, который поставляется при выполнении работ, оказании услуг, должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей, а юрлица оплатят штраф от 50 000 до 200 000 рублей.
Чтобы реализовать поправки, в КоАП внесут новую статью 7.30.1 «Предоставление недостоверных документов (их копий) и информации в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд». Инициаторы нововведений подчеркивают, что цель введения новых штрафов — минимизация участия подрядчиков с недостоверными документами, повышение эффективности при расходовании бюджетных денег и способствование созданию равных условий для конкуренции.
23.12.2020 законопроект вернули субъекту права законодательной инициативы из-за несоблюдения требований регламента Госдумы. Предполагаем, что нарушения устранят и внесут в парламент по правилам снова.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какая ответственность грозит участникам закупок сейчас. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какая ответственность предусмотрена
Федеральный закон № 44-ФЗ уделяет вопросу ответственности контрагентов по госконтрактам большое внимание и обязывает предусматривать положения о ней в текстах соглашений. Такой подход:
Предусмотрена такая ответственность по 44-ФЗ о контрактной системе 2021 года:
В контракте обязательно прописываются штрафы и пени по 44-ФЗ с последними изменениями для обеих сторон.
Как считают пени
Порядок расчета пени установлен в тексте Федерального закона № 44-ФЗ в частях 5 и 7 статьи 34. Он одинаков как для заказчика, так и для контрагента: пени устанавливаются в размере 1/300 ключевой ставки Центрального банка РФ от суммы неисполненного обязательства за каждый день просрочки.
Например, госконтракт предполагает поставку товара на общую сумму 10 000 рублей в срок до 16.09.2019 включительно. В установленный срок поставщик поставил товар только на 2000 руб., товар на сумму 8000 предоставлен заказчику только 30.09.2019. Просрочка составила 13 дней, ключевая ставка ЦБ РФ на это время составляет 7%, сумма неисполненного в срок обязательства — 8000 рублей.
Сумма пени составит: 8000 × 13 × 1/300 × 7% = 24 рубля 27 копеек.
Штрафы по 44-ФЗ за ненадлежащее исполнение
Порядку расчета санкций за ненадлежащее исполнение контракта посвящено постановление правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Таблица штрафов за ненадлежащее исполнение контракта по 44-ФЗ в 2020 году:
Для заказчика | Для поставщика | ||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Размер штрафа за каждое нарушение зависит от стоимости госконтракта: Постановление предусматривает общее правило исчисления штрафов за каждое нарушение для поставщиков и ряд исключений — особых ситуаций, в которых исчисление производится иначе. Общее правило устанавливает взаимосвязь размера штрафа и суммы госконтракта: Если закупка проводилась среди организаций, относящихся к СМП или СОНКО, штраф за каждое нарушение при любой цене контракта составит 1% от цены сделки, но не меньше 1000 и не больше 5000 рублей. Если в ходе тендера цена госконтракта не просто снизилась, а ушла в минус, то есть участники боролись за шанс заключения госконтракта и победил тот, кто предложил большую цену за контракт, сумма санкции зависит от того, оказалась ли в итоге цена, которую победитель заплатил за госконтракт, выше или ниже НМЦК. Если ниже, сумма штрафа составит: Если контрагент нарушил какое-то обязательство по соглашению, которое не имеет стоимостного эквивалента, сумма санкции за это нарушение исчисляется в следующем порядке: Если подрядчик не исполнил обязательство по строительству или капремонту, которое обязан выполнить без привлечения субподрядчиков, штраф — 5% от стоимости этих работ. Если контрагент обязан привлечь субподрядчиков из числа СМП и СОНО, но не выполнил эту обязанность, штраф — 5% от суммы привлечения. Общая сумма выставленных той или иной стороной штрафов не должна превышать сумму контракта. Сторона избежит санкций, если докажет, что не могла надлежащим образом выполнить обязательства из-за обстоятельства непреодолимой силы. Если специальным законодательством установлен другой порядок начисления штрафа, чем порядок по постановлению № 1042 от 30.08.2017, то размер штрафа и порядок его начисления устанавливается контрактом по спецнормам. Административная ответственность по КоАППомимо ответственности, которая предусматривается госконтрактом, и к которой друг друга призывают сами стороны, за нарушения в рамках работы в контрактной системе наступает и административная ответственность по Кодексу об административных правонарушениях РФ. Основным видом санкций, которые налагаются на виновника правонарушения, является штраф, но возможна и дисквалификация. Ответственности подвергаются как организации, так и их должностные лица. Штраф по КоАП назначает только официальный государственный орган, в чьей компетенции находится разрешение таких дел. Для контрактной системы — это Управление Федеральной антимонопольной службы. Вот сводная таблица штрафов по 44-ФЗ с последними изменениями КоАП на 2021 год:
|