Проблемой многих городов на сегодняшний день является наличие пробок, особенно в определенные часы пик. Застрять в длинной очереди из машины несет в себе мало приятного. И часто находятся особенно спешащие водители, которые стремятся объехать создавшуюся колонну. Единственный способ сделать это – выехать на обочину, а потом опять вклиниться в общий ряд. Однако такие действия, согласно действующему законодательству, расцениваются как нарушение: на такого автомобилиста налагается штраф за езду по обочине. Эта мера вполне разумна, так как такое поведение вызывает ряд неудобств для остальных участников дороги, таких как образование мешающих обзору облаков пыли, создание аварийной ситуации на пешеходной зоне, еще большее затруднение движения в тех местах, где транспортное средство пытается вернуться с обочины в ряд движущихся машин. Езда по обочине является нарушением ПДД и влечет за собой административное наказание в виде штрафа. На какую сумму могут оштрафовать, и в каких случаях движение по этой части дороги разрешено?
Что гласит правило?
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Какой штраф за езду по обочине в 2021 году?
Сумма санкций зависит от конкретной ситуации. Наказания за нарушения описаны в ст. 12.15 КоАП РФ.
Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне).
Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования.
Проезд по обочине слева (обгон).
Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа.
Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года.
Езда по тротуару или газону.
Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр.
Какой грозит штраф водителю ТС за обгон по обочине?
Если вы проживаете в городе, огромном или не очень крупном, такое явление, как пробки на дорогах, знакомо вам не понаслышке. Иногда в такой пробке можно застрять на несколько часов. Многие водители со временем привыкают или стараются объезжать особенно проблемные места.
Но всегда находятся нетерпеливые, которым чересчур тоскливо ожидать, когда рассосется пробка. Такие автомобилисты могут выполнить объезд или обгон других ТС по обочине. Окончиться для них это может штрафом, а в самых неблагоприятных обстоятельствах и ограничениями в специальном праве.
Какое предусмотрено наказание?
Автомобилисты, застрявшие в пробке, могут попытаться пробиться вперед путем маневрирования. Но если и встречная часть дороги забита транспортом или на данном участке дороги такой маневр невозможен, остается только путь по обочине.
Стоит заметить, что маневры нетерпеливых водителей способны создать немалые проблемы для движения прочим участникам. В летнее время автомобили при езде по обочине поднимают колесами много пыли – она осложняет обзор, попадает вместе с воздухом в легкие других водителей, проникает в салоны. Шофер, проехавший какое-то расстояние по обочине, затем вновь встраивается в ряд транспорта. Это приводит к дополнительным проблемам при движении, а пробка только увеличивается. Опасны такие маневры и для проходящих по трассе пешеходов.
Проезды, для которых шофер задействует обочину, трактуют как нарушение маневрирования. Согласно ст.12.15 КоАП действия автомобилиста подлежат наказанию, штраф составляет 1500 рублей.
Намного более серьезным будет наказание для тех, кто объезжает пробку по левой обочине.
При нарушении наказание определяется по ст.12.15 КоАП (п.4) и представляет:
Если правонарушение совершено повторно, согласно ст.12.15 КоАП (п.5) назначается:
Стоит заметить, что в случае такого нарушения не помогут оправдания автомобилиста, выполнявшего объезд скопления машин по встречной полосе, что он якобы старался объехать препятствие. Ни заторы, ни остановившиеся на дороге исправные ТС не считаются препятствием (ст.1 п.2 ПДД).
Некоторые из водителей пытаются объяснить свой маневр тем, что выехали на обочину с целью остановки, а затем не смогли найти удобного места и продолжали движение вынужденно. Но на это сотрудники ДПС могут ответить, что во время поиска места для остановки следует продолжать движение в правом ряду. Проезжая по обочине, нетерпеливый шофер заставляет нервничать других участников движения, способствует увеличению пробок, а также может спровоцировать ДТП.
Что говорится в ПДД?
Автомобилистам, которым часто приходится стоять в пробках, стоит изучить ПДД на предмет нюансов при езде по обочинам. Почти все действия, производимые таким образом, означают административное нарушение и подлежат наказанию. Но в некоторых обстоятельствах маневр дозволяется.
В п.1.2 Правил дорожного движения обочиной называют крайнюю часть дороги, которая от проезжей отличается видом покрытия. Она также может быть отделена от основной дороги при помощи разметки 1.2.1 или 1.2.2. В ст.9 п.9 запрещена езда ТС по обочинам и разделительным полосам.
На фото изображены виды разметки, обозначающие край проезжей части:
Сплошная линия 1.2.1
Прерывистая линия 1.2.2
Несмотря на запрет продвигаться по обочинам, не редкость, когда тот или иной водитель старается обогнуть часть пробки, продвигаясь по обочине. При попытке возвратиться в ряд движущегося транспорта нарушители создают все большие проблемы для движения.
На обочину все же можно съезжать – для этого в ПДД особо оговорены некоторые ситуации.
Когда движение по краю дороге разрешено?
Выезжать на такой элемент дороги, как обочина, можно для того, чтобы ненадолго остановиться или устроить стоянку, когда это не запрещается. Маневр разрешен только с правой стороны дороги (ст.12 п.1 ПДД). Слева остановки или стоянки разрешаются только в населенных пунктах при условии:
По обочине могут двигаться автомобили:
Допустимо двигаться по обочине:
Спорные ситуации
Если автомобилист не согласен с точкой зрения сотрудника ДПС, он может его обжаловать. Для этого следует подать в ГИБДД заявление, привести доводы в пользу того, что нарушения не было. Если удастся представить убедительные доказательства, можно будет избежать наказания. При безуспешных попытках оправдаться оплатить штраф все же придется.
Чаще всего автомобилисты, застигнутые на «месте преступления», пробуют оправдаться тем, что не осуществляли движение по обочине, а пытались совершить остановку. Сотрудники ДПС могут возразить, что место для остановки следует выбирать, двигаясь в ряду автомашин, а не покидая его.
В этом случае надежда на благоприятный исход дела есть – если происшествие не было зафиксировано при помощи фото- или видеосъемки. В этом случае даже при выписывании протокола вы можете отправить в суд заявление с рассмотрением собственной версии произошедшего.
Со своей стороны, автомобилист может предупредить такое развитие событий, если в самом деле намеревается остановиться.
Обогнать автомобили по обочине в небольшом городе чаще всего удается безнаказанно. Зато в крупных населенных пунктах, где во многих проблемных местах установлены видеофиксаторы, это совсем не так просто. Выезжая на обочину с целью обгона других ТС, водителю надо понимать, что его действия с большой вероятностью обернутся денежным штрафом.
Каким образом ДПС может доказать вину?
Сотрудники ДПС, отметив нарушителя правил движения по автодорогам, обязаны принять меры к пресечению его действий. Выписывая протокол для назначения штрафа за обгон, они обязаны подтвердить правомерность своих действий. Чтобы отправить дело в суд, требуется предоставить дополнительные материалы, подтверждающие совершение неправомерных действий.
Такими доказывающими материалами чаще всего являются фотографии или видеосъемка, выполненные на месте происшествия. Принимаются на рассмотрение материалы хорошего качества, где запечатлены транспортные средства с четко различимыми опознавательными знаками. Должно быть узнаваемым место съемки и совпадать с тем, что обозначено в протоколе.
Также многие сотрудники ДПС стараются непосредственно на месте происшествия получить показания свидетелей. Они также могут дополнить сведения, прилагаемые к протоколу.
Заключение
Обгон автомобилей, стоящих в пробке, при совершении маневра путем проезда по обочине квалифицируется как серьезное нарушение правил. Сотрудники ДПС обязаны пресекать такие нарушения, но они не в состоянии каждому из водителей внушить желание соблюдать культуру поведения при движении. Неверный подход к соблюдению общепринятых правил может навредить как самому автомобилисту, так и прочим участникам дорожного движения.
Штрафы за выезд на встречную, стоянку и обгон: как по закону
В России за одно и то же нарушение могут оштрафовать как на 500 рублей, так и на 5 тысяч.
Пленум Верховного суда объяснил водителям, судам и сотрудникам ГИБДД, как правильно штрафовать за нарушения, по каким статьям наказывать и что делать в сложных случаях. Мы уже разобрали две части этого постановления:
В очередном разборе речь пойдет о преимущественном праве, нарушениях при обгоне, выезде на встречную полосу, правилах стоянки и обязанностях после ДТП. Главные судьи страны объяснили нюансы, которых нет в административном кодексе и о которых чаще всего не знают даже инспекторы и суды. Из-за неправильной квалификации водители теряют деньги и права. Вот что нужно знать, чтобы такого не случалось.
За что могут назначить штраф
Преимущественное право движения
Если водитель не уступил дорогу машине, у которой на конкретном участке дороги есть преимущественное право движения, его могут оштрафовать на 1000 Р по ч. 2 ст. 12.13 или на 500 Р по ч. 3 ст. 12.14 КоАП РФ.
Предоставить преимущественное право — значит не начинать движение, прекратить маневр или остановиться, если иначе машине с преимущественным правом придется изменить направление или скорость движения.
Но если машина едет не по правилам, то у нее нет преимущественного права. И водители не обязаны уступать ей дорогу. А значит, и штрафовать их тоже нельзя.
Например, автомобиль едет по обочине, встречной полосе или выезжает на перекресток на красный свет, а водитель другой машины не уступил ему дорогу. Он и не должен уступать — даже если есть признаки преимущественного права движения. Тут нет повода для штрафа. Используйте это, чтобы не потерять деньги из-за чужих нарушений: ссылайтесь на пункт 14 постановления Пленума ВС № 20.
Преимущественное право машин с разметкой и мигалками
Но нарушением это будет считаться, только когда соблюдаются два условия:
Выезд на встречную полосу с нарушением правил
Запреты выезда на встречную полосу, при нарушении которых грозит лишение прав, упоминаются, например, в таких пунктах ПДД: 8.6, 9.1.1, 9.2, 9.3, 9.6, 11.2, 11.4, 15.3.
Если обгонять скорую помощь по встречке или не выполнять требования знаков «Круговое движение» и «Въезд запрещен», это тоже попадает под ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, по которой лишают прав.
Когда маневр с выездом на встречную полосу начинается без нарушения ПДД, а заканчивается с нарушением — это повод для большого штрафа или лишения прав.
Но Верховный суд объяснил, что знаки и разметка, при нарушении которых водитель выезжает на встречку, должны быть установлены там, где положено, и отмечены на дорожной схеме. Это касается даже временных знаков. Рассматривая дело о лишении прав за выезд на встречную полосу, суд может истребовать схемы и проекты дорог. Если знак там не отмечен и нет разметки, то и нарушения тоже нет — а значит, штрафовать на 5 тысяч не положено. И тем более нельзя лишать прав.
Обгон запрещен
Знак 3.20. Этот знак означает запрет обгона. Если водитель нарушил запрет и выехал на встречную полосу, это нарушение попадет под ч. 4 ст. 12.15 — можно потерять права на полгода. Но для запрета есть исключения: нельзя обгонять любой транспорт, кроме гужевых повозок, велосипедов, мопедов, мотоциклов без прицепа.
Если других запретов кроме знака 3.20 нет, то выезд на встречную при обгоне велосипеда под лишение прав не попадает. Потому что велосипеды обгонять не запрещено. Но будьте внимательны: кроме знака 3.20 бывают другие запреты на обгон, например на пешеходных переходах или опасных поворотах.
Знак 3.20 «Обгон запрещен»
Тихоходный транспорт. Тихоходные транспортные средства тоже можно обгонять, даже если есть знак 3.20, но нет других запретов. Но с этим бывают проблемы: по правилам на тихоходное транспортное средство нужно установить специальный знак — красный треугольник в желтой рамке.
Если вас хотят оштрафовать за выезд на встречную полосу при обгоне асфальтоукладчика — якобы обгон был запрещен, — то можно сохранить права и деньги: ссылайтесь на пункт 15 постановления Пленума. Асфальтоукладчик — тихоходный транспорт, даже если на нем нет красного треугольника.
Опознавательный знак для тихоходного транспорта
Нарушение правил остановки и стоянки
Но есть нарушения, за которые штрафы будут выше. Например, если припарковаться на местах для инвалидов, можно потерять 5000 Р : это уже ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ.
За стоянку на тротуаре штраф 1000 Р по ч. 3 той же статьи. А вот если оставить машину на детской площадке или газоне, под ст. 12.19 КоАП это вообще не попадает — за такое могут наказать только по региональным законам.
Если машина стоит одновременно и на тротуаре, и на газоне, то оштрафуют и по ст. 12.19 КоАП РФ, и по региональному административному кодексу.
Если машина стоит под запрещающим знаком, это длящееся нарушение. Даже когда автомобиль оставили на час или два, штраф может быть только один. Нельзя три раза зафиксировать камерой неправильно припаркованную машину и отправить владельцу три постановления. Но если на машине уехали, а потом опять оставили ее под знаком «Остановка запрещена», тогда первое нарушение прекратилось и началось второе — и штрафа тоже может быть два.
Вред здоровью из-за нарушений ПДД
Если в ДТП пострадал только водитель, то есть он и нарушитель, и потерпевший, его по статье 12.24 КоАП не штрафуют. Платить деньги в бюджет за вред здоровью придется только в том случае, если по вине водителя пострадал другой человек. Зато водителя могут оштрафовать за нарушение, которое он допустил. Например, за проезд на красный свет или за неисправные тормоза.
Когда по вине водителя причинен вред нескольким людям, протокол все равно один, а в нем указаны все потерпевшие. Если есть и легкий, и средний вред, дела объединяют в одно и назначают наказание по более строгой части статьи 12.24 КоАП РФ, а не несколько штрафов за разные виды вреда здоровью.
Обязанности после ДТП
У водителя, который попал в ДТП, есть обязанности по закону. Например, нельзя пить алкоголь и уезжать с места аварии, нужно установить знак аварийной остановки, оказать помощь пострадавшим, вызвать скорую и сотрудников ГИБДД. Кто не соблюдает обязанности, получает штраф по ст. 12.27 КоАП РФ. По этой статье штрафуют только водителей. Для пешеходов, пассажиров и велосипедистов за аналогичные нарушения есть статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ.
Если водитель уедет с места аварии, он может остаться без прав на полтора года. Даже когда никто не пострадал. И даже если нужно было всего лишь заполнить извещение для ОСАГО без вызова полиции: это тоже считается оставлением места ДТП и наказывается по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Если водитель повез пострадавшего в больницу, а потом не вернулся, это тоже ч. 2 ст. 12.27 КоАП — с лишением прав или административным арестом.
Уезжать с места ДТП нельзя даже тем водителям, которые спровоцировали ДТП, хоть и не столкнулись с другими машинами. Например, водитель подрезал автомобиль с нарушением ПДД, сам никого не задел, но из-за этого маневра столкнулись другие машины. Если нарушитель видел, что случилось ДТП, но уехал, это ч. 2 ст. 12.27 КоАП и лишение прав.
Пить алкоголь и принимать запрещенные вещества после ДТП тоже нельзя. Для нарушителей этого запрета в административном кодексе есть отдельная санкция — по ч. 3 ст. 12.27 КоАП. Чтобы доказать, что водитель выпил после аварии, нужно провести освидетельствование. За отказ от проверки на алкоголь — отдельное наказание. Если от стресса после ДТП или в ожидании инспекторов выпить бутылку пива, можно потерять права на два года и 30 тысяч рублей.
Впереди четвертая часть разбора для водителей. Подпишитесь, чтобы не пропустить.
Термин «Обочина» официально закреплен в Правилах дорожного движения (п. 1). Так называется боковой элемент дороги, который идет параллельно проезжей части и находится с ней на одном уровне.
Обочина может отличаться от проезжей части типом покрытия либо отделяться от нее прерывистой или сплошной разметкой.
Движение по обочинам запрещается согласно п. 9.9 ПДД. За нарушение данного требования Правил предусмотрены санкции.
Какой штраф за езду по обочине
Санкции за выезд и движение по обочине определены статьей 12.15 Административного кодекса РФ. За данное нарушение водитель штрафуется на 1500 рублей.
Однако тяжесть наказания может зависеть от ряда факторов. Так, могут выписываться дополнительные штрафы:
Фиксироваться нарушение может как инспекторами ГИБДД, так и камерами автоматического слежения. В последнем случае санкциями вне зависимости от обстоятельств наказанием является только штраф.
Стоит отметить важный юридический нюанс, связанный с выездом на обочину за встречной полосой движения. Поскольку обочина не предназначена для езды, у нее по определению не может быть направления движения. Соответственно, наказывать водителя как за выезд на «встречку» в данном случае оснований нет.
Но на практике инспекторы ГИБДД часто не только штрафуют водителей за данное нарушение, но и лишают их прав, поскольку перед выездом на данную обочину автомобилю все же приходится пересекать полосу встречного движения.
Кому разрешено ехать по обочине
Некоторым категориям транспортных средств ПДД разрешают в определенных случаях двигаться по обочине. К ним относятся:
Можно ли объезжать дорожные заторы по обочине
Автомобильная пробка на проезжей части не является основанием для того, чтобы объезжать ее по обочине. Нарушителей штрафуют в соответствии со статьей 12.15 Административного кодекса.
Что касается препятствия, то таковым в соответствии с ПДД признается неподвижный объект (посторонний предмет, повреждение проезжей части, неисправное транспортное средство и т.п.), находящийся в полосе движения и не позволяющий двигаться по ней.
Важно понимать, что автомобильный затор не считается препятствием – так же как и транспортное средство, остановившееся согласно требованиям ПДД. Объезжать препятствия разрешено только по соседней полосе движения. Использование обочины в данном случае является нарушением ПДД и наказывается в соответствии со статьей 12.15 Административного кодекса.
Однако есть законодательная лазейка, позволяющая объезжать препятствия и по обочине. Она основана на том, что ПДД разъезжают съезжать на обочину для остановки и стоянки (при отсутствии соответствующих запрещающих знаков и разметки). Чтобы не получить штраф, необходимо:
Как обжаловать штраф за движение по обочине
Возможность обжалования административных штрафов предусмотрена статьями 30.1 и 30.3 Административного кодекса.
Необходимо в течение 10 суток с момента оформления постановления о наказании обратиться с соответствующим заявлением в ГИБДД либо подать иск в суд. В заявлении следует указать не только просьбу отменить наказание, но и изложить обстоятельства дела:
К заявлению прикладываются копии документов на транспортное средство и постановления об административном нарушении. Обращаться можно не только лично в ГИБДД, но и через официальный сайт ведомства, а также по почте (отправлять документы следует заказным письмом).
Основания для отмены штрафа за проезд по обочине
Штраф, назначенный на основании данных фото- или видеофиксации, может быть отменен, если проходящий по административному делу автомобиль до момента правонарушения был подарен, продан или передан в аренду, что подтверждено документально.
Езда по обочине: что за это грозит и почему штраф – еще не самое страшное
Езда по обочине – одно из самых популярных и одновременно ненавидимых нарушений, которое порождает пробки, дорожные конфликты и народную борьбу с обочечниками. При этом далеко не все помнят, какое наказание предусмотрено за такое нарушение. Но штраф – это далеко не самое неприятное, с чем может столкнуться нарушитель. Давайте разберемся, чем чревата езда по обочине, помимо ненависти окружающих.
Для начала кратко напомним, почему нельзя ездить по обочине. Ведь дорога, согласно ПДД, включает в себя обочины, а из определения обочины в Правилах можно вырвать часть, гласящую, что это «элемент дороги, используемый для движения». Но внимание стоит обратить на концовку того же определения: она уточняет, что это элемент дороги, используемый для движения в соответствии с Правилами. Нас в них интересует глава 9, регламентирующая расположение транспортных средств на проезжей части. Пункт 9.9 этой главы указывает, что «запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам».
Некоторые обочечники необоснованно оправдываются тем, что на дороге нет сплошной линии разметки, официально отделяющей обочину от полосы. Однако отсутствие полосы не отменяет запрета, ведь обочина, согласно ПДД, это «элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2». То есть, грунтовая или любая другая неасфальтированная обочина, не отделенная разметкой, все равно остается обочиной, и ехать по ней нельзя. Ну а сплошная линия разметки 1.2, обозначающая край проезжей части, используется как раз в тех случаях, когда обочина имеет асфальтовое покрытие.
Правила гласят, что линию разметки 1.2 пересекать запрещается, но тут же дают оговорку: линию 1.2 допускается пересекать для остановки транспортного средства на обочине и при выезде с нее в местах, где разрешена остановка или стоянка. Ведь пункт 12.1 прямо разрешает остановку и стоянку транспортных средств на правой стороне дороги на обочине.
Еще одно исключение для выезда на обочину содержится в пункте 8.8 ПДД. Он указывает, что «если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины)», уступив дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
Кроме того, упомянутый ранее пункт 9.9 ПДД, запрещающий движение по обочине, тоже содержит исключения. Он уточняет, что допускается «подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин при отсутствии других возможностей подъезда», при условии обеспечения безопасности движения. Здесь стоит обратить внимание на слова «по кратчайшему пути» и «при отсутствии других возможностей подъезда»: проехать сотню метров по обочине мимо пробки до нужной точки все равно нельзя.
Как видно, обычным автомобилистам двигаться по обочинам запрещено практически всегда, но есть категории исключения. Давайте их обозначим.
Прежде всего, по обочинам могут двигаться пешеходы. Пункт 4.1 разрешает это делать при отсутствии тротуаров, а также переходных и велопешеходных дорожек, при этом вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Более того, по обочинам разрешено водить даже группы детей – в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пункт 9.9 содержит еще одно исключение: в нем указано, что по обочине допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб.
Следующая «льготная» категория – велосипедисты: пункт 24.2 разрешает движение по обочине велосипедистов в возрасте старше 14 лет в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.
Пункт 25.2. ПДД допускает, что двигаться по обочине могут гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные, если это не создает помех пешеходам.
Ну и последнее исключение содержится в пункте 24.7: он разрешает движение мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Езда по обочине наказывается по части 1 статьи 12.15. Она указывает, что « движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1500 рублей. При этом на такой штраф распространяется возможность оплаты со скидкой 50%.
Штраф в полторы тысячи, да еще и со скидкой, многие обочечники воспринимают как «плату за проезд без очереди», чтобы не стоять в пробке. Но штраф – пустяк по сравнению с тем, что при аварии обочечник в любом случае будет признан виновным и будет чинить машину за свой счет. Мы подробно рассказывали о том, что часть 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 20 от 25 июня 2019 года полностью лишила приоритета водителей, двигающихся по обочине в нарушение ПДД. Вот как это звучит.
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Таким образом, если водитель, например, поворачивает или просто выезжает на обочину для остановки, а в него врезается автомобиль, движущийся по обочине, вина будет возложена на того, кто нарушил правила. Никаких поправок на то, что поворачивающий водитель «не уступил дорогу» или «не обеспечил безопасность маневра», сделано не будет. Поэтому тем, кто едет по обочине, стоит помнить о возможных финансовых последствиях, выходящих за рамки штрафа.