Чем грозит перекрытие суэцкого канала
Глобальная пробка: к чему приведет новый Суэцкий кризис
Реконструкция не помогла
После посадки на мель контейнеровоза Ever Given в Суэцком канале многие с удивлением обнаружили, насколько хрупкой и зависимой от отдельных «узких горлышек» является вся мировая торговля, идет ли речь о нефти или о туалетной бумаге.
Канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, активно использовался еще во времена египетских фараонов и древних римлян. Современный маршрут был проложен в XIX веке по инициативе французского инженера Фердинанда де Лессепса. В 1956 году египетские власти национализировали канал после продолжительного Суэцкого кризиса, который привел к его закрытию на шесть месяцев и серьезным для того времени перебоям в мировой торговле. В 2014-2015 годах египетские власти провели реконструкцию канала, которая позволила расширить его пропускную способность. Сейчас канал имеет вторую линию для одновременного двустороннего движения судов, но расширенная часть проходит севернее того места, где Ever Given сел на мель.
Похоже, что разблокировка канала может занять несколько недель. Все это время застрявшие в пробке суда будут вынуждены ждать освобождения прохода либо использовать другие маршруты — в первую очередь вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды. Этот путь займет две-три недели и потребует дополнительных расходов от судовладельцев. Проблема еще и в том, что блокировка канала приводит к разрыву устоявшихся логистических цепочек. В частности, ставки фрахта в Средиземноморье за последние дни выросли практически в два раза из-за того, что суда, застрявшие в пробке, будут вынуждены простаивать и не смогут участвовать в следующих рейсах.
Канал и нефть
Суэцкий канал очень важен для мирового рынка нефти и сжиженного природного газа (СПГ). Согласно данным компании Kpler, через канал ежегодно проходит 97 млн т сырой нефти, 77 млн т нефтепродуктов и 39 млн т СПГ. Российские нефтяные компании — одни из крупнейших пользователей этого транспортного коридора при поставках нефти в Южную и Северо-Восточную Азию. Канал является и основным маршрутом поставок нефти из Ближнего Востока в Европу, через него транспортируется и СПГ с заводов Катара. Сейчас около 30 нефтяных танкеров ожидают ликвидации затора, некоторые уже начали движение по обходному маршруту через юг Африки.
Однако в целом реакция нефтяного рынка на блокировку остается достаточно умеренной. Спустя двое суток после инцидента, когда масштаб проблемы в целом ясен, обнаружить в ценах премию из-за Ever Given не получается. Похоже, игроки считают, что, даже если снятие контейнеровоза с мели займет несколько недель, это не окажет какого-то критического влияния на рынок. Рост стоимости фрахта и увеличение неопределенности могут оказать временное влияние на цены, однако логистические трудности, очевидно, будут преодолены. Для российских нефтяных компаний блокировка канала может оказаться даже выгодной. Отсутствие поставок нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока на какое-то время увеличит спрос на российское топливо. Задержки с поставками катарского СПГ в моменте увеличат спрос на российский трубопроводный газ. Однако все это — краткосрочные факторы. Канал будет разблокирован, и после определенного периода «разбора завалов» традиционные маршруты поставок восстановятся.
Северная альтернатива
Однако сама возможность повторения подобной ситуации ставит вопрос о необходимости снижения зависимости мировой торговли от различных «узких мест». Тем более что грузоотправители и так вынуждены сокращать издержки из-за роста стоимости контейнерных перевозок в последние месяцы. Сказалось два фактора: во-первых, международная торговля стала восстанавливаться быстрее, чем все ожидали, а во-вторых, пандемийный 2020 год «разбросал» контейнеры по разным портам, что усложнило логистику.
Россия уже долгое время пытается инициировать использование Северного морского пути (СМП) в качестве альтернативного варианта поставок товаров в коридоре Европа — Азия. Теоретически у него есть серьезные конкурентные преимущества: средний срок транспортировки грузов через СМП на две недели меньше, чем через Суэцкий канал, вдобавок можно существенно снизить издержки как за счет расходов на топливо, так и благодаря более эффективному использованию судов. Однако на практике Северный морской путь практически не задействован в международном транзите. Большую часть грузооборота обеспечивают поставки СПГ с Ямала, а также нефтяные поставки «Газпромнефти». Объем грузоперевозок по СПМ в 2020 году составил 33 млн т, то есть менее 3% показателей Суэцкого канала. Согласно официальным планам, в 2024 году по Северному морскому пути должны перевезти 80 млн т. Однако выполнить эту задачу невозможно без значительного расширения международного транзита.
Одна из проблем в том, что высокие тарифы на проход через Северный морской путь во многом обесценивают возможное снижение издержек. А экономия во времени теряется из-за необходимости ждать ледокольную проводку зимой. Нужна дополнительная инфраструктура и более гибкий подход к тарифам. Быстро все эти проблемы не решить, но нынешний кризис может заставить международные компании обратить внимание на СМП, а российскую сторону — задуматься о более «клиентоориентированном» подходе к развитию этого маршрута.
Мнение авторов может не совпадать с точкой зрения редакции
Севший на мель контейнеровоз перекрыл движение в Суэцком канале. Фоторепортаж
Севший на мель контейнеровоз перекрыл движение в Суэцком канале. Фоторепортаж
Пути лишения: какие риски для экономики создал затор в Суэцком канале
Снять блок
Контейнеровоз Ever Given сняли с мели 29 марта. Шестью днями ранее гигантское судно заблокировало движение в Суэцком канале. Из-за происшествия образовалась пробка из около 400 кораблей. 29 марта контейнеровоз поставили в фарватер. В тот же день движение по Суэцкому каналу восстановили, сказали «Известиям» в посольстве Египта в РФ.
— Судно Ever Given было полностью спущено на воду. А час назад (17.00 мск) движение по каналу вернулось в норму, — уточнил пресс-секретарь египетского посольства Ахмед абд Альмоез.
Он также добавил, что прохождение около 400 задержанных судов займет три дня.
— Судно Ever Given снято с мели, но последствия этого инцидента будут велики. Он случился в самый неподходящий момент. Чтобы парировать последствия коронакризиса, мировые Центробанки проводят мягкую политику. Из-за этого растут цены на продовольствие и инфляционные ожидания. Нет сомнения, что операторам контейнерного флота придется пересмотреть транспортную логистику, — заявил «Известиям» генеральный директор «Универ Капитал» Асхат Сагдиев.
Контейнеровоз Ever Given заблокировавший движение в Суэцком канале
По его словам, есть вероятность, что теперь многие корабли большого тоннажа будут проходить не по Суэцкому каналу, а вокруг Африки или другими маршрутами. Также возможно, что канал придется расширять. Нельзя исключать и глобальных сдвигов в судостроении в пользу кораблей с меньшим тоннажем, если выяснится, что из-за большой парусности суперсуда плохо управляются, считает Асхат Сагдиев.
— В любом случае грузоотправителям предстоят новые расходы, которые они будут закладывать в цену товаров. Отдельная и большая статья расходов — судебные. Морских перевозчиков ждет большое количество исков, что поднимет стоимость страховок и стоимость контейнерного фрахта, — заключил он.
— Можно ожидать, что вырастут мировые цены на продукцию АПК (стоимость морских перевозок уже подскочила), а это скажется на других товарах (продуктах питания, например). Все зависит от того, насколько быстро будет открыто судоходство, — отметил эксперт.
По данным управления энергетической информации США (EIA), на маршрут через Суэцкий канал приходится 10% морских перевозок нефти в мире и 8% сжиженного природного газа (СПГ).
— Блокировка настолько важной артерии, безусловно, имеет экономические последствия. Нарушены многие производственные и логистические цепочки, которые не смогут быстро и полностью восстановиться. Пробка в Суэцком канале вызвала эффект мультипликатора, и теперь некоторые производственные циклы и торговые маршруты сильно отстают от планов, — заявил «Известиям» аналитик ГК «Финам» Андрей Маслов.
Операция по снятию с мели контейнеровоза Ever Given
Эксперт отметил, что, хотя официально президент Египта сообщил об успешном окончании операции по деблокированию Суэцкого канала, порты останутся перегруженными еще некоторое время, что скажется и на сухопутной логистике, и на товарообороте.
— Загруженность портов значительно возрастет, особенно это касается танкеров, химовозов, рефрижераторов и газовозов, при разгрузке которых требуются большая осторожность и технические навыки в связи с экологическими и логистическими стандартами перевозки опасных грузов, — заявил Андрей Маслов.
Он добавил, что разгрузка одного танкера может занимать несколько часов, а нарушение очередности, правил хранения или выгрузки влекут за собой многомилионные штрафы. Опоздание одного судна на несколько часов может стоить другому нескольких дней простоя из-за ограниченных мощностей даже крупнейших портов в мире, пояснил эксперт. Восстановление судоходства может занять от трех дней, считает Андрей Маслов.
Изменения к подходу
Затор в Суэцком канале станет шагом к диверсификации транспортных путей из Азии в Европу и наоборот, считает главный стратег индексной компании «Бета Финансовые Технологии» Арарат Мкртчян.
— Основными бенефициарами будут Северный морской путь и железнодорожный проект — Шелковый путь из Китая в Европу. Также планирование закупок и складских остатков крупными ритейлерами будет вестись с большим запасом, чем до этого, — заявил он.
Северный морской путь
Учитывая увеличивающийся объем мировой торговли энергоресурсами, в частности СПГ, появление дополнительных коротких маршрутов доставки грузов становится вопросом времени, отметили в Минэнерго России. СМП, сроки навигации на котором продолжают расширяться и в 2020 году достигли девяти-десяти месяцев, имеет высокий потенциал расширения объемов транспортировки грузов, позволяя значительно сократить время доставки товаров из Азии в Европу, добавили в ведомстве.
Уникальное географическое положение России дает ей естественные преимущества на мировом энергетическом рынке в части доступа к основным рынкам потребителя, а также скорости доставки товаров ТЭК. Ограничение поставок в Суэцком канале почти не коснулось поставок российской нефти марки Urals, для которой используют другие маршруты, добавили в Минэнерго.
Но авария может привести к задержкам в поставках других товаров, заметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. Например, как писали «Известия», в Финляндии уже зафиксировали дефицит кофейных зерен. Эксперты предупреждали, что в моменте цены в европейских магазинах на наиболее дефицитные товары могут вырасти на 2–3%.
Самая дорогая пробка: чем грозит мировой экономике авария в Суэцком канале
Более 100 миллионов долларов в сутки – во столько обходится простой судов из-за пробки на Суэцком канале. Там сейчас застряли почти 150 танкеров и сухогрузов. Расплачиваться за затор из-за севшего на мель контейнеровоза, похоже, придется всему миру. На биржах уже выросли цены на товары, которые перевозят через Суэц. А это и нефть, и газ, и зерно. Сдвинуть перекрывшее канал судно буксирами не получилось, и сейчас под ним роют землю, углубляя дно.
Суэцкий канал закрыт уже три дня, и если проблема не будет решена в течении суток, ЧП станет самым длительным сбоем в работе важнейшей судоходной артерии с 1973 года. Одно из самых больших судов в мире – контейнеровоз «золотого» класса Ever Given водоизмещением в 220 тысяч тонн, на борту которого находится около 20 тысяч стандартных морских контейнеров, – заблокировал канал.
23 марта из за сильного порывистого ветра Ever Given буквально впечатался в берег канала носом, другой же берег зацепил кормой. На борту в этот момент находились египетские лоцманы и экипаж судна из 25 человек. На фотографии с российского спутника, которую опубликовал глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин в «Твиттере», видно положение контейнеровоза на воде.
Операцию по снятию контейнеровоза с мели начали сразу же, задействовано восемь буксиров. Пытались сделать быстро, подмыть песок и убрать судно. Но теперь понятно, что Ever Given придется разгрузить хотя бы частично, чтобы было проще снять его с мели. Эксперты говорят, что это необходимо было делать сразу после ЧП.
«Он под водой сидит 24 метра, 25, может быть. Когда он со скорости влетел в эту мель, по собственной глупости или сильный ветер был, чего они не учли, может, парусность большая, потому что контейнеры стоят на большой высоте, его могло просто ветром спихнуть, и он сел на днище. Когда его выгрузят, он всплывет на 18-20 метров, а рыть 2-3 метра под него… Проще вырыть новый канал», – говорит технический инспектор АДТО РПСМ, капитан дальнего плавания Александр Рубцов.
При этом администрация канала пробовала провести караван из 14 судов мимо Ever Given после того, как гиганта удалось немного выровнять. Караван пройти не смог.
Большая реконструкция Суэцкого канала завершилась шесть лет назад. Тогда был открыт параллельный путь северной части водной артерии. Движение стало двухсторонним, но не везде. Если бы контейнеровоз застрял ближе к Средиземному морю, у Горьких озер, движение грузов замедлилось бы, но не остановилось. Но пока суда ждут, можно сказать, что пробка от Индии и до Италии.
Ever Given немного развернули и поставили параллельно створу канала, но этого оказалось мало. Судно до сих пор на мели, и теперь прогнозы крайне пессимистичные. Инженерная операция вообще может продлиться несколько недель, а каждый день обходится крайне дорого всей мировой экономике. Остановка движения по каналу уже значительно повлияла на стоимость нефти. Чем больше контейнеровоз стоит на мели, тем выше вероятность, что подорожают все товары, ведь через Суэц проходит 15 процентов всех грузов.
«Мы через Суэцкий канал очень много поставляем нефти, сжиженного природного газа, зерна и так далее. Всего лишь за один день нефти через Суэцкий канал мы поставляем на 40 миллионов долларов. То есть это только нефть, без зерна и без газа, и при этом это только у одной России, – перечисляет руководитель блока инвестиционных продуктов биржевой компании, финансовый эксперт Антон Шабанов. – А учитывая, что там весь мир, можно говорить о том, что сутки простоя Суэцкого канала всему миру стоят сотни миллионов долларов. Поэтому безусловно какие-то спекулятивные деяния будут появляться. Люди боятся, инвесторы боятся, что какие-то товары будут дорожать. Именно поэтому мы уже увидели, что подорожала нефть».
Остановка движения через канал еще и серьезная проблема для экономики Египта, которая и так сейчас сильно потрепана пандемией. В выигрыше пока только биржевые спекулянты. Чем дольше на мели судно, тем сильнее будет лихорадить рынки. Через сутки многие суда снимутся с якоря и пойдут в обход – через мыс Доброй Надежды, что чревато значительным увеличением транспортных издержек и срока доставки грузов в Китай, Индию и Европу.
Коллапс в Суэцком канале. Какие глобальные последствия возможны?
Лента новостей
Все новости »
Это один из крупнейших морских торговых путей. Здесь застряли контейнеры, дефицит которых уже был из-за пандемии. В итоге пробка в одном конкретном месте превращается в пробку во всем мире
Сегодняшняя попытка снять с мели судно, застрявшее в Суэцком канале, провалилась. Об этом сообщил техоператор застрявшего контейнеровоза. Операция по разблокировке торгового пути продлится минимум до 31 марта, сообщает Bloomberg со ссылкой на источники.
Сначала говорили, что проблему решат за два дня, потом — что в течение недели. Были предположения, что в пятницу, и бодрые сообщения, что углубление дна, чтобы снять судно с мели, выполнено на 87%. Но пока закончилось тем, что техоператор застрявшего Ever Given, сообщил, что попытка снять его с мели в пятницу провалилась. И кажется, что в лучшем случае сбудется сообщение Bloomberg: Суэц разблокируют 31 марта.
У скопившихся с южной стороны канала кораблей два варианта: либо ждать, когда проход освободят, а сколько это займет времени, неизвестно, либо разворачиваться и идти в Европу вокруг Африки, мимо мыса Доброй Надежды. Но это дольше на две недели и, конечно, дороже, а кроме того, могут захватить пираты. И судоходные компании из нескольких стран мира в связи с этим уже попросили о помощи военно-морские силы США.
И тем не менее несколько судов уже развернулись. Одно из них — такое же, как застрявший гигант контейнеровоз Ever Given, другое — еще больше, рассказывает главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» Михаил Войтенко.
Михаил Войтенко главный редактор сетевого издания «Морской бюллетень» «Еще больший контейнеровоз HMM Rotterdam — это вообще гигантская дура, 23 820 контейнеров. Он должен был идти через Суэцкий канал из Лондона в Сингапур и вот развернулся и тоже поплыл вдоль Африки. Но дело в том, что для них это проще, чем для кого-либо другого. Скажем, для танкера с нефтью, для балкера с рудой, с зерном, углем это будет более дорогостоящая по времени и емкая операция. А вот контейнеровозам, особенно гигантским, это проще».
Суэцкий канал — это 12% морских перевозок, и это важнейшая торговая артерия мира. И пусть в планетарных масштабах там застряло не так много судов, но когда они стоят, это значит, что они вовремя не дойдут до пункта назначения, их вовремя не разгрузят и вовремя не погрузят. Значит, они не смогут прийти в срок в следующий пункт — куда-нибудь из Европы в Южную Америку и так далее. Там вовремя не получат товары, комплектующие. Будет нехватка контейнеров, которых не хватает и сейчас, и в итоге пробка в одном конкретном месте превращается в пробку во всем мире.
А кроме того, возле Суэца застряли нефтяные танкеры. На фоне этого нефть уже подорожала, и в пятницу она снова шла вверх. А когда дорожает нефть — дорожает все, отмечает руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA Владислав Мартин.
Владислав Мартин руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA «Влияние в принципе будет глобальным. Это окажет влияние, скажем так, на подорожание продовольственных товаров и, скажем, электроники. Это в том числе окажет влияние на нефть. 185 судов ожидают прохода через Суэцкий канал, и, насколько я знаю, порядка 100 из этих судов — это нефтяные танкеры. Подорожает нефть — подорожает все вокруг, подорожают контейнерные перевозки. На данный момент наблюдается большая нехватка контейнеров. Все те суда, которые сейчас скопились, ожидают прохода. Соответственно, Китай не получит порожние контейнеры вовремя. Мы ожидаем нехватки нефти, нехватки контейнеров очередной, учитывая уже нынешнюю ситуацию, да и в принципе роста цен на все, как всегда».
Судоходная компания Lloydʼs List подсчитала: каждый час блокировки Суэцкого канала обходится мировой торговле в 400 млн долларов, или около 10 млрд в сутки (это 70 млрд в неделю). Но главное — рассыпается ритмичность поставок. Компании, которые привыкли, что товары приходят к ним вовремя с поправкой на ожидаемые задержки, не получают того, что ждут. А поскольку они привыкли к порядку, то и на складах, чтобы сэкономить, держат минимальные запасы. И вот они не получают того, что ждали, склады пустеют, произвести свой товар они не могут. Его нет физически. Хороший пример привело агентство Bloomberg с туалетной бумагой. Из-за того что суда вовремя не привезут целлюлозу, производитель бумаги останется без сырья — и в мире будет нехватка туалетной бумаги. А все потому, что корабли застряли в Суэце и не успели прийти за этим сырьем. Все дело в нарушении глобальной системы морских перевозок, которая действовала десятилетиями. Слишком привыкли к хорошему.
Затор на миллиарды: к чему приведет блокировка Суэцкого канала
Рынок реальных углеводородов лихорадит уже который день. Всему виной пробка в Суэцком канале, передает корреспондент телеканала «МИР 24» Родион Мариничев.
Полтора десятка буксиров, 30 тысяч тонн выкопанного со дна канала песка – и он сдвинулся всего на несколько метров.
«Вчера мы добились некоторого успеха. Пока действуем по намеченной схеме. Если она не сработает, будем искать другие варианты. Увы, я пока не могу сказать, когда мы закончим», – рассказал глава Управления Суэцкого канала Усама Рабиа.
Теперь ждут прилива, который должен вот-вот начаться. Пока весь мир каждый день делает ставки – откроют сегодня навигацию или нет. Судно застряло настолько неудачно, насколько это было возможно. Суэцкий канал перекрыт полностью. Теперь контейнеровоз – главная доминанта местного пейзажа.
«Это действительно большой корабль. У него на борту 20 тысяч контейнеров. Некоторые пустые, во многих товар. Чтобы снять судно с мели, его нужно попробовать разгрузить и уменьшить вес», – рассказал менеджер судоходной компании Маркус Бейкер.
Ever Given – один из крупнейших в мире контейнеровозов, построен три года назад. Длиной – в четыре футбольных поля, шириной – в одно поле, высотой вместе с грузом – примерно с 20-этажный дом, водоизмещение – 220 тысяч тонн. По весу это как 30 панельных пятиэтажек. Способен разгоняться до 42 километров в час. Контейнеровоз шел из Китая в Нидерланды. Как и практически все суда, через Суэцкий канал его вел местный, египетский лоцман.
«Лоцман – это человек, который, по сути, управляет судном вместо капитана, когда оно заходит в канал. Потому что капитан не может знать местную лоцию, не может с местными арабами, швартовщиками, с буксирами, с лодочниками – со всей этой бандой общаться», – рассказал капитан судна, блогер Тимур Рудов.
Во вторник утром, 23 марта, над Синайской пустыней, через которую проложен Суэцкий канал, было ветрено. Поднялась песчаная буря. Как уверяют в тайваньской компании Evergreen, в лизинге у которой находится судно, в условиях плохой видимости и при сильном порыве ветра оно резко повернуло. Носом судно врезалось в один берег, кормой – в другой.
«Погодные условия могли быть лишь одной из сопутствующих причин. Здесь вероятны и технические проблемы судна, и человеческий фактор. Будем разбираться», – заявил глава Управления Суэцкого канала Усама Рабиа.
Если вдруг признают, что всему виной обесточивание, Evergreen, скорее всего, обяжут возместить ущерб, что грозит банкротством компании. Опытные капитаны склоняются именно к этой версии. Современными судами управляет электроника. Если основная система выходит из строя, ее должна заменить резервная. Но не сразу.
«Пароход потух, автоматика срабатывает, и на запуск уходит порядка 30-40 секунд. Этих 40 секунд запросто хватит, чтобы эта бандура сошла с курса и врезалась в берег», – рассказал капитан судна, блогер Тимур Рудов.
Фотографии судна с МКС сделал российский космонавт Сергей Кудь-Сверчков. Хорошо видна и самая длинная в истории морских перевозок пробка, которая растянулась почти до Индии. Этот же затор может стать и самым дорогим: немецкая страховая компания Allianz уже оценила возможный ущерб мировой экономике.
«Сбои в цепочке поставок, которые и так наблюдаются с начала года из-за нехватки контейнеров, теперь могут обернуться замедлением роста мировой торговли на 1,4% или прямыми потерями в 230 миллиардов долларов», – говорится в сообщении.
Американское агентство Bloomberg приводит свои данные: зафрахтовать судно стало вчетверо дороже по сравнению с тем же периодом прошлого года. Правда, это не только из-за инцидента в Суэцком канале, а еще и из-за последствий пандемии. Но вот уже перевозчики ищут другие пути в обход канала. Поэтому не удивляйтесь, если любимый товар из зарубежного интернет-магазина вдруг резко подорожает.
«Для того, чтобы это значительным образом отразилось на стоимости, судоходные компании, в первую очередь, владельцы контейнерных судов должны принять решение огибать Африку, потратив на это для одного судна более 300 тысяч долларов», – рассказал генеральный директор логистической компании Георгий Властопуло.
Суэцкий канал обслуживает до 15% мировых морских контейнерных перевозок. Длиной всего 160 километров, он в несколько раз сокращает путь из Европы в Азию. В обычных условиях через него проходят не меньше 50 судов в день. Британское аналитическое издание Lloyd’s List подсчитало: день простоя обходится почти в 10 миллиардов долларов.
Сразу после того, как контейнеровоз перекрыл канал, нефть подорожала на 6%. Правда, вскоре цены откатились назад. Если судно снимут с мели в ближайшие дни, больших потрясений на рынке энергоносителей не будет. Ведь в морских перевозках допустимы задержки в неделю.
«Для многих производств это сложно. Скажем, там автомобильная промышленность. Может произойти удорожание на 1-2%, и многие другие вещи, но это не является чем-то критичным или катастрофичным», – поделился руководитель АНО «Институт проблем глобализации» Михаил Делягин.
Для казны Египта перекрытие канала может оказаться довольно болезненным. И без того небогатая страна ежедневно недосчитывается 14 миллионов долларов. Это годовой бюджет среднего российского райцентра.
«Суэцкий канал был возвращен в собственность египетского народа от колонизаторов – эту цель преследовал Советский Союз. Она абсолютно, в данном случае, бескорыстна. Кроме того, что Советский Союз получил союзника в лице Египта, никаких экономических дивидендов тут, конечно, не было», – рассказал заместитель директора Института истории и политики МГУ Владимир Шаповалов.
Последний раз канал надолго перекрывали во время арабо-израильских войн. Тогда артерия не работала восемь лет. После открытия в 1975 году было лишь несколько мелких происшествий. Шесть лет назад канал модернизировали. На одном из участков параллельно сделали дополнительное русло, что вдвое увеличило скорость прохождения. Но контейнеровоз застрял там, где русло только одно. И нет никаких гарантий, что такое не повторится.