Чем грозит признание иностранным агентом

Для каждого типа иноагентов придумали свою уголовную ответственность

Поправки, которые увеличивают санкции за нарушение законодательства об иноагентах – до пяти лет лишения свободы – внесла 11 декабря группа депутатов и сенаторов. Фактически они предложили новую редакцию ст. 330.1 УК, которая не менялась с момента ее появления в 2012 г. Тогда в России было введено лишь одно понятие: некоммерческой организации (НКО), выполняющей функции иностранного агента (т. е. получающей деньги из-за рубежа и участвующей в политической деятельности). В УК ввели ст. 330.1, предусматривающую санкции за «злостное уклонение от исполнения обязанностей» такой НКО-иноагента, в частности за отказ от предоставления Минюсту документов, «необходимых для включения в реестр НКО, выполняющих функции иноагентов». Максимальное наказание – до двух лет лишения свободы.

Новые поправки в УК учитывают появление новых разновидностей иностранных агентов в российском законодательстве. В частности, уголовную ответственность предлагается ввести за «злостное уклонение» от предоставления документов, необходимых для включения в реестр иноагентов, если речь идет о незарегистрированной НКО (до двух лет лишения свободы). Аналогичные санкции будут введены для «иностранных СМИ, выполняющих функции иностранных агентов» (среди них десяток изданий, включая «Голос Америки» и Радио «Свобода»), уголовная ответственность будет наступать только после того, как к ним применили административные санкции по ст. 19.34.1 КоАПа.

Физлиц, которые не попали в реестр иностранных агентов, предложено штрафовать на сумму до 300 000 руб. или сажать на срок до пяти лет. Это коснется граждан, которые уже были ранее подвергнуты административному наказанию по ст. 19.7.1 КоАПа – непредоставление в госорганы сведений о своей работе. Еще одна категория лиц, подпадающих под такие санкции, – физлица, которые не являются физлицами-иноагентами, но все равно осуществляют в интересах иностранного государства, организации или граждан «целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности» России, получение которых «может быть» использовано против безопасности России.

«Вы говорите: «Они же будут заниматься, чем хотят». Да, но они будут заниматься, чем хотят, с суффиксом: «Евдокимова Наталья Леонидовна – физическое лицо, выполняющее функцию иностранного агента». Ну и каково им будет общаться с органами власти? Это непродуманные, невыверенные нормы, которые позволяют делать так, как хотят те, кто будет принимать решения Получится так: ты мне не нравишься, ты – агент, а ты вроде ничего, у тебя глаза красивые, ты – не агент».

Источник

Определение иностранного агента решено уточнить

Поправки в новое законодательство об иностранных агентах, которые должны снизить опасность для неполитических НКО, были рассмотрены 17 декабря на заседании комитета по безопасности Думы. При этом сам законопроект был одобрен к принятию во втором чтении 22 декабря. Он предусматривает новые наказания для физических лиц – иноагентов и другие нормы, усложняющие деятельность иноагентов, НКО и физлиц, вводящие более строгие формы отчетности и маркировки и запреты на госслужбу.

Одно из главных предложений комитета – перечисление в законопроекте списка сфер, которые не подпадают под действие новых норм. Главная из них – определение неполитической деятельности, НКО, которые ее ведут, не должны будут регистрироваться иноагентами.

«К неполитической деятельности мы предлагаем отнести деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики, охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки граждан, защиты материнства, пропаганды здорового образа жизни, защиты растительного и животного мира и благотворительность», – сообщил председатель комитета Василий Пискарев.

300 000 руб. штрафа

или до пяти лет лишения свободы в соответствии с обсуждаемыми поправками в УК ждут не исполнившее обязанности по регистрации иностранным агентом физическое лицо, но после того, как оно уже понесет за это административное наказание. Такое же наказание предусмотрено для иноагента-физлица, собирающего военные сведения, но без предварительного административного наказания

Еще одна поправка касается обязательной маркировки статуса иностранных агентов при упоминании в СМИ. Предлагается, чтобы она была нужна лишь в средствах массовой информации, а не в записях в блогах или на других медиаплощадках. О таком уточнении просил председатель Совета по правам человека Валерий Фадеев. Другая поправка касается исключения из перечня госорганов, в которых нельзя работать физлицам-иноагентам, общественных советов при органах власти. На обсуждении пакета законопроектов в Общественной палате (ОП) 15 декабря многие благотворители заявили, что опасаются быть включенными в реестр иноагентов.

Глава совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская напоминает, что уже по действующему законодательству определены те же самые исключения сферы работы НКО, которые не подпадают под понятие политической деятельности. Она пояснила, что, несмотря на эти ограничения, многие социальные организации попадали в реестр иноагентов просто за работу в специальных советах при госорганах или за любое взаимодействие с властью. «Эти исключения, к сожалению, не работают», – сказала она. Сейчас в реестре есть, в частности, благотворительные организации, помогающие ВИЧ-инфицированным, наркозависимым и заключенным.

Депутат Анатолий Выборный пояснил «Ведомостям», что список исключений – это отсылка к действующему праву, она нужна, «чтобы не было конфликта норм права, чтобы было единое толкование». «По сути, мы ведем речь о синхронизации нашего законодательства в целях единого понимания политической деятельности, фактически это ссылка на действующее положение, чтобы толкование было одинаковым у всех», – говорит депутат.

Председатель комиссии ОП по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова надеется, что после внесения комитетом поправок часть организаций, которые недавно начали проверять с целью включения в реестр иноагентов, смогут избежать этого. Она добавила, что сейчас многие НКО, которые занимаются благотворительностью или социальными вопросами, боятся попадания в этот реестр из-за своего участия в работе различных советов.

Источник

Иноагенты, нежелательные организации и экстремисты: в чем разница и с кем опасно поддерживать связь?

В последнее время много новостей о присвоении разным организациям каких-то непонятных статусов. Одни иноагенты, других называют нежелательными, еще есть экстремистские. То они работают и даже собирают деньги, то их закрывают с серьезными последствиями для руководства и сторонников.

Как быть нам, обычным людям, которые могут разделять взгляды этих организаций, переводить им донаты, обсуждать их в соцсетях или просто читать материалы на их сайтах? С кем можно поддерживать связь и когда она вне закона?

Иноагенты, нежелательные и экстремистские организации — это действительно три разных статуса. Для каждого из них есть отдельные нормы закона и наказания как для руководства и участников, так и для сторонников.

Кто такие иноагенты

Иноагенты — это организации, объединения, СМИ или люди, которые, по мнению государства, делают что-то в интересах других стран или иностранных структур. Это понятно даже из самого термина «иностранный агент». Про иноагентов нет отдельного закона, этот статус включили в разные нормы.

Работа иноагентов в России не запрещена. Они могут вести ту же деятельность, что и до получения статуса, но обязаны выполнять определенные законом требования.

Сотрудничать с иноагентами тоже официально не запрещено: нет никаких проблем, чтобы размещать рекламу у иноагента, перечислять ему деньги или публично разделять взгляды. По крайней мере, совсем закон этого не запрещает.

Иноагенты бывают четырех видов, у каждого свои обязанности.

НКО-иноагент — это некоммерческие организации из реестра Минюста. Они упоминаются в законе об НКО. Иноагентом может быть благотворительная организация или просветительский проект. Обязательное условие: организация получает финансирование из-за рубежа и участвует в политической деятельности.

Политической деятельностью при этом считается не участие в выборах или создание партии, а, например, обеспечение правопорядка, социально-экономического развития, регулирования прав и свобод человека. То есть организация участвует в политической деятельности, если проводит собрания, дискуссии, публично обращается к органам власти и ведет деятельность, направленную на принятие или отмену законов, формирование убеждений.

НОО-иноагент — это незарегистрированное общественное объединение. Это не организация, а просто добровольное, самоуправляемое формирование, которое граждане создали по своей инициативе: фонд, движение, партия. Если такое объединение получает иностранное финансирование и участвует в политической деятельности, оно может попасть в реестр Минюста, в том числе по собственной инициативе. Чтобы НОО присвоили статус иноагента, достаточно иностранного гранта и проведения круглых столов.

Реестра НОО-иноагентов пока нет — приказ о его ведении появился только в начале июня 2021 года.

Физлицо-иноагент — это любой человек с гражданством РФ или без него, который получает деньги из-за рубежа и занимается в России политической деятельностью в интересах другой страны. При совпадении таких условий нужно подать заявление о включении в список иноагентов, то есть внести самого себя в реестр Минюста. Или это сделают принудительно.

Такие иноагенты обязаны отчитываться о своей деятельности, расходах денег из иностранных источников и, конечно, указывать свой статус. Еще им запрещено занимать должности в госорганах.

Реестр физлиц-иноагентов тоже еще в процессе создания, а пока таких людей вносили в другой перечень — СМИ. Так тоже можно.

СМИ-иноагент — это иностранное средство массовой информации. В реестр Минюста могут попасть как зарегистрированные СМИ, так и люди. Все они должны маркировать свои материалы по установленным правилам.

Реестр СМИ-иноагентов ведется с 2017 года. В 2021 году в него попали «Медуза» и VTimes. Второе издание уже закрылось.

Если вы хотите перечислить иноагенту деньги, читать его материалы или репостить их в своих соцсетях, это вроде бы законно. Но никто не гарантирует, что какое-то упоминание, поддержка или организационная помощь не будет расцениваться как самостоятельная деятельность иноагента. То есть вы лично можете получить статус иностранного агента, если получаете деньги или поддержку из-за границы и как-то помогаете другим иноагентам. Если иностранного финансирования или поддержки деятельности нет, то статус иноагента присвоить нельзя, даже если вы переводите деньги другим иноагентам.

Вывод для обычных людей без признаков иноагентов. Читать «Медузу» законно, перечислять деньги центру «Насилию-нет» не запрещено, репостить цитаты «Радио Свобода» уголовно не наказуемо, поздравлять Льва Пономарева с днем рождения можно без упоминания его статуса иноагента. Хотя у всех перечисленных этот статус есть и теоретически может появиться у вас тоже.

Источник

Иностранный агент. Кого могут признать, чем грозит этот статус, можно ли от него избавиться?

Чем грозит признание иностранным агентом. Смотреть фото Чем грозит признание иностранным агентом. Смотреть картинку Чем грозит признание иностранным агентом. Картинка про Чем грозит признание иностранным агентом. Фото Чем грозит признание иностранным агентом

Кратко

Давайте сперва разберемся, кто такой иностранный агент с точки зрения закона?

Изначально это некоммерческая организация, у которой есть иностранное финансирование. Плюс, чтобы получить этот статус, необходима так называемая «политическая деятельность», причем ей считается не участие в выборах, а любой текст на сайте. Поскольку у НКО должен быть сайт, как минимум чтобы публично выкладывать отчетность (иначе штраф), то, по закону, любая НКО занимается «политической деятельностью». Строго говоря, ей можно признать любой текст в интернете.

А можно ли каким-то образом заниматься неполитической деятельностью?

Фактически, это невозможно, так как НКО обязана иметь сайт, на котором размещает годовые отчеты. Значит в них будет какой-то текст, а значит деятельность уже может считаться политической.

По новым законам иностранным агентом может быть не только организация, но и СМИ, и физические лица. То есть действительно абсолютно любому могут дать этот статус?

СМИ могли признать иноагентом уже несколько лет, а в 2019 году в Закон о СМИ добавили поправки, которые распространяют этот статус и на физических лиц. Впервые их применили в конце 2020 года. А после принятия поправок в закон «о нежелательных организациях» (закон о санкциях к лицам, причастным к нарушениям прав человека) можно признавать людей иноагентами по тем же критериям, что и некоммерческие организации. Так что граждане-иноагенты теперь могут быть двух типов: граждане-иноагенты-СМИ и граждане-иноагенты-НКО.

Кроме того, по закону об общественных объединениях могут признаваться иноагентами незарегистрированные общественные объединения, если они получают имущество из-за рубежа. Хотя они по определению не могут получать никакое имущество хоть из-за рубежа, хоть из России, так как не могут открывать банковские счета, нанимать персонал и так далее.

Можно точно понять, за что мне, как организации или просто гражданину, дадут такой статус?

Нет. Закон сформулирован таким образом, чтобы любого человека или любую организацию можно было признать иноагентом, если это необходимо, например, для сдачи отчетности в вышестоящие органы.

Какие проблемы создает иноагенство?

Многочисленные: для НКО — это дополнительная отчетность и аудит, а для небольших организаций — это тяжелое бремя. Еще обязанность везде указывать, что ты иностранный агент, и сопутствующие риски взаимодействия с государственными организациями или бизнесом. Любое упущение карается большими штрафами, причем они накладываются многократно. А граждане должны еще и создавать юридическое лицо, которое будет отчитываться как иностранный агент.

Допустим, власти признали меня иностранным агентом. Но почему они не говорят в интересах какого государства я работаю? Или хотя бы чьим агентом являюсь?

Они не видят такой необходимости — доказывать, что вы работаете в чьих-то интересах. Закон сформулирован по принципу «в огороде бузина, а в Киеве дядька», а доказывать связь бузины с дядькой не требуется.

Поподробнее про штрафы. За что именно может прилететь, какие наказания самые суровые?

С февраля 2021 года появилась статья (ч. 3 ст. 19.34 КоАП) для граждан, которые являются участником, членом, учредителем, руководителем, если они пишут что-то, «связанное с политической деятельностью», публично или направляют это в госорганы без указания на свое участие в НКО-иноагенте. Штраф — 5000 рублей. Причем неизвестно, что нужно написать для правонарушения.

Чем грозит признание иностранным агентом. Смотреть фото Чем грозит признание иностранным агентом. Смотреть картинку Чем грозит признание иностранным агентом. Картинка про Чем грозит признание иностранным агентом. Фото Чем грозит признание иностранным агентомЮрист Кирилл Коротеев, фото из личного архива.

Кроме того, есть штрафы за непредоставление отчетности НКО-инагентом (ст. 19.7.5-2 КоАП) и незарегистрированной НКО-иноагентом (ст. 19.7.5-3 КоАП). Последняя статья наказывает и граждан, если они участвуют в незарегистрированных организациях, распространяют материалы без указания на иноагентство «при осуществлении политической деятельности». Штраф тоже 5000 рублей.

Если не указать, что вы обладатель статуса иноагента, то у вас могут конфисковать «предмет административного правонарушения» — то есть будут забирать телефоны и компьютеры.

Наконец, за неуказание всех этих прекрасных статусов в СМИ может наступать ответственность и для граждан (видимо, журналистов и гостей, интервьюируемых), и для СМИ (чч. 2.1-2.3 ст. 13.15 КоАП РФ).

Давайте остановимся на СМИ-гражданах-иноагентах. Кто они такие и как ими становятся?

Этот статус можно получить за перепост публикаций СМИ-иноагента и просто денежный перевод из-за границы, причем неважно от кого. Постить про деньги нет необходимости, за всеми иностранными переводами наблюдает Росфинмониторинг, невозможно получить деньги на счет в России без того, чтобы об этом переводе не знал Росфинмониторинг.

То есть если я, обычный гражданин, перепостил себе на личную страницу в Фейсбуке информацию от иноагента и не указал об этом статусе, меня тоже могут оштрафовать?

Если вы постите на личных страницах в соцсетях, то нет, не могут. Ответственность по ст. 13.15 КоАП возникает только за распространение в СМИ такой информации без указания на ярлык.

А если я работаю в НКО-иноагенте, то тоже обязан в личных постах указывать, что являюсь сотрудником организации с таким ярлыком?

Закон говорит, что вы обязаны это делать только когда распространяете материалы, «связанные с политической деятельностью». Но как их отделить от котиков и мемасиков, что сочтут такой деятельностью, неизвестно.

Есть ли какие-то последствия для волонтеров, стажеров или людей, сотрудничающих по гражданско-правовым договорам с НКО-иноагентами?

Пока волонтеры, студенты и контракторы по гражданско-правовым договорам не попадают в сферу контроля. Но предоставлять в Минюст сведения надо теперь не только о членах организации, но и о работниках.

Сейчас появилась норма, что НКО-агенты обязаны все публичные мероприятия согласовывать с Минюстом. Но как это делать? Уже есть регламент?

Пока закон от 5 апреля 2021 года говорит о необходимости предоставлять документы о программах и мероприятиях НКО, а Минюст сможет запрещать неугодные. Еще могут штрафовать за несвоевременное предоставление такой информации.

Если вы проводите “программу”, то каждый раз должны уведомлять до ее начала (Минюст может ее запретить в любой момент). А про “мероприятия” необходимо отчитываться ежегодно по итогам года.

Минюсту будет удобно назвать ваше мероприятие “программой” и запретить его или оштрафовать за непредоставление информации заблаговременно, хотя вы думали, что обязаны делать это раз в год.

Если сотрудник НКО-иноагента, например, идет на митинг, обязан ли он каким-то образом маркировать свою причастность к организации с ярлыком?

Сейчас это еще не признано «производством материалов» или «обращением в государственные органы». Думаю, пока будут санкции по все расползающейся ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»).

Возможно ли исключить себя из реестра иностранных агентов? И как это можно сделать?

Для некоммерческих организаций выход — ликвидироваться. Иногда можно выписаться из реестра, если за год не было иностранного финансирования, но здесь нет никаких гарантий. По российскому праву, отказ от иностранного финансирования признается иностранным финансированием. Это позиция судов, хотя она и выглядит нелепой. В деле ассоциации «Голос» ( признана иностранным агентом в РФ ) был отказ от иностранного финансирования, но Мосгорсуд признал этот отказ получением иностранного финансирования, поскольку «отказ» — реализация полномочий собственника. Так записано в судебном решении.

Чем грозит признание иностранным агентом. Смотреть фото Чем грозит признание иностранным агентом. Смотреть картинку Чем грозит признание иностранным агентом. Картинка про Чем грозит признание иностранным агентом. Фото Чем грозит признание иностранным агентом

И что за новое определение « лица, аффилированные с иноагентами » ? Зачем это нужно?

Это все часть выборного законодательства, чтобы опорочить оппозиционных кандидатов, сказав, что они на самом деле выдвинуты при поддержке ФБК ( Фонд борьбы с коррупцией признан Минюстом иностранным агентом, а «Штабы Навального» включены в перечень организаций, причастных к терроризму и экстремизму ). Это особенно смешно, потому что сейчас все силы будут положены, чтобы их не допустить до регистрации.

В чем логика таких ужесточений? Всех запугать?

Думаю, в Минюст пришла разнарядка: предложить меры по ограничению иностранного влияния на выборы. Минюст взял под козырек. Такое бюрократическое производство тупых репрессий.

Зачем этот закон нужен и может ли он работать нормально?

Нет, этого закона не должно существовать. Он не может работать иначе, чем это происходит сейчас.

Что про это говорит международное право и ЕСПЧ?

ЕСПЧ уже восемь лет не может принять решение по этому поводу. Очень похожий, хотя куда более мягкий венгерский закон все же стал предметом международно-правового анализа. Суд Европейского Союза («другой» Европейский Суд, в Люксембурге) не оставил камня на камне от позиции венгерского правительства в прошлогоднем деле «Комиссия против Венгрии» (Прозрачность ассоциаций), признав, что даже требование нейтральной маркировки «организация, финансируемая из-за рубежа» нарушает права и свободы как самой организации, так и ее доноров. ЕСПЧ теперь в роли догоняющего.

Источник

Чем грозит признание иностранным агентом

ИА могут быть признаны:

1. российская некоммерческая организация (юрлицо), если она:
— осуществляет политическую деятельность на территории РФ;
или
— распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
или
— участвует в создании вышеуказанных сообщений и материалов;
и
— получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников.

2. незарегистрированное общественное объединение, то есть не имеющее статуса юридического лица, если оно:
— осуществляет политическую деятельность на территории РФ;
и
— получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных источников.

3. любое физическое лицо, если оно:
— осуществляет на территории РФ в интересах иностранных источников политическую деятельность;
или
— ведет целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности РФ;
или
— распространяет предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет);
или
— участвует в создании вышеуказанных сообщений;
и
— получает денежные средства, иную имущественную или организационно-методическую помощь от иностранного источника.

В российском законодательстве под «имуществом» понимаются деньги, ценные бумаги, вещи, в том числе имущественные права (например, авторские права).

Получение имущества может быть как безвозмездным (например, вам кто-то что-то подарил или пожертвовал), так и возмездным (например, вы что-то купили по договору купли-продажи или кто-то что-то для вас сделал по договору оказания услуг).

При этом расчеты могут производиться наличными деньгами или безналичным способом. Безусловно, все расчеты должны производиться в соответствии с законодательством, но форма расчета никак не влияет на определение факта «получения денежных средств и (или) иного имущества». А это обстоятельство является одним из основных факторов риска при определении, не является ли НКО выполняющей функции ИА.

Политическая деятельность — это «деятельность в сфере государственного устройства и развития политической системы (государственного строительства, защиты основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ и т.д.), социально-экономического и национального развития Российской Федерации, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на решения и действия государственных органов, органов местного самоуправления».

Эта деятельность может осуществляться, например, если ваша НКО участвует:

Политическая деятельность физических лиц будет рассмотрена в специальном разделе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *