Чем грозит статус иностранного агента

Закон об иностранных агентах – физлицах и права человека

Чем грозит статус иностранного агента. Смотреть фото Чем грозит статус иностранного агента. Смотреть картинку Чем грозит статус иностранного агента. Картинка про Чем грозит статус иностранного агента. Фото Чем грозит статус иностранного агента

Суть нововведений

Из ч. 1 указанной статьи следует, что под иностранным агентом понимается физическое лицо, осуществляющее на территории России в интересах иностранного государства, его государственных органов, международной или иностранной организации, а также иностранных граждан или лиц без гражданства (далее – иностранный источник) политическую деятельность и (или) целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, которые при их получении иностранным источником могут быть использованы против безопасности Российской Федерации (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных ст. 275 и 276 УК РФ), в связи с оказанным на него иностранным источником либо действующими в его интересах российскими гражданами и организациями воздействием, выражающимся в поддержке указанных видов деятельности (включая предоставление денежных средств, иной имущественной или организационно-методической помощи).

Если с военной и военно-технической деятельностью в целом все понятно, то изложенное в законе понятие политической деятельности заслуживает особого внимания.

В контексте абз. 2 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ политической признается любая деятельность (в сфере обеспечения законности, правопорядка, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина и т.д.) с целью оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование госорганов, органов местного самоуправления, их решения и действия и осуществляемая в предусмотренных данной статьей формах (собраний, митингов, пикетирований, в проведении опросов общественного мнения и т.п.). Исчерпывающий перечень форм политической деятельности из текста данной нормы вывести, на мой взгляд, невозможно.

Последствия такого внесения указаны в ч. 6–7 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ и заключаются в обязанности:

За неисполнение приведенных обязанностей введены административная и уголовная ответственность.

Соответствие заявленным целям

Согласно пояснительной записке к законопроекту, на основании которого был принят Закон № 272-ФЗ, целями его разработки являлись совершенствование правового регулирования деятельности общественных объединений и иных лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности.

Проанализировав ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, в том числе на предмет соответствия заявленным целям, можно сделать следующие выводы.

Приведенные в законе условия, наличие которых позволяет признать физическое лицо иностранным агентом, настолько «размыты», что фактически к присвоению данного статуса может привести любая деятельность по отстаиванию не только чужих, но и собственных интересов, в том числе путем выражения личного мнения о ситуации в стране, принимаемых законах, действиях органов власти и т. п. только по той причине, что осуществляющее ее лицо получает какую бы то ни было поддержку от иностранного источника. Исключением является лишь деятельность, прямо перечисленная в абз. 11 ч. 1 ст. 2.1 (например, в области науки, культуры, искусства, здравоохранения и т.д.).

Используемая законодателем в абз. 1 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ формулировка «может быть признано физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента» позволяет прийти к выводу, что соответствие физического лица требованиям, предъявляемым к иностранным агентам, само по себе основанием для его включения в список не является и вопрос о таком включении во многом будет зависеть от волеизъявления должностного лица, уполномоченного принимать соответствующее решение, допуская возможность избирательного применения нормы.

Поскольку внесение лица в список автоматически блокирует его возможность занимать должности в госорганах и органах местного самоуправления, такое правовое регулирование неизбежно наводит на мысль о возможности его использования в качестве инструмента для борьбы с неугодными оппонентами. Его эффективность видится, в первую очередь, в том, что оспаривание включения в список иностранных агентов (соответственно ограничения в допуске к госслужбе) займет у заинтересованного лица определенное – возможно, продолжительное – время, по истечении которого должность, на которую претендовал кандидат, может уже не быть вакантной.

Соответствие Конвенции и подходам ЕСПЧ

Кроме того, внесение в список иностранных агентов, запрет занятия определенных должностей, а также требование представления отчетности о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученного от иностранных источников, вызывают серьезные сомнения с точки зрения соответствия ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Конвенция), гарантирующей каждому право на неприкосновенность частной жизни.

Поскольку замещение должностей государственной и муниципальной службы является разновидностью профессиональной деятельности, занятие которой может рассматриваться как способ самореализации и развития личностных качеств, можно прийти к выводу, что применение ст. 8 Конвенции не видится явно необоснованным. Более того, право на допуск к госслужбе в своей стране без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений закреплено и в ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

Если признать, что перечисленные требования и запреты, возложенные законом на физическое лицо, получившее статус иностранного агента, могут рассматриваться как посягательство на его гарантированные п. 1 ст. 8 Конвенции права, государству придется привести весомые доводы, позволяющие оправдать внедрение такого правового регулирования. На это указано, в частности, в п. 2 ст. 8 Конвенции, допускающем некоторое вмешательство в «личную» жизнь человека лишь при совокупном наличии двух условий: оно осуществлено «в соответствии с законом» и является «необходимым в демократическом обществе» для достижения одной или нескольких «законных» целей, перечисленных в данном пункте.

Установленные ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ требования, позволяющие признавать российских физических лиц иностранными агентами и, соответственно, ущемлять их права на неприкосновенность частной жизни, предусматривают широкий простор для свободы усмотрения в части как видов деятельности, так и мер поддержки со стороны иностранных источников, получение которых способно привести к внесению физического лица в соответствующий список, что, на мой взгляд, свидетельствует о низком качестве обсуждаемого законодательного акта.

Для сравнения: действующий в США закон об иностранных агентах, несмотря на столь же неопределенное понятие политической деятельности (п. «о» § 611), допускает возможность признания лица иностранным агентом лишь в случае его действия по приказу, просьбе, под руководством, контролем иностранного принципала или лица, чья любая деятельность прямо или косвенно контролируется, направляется, финансируется или субсидируется полностью или в значительной части иностранным принципалом непосредственно или через любое другое лицо, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом (п. «с» § 611 закона).

Понятно, что сформулировать абсолютно определенное понятие политической деятельности весьма затруднительно, и винить в этом недостатке законодателя не стоит. В то же время, в отличие от Закона № 272-ФЗ, его американский аналог содержит четкий и понятный ориентир, позволяющий однозначно отделить иностранного агента от иных, не относящихся к нему лиц, а именно – полный или в значительной части контроль, финансирование или субсидирование иностранным принципалом как непосредственно, так и через другое лицо.

Представляется, что установление в Законе № 272-ФЗ тождественных критериев отнесения к иностранным агентам позволит хотя бы минимально приблизить его к стандартам «качества», применяемым ЕСПЧ к нормативным правовым актам.

Вместе с тем введение для физических лиц – иностранных агентов ограничений, предусмотренных ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, на мой взгляд, вряд ли оправданно и соразмерно таким провозглашенным разработчиками законопроекта № 1057914-7 целям, как совершенствование правового регулирования деятельности лиц, получающих иностранное финансирование и участвующих в политической жизни страны, а также повышение законности и прозрачности их деятельности, поскольку их достижению не способствует.

Мотивы и результат

В такой ситуации неизбежно напрашивается одна из двух версий, объясняющих принятие обсуждаемого Закона:

Безусловно, реальная цель, которую преследовал законодатель, позволяя признавать физических лиц иностранными агентами, может и не быть известна, однако, полагаю, что конечный результат, выразившийся в нормах ст. 2.1 Закона № 272-ФЗ, с точки зрения соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права неприемлем.

1 Ранее таковыми в России могли признаваться исключительно юридические лица.

2 Во всяком случае именно такой подход встречается в настоящее время в судебной практике в отношении некоммерческих организаций, получающих зарубежное финансирование. Ни временные (продолжительность, систематичность, однократность), ни количественные (размер, объем), ни видовые (пожертвования, гранты, премии и т.п.) характеристики получаемых некоммерческой организацией от иностранных источников денежных средств или иного имущества юридического значения для признания организации иностранным агентом не имеют и судами во внимание не принимаются (см., например, кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 декабря 2020 г. по делу № 88а-27084/2020).

В отношении физических лиц судебная практика пока отсутствует, однако оснований полагать, что к ним будет применяться какой-либо иной подход, нет.

3 Пункт «д» ст. 20, п. «б» ст. 31 УК РСФСР в редакции 1926 г.

4 См., например, п. 27 Постановления по делу «Калачева против России» (жалоба № 3451/05); Постановление по делу «Сидабрас и Джяутас против Литвы» (жалобы № 55480/00 и 59330/00) ECHR 2004-VIII, § 43 и др.

5 См., например, Постановление ЕСПЧ по делу «Мосли против Соединенного королевства» (жалоба № 48009/08).

6 До вступления в силу Закона № 272-ФЗ контроль за расходованием денежных средств применялся исключительно в отношении категорий физических лиц, указанных в Федеральном законе от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», целями которого являлись выработка наиболее эффективных мер по борьбе с коррупцией и предупреждение незаконного обогащения субъектов, осуществляющих публичные функции, что в полной мере соответствует задачам демократического правового государства.

7 См., например, Постановление по делу «Бигаева против Греции» (жалоба № 26713/05).

8 Пункт 70 Постановления Большой Палаты ЕСПЧ от 5 сентября 2017 г. по делу «Бэрбулеска против Румынии».

9 См, например, п. 51 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России» (жалоба № 13812/09); Постановление Большой палаты ЕСПЧ по делу «Компания “Аксель Шпрингер АГ” против Германии» (жалоба № 39954/08, § 83) и др.

10 Пункт 55 Постановления ЕСПЧ по делу «Богомолова против России».

11 См. п. 66 Постановления ЕСПЧ от 21 июня 2011 г. по делу «Шимоволос против России» (жалоба № 30194/09).

Несмотря на то что, в отличие от Закона № 272-ФЗ, приказ, регламентирующий создание и ведение базы данных «Сторожевой контроль», не был опубликован, поскольку является конфиденциальным, правовая позиция, изложенная в приведенном постановлении, заслуживает внимания при оценке изложенных доводов.

12 Постановление ЕСПЧ от 25 июня 1997 г. по делу «Холфорд против Соединенного Королевства» (§ 42–46, Reports 1997-III).

13 Постановление Большой Палаты ЕСПЧ по делу «S.A.S. против Франции» (жалоба № 43835/11, § 113, ECHR 2014).

14 Схожая правовая позиция изложена в п. 85 Постановления от 7 марта 2017 г. по делу «Полякова и другие против России» (жалоба № 35090/09 и три других).

Источник

Все о статусе иноагента: правовые рекомендации

В конце 2020 года в России ужесточили законодательство об иностранных агентах. Если раньше своеобразное “клеймо” (а вместе с ним и множество обязанностей) получали только некоммерческие организации и иностранные СМИ, то теперь к ним добавились еще незарегистрированные общественные объединения и просто конкретные люди. Вместе с директором и ведущим юристом Центра защиты прав СМИ Галиной Араповой подробно разбираемся, что может стать причиной включения СМИ или человека в реестры СМИ-иноагентов или физлиц-иноагентов и какие санкции предусмотрены законодательством.

1. КТО ТАКИЕ ИНОСТРАННЫЕ АГЕНТЫ?

В широком понимании словосочетание «иностранный агент” стоит в одном ряду с понятиями “шпион”, “разведчик”, “представитель спецслужб другого государства”. То есть это — иностранный гражданин, который активно представляет интересы другого государства в какой-либо стране, зачастую при отсутствии дипломатического иммунитета. В российском же законодательстве этот термин используют по отношению к собственным гражданам.

Впервые понятие “иностранный агент” появилось в 2012 году в законе “О некоммерческих организациях” и относилось оно к НКО, которые:

а) получают иностранное финансирование (деньги или имущество от иностранных государств, международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства и т.д.);

б) участвуют в политической деятельности, в том числе в интересах иностранных источников.

Сейчас термин “иностранный агент” начали применять не только к некоммерческим организациям, но и к СМИ, а также к людям.

Итак, согласно российскому законодательству есть три разновидности статуса “иностранный агент”:

Человек (в зависимости от своих действий) может получить статус либо иностранного СМИ, выполняющего функции иноагента, либо физического лица — иностранного агента. В этой рекомендации мы разбираем подробно именно эти два статуса.

2. КТО МОЖЕТ ПОПАСТЬ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ — ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ?

Термин “иностранные СМИ — иностранные агенты” содержится в статье 6 Закона РФ “О СМИ”. Согласно закону иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, могут быть признаны:

Есть два пути попадания в этот реестр.

ПЕРВЫЙ

Согласно части 3 статьи 6 Закона РФ “О СМИ” человек или организация признаются “СМИ-иностранным агентом” в случае, если отвечают двум критериям:

К иностранным источникам в этом случае относятся:

ВТОРОЙ

Согласно части 7 статьи 6 Закона “О СМИ” человек или российское юрлицо может быть признан иностранным агентом и внесен в реестр иностранных СМИ-иноагентов, если одновременно:

Получается, что иноагентом может быть признан человек (или организация), который, например, делает репост материалов иностранного СМИ — иностранного агента, пишет для него материалы, публикует совместные материалы (например, журналистские расследования), предоставляет какие-то данные, готовит рисунки, участвует в создании видео или даже дает комментарии как эксперт, и при этом имеет любой доход из иностранного источника.

К иностранному финансированию в этом случае относятся те же источники, что и в случае иностранных СМИ — иностранных агентов. К ним добавляются только деньги или имущество от самих иностранных СМИ — иностранных агентов и юрлиц, учрежденных ими. Таким образом этот пункт накрывает всех журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ-иноагентами.

Потенциально сюда могут относиться, например, зарплаты штатных сотрудников иностранных СМИ, признанных иностранными агентами, выплаты по договорам, банковские переводы, переводы на мобильные телефоны, а также компенсации транспортных или других расходов на участие в международных мероприятиях, покупка или предоставление для работы оборудования и т.д.

3. ЧТО ТАКОЕ “СООБЩЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ”?

При этом тема или объем вашего “сообщение или материала” не важны для того, чтобы вас признали иноагентом. Согласно Закону “О СМИ” деятельность не обязательно должна быть политической — в данном случае этот факт не является обязательным критерием. То есть фактически признать иноагентом могут даже за пост о котиках. Нужно просто совпадение двух факторов — иностранные деньги и распространение информации для широкой аудитории, включая репост публикации иностранного СМИ-иноагента, например, издания «Радио Свобода».

4. КТО УЖЕ ПОПАЛ В РЕЕСТР ИНОСТРАННЫХ СМИ-ИНОАГЕНТОВ?

Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента ведет Министерство юстиции РФ. Первыми в него были включены «Радио Свобода» и его проекты, «Голос Америки», телеканал «Настоящее время», издания «Фактограф» и чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT». Из граждан иностранными СМИ — иностранными агентами первыми были признаны правозащитник Лев Пономарев, ж урналисты Людмила Савицкая, Сергей Маркелов и Денис Камалягин, а рт-активистка Дарья Апахончич.

Полный список можно посмотреть на сайте Минюста.

5. ОБЯЗАННОСТИ ИНОСТРАННЫХ СМИ-ИНОАГЕНТОВ

1. Все, кто признан иностранным СМИ — иноагентом, должны зарегистрировать юрлицо в течение одного месяца после включения в реестр. Из текста закона следует, что это касается и людей, которые получат этот статус. По крайней мере, никаких исключений для них в части регистрации юрлица прямо в законе не содержится. Какова будет процедура регистрации человеком собственного юрлица, зачем его регистрировать, если отчеты в Минюст можно направлять и напрямую от имени физлица, — не очень понятно. Вероятно, нужно ждать разъяснений Минюста на этот счет.
2. Сразу после регистрации юрлица требуется уведомить об этом Минюст. Это новое юрлицо сразу объявляется «юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента», вносится в тот же реестр и должно отчитываться так же, как и «материнская компания».
3. Помимо регистрации юрлица иностранные агенты должны ставить пометку о своем статусе на каждом сообщении и материале, не только на сайтах СМИ, но и в соцсетях.
5. Также признанные иностранными агентами СМИ должны раз в квартал сдавать в Минюст отчет о деятельности и финансовой активности (с переводом на русский язык).
6. Раз в год необходимо проходить обязательный аудит и сдавать его результаты в Минюст.

6. КАК ПОПАСТЬ В СПИСОК “ФИЗЛИЦ-ИНОАГЕНТОВ”?

В конце 2020 года законодательство о физлицах-иноагентах еще больше “усовершенствовали”. Теперь согласно статье 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации” (так называемый “Закон Димы Яковлева”) иностранным агентом могут признать человека (независимо от гражданства), который одновременно:

Если в жизни человека одновременно присутствуют эти два фактора, то закон обязывает его самостоятельно подать уведомление в Минюст РФ о включении в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента. Если этого сделано не будет, то Минюст может включить человека в этот список принудительно. Это решение может быть обжаловано в суд.

7. ЧТО ТАКОЕ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Согласно закону понятие «политическая деятельность» сформулировано очень широко. Закон даже содержит перечень видов политической деятельности:

К политической деятельности не относятся деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социального обслуживания, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность.

8. КТО В ЗОНЕ РИСКА?

При принятии закона депутаты пытались убедить журналистов, что мера об иностранных СМИ-иноагентах и физлицах-иноагентах коснется всего лишь нескольких десятков человек. Однако сама формулировка закона позволяет признать иностранным агентом сотни тысяч человек, начиная от штатных журналистов иностранных медиапроектов, фрилансеров и экспертов, и заканчивая обычными пользователями интернета, которые публикуют свои посты или репостят чужие, и имеют хоть какие-то иностранные деньги или имущество. Кроме того, важно понимать, что по определению под “иностранных агентов” будут подпадать все иностранные граждане, которые получают доход не из бюджета Российской Федерации и которые активны онлайн и публично высказывают свою позицию, будь то президент Франции Эммануэль Макрон или журналист из Молдовы.

Таким образом, в первую очередь в зону риска попадают:

9. ЧТО МОГУТ ПРИЗНАТЬ ИНОСТРАННЫМ ФИНАНСИРОВАНИЕМ?

10. КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ?

Реестр иностранных СМИ — иностранных агентов ведет Минюст РФ. Он же по согласованию с МИД принимает решение о включении организаций или людей в этот реестр.

Ведение списка физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, также возложено на Министерство юстиции.

11. ПОМЕТКИ ДЛЯ ИНОАГЕНТОВ

Требования для иностранных СМИ-иноагентов

«Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента».

Требования, если материал распространяется в печатном виде:

Если это аудио- или видеоматериал:

Кроме того, пометка должна быть и в выходных данных зарегистрированного средства массовой информации, участником (учредителем) которого является российское юридическое лицо, выполняющее функции иностранного агента. В пометке должно сообщаться, что такое средство массовой информации создано иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента.

Требования для физлиц-иноагентов

Согласно части 7 статьи 2.1 Закона “О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации”, человек, включенный в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, обязан ставить пометку

при осуществлении деятельности, связанной с выполнением функций иноагента, в том числе при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, образовательные организации.

По всей видимости, пометка нужна именно в тех случаях, если обращение в госорганы связано с политической деятельностью. Вряд ли таким указанием нужно будет сопровождать заявление о замене паспорта. Но обратите внимание, что суд или прокуратура тоже — органы государственной власти, поэтому теоретически отсутствие пометки на обращениях в эти инстанции тоже могут признать нарушением.

Кроме того, указание о наличии статуса должно быть на материалах, которые издаются или распространяются физлицом-иноагентом, а также на информации о деятельности физлица-иноагента, опубликованной в СМИ.

12. ПОМЕТКИ ДЛЯ ДРУГИХ СМИ

Пометка при упоминании НКО-иноагента, физлица-иноагента или общественного объединения-иноагента в других СМИ

Согласно статье 4 Закона “О СМИ” издания, зарегистрированные в качестве средства массовой информации, должны ставить пометку по аналогии с запрещенными в России организациями при упоминании:

Также пометка необходима, если СМИ распространяет материалы, созданные этими иностранными агентами.

Требования к форме этой пометки дополнительно не прописаны. В законе говорится лишь, что упоминанием о “некоммерческой организации, незарегистрированном общественном объединении или физическом лице, выполняющем функции иностранного агента” должно сопровождаться пометкой об их статусе. В интернете эту пометку нужно ставить не только на сайте зарегистрированного СМИ, но и при упоминании в социальных сетях, которые ведет редакция СМИ.

Пометка при упоминании СМИ-иноагента в других СМИ

Согласно пункту 2.4 статьи 13.15 КоАП («Злоупотребление свободой массовой информации») СМИ также обязаны ставить пометку при распространении сообщений и материалов СМИ-иноагентов.

Признается нарушением и карается штрафом «распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях сообщений и (или) материалов иностранного средства массовой информации, выполняющего функции иностранного агента, и (или) российского юридического лица, включенного в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, без указания на то, что эти сообщения и (или) материалы созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, включенным в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента».

Получается, что СМИ обязаны помечать все сообщения и материалы СМИ-иностранных агентов, на которые они ссылаются или которые перепечатывают. Вероятно, что закон будут толковать широко. И тогда указание на статус иноагента придется ставить и при упоминании СМИ, внесенных в реестр.

Дополнительно можете ознакомиться с позицией Роскомнадзора по этому вопросу: Ответ РКН.

13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях были приняты в декабре 2019 года. Штрафуют иноагентов за нарушения, например, за не вовремя поданные отчеты или отсутствие пометки, по статье 19.34-1. За нарушение порядка деятельности иностранного СМИ, выполняющего функции иностранного агента, учрежденного им юрлица, и людей, включенных в реестр СМИ-иноагентов, предусмотрены:

Наказание для физлиц-иноагентов установлено другой статьей КоАП — 19.7.5-4. Она была принята 16 февраля 2021 года и начнет действовать 1 марта. Согласно ей за нарушение обязанностей физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, грозят штрафы:

Наказание за отсутствие пометки в СМИ закреплено в статье 13.15 КоАП РФ. За распространение в СМИ (а также в сообщения и материалах СМИ в интернете) информации об НКО, общественных объединениях и физлицах, признанных иностранными агентами без пометки грозит:

Для физлиц: штраф от 2 тыс. до 2.5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для должностных лиц: штраф от 4 тыс. до 5 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Для юрлиц: штраф от 40 до 50 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

Такие же штрафы предусмотрены за отсутствие пометки на материалах и сообщениях СМИ-иностранных агентов, которые перепечатаны или процитированы другими изданиями.

Уголовная

С 1 марта 2021 года в России будет действовать новая редакция статьи 330.1 УК РФ — “Злостное уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с признанием лица выполняющим функции иностранного агента”.

Для организаций и людей, включенных в реестр СМИ-иностранных агентов — часть 2 ст. 330.1 УК РФ:

За нарушение порядка деятельности иноагента, например, не вовремя поданный отчет или отсутствие пометки, будет грозить наказание от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до двух лет.

Уголовное дело могут возбудить только в том случае, если человек (учредитель, главный редактор СМИ-иноагента или физлицо, включенное в этот реестр) уже был привлечен ранее к административной ответственности по части 2 ст. 19.34.1 КоАП РФ.

Для тех, кто попал в список физлиц-иноагентов, — часть 3. ст. 330.1 УК РФ:

В случае, если человек не включился в реестр добровольно или не подал отчет после включения в реестр, наказание будет варьироваться от штрафа в 300 тыс. рублей до лишения свободы на срок до 5 лет. Но возбудить уголовное дело могут только после привлечения к ответственности по ч.1 ст. 19.7.5-4 КоАП РФ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *