Чем грозят новые санкции
Санкции с обратным эффектом
Потенциальные санкционные инициативы в отношении России, которые рассматриваются в конгрессе США, например запрет на инвестиции в российский госдолг, вряд ли способны принести нужный результат Соединенным Штатам, поскольку российская экономика сейчас находится в гораздо лучшей форме, чем во время первоначальных санкций в 2014 году. Такой вывод делает Институт международных финансов (IIF, базируется в Вашингтоне и представляет интересы ведущих мировых банков) в докладе «Дело об американских санкциях против России» (The Case of U.S. sanctions on Russia; есть в распоряжении РБК).
Как отмечает IIF, экономика России за последние годы выстроила крепкую систему защиты от внешних потрясений, опорами которой являются:
В январе 2020 года Минфин России удовлетворил рекордную заявку на продажу ОФЗ на 58 млрд руб. Покупателем всего объема выступил иностранный инвестор, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, не раскрыв имени покупателя.
Непредсказуемые последствия
«Новые санкции вряд ли навредят России и при этом будут иметь значительные непредусмотренные и неопределенные последствия для рынков», — говорит заместитель главного экономиста IIF Элина Рыбакова.
В январе 2018 года Минфин США выступил с рекомендацией не вводить санкции против российского суверенного долга, поскольку они могут привести к негативным побочным эффектам для глобальных рынков. Администрация США по-прежнему не поддерживает полноценные санкции против российского госдолга, следовало из письма Госдепартамента в комитет сената по международным отношениям, направленного в декабре 2019 года. Но в августе 2019 года США ввели ограниченные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях российских госбумаг в иностранной валюте (сделки на вторичном рынке с любыми госбумагами, а также первичные покупки ОФЗ не были затронуты этими санкциями). Конгресс США продолжает рассматривать законопроекты, содержащие запрет для американцев инвестировать в новый российский госдолг независимо от валюты выпуска.
Замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что весомое присутствие иностранных инвесторов на рынке российского госдолга является страховкой от возможных санкций, потому что такие действия вызовут потери для иностранных инвесторов. «Тот момент, что наши финансовые рынки глобально интегрированы, дает нам определенную страховку», — отметил Колычев в октябре 2018 года.
Американцы инвестируют в ОФЗ
Как следствие, санкции против рублевого госдолга «вероятно, возымеют больший эффект на американских инвесторов по сравнению с другими международными игроками», резюмирует IIF.
Плюсы от санкций
В случае ужесточения санкций против российского госдолга, вплоть до возможного требования к инвесторам США избавиться от всех российских госбумаг в течение определенного периода, американские держатели бондов вряд ли найдут тех, кто согласится перекупить у них российские бумаги, и, возможно, будут вынуждены списывать эти облигации. Тем самым они непроизвольно окажут услугу России, фактически простив ей долги, рассуждают экономисты IIF. Введение санкций против ОФЗ также сыграет на руку российским банкам, в том числе государственным: они скупят бумаги со скидкой и укрепятся в своем статусе посредников при торговле ОФЗ.
Российский Минфин уже говорил, что из-за санкций заимствования в долларах для него закрыты, но займы в других валютах, в частности в евро, возможны. IIF уточняет, что теоретически Россия даже сможет продолжить занимать в долларах: во-первых, технически можно выпустить номинированные в долларах евробонды с расчетами в другой валюте. Во-вторых, Россия могла бы попробовать обойти американский запрет через доразмещение существующего выпуска (например, летом 2017 года Россия разместила долларовый выпуск с погашением в 2047 году, а в марте 2018 года доразместила его, фактически заняв новые доллары).
В феврале 2020 года директор департамента Минфина по противодействию западным санкциям Дмитрий Тимофеев сказал РБК, что гипотетическое снятие санкций с России сейчас бы могло даже негативно отразиться на российской экономике, поскольку хлынувшие потоки капитала нарушили бы стабильность платежного баланса. Он комментировал статью Financial Times, которая цитировала неназванного советника Банка России, заявившего, что российская экономика так хорошо адаптировалась к западным санкциям, что их внезапная отмена принесла бы больше рисков, чем введение дополнительных ограничений.
Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России
Что представляют собой санкции США?
Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».
Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).
Виды санкций против России
Существует несколько санкционных программ в отношении России.
Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.
Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.
В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.
В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.
Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.
Кого могут затронуть санкции США?
Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.
Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.
Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.
Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.
Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.
Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.
Что делать?
Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.
Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.
Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.
Россию ждут новые санкции. И это будет намного серьёзнее, чем раньше
Ситуация в русско-американских отношениях является непростой уже достаточно продолжительное время. Сейчас мы находимся на пороге очередного обострения санкционной войны. Какие ещё ограничения могут ввести США в отношении России? Вариантов несколько. Прежде всего в Белом доме могут задуматься об отключении межбанковской платёжной системы SWIFT, введении эмбарго на нефть и природный газ и рестрикциях против государственного долга. И если первые два варианта не вполне вероятны, то накопленная Антоном Силуановым задолженность – наше слабое место.
Границы в огне
Даже беглый ежедневный просмотр новостей позволяет констатировать, что отношения между Россией и Западом становятся только хуже день ото дня. Увы, Женевский саммит с участием русского лидера Владимира Путина и американского президента Джо Байдена пока так и не привёл к радикальным переменам во взаимоотношениях Москвы и Вашингтона. Да, определённые подвижки наблюдаются. К примеру, Демократическая партия сумела продавить отказ от новых санкций в отношении магистрального газопровода «Северный поток – 2», дабы не нарушать «евроатлантическую связку» и не ссориться с Германией. Однако даже это достижение находится ныне под угрозой. Республиканцы отступать не намерены и фактически блокируют принятие оборонного бюджета на 2022 год в Сенате США, требуя введения ограничений против нашей «трубы».
Тем временем очаги напряжённости вспыхивают по всему периметру наших границ. В особенности это касается западного фронтира. Стремясь решить свои внутриполитические проблемы, режим Владимира Зеленского начал в очередной раз голосить об угрозе русского вторжения и «пророссийском» заговоре против конституционного строя. В этом ему активно подсобили американские средства массовой информации. Министр обороны Украины Алексей Резников заявил, что на границе сконцентрировано более 94 тысяч военнослужащих армии России, которые готовы к нападению на Незалежную.
Глава оборонного ведомства даже спрогнозировал время начала операции – конец января 2022 года. Судя по всему, киевская власть понимает, насколько велики экономические, в особенности энергетические, проблемы в стране и насколько просел рейтинг президента-комика, потому и подбирает такие удобные даты для того, чтобы отвлечь народ от проблем «военной тревогой» (именно в январе прогнозируется самая большая напряжёнка в экономике и социальной сфере).
Неспокойно и в Белоруссии. Миграционный кризис, разгоревшийся на рубежах Польши, Литвы и Латвии, грозит вылиться в вооружённую эскалацию. Польские пограничники уже использовали водомёты и спецсредства против гостей с Ближнего Востока, причём нарушили тем самым государственную границу. До столкновения с белорусскими военными – один шаг. В случае, если Минск и Варшава решатся на реальную войну, Россия не сможет остаться в стороне, поскольку Белоруссия является членом Организации договора о коллективной безопасности и ключевой геополитической позицией Кремля в Восточной Европе (её важность вполне сопоставима с Крымом и его военно-политической ролью в Причерноморье).
«Разорвать в клочья» Россию не вышло. Грядёт вторая попытка
Нарастание противоречий и ухудшение атмосферы двусторонних отношений США и России грозят вылиться в новый виток санкционного давления на нашу страну. Мы уже привыкли к тому, что санкции прилетают по любому поводу: будь то Сирия, Украина, Белоруссия, якобы имевшее место вмешательство в американские выборы, «атаки русских хакеров», «дело Магнитского», отравление «берлинского пациента», газовый кризис. Проще сосчитать, в чём Москву не обвиняют. На днях не где-нибудь, а во вполне, казалось бы, респектабельной газете Financial Times вышла статья бывшего генерального секретаря НАТО Андерса Расмуссена, где Россия выставлена в качестве ответственной за «захламление космоса», а действия «Роскосмоса» на орбите названы «тревожным звоночком для человечества» (wake-up call for humanity).
В любом случае вероятность введения Вашингтоном новых ограничений в отношении нашей экономики более чем высока. Казалось бы, что ещё могут предпринять Штаты? Помнится, ещё в 2015-м тогдашний президент США Барак Обама, выступая в Конгрессе, торжествовал:
В прошлом году, когда мы и наши союзники тяжело трудились над тем, чтобы наложить санкции, некоторые предполагали, что агрессия господина Путина была примером мастерской стратегии и силы. Ну а сегодня Америка сильна и едина с нашими союзниками, в то время как Россия изолирована, а её экономика – в клочьях.
Прошло шесть лет, и эти слова сложно читать без едкой усмешки. В то же время будет большим заблуждением полагать, что США не имеют вообще никаких инструментов для удара по национальному хозяйству нашей страны.
Россия без SWIFT? Бессмысленно
Россия без экспорта нефти? Себе дороже
Ещё один «беспредельный» вариант давления на Кремль – эмбарго на нефть и природный газ из России. Такой ход американцы сделали в отношении Ирана и Венесуэлы, чтобы сменить их политические режимы на более приемлемые. Правда, ощутимого эффекта пока нет. Зато цены на нефть держатся в целом на довольно высоком уровне. Суммарный объём добычи у двух упомянутых стран – примерно 170,1 миллиона тонн чёрного золота каждый год (если отсчитывать от показателей пандемийного 2020-го). Ограничение иранских и венесуэльских экспортных возможностей попросту сокращает предложение и отражается тут же на нефтяных котировках. Что будет с ценами на нефть и природный газ, если эмбарго введут против России? Наша страна добывает 12,6% мирового чёрного золота и 16,6% голубого топлива. У Европы и так нет здравой альтернативы русским энергоносителям.
Джо Байден активно борется с ростом внутренних цен на бензин. Даже частичное эмбарго против России «унесёт» котировки до трёхзначных значений, что моментально скажется как на американской инфляции (которая уже зашкаливает), так и на собственном рейтинге «сонного Джо».
Россия без заимствований? А вот это серьёзно
А вот что американцы могут сделать реально, так это ударить по нашему государственному долгу. Министерство финансов России во главе с Антоном Силуановым продолжает пагубный курс наращивания задолженности. По данным Счётной палаты, опубликованным 24 ноября, по состоянию на 1 октября 2021 года общий госдолг составил 20,94 триллиона рублей – более 18% от внутреннего валового продукта. Годом ранее размер задолженности был на 22% меньше – 16,42 триллиона. И тенденция роста, увы, никуда не уходит.
Ранее США вводили санкции по русскому долгу, но оставляли широкое пространство для манёвра. При радикальном решении Белый дом вполне в состоянии запретить нерезидентам России покупать облигации, выпускаемые Минфином России, а также владеть ими. На сегодняшний день нерезиденты владеют более 20% нашего госдолга. Если Штаты решатся на жёсткий вариант, облигации начнут спешно распродавать, что, естественно, крайне негативно скажется на отечественном финансовом секторе.
Пирамида госдолга, которую начинает выстраивать Антон Силуанов, начнёт своё крушение, ведь распродавать гособлигации, которые станут обесцениваться огромными темпами, будут не только иностранцы, но и напуганные физические и юридические лица-резиденты.
В конце концов Министерство финансов не сможет больше выпускать никому не нужные облигации, в то время как по долгам рассчитываться придётся. Это приведёт к резкому сокращению всех бюджетных расходов. А значит, «под нож» пойдут социальные выплаты и затраты на поддержку экономики. К сожалению, правительство и так не может похвастаться успехами на этих направлениях, а после санкций против госдолга расходов будет ещё меньше.
Что с того?
Крупные геополитические риски должны вынудить руководство нашей страны надавить на Антона Германовича, чтобы он изменил макрофинансовую стратегию.
Прежде всего необходимо отказаться от увеличения государственного долга. Это абсолютно не нужное действо, ничем не обоснованное. У нас достаточно внутренних инструментов для того, чтобы обеспечить деньгами экономику (к примеру, ограниченная целевая эмиссия ЦБ, не говоря уже о профиците бюджета).
Во-вторых, требуется сокращать долю нерезидентов среди держателей облигаций. В идеале – вообще избавиться от них, чтобы не подвергать угрозе фондовый рынок в условиях волатильности международной обстановки.
Низкий уровень госдолга все последние годы являлся стабилизирующим фактором и позитивно оценивался всеми иностранными аналитиками. Теперь мы лишаемся этого преимущества.
И американцы действительно могут ударить. По-взрослому.
США могут ввести «ядерные» санкции. Чем они грозят россиянам
СNN сообщил об угрозе отключения России от SWIFT
Президент США Джо Байден
Официальные лица США еще не решили, использовать ли новые санкции, узнал американский телеканал СNN. Как сообщили источники канала, администрация президента США Джо Байдена консультируется с европейскими партнерами. Многие из них имеют более тесные, чем США, экономические отношения с Россией, поэтому их поддержка придаст санкциям дополнительную силу.
«Мы разработали чертовски агрессивный пакет [санкций против России]», — отметил один из собеседников СNN. По его словам, если Россия вторгнется на Украину, США и Европа вместе введут против России самые тяжелые экономические ограничения, подобные которым до сих пор применяли только против Ирана и Северной Кореи.
В то же время есть риск, что Москва пойдет на ответные меры против США и союзников, отметил источник CNN. Например, сократит поставки энергетических ресурсов.
Со слов собеседников канала, в США рассматривают широкий спектр санкций. Среди них меры против ближайшего окружения президента России Владимира Путина и российских производителей энергии. По информации CNN, крупнейшим российским олигархам могут перекрыть доступ к американским банковским системам и системам кредитных карт, закрыть въезд в США. Возможны и новые санкции против российского госдолга.
Власти США также допускают отключение России от системы SWIFT, используемой банками по всему миру. Это рассматривается как «ядерный», то есть самый жесткий вариант санкций.
Сообщение СNN появилось в преддверии разговора Путина и Байдена. Политические лидеры созвонятся по видеосвязи вечером 7 декабря. Помощник российского лидера Юрий Ушаков уточнял, что президенты обсудят в том числе внутриукраинский кризис и проблемы в отношениях России и США.
Представитель администрации президента США после публикации материала CNN подтвердил, что Соединенные Штаты выработали экономические меры против России на случай ее вторжения на Украину.
«Мы консультировались с европейскими партнерами насчет того, что мы вместе будем делать в случае крупной военной эскалации со стороны России на Украине. Мы допускаем применение существенных экономических контрмер как со стороны европейцев, так и со стороны США. Если они [российские власти] решатся пойти на это, то российская экономика серьезно пострадает», — предупредил он.
В американской администрации указали, что санкции направлены на то, чтобы Россия «по-настоящему понесла значимые, долговременные издержки».
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, в свою очередь, в ответ на публикацию CNN заявил о «продолжении информационной истерики» в СМИ.
За что
Сообщения о том, что Россия якобы готовит вторжение на украинскую территорию и для этого стягивает войска к украинским границам, начали появляться в зарубежной прессе с осени. Источники американского агентства Bloomberg и немецкой газеты Bild утверждали, что Россия может начать атаку в начале 2022 года. Пентагон подтверждал, что наблюдает «необычную военную активность» России около украинских границ.
Российская сторона неоднократно отвергала подобные обвинения. Песков заявил, что против страны ведется информационная компания и зарубежные СМИ используют как «трубы для вбросов». Глава Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин сообщил, что Госдеп США «накачивает фальшивками» своих европейских союзников и СМИ. Сообщения о предполагаемом вторжении критиковали и некоторые эксперты.
Что такое SWIFT и чем отключение от системы грозит россиянам
Весной Европарламент принял резолюцию, призывающую отключить Россию от SWIFT в случае вторжения на Украину. Об этой мере на Западе говорят давно, еще с 2014 года, однако до сих пор за рубежом воздерживались от столь резкого шага.
SWIFT – система, в которой банки по всему миру обмениваются информацией. Это не платежная система (как Visa или Mastercard), поэтому, как поясняли эксперты, даже если Россию исключат из нее, россияне смогут и дальше пользоваться внутри страны международными картами.
Экономист Владислав Жуковский в разговоре с «Газетой.Ru» отметил, что потеря доступа к SWIFT не приведет к обвалу российской экономики.
«Само по себе отключение от SWIFT не может устроить ни экономический коллапс, ни обрушение экономики, ни остановку экономической активности. Оно просто увеличит издержки на осуществление транзакций, передачу информации, несколько усложнит процедуру и увеличит сроки проведения. SWIFT, безусловно, будет сигналом для инвесторов и банков, он, безусловно, способен спровоцировать панические настроения в части продажи рубля, госдолга, роста процентной ставки экономики, девальвации, но он не является абсолютно смертельным», — сказал он
Эксперт добавил, что история с отключением SWIFT только «звучит очень обескураживающе и страшно», но на деле в современном мире это не стало бы большой проблемой.