Чем грозят санкции сша

Практические аспекты взаимодействия с попавшими под санкции лицами

Практический опыт показывает, что санкции – это подвижная категория. Они меняются с течением времени, появляются новые разъяснения и судебная практика. Несмотря на то что ограничения действуют не первый год, вопросы клиентов относительно них почти не меняются. Самыми популярными остаются вопросы о возможностях работы с санкционными компаниями, их «дочками», западными банками, а также о смене юрисдикции с целью ухода от санкций.

Последствия работы с санкционными компаниями

Формально санкции обязательны для соблюдения в первую очередь европейскими и американскими компаниями, а также гражданами ЕС и США. Законы Евросоюза не предусматривают конкретных юридических оснований для введения санкций в отношении нерезидентов ЕС, которые их не соблюдают. Куда больше бизнес беспокоят так называемые вторичные санкции США: в блокировочный список (в США его фигуранты – это specially designated nationals and blocked persons, SDN) может быть включена любая иностранная компания, которая пытается обойти ограничения или способствует заключению значимой сделки в интересах санкционных лиц.

Не все санкции запрещают ведение любой коммерческой деятельности с такими компаниями – это касается только блокировочных санкций. К секторальным ограничениям применимо другое правило: если они не связаны с предметом сделки, то работать с санкционной компанией можно. Важно учитывать вид ограничений и то, какие товары и услуги вы продаете или оказываете.

В качестве примера можно привести попавшие под секторальные санкции банки: выкупать их бонды нельзя (за редким исключением), а поставлять новые банкоматы можно. Но иногда работу с санкционной компанией приостанавливают не из-за ограничений как таковых, а из-за опасения их введения в будущем: из-за угрозы вторичных санкций США швейцарский подрядчик «Газпрома» остановил прокладку труб для «Северного потока – 2».

Важно помнить о контроле

Ограничения распространяются не только на фигурантов санкционных списков, но и на аффилированные с ними компании. Однако и с ними зачастую можно вести бизнес. Для этого необходимо главным образом уточнить долю санкционного лица в компании (прямую или косвенную).

Здесь подходы США и Евросоюза к санкциям отличаются, но ключевым фактором является размер участия санкционного лица в другой компании. Ограничения США действуют в отношении аффилированных компаний участников списков SDN или SSI (секторального), только если они владеют компанией на 50% и более. Сам по себе факт контроля (т. е. если санкционное лицо в реальности контролирует деятельность компании, но владеет менее 50%) не является основанием для применения санкций к такой компании, а владение 50% минус 1 акция не нарушает ограничений. В свое время ВТБ сократил свою долю в «Почта банке» до 49,99%, чтобы, по всей видимости, исключить распространение на него санкций.

Секторальные санкции ЕС применяются к аффилированным компаниям, если они принадлежат санкционным лицам более чем на 50%, контролируются ими (т. е. действуют от их имени или по их указанию) или другими компаниями, принадлежащими им более чем на 50%. В случае с блокировочными санкциями контроль трактуется более широко. Например, если одна компания в силу договора может оказывать на другую доминирующее влияние, это будет оценено как контроль.

О банках

Есть свои тонкости и во взаимодействии с банками. Например, обслуживание компании в санкционных банках может затруднить расчеты с зарубежными партнерами. Иностранные банки негативно относятся к любому взаимодействию с банками под санкциями – доходит даже до приостановки операций по перечислению средств на счета компании, открытые в санкционном банке. Они также могут отказать лицу под санкциями в обслуживании. Например, Борис Ротенберг (под санкциями США) проиграл суд ряду европейских банков и не смог доказать, что отказ в обслуживании по причине санкций США является дискриминацией.

Кроме того, если компания заключит кредитный договор с санкционным банком, предоставив в залог (в качестве обеспечения) более 50% своего уставного капитала, то потенциально это может расцениваться как переход под контроль санкционного банка. В этом случае уже сама компания-заемщик будет считаться санкционным лицом со всеми вытекающими ограничениями.

Российские офшоры вряд ли помогут

В августе 2018 г. вступил в силу закон «О международных компаниях и международных фондах», дающий иностранным компаниям возможность смены юрисдикции на российскую (редомициляция). Ключевое требование – исключение такой компании из иностранного реестра юрлиц. Может даже сложиться впечатление, что зарубежные компании, попавшие под санкции, могут уйти от них, став «российскими».

Однако такая смена юрисдикции с высокой долей вероятности будет расценена как попытка обойти санкции, а иностранные компетентные органы откажут в исключении компании из реестра юрлиц. Поэтому закон о международных компаниях и фондах не является эффективным механизмом для вывода иностранных санкционных компаний из-под ограничений.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Источник

Санкции раздора Почему США мешают сближению европейского и российского рынков

Чем грозят санкции сша. Смотреть фото Чем грозят санкции сша. Смотреть картинку Чем грозят санкции сша. Картинка про Чем грозят санкции сша. Фото Чем грозят санкции сша

Дональд Трамп. Фото: Jose Luis Magana / AP

На протяжении последних семи лет Россия противостоит американским и европейским санкциям. Но только сейчас начали звучать пока еще несмелые голоса со стороны представителей российского бизнес-сообщества о том, что этот механизм не что иное, как неправовой инструмент, применяемый США для вытеснения России с международных рынков. О том, как можно противостоять Соединенным Штатам, — в материале «Ленты.ру».

Новые санкции против России США ввели 23 сентября. Они коснулись восьми граждан России и выходцев из нее, а также нескольких организаций, сообщается на сайте американского Минфина. Как отмечается, такое решение приняли в связи с киберпреступлениями, вмешательством в выборы в США и из-за ситуации на Украине. И это вряд ли последние санкции американского Госдепа. В санкционных списках Минфина США уже свыше 800 физических и юридических лиц. Их число месяц от месяца только растет.

Сначала санкции задели только первых лиц государства и крупные промышленные предприятия, но затем они проникли вглубь экономики, коснувшись практически каждого бизнесмена и предпринимателя, который пытается выстраивать торговые и финансовые взаимоотношения с западными странами. «Это уже не санкции, а ставший реальностью новый вид международной политики, — говорит глава Центра Глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин. — Совершенно эгоистичная борьба государств, где нет ни правил, ни доброй воли, ни учета позиций противника. И в такой жесткой конкуренции санкции являются довольно мощным инструментом мирового противоборства».

Поэтому и оспаривать санкции мало кто решается, тем более американские. «Если вы будете проявлять активность и выступать против, то США введут против вас следующие санкции, — отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. — В целом российский бизнес абсолютно беззащитен».

Американская угроза

Первым из российских предпринимателей, кто открыто заявил о проблеме западных санкций, стал Олег Дерипаска. Он лично на себе ощутил их воздействие: потерял управление над несколькими своими компаниями, лишился возможности реализации продукции за рубеж, стоимость его бизнес-активов сократилась более чем на 80 процентов, а личное состояние снизилось более чем в два раза.

Чем грозят санкции сша. Смотреть фото Чем грозят санкции сша. Смотреть картинку Чем грозят санкции сша. Картинка про Чем грозят санкции сша. Фото Чем грозят санкции сша

При этом санкции в отношении компаний бизнесмена неправомерны. Например, «Группа ГАЗ» — промышленно-производственная компания, которая никогда не имела никакого отношения к международной политике. Эксперты уверены, что за санкциями в адрес ГАЗа стоит конкурентная борьба: «С 2012 года США планомерно вытесняют Россию с европейского рынка, причем из всех его сегментов, — подчеркивает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — С одной стороны, санкции оздоравливает российскую экономику, стимулируя процесс импортозамещения, но с другой стороны, мы имеем дело с нечестной конкуренцией и формированием особого неправового сознания, которое навязывается не только американскому, но и европейскому обывателю. Ведь санкции в том виде, в котором они применяются США и Европой, не являются правовыми».

Конечно, российский автопром не представляет угрозы американскому рынку — в США популярен свой американский автопром. Но камнем преткновения стало сближение немецкого и российского торгово-промышленных сообществ, в связи с этим санкции в отношении «Группы ГАЗ» представляются единственной возможностью американского правительства противостоять сближению России с Европой в сфере автомобилестроения, а также замедлить развитие российского автопрома.

Один в поле воин

Сотрудничество ГАЗа с мировыми автопроизводителями началось больше 10 лет назад — после того, как Дерипаска реформировал производства ГАЗа и сделал его привлекательным для международных инвесторов активом. Многие, наверное, помнят нашумевшую в 2008 году историю о попытке Сбербанка выкупить Opel. Чтобы пережить кризис 2008 года, американскому автогиганту General Motors пришлось выставить на продажу один из своих ведущих брендов. Для приобретения Opel был создан консорциум из канадской Magna и российского Сбербанка, индустриальным партнером выбрали «Группу ГАЗ».

«Мы приехали на ГАЗ с господином Грефом (президент Сбербанка — прим. «Ленты.ру»), побывали на производственных площадках предприятия, пообщались с менеджментом и убедились: мощности, имеющиеся на ГАЗе, ни в чем не уступают тем, которыми располагают западные автопроизводители, — делился тогда впечатлениями от посещения российского предприятия председатель правления Magna Зигфрид Вольф. — Несмотря на очень серьезные трудности, с которыми компания столкнулась в последние месяцы, она достигла существенного прогресса в повышении своей конкурентоспособности. Здесь трудится много талантливой, перспективной молодежи. Молодые люди уже имеют навыки работы с очень сложным импортным оборудованием, творчески подходят к процессу. Все это создает благоприятную почву для того, чтобы рассматривать производственную площадку ГАЗа как базу для нашего совместного предприятия с Opel».

Чем грозят санкции сша. Смотреть фото Чем грозят санкции сша. Смотреть картинку Чем грозят санкции сша. Картинка про Чем грозят санкции сша. Фото Чем грозят санкции сша

Фото: Максим Шеметов / Reuters

В борьбе за Opel консорциум Magna и Сбербанка обошел итальянский Fiat, китайскую BAIC и бельгийский инвестфонд RHJ — это, к слову, о конкурентоспособности российского производства. Даже канцлер ФРГ Ангела Меркель построила свою избирательную кампанию на продаже Opel, она пообещала предоставить Opel госфинансирование на 4,5 миллиарда евро, сохранив таким образом рабочие места на заводах.

В сентябре 2009 года GM признала победителем консорциум канадской Magna и Сбербанка и подписала с ними меморандум. Но неожиданно для всех участников сделки, а также для правительства Германии 3 ноября того же года General Motors объявил об отказе продавать актив. Американцы уже тогда не хотели сближения российского и немецкого промышленного сообщества, которое усилило бы позиции обоих на мировых рынках, что вероятно и стало причиной блокировки сделки.

Несмотря на то что сделка по Opel сорвалась, Олег Дерипаска не остановил шагов по интеграции ГАЗа в международный автопром. Magna стала индустриальным партнером ГАЗа, помогала в подготовке производства легковых автомобилей иностранных брендов и проводила независимую оценку производства новой разработки «ГАЗель NEXT», чтобы организовать ее выпуск на уровне международных стандартов качества. На площадке ГАЗа было организовано сотрудничество с компаниями Volkswagen Group и Daimler AG.

Сотрудничество с Daimler AG продолжалось почти 10 лет, но 1 октября этого года Daimler объявил о прекращении сотрудничества с «Группой ГАЗ», закрыв производство микроавтобусов Mercedes-Benz Sprinter на территории России. Одной из причин остановки производства называют сбои с поставкой комплектующих на завод. Комплектующие поставлялись из-за границы, но с учетом ввода санкции появились проблемы с поставками. Как писала «Газета.ру», производство немецких автомобилей на ГАЗе остановилось после введения американских санкций против Олега Дерипаски.

Санкции стали также причиной приостановки сотрудничества с «Группой ГАЗ» другого производителя запчастей — шведской Quintus Technologies AB. Шведы прекратили поставки комплектующих ГАЗу практически одновременно с Daimler AG. Как сообщала газета «Коммерсантъ», проблема возникла не по инициативе самой компании Quintus Technologies AB, а процесс заблокировал шведский регулятор — то есть правительство Швеции, которое вынуждено выполнять санкционные предписания США из-за риска вторичных санкций.

Одна из целей внешней политики США — недопущение сближения России и Европы, снижение экономической зависимости Европы от России, в том числе и энергетической, и соответственно повышение подобной зависимости от Соединенных Штатов, — говорит Николай Злобин. — В настоящее время экономическая война становится важной частью противоборства между государствами. И США будут делать все, чтобы ослабить и Европу, и Россию, и Китай. Сделать их слабее и по возможности навязать им зависимость от США».

Чем грозят санкции сша. Смотреть фото Чем грозят санкции сша. Смотреть картинку Чем грозят санкции сша. Картинка про Чем грозят санкции сша. Фото Чем грозят санкции сша

Фото: Юрий Мартьянов / «Коммерсантъ»

Полтора года назад Олег Дерипаска подал в суд на Минфин США и главу ведомства Стивена Мнучина с требованием отменить введенные против него санкции. В иске также фигурирует Управление по контролю над иностранными активами Минфина США и его глава Андреа Гаки. Предприниматель требует от суда обязать американское финансовое ведомство снять с него санкции, исключить из так называемого кремлевского списка и прекратить называть его олигархом.

«Это фактически экономическая война, которая ведется целенаправленно, достаточно хорошо подготовлена. Мы в этой части, если называть это экономическим суверенитетом, проигрываем. Даже за два последних года, с 2018 года, когда были активизированы конкретные санкции против энергетического сектора, против ряда других компаний, мы же ничего не сделали», — заявил Олег Дерипаска в интервью Business FM.

Газовая война

Спустя практически 10 лет после отказа General Motors продать России немецкий Opel Германия вновь становится местом столкновения российских и американских интересов: строящийся газопровод «Северный поток-2» мешает реализации американского сланцевого газа. Руководство европейских стран понимает, что американский газ слишком дорогой, поэтому, кроме Польши, его никто не закупает.

Это и объяснимо, потому что Польша с помощью Норвегии, Дании и США строит свой газопровод Baltic Pipe, который пересекается с «Северным потоком-2» и является его прямым конкурентом. Польское руководство уже предложило правительству Германии вместе использовать мощности Baltic Pipe. Но мощности польского газопровода в 5,5 раза меньше российского, и понятно, что он не сможет заменить «Северный поток-2».

Когда бизнес-аргументы бессильны, на помощь снова приходит американское правительство. В конце прошлого года США приняли оборонный бюджет. В него включили ограничения против компаний, участвующих в реализации «Северного потока-2». Так, Швейцарская Allseas, занимавшаяся прокладкой газопровода, остановила работы. Строительство тогда было приостановлено. А в начале июня этого года в сенат США внесли законопроект о расширении санкций против «Северного потока-2».

Но если раньше представители крупного российского бизнеса, кроме Олега Дерипаски, отмалчивались либо давали стандартные комментарии, по сути, не пытаясь противостоять американскому санкционному воздействию, то сейчас ситуация изменилась. В середине октября глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова заявила, что угрозы санкций со стороны Вашингтона в отношении проекта «Северный поток-2» являются ничем иным, как попытками вытеснить Россию с европейского рынка газа нерыночными инструментами.

«К сожалению, есть дополнительная угроза, которая все больше влияет на наше сотрудничество — это политическое противостояние в целом и, в частности, угроза санкций США против «Северного потока-2», — заявила топ-менеджер газовой монополии, выступая на онлайн-конференции Flamе. — Американские поставщики СПГ вывели из равновесия европейский рынок и не смогли его стабилизировать. Теперь США пытаются вытеснить Россию, используя нерыночные инструменты».

Чем грозят санкции сша. Смотреть фото Чем грозят санкции сша. Смотреть картинку Чем грозят санкции сша. Картинка про Чем грозят санкции сша. Фото Чем грозят санкции сша

Конечно, это пока только высказывания и реальных действий «Газпром» еще не предпринял, но та угроза, которая нависла над проектом, уже вынуждает европейских чиновников суетиться. В ответ на угрозы американских сенаторов ввести санкции по проекту «Северный поток-2» канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что газопровод будет достроен. «Правительство Германии намерено достроить газопровод «Северный поток-2», несмотря на противодействия США (…) Экстерриториальные санкции американцев мы считаем незаконными», — заявила глава немецкого кабинета министров.

Ответная изоляция

Движение в Европе началось, но тишина, которую выдерживает крупный бизнес в отношении западных санкции, недопустима. Пора понять, что переориентация на китайский и индийский рынки — не есть панацея. Европейский рынок был и остается одним из крупнейших, и отказываться от потенциальной прибыли, от реализации торгово-промышленных интересов — вряд ли стоит.

«Нам необходимо в лице всего российского торгово-промышленного сообщества, а также на уровне правительства страны дать четкий сигнал европейскому истеблишменту, что России нужен европейский рынок и дать понять, что будущее Европы невозможно без России. Если правовые инструменты не работают, то необходимо формирование мирового общественного мнения, — считает Алексей Мухин. — Они пытаются изолировать то Иран, то Северную Корею, то Россию, то КНР, но эти инструменты обернутся против них самих. Возможно, безболезненным выходом их этой непростой ситуации будет постепенная изоляция самих Соединенных Штатов со стороны других государств».

Против санкций же следует использовать не политические, а юридические методы. «Они имеются в арсенале российских компаний и уже попадают в цель, — говорит Николай Злобин. — Олег Дерипаска, например, обратился в американский суд, начал нанимать юристов и доказывать незаконность тех или иных действий по отношению к его компании, к нему самому. И многие вещи ему удалось отстоять».

Источник

Санкции с обратным эффектом

Чем грозят санкции сша. Смотреть фото Чем грозят санкции сша. Смотреть картинку Чем грозят санкции сша. Картинка про Чем грозят санкции сша. Фото Чем грозят санкции сша

Потенциальные санкционные инициативы в отношении России, которые рассматриваются в конгрессе США, например запрет на инвестиции в российский госдолг, вряд ли способны принести нужный результат Соединенным Штатам, поскольку российская экономика сейчас находится в гораздо лучшей форме, чем во время первоначальных санкций в 2014 году. Такой вывод делает Институт международных финансов (IIF, базируется в Вашингтоне и представляет интересы ведущих мировых банков) в докладе «Дело об американских санкциях против России» (The Case of U.S. sanctions on Russia; есть в распоряжении РБК).

Как отмечает IIF, экономика России за последние годы выстроила крепкую систему защиты от внешних потрясений, опорами которой являются:

В январе 2020 года Минфин России удовлетворил рекордную заявку на продажу ОФЗ на 58 млрд руб. Покупателем всего объема выступил иностранный инвестор, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, не раскрыв имени покупателя.

Непредсказуемые последствия

«Новые санкции вряд ли навредят России и при этом будут иметь значительные непредусмотренные и неопределенные последствия для рынков», — говорит заместитель главного экономиста IIF Элина Рыбакова.

В январе 2018 года Минфин США выступил с рекомендацией не вводить санкции против российского суверенного долга, поскольку они могут привести к негативным побочным эффектам для глобальных рынков. Администрация США по-прежнему не поддерживает полноценные санкции против российского госдолга, следовало из письма Госдепартамента в комитет сената по международным отношениям, направленного в декабре 2019 года. Но в августе 2019 года США ввели ограниченные санкции против российского госдолга, запретив своим инвесторам участвовать в первичных размещениях российских госбумаг в иностранной валюте (сделки на вторичном рынке с любыми госбумагами, а также первичные покупки ОФЗ не были затронуты этими санкциями). Конгресс США продолжает рассматривать законопроекты, содержащие запрет для американцев инвестировать в новый российский госдолг независимо от валюты выпуска.

Замминистра финансов Владимир Колычев заявил, что весомое присутствие иностранных инвесторов на рынке российского госдолга является страховкой от возможных санкций, потому что такие действия вызовут потери для иностранных инвесторов. «Тот момент, что наши финансовые рынки глобально интегрированы, дает нам определенную страховку», — отметил Колычев в октябре 2018 года.

Американцы инвестируют в ОФЗ

Как следствие, санкции против рублевого госдолга «вероятно, возымеют больший эффект на американских инвесторов по сравнению с другими международными игроками», резюмирует IIF.

Плюсы от санкций

В случае ужесточения санкций против российского госдолга, вплоть до возможного требования к инвесторам США избавиться от всех российских госбумаг в течение определенного периода, американские держатели бондов вряд ли найдут тех, кто согласится перекупить у них российские бумаги, и, возможно, будут вынуждены списывать эти облигации. Тем самым они непроизвольно окажут услугу России, фактически простив ей долги, рассуждают экономисты IIF. Введение санкций против ОФЗ также сыграет на руку российским банкам, в том числе государственным: они скупят бумаги со скидкой и укрепятся в своем статусе посредников при торговле ОФЗ.

Российский Минфин уже говорил, что из-за санкций заимствования в долларах для него закрыты, но займы в других валютах, в частности в евро, возможны. IIF уточняет, что теоретически Россия даже сможет продолжить занимать в долларах: во-первых, технически можно выпустить номинированные в долларах евробонды с расчетами в другой валюте. Во-вторых, Россия могла бы попробовать обойти американский запрет через доразмещение существующего выпуска (например, летом 2017 года Россия разместила долларовый выпуск с погашением в 2047 году, а в марте 2018 года доразместила его, фактически заняв новые доллары).

В феврале 2020 года директор департамента Минфина по противодействию западным санкциям Дмитрий Тимофеев сказал РБК, что гипотетическое снятие санкций с России сейчас бы могло даже негативно отразиться на российской экономике, поскольку хлынувшие потоки капитала нарушили бы стабильность платежного баланса. Он комментировал статью Financial Times, которая цитировала неназванного советника Банка России, заявившего, что российская экономика так хорошо адаптировалась к западным санкциям, что их внезапная отмена принесла бы больше рисков, чем введение дополнительных ограничений.

Источник

Краткий, неофициальный и неполный обзор санкций США в отношении России

Что представляют собой санкции США?

Санкции США являются важным инструментом внешней политики США. Несмотря на высказывающиеся сомнения по поводу эффективности и объективности санкций США, они активно используются ещё с начала XIX века. Декларируемая цель санкций является двоякой и заключается в (i) изменении политического поведения страны-объекта санкций и (ii) увеличении расходов, которые придется понести стране-объекту санкций в случае, если она продолжит «плохо себя вести».

Первый пакет санкций в отношении России был введен в 2014 году. Официальным поводом для введения санкций стали заявленная «аннексия» Крыма и дестабилизация ситуации на Украине. Одновременно с Соединенными Штатами аналогичный ряд санкционных запретов ввели Европейский союз, Канада, Австралия, Швейцария, Норвегия и некоторые другие страны. В Соединенных Штатах есть несколько правительственных учреждений, отвечающих за администрирование санкций. На практике за санкции в отношении России отвечает Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC), хотя юрисдикцией по некоторым делам, особенно когда речь идет о продукции военного и двойного назначения, может обладать другое ведомство – Бюро промышленности и безопасности (BIS).

Виды санкций против России

Существует несколько санкционных программ в отношении России.

Во-первых, это так называемый SDN (Specially Designated Nationals and Blocked Persons). Это список физических и юридических лиц, чьи активы и собственность, если они находятся на территории США или во владении американского лица, считаются заблокированными. Ни одно лицо в США, будь то физическое или юридическое, не имеет права заключать какие-либо сделки с лицом из списка SDN, если только на это не получено специальное разрешение OFAC.

Во-вторых, это SSI (Sectoral Sanctions Identifications). Природа SSI сложна. Коротко говоря, санкции SSI направлены только на отдельные отрасли. Санкции SSI направлены на энергетический сектор России в трех подкатегориях: добыча залежей углеводородов в субарктике, добыча залежей глубоководных углеводородов и залежей сланцевых углеводородов, а также связанные с этой деятельностью услуги и поддержка. Санкции SSI также применяются к некоторым финансовым сделкам и операциям c ценными бумагами, ограничивая некоторым российским финансовым учреждениям возможность брать кредиты на западных рынках.

В-третьих, это санкции, связанные с Крымом. По общему правилу, любые сделки между США и лицами на территории Крыма запрещены, за исключением ограниченного объема гуманитарных и частных некоммерческих сделок на основании генеральных лицензий OFAC.

В-четвертых, это санкции, предусмотренные Законом США «О противодействии противникам Америки посредством санкций» от 2017 года (CAATSA), который, в частности, направлен на близких к Кремлю олигархов, на оборонный и разведывательный секторы, кибербезопасность, а также на третьих лиц (нерезидентов США), заключающих «существенные» сделки с российскими лицами под санкциями.

Существует широкий спектр санкций, администрируемых BIS, Государственным департаментом и другими государственными органами США, но для целей настоящего обзора они имеют меньшее значение. Эти санкции применяются в конкретных случаях и могут быть рассмотрены отдельно, если это необходимо.

Кого могут затронуть санкции США?

Проще назвать, кого не затрагивают санкции США. К ним относятся: (i) российские физические лица или российские компании, которые осуществляют операции только в российских рублях, не заключают сделок и не имеют связей с нероссийскими сторонами, не выезжают за границу, не имеют иностранных руководителей, сотрудников или бенефициаров, или (ii) иностранные (нероссийские) компании и физические лица, не имеющие никаких связей с Россией, прямых или косвенных.

Те, кто не подпадает под одну из двух указанных выше категорий, могут быть затронуты санкциями США. Это может произойти не только из-за прямого нарушения санкционного режима, но также из-за косвенного нарушения санкций по неосторожности или в результате попытки обойти санкции.

Косвенное нарушение санкций может иметь место из-за так называемого экстерриториального применения санкций США. Это означает, что американское лицо (физическое или юридическое) должно соблюдать санкции США независимо от его/ее местонахождения. В некоторых случаях это может вызвать прямой конфликт интересов. Наглядным примером является ситуация, когда сотрудник из США работает на российскую компанию (или ее дочернюю компанию), на которую OFAC налагает санкции. С одной стороны, этот человек обязан хорошо выполнять свою работу. С другой стороны, будучи гражданином США, ему/ей необходимо сделать все возможное, чтобы обеспечить блокировку/заморозку всех активов и собственности своего работодателя.

Другим примером экстерриториального применения санкций США являются так называемые вторичные санкции. Согласно CAATSA, к иностранному лицу могут быть применены санкции, если он/она содействует значительной сделке с лицом, на которое наложены санкции США, введенные в отношении России, или с его ребенком, супругом, родителем, родными братом или сестрой этого лица. Внеся в список SDN Китайский Департамент разработки оборудования и его директора Ли Шанфу на основании правила вторичных санкций CAATSA, OFAC создал первый тревожный прецедент экстерриториального применения американских нормативных правил к лицам из третьих стран. Это является основным фактором риска при ведении бизнеса с Россией, особенно для европейских и азиатских партнеров.

Существует еще одно обстоятельство, усложняющее ситуацию. Как следует из определенной судебной практики, существует риск того, что попытка применить санкции США в России может повлечь за собой ответственность для сторон, так как санкции Запада понимаются как противоречащие основам публичного порядка в России, а, следовательно, незаконны ab initio. Будучи вынужденным применить санкции США с одной стороны, и не применять их с другой, бизнес может оказаться между молотом и наковальней.

Кроме того, санкции США применяются не только к тем, кто непосредственно включен в списки SDN/SSI, но и к тем компаниям, в которых прямо или косвенно участвуют лица из этих списков на 50 или более процентов (так называемое Правило 50%). В некоторых случаях, для того чтобы выяснить, находится ли какая-либо конкретная компания под санкциями, может потребоваться значительное время, поскольку косвенный контроль может быть не столь очевидным.

Что делать?

Во-первых, не паниковать. Режим санкций США в отношении России не является всеобъемлющим и ориентирован только на отдельные отрасли. Существуют «комплексные» санкционные режимы для других стран, таких как Иран, Судан, Сирия и т. д. Основной принцип этих санкционных режимов заключается в том, что запрещено все, что прямо не разрешено. Хотя санкции США и других стран остаются на сегодня фактором риска, их не следует воспринимать как полный запрет на ведение бизнеса в России.

Во-вторых, мы рекомендуем правильно оценить связанные с санкциями риски. Оценка риска может включать перекрестную проверку сторон в отношении санкций (особенно с учетом Правила 50%), анализ соответствующих договоренностей с точки зрения потенциального воздействия на них санкционных запретов, анализ санкционных оговорок в контрактах и другие юридические действия, способные выявить и оценить санкционные риски. Кроме того, на сегодняшний день в крупных компаниях принято разрабатывать внутренние правила и политики по санкционному комплаенсу.

Мы надеемся, что эта статья окажется полезной, хотя она и описывает достаточно базовые положения санкционной темы. Главное – понимать, что, несмотря на давление санкций США, иностранные и отечественные компании все же могут успешно работать в России. При этом ключевая необходимость для бизнеса заключается в том, чтобы знать, какие санкционные положения применимы в конкретных случаях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *